Рыцари госпитальеры. Госпитальеры

Орден Святого Ионна – древнейший орден крестоносцев, который был основан в 1099 году. Первоначально это была христианская организация, целью которой было оказание помощи больным и раненным пилигримам и паломникам на Святой Земле, после постройки еще в 600-м году Папой Римским довольно большой больницы, с библиотекой при ней. Кстати о больнице, неофициальное, но более привычное название Ордена Св. Ионна – «Госпитальеры», не трудно заметить сокрытое здесь слово “ госпиталь”, hospitalis — по лат. “Гостеприимный”. В рыцарский орден госпитальеры превратились благодаря Жерару Благословенному сразу после первого Крестового похода, который окончился взятием Иерусалима христианами.

Новый рыцарский орден стал серьезной силой в регионе. Их символом был (и есть) белый крест, который нашивался на черную тунику. Несмотря на их большой военный потенциал, они все равно помнили о своём истинном предназначении, помогая пилигримам теперь не только в медицинском плане, но и предоставляя вооруженную защиту, а сам орден начал делиться на «братьев – рыцарей» и «братьев – лекарей».

После поражения крестоносцев в XII веке ордену пришлось отступить из Иерусалима, но отказываться от своей святой миссии крестоносцы не хотели. Они обосновались на острове Родос, где построили непреступную крепость, внутри которого расположился очень уютный госпиталь. Крепость на Родосе была настоящим оплотом католичества на Востоке. Рыцари, которые стали называть себя Родосскими, всё еще помогали христианским паломникам, давая им комфортные условия, благодаря финансированию ордена христианскими государствами. Рыцари то и дело устраивали вылазки в Малой Азии, разграбляя селения мусульман и угоняя неверных в рабство. Мусульмане тоже активно нападали на Родос, желая сокрушить бастион крестоносцев на Востоке. Было два крупных вторжения, но все нападения заканчивались провалом, малочисленные рыцари, будто сам Бог защищал их, вечно изгоняли захватчиков, покрывая их имена позором.

Но удача ордена не могла быть вечной. К первой половине 16-го века началась гегемония Османской империи на Востоке. Османы смогли захватить Ромейскую империю, страны Запада боялись на равных противостоять им, а что могли сделать рыцари, обладающие войском в несколько тысяч человек? Крепость осаждали более двух ста тысяч турков. Родос смог продержаться 6 месяцев, после чего выжившие крестоносцы отступили на Сицилию.

В 1530 году госпитальерам был отдан остров Мальта, который также начал использоваться как штаб против мусульман. 16 век – не лучшие годы для крестоносцев, ордена крестоносцев расформировывались и переставали существовать, рыцари стали устаревшим видом войск, а мечи начали заменять огнестрельным оружием. Но госпитальеры, которые уже стали называться Мальтийским орденом, всё еще видели смыслом своего существования изгнание мусульман из Африки и Востока. Османы, крайне этим раздраженные, начали осаду Мальты. Османские войска из 40 тысяч человек против 8000 рыцарей верящих в победу. По началу положение крестоносцев было безнадежным, половина рыцарей была убита, а большая часть города была разрушена. Король Сицилии до последнего отказывался присылать подкрепление. Тем не менее после серии атак, подкрепления из Сицилии всё же пришло, измученным жарой и болезнями османам пришлось отступить. Это была последняя крупная победа рыцарей в мировой истории, из 40 тысяч турков назад вернулись только 15.

Вскоре госпитальеры начали испытывать моральный и экономический упадок. Европейские державы перестали видеть смысл в идее возвращения святой земли, а потому и смысла ордена крестоносцев, из-за чего их финансирование, благодаря которому рыцари и жили, резко сократилось. Ища способ заработка, орден начал промышлять грабежом пиратских и турецких судов, также ими был издан закон, согласно которому любой груз из Османской империи должен быть конфискован и перепродан. Это поправило финансовое положение ордена, но многие члены, гоняясь за богатством, в итоге записывались в каперы, в частность к Франции. Это напрямую противоречило уставу ордена, согласно которому крестоносцы не могли поступать на службу к европейским монархам во избежание участия в войнах между христианами. Но в итоге эта практика стала массовой, ордену пришлось смириться с этим, а Франция стала покровителем последних крестоносцев. Финансовое положение ордена сильно улучшилось, но его старые принципы были забыты, орден даже подписал формальное перемирие с Османской империей, т.к. то же сделала Франция.

В конце 18 века Мальта была захвачена французами, а орден был разогнан. Крестоносцы расселились по Европе в поисках новой базы. Часть крестоносцев нашли приют в Санкт-Петербурге, и даже сделали императора Павла I новым магистром ордена, хоть католическая церковь и не принимала этого.

В середине XIX века Папа Лев XIII восстановил моральную целостность ордена, вверив мальтийским рыцарям их старую обязанность – гуманитарную и медицинскую помощь, но теперь далеко не только пилигримам, путешествующим в Иерусалим. Вновь нашедшие смысл своего существования рыцари оказывали медицинскую помощь солдатам и гражданским в ходе Первой и Второй мировых войн. Резиденция ордена обосновалась в Риме, где они стали карликовым государством внутри карликового государства. Современные крестоносцы имеют свою собственную валюту, почтовые марки и паспорта. Сегодня орден имеет дипломатические отношения со 107 странами, членами ордена себя считают 13 000 человек, а волонтерская база состоит из 80 тысяч человек. Совсем недавно мальтийское правительство отдало древнюю крепость в собственность рыцарей сроком на 99 лет и сейчас там идет реставрация.

Я заинтересовалась историей ордена госпитальеров, когда собиралась отдыхать на острове Родос. Эти рыцари базировались на острове несколько веков и были известны как родосские рыцари. Но сейчас орден госпитальеров больше известен как Мальтийский орден.

Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Этот рыцарский орден, который считается старейшим, был основан во время первого крестового похода в 1113 году. В том году папа Пасхалий II выдал папскую буллу.

Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест.

Внутренее убранство Мальтийской капеллы (Сантк-Петербург)

Первоначально задачей ордена госпитальеров был прием пилигримов на святой земле. Орден предоставлял паломникам ночлег и медицинскую помощь. Латинское слово «gospital» переводится, как «гость». В 1107 году король Иерусалима Болдуин I выделил ордену Ионитов (так еще назывался орден) землю в Иерусалиме.

Сначала орден госпитальеров не занимался военными операциями, однако со временем монахи стали охранять паломников. Для этого они строили укрепленные пункты и госпитали по всей Европе.

