Семаргл, Симаргл - в бог славянской мифологии. Огненный пес

Ни один другой бог славянского пантеона не вызвал между историками столько споров, сколько Семаргл (Симаргл, Семаръгл). Споры ведутся обо всем – начиная с его происхождения и заканчивая внешним видом. Кто-то полагает, что за этим именем скрывается крылатый пёс. Другие считают, что он является не богом, а существом более низкого порядка, вроде лешего или водяного. Некоторые вообще утверждают, что Семаргл стал результатом ошибки при переписывании древних рукописей.
Но все-таки, нужно учитывать тот факт, что, согласно "Повести временных лет" в Киевском пятибожии, куда были включены наиболее известные и могущественные боги, нашлось место и Семарглу. Это позволяет отбросить версию о том, что он относился к категории существ, вроде лешего. Кроме того, славяне не знали ни одного бога, существовавшего в облике животного. Да, превращаться в то или иное существо могли почти все, а может и все. Но основной их облик остаётся антропоморфным. Поэтому отринем иные версии, рассматривая в качестве основной ту, что наши предки действительно знали Семаргла, причем в виде могущественного бога. Впрочем, не исключено, что он мог превращаться в крылатого пса, подобно тому, как Велес мог превращаться в медведя или тура.
К сожалению, единственное, что дошло до нас из глубины веков сравнительно достоверно – это имя Семаргла. Род его занятий, увы, полностью утерян. Даже в сказках, поговорках, заговорах и песнях не осталось строчек, более или менее точно указывающих на то, за что наши предки столь высоко почитали этого бога. Поэтому перечислим лишь наиболее вероятные версии.
По одной из них, именно Семаргл является хранителем семян. Благодаря ему они могут пережить под снегом самую суровую зиму, чтобы по весне, как только снег сойдет и земля прогреется, взойти, покрыть поля зелёным ковром, обеспечивая кормом всю скотину и диких животных, от которых напрямую зависит жизнь всего человечества.
По другой версии Семаргл выступает в роли бога огня. Существует даже теория, что Семаргл родился из искр, когда кузнец Сварог ударил молотом об Алатырь камень. Впрочем, это не повод вписывать этого бога в ряды Сварожичей, как нередко делают многие.
Наконец, некоторые историки проводят прямую параллель между Семарглом и Меркурием. Семаргл жил не на небе, как другие боги, а среди людей. Таким образом он мог общаться с нашими предками, передавая им волю богов, а также предупреждать о любых опасностях. Конечно, это серьёзный повод для того, чтобы высоко чтить могущественного бога и вписать в ряды важнейших для наших предков. Увы, на фоне такой близости с простыми людьми особенно странным кажется тот факт, что в прибаутках, сказках и заговорах совершенно не встречается его имя.

Другая трактовка Славянского бога Семаргла.

Бог Семаргл – Воин-Сварожич, Бог Огня, Небесный гонец, Охранитель Земли Русской. Семаргл был вызван к жизни ударом магического молота Сварога о камень Алатырь.

Божественные искры разгорелись горячим пламенем, в котором был виден огненный Бог Семаргл. Он появился верхом на златогривом коне сверкающей серебряной масти. Жаркие языки пламени окутывались густыми клубами дыма. Именно густой дым с тех пор стал его знаменем.

Там, где Бог Семаргл проезжал на своем коне, оставалась выжженная земля. Сила Семаргла столь огромна, что не всякий из Богов рискнет с ним бороться. Однако, чаще Семаргл выглядел спокойно, тихо и мирно. И только в битве с врагами он перевоплощался и становился столь страшен и опасен, что враг без раздумий предпочитал позорное бегство с поля боя, чем встречу с безудержной яростью и силой Семаргла.

Семаргл, с огненным мечом в руках, постоянно стоит на страже земли Русской. Появляется он и в образе крылатого пса. Никто не может пройти мимо него незамеченным.

Бог Семаргл является одним из праотцов человечества. Мужчина и женщина возникли из Огня-Любви, разгоревшегося между двумя палочками.

Жена Семаргла красавица Купальница целый год ожидает на свидание своего дорогого супруга. В день осеннего равноденствия Семаргл покидает свой пост и спешит в жаркие объятия Купальницы, а ровно через девять месяцев у Них появляются дети – и Кострома.

Обширный и богатый пантеон славянских божеств можно разделить на две основные группы – боги солнечные и боги функциональные. Каждый из богов имел свои обязанности и сферы влияния. Семаргл (по другой версии написания Симаргл) относится ко второй группе богов, наравне со Стрибогом, Велесом, Перуном и другими. Его основная сфера ответственности – стихия огня.

