Герои произведения человек невидимка. «Человек-невидимка» краткое описание

Человек-Невидимка из одноименного романа Герберта Уэллса по праву может претендовать на звание одного из первых суперзлодеев современной медиакультуры – он обладает уникальными способностями, жесток и мечтает о захвате мира. Лишь иногда сценаристы и писатели рассматривали Невидимку в ином свете…


Человек-Невидимка (The Invisible Man) – один из классических "монстров Universal", популярный персонаж, активно использовавшийся как в качестве злодея в разного уровня фильмах ужасов, так и в качестве положительного персонажа.

Персонажи-невидимки в разного рода мифах и сказаниях присутствовали нередко, однако настоящую популярность образу Человека-Невидимки принес роман Герберта Уэллса (Herbert George Wells). Уэллсовский Невидимка – талантливый ученый по имени Гриффин (Griffin), сумевший после серии экспериментов оптического и биологического толка отыскать способ изменять человеческое тело, делая его абсолютно невидимым. Опасаясь конкуренции со стороны научного руководителя, Гриффин продолжает эксперименты самостоятельно; оплачивает опыты он на деньги, украденные у собственного отца (вскоре после кражи совершившего самоубийство). В конечном итоге Гриффину удается получить вожделенную технику; вторжение домовладельца чуть было не срывает опыт, однако Гриффину удается довести опыт до конца – и замести следы, устроив в доме пожар.

Привыкнуть к тонкостям существования в невидимом теле удается не сразу, однако в конечном итоге Гриффин свыкается со своим положением. Закрытая одежда помогает ему изображать из себя обычного человека; увы, проблем в целом это не решает – так, Гриффин нуждается в месте для опытов и средствах, что в итоге толкает его на новый грабеж. Попытки вернуть себе видимость также ни к чему не приводят; помощник Гриффина, бродяга Томас Марвел (Thomas Marvel) крадет у него деньги и лабораторные записи. Последним шансом для Человека-Невидимки становится его старый знакомый, доктор Кемп (Kemp). Безумные замыслы Гриффина – всерьез подумывающего стать властелином мира – вынуждают Кемпа обратиться за помощью к полиции; в конечном итоге Невидимку удается смертельно ранить. После смерти Гриффина делавшие его невидимым химические процессы останавливаются, и тело вновь обретает видимость.

Роман Уэллса принадлежит к классике научно-фантастического жанра, хотя собственно научную составляющую его критиковали довольно активно. Наиболее популярный аргумент против истории Человека-Невидимки строился на том, что зрение работает через преломление света в глазах; невидимый глаз свет преломлять не смог бы и, как следствие, был бы слеп.

Из многочисленных экранизаций истории Человека-Невидимки самым известным является фильм 1933-го; в нем Невидимку сыграл Клод Рейнс (Claude Rains). Для сценария сюжет романа был несколько пересмотрен – так, если в книге Гриффин с самого начала проявляет себя как классический психопат, персонаж фильма изначально является обычным ученым. В ходе своих экспериментов Гриффин находит формулу невидимости и пробует её на себе, не озаботившись продумать обратное преобразование. Осознав свою ошибку, Гриффин сбегает из лаборатории. Увы, один из элементов использованного ученым состава является сильнейшим наркотиком; вкупе с постоянными стрессами он сводит Гриффина с ума, приближая его к книжному прообразу. Дальнейший сюжет разворачивается почти в полном соответствии с романом – Гриффин погибает от пули полицейского и обретает потерянную видимость.

Над образом невидимого человека киноделы экспериментировали и далее; русскому зрителю памятен фильм 1992-го "Исповедь невидимки" ("Memoirs of an Invisible Man") и триллер 2000-го "Невидимка" ("Hollow Man"). Если второй по духу близок оригинальному произведению, то в первом невидимость настигает героя случайно и никаких помыслов к мировому господству у него не вызывает. Снятый в 1984-м фильм Александра Захарова также рассматривает историю Невидимки под несколько необычным углом – здесь в корыстных целях секрет невидимости планирует использовать не сам Гриффин, но его друг Кемп.

Многим иностранным читателям Человек-Невидимка знаком не столько по роману Уэллса, сколько по серии комиксов "Лига выдающихся джентльменов" ("The League of Extraordinary Gentlemen") – в России известной разве что довольно посредственной экранизацией. Сюжет комикса объединяет ряд персонажей классических приключенческих романов – вроде Аллана Квотермейна (Allan Quatermain), Тома Сойера (Tom Sawyer), Мины Харкер (Mina Harker), Дориана Грея (Dorian Gray) и мистера Хайда (Mister Hyde). Человек-Невидимка в комиксе зовет себя Хоули Гриффин (Hawley Griffin); по его словам, убитый в ходе романа Уэллса невидимка был лишь его подопытным. Уэллсовскому Гриффину персонаж комикса ничуть не уступает ни в жестокости, ни в коварстве; в конечном итоге герои разоблачают его как пособника пришельцев с Марса (отсылка к другому легендарному творению Уэллса). Интересно, что в экранизации фильма образ Невидимки был серьезно изменен – в сценарии вместо Гриффина фигурировал некто Родни Скиннер (Rodney Skinner) – воришка, сумевший украсть у ученого его формулу. В отличие от своего комиксового персонажа, Скиннер злодеем не является и ни в чем большем, чем разного рода мелкие пакости, не замечен.

