Смотреть что такое "Тора" в других словарях. Тора письменная и устная Что такое тора

Обсудить

Еврейский народ очень религиозен. Израильтяне чтут заповеди Бога, стараются следовать им каждый день. Основным источником, регламентирующим повседневную жизнь иудея, является Тора. Что такое Тора? Это понятие разъясняется по-разному. Под Торой подразумевают Пятикнижие Моисеево, заповеди Божьи, законы еврейского общества, родительские наставления детям, научные концепции.

Пятикнижие Моисеево

К Моисееву Пятикнижию относятся «Бытие», «Исход», «Левит», «Чис» и «Второзаконие». То есть «Книга Тора» состоит из пяти книг, в которых раскрыты источники и постулаты иудейской веры. В книге «Бытие» рассказывается о сотворении мира и человека, первородном грехе, деяниях толкователя снов, соправителя египетского фараона Иосифа.

«Исход» повествует о бегстве евреев из Египта, путешествии их по пустыне, законе, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, и построении Скинии - помещения, в котором проводились жертвоприношения и находился Ковчег Завета (в нём хранилась свежая манна небесная, расцветший жезл Аарона, другие вещи, связанные с жизнью евреев). Скиния представляла собой прообраз современного христианского храма. Строение было переносным, что позволяло перевозить его во время путешествия.

Что такое Тора? Это ещё и рассказ о происхождении израильского народа, о возникновении храмов.

«Левит» продолжает историю странствования евреев, освящает способы проведения иудейских богослужений и праздников. Название «Чис» происходит от слова «народосчисление», которое Моисей проводил дважды. В книге подробно излагается закон, данный Богом, и рассказывается о войнах еврейского народа с иноверцами.

Во «Второзаконии» приводятся наставления, которые Моисей давал детям, выросшим в пустыне, описываются последние дни пророка.

Помимо Торы, священные книги евреев - это Невиим и Ктувим, в которых описывается жизнь и деятельность пророков, борьба верующих с личностями, сбивающими народ с верного пути, приводятся псалмы для выражения религиозных чувств человека. Тора в сочетании с Невиимом и Ктувимом составляет Танах, называемый другими народами Ветхим Заветом.

Десять заповедей

Что такое Тора? Понятие трактуется и как откровение, снизошедшее Моисею на горе Синай. Бог дал 10 заповедей, в соответствии с которыми нужно строить свою жизнь. Людям предписывается не иметь иных богов, кроме Бога, не творить себе кумиров, не произносить имени Господа всуе, святить субботний день, почитать родителей, воздерживаться от убийств, краж, прелюбодеяния, ложных свидетельств и не желать того, что есть у другого человека.

Заповедь о запрете на произнесение имени Бога всуе иудаизм трактует как предписание не отказываться от веры. По представлениям иудеев, верующие несут ответственность за представление Всевышнего окружающим. Ложное мнение о Боге вредит как самому человеку, так и тем, кто находится рядом.

Заповедь «Не убий» означает запрет на преднамеренное убийство, но не на самооборону или участие в войне. Воровство предполагает не только присвоение чужого имущества, похищение людей, но и создание ложных представлений о человеке, явлении, событии.

Закон «Тора»

Поскольку заповеди необходимо соблюдать каждый день, а ситуации бывают разные, правила поведения верующего раскрываются в законах. Евреям предписывается строго соблюдать законы веры, женитьбы и запрещённых связей, обрезания, молитв, траура, пожертвований бедным, Субботы, Хануки, постов и т. д.

Евреи верят в то, что существует единый Создатель мира, и что поклоняться следует только ему. Что такое Тора? Это свод правил о том, как надо жить с Богом. Молятся иудеи утром, днём и вечером. Во время утренней молитвы Всевышнему кланяются четыре раза. Послеполуденная молитва требует особой сосредоточенности, так как во второй половине дня наступает время суда. Перед вечерней молитвой, совершаемой после захода солнца, обязательно омовение рук.

Иудеи обязаны жениться в возрасте от 18 до 20 лет и завести много детей. Брак с представителем иной веры недопустим. Евреям запрещается прикасаться к женщине, если она не его жена, мать, дочь или внучка.

Человек, у которого умер близкий родственник, рвёт на себе одежду. Погребение происходит до захода солнца или хотя бы в течение суток. Плакать об усопшем разрешается, но без преувеличения его достоинств.

Национальные еврейские праздники приурочены к важным событиям жизни народа. Так, Ханука отмечается в честь победы евреев над врагами. Ханукальные свечи горят восемь дней. Во время Песаха празднуют исход предков из Египта. В течение праздника нельзя есть квасное (изделия из пшеницы, ячменя, овса, полбы, ржи), хранить в доме некоторые лекарства и парфюмерные изделия. Пища готовится в специальной посуде, а раковина и плита покрываются клеёнкой или толстой фольгой.

Также закон «Тора» запрещает иудеям ругаться, произносить клятвы, носить вызывающую одежду, смешивать некоторые продукты (молоко с мясом), отказываться от посещения больного, заниматься шаманизмом, носить одежду противоположного пола и многое другое.

