Презентация "слова категории состояния". Презентация на тему " слова категории состояния" 7 русский категория состояния презентация












Различение частей речи Вопросы КраткоеприлагательноеНаречие Слово категории состояния К какому слову относится? существительное глагол не зависит от других слов На какой вопрос отвечает? каков? какова? каковы? как? где? как? каково? Каким членом предложения является? сказуемое обстоятельство сказуемое в предложении без подлежащего Как изменяется? по родам, числам, падежам не изменяется












Различение частей речи Вопросы КраткоеприлагательноеНаречие Слово категории состояния К какому слову относится? существительное глагол не зависит от других слов На какой вопрос отвечает? каков? какова? каковы? как? где? как? каково? Что обозначает? признак предмета признак действия,при- знак другого признака состояние природы, человека, оценку действия Каким членом предложения является? сказуемое обстоятельство сказуемое в предложении без подлежащего Как изменяется? По родам, числам, падежам не изменяется







Алгоритм да-нет в предложении нет слов категории состояния есть ли в предложении слова, похожие на наречие? да нет Есть ли в предложении подлежащее? в предложении есть слова категории состояния в предложении нет слов категории состояния что обозначает слово, выраженное сказуемым? душевное и физическое состояние человека состояние природы и окружающей среды оценка действий



Над презентацией работали: Озорнина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 58» город Камышлов, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 58» город Камышлов, Цепелева Светлана Николаевна, студентка 5 курса специальность «русский язык и литература» Камышловского педагогического колледжа.

краткое содержание других презентаций

«Деепричастия совершенного и несовершенного вида» - Распространите предложения. Буря мглою небо кроет. Проверка работы на доске. Викторина. Деепричастия несовершенного вида. Распределительный диктант. Раздельное написание. Списать, раскрыв скобки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Ключ. Работа с учебником. Обменяйтесь тетрадями. Правила образования деепричастий. Вид деепричастия. Картина В.М.Васнецова.

«Слово «спасибо»» - Пусть в день «спасибо» станет мир добрей. Всемирный день «спасибо». Современная жизнь слова «спасибо». «Спасибо» в поэзии. Синонимы. Слово «спасибо» в пословицах и поговорках. У этого слова есть свой праздник- всемирный день «спасибо». История слова «спасибо». О значении слова «спасибо». Такие непростые простые слова. Проснувшись 11-го января, вспомните о том, что доброта спасет мир. Каждый день во всех странах и на всех языках звучит слово «спасибо».

«Предлоги в русском» - Непроизводные и производные предлоги. Замена непроизводных предлогов производными. Таблица употребления предлогов. Производные предлоги. Предлог обязательно включается в падежный вопрос. Записать, прокомментировать текст. Русский язык в умелых руках и в опытных устах. Я с ней недавно во дворе случайно рядом сел. На вершине сосны пристроился дятел. Работа с текстом. Служебные части речи. Непроизводные предлоги.

«Орфограммы русского языка» - Найдите и исправьте ошибки, подберите проверочные слова. И-Ы после Ц. НЕ с разными частями речи. Проверочное слово. «Н» и «НН» в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание окончаний прилагательных и причастий. Добавочное действие. Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово. Цели и задачи. В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Найдите в третьем абзаце предложение. Сгруппируйте слова по орфограммам.

«Слова-деепричастия» - Огромная туча. Лексическое значение. Лес. Промчался дождь. Лес зеленый. Осень. Лексическая работа. Вечер догорает, горы золотя. Аргументы. Озимь. Что-то шепчет камыш. Пейзажи Е. Волкова. Крепыши-маслята. Камыш. Октябрь. Художник. Пословицы. Воспоминания о Волкове. Немного погодя. Молодые березки. Ветер. Деепричастие. Темно-синий свет. Тихо вечер догорает.

«Употребление союзов в предложениях» - Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Синтаксическая разминка. Пирует Петр. Что я знаю. Закрепительные упражнения. Диагностика усвоения. Как вы себя чувствуете. Применение знаний. Стихотворение по алгоритму. Исследование языкового материала. Пришла весна.











Включить эффекты

1 из 11

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

С помощью этой работы по русскому языку ученики узнают о такой самостоятельной части речи, как слова категории состояния. Также им предстоит узнать кто первый ввел этот термин в лингвистику и понять для чего нужно было такое выделение.

  • Изучаем слова категории состояния
  • Щерба Л.В. - создатель термина
  • Морфологические признаки
  • Синтаксическая роль
  • Обучающие таблицы
  • Задание для самостоятельной работы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Шестакова С. А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ»

Слайд 2

Сравните предложения

  • Его лицо было грустно.
  • Он грустно улыбнулся.
  • Мне грустно.
  • Слайд 3

    • Знакомиться со словами категории состояния: морфологическими признаками и синтаксической ролью.
    • Учиться отличать слова категории состояния от других частей речи.
    • Употреблять слова категории состояния в речи в составе предложений.
  • Слайд 4

    Из истории части речи

    в статье «О частях речи в русском языке»

    Слайд 5

    Определение части речи

  • Слайд 6

    Заполните таблицу «Различение частей речи»

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Состояние природы и состояние человека

  • Слайд 9

    Домашнее задание

    На выбор:

    Слайд 10

    Критерии оценивания

    «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.