«Человек-невидимка». Этот роман - одно из хрестоматийных сочинений Уэллса. Он демонстрирует замечательную черту его таланта - способность осветить уже не новую тему с неожиданной стороны. Мечта стать невидимым и таким образом обрести сказочное могущество и власть издавна пленяла умы. Этот мотив можно найти уже в фольклоре, в сюжетах о шапке-невидимке. Уэллс подходит к проблеме с научной точки зрения. Его Гриффин после многолетних целеустремленных экспериментов в лаборатории делает удивительное открытие, следуя известному постулату физики: «Если тело не отражает, не преломляет и не поглощает света, то оно не может быть видимым».

«Человек-невидимка» - самый «реальный» из фантастических уэллсовских романов, среди других произведений этого жанра. Действие разворачивается в английском провинциальном городке; фантастический элемент, вытекающий из метаморфозы главного героя, сосуществует с юмором и описаниями быта. Уэллс умеет прорваться в будущее и в то же время схватывает конкрет­ные детали обыденной действительности. В «Человеке-невидимке» важна тема «маленьких людей» - обывателей и мещан, - тема, которая позднее получит развитие в серии бытовых рома­нов писателя.

Шаг за шагом, интригуя читателя, Уэллс подводит его к осмыслению «невидимости» своего героя. В начале Гриффин показан через призму восприятия других персонажей: обитателей Айпинга, хозяев гостиницы «Кучер и кони», констебля, священника, учителя. Все они являют собой разновидности типа английского мещанина, к которому Уэллс будет не раз возвращаться во

многих своих книгах. В «Человеке-невидимке» они с единодушной неприязнью реагируют на вторжение в их среду «инородного тела», и это вызывает немало комических ситуаций, конфликтов. Писатель исследует природу менталитета обывателя. Казалось бы безобидные провинциалы становятся опасными, когда сплачиваются перед лицом общего «врага», участвуют в массовой облаве на «невидимку» и безжалостно его уничтожают.

Фигура главного героя, ученого и человека, противоречива и неоднозначна. С одной стороны, Уэллс запечатлел свой излюб­ленный тип энергичного и умного исследователя: Гриффин даже несколько романтически одержим страстью к науке. С другой стороны, ради науки он поступается морально-этическими соображениями: похищает деньги у отца, доводя его тем самым до самоубийства. Гриффин оттеняется явно негативно обрисованной фигурой Кемпа, своего коллеги. Кемп, которому Гриффин расска­зывает свою историю, олицетворяет мещанский дух: он законопослушен, идет лишь безопасными тропами. Гениальный Гриффин трагически изолирован от общества, что скорее его беда, чем вина. Одиночеством объясняется его индивидуализм, психология изгоя и отщепенца. Уэллс дает понять: наука имеет смысл тогда, когда обращена на благо человечества, содействует прогрессу. Между тем удивительное открытие Гриффина служит только ему одному: для него это способ самоутверждения. Уверовав в соб­ственную исключительность, он уподобляется сверхчеловеку ницшеанского толка. В последних главах романа открываются явно негативные стороны характера героя. Отринутый Кемпом, ожесточившийся Гриффин начинает грабить, убивать, дает волю злому, мстительному чувству. Финальная сцена, когда герой умирает, растерзанный толпой, подчеркивает трагизм ситуации. Перед взорами присутствующих - не опасный «демонический» преступник, а простой смертный: на земле распростерто голое, жалкое, изби­тое, изувеченное тело мужчины лет тридцати. Так завершает свой «странный и страшный жизненный путь Гриффин - первый из людей, сумевший стать невидимым», - комментирует эту сцену романист и добавляет: «Гриффин - даровитый физик, равного которому еще не видел свет».



За внешним, событийным планом обнаруживается второй план - притчевый. Этот роман - история о трагичном положении таланта, попавшего в среду завистников и мещан. Уэллс верит в прогресс науки и тревожится по поводу того, что косная мещанско-обывательская стихия часто бывает враждебна новаторскому, творческому началу. Эта мысль одна из глубинных для писателя.

«Машина Времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка» закрепили за Уэллсом статус одного из пионеров научной фантастики. В его творчестве обозначились многие особенности проблематики и поэтики научно-фантастической литературы, которая получит столь интенсивное развитие в XX в. у С.Лема, А.Кларка, И.Ефремова, Р.Бредбери, А.Азимова, Р.Шекли, братьев Стругацких и др.

Дебютные произведения литераторов зачастую определяют их дальнейшую карьеру и успех всего творческого «предприятия». В конце XIX века было особенно важно начать успешно, чтобы собранный капитал с продаж мог обеспечить дальнейшее творчество безмятежной жизнью и отсутствием нужды в условиях городской среды. «Человек-невидимка» для был крайне важным произведением и являлся одним из первых в его послужном списке. Успех «Машины времени» и «Невидимки» во многом помог литератору взобраться на Олимп писателей-фантастов, чтобы, расположившись там поудобнее, начать работу над более глубокими и масштабными проектами, периодически отвлекаясь на общественно-политическую деятельность. И именно в «Человеке-невидимке» Уэллс прекрасно показывает, что может стать с творцом в отсутствии финансовой стабильности. Как отчаяние может свести с ума, обрушив все морально-этические рамки.

