Николай алексеевич заболоцкий биография урок. Презентация на тему "Заболоцкий Н


Жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого.

Подготовила

Е. А. Букурова – педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детского творчества»

станицы Старомиснской Краснодарского края

2017 год


Цели и задачи работы:

  • проанализировать творчество

Н.А.Заболоцкого;

  • рассмотреть идейно-художественное звучание лирики Н.А.Заболоцкого;
  • изучить критическую литературу, а также материалы Интернет сайтов по выбранной теме.

Н.А.Заболоцкий


  • Заболоцкий - один из самых недооцененных авторов того времени – поэт Н. Заболоцкий. Все знают, что Ахматова – гений, но не каждый может процитировать ее стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все – но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий. «Зацелована, околдована, с ветром в поле…», «Душа обязана трудиться…» и даже «Котя, котенька, коток…». Все это – Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихи принадлежат его перу. Они ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны – самое искреннее признание в любви из всех возможных. С другой – вопиющая несправедливость по отношению к автору.

  • Признание Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина! Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая. Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую. Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые. Что прибавится - не убавится, Что не сбудется - позабудется... Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится ?

  • Проклятие недооцененности коснулось не только стихов поэта, но и собственно его жизни. Она всегда был «не в масть». Не соответствовал стандартам, представлениям и чаяниям. Для ученого он был слишком поэт, для поэта – слишком обыватель, для обывателя – слишком мечтатель. Его дух никак не соответствовал его телу. Блондин среднего роста, круглолицый и склонный к полноте, Заболоцкий производил впечатление человека основательного и степенного. Солидный молодой человек весьма прозаической наружности никак не соответствовал представлениям об истинном поэте – чувствительном, ранимом и мятущемся. И только люди, знавшие Заболоцкого близко, понимали, что под этой внешней бутафорской важностью скрывается удивительно чуткий, искренний и жизнерадостный человек.

  • Заболоцкого Даже литературный кружок, в котором оказался Николай Алексеевич Заболоцкий, был «неправильный». Обэриуты
  • беспардонные, смешливые, парадоксальные, казались самой неподходящей компанией для серьезного молодого человека. А между тем Заболоцкий был очень дружен и с Хармсом, и с Олейниковым, и с Введенским.
  • Еще один парадокс несоответствия – литературные предпочтения Заболоцкого. Известные советские поэты оставляли его равнодушным. Не любил он и высоко ценимую окололитературной средой Ахматову. А вот неприкаянный, мятущийся, призрачно-сюррелистичный Хлебников казался Заболоцкому поэтом великим и глубоким. Мировосприятие этого человека болезненно контрастировало с его внешностью, его образом жизни и даже происхождением.

Жизнь и творчество

Н.А.Заболоцкий родился Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии.

Здесь крестили будущего поэта Николая Заболоцкого.




В 1921 году Николай Заболоцкий поступил в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сблизился с группой молодых авторов, «обериутов»

(«Объединение реального искусства).


Столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он написал первые свои настоящие поэтические произведения .




  • Кроме того, Заболоцкий начал заниматься переводами. «Витязь в тигровой шкуре» до сих пор знаком читателям именно в переводе Заболоцкого. Кроме этого, он перевел и переложил для детских изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Тиля Уленшпигеля» и один раздел «Путешествий Гулливера». Маршак, переводчик № 1 страны, высоко отзывался о работах Заболоцкого. Тогда же поэт начал работать над переводом со старославянского «Слова о полку Игореве». Это была огромная работа, проделанная необыкновенно талантливо и тщательно. Переводил Заболоцкий и Альберто Саба, мало известного в СССР итальянского поэта.


  • Женитьба В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Клыковой. Друзья-обэриуты отзывались о ней исключительно тепло. Даже язвительные Хармс и Олейников были очарованы хрупкой молчаливой девушкой. Жизнь и творчество Заболоцкого были тесно связаны с этой удивительной женщиной. Заболоцкий никогда не был богат. Более того, он был беден, иногда попросту нищ. Скудные заработки переводчика едва позволяли содержать семью. И все эти годы Екатерина Клыкова не просто поддерживала поэта. Она полностью передала ему бразды правления семьей, никогда ни в чем с ним не споря и ничем не упрекая. Даже друзья семьи поражались преданности женщины, отмечая, что есть в такой самоотверженности что-то не совсем естественное. Уклад дома, малейшие хозяйственные решения – все это определял только Заболоцкий.



