В чем современность звучания комедии гоголя ревизор. Актуальность комедии Гоголя “Ревизор”

Н. В. Гоголя “Ревизор”.) Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века. В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии - комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону.

Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!

Янв 19 2014

“Собрать в кучу все дурное…” (Сатирическое звучание Н. В. Гоголя “Ревизор”.) Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века. В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии - комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону.

В декабре 1835 г. была закончена и в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в “всем досталось”, а больше всего ему. Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего - персонажи комедии. Гоголь показал невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего провинциального городка, а целые собирательные образы.

Каждый из них по-своему смешон и по-своему типичен. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - “уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему ”, прошедший всю служебную лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их. Судья Ляпкин-Тяпкин прочел “пять или шесть книг” и потому считается чуть ли вольнодумцем и якобинцем. Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, - большой “проныра и плут”; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев.

Почтмейстер Шпекин -”простодушный до наивности человек”, обожающий читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым. Главный персонаж комедии - Хлестаков - молодой человек лет двадцати трех, несколько приглуповатый и “без царя в голове”. Как мы видим, все без исключения персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично.

Гоголь широко использует прием “говорящих” имен. Чего стоят только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от глагола “гибнуть”.

Чрезвычайно смешон и сюжет комедии. Чиновники, напуганные известием о приезде тайного ревизора, принимают мелкого чиновника Хлестакова за важную шишку. Они заискивают перед ним, всячески ублажают его, дают ему деньги. И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает настоящего ревизора.

Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается, выдает свое истинное положение: он на дружеской ноге с “самим” начальником отделения его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на четвертом этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру знаком с самим Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет и скоро произведут в фельдмаршалы…

Любой человек сразу бы мог “раскусить” Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца - до чтения хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные “грешки”. Персонажи комедии представляют собой “корпорацию разных служебных воров и грабителей”, как написал В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю.

Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. “Смотри! не по чину берешь!” - распекает он квартального, который вместо положенных “по чину” двух аршин сукна взял у купца намного больше.

Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как бы за взятки не считается. И сам Городничий стремится при встрече с “ревизором” Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе.

Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены по всему государству и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя - это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это. В “Ревизоре” Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую действительность.

Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной “комедии нравов” и “комедии положений”. Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.

И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции “классической” комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в Островского и Чехова.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » “Собрать в кучу все дурное…” (Сатирическое звучание комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.) . Литературные сочинения!

Комедию «Ревизор» Гоголь, как известно, создавал, воспользовавшись идеей, подаренной Пушкиным. Прототипом самозванца-ревизора послужила реальная историческая личность - некто Павел Свиньин. Сложную и интересную задачу - собрать воедино и высмеять российский механизм губернской власти - преследовала комедия, которую написал Гоголь, «Ревизор».

Герои произведения - типичные современники автора «Диканьки»: городничий Сквозник-Дмухановский, берущий крупные взятки и знающий все про всех; судья Ляпкин-Тяпкин, «вершащий правосудие» исходя из личной выгоды и «вертящий законом как дышлом»; хронически трусливый смотритель училищ Хлопов, «протухший луком», боящийся и начальства, и подчиненных; бессовестный попечитель богоугодных заведений Земляника (у которого люди в больницах умирали как мухи); нечистоплотный почтмейстер Шпекин, вскрывающий конверты и читающий письма «из любопытства». Всю сущность деятельности власти: внешне - суетливые хлопоты, глубже - взяточничество, воровство показал Н. В. Гоголь. «Ревизор» также исчерпывающе четко определяет, что побуждает этих людей к совместной деятельности. Все предельно просто - запущенный городничим механизм страха потери «места». Ведь все про всех известно. Каждый «сидит на своем шестке». Поразительно, что сам Антон Антонович (городничий), преступая закон больше других, искренне считает себя носителем морали и верующим человеком.

Мелкий ничтожный чиновник Хлестаков, презираемый даже слугой Осипом, волею случая проездом остановился в гостинице губернского города. Он следует в Саратов к отцу. Его успехи по службе - не блестящи. Отец, очевидно, собирается сделать сыну «внушение» и «перезагрузку» его служебной карьеры. Но двадцатитрехлетний оболтус проигрывает карманные деньги, оставшись «на бобах». В это время записные сплетники и болтуны, помещики Бобчинский и Добчинский, подстегиваемые эгоистическим желанием - первыми «вычислить» приехавшего в город ревизора, решают в силу своего скудоумия, что Хлестаков - ревизор.