    «4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.

    «3» - материал усвоен, но есть вопросы.

  • Слайд 11

    Источники

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Анонс урока

    Учитель:

    Предмет: Русский язык

    Класс: 7

    Программа:

    Учебник:

    Тема урока:

    Тип урока:

    Цели:

    Задачи:

    -

    Ожидаемый результат: Учащиеся умеют :

    Оборудование, наглядность:

    Проектор, презентация.

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Ход урока

    Примечание

    Мотивационный момент урока:

    Его лицо было грустно.

    Он грустно улыбнулся.

    Мне грустно.

    (Дети определяют цели)

    Работаем с новым материалом:

    Льва Владимировича Щербу .

    морфологические признаки слова категории состояния:

    Н.ф. (т.к. в тексте)

    наречия , вторая СКС

    -

    (Дети выполняют упр. 182)

    -

    (Ответы детей).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    (Дети оцениваю себя сами)

    Мне было на уроке… трудно, душно, утомительно…

    Спасибо за урок!

    Литература:

    Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Приложение 1

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    Приложение 2

    В минуту душевной невзгоды... �Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? �А годы проходят - все лучшие годы!.. �

    М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

    _________________________________________________________

    Шумит Арагва предо мною.

    Печаль моя полна тобою…

    __________________________________________________________

    С. А. Есенин «Пороша»

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    Раскричались на лугу.

    __________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Приложение 4

    ВЕСЕЛО

    НЕМНОГО

    ИЗДАЛИ

    ВДАЛЕКЕ

    БОЛЬНО

    УЮТНО

    ЗАВТРА

    ВСЕГДА

    МОРОЗНО

    ХОЛОДНО

    НАРЕЧИЕ

    СОСТОЯНИЯ

    �PAGE � �PAGE �11�

    Анонс урока

    Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна

    Предмет: Русский язык

    Класс: 7

    Программа: Под редакцией М. М. Разумовской

    Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Тема урока:

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Цели: Формирование навыка определенияслов категории состояния как самостоятельной части речи.

    Задачи:

    - Познакомить со значением категории состояния, её морфологическими признаками и синтаксической ролью.

    Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

    Уметь определять, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.

    Ожидаемый результат: Учащиеся умеют :

    Оборудование, наглядность:

    Проектор, презентация.

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Ход урока

    Примечание

    Организационный момент: Приветственное слово учителя.

    Мотивационный момент урока:

    Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)

    Его лицо было грустно.

    Он грустно улыбнулся.

    Мне грустно.

    Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.

    Какое предложение вызвало затруднение? Почему?

    Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели)

    Работаем с новым материалом:

    Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника)

    Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу .

    Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:

    А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:

    Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?

    Н.ф. (т.к. в тексте)

    Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.

    Синтаксическая роль: (сказуемое)

    Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия , вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.

    Продолжаем работать с новым материалом:

    А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1)

    - Проверяем, что у нас получилось.

    Применяем полученные знания на практике:

    Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182)

    Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.)

    - А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.)

    Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)

    Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).

    Домашнее задание: (Приложение 3) Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)

    Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке… , используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно…

    Спасибо за урок!

    Литература:

    Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007.

    Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

    Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/670/74670889_483364511.jpg

    http://www.linzik.com/uploads/posts/pics/Vneseni_izmeneniya_v_normi_russkogo_yazika.jpg

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    ________________________________________________________________

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    Приложение 2

    М. Ю. Лермонтов - «И скучно и грустно»

    И скучно и грустно! - и некому руку подать

    М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

    Мне грустно, потому что я тебя люблю,

    И знаю: молодость цветущую твою

    Не пощадит молвы коварное гоненье.

    За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

    Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

    Мне грустно... потому что весело тебе.

    _________________________________________________________

    А. А. Фет - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

    Ель рукавом мне тропинку завесила.�Ветер. В лесу одному�Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -�Я ничего не пойму…

    А. С. Пушкин - «На холмах Грузии»

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

    Шумит Арагва предо мною.

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;

    Печаль моя полна тобою…

    __________________________________________________________

    С. А. Есенин «Пороша»

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу.�Словно серые вороны

    Раскричались на лугу.

    __________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Приложение 4

    ВЕСЕЛО

    НЕМНОГО

    ИЗДАЛИ

    ВДАЛЕКЕ

    БОЛЬНО

    УЮТНО

    ЗАВТРА

    ВСЕГДА

    МОРОЗНО

    ХОЛОДНО

    НАРЕЧИЕ

    СОСТОЯНИЯ