Семаргл считается покровителем первородного огня, самым старшим из Сварожичей (сыновей бога Сварога). По одной из легенд огненный бог самым первым появился на свет из «божественной искры», которую Сварог высек божественным молотом из магического камня Алатырь.

Согласно мифам и сказаниям, бог Семаргл долгое время выступал в качестве защитника Прави (божественной обители) от сил тьмы и зла. Когда он появлялся на поле боя, силы других богов усиливались многократно.

Также Семаргл объединил богов в битве против Чернобога, а воинская доблесть огненного божества нисколько не уступала прославленному брату – громовержцу Перуну. Впоследствии наши предки стали устанавливать идолы Семаргла на капищах справа от алтарей Перуна – в знак почтения к силе и мощи бога огня.

О происхождении имени бога Семаргла есть несколько гипотез. Одна из них гласит, что оно представляет собой симбиоз двух имен – «Сима» и «Регл». Так звали древних богов, покровительствовавших огню и имевших ассирийские корни. Им в древности поклонялись славяне в причерноморских землях.

Вторая теория на сегодняшний день считается наиболее достоверной. Согласно ей, имя Семаргла было позаимствовано славянами у древнеиранского божества Симурга, представлявшего собой огненную птицу.

Еще одна экзотическая версия уходит корнями в индоарийский эпос, где прообразом Семаргла выступает огненный бог Агни , которого именовали «семипламенным». Из сочетания этих слов и могло появиться имя славянского божества. Однако эту версию нельзя считать полностью достоверной, она происходит исключительно из единичных исследовательских суждений.

Функции славянского божества

Одна из главенствующих функций бога Семаргла – хранение и поддержание жизнеродящего огня Инглия. За это он получил еще одно имя – Огнебог. Славяне почитали его в частности, как хранителя домашнего очага.

Семаргл являлся богом-вестником, передающим послания других божеств в Явь (человеческий мир). Возможность сообщать вести из одного мира в другой отличала его от большинства других божеств пантеона. В какой-то степени эта способность делает бога огня схожим с греческим Гермесом.

Также Семаргл считается покровителем плодородия и, по преданиям, мог вылечить тяжело болеющего человека.

Если начинался жар и лихорадка, то славяне верили, что это именно огненный бог прогоняет болезнь из тела, помогая скорее прийти в себя и выздороветь.

Есть еще одна достаточно интересная трактовка образа Семаргла, согласно которой он выступает как божество, ответственное за смерть . Возможное объяснение этому заключается в том, что огненный бог покровительствовал плодородию и времени, когда собирали урожай, а земля и все живое на ней погружалось в долгий холодный сон до весны. Этот период ассоциировался со смертью – неизбежным элементом круговорота всего живого.

Особо Семаргл благоволит людям, родившимся в чертоге змея – согласно славянскому гороскопу, это период времени с 24 ноября по 17 декабря.

Бог огня считался покровителем чистоты и новой жизни. Так, огонь у славян символизировал очищение, поэтому существовали традиции сжигать старые вещи, желая избавиться от прошлого и подготовить себя к чему-то новому.

Внешний вид и атрибуты

На славянских артефактах, датируемых 9-11 веком Семаргл изображался в виде собаки с крыльями, напоминающей грифона , часто с пламенем, исторгаемым из пасти. Обычно такие изображения находились в кругах из сакральных символов и использовались в качестве амулетов.

  • По поверьям, бог огня имел способность менять свой внешний вид и представать перед людьми в различных ипостасях. Он мог явиться как в образе молодого или средних лет человека в доспехах, по некоторым преданиям, его окружали языки пламени.
  • Еще один образ, соответствующий Семарглу – огненный крылатый пес. А у восточных славян, в том числе у чехов, он мог изображаться похожим на дракона.
  • Священное животное огненного божества – сокол. С ним ассоциировались мистические птицы Финист и Рарог, символизирующие воинское сражение и победу.

Место Семаргла в обители богов – Чертог Небесного Змея , который находится в круге Сварога. Бог огня – покровитель чертога, где он и поддерживает священный небесный огонь.

К другим атрибутам, посвящаемым этому божеству, относятся костры, факелы и свечи, которые размещали на молельнях и капищах. В качестве требы (подношения) он принимал только бескровные жертвы – хлеб, масло и свечи из воска.

Важно ! Существуют изображения, на которых в руках бога Семаргла находится огненный меч. Некоторые исследователи считают, что впоследствии, после крещения Руси, этот символ стал атрибутом архангела Михаила.