Тора Устная и Письменная

Письменная Тора - это свод правил еврейского народа. Устной Торой считается откровение на горе Синай, переданное Моисею. Если в Письменной Торе перечисляются заповеди и правила, то в Устной даются соответствующие разъяснения. Например, декларируется, что в Субботу нельзя работать. Но какие действия считать работой? Письменная Тора запрещает лишь заготавливать дрова, разжигать огонь и готовить пищу. В Устной Торе вопрос раскрывается подробнее. Письменная Тора предписывает убивать животных для пищи, Устная объясняет, как это сделать правильно. В Письменной Торе перечисляются наказания за совершение преступлений, а в Устной приводится процедура суда и вынесения вердикта.

Свиток Письменной Торы хранится в синагоге, а на основе Устной Торы во II веке нашей эры написали Мишну. Мишна вместе с высказываниями пророков Гмарой образует Талмуд.

Воспитание детей по Торе

Евреи высоко ценят семью и всё, что связано с ней. Воспитывая детей, иудеи ориентируются на триаду «любовь к людям, уверенность в своей правоте, приверженность истине». Иудаизм не считает рождение и воспитание детей главной задачей человека (несмотря на предписание иметь много малышей). Люди приходят в мир, чтобы решить поставленные перед ними задачи, а родители помогают малышу вырасти и выполнить своё предназначение на земле. Поэтому еврейские мамы и папы не навязывают детям свою волю, но дают право выбора.

Опираясь на положения Торы, старшее поколение учит своих чад не причинять вреда ближним, побеждать зло, стараться быть настойчивым и уверенным в себе. Вместо окриков, нравоучений и замечаний используется собственный опыт и пример. Тора не даёт советов о том, как воспитывать детей, она лишь объясняет, каким должен быть человек.

Тора на русском языке: особенности перевода

Издательство «Книжник» перевело Пятикнижие на русский язык. Специалисты отошли от Синодальной трактовки источника с тем, чтобы тексты были доступны неподготовленному читателю. Для современного еврейского народа Тора - не только религиозная книга, но и «руководство к действию» в различных жизненных ситуациях.

Переводчики старались точно передать еврейский текст в соответствии с национальной традицией понимания: «Книга Тора» имеет множество интерпретаций, и все они считаются правильными. Дополнительные разъяснения не всегда нужны, так как священная книга не может быть объектом анализа критиков. В то же время издание снабжено комментариями, помогающими понять суть сказанного. В переводной Книге «Тора» главы называются на иврите, что позволяет использовать источник во время службы в синагоге.

В переводе с иврита слово «Тора» означает «закон», «учение», «наставление».


Сх.№2 - внутреннее движение в сх.№1: Деньги и власть портят человека? На самом деле эти обстоятельства лишь ОСВОБОЖДАЮТ то, что было в человеке ещё до денег и власти.
Каждое событие, в которое человек вступает в силу своих желаний или по обстоятельствам, заставляет его оценить это событие своим разумом, и т. о. обозначить качество своего сознания (мыслью, поступком). Что в свою очередь становится причиной для следующего события... Состояние рая – состояние свободы от СЛЕДСТВИЙ - ударов Судьбы, из-за отсутствия ПРИЧИНЫ (мысли, поступка)... Судьба не может действовать, пока человеческим сознанием не рождена (любая) МЫСЛЬ, которая будет характеризовать качество этого сознания. Мысль, которая станет импульсом, запускающим в действие "колесо жизни". Проявление Судьбы явится корегирующим воздействием на сознание человека и вызовет новую мысль, замыкая круг "Колеса жизни". Так работает принцип Дерева познания добра и зла, в основе которого стоит закон свободной воли. Человек СВОБОДЕН совершить глупость, и заплатив за свою глупость избавиться от неё. На смену приходит правда. Конечная правда – Бог.
Основное время своей жизни, обычный человек, неосознанно, тратит на построение "скорлупы" защищающей его от Судьбы. Под словом - скорлупа, следует понимать, престижное образование, позволяющее занять высокий социальный статус, деньги, власть и т.д. Всякий знает, что успеха в этом строительстве добиваются люди физически и интеллектуально сильные. Но, за силой идет безнаказанность, а за безнаказанностью беспринципность, то есть деградация. Сила позволяет, совершив ПРИЧИНУ, защитится от СЛЕДСТВИЯ. Т.е. человек "задавший вопрос" отказывается "выслушать ответ", оставаясь при своей глупости. Наркотики и алкоголь также создают своеобразный кокон, притупляющий чувствительность к Судьбе (к ответу Бога).
Не следует путать интеллект с мудростью. Их связывает логика, но Правда, это результат мудрости. Пр: Коперник, Ньютон, Менделеев. А ложь, есть признак интеллекта. Пр: финансовые, политические аферы, политкорректность. Мудрость жертвует для правды. Интеллект использует правду.
В любом обществе, единственная форма правления – это демократия – воля большинства людей. Вопрос в том, какого качества это большинство. Коммунизм, монархия, фашизм или мультикультурализм – всего лишь качественные характеристики демократии, которые допускает (приветствует) большинство народа. Власть Наполеона состоялась потому, что большинство французов, на месте Наполеона, поступили бы точно также как Наполеон. Власть Сталина состоялась потому, что большинство советских граждан, на месте Сталина, поступили бы точно также как Сталин. Волей большинства делаются революции, просто находится несколько человек, которые более внятно озвучивают эту волю. Население страны не делится на народ и власть, оно делится на толпу, предпочитающую ложь, и личность предпочитающую правду. Но, у личности нет стремления к власти, у неё есть стремление к ПРАВДЕ, в химии, физике, математике, в расследовании преступлений и т.д. Писатель, художник, или политик желающий угодить толпе, сам является её частью.
Демократия не цель, а средство. Для чего?
Человек оскверняется своим грехом, но освящается чужим. Т.е. в любом преступлении происходит осквернение преступника, но освящение жертвы этого преступления. Самый яркий пример: За ПРАВДУ, Иисус Христос, через распятие, принял грех (преступление) осудившей Его толпы, и тем освятился. Именно об этом слова в Ев. от Иоанна 1:29 Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира», или «любите врагов ваших».

