Как поступить на мва за рубежом. Какой лучший возраст для поступления на MBA Как поступить в лучшие mba школы

По сути, ребятам, которые сегодня сдают Единые Государственные Экзамены, в будущем поступать на курсы МВА будет значительно проще. Ведь этот процесс очень технологичен: он разбит на определенные ступеньки, которые нужно четко проходить, каждую по очереди. Увы, современная школа таких навыков отрабатывать не позволяет: устные экзамены и минимум тестов явно этому не способствуют. Поэтому тщательно отнеситесь к процессу поступления на МВА, поскольку одними деньгами Вы не отделаетесь.

Основные требования для поступления в школу МВА почти везде одинаковы:

  • Наличие диплома о высшем образовании (достаточно степени бакалавра) в любой области;
  • Опыт руководящей работы (2-3 года);
  • Успешная сдача теста GMAT и TOEFL
  • Личные качества характера кандидата

В последнем случае комиссию интересует, в первую очередь, мотивация и успешность кандидата. Они будут смотреть, как в процессе поступления Вы им себя продадите, и Ваша обязанность - сделать это как можно талантливее.

Стандартный перечень необходимых документов почти везде одинаковый. Заполненная анкета-заявка (application form), транскрипты (переведенная и нотариально заверенная копия вашего диплома, кроме того, заверенный перечень прослушанных в ВУЗе предметов с учетом количества часов и полученными отметками), эссе - ваша письменная работа, результаты тестов GMAT и TOEFL на знание английского языка, квитанция об уплате регистрационного сбора, который не возвращается в случае неудачи при поступлении, и рекомендации с места работы.

Чем выше по рейтингу школа , тем выше требования для будущих студентов МВА. "Проходным" баллом по тесту GMAT считается показатель от 600 баллов, а по TOEFL - начиная с 200 баллов и выше (600 баллов по старой шкале). Чтобы поступить в самые престижные школы бизнеса, следует набрать как минимум 680 балов по GMAT (Wharton School, Harvard, Kellogg, University of Chicago, INSEAD Sloan School of Management). Для поступления в Стэнфорд сумма баллов должна быть еще выше - от 720 и больше. Самое определяющее значение для зачисления в престижную бизнес-школу имеет эссе.

Обычно для поступления требуется несколько рекомендательных писем, которые могут быть написаны преподавателями, работодателями или людьми, которые могут дать характеристику вашим профессиональным, интеллектуальным, и коммуникативным способностям, необходимым для работы на руководящих должностях.

В резюме нарисуйте себя таким, каким бы Вы хотели себя видеть, даже если этот портрет будет слегка приукрашен. Вы успешны, стремитесь к лидерству и новым вершинам, уверены в себе, и об этом каждая строчка Ваших эссе не просто говорит, но кричит.

Документы - это первая ступень, которую нужно пройти. Вторая ступень - это эссе, а третья - собеседование в комиссии. Все ступени одинаково важны для Вашего итогового успеха.

В процессе подготовки ориентируйтесь на уровень школы, в которую Вам бы хотелось поступить. В каждой свои требования к необходимым знаниям, так называемому "пропускному баллу". И чем они выше, тем выше будет вероятность отказа. За границей существует 4 основных уровня престижности, в каждом из которых вероятность неудачи снижается в соответствии с порядковым номером группы.

Итак, уровень престижности 1 - это "H/S/W": Harvard, Stanford, Wharton.

Уровень престижности 2 - это "Magic 7", то есть "волшебная семерка": Harvard, Wharton, Stanford, Columbia, Kellogg, Sloan, Chicago.

Уровень престижности 3 - "Top 10", то есть "первая десятка": Harvard, Wharton, Stanford, Columbia, Kellogg, Sloan, Chicago, Michigan, Fuqua, Tuck.

Наконец, уровень престижности 4 - это "Second tier", "второй эшелон", школы, занимающие с 11-го по 20-е места.

Обратите внимание на уровень школы, которую Вы выбрали, и на требуемые в ней знания. Впрочем, если по каким-то параметрам вы чуть-чуть не дотягиваете до идеала, можете рискнуть, но только в том случае, если по другим показателям Вы выше всяких похвал. В противном случае лучше пересмотреть приоритеты.

Имейте ввиду то, что для поступления в американские бизнес-школы не всегда обязательно иметь профессиональный опыт (это несомненно, очень удобно для выпускников вузов), так как туда принимают даже без опыта работы. Классические бизнес-школы Великобритании и Европы, напротив, обязательным условием считают наличие опыта работы не менее 3-5 лет, при этом возраст абитуриентов должен быть от 25 лет. В обычных высших учебных заведениях Европы и Америки условия не настолько жесткие.

Автор: Валентина
Дата публикации: 16.09.2010
Дата обновления: 06.11.2012
Перепечатка только с письменного согласия редакции. Любой зафиксированный факт незаконной перепечатки любых наших статей (как частично, так и полностью) в личные блоги, "живые журналы", на сайты, в прессу, в рефераты будет отслеживаться и повлечет за собой обращение за юридической поддержкой!

Михаил Петров

выпускник двухгодичной программы full-time MBA в Kellogg School of Management, Northwestern University в Эванстоне

«Я решил поступать на MBA летом. Сдал GMAT, TOEFL, написал эссе, сходил на интервью и поступил в Kellogg School of Management, Northwestern University , где сейчас учусь на двухгодичной программе full-time MBA. Выбор был обоснован прекрасными отзывами о программе от знакомых, которые там отучились, результатами трудоустройства выпускников и репутацией школы как в США, так и по всему миру. Как и большинство школ, Kellogg предоставляет гранты кандидатам, чьи профайлы им пришлись по душе. Размер таких стипендий в каждом случае отличается. Мне повезло, и я получил стипендию, которая покрыла около трети стоимости обучения.

Для поступления нужно было сдать тесты GMAT и TOEFL. У школ обычно нет минимального необходимого результата, но на многочисленных сайтах, посвященных MBA, можно найти средние результаты поступивших и, соответственно, поставить себе цель. Экзамены, особенно GMAT, обычно требуют серьезной подготовки независимо от того, математик вы или лингвист, так что уделите ей достаточное количество времени и сил. Готовиться к GMAT я начал в июле-августе, мой экзамен был назначен на 4 ноября. Советую забронировать дату заранее, так как свободных мест может не остаться. Профайл у меня был не самый подходящий для легкой и непринужденной сдачи экзамена: я юрист, в школе закончил гуманитарный класс с уклоном в филологию. Поэтому я решил записаться на курсы, которые состояли из занятий в классе и посещения интернет-кабинета. Занятия оказались достаточно бессмысленными и сводились к чтению вслух учебника, но, возможно, в других местах курсы получше. Интернет-кабинет же был полезен и дал много возможностей для подготовки к отдельным темам. В моем случае самостоятельная работа принесла гораздо больше пользы, чем занятия в классе. Из своего опыта я рекомендую прочитать книжки Manhattan GMAT, обязательно заказать Official Guide (официальный сборник задач), решать пробные тесты везде, где сможете. Также рекомендации к подготовке есть на официальном сайте GMAT , а главное - обратите внимание на форум GMAT Club . Без преувеличения ничего полезнее я во время подготовки не видел. Наверное, основное качество, необходимое для успешной сдачи теста GMAT, - это стрессоустойчивость и выносливость. Я готовился пару месяцев в относительно напряженном режиме: пару часов в будние дни после работы решал задачи и отмечал области, где испытывал проблемы, по воскресеньям решал полные тесты. Не советую тратить время на решение сложных задач, эти навыки вам, скорее всего, не понадобятся. Лучше уделите внимание задачам среднего уровня и подготовке ко всем темам.

К TOEFL я готовился самостоятельно недели две. После GMAT, где задания на порядок сложнее, Reading не составляет труда (так что рекомендую сдавать в этом порядке), а для Listening, Writing и Speaking нужно просто потренироваться на примерах. В Writing нужно иметь четкий план ответа на вопрос, лучше заранее потренироваться писать эссе по схеме. В Speaking важно не начать путаться и мычать, раздумывая, что сказать дальше. Для подготовки рекомендую посмотреть видеоуроки наподобие тех, которые есть на GMAT Club и на YouTube . Еще полезно купить официальный учебник, где есть описание примеров и диск с симуляцией экзамена. Главное - не усложнять: никто не будет смотреть на то, насколько изысканными грамматическими конструкциями вы выражаетесь и богаты ли сравнениями ваши ответы на вопросы. Я отвечал максимально просто, в итоге набрал достаточно баллов. И еще, если есть возможность - потренируйте Listening в шумном месте, когда рядом кто-то разговаривает: все начинают экзамен в разное время и, как раз, когда у меня начался Listening в довольно тихих наушниках, мой сосед начал очень громко сдавать Speaking. Я много отвлекался и в результате потерял пару баллов.