Символы

Основной символ, используемый в качестве оберега, посвященного богу Семарглу – это непосредственно изображение крылатого пса. Его чеканили на металлических амулетах в окружении орнамента из растительных элементов, трав и листьев. Такой талисман считался надежной защитой от любых бед и невзгод. Другой часто изображаемый символ – огненная птица Рарог . Ее изображали на своих знаменах воины – считалось, что божественный сокол принесет победу в сражении.

Еще один талисман Семаргла называется «небесный огонь». Он представляет собой косой крест, напоминающий букву «Х» с поперечными прямыми чертами в центре лучей. Этот амулет использовали в следующих целях:

  • защита от нечистой силы и сглаза;
  • предотвращение пожаров;
  • защита владельца от неудач и козней врагов;
  • предохранение от стихийных бедствий.

Семарглу была посвящена руна Волка . Она выглядит как квадрат с лучами, уходящими под углом в стороны. Такую руну носили на себе в качестве талисмана те, кто хотел получить смелость, отвагу и благородство. Она обладает уникальной и очень сильной энергетикой и также использовалась в качестве защитного символа.

С богом Семарглом также ассоциировались любые изображения огня, они могли быть вырезаны на предметах обихода, вышиты на одежде или отчеканены на украшениях.

Как сделать и зарядить оберег?

Славянские обереги предпочтительнее всего делать из природных материалов , амулет бога огня не будет исключением. Лучше всего подойдет металл, дерево, кость или натуральная ткань.

Внимание ! Подобные амулеты наши предки не делали для себя, оберег следовало получить в дар от близкого, дорогого человека. Считалось, что такая защита будет гораздо сильнее.

Для того чтобы талисман имел силу, его необходимо очистить и зарядить. Очищение производилось при помощи воды, соли и огня :

  1. Подготовленный амулет помещают под холодную проточную воду (лучше всего подойдет родник или ручей, но в критической ситуации можно использовать любую емкость с чистой водой).
  2. Далее в воду нужно бросить несколько кристаллов соли.
  3. Через несколько часов талисман извлекают из воды, тщательно протирают белой натуральной тканью и проводят над пламенем свечи, представляя образ бога-покровителя.

Далее требовалось зарядить амулет энергией бога. Для этого нужно в одиночестве прийти в спокойное место, развести костер или поставить восковую свечу и произнести желаемую цель вслух, обратившись к Семарглу с просьбой о помощи и защите. После этого оставляют небольшое подношение в виде хлеба или воска. По славянским поверьям, требы для солнечных и огненных богов кидали прямо в огонь , где они должны полностью сгореть до пепла.

После такого несложного ритуала оберег наполнится силой и будет готов к использованию.

Праздники, связанные с божеством

Семаргла чествуют трижды в год :

  • 14 апреля – день огненного бога;
  • 7 июля – Купальская ночь;
  • День весеннего равноденствия.

Для каждого праздника предусмотрены свои традиции. Так, 14 апреля, в день, посвященный только богу Семарглу, считалось, что огненный покровитель топит снег на полях и начинает заботиться об урожае. Славяне стремились помочь богу в этом – на полях разжигали костры и тщательно следили, чтобы они не погасли как можно дольше.

В некоторых областях из домов выносили угли и раскладывали на земле в тех местах, где позднее будут посевы.

Интересно : существовала примета для девушек, что в день Семаргла нужно подшутить над девятью молодцами – если сделать это, то будущий муж никогда не будет изменять.

В Купальскую ночь разжигались костры, молодые люди прыгали через них, водили хороводы и приносили требы божествам. Считалось, что купальский огонь находится под надзором Семаргла, он обладает очистительной силой и защищает от любого зла. Парни и девушки прыгали через костры, взявшись за руки – если в прыжке руки не разъединились, это считалось добрым знаком и предсказывало скорую свадьбу.

В День весеннего равноденствия прощались с зимой и сжигали в огне чучело Зимы-Морены. В этот праздник также возносились молитвы Семарглу – крестьяне просили у него тепла и доброго урожая.

Образ огненного бога прослеживается во многих культурах и, как правило, обладает схожими чертами и свойствами. У славян он принял образ крылатого огненного пса Семаргла , хранителя огня и защитника людей и богов. И по сей день в традиционных праздниках можно увидеть отголоски тех времен, когда наши предки почитали огненного бога.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео, в котором подробно рассказывается о славянском боге Семаргле:


Для того, чтобы понять, что из себя представлял бог Семаргл, стоит для начала разобраться в происхождении самого имени божества. Как всегда, исследователи не могут прийти к единому заключению и выдвигают отличные друг от друга теории. Давайте рассмотрим несколько таких теорий.