В 1946 году Заболоцкий вернулся в Москву; его восстановили в Союзе писателей. Работал над переводами грузинских поэтов, посетил Грузию. В 1950-е вышли стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые сделали его имя широко известным. Однако здоровье поэта было сильно подорвано ссылкой. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его сердце остановилось навсегда.

« ВЕЧЕРНИЙ БАР»

  • По потолкам они качали Бедлам с цветами пополам. Один рыдает, толстопузик, Другой кричит: "Я - Иисусик, Молитесь мне, я на кресте, В ладонях гвозди и везде!" К нему сирена подходила, И вот, тарелки оседлав, Бокалов бешеный конклав Зажегся, как паникадило. Глаза упали, точно гири, Бокал разбили, вышла ночь, И жирные автомобили, Схватив под мышки Пикадилли, Легко откатывали прочь. А за окном в глуши времен Блистал на мачте лампион. Там Невский в блеске и тоске, В ночи переменивший краски, От сказки был на волоске, Ветрами вея без опаски. И как бы яростью объятый, Через туман, тоску, бензин, Над башней рвался шар крылатый И имя "Зингер" возносил.

В глуши бутылочного рая, Где пальмы высохли давно, Под электричеством играя, В бокале плавало окно. Оно, как золото, блестело, Потом садилось, тяжелело, Над ним пивной дымок вился... Но это рассказать нельзя. Звеня серебряной цепочкой, Спадает с лестницы народ, Трещит картонною сорочкой, С бутылкой водит хоровод. Сирена бледная за стойкой Гостей попотчует настойкой, Скосит глаза, уйдет, придет, Потом с гитарой на отлет Она поет, поет о милом, Как милого она любила, Как, ласков к телу и жесток, Впивался шелковый шнурок, Как по стаканам висла виски, Как, из разбитого виска Измученную грудь обрызгав, Он вдруг упал. Была тоска, И все, о чем она ни пела, Легло в бокал белее мела.

  • Мужчины тоже всё кричали, Они качались по столам,

ТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии.

Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.


ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА

Н. А.Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь - это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии - все-таки ее философичность.




К. И. Чуковский писал: "Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом". Так Чуковский подкрепил свое мнение о Заболоцком, которое он выразил в трех словах - подлинно великий поэт.



ИСТОЧНИКИ

1.Николай Заболоцкий. Вешних дней лаборатория: Стихотворения и поэма-М.:Молодая гвардия,1987.

2. Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М., 1998

3. Заболоцкий Н. А. Изб. Соч. М., 1991

4. Заболоцкий Н. А. В роще берёзовой. Столбцы и поэмы. М., 2004

5. fb.ru . Николай Заболоцкий: биография, творчество.

6.Шаблон слайда http//aida.ucoz.ru

Николай Алексеевич Заболоцкий Николай Алексеевич Заболоцкий


Родился 24 апреля 1903 года в восьми километрах от Казани, где его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей. В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи.Родился 24 апреля 1903 года в восьми километрах от Казани, где его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей. В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием...С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием...


В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинское отделение университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея за душой, по собственному признанию, "объемистую тетрадь плохих стихов". В следующем году его призывают на военную службу.В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинское отделение университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея за душой, по собственному признанию, "объемистую тетрадь плохих стихов". В следующем году его призывают на военную службу.


В Заболоцкий служил в армии, В Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской затем получил место в отделе детской книги Госиздата. Отдел выпускал не книги Госиздата. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала только книги, но и два детских журнала "Чиж" и "Еж". К работе были привлечены "Чиж" и "Еж". К работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого поэты-единомышленники Заболоцкого Д.Хармс и А.Введенский, образовалась Д.Хармс и А.Введенский, образовалась поэтическая группа. поэтическая группа. В конце 1927 она стала В конце 1927 она стала именоваться Объединением Реального именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем искусства (сперва ОБЕРИО, затем ОБЭРИУ), себя они называли обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел "Поэзия обэриутов" написал Заболоцкий. ОБЭРИУ), себя они называли обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел "Поэзия обэриутов" написал Заболоцкий. Обэриуты заявляли: "Мы творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов. Обэриуты заявляли: "Мы творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов.