Помимо экзаменов нужно было получить рекомендации и написать эссе. Обычно требуется две или три рекомендации от начальника и коллеги (в Kellogg - 2). Имейте в виду, что вряд ли получится написать одну рекомендацию и рассылать ее в разные школы, так как обычно на адрес того, кто рекомендует, приходит письмо с вопросником, различным для каждой школы. Количество эссе отличается в каждой школе, а темы меняются каждый год и публикуются в конце лета - начале осени. В Kellogg в 2013 году было три темы. Обычно они вращаются вокруг направлений «расскажите о себе», «почему MBA», «почему именно эта школа», «что хотите делать потом» с вариациями. На профильных сайтах таких, как GMAT Club или Poets and Quants можно найти множество компаний, предлагающих за большие деньги помощь в подготовке эссе. Если у вас есть англоговорящие или хорошо говорящие по-английски друзья, то я бы посоветовал написать все самому, а потом попросить их посмотреть на предмет языка. Чтобы понять, что представляют собой эссе на MBA, посмотрите такие книги, как Best Harvard essays или Admission guides, они дают неплохую картину.

После того, как все документы поданы, начинается мучительный процесс ожидания приглашения на интервью. У большинства школ есть фиксированная дата, когда они высылаются. У Kellogg нет фиксированных дат, они интервьюируют до 75% кандидатов. Связано это с тем, что для школы важен fit кандидата, а без личного общения оценить его сложно. Я получил приглашение чуть ли не через неделю после подачи документов. Перед любым интервью лучше перечитать свое резюме, посмотреть последние новости, постараться понять, что за человек будет вас собеседовать, а также посмотреть отчеты об интервью в соответствующей школе на Clear Admit . Я проходил интервью в Париже с выпускницей Kellogg. Это был приятный разговор о моем бэкграунде, карьере, стратегии моей компании, примерах лидерства и работы в команде, выборе Kellogg. В основном все вопросы были примерно как в списке на Poets and Quants . Помимо знания своего резюме и карьерных целей, нужно быть готовым задавать вопросы о школе, демонстрирующие, что именно туда вам хочется попасть, и не отвечать «нет вопросов, все ясно, просто хочу в топ-5». Несмотря на то, что в Kellogg со мной говорила француженка, интервью проводится на английском, в том числе для оценки уровня владения языком. В Kellogg, как и во многих американских школах, проводятся blind интервью, то есть кроме информации из моего короткого резюме проводящий собеседование ничего не знает обо мне заранее. Интервью продолжалось часа полтора, я был предупрежден, что время ограничено, так как у всех кандидатов должны быть равные возможности».

«Момент, который лучше прояснить сразу, - ваши планы после окончания MBA»

Максим Ульянов

выпускник одногодичной программы MBA в CASS Business School в Лондоне

Посещение школы и общение со студентами являются очень важными источниками информации для принятия окончательного решения. Рейтинги и информация на сайте - это скорее то, как школа себя позиционирует, а не то, какая она есть на самом деле. В моем случае именно информация и ощущения, полученные во время посещения школ, определили итоговую пару школ, в которые я подавал документы. Еще один вариант - это посещение презентаций школ, которые проводятся в Москве. У большинства образовательных учреждений есть расписание подобных презентаций в разных городах мира. Единственный момент, что это по большей части презентация школы и даже студенты, которых привозят на эти мероприятия, говорят шаблонными фразами из брошюр, поэтому объективную картину составить сложно. Еще один момент, который лучше прояснить для себя сразу - ваши планы после окончания MBA. Планируете ли вы остаться, чтобы работать в этой стране, либо собираетесь возвращаться обратно. В некоторых школах приоритет отдается академической составляющей, в некоторых - вопросам последующего трудоустройства. Не стоит верить официальным отчетам школ, так как эти данные не отражают реальной картины, лучше поговорить со студентами.

Комплект документов на поступление для топ-50 школ практически идентичен: результаты тестов GMAT или GRE, IELTS или TOEFL, резюме, рекомендательные письма, копия диплома о высшем образовании. Одно из отличий в том, что некоторые школы требуют эссе на заданные темы , некоторые - personal statement . Так как я подавал документы в две школы (London Business School и CASS Business School), я столкнулся с обоими случаями.

Вариант с написанием эссе имеет свои плюсы и минусы: плюс в том, что в нем четко поставлены вопросы или темы с заданным лимитом слов, минус - больший объем. Personal statement - достаточно абстрактный документ, но, по сути, в нем необходимо описать все. При лимите в 1 000-1 500 слов, необходимо самому принять решение о чем писать, а о чем нет, сколько на что отвести слов. При всей кажущейся простоте это достаточно сложно.

Высокий балл по GMAT является одним из основных элементов успеха. Каким бы впечатляющим не было ваше резюме или рекомендательные письма, как бы не поражали воображение эссе, но низкий балл по GMAT может все испортить. Каждый год в сети появляются истории о чудесном поступлении в Гарвард или другие топовые школы студентов с баллом менее 500. Я преклоняю голову перед приемными комиссиями, которые выискивают выдающихся кандидатов из тысяч заявлений. По рассказам, некоторые школы сначала отсеивают заявления, не проходящие минимальные требования по GMAT или IELTS, то есть если у школы минимальное требование 500 баллов, а вы набрали 480, то ваша заявка может даже не попасть в руки человека, который сможет оценить эссе, резюме и характеристики. Я готовился к экзамену на специализированных курсах. Мне кажется, что подготовиться к экзамену самостоятельно, даже по официальным пособиям, гораздо сложнее и дольше. При сдаче экзамена очень важен тайминг, поэтому порой нет времени полноценно решать задание. На курсах же показывают много полезных «уловок», при помощи которых можно дать правильный ответ методом исключения или другими способами. Это касается как математической, так и вербальной части. Математическая часть экзамена находится на уровне знаний 9-11 классов школы, но необходимо привыкнуть к формату вопросов и заданий. Вербальная часть требует знания английского на высоком уровне - именно она является самой проблемной для студентов не из англоговорящих стран. Для большинства топовых школ минимальный проходной балл составляет 600 из 800 баллов.

Подготовка к IELTS во многом легче, чем подготовка к GMAT, но ее также лучше проходить на курсах. У экзамена также свой формат, к которому необходимо привыкнуть. Не зная формата и требований, кандидаты даже с высоким уровнем знания языка могут получить низкий балл. Для большинства топовых школ минимальный проходной балл составляет семь из девяти. Требования к резюме вполне стандартные - в качестве формы можно взять сокращенную версию из LinkedIn . Основная задача на одной-двух страницах показать свои карьерные достижения, опыт разрешения проблемных ситуаций, навыки работы в команде, а также желательно указать какие-то достижения или увлечения вне работы.

В большинстве случаев требуется два рекомендательных письма, желательно оба с работы. Порой допускается, чтобы одно было от преподавателя из института, но надо подумать о том, как это обосновать: поступление на MBA подразумевает опыт работы от трех до пяти лет, соответственно рекомендация от преподавателя может оказаться устаревшей. Я представлял одну рекомендацию от своего руководителя, другую - от финансового директора компании, клиента, с кем мы взаимодействовали по нескольким проектам. Рекомендации представляются на английском языке через онлайн-форму. Желательно обсудить содержание рекомендаций с теми, кто их будет давать, чтобы оно сочеталось с вашим резюме и эссе. Будет плохо, если в эссе вы описываете себя как выдающегося лидера, а ваш руководитель рассказывает, что вы отличный исполнитель. Также необходимо перевести и нотариально заверить копию диплома о высшем образовании. Эту услугу предоставляет большинство нотариусов. При подготовке документов многие прибегают к услугам консультантов, которые помогают готовить эссе, резюме и прочие документы. По своему опыту могу сказать, что это достаточно полезная услуга - она позволяет порой посмотреть на себя со стороны и дать направление мысли, но никто не будет писать эссе за вас. Это абсолютно необязательная услуга, и ее качество может вызывать вопросы. После года обучения я с улыбкой смотрю на резюме, которое год назад мне помогли написать консультанты.

Если ваше заявление было одобрено, то вас ожидает одно или несколько интервью с членами приемной комиссии или студентами школы. Это очень важный этап поступления, и к нему стоит тщательно подготовиться. Во-первых, запомните, что вы писали в эссе и резюме. Часть вопросов будет касаться этих документов и лучше, чтобы озвучиваемая информация совпадала с тем, что написано в документах, но содержала уточняющие детали. Во-вторых, подготовьтесь к ответу на «стандартные» вопросы из серии: «Приведите пример ситуации, когда вам пришлось проявить лидерство». В качестве ответа на подобные вопросы должна быть реальная ситуация. В-третьих, как бы банально это не звучало, почитайте еще раз информацию о школе и программе. Вас могут спросить, почему вы выбрали эту школу или программу, или что вы знаете о школе. Будет очень неприятно оставить эти вопросы без надлежащего ответа.