Итак, согласно первой теории Семаргл — это вообще симбиоз двух богов, Симы и Регла. Подтверждением для этой теории служит исторический трактат «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере», где указано, что древние славяне верили и в Симу, и в Регла. Исследователь Иван Забелин предполагал, что эти божества имели ассирийское происхождение и были позаимствованы древними славянами у жителей южного Черноморья и Киммерийского Босфора. Эти боги подразумевали поклонение огню.

Вторая теория гласит, что Семаргл, или Симаргл был семиликим божеством, и олицетворял он собой солнечного бога Ярилу, с семью головами. В доказательство этой теории выступает исследователь Фаминцин, который предположил, что буквы «г» и «ь», которые использовались в некоторых исторических работах при написании имени божества (Си(ь)марьгл), были ошибками, допущенными переписчиками. Вместо них должна была быть буква «ы», которая читалась, как «еры». Если принять во внимание это суждение, то истинное имя бога должно звучать, как Сима Ерыла. Вот тут есть один нюанс: слово «Сима» может иметь два варианта происхождения. Первый — это древне сабинское слово Semo, что означает «полу божественный», «гениальный». Второй вариант подразумевает происхождение слово «Сима» от числа семь, то есть Семи Ярило. Замену гласной буквы в написании корня, исследователи объясняют всё также — ошибкой переписчиков.

Третья теория самая укоренившаяся среди историков и исследователей. Якобы само божество Семаргл, было заимствовано древними славянами из иранской мифологии и прототипом ему послужил бог Симург. Это мифическое существо, птица очень похожая на грифона. Основой для образа этого божества послужил Сэнмурв — крылатая собака. Данная теория о происхождении славянского бога принадлежала советскому историку, Елене Тревер.

Бог Семаргл у славян. Функции и обязательства.

Вообще, в славянской мифологии Семаргл — это огненный, солярный бог. Часто его упоминают, как Огнебога. С чем это связано спросите вы? Так вот, дело в том, что по представлению многих, бог Семаргл являлся защитником и хранителем первозданного огня (Инглия). Так же, он служил богом-вестником между мирами. Существует множество преданий, согласно которым, бог Семаргл не раз помогал тем, или иным обитателям мира Прави, в битве против тёмных сил. Богу Семарглу приписывают ещё одну особенность: так, как он был хранителем первозданного небесного пламени, он мог передать его мощь своим соратникам в час нужды и битвы. Поэтому появление бога Семаргла на поле сражений приумножало силу Ирийских богов. Он служил словно аккумулятором всех божественных сил, которые воссоединяясь с небесным огнём, передавались обратно другим богам. Так одно из преданий гласит, что бог Семаргл сражался вместе со Сварогом Праотцом, в изначальной битве между силами добра и зла. Эта легенда повествует, что именно Семаргл объединил силы Даждьбога, Стрибога и Хорса, чтобы нанести сокрушительный удар Чернобогу.

До рождения громовержца Перуна, бог Семаргл выступал в роли защитника мира Прави. Судя по всему, Семаргл — бог воин, который способен сражаться. Многие считают, что он ничем не уступал своему брату Перуну. В этом убеждении есть своя доля правды, ведь историки уверяют, что обычно кумир Семаргла стоял по правую сторону кумира Перуна. Это не может быть обычным совпадением. Скорее всего, так древние славяне выказывали своё уважение воинской доблести Семаргла.

Но вместе с этим, обязанности бога Семаргла не ограничивались только участием в сражениях и приумножении сил Ясуней. Он был божественным вестником между мирами. Здесь конечно можно найти некое сходство между славянским божеством и греческим богом-вестником Гефестом, и это не спроста. Вообще в ведическом эпосе существует бог-вестник Агни (слово огонь не случайно похоже на имя этого божества) и он служит своего рода прототипом для образа бога Семаргла. Слишком много совпадений: бог Агни, так же как и Семаргл, является огненным богом. В мифологии других народов так же можно встретить похожих богов. Это и римский Плутон с Вулканом, и кельтский бог Гоибниу, и индийский Тваштар, и скандинавец Локи и балтийский Габия наконец. Чтобы не запутать читателя окончательно, я немного поясню, на чём именно основывается родство этих богов.