Гоголь показывает, как им удается убедить в этом даже городничего. Далее начинается цирк. Хлестаков, поняв, за кого его принимают, решается на отчаянный обман, представившись как ревизор из столицы. Молодой человек не отягощен ни умом, ни совестью, ни порядочностью. Он врет вдохновенно и самозабвенно о своих высоких связях и покровителях. Просит у высоких чиновников, начиная с городничего, деньги в долг. Те охотно их дают, даже не предполагая их возврата, считая переданную Хлестакову сумму банальной очередной взяткой. Когда же молодой пройдоха, сватаясь к дочери городничего, одновременно «подбивает клинья» к его супруге - достигается кульминация комедии «Ревизор». Гоголь, впрочем, не доводит дело до свадьбы. Обманщик, послушавшись мудрого слугу Осипа, удирает от скорого разоблачения, прихватив деньги.

В конце пьесы персонаж Сквозника-Дмухановского «глаголет горькую истину» уже устами автора, сказав ключевую фразу, что описанная в комедии анекдотическая ситуация - смех россиян над собой. Заканчивается произведение знаменитой сценой «остолбенения» губернского бомонда от полученной новости о приезде в город настоящего ревизора.

Современен ли «Ревизор»? Гоголь, кстати, давно знаком израильским театральным зрителям. Настоящий успех к постановке комедии пришел после локализации сюжета и полного переноса его на почву данной страны. Израильская режиссура исходит из того, что классический драматург Гоголь дал главное - инструмент постановки пьесы, но современные городничие, судьи, попечители заведений - гораздо изощренней первоначально показанных писателем. Поэтому постановка сделана на современном разговорном языке, с применением сленга. Успех превзошел все ожидания. Внутренний потенциал, присущий идее Гоголя, позволил в дальнейшем автору израильского спектакля писать сценарий целого сериала, который также оказался востребованным.

О Ревизоре» сам Николай Васильевич говорил так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».В высказывании писателя есть несколько ключевых слов и фраз: все дурное, несправедливости там, ГДЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ОНА ТРЕБУЕТСЯ, посмеяться над всем.

Где же более всего у нас требуется справедливости? Конечно там, где есть проблема власти. Мы уже говорили о ней в разборе «Капитанской дочки», но Гоголь хочет показать немного другое. Что – читайте дальше.

Сюжет, конфликт и проблематика комедии

Действие комедии происходит в маленьком провинциальном городке. «До Бога высоко, до царя далеко», - принцип жизни в этом городе, особенно для власть предержащих. Городничий и его чиновники управляют городом в соответствии со своими представлениями об управлении.

И вдруг как гром среди ясного неба – новость: «К нам едет ревизор». Конец спокойной жизни и тихим радостям в виде распределения государственных средств по своим карманам. От страха они принимают за ревизора Ивана Александровича Хлестакова, мелкого чиновника, проигравшегося в карты и вынужденного задержаться в городишке.

Они пытаются сунуть взятку Хлестакову, потом радушно принимают, поят, кормят, Хлестаков ухаживает сразу за обеими дамами в доме Городничего, дочке делает предложение, с тем и отбывает. Любопытный до неприличия почтмейстер вскрывает письмо Хлестакова, откуда все узнают, что на самом деле представляет собой этот человек, негодуют, и тут приходит известие, что настоящий ревизор прибыл и ожидает всех в гостинице.

Немая сцена.

Конфликт. В драме как роде литературы основополагающую роль играет конфликт. В «Ревизоре» конфликта как будто нет: и Хлестаков, и чиновники хотят одного и того же. Потому конфликт мнимый, основанный на страхе чиновников и желании Хлестакова выкрутиться из положения (не очень это корректно, но позже я это объясню).

Проблематика комедии.

Удивительный писатель Гоголь! Он никогда не ограничивается чисто социальными проблемами, которой по сути является проблема власти, или проблема крепостного права (которая, казалось бы, должна была быть в «Мертвых душах»). Он всегда заглядывает ЗА социум, ЗА очевидное. Как в «Мертвых душах» проблема нравственного, духовного в человеке, так и в «Ревизоре» на первый план выходят социально-психологические и нравственные проблемы . Социально-психологические связаны с образом чиновников и Хлестакова, нравственно-психологические – с «хлестаковщиной», о которой речь пойдет ниже. И каждый в комедии представляет собой не только «продукт» власти , но и определенный социально-психологический тип .

Городничий и К о

В «Указаниях для господ актеров» Гоголь ясно описал сущность этой честной компании, и каждого в отдельности. Мы пойдем за автором.

Городничий. Самый умный из всех. Считает, что власть дана для осуществления его желаний и поддержания состояния. С его ведома в городе расцветает казнокрадство, чинопочитание, равнодушие, несправедливость. Все его усилия перед приездом ревизора сводятся к тому, чтобы замаскировать существующее в городе положение.