Рейтинг программ MBA, составляемый газетой The Financial Times, является одним из самых авторитетных и широко используемых, но даже его не стоит воспринимать как истину последней инстанции. Методология его составления вызывает вопросы у многих. Из-за того что этот рейтинг так популярен, школы прикладывают максимум усилий для улучшения своего рейтинга, что в итоге уменьшает его объективность. К примеру, одним из критериев является рост зарплаты выпускников. При поступлении каждый кандидат указывает размер заработка на момент поступления, затем эти данные сравниваются с доходами через несколько лет после выпуска из школы, и тут открывается поле для творчества. Единой методологии подсчета дохода нет - кто-то включает в его размер только денежное вознаграждение, некоторые плюсуют социальный пакет и компенсации, что может увеличивать его значение на 10-15%. Также объективность этого критерия снижает тот факт, что в некоторые школы направляется большое количество студентов, чье обучение проспонсировано работодателем. Это означает, что после их возвращения их ожидает автоматическое повышение. В этом случае увеличение зарплаты выше, чем в случае, если выпускник вынужден искать работу на рынке. Еще одним интересным моментом является средний балл по GMAT: чем он выше, тем престижнее считается программа. Именно этим объясняется то, что 80% класса может иметь результат 550-600 баллов, а на 20% оставшихся мест набирают индусов, у которых стабильно высокий балл - выше 700. В итоге получается среднее значение в районе 630-650. В целом рейтинг достаточно достоверный, просто надо иметь ввиду, что в реальности разницы между 35 и 45 позицией может и не быть».

«Спокойное тихое место, где люди по-настоящему учатся»

Николай Новак

выпускник двухгодичной программы MBA в New Mexico State University в Лас-Крусесе

«С августа 2012 года началось мое обучение в New Mexico State University , который находится в городе Лас-Крусес в штате Нью-Мексико. Я получил стипендию Эндмунда Маски (Muskie) при поддержке организации IREX. Узнал об этой программе через центр OSVITA в Днепропетровске, куда зашел случайно, ознакомился с представленными программами, узнал о дедлайнах. На тот момент я уволился с одной работы и устроился на другую. После четырех лет работы, в одном из представительств корпорации Procter & Gamble, я не совсем был доволен тем, как развивается моя карьера. Моего первоначального образования - инженер по оптимизации систем автоматизированного производства - мне не хватало. Я понимал, что без бизнес-образования, даже если у тебя есть бизнес-хватка, все равно не удастся убедить людей в том, что ты можешь сделать дело сам, организовать все с нуля. Несколько раз на работе замечал, что лейбл MBA очень важен для людей, принимающих решение. Тогда я решил, что мне нужно получить второе образование и что я к этому готов. Я рассматривал разные варианты выезда из Украины, и этот вариант попался первым.

Организаторы сами распределяют кандидатов по университетам, я мог выбрать только программу, а не университет. Я вообще не понимал куда лечу, но был настроен к переезду, и имя университета мне было не так важно. Сейчас могу с уверенностью сказать, что университет очень нравится, несмотря на то, что он не рейтинговый, не суперизвестный. Это такое спокойное тихое место, где люди по-настоящему учатся. Здесь находится один из крупнейших и лучших инжениринговых департаментов в США, дается очень серьезная подготовка в сфере агробизнеса. Этот университет сотрудничает с NASA по инжениринговому направлению и со многими крупными фирмами и монополиями в агроиндустрии, имеет внушительные связи и серьезных, состоявшихся выпускников. Все эти моменты особо не афишируются. Также я очень доволен уровнем развития людей, которых встречаю здесь.

Сбор документов был достаточно времяотнимающим моментом, в целом вся подготовка - от выбора программы до сбора документов - заняла у меня порядка года и превратилась практически в хобби, которому я уделял все свободное время. От меня требовалось представить мотивационное письмо с обоснованием необходимости получения образования в США и программами, которые меня интересуют, нотариально заверенный перевод диплома, сертификаты тестов TOEFL и GMAT, рекомендательные письма от тех, кто мог бы описать мою профессиональную деятельность и образовательный уровень. Также в OSVITA мне подсказали подать документы на еще один грант - от посольства США, который покрывает расходы на подачу документов в университеты.

К TOEFL я готовился около трех месяцев. В принципе, английский был у меня на хорошем уровне: пять лет назад я ездил в США по программе Work and travel, там наработал разговорный английский, в Procter & Gamble 50% общения проходило на английском языке. При подготовке я уделял больше внимания структуре теста, пытался понять, на что нацелены вопросы. Больше изучал типы вопросов, как к ним надо адаптироваться, как их читать. Больше концентрировался на книгах, которые разгадывали сам тест и объясняли, как применять принцип Парето 80/20 конкретно для данных задач.

Рекомендательные письма у меня были от профессора, у которого я защищал диплом, и от операционного директора компании Procter & Gamble, с которым у меня были хорошие отношения. Мотивационное письмо - самый главный документ во всем процессе подачи документов - я писал в последний день: нужно было срочно подать документы до конца дедлайна, поэтому я писал первое, что приходило в голову. В нем нужно было указать приоритетные направления, по которым бы я хотел обучаться. Университетам и фонду не столь важно, что ты пишешь, а как именно ты это пишешь: уверен ли ты в себе, в том, что тебе на самом деле это нужно. Для них важно отсеять людей, которые не совсем понимают, чего они хотят от жизни, и каким образом то, что они сделают за следующие два года, поможет им и их странам в перспективе следующих пяти лет. Если вот этого понимания в голове нет, то сложно писать толковые мотивационные письма. Кто-то к этому приходит через постоянные фидбэки: они мучают всех своих менторов просьбами подсказать в чем они хороши или плохи, в какую сторону им нужно двигаться. После четырех лет работы в интернациональной компании, которая только купила завод, я понимал, что ошибок руководители делают достаточно много. Компания входила на чужую территорию, диктовала свои правила, и я видел, где деньги тратились неправильно. Уйдя из компании, я понял, что американские компании просто не понимают, что нужно украинскому рынку, а украинские эксперты не умеют объяснить это американским менеджерам. То есть коммуникация совершенно не работает, и из-за этого деньги тратятся впустую.

Я понял, что главное - создать вокруг себя правильное окружение. За год до того, как я подал документы на участие в этой программе, я практически не проводил ни одни выходные дома, постоянно ездил на семинары, тренинги, конференции по различным областям знаний. Постоянный нетворкинг, постоянные знакомства с новыми людьми, часто участвовал в конференциях в качестве волонтера. Я осознавал необходимость того, чтобы окружение всегда двигало тебя вперед, чтобы у тебя были ролевые модели, на которые следует равняться. Это мотивирует что-то делать, чтобы не остаться на том месте, на котором ты сейчас находишься. Как оказалось позже, этот подход очень помог мне в процессе дальнейшего конкурсного отбора.

Вторым этапом программы было интервью. На нем присутствовали очень значимые люди, которые ясно понимали, чего они достигли и как они могут помочь другим людям. Среди них был выпускник программы Маски, представитель посольства США, представитель Peace Corps и другие. Интервью было действительно интересным. Может быть, из-за того, что я на протяжении года общался с таким же типом состоявшихся людей, мне было легко говорить с ними на одном языке. Вопросы, которые мне задавали были из серии «расскажи, зачем тебе это нужно». Я давно уже понял, что зазубривание стандартных ответов не дает никакого результата в общении с людьми, если у тебя нет четкого понимания, чего ты хочешь. Нужно просто дать свободу своей воли. Я верил в то, что все сложится так, как должно сложиться. В тот момент я был готов ближайшие лет пять вкладываться в гранты и конкурсы - без перерыва, пока у меня все не получится. Готов был провалить интервью или экзамен, хоть 20 раз, и пытаться снова.

В подготовке к интервью мне помог один выпускник этой программы, с которым я познакомился благодаря своим знакомым. Он рассказал, что организаторам нужно иметь абсолютно ясное понимание, в чем именно ты хорош, чем это поможет Украине и США. На эти два вопроса у тебя должен быть абсолютно четкий ответ. В моей ситуации ответы были просты - у меня есть хорошее техническое образование, достаточно опыта в интернациональной компании на руководящей должности и драйв, я смогу принести новые знания и навыки из США в Украину и смогу помочь украинскому бизнесу развиваться быстрее и лучше. Также люди смогут изменить свое представление о США, начнут понимать, что эта страна может спонсировать людей, в которых верит, поддерживать молодежь, которая сможет внести положительные изменения в собственной стране. Очень скользким был вопрос о том, чем я могу доказать, что не останусь в Америке. Я ответил просто - у меня уже была такая возможность ранее, но меня это не интересует, так как в Америке я всегда буду чужеземцем, а мне важно приобрести значимость. Я говорил так, как думал. Уверенность, которая создавалась мною шаг за шагом в течение года, помогла мне поверить в себя и в то, что я смогу пройти это интервью.

Мне кажется, что самое важное - это решить вопрос с личной зоной комфорта. Стремитесь из нее выходить, быть комфортным вне комфорта. Если у вас сегодня все хорошо и размеренно в жизни, то это может быть первым индикатором надвигающихся проблем с самореализацией в ближайшие три года. Не нужно останавливаться на том, чего вы достигли. Не нужно привязываться к родной местности, устоявшимся друзьям, стабильной работе, размеренному темпу. Чем больше дискомфорта в вашей жизни, тем больше куража и риска, тем жизнь интереснее, тем увереннее вы становитесь».