После выхода в свет сборника «Столбцы» и поэмы «Столбцы» и поэмы «Торжество земледелия» подвергся жестокой критике подвергся жестокой критике и политическими обвинениями. и политическими обвинениями. В 1938 году был арестован В 1938 году был арестован органами НКВД и отправлен в лагеря Дальнего Востока и Алтайского края. В 1944 году освобождён, вскоре вместе с приехавшей к нему семьёй перебрался в Караганду. С1946 по 1948 год семья Заболоцких жила под Москвой, в Переделкино. жила под Москвой, в Переделкино.


Здесь Заболоцкий редактировал привезённые из Караганды привезённые из Караганды переводы «Слова о полку переводы «Слова о полку Игореве» и др., возобновил Игореве» и др., возобновил занятия поэзией. занятия поэзией. С 1948 года Заболоцкий жил в С 1948 года Заболоцкий жил в Москве. Москве. В 1951 году, в период новых политических репрессий, поэт получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу, и остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В годах время «оттепели» создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого. В 1951 году, в период новых политических репрессий, поэт получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу, и остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В годах время «оттепели» создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого.


Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова: "Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой девочки", "Я не ищу гармонии в природе" - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом" (5 июня 1957г.)


Умер Заболоцкий в Москве 14 октября Предсказание К. И.Чуковского Предсказание К. И.Чуковского сбывается. В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, серьезно изучается литературоведами, о ней пишутся диссертации и монографии. Поэт достиг той цели, к которой стремился на протяжении всей своей жизни, - он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю. сбывается. В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, серьезно изучается литературоведами, о ней пишутся диссертации и монографии. Поэт достиг той цели, к которой стремился на протяжении всей своей жизни, - он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю.



Перепутанные буквы. Главные книги поэта. Пять вопросов знатокам. Есть достоинства свои даже у такой свиньи. Кроссворд. Переводчик. Вот это загадка. Серая Звездочка. Викторина. Есть много известных кошек. Герои Заходера. Борис Владимирович Заходер. Сказки рассказывают звери. Детский писатель Борис Заходер. Встреча с Винни-Пухом. Литературный институт имени М. Горького. Морской бой. Возвращение с Финской войны.

««Великие путешественники» Зощенко» - Сколько лет было Миньке. Почему так трудно было нести мешок. Что Лёля и Минька сделали утром, чтобы поскорее вернуться домой. Как наказала Стёпку мама. Почему Стёпка сначала не хотел брать Миньку. Где дети встретили родителей. Сколько денег взяли с собой в дорогу ребята. Что сказал папа по поводу кругосветного путешествия. Где дети остановились на привал. Миньку ужалила оса. М. М. Зощенко «Великие путешественники».

«Поэт Заболоцкий» - Признание. Нравственно-этическая проблематика. Гроза. Николай Алексеевич Заболоцкий. Студенческие годы. Текст песни. Значение творчества. Стихи заболоцкого. Открытия. Это было давно. Задания. Журавли. Философская лирика. Учеба. Не позволяй душе лениться. Портрет. Весенняя гроза. Жизнь и творчество. Человек и природа. Составьте план-партитуру. Вернувшись из лагерей. Вехи биографии. Сентябрь. Первые публикации стихов.

«Краткая биография Зощенко» - В 1920-1921 гг. появились его рассказы. Михаил Михайлович Зощенко (1895-1958). Михаил Зощенко на собрании литературного кружка «Серапионовы братья». Памятник М.М. Зощенко в Сестрорецке. В 1913 г. поступил на юридический факультет. Произведения Зощенко. Государственный литературно-мемориальный музей. Зощенко как добрый волшебник сопровождает ребят. Этические нормы из рассказа М. Зощенко «Золотые Слова».