Сначала испытывает страх перед Хлестаковым, потом быстро понимает, что бояться его не стоит, потому что он такой же, как и он. Городничему удается устроить брак своей дочери с Хлестаковым, он начинает мечтать о карьере в Петербурге, о будущем генеральстве…

Судья Ляпкин-Тяпкин . Гоголь отмечает, что он прочитал 5-6 книг, потому считает себя умным человеком (вникните: 5-6 книг – и умный человек!). В суде у него «гуси с гусенками» разгуливают, а от заседателей исходит крепкий дух перегара. Берет взятки борзыми щенками и ничего особенного в том не видит. Тип – агрессивный дурак.

Смотритель училищ Хлопов . Этот господин в образовании понимает, как свинья в апельсинах. никаких мер не может принять к улучшению положения, а учителей нанимает «числом поболе, ценою подешевле». Тип – трус.

Попечитель богоугодных заведений Земляника . Богоугодные заведения – больницы и приюты. Там вечно пахнет кислой капустой (самая дешевая еда), лекарств нет, так как Земляника считает, что если суждено, больной умрет, а если нет, то сам выздоровеет. Тип – доносчик, мошенник, циник.

Почтмейстер Шпекин . Он любит вскрывать и читать чужие письма. Зачем? Да просто так. И этого достаточно, чтобы составить его портрет.

Вот такие люди стоят у власти. Их главная цель – сохранить все, что есть в неизменном виде.

Идея: власть у Гоголя порочна по определению. Люди, до нее добирающиеся, не просто пользуются создавшимся положением, но и меняются сами, приобретая целый букет человеческих пороков. И не власть работает для людей, а люди существуют для власти (целый ряд второстепенных персонажей, вроде Пошлепкиной или унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла).

Внимание, ЕГЭ! Материал о чиновниках можно использовать в сочинениях о власти (причем любой, даже психологической) над человеком. Власть развращает людей, вместе с чувством превосходства над другими появляется ощущение вседозволенности и безнаказанности.

Хлестаков и хлестаковщина

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник, человек из пустейших. Его слуга Осип дает ему исчерпывающую характеристику: он транжира, глупец, пустышка. Проматывает деньги, которые шлет ему отец, проигрывая их в карты.

И вот такой товарищ оказывается без денег в чужом городе, но очень хочет, чтобы его кормили, поили и из гостиницы не гнали. Когда в гостиницу прибегают чиновники, напуганные до смерти ревизором, Хлестаков тоже пугается, но вскоре узнает, что ему просто так деньги дают, сначала обещает вернуть, а потом уж и во вкус входит. И не мелькает у несчастного мысль, что все это не просто так!

В третьем действии Хлестаков, откушав и изрядно выпив, входит в раж, и рассказывает последовательно, что он был начальник департамента, потом министром, а потом фельдмаршалом, и что курьеров у него тридцать пять тысяч, и написал он все известные произведения, а с Пушкиным на дружеской ноге («Ну что, брат Пушкин?»). врет, и сам в это верит! Городничий и чиновники впадают в ужас.

Но хитрый Городничий, заметив интерес Хлестакова к своим дамам, не против женитьбы ревизора на своей дочери, и с тем Хлестаков с полными карманами денег и родительским благословением отбывает восвояси.

Зачем же Гоголь показал нам этого человека? Ради «хлестаковщины»

Что это такое? Это социально-психологическое явление, свойственное многим людям. Вспомните, кто из нас не мечтал о лучшей жизни? Вот и Хлестаков тоже мечтает. Только в отличие от нас, он на эту жизнь права не имеет, потому что ничего из себя не представляет, не хочет работать для этого, он хочет так, как представляется в сцене вранья: у меня все есть, но усилий я к этому не приложил. Вот это качество человека претендовать на большее, но не прикладывать к этому усилий и называется хлестаковщиной.

Это психологическая сторона этого явления. Есть и социальная.

Городничий (см. выше) мечтает о генеральстве, карьере в Петербурге и так дальше благодаря чему? Да свадьбе дочери и ревизора, ловкой взятке, вовремя ввернутой лести. И все. Ведь это тоже хлестаковщина! Ею страдают абсолютно все чиновники. А если учесть, что перед нами в пьесе средний город средней России, и место действия – везде, то обобщение покажется уже не смешным, а страшным.

Итак, Гоголь не только посмеялся над всем дурным в России, но и высветил одно из самых отвратительных качеств человека и власти, хлестаковщину, которая, оказывается, свойственна если не всем, то очень многим представителям власти, да и очень многим людям. Это идея пьесы. Да уж, это и есть «все дурное в России»!