«Изучала китайский язык и решила продолжить свое обучение в Китае»

Мария Илларионова

выпускница программы MBA Taught in English в Beijing Institute of Technology в Пекине

«В сентябре 2013 года я начала обучение в Пекине по специальности MBA Taught in English. Помимо своей основной специальности, политологии, в РУДН я изучала китайский язык и решила продолжить свое обучение в Китае. Однако подумала, что обучение на английском языке будет для меня наиболее эффективным. Начала выбирать университеты, сравнивать их рейтинги, определилась с наиболее предпочтительными городами и приступила к сбору документов. Все университеты требуют копию диплома бакалавра, заверенную и переведенную на английский язык, но так как подача документов в большинстве институтов открывается в феврале и заканчивается в начале июня, то мне потребовалась справка из вуза, в которой было прописано, что в данный момент я все еще учусь и когда конкретно заканчиваю мою программу. Ее нужно было перевести на английский язык. Копия паспорта и фотография - это стандартно. Далее нужно было подготовить два рекомендательных письма, на английском или китайском языках, на специальных бланках вуза, с росписью и печатью. Одно письмо у меня было от преподавателя по специальности, а другое - от учителя китайского языка. Но сами письма я писала сама, они только подписали их.

Советую отличный государственный ресурс, который во многом помог мне легко поступить в китайские вузы - CUCAS . Можно выбрать любой город, специальность, язык обучения и университет, изучить требования, загрузить документы, оплатить регистрационный взнос, и вы зачислены. Также через сайт можно забронировать общежитие и встречу в аэропорту. Через пару недель университет высылает вам приглашение и форму, с ней и Health Report уже можно идти в консульство, где получаете визу, которую нужно будет продлить уже непосредственно при университете. Мне удалось поступить во все четыре университета, в которые я подавала документы (помимо вышеперечисленных в Пекинский университет иностранных языков (Beijing Foreign Studies University) и Университет международного бизнеса и экономики (University of International Business and Economics), и в двух из них - получить стипендию. Китай - замечательная и открытая страна, стоит приложить лишь немного усилий, пройти бумажную волокиту и достичь цели».

«Стоит рассматривать школу как потенциального работодателя»

Михаил Сазонов

выпускник одногодичной программы MBA 2013 года бизнес-школы IMD в Лозанне

В каком возрасте лучше поступать на MBA? Когда это сделать целесообразно, а когда не стоит? Уменьшаются ли шансы кандидатов с течением времени? Эти вопросы волнуют многих потенциальных слушателей программ.

Когда поступать

Безусловно, есть среднестатистические данные, отражающие мнение о наиболее подходящем возрасте для обучения на MBA. Таковым считается диапазон 28–37 лет. Считается, что в этом возрасте человек обладает необходимым энтузиазмом, хочет изменить свою жизнь, имеет соответствующий профессиональный и жизненный опыт, максимально замотивирован для эффективного обучения. Однако стоит отметить, что в бизнес-школах мира возрастные требования к слушателям различны. Есть и такие учреждения, в которых возрастные ограничения отсутствуют.

Поэтому однозначно ответить на вопрос, в каком возрасте лучше поступать на MBA, нельзя. Это определяет либо бизнес-школа, выставляя возрастные ограничения и требования к опыту работы для кандидатов, либо сам человек, исходя из личной мотивации, подготовки и владения определенными навыками и характеристиками.

Карьерный рост и опыт работы

Получение образования MBA дает возможность сделать головокружительный карьерный рост. В этом убеждены все слушатели программы. Потому и идут сюда учиться.

Многие ведущие бизнес-школы выставляют жесткие требования не только к возрасту слушателей. Кандидат должен еще обладать таким опытом работы, который позволит ему эффективно обучаться, участвовать в дискуссиях, разбирать кейсы. Принципы обучения на MBA в корне отличаются от общепринятой системы высшего образования. Поэтому вряд ли какая-то бизнес-школа примет на обучение вчерашнего школьника. Некоторые из них закрыты и перед вчерашними выпускниками вузов, не имеющими трудового стажа.

Зарубежный опыт

Обратимся к опыту западных стран, в которых бизнес-образованию уже более века. Формально никаких возрастных ограничений в западных бизнес-школах нет. Тем не менее деловой мир Запада давно сформировал традиции не только обучения, но и поступления на MBA. Средний возраст слушателя бизнес-школы в Европе составляет 29–30 лет. В Америке эти показатели равны 27–29 годам.

Большее внимание уделяется стажу и опыту работы, особенно в европейских школах. В них шансы кандидата на зачисление на MBA возрастают пропорционально его трудовому стажу. А вот американские бизнес-школы проявляют большую лояльность к кандидатам, не имеющим профессионального опыта.

Опыт ИБДА РАНХиГС

Входит в число ведущих российских бизнес-школ. Потому статистика этого учреждения довольно интересна и показательна. Средний возраст слушателя MBA – 33 года, EMBA – 37,6.

Есть требования и к трудовому стажу. Для кандидата на MBA минимальный опыт работы – 3 года, для поступления на EMBA минимальный опыт руководящей работы – 5–7 лет.

Тем не менее исключения из правил бывают и в России, и на Западе. Каков бы ни был возраст кандидата, если он обоснует свое желание обучаться, необходимость диплома MBA и покажет высокий уровень мотивации к обучению, он может быть зачислен в бизнес-школу.

ТРЕБОВАНИЯ

ПРОГРАММ MBA

[извлечение из Национальных аккредитационных критериев и требовании к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА, НАСДОБР, 2015 ]

7. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

7.1. Программа уровня МВА - это программа магистерского уровня (Masters) поствузовского образования. Учебному учреждению надлежит продемонстрировать соответствие программы уровню Masters.

Суть и организация программы

7.2. Характер программы уровня MBA учитывает соответствующий опыт работы слушателей. Программа предназначена для тех, кто в скором времени сможет внести существенный вклад в управление организацией на стратегическом уровне. Она должна обеспечивать как интеллектуально напряженную программу обучения, так и возможность личностного развития.

7.3. Структура и содержание программы должны принять во внимание ряд соответствующих теорий устойчивого лидерства и ведения бизнеса. Образовательные учреждения должны внести непосредственный вклад в развитие программы.

7.4. Хотя все программы должны отражать общий характер MBA, отдельные курсы могут быть разработаны для удовлетворения потребностей конкретной бизнес-функции или отрасли. Это подразумевает, что допускается функциональная и иная отраслевая специализация в рамках программы МВА ("МВА - маркетинг", "МВА - финансы", "МВА - международный бизнес", "МВА - производственный менеджмент" и т.п.) при условии выполнения требований по подготовке профессиональных управляющих общего профиля (менеджеров - дженералистов).

Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т.п.) не относятся к категории МВА, если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе в соответствии с пунктами 6.1 и 6.7 настоящих требований.

С учетом специфики целевой аудитории программа ЕМВА не предполагает наличия функциональной специализации, а по своей сути является надфункциональной.

Знания, понимание, навыки

7.5. Программа уровня МВА должна давать соответствующие знания и понимание организации, внешней среды, в которой она работает, взаимодействия с акционерами. Следует достичь соответствия требованиям к стандартному содержанию программы. Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:

7.5.1. Концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации.

7.5.2. Концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения.

7.5.3. Теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.

7.5.4. Процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне.

7.5.5. Макро-и микроэкономика.

7.5.6. Влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы.

7.5.7. Навыки управления изменениями.

7.5.8. Политика бизнеса и стратегии.

7.5.9. Лидерство и предпринимательство.

7.5.10. Устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес- решений.

7.5.11. Современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.

7.6. Для обеспечения международного аспекта программы учебный план должен формировать понимание стилей управления и практики из разных регионов и культур, а также содержать разнообразные примеры и/или тематические исследования. Примеры должны охватывать диапазон от распространенных международных стандартов ведения бизнеса до локальных, местных норм.

7.7. Программа уровня МВА должна быть целостной (интегрированной) и формировать способность слушателя сочетать знания и навыки, приобретенные в рамках отдельных курсов. Это может быть реализовано посредством проекта, в котором слушатели могут продемонстрировать понимание теории и способов ее применения. В корпоративных программах поощряется сотрудничество с организацией, направившей работников на обучение. От организации может быть назначен координатор. Если такое сотрудничество невозможно, институт должен предоставить слушателям альтернативные возможности для выполнения проекта. Ожидаемые результаты от обучения на программе и критерии оценки должны быть четкими. Проведение исследований и приобретение консультационных навыков должны быть заложены в программу. Любые другие методы интеграции являются приемлемыми, но их эффективность должна быть доказана.

7.8. Необходимо предоставить доказательства того, что программа выдерживает баланс между теорией и практикой, а также между функциональным и интегративным обучением.

7.9. Программа также должна охарактеризовать способы передачи навыков управления. Они включают в себя умение управлять изменениями, организационные коммуникации, лидерство, работу в команде, работу в условиях неопределенности, ведение деловых переговоров, решение проблем, способность давать критическую оценку, шкалу ценностей.