ТОРА ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ

Шестого дня месяца Сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) евреи получили Тору.

Тора состоит из двух частей: Писания (Тора ше-биктав) и Устного Учения (Тора ше-б"алпе). К первому относятся собственно Тора (Пятикнижие), Книги пророков и Священное Писание – все то, что называется ТАНАХом.

Пятикнижие состоит из следующих книг: Верейшит (Бытие), Шемот (Исход), Ваикра (Левит), Бамидбар (Числа) и Деварим (Второзаконие). Во всем Пятикнижии 54 главы, 5845 стихов, 79976 слов и 304805 букв. Все Пятикнижие написано Моисеем. РАМБАМ, он же Маймонид, в своем предисловии к Мишне (глава 10) пишет о происхождении Торы и указывает, что вся Тора, данная нам через учителя нашего Моисея, записана им из уст Б-га. Тех, кто утверждает, что некоторые стихи Моисей написал от себя, РАМБАМ, от имени пророков и ученых-талмудистов, называет еретиками.

Книги пророков принято делить на восемь: Иегошуа бин-Нун (Иегошуа Навин), Судьи, Самуил, Царства, Исайя, Иеремия, Иехезкиель и Книга двенадцати. Следует отметить, что всего у евреев было сорок восемь пророков и семь пророчиц.

Священное Писание содержит одиннадцать книг: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Рут, Плач Иеремии, Экклезиаст (Когелет), Эстер, Даниэль, Эзра-Нехемия и Хроника (Диврей аямим). Следовательно, всего имеется двадцать четыре книги Святого Писания: Пятикнижие – пять, Книги пророков – восемь и Писание – одиннадцать.

Кто написал книги ТАНАХа? Предание гласит, что Моисей написал Пятикнижие и Книгу Иов; Книгу Иегошуа написал Иегошуа; пророк Самуил написал: Судьи, Самуил, Руг; Книгу псалмов написал царь Давид и десять старцев (Адам, праотец Авраам, Моисей и др.). Пророк Иеремия написал свою книгу (Книгу Иеремия), Царства и Плач Иеремии. Царь Иудеи Хизкиягу и его помощники написали книги: Исайя, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст (Коэлет). Членами Великого Собрания (пророками Аггай, Захария, Малахи и их друзьями) написаны книги: Иехезкиель, Книга Двенадцати, Даниэль, Эстер. Эзра написал свою книгу (Книгу Эзра) и большую часть Книги Хроника, окончил же Хронику Нехемия.

Мишна. Выше указывалось, что Учение еврейского народа, Тора, состоит из двух частей: Писания (ТАНАХ) и Устного Учения. Вторая часть, как следует из самого названия, долгое время (1500 лет) передавалась устно. Лишь в 3948 году (188 год н. э.) великий таннай рабби Иегуда Анаси совместно с другими учеными-талмудистами закончил редактирование и запись основы Устного Учения – шесть разделов Мишны: «Посевы», «Праздники», «Женщины», «Ущербы», «Святыни» и «Очищения». Мишна является основой записанного позже Талмуда, Рабби счел необходимым вопреки традиции отредактировать и записать Устное Учение. Он руководствовался тем соображением, что число людей, профессионально занимающихся изучением Торы и способных запомнить все и передать ученикам, с годами все уменьшалось и возникла опасность, что «Тора забудется во Израиле».

Мишна разделена на 61 трактат, содержащий 524 главы. Она комментирует Писание и разъясняет подробности заповедей. Она комментирует и резюмирует высказывания мудрецов, изучавших Тору в течение десятков поколений. Это Учение принималось последующим поколением от предыдущего, начиная от самого Моисея. На все шесть разделов Мишны составлено много комментариев, дающих необходимые объяснения.