«Биография Николая Заболоцкого» - Молодость. Инфаркт. Николай Алексеевич Заболоцкий. Поэт мысли. Московские годы. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище. Годы заключения. Лирический герой. Юность. Детство и отрочество. Цикл "Последняя любовь". Судьба лирического героя. Готовые поэтические системы. Анализ стихотворения. Детали пейзажа. Гроза идет. Биография и творчество.

«Биография Заходера» - Семья Заходера. Жизнь Заходера. Музыкальное образование. Борис Заходер закончил школу. Стихи для детей. Борис Владимирович Заходер. Товарищи. Переводчик. Жизнь будущего писателя. Переехал в Комаровку. Дорогие читатели. Лауреат многих литературных премий. Отец Бориса. Тема стихов. Знаменитый писатель.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами биографии поэта, дать обзор его поэзии, помочь увидеть своеобразие художественного мышления Заболоцкого, постичь нравственно-эстетические искания поэта;
  2. Развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные навыки (анализ лирического произведения, выразительное чтение, исследовательская деятельность, отбор необходимой информации, обобщение, вывод);
  3. Воспитывать гражданственность, нравственность, эстетический вкус.

Эпиграф:

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово…
Н.Заболоцкий

Оборудование: презентация “Николай Заболоцкий” (Приложение 1) , компьютеры, сборники стихов поэта, тетради, аудиозапись стихотворения “Завещание”, песня на стихи “Очарована, околдована”

Основное содержание урока:

I. Побуждение. Стихотворение “Завещание” (аудиозапись запускается по гиперссылке, Слайд 1 ).

Таблица 1.

(Не только о журавлях это стихотворение, но и добре и зле, о памяти, о преемственности поколений, какие бы испытания не выпали на долю, надо оставаться сильным, мужественным, стойким.)

II-я группа. Составьте план – партитуру стихотворения “Сентябрь”. (Слайд 22, 23).

Таблица 2.

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Природа и человек неразрывно связаны, здесь торжество жизни, красоты, хотя эта красота и мгновенна, ее надо успеть увидеть, почувствовать и передать другим в виде картины.)

III-я группа Сравните стихотворения Н.Заболоцкого “Гроза” и Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. (Слайд 24, 25).

  1. Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
  2. Как вы понимаете символический образ “светлоокой девы”? В чем смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях?
  3. Какими художественными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?

Тютчев:
Люблю грозу в начале мая…

Заболоцкий:
Я люблю это сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья…

В обоих стихотворениях мы видим родственные художественно-изобразительные средства. Так у Тютчева и Заболоцкого присутствуют сравнения.

Природа, как у Тютчева, так и у Заболоцкого одушевлена, поэтому в стихотворениях так часто употребляются олицетворения. Например, у Тютчева: “солнце нити золотит”, гам лесной и шум нагорный вторят весело громам; у Заболоцкого: “человеческий шорох травы”, “травы падают в обморок”, “дождь рвётся”.

В обоих стихотворениях мы видим наличие аллитерации, с помощью которой авторы передают звуковое состояние грозы.

У Тютчева:

Гром,/ Как бы резвяся и играя,/ Грохочет в небе голубом…
Гремят раскаты молодые…

У Заболоцкого преобладание звонких согласных в строке (“Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница”) также передаёт раскаты грома, а глухих и шипящих (“Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке”) – порывы ветра и шуршание травы.

В своём стихотворении Заболоцкий предстаёт и как благодарный ученик, но и, подойдя вплотную к Тютчеву, он показывает пример того, как можно достичь самобытности, оставаясь в пределах традиции. Он просто продолжил мысль на прочном тютчевском фундаменте.

Чем же отличается “Гроза” Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

В первую очередь бросается в глаза разница в размере стиха, который используют авторы.

У Тютчева это – четырёхстопный ямб, который помогает передать движение, лёгкость, энергию.

У Заболоцкого строки гораздо длиннее. Это пяти-шестистопный анапест. И от этого стихотворение весомое, тяжёлое, что подчёркивает торжественность и величие происходящего.

Тютчевская “Гроза” существует объективно, вне времени, вне человека, из века в век совершая свой “громокипящий” праздник. Гроза – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Её за то и любят, что в ней есть игра природы.