Однако христиане на ближнем востоке хозяйничали не долго. В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и захватывает Иерусалим. Когда пал Иерусалим госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру.

Рыцари ордена госпитальеров покинули Акру в 1291 году, сначала они перебрались на остров Кипр, затем в 1307 году на , который отвоевали у Византии.

На Родосе рыцарский орден достиг своего расцвета. Здесь во дворце великого магистра располагалось руководство ордером госпитальеров: Магистр, Приор и администрация Ордена.

Администрация Ордена Святого Иоанна состояла из восьми Бейлифов: Главный Командор (управлял общим имуществом), Маршал (начальник военного штабаl), Главный Госпитальер (управлял больницами), Драпиер (отвечал за снабжение вооруженных сил), Главный Адмирал (управлял флотом), Туркопольер (управлял наемниками), Главный Канцлер (управлял канцелярией), Главный Бейлиф (ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра). Каждый из руководителей управлял отделениями в Европе.

Все члены Ордена делились на три основных класса: рыцари, священники и боевые сержанты. Позже появился четвертый класс — сестры.

Рыцари в зависимости от происхождения делились на: полноправных рыцарей, повинующихся, преданных и льготных. Конечно чтобы занять высокое положение в ордене, необходимо было происходить из хорошей семьи, но при таланте и упорстве рыцарь мог сделать карьеру.

Улица рыцарей г. Родос

После того, как орден госпитальеров покинул Святую Землю и обосновался на Родосе, он стал не просто военным, а военно-морским орденом. Именно благодаря наличию флота орден Святого Иоанна пережил все остальные. Госпитальеры совершали набеги на мусульманские порты и корабли, захватывали богатую добычу, среди которых были заложники. Сейчас бы это назвали пиратством.

В 1480 году турки, предприняли попытку захватить Родос, тогда рыцари отбились. Однако в 1522 году Османская империя захватывает остров.

Условия сдачи были очень мягкими. Султан пообещал, что на острове будет сохранена католическая вера, церкви не будут осквернены, а Орден сможет покинуть остров со всеми своими кораблями, реликвиями, оружием и богатствами.

Рыцари, оставшись без крова, начали скитаться, а Великий магистр вел переговоры с европейскими монархами о месте дислокации.

В конце концов Орден согласился на остров Мальта, которую им пожаловал король Сицилии Карл V 24 марта 1530 года.

Условиями владения являлись ежегодная дань в виде 1 сокола (платилась аккуратно вплоть до 1798 года), не использование гавани Мальты кораблями Ордена, конфликтующими с Сицилией и признание вассальной зависимости от короля Испании. Хотя на самом деле предполагалось, что орденский флот будет бороться с алжирскими пиратами.

картинка с сайта: http://ru-malta.livejournal.com/193546.html

Госпитальеры также занимались торговлей «черным деревом», то есть вывозили рабов из Африки в Америку.

Постепенно Мальтийский орден попадал во все большую зависимость от императора и Римского Папы. В 1628 году Папа принимает декрет о том, что в период между смертью одного гроссмейстера и выборами другого Орденом управляет непосредственно Папа. Это давало возможность Ватикану кардинально влиять на выборы нового гроссмейстера.

Через своих представителей Ватикан постепенно забирал имущество Ордена. Орден приходит в упадок.

Когда в XVII-XVIII веках Средиземноморские государства создали свои собственные военно-морские силы, Мальтийский стал не нужен. В конце концов Мальту завоевал Наполеон и орден лишился своего суверенитета.

К концу восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это привело к сближению Мальтийского ордена с русским царем. В 1797 году Павел I организовал на территории Российской империи новое главное приорство и готовил поход кораблей в защиту Мальтийского Ордена.

Однако, после убийства его в Михайловском (Инженерном) Замке в ночь на 13 марта 1801 года, Мальтийский орден покидает Россию.

Римский Папа 9 февраля 1803 года назначает гроссмейтером Ордена Джиованни Батиста Томасси (Giovanni-Battista Tommasi), который временно разместил резиденцию Ордена сначала в Катании (Catania), затем в Мессине (Messina) на острове Сицилия.

По окончании наполеоновских войн Парижским Соглашением держав победительниц 30.3.1814 года Мальта окончательно была признана владением британской короны

После смерти в 1805 году Томасси Орден влачит жалкое существование. В Резиденции Ордена живет не более тридцати человек, имеющих титул рыцаря и небольшое количество обслуживающего персонала. Никакой военной силы после ухода с Мальты Орден более не имеет и никогда больше иметь не будет. Глава ордена утверждается Папой и носит титул лейтенанта магистра. Орден не имеет возможности даже пригласить на выборы членов Ордена, живущих в приорствах. Собственно, Орден существует только номинально.

В 1831 году резиденция Ордена Перемещается в Рим в здание Главного Приорства Ордена в Риме палаццо Мальта (Palazzo Malta) на улице Хилл (Aventine Hill), а затем в здание бывшей резиденции посла Ордена при Папском Престоле палаццо Мальта на виа Кондотти (Palazzo Malta on the via Condotti) возле Пиацца ди Спага (Piazza di Spagna).

В 1910 году Орден организует полевой госпиталь, который спасет много человеческих жизней в период итало-ливийской войны 1912 года. Орденское госпитальное судно «Реджина Маргарита» вывезет из района боевых действий более 12 тыс. раненных.

В период Первой Мировой войны в Германии, Австрии, Франции действовала целая сеть полевых госпиталей Ордена.

В послевоенный период Орден продолжал заниматься и занимается поныне только гуманитарной и медицинской деятельностью, в основном в странах, исповедующих католицизм.

Сегодня Орден насчитывает около 10 тыс. членов и по численности среди католических организаций занимает второе место после Ордена иезуитов (чисто монашеская религиозная невоенная организация).

В настоящее время в составе Ордена насчитывается 6 Главных Приорств (Рим, Венеция, Сицилия, Австрия, Чехия, Англия) и 54 национальных командорий, одна из которых имеется и в России.

Мы восхваляем наши имена,
Но станет явной скудость суесловий,
Когда поднять свой крест на рамена

Мы в эти дни не будем наготове.
За нас Христос, исполненный любови,
Погиб в земле, что туркам отдана.
Зальем поля потоком вражьей крови,
Иль наша честь навек посрамлена!

