Житие александра невского в сокращении краткое. Краткая биография александра невского

На уроке литературы мы познакомились с Повестью о житии Александра Невского, в которой раскрывается тема мужества и борьбы против захватчиков земли русской. Подобные произведения, вызывают гордость за прошлое и позволяют ближе познакомиться с героями, отважными правителями и воинами. Так, повесть о житии повествует нам об , где автор рассказывает читателям о трех событиях, в которых Александр принимает участие. Это была Невская битва и Ледовое побоище, где велась соответственно битва со шведами и немецкими крестоносцами. Также описывается поездка в Орду, где автор сообщает о попытке князя ослабить ее влияние. Сам автор неизвестен, но повесть говорит о том, что он лично знал князя и был свидетелем всех событий. Чтобы понять с основную мысль повести, которая относится к агиографическому жанру, предлагаем прочесть ее краткий сюжет.

В Повести о житии Александра Невского мы знакомимся с Ярославом, а также его женой Феодосией. У них рождается мальчик, которого называют Александром. Как пишет автор, мальчик вырос мудрым и отважным. Он был высокого роста и вызывал восхищение, поэтому каждый гость в доме Ярослава стремился на него посмотреть. Когда Александр подрос, правитель северного государства решил напасть на русские земли. Узнав о целях правителя северной страны, Александр получает благословение церковнослужителя и идет походом на недоброжелателей. Пошел походом Александр, не дождавшись подмоги от войска отца. Старшина морского караула доложил Александру о численности вражеских сил, а также рассказал, что по морю плыл корабль, в котором были святые Глеб и Борис. Те направлялись на подмогу к Невскому. Князь попросит старейшину никому об этом не рассказывать. И начинается битва. Армия князя Невского сражается самоотверженно, а Александр лично ранил шведского царя. Как оказалось, на другом берегу также пал враг, хоть русские воины там не сражались. Как пишет автор, враг пал от руки Божией. В итоге князь возвратился назад победителем.

Спустя год на наши земли нападают уже с Запада. Захватчики даже город строят на княжеской земле. Но Александр Невский быстро все исправил, и сравняв город с землей, убил всех врагов. Еще спустя год Александр уже сам решает идти на Псков, который оказался захвачен немцами и война была почти выиграна, как к врагу стали присоединятся рыцари других немецких орденов. И вот произошла большая битва на Чудском озере. Как пишет автор в повести о житии Александра Невского, водная гладь была красной от крови. Но Александру снова помогали Божьи силы и битва вновь была выиграна.

Как сообщает автор повести, с Восточной части русского государства в Монгольской империи правил государь. И пожелал хан Батый встретиться с Александром, послав к нему гонцов. Князь не долго думал и поехал к нему с визитом. Вызвал восхищение наш герой у Батыя. Выразив свое уважение, тот проводил Александра домой. Александр Невский был отличным правителем, который не оставил в беде своего младшего брата, который правил Суздалем. Когда Батый разрушил этот город, рассердившись на князя, Александр его восстановил и отстроил заново.

От папы Римского князю было предложение перейти в его веру, но у Александра Невского была своя православная вера, которую он не собирался предавать.

Еще был случай, когда Батый хотел воссоединиться с христианами, чтобы вместе воевать, но Александр тут же поехал в Монголию и просил не втягивать его народ в войны. Как раз возвращаясь из Монголии, Александр сильно заболел. Чувствуя свою кончину, он изъявляет желание пойти в монахи. Желание князя было исполнено. Вскоре Александр умирает.

Как пишет автор повести о житии Александра, его тело находилось в храме Рождества Богородицы. Там произошел необъяснимый случай. Когда монахи пытались вставить отпустительную грамоту в руку умершего, он протянул ее и взял лист. Все это сочли божьим проявлением.

Александр сын Феодосии и князя Ярослава. Он был высокого роста, красивый, сильный, умный и бесстрашный.

Андреяш намеренно посетил Александра, чтобы увидеть его. Возвратившись в свою Западную страну, он рассказал, что ранее не видел подобного человека.