Если всё-таки допустить, что теория историка Елены Тревер, насчёт иранского происхождения бога Семаргла правдива, то стоит пояснить

чем занимался иранский прототип нашего божества. Бог Симург в иранской мифологии считался хранителем Древа Жизни, где хранились семена всех растений. Этот крылатый пёс, выступал у иранских племён, как божество плодородия. Именно этим объясняется и роль вестника, и посредника между богами и людьми: Симург охранял семена растений, а после слетал с небес на землю, и приносил на неё жизнь и плодородие. Это перекликается с ведическим образом бога Агни. Кстати изображения псов с крыльями, в окружении растений и цветов, служило сюжетом для многих изделий русского прикладного ремесла, которые датируются одиннадцатым веком. Археологами было найдено множество украшений и вещей быта с изображением подобных существ, окружённых орнаментом растительности. Изображение подобного мифического пса с крыльями даже можно встретить в Суздале, на воротах одного из храмов.

Подобное описание Семаргла, во многом перекликается с образом славянского бога Переплута. Многие полагают, что Семаргл и Переплут — это одно и тоже божество. Сторонники этой теории, утверждают, что таким образом можно проследить родство славянского божества с греческим богом Плутосом и римским Плутоном. Первый является покровителем богатства, и это совместимо с понятием плодородия в древности. Второй бог являлся покровителем загробного мира. Все эти три божества совмещаются следующим образом: первозданный огонь есть источник всего живого во вселенной, и он горит на Древе Жизни, на котором хранятся семена всех растений. С наступлением весны, семена осыпаются на землю и произрастают там, чтобы осенью дать плоды. Осень - это пора урожая, то есть плодородия, за которым неизменно грядёт увядание и смерть, до новой весны.

Таким образом, славянский Семаргл, выступает богом плодородия, который неразрывно связан с землёй. Вот тут мы плавно и подходим к теории родства Семаргла с греческим богом Гефестом и кельтским божеством Гоибнию. Согласно этой теории, имена этих двух божеств сочетают в себе древнее обозначение земли «геб». В имени славянского божества присутствует этот же корень, но только в переводе и звучит он, как «зем». Со временем этот корень претерпел изменения и стал звучать, как «сем».

Интересные теории, ничего не скажешь. Автор не станет утверждать, что это непреложная истина, сами историки разобраться не могут, а автор и подавно, ибо он простой и скромный человек. Но давайте поговорим и о других возможных функциях этого славянского бога.

Семаргла называют богом Луны. Якобы он не позволял злу проникнуть в наш мир и каждую ночь, вооружившись объятым пламенем мечом, нёс свою службу. Здесь можно проследить поразительное сходство между этим языческим божеством и образом христианского архангела Михаила, который так же вооружён Огненным мечом, и возглавляет небесное воинство. Кстати существует ещё одно интересное утверждение, якобы бог Семарг тесно связан с образом другого архангела — Габриеля, в основе имени которого, лежит всё тот же корень «геб». Однозначно интересные теории.
Существует поверье, что древние славяне избегали частого упоминания имени бога. Основывалось это поверье на том, что якобы Семаргл жил среди смертных, и без их слов ведал, что творилось с ними. Бога Семаргла так же почитали, как покровителя семейного очага. А ещё верили, что когда человек был болен и горяч, то это дух бога Семаргла теле больного боролся с хворью всякой.

Родословная бога Семаргла и его семья.

Согласно преданию, бог Семаргл, был сыном бога Сварога. Некоторые утверждают, что он был рождён из первой искры, что полетела от Алатыря камня, когда Сварог молотом своим по нему ударил. Во всяком случае Семаргла относят ко второму поколению Ясуней. Согласно преданию, первая искра, озарило всё вокруг невиданным светом, и из света того появился, подобно светилу бог Семаргл, верхом на скакуне, с золотой гривою и гладкой, посеребрённой шерстью. И свет, тот разогнал тьму, и продолжил Сварог ковать мир да сыновей своих из искр высекать. Легенда гласит, что дым стал вестником приближения огненного бога, а там, где он проезжал там, след чёрный оставался, настолько велика была мощь огня его.

Бога Семаргла связывают с днём летнего солнцестояния. Согласно преданию, однажды на берегах священной реки Ра (нынешней Волги), бог Семаргл повстречал прекрасную богиню Купальницу, и настолько хороша собой была она, что сразу же в сердце запала Огнебогу. Да только, не мог он быть с возлюбленной своей, ибо долг его был велик — охранять огонь небесный и Солнце. Много печали и горя хлебнули влюблённые в разлуке, но однажды, не выдержал Семаргл, тоски, что сердце его съедала, и бросив свой меч огненный, он помчался на берега реки священной. В ту ночь, когда познали друг-друга Купальница и суженый её Огнебог, тьма стала равной свету и назвали этот день Осенним Равноденствием. Спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния у влюблённых богов родились близнецы: сын Купала, да дочь Кострома.

