Скачать презентацию спп с придаточным определительным. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительными

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели: Отработать навыки сжатия текста в формате подготовки к ГИА; Рассмотреть стилистику СПП с придаточными определительными (развитие речи); Отработать навыки расстановки знаков препинания в простом осложненном и сложноподчиненном предложениях.

Cлайд 3

Заменить придаточное определительное обособленным определением Флаги, которые развевались над домами, придавали городу праздничный вид. Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась.

Cлайд 4

Заменить приложение придаточным определительным Для итальянца Растрелли, известного архитектора, Россия стала второй родиной. Архимед, величайший математик и физик древности, жил в Греции. Великим русским учёным Д.И.Менделеевым, отцом современной химии, точно предсказано существование элементов, открытых в наши дни.

Cлайд 5

Замените придаточное определительное приложением. Весной 1823 года А.С.Грибоедову, который служил чиновником по дипломатической части, разрешили приехать из Персии в Москву. Софье Ковалевской, которая была первой в мире женщиной-математиком, не дозволили преподавать в университетах России.

Cлайд 6

Найти ошибки в построении предложений и исправить их. Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. Луга, на которых ещё не скосили сено и сохранявшие чудесный аромат, расстилались кругом. Дом, который заканчивали строить и выросший за несколько месяцев, скоро будет заселяться.

Cлайд 7

Исправить ошибки, заменив, где возможно, придаточные определениями. Справа поднимались крутые склоны гор, с которых не раз скатывались снежные лавины, которые засыпали дорогу, которая пролегала у подножья гор. Алая полоска зари лежала на краю сизой тучки, которая неподвижно застыла на горизонте, который казался охваченным красным заревом. Лес, где было много грибов, находился недалеко от деревни, где мы жили.

Cлайд 8

Из простых предложений составить сложноподчинённые с придаточным определительным Мы отправились в музей. Экспозиция музея была интересно составлена. Ученики нашего класса с удовольствием ходили на занятия кружка. На занятиях кружка было интересно. Передо мной круглое болото. Из болота торчат редкие травянистые кочки.

Cлайд 9

Составить схемы предложений У него была мать, которую он страстно любил, и сестра, которую надо было вывести в люди. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки. Дом, в котором нет книг, подобен телу, которое лишено души. Она убежала в комнату, где прошла вся её жизнь, села за свой столик, на котором стояли её детские игрушки, и заплакала.

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

Слайд 2

узнаем, какими бывают придаточные предложения;
поговорим о придаточных определительных;
выясним особенности CПП с придаточными определительными.
Сегодня мы…

Слайд 3

Придаточное предложение – часть CПП, которая находится в подчинённом положении по отношению к главному.
Вспомним…
1. К придаточному предложению ставится вопрос от главного.
2. Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов.
3. Придаточное предложение раскрывает информацию, которая сообщается в главном.

Слайд 4

Классификация СПП
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
CПП с придаточными

Слайд 5

Эта классификация похожа на классификацию второстепенных членов предложения.
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
CПП с придаточными
определение
дополнение
обстоятельство

Слайд 6

В нашем классе есть дверь, которая всё время скрипит.
1. Ставим вопросы.
Чтобы определить, какое перед нами придаточное, мы…
Когда учитель входит, мы встаём.
?
?
?
?
?
Какая?
Когда?
2. Смотрим на средства связи.

Слайд 7

Мы составим таблицу
Придаточные определительные
Вопросы
Средства связи
К чему относятся
Место в СПП

Слайд 8

Придаточные определительные
Вот дом, Который построил Джек.
А это пшеница, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Какой?
Какая?
Какая?

Слайд 9

Кому принадлежит зонтик, который мы нашли в классе?
Девочка, чей зонтик мы нашли в классе, очень спешила.
В классе, где мы нашли зонтик, никого не было.
Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?
Какой?
Какая?
Каком?

Слайд 10

Средства связи
Придаточные определительные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.
который какой чей что где куда откуда

Слайд 11

Мы хотим поехать туда, куда не ступала нога человека.
Придаточное обстоятельственное
Вот и место, куда мы отправимся завтра!
Придаточное определительное
Будьте осторожны! Союзные слова коварны!
Куда?
Какое?

Слайд 13

Всегда сначала ставим вопросы!