Узнав это, Римский король решает захватить земли Александра. На Неве он отправляет гонцов в Новгород с известием о том, что он нападает на его территорию.

Князь пошел в бой с немногочисленным войском. Он поручил старейшине Пелугию вести морской караул. Определив могущество войска неприятеля, старейшина отправляется на встречу к Александру, чтобы это доложить. Утром, в море, Пелугий заметил ладью, в которой плыли два святых мученика – Борис и Глеб. Они рассказали старейшине, что намереваются поддержать своего родича Александра.

Отыскав князя, Пелугий рассказал ему об увиденном. Тот приказал ему об этом молчать. Великий князь сразился с врагом, а их королю нанес ранение.

Мертвых неприятелей обнаруживают на противоположном берегу Ижоры, где происходило сражение. Но там не было дружины Александра, их всех помог убить ангел Божий. Уцелевшие противники обратились в бегство.

Через год латиняне возвели город на земле Александра. Князь без промедления уничтожил город, кого-то из врагов убил, кого-то пленил, а некоторым даровал жизнь.

Спустя еще год, зимой, князь Александр сам идет на немецкую землю с многочисленной армией. Неприятель успел захватить Псков, но князю удается освободить этот город.

Столкновение состоялось на Чудском озере. Весь лед был залит кровью. После, свидетели рассказывали, что в воздухе чувствовалась сила Божия, которая способствовала Александру. Позже, князь громит и войска литовцев, которые стали грабить его земли.

В это же самое время, на востоке жил могущественный правитель. Он отправил своих гонцов, приказав Александру прибыть в Орду. Известие об опасном князе разлетелось по округе. В Орде, Батый вознаградил Александра и отпустил его.

Батый разозлился на брата Александра - князя Андрея. Военачальник Невруй разгромил земли Суздаля, но Александр сумел восстановить разрушенное.

Папа римский отправил двух кардиналов к великому князю, для того, чтобы они поведали ему о законе Божьем. Но Александр сообщил, что русским известен данный закон и негоже латинянам учить их.

В тот момент, царь страны с востока принуждал христиан отправляться вместе с ним в походы. Александр прибыл к Батыю с просьбой прекратить заставлять людей. Сына Дмитрия, направил захватывать Западные страны. Он завоевал Юрьев, затем вернулся в Новгород.

По дороге из Орды, Александр заболевает, принимает монашество и вскоре умирает.
Находясь в церкви Богородицы митрополит пытается вложить в руку Александра грамоту. Но скончавшийся сам берет ее…

В истории государства Российского можно отыскать множество величайших деятелей, оставивших свой след и сыгравших большую роль в его становлении и развитии. Благоверный великий князь Александр Невский - один из них. Личность этого прославленного в веках человека до сих пор вызывает разнообразные споры и противоречия у историков. Тем более само время, в которое он жил, очень этому способствовало.

Житие Александра Невского: краткое содержание

13 мая 1221 года в семье великого князя Ярослава Всеволодовича родился второй ребёнок, которого назвали Александром. По некоторым источникам датой рождения является 30 мая 1220. Судьба уготовила юному княжичу яркую и достойную жизнь , навсегда вписанную в историю и память людей.

Детства мальчик был лишён рано - уже в 9 лет он, вместе со старшим братом, воссел на княжеский престол Великого Новгорода. А уже через три года, после смерти Федора Ярославовича, остался его единоличным правителем , так как отец через некоторое время уехал, чтобы сесть во главе Киева.

В 1239 году взял в жёны полоцкую княжну, подарившую ему пятерых детей:

  • Василия (1245−1271);
  • Дмитрия (1250−1294);
  • Андрея (1255−1304);
  • Даниила (1261-1303);
  • Евдокию.

Военные походы и сражения

К тому времени, на которое приходятся годы правления благоверного князя, на исконно русских землях сложилась довольно трудная политическая ситуация. На востоке набирала мощь и уничтожала все на своём пути монгольская орда. На западе зародилась другая угроза - рыцари-крестоносцы, которые также выдвинулись на завоевание новых просторов с благословения папы римского. Кроме этого, не прекращались и междоусобные войны между соседними княжествами за верховную власть. Все это пришлось регулировать юному князю Новгородскому.