7.10. Общеобразовательной целью программы должна стать выработка ряда личностных, межличностных и профессиональных навыков на уровне руководства и лидерства. Важно, чтобы слушатели могли применить концепции, полученные в ходе обучении на программе.
Преподавание, обучение и оценивание

7.11. Прикладной характер программ уровня MBA требует определенного диапазона методов преподавания и обучения. Эти методы включают в себя лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, самостоятельное чтение материала, индивидуальные и групповые проекты, дистанционное обучение (вебинары, интернет-конференции и др.), корпоративное обучение, обучение с наставником. Сотрудничество с компаниями следует поощрять. Предполагается, что большая часть обучения будет иметь практическую основу.

7.12. Большая часть обучения на программе уровня МВА осуществляется между членами группы. Должны быть созданы возможности для взаимодействия слушателей в рамках обучения посредством личного или виртуального общения.

7.13. Ключевой целью оценки учащихся является определение меры достижения целей слушателей. Система оценки должна иметь подробно описанные критерии и определять относительный вес различных используемых методов оценки. Система оценки должна быть комплексной и последовательной по различным предметным областям и находиться в рамках определенной стратегии.

7.14. В схеме оценки должны получить отражение конкретные цели и характеристики курсов. Индивидуальные экзамены должны сбалансировать эту схему, выполняя функцию строгого контроля. Допустимы инновации в методах оценки, однако, они также будут проверены.

7.15. Система оценки выполняет функцию обратной связи для слушателей, содействует последующему индивидуальному и групповому обучению.

7.16. Необходимо доказать, что предпринимаются нужные шаги для оценки индивидуальной работы слушателей, а также то, что стандарты оценки соответствуют требованиям.

7.17. Итоговая аттестация слушателей программ уровня МВА является обязательной, осуществляется аттестационной комиссией. Итоговая аттестация включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной квалификационной (аттестационной) работы, предусматривающей комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями (тематика работы не может быть узко специализированной). Образовательным учреждением могут быть предусмотрены дополнительные формы итоговой аттестации.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (аттестационной) работы.

8. РЕЖИМ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Продолжительность

8.1. Продолжительность программы уровня MBA должна быть эквивалентна, по меньшей мере:

  • одному полному учебному году с отрывом от работы;
  • полутора годам (без учета каникул) с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы;
  • 90 кредитам ECTS - 1 кредит равен 20 часам общей трудоемкости

Допустимы и более гибкие режимы: от полутора до трех лет с четкой и управляемой скоростью движения образовательного процесса. Верхний предел, в исключительных случаях, не более 7 лет.

8.2. Нормативный объем программы уровня МВА при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости, из них не менее 600 часов аудиторных занятий . Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме с соблюдением требований, изложенных в п.8.6 настоящего документа и регламентируемое отдельным Положением о реализации программ МВА с использованием дистанционных технологий.

Часы внеаудиторной работы включаются в учебный план программы МВА при наличии оформленного методического обеспечения и обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Режим

8.3. Программы могут проходить в формате полного и неполного учебного дня, использовать дистанционные методы обучения или быть смешанными. Приветствуются инновационные подходы к разработке и осуществлению программ, расширяющие образовательные возможности и поддерживающие согласованность и целостность программы. Предполагается, что интегрированность и целостность программы будет сохранена и при самых прогрессивных способах и гибких форматах ее подачи.

8.4. Предполагается, что программа будет иметь поддержку через онлайн-платформу, к которой слушатели могут получить доступ вне кампуса и вне учебных часов.

8.5. В программах, разработанных на модульной основе, структура должна учитывать междисциплинарный подход к управлению, предусматривать средства, которыми достигается интеграция отдельных предметов.

8.6. Некоторые программы могут проводить значительную часть процесса обучения дистанционно или в формате «смешанного обучения». В таких случаях ожидается, что все стандарты, изложенные в этом документе, также будут соблюдены. Программы, действующие в таких режимах, должны гарантировать, что слушатели получают образование, эквивалентное тому, что и слушатели очного формата. В процессе прохождения аккредитации внимание будет сосредоточено, в частности, на:

  • наличии материальной базы, на которой осуществляется программа, эффективной технической и административной инфраструктуры. Это должно также распространяться на различные местные учебно-вспомогательных помещения, где это уместно
  • специально разработанной системе качества для постоянного обеспечения уровня работы сотрудников, актуальности систем и учебных материалов
  • возможности легкого доступа (в том числе и во внеучебное время) для всех слушателей к необходимым учебным материалами, библиотечным ресурсам и программному обеспечению с выделенной технической поддержкой
  • соответствии академического руководства уровню, который обеспечивает функционирование программы, опирается на научные исследования, занимается научной деятельностью и несет ответственность за содержания курса настоящим стандартам
  • обеспечении координации и регулярного взаимодействия между различными подразделениями, участвующими в осуществлении программы
  • системе взаимодействия администрации со слушателями
  • обеспечении слушателей, обучающихся дистанционно, соответствующими возможностями для развития карьеры
  • прозрачной системе регулярного контроля академического прогресса слушателей с эффективным механизмом устранения любых проблем, возникающих в процессе обучения
  • платформы для командного взаимодействия слушателей, обеспечивающие эффективные средства для групповой работы, а также возможность для общения и взаимной поддержки
  • надежной системе оценки, которая защищает от плагиата, обеспечивает правильную идентичность представленных работ и реализует обратную связь со слушателями
  • платформы для структурированного, эффективного и интерактивного обучения, опирающиеся на синхронные и асинхронные взаимодействия между группой и профессорско-преподавательским составом. Минимальное количество времени, отведенное на личное очное общение преподавателя с группой (контактные часы) в рамках дистанционного обучения, составляет не менее 300 часов.

ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ, ФОРМАМ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

[из Национальных аккредитационных критериев и требовании к общему содержанию и условиям реализации программ «Мастер делового администрирования со специализацией (МВА-s)» , НАСДОБР, 2015 ]

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Учебная программа «Мастер делового администрирования со специализацией» (далее МВА-s) является разновидностью программы МВА, осуществляемой в соответствии с Национальными аккредитационными критериями и требованиями к условиям реализации программ уровня МВА, дополнительным учетом требований к специализации функциональной или отраслевой в рамках программы МВА, что принципиально не меняет её основное содержание и формы реализации.

1.2. «Программа МВА со специализацией» разрабатывается и реализуется в связи с возрастающей потребностью работодателей к обеспечению высокопрофессионального руководства не только для организации или ее автономного подразделения в целом, но и на отдельных крупных участках деятельности или же в конкретных отраслях. Программа МВА-s призвана подготовить выпускника к занятию руководящих должностей, требующих углубленных профессиональных и управленческих знаний, для отраслей национальной экономики (например, МВА-банковская деятельность, МВА-управление производством и операциями, МВА-управление недвижимостью, и т.п.). А также таких должностей, как вице-президент компании по финансам (МВА-финансы) или по маркетингу (МВА-маркетинг), по управлению персоналом (МВА-управление человеческими ресурсами) и т. д.

1.3. В программах МВА-s должна сочетаться дженералистская подготовка, предусматривающая выработку у выпускника компетенций руководителя, и специализированная подготовка, предусматривающая формирование специалиста, способного к решению практических проблем на специализированных отраслевых участках деятельности, функций бизнеса. В программе «МВА со специализацией» должен быть обеспечен баланс между компетенциями руководителя-дженералиста и управленца-специалиста.

1.4. В отличие от других программ мастерского уровня с аналогичной специализацией, а именно «Магистратуры по направлению Менеджмент как 2-го уровня ВПО» и «Прикладного специализированного мастера менеджмента», где приоритет отдается специализированной подготовке для решения практических проблем, программа МВА-s должна обеспечить одновременно с этим подготовку руководителей и поэтому включать полноценную дженералистскую компоненту.
Специализация при этом рассматривается как дополнение к дженералистской подготовке. Проблемы, возникающие на специализированных участках, должны рассматриваться в комплексе с позиций организации в интересах бизнеса в целом и выпускник должен быть подготовлен к занятию ответственной руководящей должности, предусматривающей самостоятельное принятие решений.

1.5. На программу МВА-s принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (по любой специальности или направлению подготовки), имеющие стаж практической работы не менее 2-ух лет. В некоторых программах, в случае необходимости, приоритет при приеме может отдаваться лицам, работающим в сфере объявленной специализации или имеющим законченное базовое высшее образование в этой сфере.

1.6. Обучение по программе МВА-s осуществляется очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение, проводимое в очной форме, должно продолжаться не менее полутора лет, обучение, проводимое в очно-заочной и заочной формах - в эквивалентный по объему академической работы срок, но не менее 20 месяцев. Общая трудоемкость программы составляет не менее 1800 академических часов, из которых не менее 650 часов аудиторных занятий. Дисциплины и темы занятий специализированной части программы должны охватывать не менее 30%, но не более 50% всего учебного времени.

1.7. Слушателям, освоившим программу и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом образовательного учреждения о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА) с указанием специализации.

2. Требования к содержанию программы МВА со специализацией.

2.1. Школа бизнеса должна определить миссию (главную цель) программы МВА-s, учитывающую ее целевую направленность и предназначение, особенности специализации, характеристику контингента слушателей. Должна быть выработана обоснованная и логичная стратегия, реалистично отражающая ресурсы и ограничения, и соотносящаяся с миссией школы бизнеса.