Конан де Бетюи. Перевод Е. Васильевой

Обычно западноевропейские рыцари побеждали мусульман на поле брани, и не только когда они сражались отважно и решительно – это были качества, которыми рыцарство славилось всегда, – но и действовали при этом еще и организованно. Но вот как раз организованности-то рыцарям чаще всего и не хватало. Причина заключалась в том, что всякий рыцарь-феодал мало от кого зависел, так как его крестьяне вели натуральное хозяйство, а само общество отличалось внеэкономическими формами принуждения к труду. Более того, личной доблестью он мог запросто превзойти и герцога, и графа, а то даже и самого короля! Сюгер, настоятель Сен-Дени в своем трактате «Жизнь Людовика VI, прозываемого Толстым» подробно рассказал о том, в 1111 году задумал подвергнуть наказанию Гуго дю Пюизе, поскольку тот занимался разбоем, и осадил его замок в Босе. Хотя войско короля и понесло большие потери, но замок Гуго он все-таки взял, но с самим Гуго поступил очень мягко: всего лишь отправил в изгнание, хотя мог бы повесить. Потом Гуго вернулся, заявил, что раскаялся, и Людовик VI его простил. Тогда Гуго вновь выстроил донжон и… занялся грабежом и прочими бесчинствами, так что король был просто вынужден опять идти в поход на своего строптивого вассала. И опять донжон Гуго сожгли, а самого Гуго наказали, а потом, когда он раскаялся в очередной раз, опять помиловали! Но тут он повторил все то же самое уже в третий раз, и уж вот тут-то король рассердился не на шутку: сжег его донжон, а самого Гуго отправил на Святую землю замаливать грехи перед богом. Оттуда он уже не вернулся, и лишь после этого обитатели Босе смогли вздохнуть спокойно.

Воин-крестоносец 1163 – 1200 гг. Фреска на стене часовни Крессак-Сен-Жени (Шарант). Наиболее знамениты фрески, написанные на северной стене. Верхний ряд изображений повествует о битве с сарацинами, разыгравшейся в 1163 году у подножья замка Крак де Шевалье, когда осадивший замок эмир Нуреддин был полностью разбит внезапной атакой франкской кавалерии.

Таким же, если не большим, самоуправством, в ту эпоху отличались и многие другие рыцари. И ладно бы в мирное время! Нет, и на поле брани они вели себя столь же неподобающим образом! И если какой-нибудь гордый рыцарь раньше остальных бросался на вражеский лагерь, чтобы первым его ограбить, или бежал от врага, когда требовалось стойко стоять на одном месте и биться с неприятелем, король вполне мог проиграть даже самое удачно начавшееся сражение!

Сделать так, чтобы рыцари отличались дисциплинированностью – вот о чем мечтали многие военачальники, но добиться этого никто не мог долгие годы. Все изменилось, когда начались «экспедиции» на Восток. Там, близко познакомившись с совершенно иной для них восточной культурой, вожди Запада решили, что «основой» рыцарской дисциплины может стать сама церковь. И нужно для этого всего лишь … сделать из рыцарей монахов и намекнуть при этом, что таким образом они приблизятся к заветному спасению!


Рыцари-крестоносцы Палестины: слева направо – рыцарь-крестоносец Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (основан в 1099 г.); госпитальер; тамплиер, рыцарь ордена св. Якова Кампостельского, тевтонский рыцарь ордена св. Марии Тевтонской.

Так вот и появились духовно-рыцарские ордена рыцарей-крестоносцев, созданные в далекой Палестине. Но только скопированы они были с очень похожих «организаций» у мусульман! Ведь именно там, на Востоке, в конце XI – начале XII века появились такие военно-религиозные ордена, как Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, часть которых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в один большой и единый для всех мусульман духовно-рыцарский орден Футувва. У членов этого ордена существовал чисто рыцарский обряд, когда вступавшего опоясывали мечом, после этого кандидат выпивал «священную» соленую воду из особой чаши, надевал на себя специальные шаровары и даже, как и в Европе, получал удар плоской стороной меча или рукой по плечу. То есть и само рыцарство как таковое пришло в Европу с Востока, о чем, кстати говоря, говорится и в поэме Фирдоуси «Шахнамэ»!

Хотя, кто первым и у кого позаимствовал саму идею именно духовно-рыцарского ордена тоже, в общем-то, неизвестно – вернее, это очень спорный вопрос! Ведь задолго до этих событий в землях Африки, а именно в Эфиопии, уже существовал… древний христианский орден св. Антония, и это его совершенно справедливо историки считают наиболее старым среди всех прочих рыцарских орденов во всем мире.


Крест был популярной фигурой на старинных рыцарских гербах.

Считается, что он был основан негусом – правителем Эфиопии, который был известен на Западе под именем «Пресвитера Иоанна», после того, как св. Антоний либо в 357, либо в 358 году опочил во Господь. Тогда очень многие из его последователей решили уйти в пустыню, где приняли обеты монашеской жизни св. Василия и создали обитель «имени и наследия св. Антония». Сам орден основали в 370 году от Рождества Христова, хотя даже и более поздняя дата по сравнению со всеми другими орденами все равно будет «ранней».

Лестница к пещере преподобного Антония Великого. Наверное, здесь можно обрести спасение…

Ордена с таким же названием позднее были в Италии, во Франции и в Испании, и представляли собой филиалы ордена, штаб-квартира которого находилась в Константинополе. Интересно, что эфиопский орден сохранился до нашего времени. Глава ордена – его гроссмейстер и одновременно Президент Королевского Совета Эфиопии. Принимают в него новых членов ну очень редко, а что касается обетов – то, да, они совершенно рыцарские. У знака ордена имеются две степени – Большой рыцарский крест и крест-компаньон. Его имеют право указывать в своем официальном титуловании инициалы KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).


Кресты ордена св.Антония.

Оба знака ордена имеют вид золотого эфиопского креста, покрыты синей эмалью, а сверху они еще и увенчаны императорской короной Эфиопии. Но нагрудная звезда – крест ордена, короны не имеет, и наложен на восьмиконечную серебряную звезду. Орденская лента традиционно сшивается из муарового шелка, имеет бант у бедра, а цвет ее черный с синими полосками на краях.

Одеждой рыцарей ордена являлись черные с синим мантии, на груди которых был вышит синий трехконечный крест. Старшие по званию рыцари отличались двойными крестами такого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на острове Мерое (в Судане), а по всей Эфиопии ордену принадлежали как женские, так и многочисленные мужские монастыри. Орден был просто несказанно богат: его годовой доход составлял не меньше двух миллионов золотых. Таким образом, идея таких орденов впервые родилась отнюдь не на Востоке, и, как вы видите, не в Европе, а в… знойной христианской Эфиопии!