Александр Ярославович принимал участие в военных походах с самого раннего возраста. Сначала сопровождал батюшку, затем уже самостоятельно в качестве прославленного полководца. Известнейшие сражения:

  • 15 июля 1240 - Невская битва. Именно благодаря ей имя князя вошло в историю с нарицанием «Невский». На берегах реки Невы военачальник, которому не было ещё и 20 лет, остановил нашествие шведов, идущих на захват Пскова и Новгорода. Но несмотря на блестящую победу и освобождение от врагов, новгородцы подняли бунт, и Александр был вынужден покинуть город. Однако уже через год город захватил Ливонский орден, и князя вновь попросили о помощи.
  • 5 апреля 1242 - Ледовое побоище на Чудском озере, где была полностью разбита армия ливонцев. Эта битва имела очень важное значение - с орденом заключили окончательное перемирие и полностью избавились от опасности его вторжения на Русь.

Рассказы об этих событиях можно найти не только в «Житие святого Александра Невского», но и в западных летописных хрониках .

Политическая деятельность князя

Годы правления Александра Ярославовича можно разделить на несколько периодов:

  • 1236−1240, 1241−1252, 1257−1259 - князь Новгородский;
  • 1249−1263 - великий князь Киевский;
  • 1252−1263 - великий князь Владимирский.

За время княжения Александр показал себя не только храбрым воином, но и очень ярким и дальновидным политиком. Он осознавал, что власть невозможно удержать только лишь военными действиями с западными колонизаторами. Существовала ещё и восточная угроза. Тут он руководствовался совершенно противоположными взглядами .

Он неоднократно наведывался с мирными переговорами в Орду, результатом чего стало восшествие в 1249 году на трон в Киеве, а его брата, которого звали Андрей - во Владимире. Правда, в 1252 году ему пришлось занять и владимирский престол после отречения правившего князя.

Подобной политики Александр придерживался все годы, которые пробыл у власти. Это вызывало много вопросов и неприятия, так как большинство не понимали и не принимали постоянных дружеских визитов к татаро-монголам.

Тем не менее именно такая линия поведения была наиболее результативной для того времени. Несмотря на явный полководческий талант и ряд выигранных сражений, приоритетным направлением для князя было мирное урегулирование конфликтов. Именно из этих соображений он наносил дружеские визиты ордынским ханам и шёл на уступки в их требованиях. И хоть приходилось по-прежнему выплачивать дань, это способствовало спасению Руси от разорительных набегов.

Смерть Алескандра Невского

Умер князь в довольно молодом возрасте - в 42 года. Отправившись в Орду для урегулирования очередного спорного вопроса, Александр тяжело заболел и, вернувшись на родину, так и не оправился от недуга. Перед смертью, которая наступила 14 ноября 1263 года, он успел принять монашеский обет под именем Алексий. Первоначально могила располагалась во Владимирском Рождественском монастыре, где он был похоронен.

Оценка личности в истории

Кто такой этот князь, кратко было рассмотрено выше. Он оставил неизгладимый след в отечественной истории благодаря своим личностным качествам и характеру, несвойственным для его современников. Это же стало и причиной неоднозначного отношения к его поступкам и действиям в последующие столетия.

Существует три различные позиции, с которой рассматривается Александр Ярославович Невский:

  1. Церковная, согласно которой священнослужители безоговорочно признают и восхваляют святого как выдающегося представителя своего времени, внёсшего огромный вклад в возрождение, развитие и становление Российского государства.
  2. Евразийская, которая делает упор на беспрецедентные отношения великого князя с татаро-монгольской ордой, что способствовало слиянию двух таких непохожих культур.
  3. Критическая, последователи которой не признают заслуги полководца и видят только отрицательные стороны его правления. Её возникновение связано с разнообразными версиями описания жития святого и противоречивой информацией, что натолкнуло историков на мысль об искажении реальных фактов и их преувеличении или преуменьшении. По мнению последователей этой версии, именно правление Невского стало толчком к дальнейшему развитию и укреплению деспотической власти будущих повелителей.