Ученики рабби Акивы, рабби Иегуды Анаси и другие таннаим отредактировали и записали следующие части Устного Учения: Брайта, Тосефта, Мехилта, Сифра, Сифри.

Мидраш Раба и Мидраш Танхума были написаны в эпоху амораим и являются комментариями на Тору ше-биктав.

«Зогар» написан рабби Шимоном бар-Иохаем. Книга эта является фундаментальным трудом по Кабале.

Талмуд (Гемара) – фундаментальный труд, комментирующий трактаты Мишны, книги таннаим и 613 заповедей Торы.

Имеется Талмуд Вавилонский и Талмуд Иерусалимский. Последний был записан рабби Иохананом, учеником рабби Иегуды Анаси. Составление Вавилонского Талмуда началось сразу после завершения Мишны и продолжалось около 300 лет. Он был записан рабби Аши и его учениками около 1500 лет назад.

После завершения Талмуда началась эра гаонов, длившаяся около пятисот лет.

Гаоны – это те ученые, которые жили после завершения Гемары и в каждом поколении занимались ее комментированием и решали спорные вопросы, выдвигавшиеся жизнью.

Гаон рабби Ицхак Альфаси составил сокращенный Талмуд, создав основу для трудов Маймонида, РОШ, Баал Атурим, рабби Иосефа Каро, РАМО и других.

Книги «Шулхан арух» признаны сводом законов для евреев всего мира.

Моисеево Пятикнижие содержит все 613 заповедей.

Законы Торы возвеличивают еврейский народ, возносят его над законами природы и человеческого общества.

Все заповеди делятся на две группы:

1. 248 предписывают конкретные действия и их называют «Мицвот асе».

Тора – воля и мудрость Всевышнего – независима от времени и пространства. Глубокий смысл, заключен^ ный в каждой ее заповеди, актуален в любое время и в любом месте. Но практическое выполнение заповедей в большинстве случаев связано с определенными условиями и поэтому не всегда возможно. Так, в настоящее время, ввиду того, что еврейский народ еще не вернулся из изгнания и Храм еще не восстановлен, практически выполнимы далеко не все заповеди.

О ТАЛМУДЕ

Известный раввин и ученый А. Штейнзальц в своей статье «Что такое Талмуд» пишет, что если Тора – фундамент иудаизма, то Талмуд – та центральная колонна, на которой покоится весь его духовный и философский свод. В определенном смысле Талмуд – это главная книга еврейской культуры, становой хребет национального существования и творческой активности народа. Ни одна другая книга не оказала сравнимого влияния на теорию и практику еврейской жизни. Евреи всегда сознавали, что их сохранение и развитие как народа зависит от изучения Талмуда; не хуже их сознавали это их враги. Вот почему в средние века эту книгу шельмовали, проклинали и предавали сожжению такое бесчисленное множество раз, и вот почему такому же поношению подвергалась она еще и в недавнее время.

Формально Талмуд представляет собой свод Устного Учения, которое разрабатывалось многими поколениями мудрецов Палестины и Вавилона с древнейших времен вплоть до начала средних веков. Талмуд состоит из двух частей: Мишны – или книги Галахи (Закона), записанной на иврите, и комментариев к Мишне, известных под названием собственно Талмуда (или Гемары), состоящего из дискуссий и разъяснений по поводу Мишны, записанных в основном на арамейском наречии.

Такое определение Талмуда, будучи формально верным, по сути дела, не дает правильного представления о нем. Талмуд – не просто изложение законов и комментариев к ним. Талмуд – это хранилище многотысячелетней еврейской мудрости, в котором нашло свое выражение Устное Учение, столь же древнее и величественное, сколь и Писаный Закон, воплощенный в Торе. А Устное Учение – это взаимопроникающее единство Закона, сказания и философские размышления, сплав уникальной логики с изощренным прагматизмом, истории – с наукой, притч – с анекдотами. Поэтому Талмуд – это сплошной парадокс: его форма упорядочена и логична, каждое его слово тщательно выверено в ходе многовековой работы составителей, которая продолжалась еще многие столетия после того, как этот свод трактатов уже в основном сложился, – и в то же время все в нем основано на свободной игре ассоциаций, на сопряжении далеких понятий, которое напоминает современный литературный жанр «потока сознания». Талмуд подчинен цели толкования законов, – и в то же время он является своеобразным произведением искусства, далеко выходящим за рамки чистой юриспруденции и ее практических приложений. Талмуд по сей день остается основой еврейского закона, – и вместе с тем на него нельзя ссылаться как на решающий авторитет в практических вопросах.