История написания

В порядке вещей было, есть и будет доверять выбор и оценку литературного произведения критикам. Если оценки положительные, можно обратить свой взор и внимание на книгу, если же нет, то проще пропустить произведение и не тратить на него время. Это часто вызвано изрядным количеством трудов, которые ежегодно выпускаются по миру. Всех книг нельзя перечитать, но лучшие из них точно следует изучить. И если авторское творение не успело попасть в список лучших, то оно может кануть в лету и никогда не быть исследованным читательским сообществом.

Это вполне здравое правило, но в каждом правиле безусловно есть исключения. Когда книга пробирается сквозь дебри критических рецензий и вплывает на поверхность общественного внимания благодаря сопутствующим факторам. «Человек-невидимка» прошел именно такой путь. Получив весьма отрицательные отзывы как от литературных критиков, так и от представителей научного мира, роман все-таки смог завоевать сердца читателей. Необычная история невидимого человека захватила сознание обывателей, заставив критиков пересмотреть свои оценки, снизойдя до нейтральной позиции. Но наиболее убедительным фактором стала положительная оценка произведения со стороны собратьев по писательскому ремеслу.

«Поверьте, ваши вещи всегда производят на меня сильнейшее впечатление».

Джозеф Конрад

«Он (Уэллс) будет атаковать вас с фронта и тыла, пока вы не подчинитесь до конца его волшебным чарам».

Арнольд Беннет

Правда, не стоит забывать, что у Уэллса был не только фольклорный предвестник появления невидимого человека, но и вполне себе самодостаточный литературный первоисточник. Речь о произведении Фитча-Джеймса О’Брайена «Что это было?». Заимствована ли идея пугающей трансформации человеческого тела? Возможно. Но конечная суть произведения отлична. В рассказе О’Брайена террор невидимого существа распространяется на обитателей одного конкретного дома, выставляясь в качестве защитной меры. У Уэллса же террор начинает распространяться на всех вокруг, даже трансформируясь в идею захвата власти населенного пункта.

Журнал Pearson’s Magazine стал первым изданием, в котором начали публиковаться главы «Человека-нивидимки». В сентября 1897 года благодаря положительным отзывам читателей журнала была выпущена отдельная книга, вызвавшая интерес у любителей литературы жанра фантастики.

Как ученый и писатель-фантаст, Герберт Уэллс вынужден обосновывать описываемые им в книге удивительные явления. Автор не может позволить себе безосновательно фантазировать и вещать сказку. Поэтому желание оттянуть обоснование невидимости своего персонажа оканчивается дотошным описанием трансформации со спасительными допущениями. Именно эти допущения выручают Уэллса, но критика его физико-биологического предположения все-таки оказывается уничтожающей. С точки зрения науки тело с равным воздуху коэффициентом преломления подарило бы человеку не только невидимость, но и слепоту. Плюс фактор пигментации. Уэллс предрекал часть обвинений, подарив своему персонажу внешний вид альбиноса, у которого отсутствует пигмент волосяного покрова. Но что же делать с глазами, зрачки которых все равно имеют пигмент. Упомянутое отсутствие полного исчезновения пигмента глаз не объясняет ничего, потому что низкий коэффициент преломления все равно подарит его счастливому обладателю плохое зрение.

Герберт Уэллс

О чем нам может рассказать Человек-невидимка

Небольшой по размеру роман Уэллса в полной мере вмещает в себя серьезные и не терпящие отвлечения на сюжетные перипетии мысли. С учетом что книга была написана накануне жесточайших потрясений в Европе, можно себе представить, насколько пророческими были слова главного персонажа произведения:

«Невидимка должен захватить какой-нибудь город, хотя бы этот ваш Бэрдок, терроризировать население и подчинить своей воле всех и каждого».

«И кто дерзнет ослушаться, будет убит, так же как и его заступники».

Всю первую половину XX века можно было наблюдать похожие картины. И если это не пророческие слова Уэллса, то, по крайней мере, отражение действительности, взгляд современника на наэлектризованную ситуацию в мире. Но если же писатель все это предчувствовал и внутренне переживал, то вызывает недоумение его книга «Россия во мгле». Уэллс был социалистом и неистовым противником разных форм террора, поэтому заставляет читателя «Человека-невидимки» перестать симпатизировать главному персонажу романа в момент явления истинных деспотичных намерений. И от этого более удивительным кажется его идея о том, что «Красный террор» большевиков может быть оправдан, ведь это лишь поползновение идейных и честных пролетарских масс, которым видимо тогда было дозволено все. Хоть Луну к Земле притяни.