Канонизация святого

В годы княжения Александр Невский являлся одним из покровителей православной церкви. Он никогда не жалел средств на строительство и благоустройство храмов, украшая их разнообразной утварью и литературой. Он же стал учредителем православной епархии в мусульманской Орде.

Князя стали почитать как святого сразу после кончины ещё его современники. В Житие есть свидетельство о настоящем чуде, произошедшем во время погребения. Во-первых, до самого момента захоронения тело князя не подверглось никаким изменениям. И, во-вторых, во время вкладывания ему в руку последнего напутствия он сам, как живой, протянул её и взял грамоту. Это было расценено как знак почитания Господом своего угодника.

Позднее было составлено житие благочестивого князя, которое подвергалось на протяжении последующих веков неоднократной переработке. Всего насчитывают около 20-ти его версий.

Официально церковь канонизировала Александра Невского в 1547 году во время царствования Ивана Грозного. При этом прославлялись не только его человеческие качества, но и ратные подвиги во имя отчизны.

Все это время мощи святого находились в месте его погребения в монастыре Владимира. И накануне наиболее значимых и решающих сражений полководцы обращались к ним с молитвой о помощи и защите в предстоящем. При этом им являлся или образ самого святого, или происходило какое-либо чудо, которое расценивалось как знак благословения и грядущей победы. Все чудеса исправно фиксировались летописцами.

С приходом к власти Петра Великого начался новый период в почитании святого. Он считал себя преемником великого военачальника в борьбе с западным агрессором в лице Швеции. И после блистательной победы над шведами в 1723 году он распорядился переместить мощи благоверного князя в Александро-Невскую лавру, специально для этого выстроенную по приказу царя в новой столице. Процессия должна была прибыть на место к началу осени, но из-за различных задержек в пути это произошло лишь 1 октября в Шлиссельбург. Было решено оставить мощи в местной церкви на год.



В Санкт-Петербург тело святого было перемещено 30 августа 1724 года. Сам Петр Первый лично принимал участие в торжественной церемонии и управлял галерой, на которой перевозились останки. Именно этот день был установлен главным днём памяти святого.

В настоящее время церковь отмечает дни празднования святого Александра Невского несколько раз в год:

  • 23.05 (05.06);
  • 30.08 (12.09);
  • 23.11 (06.12).

В настоящее время среди православных верующих икона Александра Невского пользуется огромной популярностью и относятся к ней с большим почитанием. В своих молитвах страждущие обращаются к святому с разнообразными просьбами о помощи, о придании мужества и защите своего Отечества от врагов. Это покровитель всех воинов, именно к нему обращаются матери, ждущие своих сыновей из армии.

Образ Невского в искусстве

Одним из интересных фактов является то, что подлинного изображения, запечатлённого на холсте при жизни великого князя, не сохранилось. Его образ собирался из различных источников и описаний XIII столетия, что нашло своё отражение в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе. Самый известный портрет Невского написан с актёра, сыгравшего роль в одноимённом фильме Сергея Эйзенштейна. Он же взят как прообраз для ордена имени знаменитого полководца.

Кроме этого, в его честь названы улицы и площади во многих городах России, установлены памятники и монументы. Благоверному князю посвящены храмы на просторах постсоветских республик.

Несмотря на такую противоречивую характеристику, имя святого по праву заняло своё место в памяти потомков. И у многих не возникает никаких сомнений, почему оно пережило века и так прославилось.

На вопрос Помогите пожалуста, я вас очень прошу? Нужен краткий конспект на тему "Житие Александра Невского" (Задание по литературе) заданный автором Невролог лучший ответ это Житие Александра Невского не представляет полной и систематически изложенной биографии князя, а описывает только наиболее значительные события его жизни (победа над шведами в устье Ижоры, разгром немцев на Чудском озере, поездка князя в Орду). В Житии "нет даже связного рассказа: содержание представляет недлинный ряд отрывочных воспоминаний, отдельных эпизодов из жизни Александра" [Ключевский, 68]; автор описывает "именно такие черты, которые рисуют не историческую деятельность знаменитого князя..., а его личность и глубокое впечатление, произведенное им на современников... "
Житие относится к княжеским житиям, а потому в повествовании значителен светский элемент. Памятник создавался в годы татарского владычества, и текст повествует о русском князе, который в тяжелое для Руси время добился значительных побед над западными соседями и при этом сумел добиться относительной самостоятельности от Орды.