Талмуд трактует абстрактные и порой совершенно схоластические проблемы с той же серьезностью, что и самые прозаичные вопросы повседневности, – и в то же время он ухитряется обходиться без всякой специфической терминологии. Будучи основан на традиции и авторитете, передаваемых из поколения в поколение, он вместе с тем не имеет себе равных в той настойчивости, с которой подвергает сомнению и пересмотру все установившиеся и общепринятые точки зрения, докапывается до корней любого утверждения, не принимая его на веру. По строгости обсуждения и точности доказательств Талмуд приближается к математике, но обходится при этом без математической символики и уравнений.

Чтобы лучше понять это уникальное творение, задумаемся на минуту над целями его авторов и составителей. К чему они стремились, эти тысячи мудрецов, вся жизнь которых прошла в талмудических дискуссиях, веками продолжавшихся в сотнях больших и малых ешивах (академиях)? Разгадка таится в самом названии их труда: Талмуд означает изучение, познание. Талмуд есть, таким образом, воплощение великой концепции мицват талмуд Тора – религиозной заповеди, обязывающей к изучению Торы, которое само в себе и содержит и свою цель, и награду.

Талмудический мудрец сказал: «Снова и снова листай ее (Тору), ибо в ней содержится все. Вглядывайся в нее, и состарься в ней, и никогда не разлучайся с ней, ибо нет в мире большей добродетели».

Изучение Торы несомненно служит многим практическим нуждам, но не в поисках житейских подсказок состоит главная цель изучения ее. Это изучение не диктуется степенью важности или практической значимостью обсуждаемой проблемы. Цель изучения – само учение. Это не означает, будто практическое приложение изучаемых вопросов для Талмуда несущественно.

Напротив, в нем усиленно подчеркивается, что тому, кто изучает Тору, но не следует ей, лучше было бы вовсе не родиться на свет. Подлинный талмудист должен служить также и примером в поведении. Но это – лишь одна сторона главной талмудической установки, которая гласит: тот, кто погрузился в текст, не должен преследовать никакой другой цели, кроме его изучения. Поэтому любой вопрос, связанный с Торой или жизнью по Торе, достоин размышления и анализа, и в любом вопросе следует стремиться к его сердцевине, к самой сути. Изучая Тору, не следует спрашивать о практической пользе, которую может принести это изучение. Вот почему в Талмуде можно встретить страстные и длительные споры по вопросам, которые касаются самых отвлеченных особенностей талмудического метода и получаемых с его помощью заключений.

Мудрецы не жалели сил даже тогда, когда знали, что данный источник отвергнут и не имеет никакого значения для юридической практики. Мы встречаем в Талмуде также и дискуссии по вопросам, существенным только в далеком прошлом и вряд ли могущим возникнуть когда-либо снова.

Бывало, конечно, что проблемы, некогда казавшиеся далекими от практики, позже обретали актуальное значение. Абстрактные науки знают такое явление. Но для талмудиста это не так уж и важно, ибо для него с самого начала единственной целью было решение чисто теоретических задач и единственной наградой – поиск чистой истины.

Талмуд подчеркнуто построен по канонам юридических трактатов, и многие люди, искренне заблуждаясь, видят в нем юридическое произведение. В действительности Талмуд рассматривает все объекты, с которыми имеет дело, – а имеет он дело в основном с Галахой, текстами Торы и традициями, идущими от древних мудрецов, – как явления природы, как объективную реальность, а не как юридические установления. Когда имеешь дело с природой, нелепо утверждать, что ничто в ней не заслуживает внимания. Предметы и явления, конечно, различаются по степени важности, но все они сходственны в том, что они существуют. Они есть, и, стало быть, их нельзя «не замечать». Когда талмудический ученый исследует древнюю традицию, он воспринимает ее прежде всего как нечто реально существующее. Независимо от того, обязывает эта традиция его лично или нет, она есть часть его мира, и поэтому ее нельзя игнорировать. Когда талмудисты обсуждают какую-либо отвергнутую идею или толкование, они относятся к ней, как ученые, которые размышляют о некоем виде организмов, вымерших из-за неспособности преуспеть в изменившихся условиях. Этот вид, фигурально выражаясь, «провалился на экзамене на выживание», но это не значит, что он не представляет интереса как объект научного исследования.

Более века продолжалась одна из величайших талмудических дискуссий – полемика между школами Шамая и Гилеля. В конце концов ее итоги были подведены в знаменитом изречении: «Оба учат по слову Б-га, но Галаха да будет по учению Гилеля». То, что один метод был предпочтен другому, не означает, будто второй исходит из неверных посылок; он также есть проявление творческой силы и «слов Б-га». Когда один из мудрецов сказал, что некая точка зрения ему не нравится, коллеги упрекнули его, что негоже говорить о Торе: «Это хорошо, а это нет». Ведь ни один ученый не станет судить об изучаемом предмете по принципу «симпатичный – несимпатичный».

Это уподобление Торы природе началось очень давно и широко практиковалось еврейскими мудрецами. Одна из первых концепций такого рода гласит, что как архитектор строит дом согласно чертежам, так Всевышний строил мир согласно Торе. По этой концепции Тора в определенном смысле структурно подобна природе, ибо она соответствует чему-то существенному в мире, а не просто выражает некие догадки о нем. А коль скоро это так, в ней нет ничего такого, что было бы «слишком» странным, далеким или причудливым для исследователя.