Ладно, в сторону эти рассуждения, не хочется упустить важные моменты при изучении идейного ядра «Человека-невидимки». А ядро это вмещает в себя несколько важных тезисов: молодые талантливые умы должны поддерживаться более опытными коллегами, чтобы не отвадить тех от общения с внешним миром и не закопаться в своих эгоцентричных мыслях; история «Невидимки» — это история выбора, который есть всегда. Ты можешь быть гениальным ученым, открыть что-то невероятное и даже сверхъестественное, но тебе необходимо решить, для чего все это было сделано: потешить самолюбие, филантропии ради или же для достижения неких меркантильных целей.

Стрелка выбора будет метаться ввиду влияния тех или иных жизненных ситуаций, которые безусловно корректируют окончательное решение. Поэтому за сумасшествие главного персонажа (язык так и не поворачивается назвать его главным героем) ответственно все человечество в том числе, потому что тот или иной социум определяет поведение каждого своего адепта; нельзя отворачиваться от людей, иначе невольный аскетизм может принять не самую здравую форму. Но и персональную ответственность снимать нельзя. В любой момент Гриффин (называю его имя в середине статьи, пародируя почерк Уэллса) мог остановиться, не переходить черту. И даже, черт возьми, после убийств он мог остановиться, сдаться властям, понести заслуженное наказание, каким бы суровым оно ни было. Но он решил идти до конца, до своего собственного конца.

Показательный, кстати, пример, что при всей могущественности невидимого человека общество, каким бы глупым и дегенеративным оно ни преподносилось в описании автора, все равно растопчет и уничтожит того, кто на него не похож и кто объявил себя антисистемным элементом. Каким бы могущественным и неуязвимым не считал себя Гриффин, с замиранием его дыхания и остановкой сердцебиения проявилась его обыденность – тело, мертвое тело, такое же, каким оно было бы и без уникальных свойств.

Примечательным кажется отсутствие положительных героев в произведении. Главный персонаж – маньяк, убийца, спятивший научный гений. Хотя нельзя обойти вниманием, что несмотря на свою идею фикс о царстве террора, Гриффин, выйдя на тропу мести, не имел желания причинять вред кому-то кроме Кемпа. Обличитель и фактический победитель «невидимки» Кемп – появляется только в середине романа, поэтому хоть он и сыграл ключевую роль в поимке преступника, его значение во всем произведении преувеличивать не стоит. Тем более что многие промахи Кемпа, стоили весьма дорого – речь не только об убийстве мистера Уикстида, но об опасности, которой он подверг свою служанку, ставшей жертвой нападения Гриффина, а также всех остальных жителей своего селения. Желание поймать невидимого человека превалировало над составлением детального плана.

Про остальных персонажей романа и говорить нечего, пустые и прозрачные характеры. И если Гриффин был прозрачным физически, то это вряд ли можно сказать о его психотипе: яркий, мнительный и раздражительный мужчина невиданной силы, при этом еще альбинос. Жители же Айпинга, Бэрдока и других упоминавшихся населенных пунктов прозрачны ментально, личности их невидимы, незаметны, поэтому Гриффин открыто говорил о своей неприязни к этим людям, найдя ровню только в интеллектуально и культурно подкованном Кемпе. Остальные были лишь мелкими букашками на пути следования маститого исполина, преследующего собственные великие цели.

В конечном итоге подвисает вопрос – что пытался сделать Гриффин, запираясь в съемных квартирах? Избавиться-таки от невидимости и снова стать частью социума, или же повторить собственный опыт, чтобы одарить кого-то такой же физиологической особенностью. В обоих случаях главенствующее положение начинает приобретать тема одиночества. «Человек-невидимка» не только сумасшедший тиран и маньяк, он крайне одинокий и несчастный мужчина.

Влияние на культуру

Так случилось, что фильм Пола Верховена «Невидимка» я посмотрел почти на пару десятков лет раньше, чем прочитал роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка», от чего сравнивать их стало значительно проще. Во-первых, из-за большого временного интервала пресловутая фраза «книга лучше фильма» вообще никоим образом не может считаться хоть сколь бы то ни было подходящей. А во-вторых, слишком они отличны, чтобы проводить прямые параллели. Хотя ряд параллелей все-таки есть. Самой главной из них безусловно стоит считать образ гениального и сошедшего с ума ученого, пораженного не только манией величия, но и истинным помрачением ума. Трансформация сознания произошла подстать какому-то вирусу или заболеванию. Или же внутренняя предрасположенность раскрылась на столь позднем этапе формирования личности.

Результат был в равной степени одинаковым – охотник оказался в роли жертвы. Затравленный и преданный людьми, которым он полностью доверился, невидимый человек бесславно окончил свои дни. Но это далеко не единственная экранизация произведения Уэллса. Были и буквальные воспроизведения книги (картина 1933 года, режиссера Джеймса Уэйла), а также вольные интерпретации сюжета (1984 год, режиссер Александр Николаевич Захаров, в главной роли Андрей Харитонов), где Гриффин стал положительным персонажем. Но не это главное.

Образ невидимки, хоть и использовавшийся как в народных фольклорах, так и в более ранних по сравнению с творением Уэллса произведениях, наконец-то обрел небывалую популярность. А еще более пристальное внимание стало уделяться персонажам спятивших гениальных ученых, что отразилось не только на литературных произведениях, но и на кинематографе. Венцом такого образа стал персонажа Ганнибала Лектора, гениального психиатра из романов «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение» Томаса Харриса, чья экранизация Джонатаном Демме стала поистине культовой.