2.2. В основу разработки и реализации программы любого формата должно быть положено глубокое и полное понимание профессиональных требований к руководителю, а также к специалисту в конкретной специализированной сфере практической деятельности, достигаемое на основе взаимодействия ученых и практиков, теоретических и специализированных прикладных дисциплин и обеспечивающее полноценную подготовку управленческих кадров для данной сферы.

2.3. Особенности содержания и реализации программ МВА-s определяются в зависимости от:
- целевой группы обучающихся (для лиц с опытом работы не менее двух лет), ориентированных на карьерный рост; для лиц со значительным опытом работы на управленческих должностях (не мене 5 лет) - Executive МВА;
- функциональной («МВА - финансы»; «МВА - маркетинг»; «МВА - международный бизнес»; «МВА - инновационный менеджмент» и т.п.), отраслевой («МВА в сфере управления недвижимостью», «МВА и управление производством», «МВА и операционный менеджмент», «МВА в информационном бизнесе», «МВА в агробизнесе» и т.п.), а также региональной и иной специфики. При этом дженералистский характер программы, основанный на комплексном изучении всех сторон управления организации должен играть определяющую роль, а дисциплины управленческого профиля составлять не менее 50% содержания программы.
- приоритетов в рассмотрении той или иной конкретной тематики или формировании специфических компетенций обучающихся (проектно-ориентированные, и (или) корпоративные программы МВА);
- специфики построения образовательного процесса (комбинированные - двухэтапные или состоящие из взаимосвязанных модулей; реализуемые с использованием дистанционных образовательных технологий и т.д.).

2.4. Исходя из перечисленных особенностей для программы в целом, также отдельных курсов и их комплексов, должны быть сформулированы и достигнуты образовательные результаты, которые проявляются в виде усвоенных знаний, умений, пониманий с точным указанием испытаний, подтверждающих их реальное приобретение.

2.5. При формулировке образовательных результатов рекомендуется в качестве ориентира разрабатывать и использовать элементы компетентностного подхода, предусматривающего, что, в конечном итоге, выпускник должен приобретать и развивать в себе разнообразные компетенции, включая следующие:
- когнитивные, предполагающие использование теорий и понятий, а также скрытые знания, приобретенные на опыте;
- функциональные (умения и ноу-хау), а именно то, что выпускник, имеющий квалификацию специализированного магистра, должен уметь делать, выполняя предписанную ему роль в организации;
- личностные, предполагающие поведенческие умения в конкретных ситуациях;
- этические, предполагающие наличие определенных личных и профессиональных ценностей и мировоззрений.
Состав и конкретная трактовка компетенций обладателя квалификации «мастер делового администрирования» со специализацией, соответствующая миссии школы бизнеса и конкретной программе, может широко варьироваться и определяется разработчиками программы самостоятельно.

2.6. На программе МВА со специализацией формулируются:
. управленческие образовательные результаты;
. предметно-специализированные управленческие результаты;
. личностно-культурные образовательные результаты.

2.7. Управленческие образовательные результаты для подготовки руководителей должны обеспечивать приобретение необходимых для общего руководства организациями теоретических знаний, умений и практических навыков как по общему менеджменту (целеполагание, принятие решений, планирование и контроль на операционном и стратегическом уровнях и т.п.), так и по управлению различными сторонами деятельности делового предприятия, к которым относятся:
- концепции и процессы, относящиеся к производству и маркетингу товаров и/или услуг;
- финансирование предприятия, общее представление о бухгалтерском учете и управлении финансами;
- организационное поведение, корпоративная культура, управление персоналом, организационные коммуникации, нововведения и изменения;
- анализ статистических данных и понимание возможностей количественных методов для управления и обеспечения процессов принятия решений в организациях;
- информационные технологии с точки зрения их влияния на структуры и процессы в организации и деятельность менеджеров;
- новые тенденции развития и подходы к бизнесу и менеджменту - такие, как глобализация и международный бизнес, электронная коммерция, управление инновациями и знаниями, социальная ответственность бизнеса, обеспечение устойчивого развития и другие.

2.8. Управленческие образовательные результаты программ МВА-s должны иметь также специализированный характер, способствовать пониманию организационных особенностей рассматриваемой специализированной сферы деятельности; соответствующих бизнес-процессов и организационных структур; умению формировать проекты с учетом специфики данной сферы и управлять ими; осуществлять управление персоналом разных категорий, прежде всего, на вверенном участке деятельности. Должно быть достигнуто понимание взаимосвязи управления данной специализированной функционально-отраслевой сферой с общими проблемами управления организацией и включения специализированной аналитической и управленческой работы в общий процесс обоснования и принятия управленческих решений.

2.9. Предметно-специализированные образовательные результаты должны способствовать формированию компетенций слушателя, как специалиста в объявленной области. Это предполагает:
. Знание объекта специализированной области деятельности (отрасли, функции, региона, типа организации), включая его характеристику с научной и прикладной стороны в функциональном, техническом, экономическом, институциональном плане; а также способность диагностировать проблемы, знание правовой и нормативной базы, характерные проблемы и определять возможные подходы к их решению.
. Знание источников информации и способов доступа к ним, включая: статистику, источники и базы данных в рамках конкретных функций, отраслей, регионов, умение работать с ними; активное и регулярное использование профессиональной литературы, периодических изданий (отечественных и зарубежных); знакомство с эмпирической базой: «кейсами», известными проектами и т.п., материалами известных компаний, аналитическими документами и т.п.;
. Владение специальным аналитическим инструментарием и методами количественного анализа, методическими руководствами к ним на уровне, обеспечивающем общение с узкими лекциями; знание содержания, возможностей и сфер применения адекватных математических моделей; программных продуктов, подходов к их применению.
. Понимание производственно-технологических особенностей обозначенной сферы специализации, имеющих важное значение для решения экономических, управленческих, социальных и других вопросов, в том числе, освоение аспектов деятельности, требующих определенных инженерных (либо гуманитарных и других) специальных знаний.

2.10. В программах МВА-s должны быть обеспечены образовательные результаты интегрированного характера, включая такие навыки, как:
. выработка стратегического мышления и построение стратегии развития организации на разных уровнях;
. способность интегрировать различные аспекты бизнеса и менеджмента в построении политики развития бизнеса и решении реальных проблем;
. выработка комплексных, межфункциональных решений;
. способность представить межфункциональную деятельность в виде проекта (временной целевой структуры) и возглавить его осуществление;
. умение работать с консультантами, применять основные приемы консультирования.
При этом выработка стратегического мышления при решении любых проблем бизнеса и менеджмента в рыночной экономике должно быть важнейшим образовательным результатом программ МВА любого формата, но в программах ЕМВА и МВА для топ-менеджеров они должны составлять главную суть бизнес-образования.

2.11. Развитие личностных качеств обладателя квалификации МВА+ является важнейшей составляющей программы. Развитие личностных качеств должно быть предусмотрено ее образовательными результатами: включая развитие навыков обучения, аналитических исследований и подготовки документов; применение различных методов и технических средств, повышающих эффективность коммуникаций; владение методами общения с подчиненными; умение работать в команде; поддержание статуса, адекватного своей роли в организации, способности к межфункциональным взаимодействиям. Выпускники должны проявлять готовность и стремление выйти на новый уровень успешной карьеры, стать лидером, развивая соответствующие качества, возглавить деятельность на важных участках работы с перспективой занятия ответственных должностей на среднем и высшем уровнях руководства в организации.

2.12. В программе МВА-s должно сочетаться рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и зарубежного опыта управления. Конкретное соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы и контингента слушателей.

2.13. Школа бизнеса самостоятельно определяет необходимость подготовки слушателей по иностранному языку, объем занятий, форму и программу обучения в образовательном учреждении или за его пределами. Она вправе формулировать другие образовательные результаты по программе, исходя из ее миссии и набора конкретных компетенций, которые должны быть сформированы у обладателей объявленной квалификации.

3. Требования к организации и методам обучения.

3.1. Для каждой формы обучения по программе МВА со специализацией школой бизнеса:
. составляются отдельные учебный и учебно-тематический планы, при этом специализация, как правило, указывается в общем учебном плане программы МВА;
. определяются состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ;
. раскрывается тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам;
. заранее разъясняются формы и процессы контроля ожидаемых образовательных результатов как промежуточных, так и итоговых.

3.2. В учебном плане целесообразно выделять циклы дисциплин различного назначения, обеспечивающие достижение образовательных результатов, обозначенных, прежде всего, в пп.2.7.-2.11. К ним относятся:
. базовые курсы общеуправленческой подготовки;
. базовые курсы специализации;
. специализированные курсы (инструментальные, объектно-клиентно-ориентированные и т.п.);
. курсы по выбору (специализированные и общие);
. проекты.
Исходя из целей программы и контингента слушателей, пропорции между временем на изучение дисциплин различных циклов могут варьироваться по усмотрению школы бизнеса. При этом курсы в той или иной степени обеспечивающие специализацию, должны занимать не менее 30%, но не более 50% от времени всей академической нагрузки, а дисциплины по выбору предусматриваются в зависимости от содержания программы и возможных карьерных предпочтений, но, как правило, около 20% времени.