Ну, а пальма первенства в создании самого первого ордена в Палестине принадлежала иоаннитам или госпитальерам. Обычно основание его неспециалисты связывают с первым крестовым походом, хотя реальная ордена немного другая. Началось все, когда император Константин приехал в Иерусалим, чтобы найти здесь (и он его нашел!) Животворящий крест Господень, ну, тот самый, на котором распяли Иисуса Христа. Затем в городе нашлись и многие другие святые места, которые упоминались в Евангелии, и в этих местах тут же стали возводиться храмы.

Понятно, что любому христианину было бы очень приятно посетить все эти места, получить благодать от Бога и надежду на спасение своей грешной души. Но путь в Святую Землю для пилигримов был наполнен опасностями. И когда кто-то туда добирался, то, нередко принимал монашеские обеты, и оставался, чтобы и дальше творить добро другим паломникам при этих же монастырских больницах. В 638 году Иерусалим был захвачен арабами, но для всей этой «деятельности» условия практически не изменились.

И вот когда в Х веке Иерусалим превратился во всемирный центр христианского благочестия, нашелся благочестивый купец – да, были тогда и такие, по имени Константине ди Пантелеоне, родом из итальянской торговой республики Амальфи, который в 1048 году попросил разрешение у египетского султана на строительство в городе очередного приюта для заболевших паломников. Назвали его Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а эмблемой госпиталя стал белый восьмиконечный крест Амальфи. Поэтому-то его служителей и стали называть иоаннитами, или госпитальерами (от. лат. hospitalis - «гостеприимный»).


Битва за Агру. Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

Целых 50 лет госпитальеры жили вполне мирно – они ходили за больными и молились, но тут Иерусалим осадили крестоносцы. По легенде, христиан, как и всех других жителей города «поставили на стены». И тут хитрые иоанниты стали сбрасывать на головы рыцарей-христиан не камни, а свежий хлеб! Власти тут же обвинили иоаннитов в измене, но произошло чудо: прямо перед судьями хлеб этот превратился в камень, что доказало их невиновность, так что они были оправданы! Когда 15 июля 1099 года Иерусалим пал, герцог Готфрид Бульонский наградил смелых иноков, а некоторые его рыцари даже сделались членами их братства с целью защищать паломников, следующих в святой город. Сначала статус ордена утвердил правитель Иерусалимского королевства Бодуэн I в 1104 году, а девять лет спустя римский папа Пасхалий II подтвердил его решение своей буллой. И эта хартия Бодуэна I и папская булла дошли до наших дней и находятся в Национальной библиотеке острова Мальта в городе Ла-Валлетта.


Людовик VII и король Иерусалима Бодуэн III (слева) сражаются с сарацинами (справа). Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

Военные братья ордена не упоминались в документах до 1200 года, когда и сложилось их деление на братьев-воинов (благословленных на ношение и пользование ), братьев-лекарей и братьев-капелланов, которые выполняли в ордене необходимые религиозные обряды. Подчинялись военные братья лишь папе римскому и гроссмейстеру ордена. При этом они владели землями, церквями и кладбищами. От налогов они были освобождены, и было установлено, что даже епископы, и те, не имели права отлучать их от церкви!


Современные госпитальеры-реконструкторы.

Свое название Иерусалимский орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна он получил в 1120 году при первом магистре Раймоне Дюпюи. Наряду с обычным монашеским одеянием рыцари носили черный плащ, на левом плече которого нашивался белый восьмиконечный крест. В походе они носили сюрко обычно алого цвета с белым полотняным крестом на груди с расширяющимися концами. Символизировали они следующее: четыре конца креста - это четыре христианских добродетели, а восемь углов – восемь добрых качеств истинного верующего. Ну и, конечно, крест на кровавом фоне символизировал рыцарскую стойкость и верность Господу. Знаменем ордена было прямоугольное полотнище красного цвета с белым крестом.


Форт в Ларнаке, Кипр. Здесь тоже были крестоносцы.

В 1291 году орден покинул Палестину и переехал на остров Кипр, а через 20 лет обосновался на острове Родос, где находился до 1523 года, когда его оттуда вытеснили турки. 42 года спустя рыцари ордена перебрались на Мальту и стали называться «мальтийскими рыцарями». Ну, а больницы, основанные орденом в различных странах Европы, были в то время настоящими центрами медицины.


Кадр из кинофильма «Суворов» (1940). На императоре Павле хорошо видна мантия с мальтийским крестом. Ну, вот любил он рыцарскую романтику, что делать… В кинофильме мы видим, что во время встречи Суворова с Павлом на Павле I надета мантия магистра Мальтийского ордена. Можно с уверенностью сказать, что то, что мы видим, истории не соответствует. Павел I был действительно провозглашен великим магистром Мальтийского ордена, но лишь 6 декабря 1798 года, то есть десять с лишком месяцев спустя после этой аудиенции.

В 1798 году Мальта попала под власть Наполеона, что вызвало массовое рассеяние его членов по миру. Император Павел I приглашал «мальтийских рыцарей» в России и всячески им потворствовал, но после его смерти им пришлось уехать из России в Рим. Сегодня орден имеет сложное название, которое звучит так: Суверенный Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Заметим, что в боях с мусульманами в Палестине госпитальеры все время соперничали с тамплиерами, из-за чего их ставили подальше друг от друга. Например, иоаннитов в арьергарде, а тамплиеров в авангарде, а между ними все остальные войска.


Аббатство Беллапаис, Северный Кипр. Основано госпитальерами, но сейчас здесь православная греческая церковь.


А вот так она выглядит сегодня внутри.


Ну, а это подземелья аббатства. Когда снаружи жара, здесь царит приятная прохлада.

Безусловно, госпитальеры были не только воинами и лекарями, но и прекрасными строителями, так много они построили различных аббатств, церквей и соборов. В этом они также соперничали с тамплиерами. Перебравшись на Кипр, они построили там множество сооружений культового характера, сохранившихся до наших дней.


Собор Св. Николаса, превращенный мусульманами в мечеть.


Сзади собор Св. Николаса выглядит ничуть не менее впечатляющим, чем со стороны фасада.

Иоанниты - госпитальеры

Рыцарский орден основан в 1099м году, Иерусалим, при госпитале Григория Великого и библиотеке Карла Великого. С 1098 - госпитальеры Св.Лазаря при больнице для прокаженных.