Возвращаясь из Орды, где он сумел добиться разрешения русским не служить в войсках татар, князь смертельно заболел. Перед смертью он принимает монашество. Когда митрополит Кирилл хочет вложить в руку погребаемого князя духовную грамоту, он сам, как живой, протягивает за ней руку. "И бысть страх и ужас велик зело на всех". Это чудо подтверждает святость Александра"

Ответ от Кособокий [гуру]
Вначале Руси помог, потом "хан"у))


Ответ от Опроститься [активный]
найс


Ответ от Екатерина Белякова [новичек]
Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо - прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.
Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.
Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.
Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.
Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении - Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней - святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.
Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.
Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.
Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.
На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.
На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.
Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.
Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.
Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.
В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.
Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.
К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.
В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.
А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.
Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.
Положили князя в церкви Рождества Бог


Ответ от Жека болт [новичек]
"Перед сражением на Неве, которое и дало прозвище Александру Ярославичу - Невский, он идет в церковь и молится со слезами Богу. Выйдя, он наставляет дружину: "Не в силе Бог, но в правде. И помянем песнословца Давида: сии в оружии, сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем, ти спяти быша и падоша". И в самом деле, количественный перевес на стороне противника, так как уже нет времени обратиться за подмогой к отцу Александра князю Ярославу. Перед сражением одному из воинов было видение - корабль, на котором стоят Борис и Глеб. И говорит Борис Глебу: "Брате Глебе, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу". В самой битве небесные силы помогают Александру одержать победу. При этом, однако, рассказывается и о самом ходе сражения и даже называются по именам отличившиеся в этом сражении воины.
Описана в Житии и другая битва - знаменитое Ледовое побоище, происходившее на льду Ладожского озера: "И бысть сеча зла и труск от копеи и ломление и звук от мечного сечения, якож морю мерзшу двигнутися; не бе видети леду, покрылося бяше кровию". Битва заканчивается победой и благодарственным молебном.
В Житии описан и такой эпизод. К Александру прибывает посольство от папы, но он отказывается: "От вас учения не приемлем".
Возвращаясь из Орды, где он сумел добиться разрешения русским не служить в войсках татар, князь смертельно заболел. Перед смертью он принимает монашество. Когда митрополит Кирилл хочет вложить в руку погребаемого князя духовную грамоту, он сам, как живой, протягивает за ней руку. "И бысть страх и ужас велик зело на всех". Это чудо подтверждает святость Александра"

Свя-той бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Алек-сандр Нев-ский ро-дил-ся 30 мая 1220 г. в го-ро-де Пе-рея-слав-ле-За-лес-ском. Отец его, Яро-слав, в Кре-ще-нии Фе-о-дор, был млад-шим сы-ном Все-во-ло-да III Боль-шое Гнез-до. Мать св. Алек-сандра, Фе-о-до-сия Иго-рев-на, ря-зан-ская княж-на. В 1227 г. князь Яро-слав по прось-бе нов-го-род-цев стал кня-жить в Нов-го-ро-де Ве-ли-ком. Он взял с со-бой сы-но-вей, Фе-до-ра и Алек-сандра.

На-чи-на-лось са-мое труд-ное вре-мя в ис-то-рии Ру-си: с во-сто-ка шли мон-голь-ские ор-ды, с за-па-да на-дви-га-лись ры-цар-ские пол-чи-ща. В этот гроз-ный час Про-мы-сел Бо-жий воз-двиг на спа-се-ние Ру-си свя-то-го кня-зя Алек-сандра - ве-ли-ко-го во-и-на-мо-лит-вен-ни-ка, по-движ-ни-ка и стро-и-те-ля зем-ли Рус-ской.