3.3. Эффективное формирование и развитие компетенций в программе МВА-s предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (лекций и семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется миссией программы, особенностью контингента слушателей и содержанием конкретных дисциплин, но не может составлять менее 30%.

3.4. В учебном процессе должен быть предусмотрен значительный объем индивидуальных и групповых заданий, направленных на формирование навыков и умений менеджера, посредством решения практических проблем на основе осуществления аналитической работы на примере действующей организации, выполнения прикладных проектов, прежде всего, в сфере специализации, написания выпускной квалификационной (аттестационной) работы, использования системы тьюторства (научно-практического руководства) и получения консультаций от специалистов-практиков, преподавателей с практическим опытом работы. Следует практиковать как исследовательские (проблемно-ориентированные), так и консультационные (для конкретных организаций) проекты и изучать методы проведения исследований, а также консультирования.

3.5. При реализации программы МВА-s в любой форме обучения высокий удельный вес должно занимать обучение с применением телекоммуникационных информационных средств, в том числе, предоставления материалов на электронных носителях, использования интернета для привлечения источников информации, подготовки и оценки заданий, коммуникаций между преподавателями и обучающимися, проверки и оценки знаний и т.п.

3.6. Учебный план программы МВА-s должен предусматривать значительный объем внеаудиторной работы слушателей, обеспечивающий суммарную трудоемкость программы не менее 1800 часов (в том числе аудиторных занятий, не менее 650 часов).

Внеаудиторная работа слушателей подразделятся на:

  • индивидуальную самостоятельную работу - изучение учебной литературы; поиск и изучение дополнительных источников, вспомогательных материалов, в том числе, в Интернете; выполнение заданий для участия в занятиях, проводимых в интерактивной форме; написание рефератов, выполнение курсовых и проектных работ; написание выпускной аттестационной работы и др.;
  • групповую работу над заданиями, выполнение которых предусматривает: командное (групповое) взаимодействие слушателей вне аудиторных занятий (подготовка групповых проектов, выполнение расчетных заданий командой, взаимодействие в компьютерных сетях, проведение экспериментов, участие в форумах, др.);
  • консультации и презентации (представление и обсуждение промежуточных и конечных результатов проектов и других разработок; постановка и обсуждение проблем; обратная связь, в том числе, по системе «вопрос-ответ» в телекоммуникационных сетях и др.).

Объем внеаудиторной работы должен быть рассчитан, исходя из утвержденных программ учебных курсов, предусматривающих различные виды самостоятельной и групповой работы слушателей. Часы внеаудиторной работы включаются в учебный план программы при наличии оформленного методического обеспечения и обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение.

4. Профессорско-преподавательский состав.

4.1. Образовательное учреждение, реализующее программы, должно обеспечить соответствующее качество преподавания.
Профессорско-преподавательский состав должен быть вовлечен в проведение управленческих исследований, научную деятельность и консалтинг в указанной в специализации функционально-отраслевой сфере. Большая часть профессорско-преподавательского состава должна принимать активное участие во всех трех видах деятельности.

4.2. Не менее 20% преподавателей программы МВА-s, должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, 30% иметь ученую степень и/или звание.
Допустимо и поощряется преподавание ряда предметов на английском языке.
К преподаванию специальных дисциплин должны преимущественно привлекаться руководители и специалисты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или же текущий опыт научных исследований и разработок в данной предметной сфере. Не менее 20% преподавателей и инструкторов должны быть действующими менеджерами и работниками организаций-работодателей.

4.3. Профессорско-преподавательский состав должен:
. Владеть инновационными техниками, технологиями и программными продуктами, обладать способностью формировать и развивать специальные и инструментальные компетенции для решения практико-ориентированных управленческих задач.
. Быть способными обеспечить взаимосвязанность и преемственность курсов учебной программы.
. Иметь значительный опыт работы в качестве бизнес и научного эксперта, консультанта в рамках отрасли, а также глубокое понимание лучших бизнес-практик в данной области специализации и в смежных областях.

4.4. Образовательное учреждение должно демонстрировать эффективные механизмы включения в программу результатов исследований, консультационной деятельности и контактов с деловой средой отрасли, в том числе с ведущими менеджерами и лицами, успешно освоившими программу МВА, EMBA, DBA, МВА-s. Приветствуется привлечение к преподавательской и консультационной деятельности образовательным учреждением выпускников указанных выше программ.

5. Условия реализации программы МВА-s

5.1. В школе бизнеса, реализующей программу МВА-s, должны быть созданы соответствующие организационные, финансовые, кадровые и иные условия, позволяющие реально влиять на проведение программы, четко определены полномочия и ответственность лиц, отвечающих за ее реализацию. Должна быть обеспечена высокая степень автономии разработчиков и организаторов программы МВА-s в принятии решений при надлежащем уровне контроля.

5.2. На программу МВА-s объявляется отдельный прием и проводится конкурсный отбор . На программу МВА со специализацией прием осуществляется в общем порядке в рамках приема на программу МВА в целом, однако, наличие специализации должно быть объявлено заранее и желание ее выбрать определяется при вступительном собеседовании. Решение о выборе конкретной специализации слушатель принимает, как правило, в процессе обучения, но не позднее начала второго семестра. Такой выбор должен позволить определить темы промежуточных проектов и рефератов, заблаговременно определять базы стажировок, назначить научных руководителей. Школа бизнеса должна иметь сложившуюся целевую аудиторию для программ МВА-s, иметь ярко выраженную клиентно-ориентированную направленность, репутацию на образовательном рынке и в деловом сообществе. Вступительные испытания являются обязательными.

5.3. Образовательное учреждение самостоятельно определяет и утверждает содержание, процедуру и форму вступительных испытаний. По некоторым областям знания, важным для полноценного освоения заданной специализации, могут предусматриваться вступительные письменные экзамены, а также собеседования.

5.4. Для гарантии формирования групп слушателей, мотивированных к обучению и способных достичь определенных образовательных результатов и для обеспечения их эффективного интерактивного взаимодействия, численность формируемых групп должна составлять не менее 15 человек. Высокий удельный вес должны занимать занятия в малых группах.

5.5. Обучение по программе МВА-s осуществляется на основе отдельных договоров об оплате образовательных услуг, заключаемых уполномоченными руководителями с физическими или юридическими лицами.
Стоимость и условия оплаты образовательных услуг по программе МВА-s должны быть установлены до начала обучения и утверждены руководителем образовательного учреждения.
В специфических случаях (региональные особенности, перезачет ранее пройденных дисциплин и т.п.) стоимость образовательных услуг по конкретной программе МВА-s и для конкретных лиц может быть снижена или, наоборот, повышена в пределах действующих в школе бизнеса регламентов.

5.6. В программе МВА-s возможно обучение по индивидуальным планам, главным образом, в части, касающейся специальных дисциплин и дисциплин по выбору, а также для руководителей высшего звена.
Школа бизнеса имеет право перезачитывать слушателям программы МВА-s учебные дисциплины, которые были освоены ими ранее (как при получении высшего профессионального образования, так и при прохождении профессиональной переподготовки по профилю специализации), но не более 180 академических часов. Для некоторых категорий слушателей может быть расширено изучение отдельных дисциплин (например, экономических для инженеров, технических для экономистов и т.п.).
Школа бизнеса несет ответственность за обеспечение адекватного контроля соответствия перезачитываемых дисциплин уровню и требованиям программы МВА-s. При получении слушателем соответствующего образования ранее, чем за 5 лет до начала обучения по программе, а также при перезачете по диплому о профессиональной переподготовке, дополнительная аттестация перезачитываемых дисциплин является обязательной.

5.7. По программе МВА-s в целом и по каждой дисциплине должен быть определен комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие для всех обучающихся. Специальная литература, нормативные и другие документы, отчеты, проекты должны формировать отдельную специализированную библиотеку (раздел общей библиотеки), включая материалы в электронной форме. Для текущего ведения учебного процесса должен быть сформирован он-лайн портал. Литература и материалы должны быть актуальными и своевременно обновляться и расширяться.

5.8. Должны существовать механизмы обратной связи, обеспечивающие получение информации от слушателей об организации учебного процесса и содержании программы, включая работу отдельных преподавателей. На программе должны быть четко определены роли в научном руководстве и административной ответственности. Слушатели программы МВА-s должны иметь возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса, а также работу преподавателей. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться оценка слушателями программы МВА-s в целом. Должен своевременно проводиться анализ и вноситься коррективы в учебный процесс.

5.9. В школе бизнеса должна быть создана постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов и их циклов силами профессорско-преподавательского состава и внешних экспертов, контроля уровня преподавания, проводиться планомерная работа по формированию и повышению квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.

5.10. Слушателям программы МВА-s предоставляется возможность практик и стажировок на профильных отечественных и зарубежных предприятиях и в организациях, что может быть включено в образовательную программу и входить в стоимость обучения или же предлагаться на добровольной платной основе.