Образ бога Семаргла.

Бытовало мнение, что бог Семаргл был склонен менять свой облик и приобретать вид совершенно разных существ. Так, например, он мог явиться людям в образе бравого воина, средних лет, или достаточно молодого, одетого в блистательные доспехи и объятым языками Ирийского огня. Если брать теорию о родстве славянского Семаргла с иранским Симургом, то ещё одним образом, которое принимало это божество был крылатый пёс. Мы уже упомянули, что подобные изображения крылатой собаки в окружении растительности, были изображены на образцах русского прикладного искусства. Так же символами этого бога являлись Рарог и Финист. Первый из них является огненным соколом, знаменующим победу, а второй соколом, знаменующим саму битву. Неразрывно образ славянского бога Семаргла, так или иначе связан с битвами и противостоянием со злом. Мирный воин, одним словом. Согласно чешским поверьям, бог Семаргл, также мог принять облик огнедышащего дракона, чья грива объята невероятным сиянием.

Бог Семаргл — поклонение и восхваление.

Судить о том, как именно поклонялись богу Семарглу весьма трудно, так, как до нас почти не дошло никаких исторических сведений. Известно, что с реформой князя Владимира, поклонение богу Семарглу приобрело новый уровень, так как многие исследователи утверждают, что до этого Семаргл считался второстепенным божеством и скорее выступал в роли дополнения для богини плодородия Мокоши. Благодаря князю Владимиру, кумир Семаргла был воздвигнут по правую сторону от кумира бога Перуна, что только подчёркивало признание этого бога, как одной из центральных фигур языческого пантеона древних славян. Упоминание имени бога Семаргла можно встретить в разных православных поучениях против язычества, и эти работы датируются XII-XIII вв. Но уже с наступлением четырнадцатого века, всякое упоминание о подобном божестве исчезает, поэтому доказывать что-либо очень сложно.
Что же касается празднований в честь бога Семаргла, то эта тема является более раскрытой. В целом упоминание бога Семаргла происходило на каждом празднике, который был посвящён плодородию и связан со стихией огня, так как она являлась главенствующей в славянском волхвовании. Поэтому чаще, под это описание попадали весенние и осенние праздники. Так, например, по утверждению некоторых 22 марта, богиня Мара сгорала в очищающем пламени бога Семаргла, который заставлял последние снега таять. Таким образом, бог Семаргл освобождал землю для весенних богинь. Есть и второй утверждение, якобы процесс исчезновения последнего снега, приходился на 14 апреля.
С именем бога Семаргла так же связанны праздники осеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Первый праздник посвящён встрече и соитию бога Семаргла с его любимой богиней Купальницей. Это единственный день, согласно легенде, когда бог Семаргл может оставить свою небесную обитель и увидеться со своей супругой. Второй праздник знаменует рождение детей бога Семаргла — дочери Кострома и сына Купала.
Чествование бога Семаргла тесно связано с русалиями- праздниками, которые были посвящены русалкам. Эти создания представлялись людям в образе прекрасных крылатых дев. Они орошали землю росой перед рассветом и делали её плодородной. Дело в том, что перед посевом поля выжигали и удобряли золой. Именно эта земля орошалась росой и становилась мягкой для того, чтобы принять новые семена. Поэтому тандем русалок и бога Семаргла символизировало переплетение огненной и водной стихии для рождения жизни.

Символика бога Семаргла.


Символом бога Семаргла считается само пламя — первозданное и очищающее душу от всех пороков. Вне зависимости от религиозных конфессий, огонь всегда оставался священной стихией. Открытый огонь не только согревает человека, но и дарует ему ясность разума, очищая душу от всех сомнений и греховных помыслов. Огонь вдохновляет людей на поступки, которых до этого они бы не совершили. Первозданный огонь горит не только физически, но и в сердце каждого человека. Это то, что мы люди, привыкли называть отвагой и храбростью.