Что?
Какую?
союз
союзное слово


Слайд 14


Союзное слово

Союзное слово
Придаточные определительные присоединяются союзными словами.
Союзное слово

Слайд 15

Настроение нам подняла музыка, что радостно звучала из окна.
Союзное слово
Это город, куда хочет поехать каждый.
Союзное слово
Любое союзное слово в придаточном определительном можно заменить словом «который».
За лесом находится болото, где нужно проявлять особенную осторожность.
Союзное слово
Настроение нам подняла музыка, которая радостно звучала из окна.
Это город, в который хочет поехать каждый.
За лесом находится болото, в котором нужно проявлять особенную осторожность.

Слайд 16

К чему относится придаточное предложение?
Я заметил, что на столе стоит ваза.
Я заметил вазу, что стояла на столе.
Что?
Какую?
относится к глаголу
относится к существительному
CПП с придаточным изъяснительным
CПП с придаточным определительным

Слайд 17

Настроение нам подняла музыка, что радостно звучала из окна.
Союзное слово
Союзное слово
Придаточные определительные относятся к существительному в главном предложении.
Союзное слово
Это город, куда хочет поехать каждый.
За лесом находится болото, где нужно проявлять особенную осторожность.

Слайд 18

Я тот, чью машину вы видите на улице.
Все, кто собирался идти в музей, пришли вовремя.
Придаточные определительные могут также относиться к местоимению.
У тебя такой вид, словно ты увидел что-то страшное.
тот, такой, таков, каждый, всякий, все и т.д.
Союзные слова: кто, что, какой, который, чей. Союзы: как, словно, как будто, что.

Слайд 2

Цели урока: Формировать навыки составления определительных придаточных; Выявлять смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.

Слайд 3

Выполните задания: Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение. Произведите его синтаксический разбор. Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перси дождевые, солнце нити золотит. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам: [Безличное], [зато… двусоставное]. [Неопределенно-личное], [также…двусоставное].

Слайд 4

Выборочный (графический) диктант Составьте схемы только сложноподчиненных предложений. Любовь и дружество для вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. (А.С.Пушкин)

Слайд 5

Выборочный (графический) диктант 2. Ему судьба готовила Путь славный, Имя громкое народное заступника, Чахотку и Сибирь. (Н.А.Некрасов) Составьте схемы только сложноподчиненных предложений.

Слайд 6

Выборочный (графический) диктант - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений. 3. Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни. (Н.А.Некрасов)

Слайд 7

Выборочный (графический) диктант - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений. 4. Пожелаем, чтоб не меркнул Правды луч в краю родном… (А.Плещеев)

Слайд 8

Выборочный (графический) диктант - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений. Мы никогда не забудем имена героев, жизнь которых служит для нас «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».

Слайд 9

Проверь себя: [Двусоставное],(как …двусоставное). Простое (Когда б… двусоставное), [двусоставное]. [Определенно-личное], (чтоб… двусоставное). [Двусоставное], (… которых… двусоставное).

Слайд 10

Определение какой? чей? какого? чьего? и т.д. Определительное придаточное предложение какой? чей? какого? чьего? и т.д. Запишитевтетрадь:

Слайд 11

Теоретический материал Придаточные определительные отвечают на вопросы определения. Они относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где. Когда и др. Вы самый удивительный человек, какого я когда-либо встречал. В главном может быть указательное слово, выделяющее то существительное (или сочетание существительного в прилагательным), к которому относится придаточное. Союзное слово заменяет определяемое существительное (или сочетание существительного с прилагательным): Много лет мечтал он о такой роли, какую сыграл сегодня.

Слайд 12

Теоретический материал Для выражения признаков предмета могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные. Одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями, но они отличаются или оттенкамизначения, или сферойупотребления. Так, сложноподчиненное предложение с придаточным определительным употребляется как в разговорной речи, так и в книжной, причастный оборот – преимущественно в книжной.

Слайд 13

О причастии говорил А.С.Пушкин: «Причастия обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет, - заменяя краткость причастия вялым оборотом». Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.

1 слайд

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 133 Невского района Санкт-Петербурга СПП с придаточными определительными УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка в 11 классе на тему Учитель: Солодченкова Ю.К. 2012 год

2 слайд

Цель – повторить и систематизировать знания по теме; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме. Задачи: 1. Выделить отличительные признаки сложных предложений с прида- точными определительными; 2. тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными; 3. предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова «который» ; 4. раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда; 5. тренировать учащихся в постановке знаков препинания в предложе- ниях с придаточными определительными; 6. познакомить учащихся с особенностями употребления в речи пред- ложений придаточными определительными.