Талмуд составлял не один человек. Он сложился в результате сведения воедино накопившихся за долгое время мыслей и высказываний многочисленных мудрецов, ни одному из которых не суждено было увидеть завершения всего свода при жизни. Их высказывания были вдохновлены сиюминутной действительностью, животрепещущими вопросами, которые им приходилось решать, и спорами, которые им приходилось вести. Поэтому в Талмуде невозможно вычленить некую единую тенденцию или специфическую цель. И в то же время Талмуд имеет свой собственный, безошибочно распознаваемый и поразительно единый облик. В нем запечатлен не стиль индивидуального автора или нескольких редакторов, а коллективный характер еврейского народа в определенный исторический период. В Талмуде есть тысячи безымянных высказываний, но и там, где авторы названы по имени, дух коллективного творчества берет верх над различием индивидуальностей. Как бы яростно ни спорили два талмудиста, читатель в конце концов улавливает объединяющие их принципы единой веры и общего образа мысли – и тогда перед ним открывается всеохватывающее единство, покрывающее все различия.

Хотя Талмуд запечатлел итоги многовековой аналитической работы, сложился обычай ссылаться на него, как если бы он был написан сегодня: «Абае говорит... Рава говорит...» В этом обычае выражено убеждение, что Талмуд не есть просто свод мнений давних мудрецов и что судить о нем как о памятнике далекого прошлого неверно. Для создателей Талмуда, иными словами,

время было не потоком, бесследно стирающим прошлое, но цельным и растущим организмом, в котором настоящее и будущее неразрывно связаны с никогда не умирающим прошедшим.

В этом процессе роста одни элементы уже застыли в устойчивой форме, тогда как другие, сиюминутные, пока еще пластичны и изменчивы, но процесс как таковой возможен только потому, что каждый, даже самый древний, казалось бы, застывший элемент сохраняет жизненную активность и играет свою роль в общем труде созидания.

Вера в непрерывное творческое самообновление мира объясняет также, почему во всех талмудических дебатах главную роль играет вопрошающее сомнение. В определенном смысле весь Талмуд построен как вопросы и ответы, и даже там, где вопрос не поставлен прямо, он составляет скрытый фон любого утверждения. Существует даже метод изучения Талмуда (кстати, один из самых древних), состоящий в том, что изучающий рассматривает каждое утверждение как ответ и по нему пытается реконструировать соответствующий вопрос. Не случайно Талмуд содержит так много вопросительных слов, начиная с простого «почему?», призванного удовлетворить обычное любопытство, и кончая фундаментальным «как может быть, что?», направленным на самые основы обсуждаемой проблемы. Талмуд различает тончайшие оттенки вопросов: принципиальные и частные, по существу и по мелочам. Любой вопрос разрешен и желателен, и чем больше вопросов, тем лучше. Сомневаться не только разрешается, но считается необходимым. На этом построен сам Талмуд, на этом же построено и его изучение. Едва усвоены некие основы, от ученика уже ждут, что он начнет задавать вопросы и обнаруживать сомнения. Талмуд, возможно, единственная священная книга во всей мировой культуре, которая разрешает и даже призывает сомневаться.

Но эта особенность означает также, что Талмуд нельзя познать извне. Уникальный характер Талмуда обрекает любое его внешнее описание на неизбежную поверхностность. В заключение раввин Адин Штейнзальц пишет, что подлинное понимание Талмуда может быть достигнуто только через духовное слияние с текстом, эмоциональное и интеллектуальное вовлечение в его обсуждение, через превращение, в определенном смысле, в одного из его создателей.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Пятикнижие; ископаемый Словарь русских синонимов. тора сущ., кол во синонимов: 4 астероид (579) библия … Словарь синонимов

ТОРА, Священное Писание в иудаизме; то же, что Пятикнижие … Современная энциклопедия

Древнееврейское название Пятикнижия … Большой Энциклопедический словарь

ТОРА, торы, жен. (др. евр. toiro) (рел.). 1. У евреев первая часть библии, т.н. Пятикнижие Моисеево. 2. Пергаментный свиток с текстом пятикнижия, хранимый в синагоге. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- (евр. учение, закон) у евреев так называются закон Моисея ипятикнижие, заключающие в себе этот закон. Сефер Т. называютсяпергаментные свитки, написанные особыми писцами с величайшейтщательностью и содержащие в себе Пятикнижие Моисеево … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Виктор1, Викторий Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Тора - ТОРА, Священное Писание в иудаизме; то же, что Пятикнижие. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФОРА, ТОРА (евр. thorah учение, закон). Пятикнижие Моисеево и заключающееся в нём учение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОРА (евр. thorah учение, назидание, закон). Пятикнижие Моисеево. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Тора - Буквально: учение. Очень часто так называется Пятикнижие Моисеево. В широком смысле слово Тора включает все комментарии, заповеди, все разъяснения, данные талмудическими мудрецами. В отличие от Пятикнижия, которое также называется Письменной… … Энциклопедия иудаизма