У Заболоцкого человек любит грозу за то, что она творит. Тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения (“молния мысли”), и реальная картина, пейзаж выражает творческий процесс. Красота грозы создаётся в творческих муках – “содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница” – в процессе творчества; она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства.

Вывод: Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни.

III. Рефлексия.

Какое слово доминирует в лирике Н.Заболоцкого? (“душа”: душа природы, душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание/)

О душе и одно из последних стихотворений Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Воспринимается оно как завещание. Это стихотворение-заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой.

Чтение стихотворения “Не позволяй душе лениться”. (Слайд 3, 26).

Итак, ребята, ваша исследовательская работа помогла раскрыть своеобразие художественного мышления одного из самых удивительных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

IV. Домашнее задание:

  1. Написать эссе “Мое открытие поэта Н.Заболоцкого”.
  2. Выучить наизусть стихотворение по выбору.

Слайд 1


Жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Биокомбинатовской СОШ п.Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области Белая Лидия Николаевна п.Биокомбината,2016год

Слайд 2

Н.А.Заболоцкий
Цели и задачи работы: проанализировать творчество Н.А.Заболоцкого; рассмотреть идейно-художественное звучание лирики Н.А.Заболоцкого; изучить критическую литературу, а также материалы Интернет сайтов по выбранной теме.
24 апреля (7 мая) 1903 - 14 октября 1958

Слайд 4

Жизнь и творчество
После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступил в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский.

Слайд 5

Литературная жизнь Москвы захватила поэта. Он увлекался подражанием то Блоку, то Есенину.

Слайд 6

В 1921 году Николай Заболоцкий поступил в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сблизился с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства).

Слайд 7

Столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он написал первые свои настоящие поэтические произведения.

Слайд 8

Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1929 году. Эта книга имела скандальный успех. Средства к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал в журналах «ЁЖ» и «ЧИЖ»

Слайд 9

В 1938 году его репрессировали по ложному обвинению за антисоветскую пропаганду и отправили работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В этих тяжелых условиях Заболоцкий закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.)

Слайд 10

В 1946 году Заболоцкий вернулся в Москву; его восстановили в Союзе писателей. Работал над переводами грузинских поэтов, посетил Грузию. В 1950-е вышли стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые сделали его имя широко известным. Однако здоровье поэта было сильно подорвано ссылкой. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его сердце остановилось навсегда.

Слайд 11

Анализ стихотворения «Движение»
Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит, монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе. 1927

Слайд 12

«ВЕЧЕРНИЙ БАР»
В глуши бутылочного рая, Где пальмы высохли давно, Под электричеством играя, В бокале плавало окно. Оно, как золото, блестело, Потом садилось, тяжелело, Над ним пивной дымок вился... Но это рассказать нельзя. Звеня серебряной цепочкой, Спадает с лестницы народ, Трещит картонною сорочкой, С бутылкой водит хоровод. Сирена бледная за стойкой Гостей попотчует настойкой, Скосит глаза, уйдет, придет, Потом с гитарой на отлет Она поет, поет о милом, Как милого она любила, Как, ласков к телу и жесток, Впивался шелковый шнурок, Как по стаканам висла виски, Как, из разбитого виска Измученную грудь обрызгав, Он вдруг упал. Была тоска, И все, о чем она ни пела, Легло в бокал белее мела. Мужчины тоже всё кричали, Они качались по столам,
По потолкам они качали Бедлам с цветами пополам. Один рыдает, толстопузик, Другой кричит: "Я - Иисусик, Молитесь мне, я на кресте, В ладонях гвозди и везде!" К нему сирена подходила, И вот, тарелки оседлав, Бокалов бешеный конклав Зажегся, как паникадило. Глаза упали, точно гири, Бокал разбили, вышла ночь, И жирные автомобили, Схватив под мышки Пикадилли, Легко откатывали прочь. А за окном в глуши времен Блистал на мачте лампион. Там Невский в блеске и тоске, В ночи переменивший краски, От сказки был на волоске, Ветрами вея без опаски. И как бы яростью объятый, Через туман, тоску, бензин, Над башней рвался шар крылатый И имя "Зингер" возносил.

Слайд 13

ТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии. Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.