Вос-поль-зо-вав-шись на-ше-стви-ем Ба-тыя, пол-чи-ща кре-сто-нос-цев вторг-лись в пре-де-лы Оте-че-ства. Пер-вы-ми бы-ли шве-ды. Мно-же-ство ко-раб-лей по-до-шло к Неве под ко-ман-до-ва-ни-ем яр-ла Бир-ге-ра. Св. Алек-сандр, ему не бы-ло то-гда еще 20 лет, дол-го мо-лил-ся в хра-ме Свя-той Со-фии. Ар-хи-епи-скоп Спи-ри-дон бла-го-сло-вил св. кня-зя и во-ин-ство его на брань. Вый-дя из хра-ма, Алек-сандр укре-пил дру-жи-ну ис-пол-нен-ны-ми ве-ры сло-ва-ми: «Не в си-ле Бог, а в прав-де. Иные - с ору-жи-ем, иные - на ко-нях, а мы имя Гос-по-да Бо-га на-ше-го при-зо-вем!»

С неболь-шой дру-жи-ной князь по-спе-шил на вра-гов. Но бы-ло чуд-ное пред-зна-ме-но-ва-ние: сто-яв-ший в мор-ском до-зо-ре во-ин ви-дел на рас-све-те 15 июля ла-дью, плы-ву-щую по мо-рю, и на ней св. му-че-ни-ков Бо-ри-са и Гле-ба в одеж-дах баг-ря-ных.

Алек-сандр, обод-рен-ный, му-же-ствен-но по-вел с мо-лит-вой вой-ско на шве-дов. «И бы-ла се-ча ве-ли-кая с ла-ти-ня-на-ми, и пе-ре-бил их бес-чис-лен-ное мно-же-ство, и са-мо-му пред-во-ди-те-лю воз-ло-жил пе-чать на ли-цо ост-рым ко-пьем». За эту по-бе-ду на ре-ке Неве, одер-жан-ную 15 июля 1240 г., на-род на-звал св. Алек-сандра Нев-ским.

Опас-ным вра-гом оста-ва-лись немец-кие ры-ца-ри. В 1241 г. мол-ние-нос-ным по-хо-дом св. Алек-сандр вер-нул древ-нюю рус-скую кре-пость Ко-по-рье, из-гнав ры-ца-рей. В 1242 г. зи-мой он осво-бо-дил Псков, а 5 ап-ре-ля дал Тев-тон-ско-му ор-де-ну ре-ши-тель-ное сра-же-ние на льду Чуд-ско-го озе-ра. Кре-сто-нос-цы бы-ли пол-но-стью раз-гром-ле-ны. Имя св. Алек-сандра про-сла-ви-лось по всей Свя-той Ру-си.

За-пад-ные пре-де-лы Рус-ской зем-ли бы-ли на-деж-но ограж-де-ны, на-ста-ло вре-мя обез-опа-сить Русь с во-сто-ка. В 1242 г. св. Алек-сандр Нев-ский со сво-им от-цом Яро-сла-вом вы-ехал в Ор-ду. Свя-щен-ную мис-сию за-щит-ни-ков Рус-ской зем-ли Гос-подь увен-чал успе-хом, но на это по-тре-бо-ва-лись го-ды тру-дов и жертв. Князь Яро-слав от-дал за это жизнь.

За-ве-щан-ный от-цом со-юз с Зо-ло-той Ор-дой - необ-хо-ди-мый то-гда для предот-вра-ще-ния но-во-го раз-гро-ма Ру-си - про-дол-жал кре-пить св. Алек-сандр Нев-ский. Обе-щав свою под-держ-ку, св. Алек-сандр дал воз-мож-ность Ба-тыю вы-сту-пить в по-ход про-тив Мон-го-лии, стать глав-ной си-лой во всей Ве-ли-кой Сте-пи.