тора - I. ТОРА ЯТ – 1. Уртак бабадан соң бишенче буын вәкиле (2 буын – туган, 3 – тума, 4 – туа ят) 2. Бөтенләй ят, чит. II. ТОРА – диал. 1. бор. Мәҗүси потханә, табыну урыны 2. Кала, кальга, шәһәр әрдәнәне кышкы юлдан Тубыл торага чыгаралар … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

Книги

  • Тора , . От издателя:За время своего существования человечество создало несметное количество законов, но немногие из них по долголетию и масштабности своего воздействия сознание человека могут…
  • Тора , . Предлагаемый вашему вниманию новый перевод Торы на русский язык уникален. Бережно сохраняя текст оригинала и его понимание еврейской традицией, переводчики, тем не менее, отказались от…

Очень часто евреев называют народом Книги. В иудействе серьезное религиозное знание не является уделом только духовной верхушки. Подтверждением тому служат библиотеки при синагогах, в которых простым гражданам к фондам предоставлен свободный доступ. Там часто собираются поодиночке или группами евреи. Они штудируют важнейшие иудейские творения. Что такое Тора, Танах и Талмуд? Для представителей других религий это может показаться странным, ведь у них подобные ситуации встречаются нечасто, и рядовой представитель конфессии с трудом ориентируется среди трудов, входящих, к примеру, в Библию или Коран. Но для евреев серьезное изучение источников собственной религии является показателем избранности народа.

Что такое Танах

Подобная истовость в изучении Священного Писания лежит в основе всей еврейской цивилизации. Прописанные в нем установки напрямую влияют на поведение рядовых граждан. Их беспрекословное исполнение стало той цементирующей силой, которая на протяжении многих столетий делала из разбросанных по миру евреев единый народ. Знание хотя бы общих представлений о них позволит лучше постичь сущность поступков евреев в различных ситуациях.

Танах считается наиболее объемным сборником сочинений древних авторов. Для евреев это Священное Писание, в котором освещаются события сотворения мира, появления человека, древнейшие этапы истории народа вплоть до эпохи Второго Храма. По своему содержанию библейский Ветхий Завет был переписан с Танаха, в который просто добавлены некоторые сочинения, считающиеся неканоническими. По своему строению он разделен на 3 крупных сборника:

Тора (Пятикнижие);
- Невиим (Пророки);
- Ктувим (Писания).

Разделение Танаха на 3 части соответствует жанру написанных творений и времени их сочинения. В Тору входит Пятикнижие Моисеево. В пророческие книги Невиим – ряд сочинений, которые могут относиться к историческим хроникам. Данный сборник сам делится на 2 раздела: «Ранние пророки» и «Поздние пророки». Ктувим помимо произведений израильских мудрецов включает в себя и молитвенную поэзию.

В Танах включены 24 книги, состав которых идентичен каноническому сборнику Ветхого Завета с несколько измененным порядком их расположения. Однако христианская традиция подсчета каждую из книг Ветхого Завета считает отдельным произведением, поэтому католические и православные теологи насчитывают в нем 39 книг. А вот еврейская традиция наоборот объединяет ряд произведений в один формат, что приводит к общему сокращению книг Танаха до 22 единиц, приравнивая их к числу букв еврейского алфавита.

Что такое Тора

Тора в буквальном переводе означает «учение, закон» и в широком смысле представляет собой совокупность иудейских традиционных религиозных законов. Представлена она Пятикнижием Моисеевым. Правда, в самих Книгах Моисеевых Торой часто называются отдельные заповеди или даже предписания.

У людей Тора появилась благодаря Моисею, услышавшего эти законы из уст Всевышнего. Законодатель иудаизма записал эти законы и передал их своему народу для исполнения. Однако для самих евреев Тора представляется гораздо более масштабным сочинением. Они уверены, что Торой руководствовался сам Создатель, когда создавал мир. Ашем держал Тору перед собой, смотрел на стихи и творил то, о чем читал. То есть, по еврейским понятиям она была генеральным планом, согласно которому строился существующий мир. Поэтому в Тору не могут вноситься никакие изменения, и она сама не может заменяться никакой другой книгой.

Данная книга изначально была создана как предельно сжатый конспект установок, согласно которым должны совершать свои поступки правоверные евреи. Однако как практически осуществлять данные установки, в ней не объясняется. В итоге реализация указанных в ней законов позволяет иметь большое количество вариантов, что в свою очередь могло бы повлечь за собой расшатывание единой еврейской веры. Чтобы этого не произошло, Моисею было дано две Торы – Письменная и Устная. Первая была им зафиксирована на пергаменте, после чего она была скопирована каждым из колен Израилевых. До сих пор для общественных нужд Письменная Тора переписывается от руки на пергаментные свитки.