1. Геральдика

Цвета - черная мантия с белым крестом, красная мантия с белым крестом. Госпитальеры Лазаря - белая мантия с восьмиконечным зеленым крестом. Основу ордена составляли рыцари, заболевшие проказой.

Девиз - Pro Fide, Pro Utilitate Hominum - За веру , на пользу людям !

Tuitio Fidei et Obsequium Pauperum - Защита Веры и помощь бедным и страждущим!

Девиз госпитальеров Лазаря: Atavis et armis - Предкам и оружию!

Покровитель - Св. Иоанн Креститель, госпитальеры Лазаря - Св.Лазарь

Контроль над Средиземным морем - После потери Святой Земли иоанниты поставили перед собой новую цель: защита христианских кораблей от мусульманских пиратов и освобождение рабов, захваченных ими.

Гимн - Ave Crux Alba

Символы и святыни иоаннитов

Сова - символ премудрости ордена

Правая рука (десница) Св. Иоанна Крестителя. На ладони отсутствуют два пальца, мизинец и средний

2. Местоположение Ордена и хронология

2.1. На Святой Земле

1098 - 1291 , Иерусалим

1244 , битва при Форбии. Орден Св.Лазаря потерял магистра и всех своих рыцарей, включая прокаженных .

1255 , статус госпитальеров Лазаря подтверждён буллой Папы Александра IV

1262 , Папа Урбан IV также подтверждает устав Лазаритов

2.2. На островах

1291 - 1310 , Кипр

1306 - 1522 , Родос

1348 , на острове Лазаретто в Венецианской лагуне, зелёные рыцари основали Лазарет для прокажённых

1523 - 1530 , семь лет скитаний

1530 - 1798 , Мальта

1789 - 1799 , во время Французкой революции Людовик XVIII , находясь в изгнании, как Великий Магистр Зелёных рыцарей, призвал их к себе

2.3. Орден в России

1798 - 1803 , Санкт - Петербург

1798 - 1801 , 72м Великим магистром Ордена Иоаннитов становится Павел I . Он учреждает помимо католического ещё и Православное Приорство. 12 заговорщиков убивают его в Михайловском замке (СПб).

1928 , в Париже приводится полный список Наследственных Командоров Приорства Российского, это 23 фамилии, 10 из которых уже умерли. Живые 12 командоров подписывают Декларацию о воссоздании Православного Ордена Иоанна. Мальтийский Орден не признает своих православных собратьев, но их организация продолжает существовать как Союз Потомков Наследственных Командоров под патронажем Дома Романовых.

2.4. В настоящее время в Риме

1853 , смерть последнего Лазарита, принятого в рыцари до Французкой революции

2008 - 2017 , Мэтью Фэстинг - 79й Великий Магистр Госпитальеров

2012 , раскол Ордена и основание Сент - Лазар Интернешнл в Иерусалиме, с собственным Великим Магистром

16 апреля 2012, Госсекретариат Ватикана опубликовал 16 апреля заявление, ставшее ответом на частые запросы к Святому Престолу насчет его отношения к тому или иному рыцарскому ордену. Апостольская Столица пояснила, что существует только 5 орденов, которым присвоен титул рыцарских: Верховный орден Христа, Орден Золотой шпоры, Орден Пия IX, Орден Святого Григория Великого и Орден Святого Сильвестра. Также Святой Престол признает рыцарскими Суверенный Военный Мальтийский Орден и Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Другие ордена - новые учреждения и все, что с ними связано - Святой Престол не признает, поскольку не гарантирует их историческую и правовую легитимность, их цели и организационные системы. В связи с этим Госсекретариат предупреждает, что нужно воздерживаться от проведения в храмах и местах культа церемоний вручения рыцарских дипломов или наград, выдаваемых без согласия и признания Святого Престола. Такие мероприятия, как сообщается, могут принести духовный ущерб многим "людям доброй воли".

2013, Мэтью Фестинг (Matthew Festing), занимающий пост Великого Магистра Суверенного Военного Ордена Мальты с 2008 года, рассказал о нынешней ситуации в ордене, которая 9 февраля 2013 отпразднует 900-летие дня своего основания.Орден, в настоящий период времени, насчитывает 13,5 тыс. рыцарей и имеет дипломатические отношения с 104-мя государствами, сообщает AP. «С одной стороны мы - суверенное государство, с другой стороны - религиозный орден, с третьей стороны мы - гуманитарная организация. Таким образом, мы являемся смесью всего этого», - заявил Магистр. Мэтью Фестинг надеется, что в ближайшее время удастся облегчить возможность вступления в орден людей не аристократического происхождения, особенно в Европе. «Конечно, этот принцип [принцип набора новых членов ордена лишь из дворянских фамилий] не устарел - но не стоит забывать, что мы живем в XXI веке. Для того, чтобы стать рыцарем нашего ордена в Европе, действительно, принадлежность к знатной крови является одним из условий. Но это лишь одно из условий - есть еще ряд требований. В прочих же местах - Австралии, Центральной и Северной Америки, Юго-Восточной Азии - требования к новым членам базируются на иных принципах», - отметил Мэтью Фестинг.

2015, начался официальный процесс беатификации покойного Эндрю Берти, 78-го Князя и Великого магистра Суверенного военного гостеприимного ордена Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Эндрю Берти стал главой Суверенного Военного Ордена Мальты в 1988 году и служил ордену вплоть до своей смерти в 2008 году. Под его руководством Мальтийские Рыцари оказывали помощь бедным и больным по всему миру. Эндрю Берти — первый из лидеров Рыцарей Мальты, представленный к беатификации. Мессу, открывающую процесс беатификации, на которой также присутствовал кардинал Рэймонд Бёрк, покровитель Рыцарей Мальтийского Ордена, возглавил кардинал Агостино Валлини, викарий Римской епархии.

10 декабря 2016 , 50й Великий Магистр Зелёных рыцарей - Ян, граф Добженский и Добржицкий, был посвящен Папой Франциском в командующие папским конным Орденом

25 января 2017, Великий магистр Мальтийского ордена Мэтью Фестинг (№ 79) ушел в отставку после конфликта с Ватиканом. Об этом сообщает Reuters.Это произошло по результатам личной встречи Фестинга с папой Римским Франциском. «Папа попросил его покинуть свой пост, и он согласился», — сообщил официальный представитель ордена. Теперь решение предстоит утвердить правительству ордена — Суверенному совету. После окончательной отставки Фестинга и до избрания нового Великого магистра обязанности главы ордена будет исполнять Великий командор Людвиг Хоффманн фон Румерштайн. Этот шаг стал неожиданностью для рыцарей — как правило, магистр занимает свой пост пожизненно. К отставке Фестинга привел конфликт со Святым престолом после свержения Великого госпитальера ордена Альбрехта Фрейхера фон Боселагера из-за его слишком либеральной трактовки догматов католицизма. Когда понтифик создал комиссию для расследования обстоятельств инцидента, орден выпустил заявление, в котором попросил Ватикан не лезть в его внутренние дела. Мальтийский орден — рыцарский религиозный орден католической церкви. Он имеет статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы, поддерживает дипломатические отношения со 105 государствами. Сам орден считает себя государством, хотя это утверждение оспаривается многими юристами-международниками. При этом орден выдает собственные паспорта, печатает марки и валюту. Великий Магистр ордена является папским вице-королем.