» (2000)

Из всех фильмов, которые Пол Верховен снял в Америке, он был более всего недоволен современной вариацией на тему «Человека-невидимки» Герберта Уэллса, поскольку считал, что такое кино могли снять многие голливудские постановщики - в отличие от «Робокопа» или «Звездного десанта», которые в руках американцев получились бы совсем не такими, как у Верховена. И действительно, «Невидимка» - далеко не лучший фильм голландца. Однако это все равно занимательный и изобретательный хоррор-триллер об ученом, который создает сыворотку невидимости, сходит с ума под влиянием физиологических последствий процесса (он не может спать, так как веки не закрывают глаза) и новообретенной безнаказанности, а затем начинает убивать коллег, вместе с ним совершивших научный прорыв.

9. Ламонт Крэнстон и Шиван-хан - «Тень » (1994)

Когда постановщик «Горца» Рассел Малкэхи снял фантастический фильм о «супергерое до супергероев» (книги о Тени начали выходить в начале 1930-х, за несколько лет до дебюта Супермена), американские критики писали, что его картине грозит быстрое забвение. Они ошиблись. «Тень» - стилизованную под фильмы 1940-х картину о бывшем американском преступнике, который во время жизни в Тибете обрел просветление и мистические способности, - не записали в жанровую классику, но и не забыли. Ныне она считается трэшевым культовым хитом, который трудно воспринимать всерьез, но от которого так же трудно оторваться. Для нашего перечня «Тень» интересна тем, что оба ключевых персонажа, главный герой и главный злодей, умеют исчезать из виду, затуманивая людское сознание, и что их мистический дар позволяет делать невидимыми целые здания, а не только их самих.

8. Рэндалл Боггс - «Корпорация монстров » (2001)

Вопреки популярному биологическому мифу, лишь немногие разновидности хамелеонов меняют окраску тела, чтобы слиться с землей или с деревом и спрятаться от хищников. Большинство ящериц этого семейства «перекрашиваются», чтобы общаться с другими хамелеонами. Подобно тому как люди краснеют, когда смущаются. Но биология еще никогда не останавливала аниматоров, и было бы странно, если бы создатели «Корпорации монстров» отказались от «исчезающего» злодея-хамелеона только потому, что реальные хамелеоны так себя не ведут. К тому же откуда нам, людям, знать, какие способности могут быть у хамелеонообразного монстра с человеческим именем Рэндалл Боггс? Может, он как раз из числа тех немногих хамелеонов, кто умеет мимикрировать? Или же в его мире разумные хамелеоны эволюционировали, чтобы подслушивать чужие разговоры и атаковать исподтишка…

7. Мотоко Кусанаги - «Призрак в доспехах » (1995)

В чем главный недостаток невидимости? В том, что если вы научились делать невидимым человеческое тело, то обладателю этого тела придется раздеваться догола, чтобы использовать свою суперспособность. Но что минус для невидимки, то плюс для зрителей! Если исчезающее тело принадлежит такой привлекательной женщине-киборгу, как Мотоко Кусанаги из японского аниме-фильма «Призрак в доспехах». Конечно, не всем нравится то, что картина регулярно раздевает Мотоко, когда героиня «переходит в боевой режим» и фланирует обнаженной, пока ее камуфляж включается. Ведь в мире будущего, где развивается действие, есть и маскировочная одежда с эффектом невидимости, и Мотоко оголяется лишь для того, чтобы порадовать озабоченную публику. Но раз уж у фильма такой сюжет, то ничего не попишешь - приходится получать удовольствие!

6. Вайолет Парр - «Суперсемейка » (2004)

В супергеройском мультфильме Pixar сверхчеловеческие способности главных героев отражают их характер. Мистер Парр мужественен и прямолинеен, и потому его талант - суперсила. Миссис Парр - домохозяйка, которая старается заботиться о трех детях и муже, и потому ее талант - гибкость и растягиваемость. Маленький Дэш не может усидеть на одном месте, и потому его талант - суперскорость. Ну, а старшеклассница Вайолет скованна и застенчива, и потому она умеет становиться невидимкой. Особенно когда замечает привлекательных парней. В супергеройском деле, правда, это не такая полезная способность, как у ее родных, и потому у Вайолет есть второй супердар - умение создавать защитные силовые поля, которые при необходимости накрывают не только саму девушку, но и всю ее семью.

5. Хищник - «Хищник » (1987)

Вы никогда не задумывались о том, как необычно выглядят постеры «Хищника»? Ведь, когда видишь на постере Арнольда Шварценеггера с автоматом, логично предположить, что это он - «хищник», который держит в перекрестье врагов Америки (или Австрии, или всего цивилизованного мира). Но Шварценеггер на постере «Хищника» сам показан в прицеле, потому что авторам сценария удалось придумать более жуткое существо, чем накачанный мужик с боевым оружием. В начале работы над фильмом предполагалось, что инопланетный охотник будет «космическим ниндзя», стремительно наносящим удары и стремительно исчезающим с помощью изощренного камуфляжа. Потом было решено, что для финальной битвы со Шварценеггером нужен не щуплый «каратист», а здоровенный бугай, рядом с которым культурист покажется слабаком. Однако камуфляж Хищнику оставили - чтобы поменьше показывать его на экране и почаще нагнетать ужас перед невидимым врагом с нечеловеческими способностями.