Выделяют три вида огня. Первый вид — это огонь, который разожгли голыми руками, путём трения двух кусков дерева. Этот огонь считается особенным, он использовался для розжига праздничных, или целебных костров. Такой ритуал позволялось проводить лишь пожилым мужчинам. Второй вид — это огонь, зажжённый огнивом. Обычно подобное пламя использовали для бытовых нужд. Третьим видом огня был огонь, который появился от удара молний. Его считали божественным. Он мог быть двояким, или карающим неверных, или изгоняющим бесов и прочую нечисть.
Вообще прыжки через костёр, хороводы вокруг костров, посиделки у костра — это способ очищения душы и тела, к которому прибегали наши предки. Древние славяне верили, что у пламени было семь глав и каждая из них была ангирасом (предшественник нынешних ангелов) — силой, что выступала помощником и посредником. Именно отсюда берёт своё начало теория о семиглавом боге Семаргле.
Существует поверье, что по воле бога Семаргла, из его пламени рождаются ящерицы саламандры, которые могут свободно пересекать любые пространства и вызывать пожары там, где живут злые люди.
В качестве руны бога Семаргла выступала руна Волка. Её иногда называли руной Семаргла. Эта руна представляет собой квадрат, чьи два луча пересекают друг-друга и расходятся в разные стороны. Трудно судить о том, какую именно смысловую нагрузку несёт в себе эта руна, но стоит вспомнить, что волк почитался у древних славян, как благородное животное. Его не убивали, но находя мёртвого на лесной тропе, считали удачей, а волчьи зубы использовались в качестве оберегов и украшений. Волк почитался, как защитник, и как проводник душ в загробный мир. А ещё образ волка был неразрывно связан с луной, чьим богом являлся Семаргл. Вообще в качестве знака бога Семаргла, могло выступить любое изображение пламени.

Семаргл (Симаргл) – славянский Бог Огня, один из стихийных Богов, живущих в мире Яви. Семаргл был не только Богом огненной стихии. Славяне считают Семаргла Богом, оберегающим посевы. По поверьям, именно Бог Огня сжигает последний снег на полях, после чего славяне начинают обрабатывать землю. Семаргл – один из Богов-воинов, защитников Яви. Его огненный меч помогает побороть всякое зло, а силу огня славяне призывают в обрядах очищения. Здесь огонь родственен с солнцем – так же боится его всякое худо.

Семаргла часто представляют в образе крылатого пса. Именно такие изображения Бога встречаются на старинных украшениях. Ещё одно воплощение Бога – огненная птица Рарог.

Оберег – символ Бога Семаргла

Со славянским Богом Огня, Семарглом, связывают несколько символов. Прежде всего, изображения крылатого пса , которые встречаются на старинных русальных браслетах и других оберегах. Ещё один вариант изображения Семаргла – огненная птица Рарог .

Есть и знак, посвященный Богу Огня. Он называется Огонь Небесный и напоминает искры костра. Обереги Семаргла носят для защиты от зла, особенно от нечистой силы . Славяне верили, что символ Бога Огня способен прогнать нечисть подобно тому, как это делает костер. Второе значение символа – оберег для защиты от неудач, стихийных бедствий, особенно от пожаров .

Атрибуты Бога Семаргла

Животное – крылатый пес.

Птица – Рарог (птица с огненными крыльями)

Геральдика, предметы – костер, пламя свечи.

Треба (подношение) – свечи, выпечка, масло.

Семаргл в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Бога Семаргла изображен один из его символов – Огонь Небесный.

Номер Резы – 17.

Реза Бога Семаргла появляется в раскладе, когда жизнь спрашивающего стала слишком размеренной, скучной, когда человек начал бояться перемен. Семаргл приходит, чтобы принести вместе с собой бурю событий и чувств. От спрашивающего потребуется храбрость, сила, бесстрашие. Нужно суметь встретиться с огненной стихией в своей жизни, но не дать ей сжечь всё вокруг.

Подробнее о значении Резы Бога Семаргла в гадании в статье «Реза Рода Семаргл »

В славянских обрядах к Семарглу обращаются с просьбами об очищении. Этого Бога вспоминают во время обрядов на многих славянских праздниках. Каждый раз, когда в обряде разжигают костер, сжигающий всё старое, худое, здесь присутствует сила Семаргла.

Праздники, где чествуют Семаргла, Бога славян

Семаргла вспоминают в Купальскую ночь , когда огонь становится одной из значимых очищающих сил. Вспоминают его и во время Весеннего Равноденствия, сжигая чучело Морены Зимы. Но есть особый день, посвященный именно Богу Огня.

14 апреля – день Семаргла. Считается, что в этот день Бог Огня сжигает последние снега на полях, чтобы после оберегать семена до появления всходов.