5.11. При реализации программы МВА-s должно быть предусмотрено обеспечение эффективного взаимодействия с ведущими менеджерами, крупными бизнесменами, общественными деятелями, в том числе с лицами, успешно освоившими программу МВА-s, с целью учета требований деловой практики и обеспечения обратной связи.

5.12. Школа бизнеса оценивает качество освоения программы МВА-s путем осуществления контроля знаний слушателей по каждой дисциплине учебного плана и проведения итоговой аттестации, а также посредством оценки приобретенных выпускниками компетенций.
Конкретные формы и процедуры промежуточного и итогового контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются школой бизнеса самостоятельно и доводятся до сведения слушателей до начала обучения.

5.13. Итоговая аттестация слушателя программы МВА-s осуществляется после завершения освоения программы МВА-s в целом и предназначена для определения уровня теоретической и практической подготовки обладателей квалификации «Мастер делового администрирования по специализации» - Master of Business Administration к выполнению профессиональных задач в данной сфере специализации.
Итоговая аттестация является обязательной и включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной квалификационной (аттестационной) работы прикладного характера с четко выраженной специализацией. Такая работа может быть представлена в виде индивидуального или группового проекта, защищаемого в установленном порядке. В случае проведения выпускной аттестации в виде группового проекта должен быть оценен индивидуальный вклад каждого участника. Итоговая аттестация осуществляется аттестационной комиссией под председательством и с обязательным представительством внешних экспертов, в том числе, действующих менеджеров профильных предприятий.
Школа бизнеса самостоятельно устанавливает программу и требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (аттестационной) работы (проекта), а также формы проведения квалификационного экзамена (если считает его целесообразным).

5.14. Материально-техническое обеспечение программы МВА-s должно, как минимум, соответствовать лицензионным требованиям по образовательным программам высшего профессионального образования и создавать условия для применения современных образовательных технологий в учебном процессе и для предоставления необходимых социальных услуг на время обучения.

6. Связь с деловым сообществом.

6.1. Программы МВА-s осуществляются для удовлетворения потребностей заинтересованных групп, среди которых центральное место занимают: сами обучающиеся, имеющие планы карьерного продвижения и/или успеха в предпринимательстве; а также работодатели, намеренные, с помощью выпускников программ МВА-s обеспечить успех и повысить эффективность своих бизнес-организаций.
Программа МВА-s должна быть построена по принципу ориентации на потребителя.

6.2. К учебному процессу на программах МВА-s должно быть обеспечено непосредственное привлечение представителей практики на стадиях: разработки программ и учебных курсов, конкретных ситуаций, чтения учебных курсов, проведения мастер-классов, рецензирования проектов, членства в экзаменационных комиссиях и т.п.

6.3. Связь с практикой имеет важнейшее значение для программ МВА-s и должна включать:
. сложившиеся устойчивые связи с базами практики;
. высокий удельный вес преподавателей, консультантов и экспертов из практической сферы специализации, активно участвующих в учебном процессе;
. регулярные стажировки на профильных отечественных и зарубежных предприятиях;
. членство в профессиональных ассоциациях и активное участие в их мероприятиях;
. регулярные мастер-классы и встречи с лидерами бизнеса.

6.4. Школы бизнеса должны иметь ясно сформулированную политику и стратегию своих связей с деловым сообществом и учета требований практики в разрезе конкретных целей, объектов и мероприятий, а также устойчивые связи с образовательными учреждениями, осуществляющими обучение по аналогичным специализациям.

6.5. Школа бизнеса должна учреждать коллегиальные органы, состоящие из практиков, обеспечивающие учет интересов практики в учебном процессе. Это может быть совет попечителей, совет внешних консультантов, совет выпускников, комитеты по конкретным сферам деятельности и т.п., собирающиеся с достаточной регулярностью, в том числе, на основе проведения семинаров и других коллективных мероприятий научно-практической направленности.

6.6. Рекомендуется устанавливать оформленное документально партнерство школы бизнеса с организациями, представляющими деловое сообщество, профессиональными ассоциациями, отечественными и зарубежными корпорациями (в отдельных случаях соучредителями), участниками совместных научных исследований, прикладных проектов и т.п. Школа бизнеса должна стремиться привлекать корпоративные средства для финансирования своей деятельности.

6.7. Школа бизнеса осуществляет меры по содействию профессиональному и карьерному росту обладателям квалификации «Мастер делового администрирования со специализацией....» (МВА-s)», проводит ознакомление с базами данных о вакансиях, встречи с работодателями, организует презентации и ярмарки вакансий.
В случае необходимости, образовательное учреждение выдает обладателю квалификации МВА-s характеристику-рекомендацию, адресованную работодателю (в том числе на английском языке), представляет его в соответствующих деловых кругах и базах данных.

6.8. Школа бизнеса должна регулярно вести работу со своими выпускниками и, в частности, осуществлять мониторинг карьеры выпускников, их успехов и проблем, в том числе на основе мнений работодателей с последующим учетом при совершенствовании своей работы.

6.9. В учебном процессе высокий удельный вес должны занимать выездные занятия в отечественных и зарубежных компаниях с последующим рассмотрением и оценкой их результатов.
В условиях открытой экономики должно уделяться достаточное внимание проблемам глобализации, а также интернационализации в конкретных аспектах ведения бизнеса, в том числе, организации зарубежных стажировок.

6.10. Школа бизнеса должна привлекать деловое сообщество (организации, экспертов и т.п.) для конкретной оценки качества выпускаемых ею специалистов с публикацией результатов этой оценки и учета ее результатов в своей работе, а также проводить работу по созданию своего позитивного имиджа в деловой среде и по формированию среды, позитивной по отношению к подготовке кадров на основе дополнительного образования по программам данного типа.

На обучение по программе МВА принимаются специалисты, имеющие высшее профессиональное образование и опыт практической работы не менее 3 лет. Нам также важны мотивация к дальнейшему профессиональному росту и позитивное мышление!

Продолжительность обучения - 22 месяца. Для менеджеров с экономическим или управленческим образованием, а также выпускников Президентской программы возможно обучение по сокращенному формату - 19 месяцев.

Для того чтобы сформировать учебные группы, всем абитуриентам предлагается пройти вступительное испытание в виде эссе (обязательно) и собеседования (дополнительная опция).

При условии успешного прохождения вступительного испытания и предоставления всех необходимых документов с абитуриентом заключается договор на обучение по программе MBA. После оплаты первого этапа обучения абитуриент зачисляется в крупнейшую и самую известную в России школу бизнеса МИРБИС и становится ее слушателем.

Перечень документов, необходимых для поступления

В первую очередь:

  • Анкета, заявление, эссе: скачать (формат.doc)

Остальные документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность (просьба иметь при себе при заключении договора на обучение).
  2. Диплом государственного образца о высшем образовании и приложение к нему. В приложении должно быть указанно общее количество часов по каждой дисциплине. Если количество часов не указано, то необходимо обратиться с запросом в вуз, который Вы заканчивали.
  3. Диплом о профессиональной переподготовке по Президентской программе и приложение к нему (если таковые имеются).
  4. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров организации, или справка с места работы.
  5. Фотографии - 4 шт. размером 3x4 см.
  6. Фотография в электронном формате (для пропуска).


Как подать заявку (контакты приемной комиссии)

  • (вариант 1) Кликнуть на "Записаться" напротив .
  • (вариант 2) Заполненную анкету, подготовленное эссе, а также копию трудовой книжки направьте по адресу с сопроводительным текстом: "Я, Ф.И.О., планирую поступить на программу МВА с ____ (дата, месяц). Настоящим письмом отправляю на рассмотрение анкету, эссе (скачать) и копию трудовой книжки. Число, подпись, контакты".

Возможности оплаты

Возможна единовременная и поэтапная (по семестрам) формы оплаты обучения. Первый платеж необходимо произвести до начала обучения по программе MBA.


Система скидок*

Для физических лиц

Размер
снижения стоимости, *

Поступающим, имеющим несовершеннолетних детей

Поступающим, единовременно оплачивающим 100% от стоимости обучения

Поступающие из регионов РФ (кроме Москвы и Московской области), а также из стран СНГ

Членам семей обучающихся, слушателей и поступающих

Выпускникам Института МИРБИС, завершившим обучение по программам повышения квалификации

Выпускникам Института МИРБИС, окончившим программы профессиональной переподготовки

Выпускникам Института МИРБИС, завершившим обучение по программам высшего образования

Выпусникам Президентской программы Института МИРБИС

Выпускникам Президентской программы других образовательных организаций

Победителям и финалистам управленческого конкурса «Лидеры России»

10% (MBA)
12% (Executive MBA)


Для юридических лиц:

Размер
снижения стоимости,*

Юридические лица, направляющие на обучение в Институт МИРБИС от 3 работников

от 3 до 5 работников - 5%
от 6 до 10 работников -10%
свыше 10 работников -15%

Юридические лица, единовременно оплатившие
100% от стоимости обучения

Юридические лица, направляющие на обучение в Институт МИРБИС физических лиц из регионов РФ (кроме Москвы и Московской области), а также стран СНГ