В 1252 г. мно-гие рус-ские го-ро-да вос-ста-ли про-тив та-тар-ско-го ига. Сно-ва воз-ник-ла угро-за са-мо-му су-ще-ство-ва-нию Ру-си. Св. Алек-сан-дру опять при-шлось ехать в Ор-ду, чтобы от-ве-сти от рус-ских зе-мель ка-ра-тель-ное на-ше-ствие та-тар. Св. Алек-сандр стал еди-но-власт-ным ве-ли-ким кня-зем всей Ру-си. В 1253 г. он от-ра-зил но-вый на-бег на Псков, в 1254 г. за-клю-чил до-го-вор о мир-ных гра-ни-цах с Нор-ве-ги-ей, в 1256 г. хо-дил в по-ход в фин-скую зем-лю. В тьму язы-че-ства св. Алек-сандр нес свет еван-гель-ской про-по-ве-ди и пра-во-слав-ной куль-ту-ры. Все По-мо-рье бы-ло про-све-ще-но и осво-е-но рус-ски-ми.

В 1256 г. умер хан Ба-тый. Св. князь в тре-тий раз по-ехал в Са-рай, чтобы под-твер-дить мир-ные от-но-ше-ния Ру-си и Ор-ды с но-вым ха-ном Бер-ке. В 1261 г. ста-ра-ни-я-ми св. Алек-сандра и мит-ро-по-ли-та Ки-рил-ла бы-ла учре-жде-на в Са-рае, сто-ли-це Зо-ло-той Ор-ды, епар-хия Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

На-сту-пи-ла эпо-ха ве-ли-кой хри-сти-а-ни-за-ции язы-че-ско-го Во-сто-ка, в этом бы-ло про-ро-че-ски уга-дан-ное св. Алек-сан-дром Нев-ским ис-то-ри-че-ское при-зва-ние Ру-си. В 1262 г. по его ука-за-нию во мно-гих го-ро-дах бы-ли пе-ре-би-ты та-тар-ские сбор-щи-ки да-ни и вер-бов-щи-ки во-и-нов - бас-ка-ки. Жда-ли та-тар-ской ме-сти. Но ве-ли-кий за-ступ-ник на-ро-да вновь по-ехал в Ор-ду и муд-ро на-пра-вил со-бы-тия со-всем в иное рус-ло: ссы-ла-ясь на вос-ста-ние рус-ских, хан Бер-ке пре-кра-тил по-сы-лать дань в Мон-го-лию и про-воз-гла-сил Зо-ло-тую Ор-ду са-мо-сто-я-тель-ным го-су-дар-ством, сде-лав ее тем са-мым за-сло-ном Ру-си с во-сто-ка.

В этом ве-ли-ком со-еди-не-нии рус-ских и та-тар-ских зе-мель и на-ро-дов со-зре-ва-ло и креп-ло бу-ду-щее мно-го-на-цио-наль-ное Рос-сий-ское го-су-дар-ство, вклю-чив-шее впо-след-ствии в пре-де-лы Рус-ской Церк-ви по-чти все на-сле-дие Чин-гис-ха-на до бе-ре-гов Ти-хо-го оке-а-на.

Эта ди-пло-ма-ти-че-ская по-езд-ка св. Алек-сандра Нев-ско-го в Са-рай бы-ла чет-вер-той и по-след-ней. На об-рат-ном пу-ти, не до-ез-жая до Вла-ди-ми-ра, в Го-род-це, в мо-на-сты-ре князь-по-движ-ник пре-дал свой дух Гос-по-ду 14 но-яб-ря 1263 го-да, за-вер-шив мно-го-труд-ный жиз-нен-ный путь при-ня-ти-ем свя-той ино-че-ской схи-мы с име-нем Алек-сий. Свя-тое те-ло его по-нес-ли к Вла-ди-ми-ру, де-вять дней длил-ся путь, и те-ло оста-ва-лось нетлен-ным. 23 но-яб-ря при по-гре-бе-нии его в со-бор-ной церк-ви Рож-де-ствен-ско-го мо-на-сты-ря го-ро-да Вла-ди-ми-ра (ныне там уста-нов-лен па-мят-ник свя-то-му кня-зю; еще один па-мят-ник уста-нов-лен в го-ро-де Пе-ре-я-с-лав-ле-За-лес-ском) бы-ло яв-ле-но Бо-гом «чу-до див-но и па-мя-ти до-стой-но»: свя-той сам про-тя-нул ру-ку за раз-ре-ши-тель-ной мо-лит-вой.