Внимание, ЕГЭ! Аргументы из «Ревизора» можно использовать в сочинении как иллюстрацию к проблемам психологии личности. Я имею в виду следующее: пустые мечты, фантазии, отступление от правды ведут к неизбежному искажению не только действительности, но и искажению личности. Вторая проблема – ложь в жизни человека. Когда человек лжет, он, в-первых, не представляет последствий обмана, а во-вторых, рискует потерять если не все, то очень многое.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

>Сочинения по произведению Ревизор

Актуальность комедии

Назвать комедию «Ревизор», классическую пьесу пера Н. В. Гоголя просто актуальной, пожалуй, мало – она вечная «рукописи не горят». И дело не только в продажных чиновниках и коррупции, а в самих человеческих пороках, ведь именно их Николай Васильевич высмеивает в бессмертном произведении.

В пьесе нет ни одного положительного героя, каждый персонаж – это скопление отрицательных качеств. Всех чиновников волнует власть и обогащение собственных карманов, судьба городка их не волнует. Даже перед страхом ревизии городничий лишь делает вид бурной деятельности. Не правда ли знакомая ситуация? Когда в городе перед приездом начальства начинают создавать видимость благоустройства города.

Одним из самых страшных представителей чиновничества является Земляника Артемий Филиппович . В больницах с его легкой руки пациенты «все как мухи выздоравливают», а в случае лечения рассчитывает на фатум, в ключе: если суждено, то больной поправится, и никакие лекарства не нужны. К слову, сегодняшняя медицина работает по такому же образу и подобию – лекарства прописывают исходя из контрактов, а лечат, в большинстве случаев, рассчитывая на русский «авось». Кроме этого попечитель богоугодных заведений человек очень подлый и готов ради своей цели идти по трупам. Он с легкостью доносит на своих товарищей чиновников лже-ревизору.

А как часто нам приходится сталкиваться с людьми, типа судьи Ляпкина-Тяпкина , которые находятся не на своем месте, пренебрегают своими обязанностями, да и вообще, по сути, пустые люди.

В общем, представитель власти все как один демонстрируют безнравственность, невежество, жадность, лживость, произвол и чувство наживы. Но есть в произведении человек иного круга – Хлестаков . Это глупый, трусливый человек «без царя в голове», который «говорит и действует без всякого соображения». Вся особенность его образа в том, что в своем хвастовстве и лжи он настолько уверен, что не только заставляет поверить окружающих в выдуманную фантасмагорию, но и сам начинает верить в свой обман. Увы, на сегодняшний день социальные сети переполнены такими Хлестаковыми, любителями пустить пыль в глаза, можно сказать, что «хлестаковщина» - это эпидемия современности.

Творческая работа Н.В. Гоголя « » создавалась на протяжении многих лет. За это время, автор собрал достаточно много интересной информации, которую внедрил в текст своей комедии. Ни для кого не секрет, что в те времена, в провинциальной России творился хаос. Беззаконие, казнокрадство и взятничество – вот на чем держалась власть чиновников. Главной их жизненной целью было собственное обогащение, и они добивались этого любой ценой.

В уездном городке царила разруха. В больницах люди мрут, словно мухи, ведь лекарств нет, и не предвидится. В городе ничего не строится, здания разрушаются. В области просвещения вообще полный хаос. Городничий, перед приездом ревизора только лишь пытается создать видимость строительных работ. Он приказывает убрать старый забор и установить соломенную веху, будь то там идет стройка.

Очень часто, так поступают и современные, нынешние чиновники. Большую часть бюджетных средств они кладу в собственный карман и лишь создают видимость бурной деятельности. А, на самом деле, вокруг, в городах и селах царит чиновничья безнаказанность.

Если анализировать текст комедии «Ревизор», можно смело заметить, что плохи дела абсолютно во всех сферах жизни - в образовании, в правосудие, в здравоохранение. Именно такая ситуация складывается и в современных русских городах. Взятничесвто – это двигатель, который запускает активность людей. Заплатил или «дал на лапу», тебя и полечили и научили. А без денег соваться нечего!

Абсолютно все чиновники в «Ревизоре» берут и любят взятки. Простых жителей они и за люд не считают. Это говорит только об одном – о моральном, духовном разложении, о гибели управителей. И в нынешнее время, простой народ можно отнести к ряду дойных коров, которые ежедневно, ежемесячно обязаны платить налоги, давать взятки лишь для того, чтобы «сильные мира сего» просто выполняли свои прямые обязанности, за которые они получают зарплаты.

И что самое интересное, что и чиновники в комедии «Ревизор» и современные управители жизни совершенно уверены в своей безнаказанности. А все почему? Потому что, в любом случае, можно договориться с выше стоящей инстанцией, заплатить и выйти из воды сухим. Поэтому, комедию Н.В. Гоголя можно считать очень актуальной в наше время, ведь, проблемы, затронутые тогда, в 1842 году, распространены и в нашем, современном мире.