3 слайд

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.С. Лихачев СПП с придаточными определительными

4 слайд

,() подчинительный союз или союзное слово ГЛАВНАЯ ПРИДАТОЧНАЯ? Какое предложение называется сложноподчинённым? Из каких частей состоит СПП? Как они называются? К чему может относиться придаточное предложение? При помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному?

5 слайд

, () (), [ ,(), ] на какой вопрос отвечает к чему относится место придаточного чем прикрепляется Характеристика придаточных Где может находиться придаточная часть по отношению к главной?

6 слайд

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ обстоятельство __ _ __ _ __ _ __ _ __ _ _ дополнение _ _ _ _ _ _ _ _ _ определение

7 слайд

Усваиваемый человеком в раннем детстве язык называют родным. Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве,называют родным. Язык, называют родным. Язык, ЧТО человек усваивает в раннем детстве,называют родным. Тот язык, что человек усваивает в раннем детстве,называют родным. КОТОРЫЙ человек усваивает в раннем детстве какой? какой? какой? какой именно?

8 слайд

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. () какой?

9 слайд

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя (можно) заменить причастным оборотом? Замена придаточной части СПП причастным оборотом невозможна, если союзное слово который имеет предлог есть указательное слово в придаточном предложении глагол в форме будущего времени или условного наклонения

10 слайд

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? Хор птичьих голосов, который доносился в лесу, поразил мой слух. 2) Я прожил жизнь, которая была насыщена инте-ресными встречами. 3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы! 4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утрен-нем воздухе.

11 слайд

В спектакле, который был показан вчера, заняты молодые артисты, которые недавно пополнили труппу. который был показан вчера показанном вчера В спектакле, который был показан вчера, заняты молодые артисты, которые недавно пополнили труппу. которые недавно пополнили труппу. недавно пополнившие труппу. Иллюстрации к произведениям, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски. которые были присланы на конкурс присланные на конкурс Иллюстрации к произведениям, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски. которые были присланы на конкурс присланным на конкурс

12 слайд

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? , (… который …) [ ,(… который …), ]

13 слайд

Каменные дорожки(1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду. 1) 1,3 3) 2, 3, 4 4) 2, 4 2) 1,4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

14 слайд

() , ± ук.сл. + сущ. который какой чей где куда откуда когда – оттенок признака – оттенок значения места – оттенок значения времени какой?

15 слайд

[ ,(куда …), ] , (когда …) Усадьба, куда Платон Платоныч привёз Невзорова, была действительно прекрасно расположена среди холмов невдалеке от речки. (А. Толстой) Юность – самая чудесная пора, когда с особой силой проявляется жажда нового, неизведанного. (Н. Бирюков) _ _ __ _ _ _ _ __ _ , – ,

16 слайд

17 слайд

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимался Некрасов, Лев Толстой, Островский… (2) Всех не перечислишь. (3) На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов». (4) Из прихожей через приемную, большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, попадаем в кабинет поэта. (5) Как много сделано в этой комнате для русской литературы! (6) Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. (7) А вот в этих глубоких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. (9) Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. (10) На камине часы и фигурки двух лошадок. (10) У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. (11) В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, находятся подлинные книги из библиотеки Некрасова. М. Басина Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова в Петербурге (1) Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимался Некрасов, Лев Толстой, Островский… (7) Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. (8) А вот в этих глубоких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. (11) У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. (12) В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, находятся подлинные книги из библиотеки Некрасова.

19 слайд

Среди предложений 5-19 найдите сложные предложения, в составе которых есть придато-чное определительное. Запишите их номера. 5 , 1 7 (5) И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (6) И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» - одно слово «ляш». (7) Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости… (8) У меня был товарищ-шофёр. (9) К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и раздетый прибежал домой зайчиком по морозу… (10) Когда в 1914 году началась война, его моби-лизовали. (11) И через два месяца я узнал: летел на мотоцикле с донесе-нием в соседнюю часть. (12) Не довезёт – тех окружат, отрежут. (13) По пути из лесу стрельба. (14) Пробивают ноги – поддал газу. (15) Пробива-ют бак с бензином. (16) Заткнул дыру на ходу платком, пальцем прижал, правил одной рукой и пёр, пёр… (17) Больше думал о бензине, чем о крови, что текла из ноги: поспеть бы довезти. (18) А чего проще: стать. (19) Взяли в плен, перевязали, отправили в госпиталь.

20 слайд

Выполнить задания А24, А26 из вариантов ЕГЭ Найти примеры СПП с придаточными опреде- лительными из художественной литературы