- Огнебог. Огонь, Симаргл, Огонь-Сварожичь, Агни, Огнивед, Семиглавый, Огнекрылый Волк (Пёс), Воплощение Силы Сварога (Небесного Огня) на Земле, Природная Сила Мироздания. Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Мог оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя Бога Огня, скорее всего его имя было настолько свято, что его старались пореже произносить вслух, заменяя иносказаниями. В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный Бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Согласно чешским поверьям Семаргл может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Семаргл представлялся в образе птицы (обычно хищной — чеш raroh «сокол») или дракона с искрящим телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря. Образ Семаргла генетически связан со Сварогом и Рахом (Страх — Рах славянских заговоров, воплощение огненного ветра — суховея).
Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев у Семаргла и Купальницы рождаются дети Кострома и . Примерно в это время и происходит чествование Бога Семаргла. Жертвуют ему предпочтительно огнем, зажигая большие костры.
Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 22 марта в ритуальном пламени сгорает и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага.
Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птице-дев, являлись божествами орошения полей, дождями или влажными утренними туманами. Роса - не только капли охлаждённого тумана на земле и растениях, но и сам туман. Известна поговорка: «Пока солнце взойдет - роса очи выест». Вот с этой утренней влагой, очень важной для созревающих посевов, и связаны представления о русалках. Русалии праздновались в начале и в конце зимних святок, обрамляя годичные заклинания природы и судьбы о воде, обязательном условии будущего урожая.
Бог Семаргл – Бог-Покровитель Чертога Змия во Сварожьем Круге.

Оберег Чертога Змия во Сварожьем Круге

Прославление Семаргла

Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава Ему - Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером. И Ему мы даём за то, что Он творит - еду и питьё. И Его одного мы храним в пепле. И Он же восходит и горит над землёй нашей с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока Оно быками ведомо по лугам .
Приплод мы получаем по воле . И мы Его прославляем.

Символы Бога Семаргла.

Огнекрылый змей с головой сокола.Олицетворение Огня Возрождения. Старший брат Сварожича. Хранитель Радужного Моста.

Огонь как стихия

Огонь – первичная из всех Стихий. Главное же проявление огненной стихии – в солнечной энергии. Поэтому Огонь нередко считают младшим братом Солнца и от того величают Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
В переносном смысле Огонь – это та пламенная Сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою и зажигает сердца храбрых витязей.
Символы Огня – любая форма плетения, в том числе и сплетение волос, горящая свеча (лучина) и крылья.
Огонь – всесильная и загадочная субстанция. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах независимо от их религиозной принадлежности.
Чтобы быть в полной гармонии с Природой необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную лёгкость и спокойствие. Огонь является семиглавым, отсюда собственно и его имя – Семаргл. Каждая голова Семаргла – это Ангирас (современное – ангел), огненная сила-посредник между людьми и Богами.
Из языков пламени Семаргла рождаются саламандры, легендарные ящерицы, которые по воле Богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху и наказывать пожарами неугодных.
Во время прощальной огненной кроды Семаргл возносит с дымом до Междумирия, а во время жертвоприношений доносит до Богов подношения и человеческий глас.
Славяне различают три вида Огня-Сварожича:
Самым чистым считается огонь, зажжённый энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают в торжественных или чрезвычайных случаях, например, для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий и предотвращения массового падежа скота. Этот обряд исполняется только пожилыми мужчинами.
Второй вид – огонь, высеченный огнивом, зажжённый от спичек или добытый от Солнца с использованием линзы. Такой огонь используется для розжига обычного жертвенного алтарного огня, для розжига кроды и в повседневных делах (для приготовления пищи, для обогрева и т.д.).
Третий вид – это огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считается одновременно страшным, потому как часто является причиной пожаров, и чудотворным, потому как изгоняет с земли бесов и навью нечисть. Такой огонь используется в святилищах с неугасимым алтарным огнём.
Огонь на основе дерева или угля считается Живым; на основе газа или нефтепродуктов – Мёртвым.
Живой огонь является очистительным. На живом огне куются праведные мечи, путём лёгкого обжига им очищаются от накопленного негатива старые предметы быта и находки. Прыганье через костёр и хождение по углям очищает тела и души людей от энергетического негатива и болезней. А проведённые между двух костров с Живым огнём стада домашней скотины, очищаются от сглаза, наговоров и порчи.
Являясь первородной стихией, огонь в волховании по праву занимает особое положение. Посредством огня передаются заклинания и освещаются обереги, на огне приготовляются снадобья и зелья, в огне рождаются Ангелы-Хранители и Духи-Проводники в потусторонние миры.
В те времена, когда поля для сева выжигались огнём, а золою удобряли поля и огороды, Семаргл почитался ещё и как дух плодородия, в жертву которому приносили зерно.