с 2017 , Людвиг Хоффманн фон Румерштайн исполняет обязанности Магистра до выборов.

2 мая 2018 , б ывший местоблюститель Мальтийского ордена Джакомо Далла Торре избран великим магистром. Об этом сообщила в среду пресс-служба древнейшего религиозного ордена по завершении заседания государственного совета, на котором состоялось голосование. В качестве местоблюстителя 74-летний Джакомо Далла Торре, избранный на этот пост год назад после отставки великого магистра Мэтью Фестинга, должен был провести реформу конституции ордена.Далла Торре стал 80-м великим магистром и должен принести присягу перед заместителем государственного секретаря Ватикана по общим делам архиепископом Анджело Беччу, который был назначен папским делегатом в орден после отставки Фестинга. Великий магистр избирается на пожизненный срок. Далла Торре с 2008 года является главой великого приората Рима (одного из 12 древнейших объединений ордена) и относится к высшему сословию (первый класс) рыцарей, которые представляют религиозную верхушку ордена и из которых может быть выбран его глава. Далла Торре в 1985 году вступил в орден, а в 1993 году принес обет послушания. Он уже был великим командором (второе лицо в иерархии ордена), а затем местоблюстителем (временным главой ордена) после смерти великого магистра Андрю Уиллоби Ниниана Берти в 2008 году, до избрания на этот пост Мэтью Фестинга.



3. Структура Ордена

Восемь Языков Ордена

1. Прованс, символ - Архангел Михаил, эмблема - герб Иерусалима

2. Овернь, символ - Св. Себастьян, эмблема - Голубой дельфин

3. Франция, символ - Св. Павел, эмблема - герб Франции

4. Кастилия и Леон, символ - Св. Иаков Малый, эмблема - герб Кастилии и Леона

5. Арагон, символ - Георгий Победоносец, эмблема - Богородица

6. Италия, символ - Екатерина Болонская, эмблема - голубая надпись ITALIA

7. Англия, символ - Бичевание Христа , эмблема - герб Англии

8. Германия, символ - Богоявление, эмблема - Черный двуглавый орел

Управление Орденом

Во главе ордена стоял Великий Магистр (Мастер). Его правление было выборным и обычно пожизненным, хотя бывали случаи свержения и даже убийств Великих Магистров. Магистр принимал решения по всем текущим делам ордена. Однако, его власть не была неограниченной. Он подчинялся Генеральной Капитуле, которая собиралась в штаб квартире ордена обычно один раз в год по предложению Великого Магистра и определяла политику ордена на ближайшее время. В компетенцию Капитулы входили также выборы Магистра. Папа и короли государств крестоносцев очень редко вмешивались в эти выборы;. С XV в., однако, начинается практика передачи этой должности своим протеже.

Ближайшими соратниками Великого Магистра являлись:

Великий Комтур - заместитель Великого Магистра и административно-экономический руководитель ордена

Сенешаль - занимался военными вопросами, вооружением и строительством крепостей

Великий Госпитальер - отвечал за благотворительную деятельность ордена, санитарные и медицинские вопросы

Великий Ризничий - отвечавший за одежду и частично за военную форму

Великий Казначей - отвечал за финансы и сокровища ордена.

4. Сооружения Госпитальеров

Известные крепости госпитальеров

Крак де Шевалье (Сирия)

Крепость Маркаб (Сирия)

Крепость в Акко (Израиль)

Родосская крепость (Греция)

Крепость в Кушадасы (Турция)

Крепость на остнове Галикарнас (Турция)

Библиотека Госпитальеров

С момента основания Орден принялся усердно пополнять свою библиотеку Карла Великого древними книгами по философии , по медицине, включая хиромантию , по кораблестроению и судовождению... и ныне их собрание античных трудов очень велико.

Греция же у меня всегда ассоциировалась только лишь с развалинами древних античных городов, с их неизменными акрополями и амфитеатрами, банями и гимнасиями. Однако, когда примерно два года назад я всерьез стал изучать историю мальтийских рыцарей, то, к стыду своему, осознал всю однобокость своих прежних взглядов на историческое наследие Греции.

Большое спасибо за рассказы о поездках, присланные на конкурс “История моего путешествия” мне на e-mail: сайт@ya.ru.
Сегодня Алексей Батуев расскажет о Греции.

Если бы в недавнем прошлом меня спросили, где больше всего находится мест, связанных со средневековой романтикой, я бы без тени сомнения ответил: «Конечно же, замки, рыцари, прекрасные дамы, трубадуры – это, прежде всего, Западная Европа». Греция же у меня всегда ассоциировалась только лишь с развалинами древних античных городов, с их неизменными акрополями и амфитеатрами, банями и гимнасиями. Однако, когда примерно два года назад я всерьез стал изучать историю мальтийских рыцарей, то, к стыду своему, осознал всю однобокость своих прежних взглядов на историческое наследие Греции.

Все дело в том, что более близкие к нам по времени мальтийские рыцари прежде были рыцарями родосскими и в течение двух веков владели расположенными в Эгейском море островами архипелага Додеканес, а также несколькими крепостями на малоазийском побережье, в том числе Смирной (ныне турецкий город Измир). Столицей их был город Родос, главный город одноименного острова. В этом городе рыцари Ордена святого Иоанна Иерусалимского, звавшиеся поэтому еще и иоаннитами, возвели одну из самых больших и мощных в Европе крепостей. Крепость эта стоит в Родосе и по сей день в почти неизменном со средних веков виде.