По-чи-та-ние бла-го-вер-но-го кня-зя на-ча-лось сра-зу же по его по-гре-бе-нии. Ве-ли-кий князь Иоанн Иоан-но-вич (1353-1359) в сво-ем ду-хов-ном за-ве-ща-нии, пи-сан-ном в 1356 го-ду, оста-вил сво-е-му сы-ну Ди-мит-рию (1363-1389), бу-ду-ще-му по-бе-ди-те-лю Ку-ли-ков-ской бит-вы, «ико-ну Свя-тый Алек-сандр». Нетлен-ные мо-щи бла-го-вер-но-го кня-зя бы-ли от-кры-ты, по ви-де-нию, пе-ред Ку-ли-ков-ской бит-вой - в 1380 го-ду, и то-гда же уста-нов-ле-но мест-ное празд-но-ва-ние. Об-ще-цер-ков-ное про-слав-ле-ние св. Алек-сандра Нев-ско-го со-вер-ши-лось при мит-ро-по-ли-те Ма-ка-рии на Мос-ков-ском со-бо-ре 1547 г.

К мо-лит-вам свя-то-го кня-зя, про-сла-вив-ше-го-ся обо-ро-ной Оте-че-ства, рус-ские пол-ко-вод-цы при-бе-га-ли и во все по-сле-ду-ю-щие вре-ме-на. 30 ав-гу-ста 1721 г. Петр I, по-сле про-дол-жи-тель-ной и из-ну-ри-тель-ной вой-ны со шве-да-ми, за-клю-чил Ништад-ский мир. Этот день ре-ше-но бы-ло освя-тить пе-ре-не-се-ни-ем мо-щей бла-го-вер-но-го кня-зя Алек-сандра Нев-ско-го из Вла-ди-ми-ра в но-вую, се-вер-ную сто-ли-цу, Пе-тер-бург, рас-по-ло-жив-шу-ю-ся на бе-ре-гах Невы. Вы-ве-зен-ные из Вла-ди-ми-ра 11 ав-гу-ста 1723 го-да, свя-тые мо-щи бы-ли при-ве-зе-ны в Шлис-сель-бург 20 сен-тяб-ря то-го же го-да и оста-ва-лись там до 1724 го-да, ко-гда 30 ав-гу-ста бы-ли уста-нов-ле-ны в Тро-иц-ком со-бо-ре Алек-сан-дро-Нев-ской Лав-ры, где по-чи-ва-ют и ныне. Ука-зом от 2 сен-тяб-ря 1724 го-да бы-ло уста-нов-ле-но празд-не-ство на 30 ав-гу-ста (в 1727 го-ду празд-не-ство бы-ло от-ме-не-но по при-чине не цер-ков-но-го ха-рак-те-ра, а вслед-ствие борь-бы груп-пи-ро-вок при цар-ском дво-ре. В 1730 го-ду празд-не-ство сно-ва бы-ло вос-ста-нов-ле-но).

Ар-хи-манд-рит Гав-ри-ил Бу-жин-ский (впо-след-ствии епи-скоп Ря-зан-ский, † 27 ап-ре-ля 1731 го-да) со-ста-вил спе-ци-аль-ную служ-бу на вос-по-ми-на-ние Ништад-ско-го ми-ра, со-еди-нив ее со служ-бой свя-то-му Алек-сан-дру Нев-ско-му.

Имя за-щит-ни-ка ру-бе-жей Рос-сии и по-кро-ви-те-ля во-и-нов из-вест-но да-ле-ко за пре-де-ла-ми на-шей Ро-ди-ны. Сви-де-тель-ство то-му - мно-го-чис-лен-ные хра-мы, по-свя-щен-ные свя-то-му Алек-сан-дру Нев-ско-му.

Наи-бо-лее из-вест-ные из них:

Пат-ри-ар-ший со-бор в Со-фии,

ка-фед-раль-ный со-бор в Тал-лине,

храм в Тби-ли-си.

Эти хра-мы - за-лог друж-бы рус-ско-го на-ро-да-осво-бо-ди-те-ля с брат-ски-ми на-ро-да-ми.