Преподнося Моисею Устную Тору, Создатель передавал с ней детальные пояснения к письменному варианту еврейских законов. Моисей выучил ее наизусть, после чего передал эти знания Аарону с сыновьями. Они передали Устную Тору коэнам и главам колен, которые стали передавать ее следующим поколениям. Чтобы удаленные друг от друга в разных странах евреи не утратили единого стержня, несколько поколений мудрецов собирали воедино и записывали пояснения к Письменной Торе. Те толкования законов стали называться Мишной, что стало первым шагом к созданию Талмуда.

Что такое Талмуд

Мишна также подверглась детальной расшифровке, в итоге появился труд, именуемый Гмара. Но и на этом творческое осмысление положений Торы не остановилось. В Гмару также начали вноситься сообразные обстоятельствам разъяснения и толкования, что и привело к появлению Талмуда.

Уже несколько тысячелетий еврейский народ живет по собственным, разработанным некогда законам. На исполнение их не повлияли ни природные катаклизмы, ни приход завоевателей. Евреям помогают выстоять в разных ситуациях 3 важнейших древних труда: Танах, Тора и Талмуд. И если первые два из них являются базисными и не могут подвергаться каким-либо изменениям, то Талмуд развивается дальше, пока продолжается жизнь и появляются новые, ранее не учитывавшиеся обстоятельства.

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего - того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Тора это наследие, данное Б-гом евреям и миру. Слово «Тора» происходит от глагола леорот (наставлять). Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на мир. Это проект создания достойного еврейского общества.Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Но эта конституция составлена Б-гом, а не человеком.Практически Тора состоит из двух дополняющих друг друга частей: Письменной Торы и Торы Устной. Письменная Тора включает в себя Пятикнижие Моше, книги Пророков (Невиим ) и Писания (Ктувим ). В пяти книгах Пятикнижия (Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим ) говорится о развитии еврейского народа от Сотворения Мира до смерти Моше, предшествовавшей вхождению евреев в Святую Землю. Пятикнижие также содержит корни всех законов и основы мировоззрения иудаизма. В узком смысле слова Торой часто называют одно лишь Пятикнижие Моше. В книгах Пророков и Писаниях описаны события еврейской истории, начиная с правления Иеошуа и кончая построением Второго Храма. В них содержится объяснение многих концепций, формирующих основы теологии иудаизма. Три части Письменной Торы — Пятикнижие, Невиим, Ктувим — вместе называются Танахом .Устная Тора не менее важна, чем Письменная, т. к. является подробнейшим разъяснением последней. Ее предписания также были даны на горе Синай. Однако в отличие от Письменной Торы, которая по определению всегда сохранялась в письменной форме, Устная Тора вначале передавалась устно из поколения в поколение. Такая форма вынуждала евреев посвящать больше времени совместному изучению Торы и, тем самым, гарантировала изучение закона под руководством учителя, который мог объяснить его должным образом. И только когда тяжелые социальные условия поставили под угрозу само существование Устной Торы, рабби Иеуда Анаси принял решение записать ее. Результатом его труда стали шесть частей Мишны , работа над фиксацией которой была завершена к 3948 г. (188 г. н. э.). Последующие поколения мудрецов составили объяснения и комментарии к Мишне , известные как Гемара . Существуют две версии Гемары : вавилонская, составленная равом Аши, и иерусалимская, составленная рабби Иохананом в Эрец Исраэль. Объединенный текст Мишны и Гемары часто называют Талмудом. Тот, кто углублялся в изучение Талмуда, знает, что это несравненный труд, включающий юридические вопросы, философские рассуждения, логические аргументы и поучительные истории. Неудивительно, что Талмуд занимал умы ученых в течение веков и до сих пор остается основой основ бытия еврейского народа.Гемара означает буквально «завершенность», т. к. ее составление знаменовало собой заключительное описание слов Всевышнего, сказанных Им на Синае. Однако изучение этих слов продолжается до настоящего дня. Знатоки Торы составили нескончаемую серию комментариев и объяснений Торы, помогая тем самым передавать ее содержание и законоположения новым поколениям. Различают несколько групп мудрецов: Рабонан Савораим (475—590 гг. н. э.), Гаоним (590-1038 гг. н. э.), Ришоним — Первые комментаторы (Х1-ХУ вв.) и Ахароним — Последние комментаторы (XVI в. и до наших дней). Среди них такие выдающиеся мудрецы как Раши, чьи комментарии к Танаху и Талмуду осветили путь последующим поколениям, Рамбам, чьи философские и законо — ведческие работы помогли бесчисленному количеству евреев постичь суть иудаизма, рабби Йосэф Каро, чей непревзойденный труд по еврейскому закону — Шулхан Арух — дал точные объяснения обязанностям евреев. Труды, объясняющие Тору все новым и новым поколениям, продолжают появляться на свет, что является свидетельством непреходящей ценности ее изучения. Вот что такое Тора — Б-жественное обращение к евреям и всему человечеству, изобилующее мировоззренческими и нравственными положениями, включенными в практическую ткань жизни.