Когда я все это узнал, мной овладела «идея фикс» — всенепременно там побывать. К счастью, в этом году несколько туроператоров впервые поставили прямые авиаперелеты из Перми на Родоса, и в конце сентября мы с женой отправились на «остров солнца». Так Родос прозван за то, что покровителем его еще в античные времена считался бог солнца Гелиос. И правда, на острове бывает более 300 солнечных дней в году. Родос очень хорош тем, что во время пребывания на нем можно совместить пляжный отдых с осмотром многочисленных достопримечательностей. Отдых на Родосе – тема очень обширная, поэтому постараюсь осветить только один из его аспектов – рыцарское наследие.

Рыцари на Родосе. Немного истории.

Военно-духовный рыцарский орден Святого Иоанна Иерусалимского был реорганизован из бывшего купеческого братства, которое еще до начала крестовых походов построило в Иерусалиме монастырь и госпиталь для лечения паломников, которые ехали из стран Западной Европы в Святую Землю – Палестину – для поклонения гробу господню. Поскольку изначально главной целью братства, а впоследствии Ордена, было строительство госпиталей, членов Ордена называли госпитальерами. Помимо строительства госпиталей Орден занимался благотворительной деятельностью и помощью беднякам. Так, например, при госпиталях рыцарей-иоаннитов три дня в неделю любой бедняк мог получить бесплатную еду. Орден мог себе это позволить, т.к. обладал значительными финансовыми средствами. Как правило, каждый вступающий в Орден рыцарь передавал Ордену все свое имущество. Немалые средства жертвовались главой католической церкви – папой римским и правителями европейских государств.
После начала крестовых походов рыцари-госпитальеры стали выполнять функции вооруженной охраны паломников и постепенно их отряды стали играть все большую роль в войнах крестоносцев с мусульманами.

Рыцари-госпитальеры Ордена Святого Иоанна Иерусалимского

Стойкость и воинская доблесть госпитальеров с тех времен стала широко известна во всем христианском мире. Крепости, которыми они владели в Сирии и Палестине пали под ударами мусульман одними из последних. На закате крестоносной эпохи рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского в числе последних с боем эвакуировались из Палестины и уплыли на остров Кипр. В течение 18 лет они были вассалами правителя Кипрского королевства, которое являлось последним осколком государств крестоносцев на Ближнем Востоке.

В 1319 году госпитальеры захватили остров Родос, которым до этого владел один византийский вельможа, занимавшийся, в основном, морским разбоем. В этом году Орден покинул Кипр, и началась рыцарская эпоха на Родосе. Госпитальеры, они же иоанниты, прежде стяжавшие себе славу в сухопутных сражениях, создали мощный военно-морской флот, и сделались такими заправскими моряками, что в течении последующих веков сначала на Родосе, а затем на Мальте, не знали поражений на море. На Родосе и соседних островах ими были возведены многочисленные замки, гарнизоны которых успешно отбивали вражеские десанты. Родосская крепость, по мнению современников, была самой большой и мощной крепостью Европы. Рыцари-иоанниты доставляли много хлопот туркам и египетским мамелюкам, совершая набеги на побережье Малой Азии и Египта, топя или захватывая в плен корабли мусульманских государств. Доставалось от них и североафриканским пиратам. В течении двух столетий Родос являлся больной занозой в теле мусульманского Востока.

Тяжелые времена для рыцарей наступили после того, как в 1453 году турки захватили Константинополь. В 1480 году Родос успешно выдержал длительную турецкую осаду. В 1522 году 100-тысячная армия султана Сулеймана Великолепного вновь осадила Родос, крепость которого защищал гарнизон численностью всего лишь в 7 тысяч человек. После полугодовой осады у рыцарей уже не было сил и возможностей защищать крепость. Но и турки, которые узнали об этом от предавшего Орден Великого Канцлера, в условиях уже наступившей зимы, понеся огромные потери во время многочисленных штурмов, не имели сил продолжать осаду. В ходе переговоров была достигнута договоренность о почетной сдаче крепости. Турки выпустили всех, кто пожелал покинуть крепость, со знаменами, оружием и пушками, и предоставили корабли для отплытия с острова. Рыцари и те из жителей Родоса, кто пожелал покинуть остров, отплыли сначала на Сицилию, а затем на Мальту. Так родосские рыцари превратились в мальтийских. Но это уже другая история.

Современный Родос. Рыцарское наследие.

На острове то тут, то там можно видеть эмблему в виде восьмиконечного креста. В наше время этот крест именуется мальтийским.

Фрагмент монастырского комплекса в Филеримосе

Крест этот изначально присутствовал на гербе итальянского города Амальфи, купцы которого и основали братство Святого Иоанна Иерусалимского. Поэтому отличительным знаком этого братства, а затем и выросшего из него Ордена рыцарей-госпитальеров стал белый восьмиконечный крест. Орденское знамя в средние века выглядело примерно так же, как в наше время выглядит так называемый «дешевый» (еще одно название этого флага — «удобный») мальтийский флаг. Это не национальный флаг Мальты, а флаг, под которым ходят иностранные суда, с целью налоговой оптимизации зарегистрированные на Мальте. Как, например, вот это попавшее в наш объектив круизное судно, принадлежащее одной из самых крупных в Европе туристических компаний – германскому концерну TUI, приписанное к порту мальтийской столицы Валетты.

Судно под мальтийским флагом в порту Родоса

В Старом Городе Родоса много лавок, торгующих сувенирами, отражающими
рыцарскую тематику.

Сувенирный магазин в Старом Городе Родоса

«Рыцарские» родосские сувениры

Практически в каждом магазинчике туристической части города продается книга «Рыцарский Родос», изданная на большинстве европейских языков, в том числе и на русском.

Но самое главное напоминание о рыцарском прошлом Родоса – это, конечно же, поражающая своими размерами и мощью крепость. Начинать знакомство с ней, на мой взгляд, лучше с набережной гавани Мандраки, где находится передовое укрепление крепости – форт Святого Николая. Форт этот защищал вход в гавань и при нападении неприятеля всегда принимал на себя первый удар.

Форт Святого Николая и вход в гавань Мандраки

На молу, соединяющем форт Святого Николая с набережной, стоят три сохранившиеся с рыцарских времен мельницы. В те давние времена зерно, привозившееся на Родос, выгружалось с кораблей на этом молу и тут же перемалывалось.

Средневековые мельницы на молу гавани Мандраки

У крепости очень много ворот. Для ознакомления с ней лучше входить либо через ворота Элефтериас (Свободы) со стороны гавани Мандраки, либо через ворота Д’Амбуаз, названные так в честь одного из Великих Магистров Ордена.