4. Сью Сторм - «Фантастическая Четверка » (2005)

Когда авторы «Суперсемейки» придумали Вайолет Парр, они скопировали ее с одной из самых известных супергероинь студии Marvel - Невидимой Женщины из «Фантастической Четверки». Когда сценарист Стэн Ли и художник Джек Кирби придумали Сью Сторм в 1961 году для первого выпуска комикса о Четверке, они подумывали о том, чтобы наделить ее телесной невидимостью вроде той, которая была у Человека-невидимки, и заставить ее раздеваться всякий раз, когда ей нужно было исчезнуть из виду. Но для подросткового комикса в 1960-х это было слишком экстремально, и потому соавторы «научили» женщину создавать поле, искривляющее световые лучи и позволяющее Сью становиться невидимой вместе с одеждой. Со временем эта способность эволюционировала в более полезный талант - создание силовых полей произвольной формы, которые можно использовать как для защиты, так и в качестве оружия. Напомним, что в этом году в прокат выйдет «перезагрузка» «Фантастической Четверки», в которой главную героиню сыграла Кейт Мара из «Превосходства».

3. Сэм Уит - «Привидение » (1990)

Составляя этот перечень, мы не хотели включать в него призраков, поскольку они полностью бы его заполонили и оттеснили более редких и интересных персонажей, которые становятся невидимыми при жизни, а не после смерти. Но героя Патрика Суэйзи мы проигнорировать не могли. Слишком уж это известный и любимый многими зрителями красавец-мужчина, который даже после смерти заботится о своей невесте и наказывает друга-предателя, «заказавшего» Сэма бандиту. Кроме того, «Привидение» так много времени проводит, демонстрируя, на что способен и на что не способен невидимый призрак (даже медиум Ода-Мэй, к помощи которой он прибегает, лишь слышит его, а не видит), что невключение фильма в этот список было бы преступлением против жанра.

2. Гарри Поттер - «Гарри Поттер и философский камень » (2001)

О чем мечтает каждый подросток, живущий в школе-интернате? О том, чтобы заполучить шапку-невидимку, которая бы позволила ему творить все что заблагорассудится. И именно такой волшебный предмет - правда, не шапку-невидимку, а накидку-невидимку - получает в подарок Гарри Поттер, когда осваивается в школе-интернате для волшебников. Поначалу Накидка кажется обычным магическим артефактом, каких много в «поттериане». Но по мере развития сюжета обнаруживается, что это один из самых мощных волшебных предметов в истории магии (под ней можно спрятаться даже от Смерти!) и что Гарри фактически унаследовал ее от своего отца, который пользовался ей, когда сам был мальчишкой и учился в Хогвартсе. Но если Джеймс Поттер применял Накидку для подростковых проказ, то в руках его сына она превратилась в мощное оружие против сил зла.

1. Бильбо и Фродо Бэггинсы - «Властелин Колец »/«Хоббит » (2001-2014)

Откуда взялось в легендарном фэнтези-цикле Джона Толкиена Кольцо Всевластия, которое играет существенную роль в «Хоббите» и находится в центре повествования во «Властелине Колец»? Многие исследователи полагают, что Кольцо прикатилось из «Кольца нибелунга», эпического цикла опер Рихарда Вагнера. Толкиен, правда, не был поклонником немецкого композитора, и ему, эксперту по германскому фольклору, никогда не нравилось, во что Вагнер превратил древние мифы и легенды. Но, как считают знатоки его творчества, именно поэтому Толкиен решил посостязаться с Вагнером и предложить свое повествование в древнем стиле, которое бы вращалось вокруг волшебного кольца, дающего власть над миром. Впрочем, использовать Кольцо таким образом в цикле Толкиена могут лишь его самые могущественные персонажи. Для простых смертных вроде Бильбо и Фродо творение Саурона - всего лишь «шапка-невидимка», помогающая прятаться от врагов и вызывающая почти наркотическое пристрастие, даже если использовать ее лишь по большим праздникам.

Роман «Человек-невидимка» Уэллса был написан в 1897 году. В произведении автор описал противостояние человека-невидимки против всего мира. Стремление к превосходству над остальными людьми сделало его жестоким и бесконечно одиноким, в итоге, погубив его.

Главные герои

Гриффин (Невидимка) – гениальный ученый-физик, которому в ходе экспериментов удалось стать невидимым.

Другие персонажи

Глава 1. Появление незнакомца

В морозный февральский день в трактире «Кучер и кони» появился новый постоялец. « Заполучить в Айпинге зимой постояльца » было большой удачей, и миссис Холл радостно принялась обслуживать его. Мужчина удивил ее своей немногословностью, резкостью, но больше всего – своим внешним видом. Лицо его было скрыто шляпой, бакенбардами, большими очками и повязкой. Миссис Холл решила, что « рот незнакомца изуродован или искалечен несчастным случаем ».