Ворота Элефтериас (вид из крепости)

Вход в крепость со стороны ворот Д’Амбуаз

Эти двое ворот ближе всего к главным достопримечательностям крепости – Дворцу Великих Магистров и зданию Археологического музея, в котором в рыцарскую эпоху размещался главный рыцарский Госпиталь. Эти две достопримечательности соединены между собой еще одной достопримечательностью – улицей Рыцарей (второе название улицы — Иппотон).

Улица Рыцарей (Иппотон)

На улице Рыцарей располагались резиденции «языков» Ордена иоаннитов. «Языки» были подразделениями Ордена, образованными по принципу землячеств. В каждый из «языков» Ордена входили рыцари, являвшиеся выходцами из одной страны или региона. Например, одним из восьми орденских «языков» был «язык» Франции, но наряду с этим отдельными «языками» были представлены два французских региона – Овернь и Прованс. Пиренейский полуостров был представлен двумя «языками» — «языком» Кастилии и Португалии и «языком» Арагона и Наварры. Еще три «языка» составляли выходцы из Италии, Англии и Германии. Глава каждого «языка» занимал одну из высших руководящих должностей Ордена. За каждым «языком» был закреплен участок крепостной стены родосской крепости, за оборону которого данный «язык» нес ответственность.

Резиденции «языков» на улице Рыцарей были не казармами, а скорее тем, что в наше время называется клубами. Рыцари каждого землячества собирались в своей резиденции для совместных трапез и каких-либо внутренних общественных мероприятий.
На следующем фото изображен вход на улицу Рыцарей, который расположен ближе к воротам Элефтериас. Здание справа со значком «i» в окне – информационный туристический центр, где можно бесплатно получить карту острова Родос, карту города Родос и очень подробную карту Старого Города Родоса на русском языке. Здание слева – Археологический музей Родоса (бывший орденский Госпиталь).

Вход на улицу Рыцарей со стороны ворот Элефтериас

Госпиталь Родоса был самым большим из орденских госпиталей

Вход в Археологический музей (Госпиталь)

Внутренний двор Археологического музея (Госпиталя)

Больничная палата бывшего Госпиталя Ордена иоаннитов

Один из экспонатов Археологического музея – «Афродита с распущенными волосами»

Пройдя от Госпиталя по 200-метровой улице Рыцарей до ее противоположного конца, можно выйти к входу во Дворец Великих Магистров.

Вход во Дворец Великих Магистров

Внутренний двор Дворца Великих Магистров

Одним из главных украшений внутренних помещений Дворца являются мозаичные полы с острова Кос.

Мозаичный пол в одном из залов Дворца Великих Магистров

Полы эти появились во дворце в ходе реставрации, которую проводили итальянцы в период их оккупации архипелага Додеканес с 1912 по 1947 год. Справедливости ради нужно отметить, что итальянцами в этот период на Родосе было сделано много чего хорошего, но это, как говорится, отдельная песня.

Дворец Великих Магистров можно осмотреть ежедневно, в Археологическом музее (Госпитале) выходной в понедельник. Стоимость входа – 3 евро в Археологический музей и 6 евро во Дворец Великих Магистров. Мы осматривали эти объекты в последнее воскресенье месяца (29 сентября 2013 года). Вход был бесплатный.
Слева от входа во Дворец есть небольшая открытая площадка, на противоположной стороне которой есть двустворчатые решетчатые двери. Это вход на крепостные стены. Он открыт со вторника по пятницу с 12-30 до 15-00. Входной билет стоит 2 евро, продается в кассе Дворца Великих Магистров.

Вход на стены Родосской крепости

Внутри крепости Старый Город мало изменился за последние пять веков. Большая часть его состоит из узких средневековых улочек, в домах которых до сих пор живут местные жители.

Средневековая улочка в Старом Городе Родоса

Крепость имеет очень мощные наружные стены как со стороны моря,

Вид на крепость с моря

так и со стороны суши. Длина стен по периметру составляет примерно 4 километра.

Укрепления Родосской крепости

Незабываемые впечатления любителям истории доставит прогулка по крепостному рву. Самый удобный вход в ров находится со стороны набережной гавани Мандраки, хотя спуститься в него можно и в других местах крепости.

Крепостной ров Родосской крепости

На следующем фото ров показан в самой широкой его части – у ворот Д’Амбуаз. Слева видны нависающие над внешней стеной рва пышные кроны деревьев парка, который тянется вдоль рва по периметру крепости.

Крепостной ров возле ворот Д’Амбуаз

В жаркий день крепостные стены и ров можно осматривать, прогуливаясь по этому тенистому парку.

Вид на крепостные стены и ров из парка над крепостным рвом

Чтобы сделать оборону более эффективной, рыцари-иоанниты построили вдоль побережья острова много других замков. Из их числа лучше всего до наших дней сохранились на западном побережье замок Монолитос и на восточном побережье – крепость города Линдос.

Замок Монолитос

Снимок замка Монолитос, стоящего на высокой отвесной скале, сделан сверху, со смотровой площадки, расположенной на горной дороге, по которой ходят экскурсионные автобусы. Те, кто хочет поближе рассмотреть этот замок, могут добраться до него только на легковом автотранспорте. Большие автобусы подъехать к Монолитосу не имеют возможности – дорога не позволяет.

Крепость в Линдосе внушительнее, чем замок Монолитос, но значительно уступает Родосской крепости. Добраться до Линдоса из Родоса очень легко – рейсовые автобусы ходят очень часто, каждые полчаса. Время в пути около 1,5 часов, стоимость билета в одну сторону 5 евро. Входной билет в крепость стоит 6 евро.
Крепость Линдоса стоит на вершине высокой горы.

Стены Линдосской крепости

но внутри от рыцарской эпохи не сохранилось ничего, кроме груды камней.
Зато от более ранних времен внутри крепости сохранился античный акрополь, довольно хорошо отреставрированный. Акрополь этот в Греции является вторым по величине после афинского Парфенона.

Акрополь Линдоса

Со стен крепости открываются очень красивые виды.

Вид из крепости на бухту Святого Павла

Вид из крепости на бухту Линдоса

На острове имеются развалины еще нескольких замков, но в силу того, что на их камни не ступала нога реставратора, они абсолютно не интересны для осмотра.
На этом тему «Рыцари на Родосе», пожалуй, можно закрыть. В своем отчете я умышленно избегал подробностей и не стремился сделать из него путеводитель. Мне просто хотелось показать, что Родос – это не только жаркое солнце, красивое море и изумительная греческая кухня. На Родосе есть очень многое для того, чтобы не только усладить бренное тело, но и порадовать душу.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.