Глава 2. Первые впечатления мистера Тедди Хенфри

В трактир пришел часовщик Тедди Хенфри, которого позвала миссис Холл отремонтировать часы. Когда женщина вошла в гостиную, перед ее глазами возникла « белая забинтованная голова, огромные очки вместо глаз и под ними широкий, разинутый, как бы зевающий рот » постояльца. Тедди Хенфри заинтересовался необычным постояльцем, и попытался с ним заговорить, но тот резко оборвал его. При встрече с мистером Холлом часовщик сообщил ему, что в их трактире « остановился какой-то подозрительный малый ».

Глава 3. Тысяча и одна бутылка

Вскоре в трактир привезли личные вещи постояльца. Когда он спустился на улицу забрать поклажу, собака кучера неожиданно « злобно зарычала и ощетинилась », а после – вцепилась ему в руку.

Большую часть багажа постояльца занимали различные бутылки, которыми он заполнил всю свою комнату.

Глава 4. Мистер Касс интервьюирует незнакомца

Мистеру Холлу было не по душе присутствие в трактире столь странного человека. Грубое поведение постояльца, его ночные прогулки по пустынным улицам и нежелание появляться в церкви стали вызывать в местном обществе слухи. Вскоре его прозвали человеком-призраком.

Доктор Касс просто « сгорал от любопытства ». Под благовидным предлогом он пришел к таинственному незнакомцу и с ужасом заметил, что у того в рукаве была пустота. Но хуже всего оказалось то, что он невидимой рукой схватил за нос растерянного доктора, который в страхе выбежал из комнаты.

Глава 5. Кража со взломом в доме викария

Глубокой ночью в дом викария Бантинга забрался грабитель, укравший золото. Однако хозяева так и не увидели преступника, хотя перед ними сама по себе открылась и закрылась входная дверь.

Глава 6. Взбесившаяся мебель

Тем же утром мистер и миссис Холл заглянули в комнату своего постояльца, и с удивлением заметили, что одежда его была на месте, а его самого нигде не было видно. Но далее последовали еще более странные события: мебель начала сама собой двигаться по комнате, нападая и выталкивая супругов в дверь. Они решили, что в мебель вселились духи.

Глава 7. Разоблачение незнакомца

Разгневанная миссис Холл решила более не готовить еду постояльцу, пока он не объяснит ей своего странного поведения. В ответ он разбинтовал лицо, на месте которого « зияла пустая впадина ». Все присутствующие в страхе выбежали из трактира. Когда же мистер Холл в сопровождении констебля Бобби Джефферса вошел внутрь, они увидели, как безголовый постоялец преспокойно обедает. Началась драка, во время которой постоялец быстро разделся и стал полностью невидим. Он избил своих противников и скрылся.

Глава 8. Мимоходом

Местный житель наслаждался покоем и уединением на природе, когда услышал неподалеку чьи-то шаги и громкую брань. Он огляделся, но никого рядом не было.

Глава 9. Мистер Томас Марвел

Томас Марвел, примеряя потрепанные башмаки, разговорился с незнакомцем. Повернувшись, он никого не увидел, и решил, что сошел с ума. Невидимке удалось доказать, что он – не плод больного воображения Томаса. Толстяк Марвел пообещал новому знакомому не выдавать его и оказать посильную помощь.

Глава 10. Мистер Марвел в Айпинге

Жители Айпинга решили, что Невидимка – какой-то очередной фокус, и вскоре позабыли о нем. Неподалеку от трактира «Кучер и кони» появился незнакомец – Томас Марвел – который « вслух разговаривал сам с собой ». Мистер Хакстерс заметил, как подозрительный мужчина пробрался в трактир и вскоре вынес оттуда « большой узел ». Он кинулся на незнакомца, но тут же получил сильный удар и упал на землю.

Глава 11. В трактире «Кучер и кони»

Как выяснилось, Марвел пришел в трактир в сопровождении Невидимки, который хотел забрать свои книги. Заметив, что в его вещах копаются викарий и доктор, он приказал им раздеться и забрал с собой их одежду.

Глава 12. Невидимка приходит в ярость

Когда Хакстерс погнался за Марвелом, Невидимке пришлось решительно действовать. Он передал узел с вещами своему помощнику, а после ловко сбил с ног всех его преследователей и затеял драку.

Глава 13. Мистер Марвел ходатайствует об отставке

Невидимка недоволен Марвелом, но выбора у него нет. Марвел попросил было оставить его в покое, но в ответ получил лишь пару крепких тумаков и совет слушаться во всем до тех пор, пока Невидимка сам его не отпустит.

Глава 14. В Порт-Стоу

Следующим утром « небритый, грязный, растрепанный » Марвел сидел неподалеку от трактира в Порт-Стоу, в то время как Невидимка доставал у прохожих деньги из карманов и приносил их ему.

Глава 15. Бегущий человек

Вечером того же дня доктор Кемп заметил, как некий мужчина с выражением ужаса на лице пробежал мимо его дома. От него « исходил звон, как от туго набитого кошелька, который бросают то туда, то сюда ». Это был Марвел, который пытался сбежать от Невидимки вместе с деньгами.

Глава 16. В кабачке «Веселые крикетисты»

В кабачок влетел « плачущий, растрепанный, без шляпы, с разорванным воротником » Марвел, который попросил спасти его от преследования Невидимки. Посетители пообещали несчастному защиту. Вскоре появился Невидимка, который принялся душить Марвела. Завязалась драка, во время которой Марвелу удалось сбежать. Невидимка кинулся было за ним, но один из посетителей кабачка выстрелил в него.

Глава 17. Гость доктора Кемпа

Ночью доктор Кемп обнаружил в своем доме раненого Невидимку, который очень обрадовался встрече. Он признался, что его зовут Гриффин, и в свое время он учился вместе с Кемпом.

Глава 18. Невидимка спит

Невидимка признался, что сделал удивительное открытие и ему нужен помощник. Он пообещал обо всем рассказать утром. Всю ночь Кемп размышлял о своем необычном госте, и решил дать знать о нем полковнику Эдаю.

Глава 19. Некоторые основные принципы

Утром Гриффин рассказал приятелю, что в свое время « бросил медицину и занялся физикой» , в частности, оптической непроницаемостью. Он « принялся за дело и работал как каторжный », и вскоре смог наслаждаться первыми успехами. Чтобы иметь возможность продолжать исследования, Гриффин ограбил своего отца, однако « деньги были чужие » и отец застрелился.

Глава 20. В доме на Грейт-Портленд-стрит

Молодой ученый снял квартиру на Грейт-Портленд-стрит, где продолжил свои опыты. Поначалу Гриффину удалось сделать невидимым кусок « белой шерстяной материи », затем последовал эксперимент с кошкой. Спустя некоторое время к Гриффину пожаловал домовладелец с просьбой прекратить свои странные опыты, из-за которых страдает репутация дома. Молодой человек решил не терять время, и провел на себе эксперимент по исчезновению. Когда утром домовладелец пришел с полицией, Гриффин был уже полностью невидим.

Глава 21. На Оксфорд-стрит

Поначалу Гриффин наслаждался « необычайным преимуществом своего положения ». Однако вскоре осознал и все его недостатки – Невидимку постоянно задевали прохожие и экипажи, нападали собаки. Но хуже всего было ходить раздетым, и очень быстро Гриффин простудился.

Глава 22. В универсальном магазине

Гриффин, « усталый, простуженный, с ломотой во всем теле, невыразимо несчастный », нашел приют в универсальном магазине, где смог подкрепиться и спокойно заснуть. Утром ему пришлось покинуть свое убежище, и вновь выйти на улицу голым.

Глава 23. На Друри-Лейн

Выяснилось, что снег, дождь, грязь и даже туман выдавали Гриффина, очерчивая его силуэт. Побродив по улицам, он зашел в костюмерную лавку, где украл костюм и деньги. Немного поразмыслив, Грриффин решил добраться до Айпинга.

Глава 24. Неудавшийся план

Гриффин предложил Кемпу сотрудничество – совместный террор над местными жителями. В этот момент пришел полковник Эдай. Обвинив Кемпа в предательстве, Невидимка скрылся из его дома.

Глава 25. Охота на Невидимку

Кемп вкратце рассказал полковнику историю Невидимки, добавив, что « это не человек, а зверь ». Немедленно были организованы самые тщательные поиски Гриффина, чтобы не допустить его побега из Айпинга.

Глава 26. Убийство Уикстида

Тем временем Невидимка « где-то добыл железный прут », чтобы с его помощью попытаться сбежать. Прут был замечен мистером Уикстидом, и это его погубило – Гриффин безжалостно расправился с мужчиной. Он приготовился к решающей битве.

Глава 27. В осажденном доме

Гриффин написал письмо Кемпу, в котором сообщил о своем намерении погрузить Айпинг в пучину смерти и террора, и первой его жертвой должен стать доктор. Кемп обратился за помощью к полковнику, но Гриффину удалось убить его. Служанка успела привести домой двух полицейских, которые вступили в схватку с Невидимкой, а Кемпу тем временем удалось сбежать.

Глава 28. Травля охотника

Гриффин начал преследовать Кемпа, но доктору удалось привлечь внимание людей. Землекоп что есть силы ударил Невидимку лопатой по голове, после чего все мужчины принялись избивать его. Они остановились, когда Гриффин был уже мертв. Постепенно контуры его тела стали проявляться, и перед « взорам всех присутствующих предстало распростертое на земле голое, жалкое, избитое и изувеченное тело человека лет тридцати ».

Эпилог

После смерти Гриффина доктор Кем пытался отыскать его записи, « в которых скрыта тайна невидимости и много других поразительных тайн », но безрезультатно.

Заключение

Основная мысль книги Герберта Уэльса заключается в том, чтобы использовать свои знания и способности во благо людей и не забывать об ответственности перед ними.

Краткий пересказ «Человек-невидимка» будет полезен для читательского дневника.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 154.