Различение частей речи Вопросы КраткоеприлагательноеНаречие Слово категории состояния К какому слову относится? существительное глагол не зависит от других слов На какой вопрос отвечает? каков? какова? каковы? как? где? как? каково? Каким членом предложения является? сказуемое обстоятельство сказуемое в предложении без подлежащего Как изменяется? по родам, числам, падежам не изменяется
Различение частей речи Вопросы КраткоеприлагательноеНаречие Слово категории состояния К какому слову относится? существительное глагол не зависит от других слов На какой вопрос отвечает? каков? какова? каковы? как? где? как? каково? Что обозначает? признак предмета признак действия,при- знак другого признака состояние природы, человека, оценку действия Каким членом предложения является? сказуемое обстоятельство сказуемое в предложении без подлежащего Как изменяется? По родам, числам, падежам не изменяется
Алгоритм да-нет в предложении нет слов категории состояния есть ли в предложении слова, похожие на наречие? да нет Есть ли в предложении подлежащее? в предложении есть слова категории состояния в предложении нет слов категории состояния что обозначает слово, выраженное сказуемым? душевное и физическое состояние человека состояние природы и окружающей среды оценка действий
Над презентацией работали: Озорнина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 58» город Камышлов, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 58» город Камышлов, Цепелева Светлана Николаевна, студентка 5 курса специальность «русский язык и литература» Камышловского педагогического колледжа.
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида» - Распространите предложения. Буря мглою небо кроет. Проверка работы на доске. Викторина. Деепричастия несовершенного вида. Распределительный диктант. Раздельное написание. Списать, раскрыв скобки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Ключ. Работа с учебником. Обменяйтесь тетрадями. Правила образования деепричастий. Вид деепричастия. Картина В.М.Васнецова.
«Слово «спасибо»» - Пусть в день «спасибо» станет мир добрей. Всемирный день «спасибо». Современная жизнь слова «спасибо». «Спасибо» в поэзии. Синонимы. Слово «спасибо» в пословицах и поговорках. У этого слова есть свой праздник- всемирный день «спасибо». История слова «спасибо». О значении слова «спасибо». Такие непростые простые слова. Проснувшись 11-го января, вспомните о том, что доброта спасет мир. Каждый день во всех странах и на всех языках звучит слово «спасибо».
«Предлоги в русском» - Непроизводные и производные предлоги. Замена непроизводных предлогов производными. Таблица употребления предлогов. Производные предлоги. Предлог обязательно включается в падежный вопрос. Записать, прокомментировать текст. Русский язык в умелых руках и в опытных устах. Я с ней недавно во дворе случайно рядом сел. На вершине сосны пристроился дятел. Работа с текстом. Служебные части речи. Непроизводные предлоги.
«Орфограммы русского языка» - Найдите и исправьте ошибки, подберите проверочные слова. И-Ы после Ц. НЕ с разными частями речи. Проверочное слово. «Н» и «НН» в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание окончаний прилагательных и причастий. Добавочное действие. Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово. Цели и задачи. В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Найдите в третьем абзаце предложение. Сгруппируйте слова по орфограммам.
«Слова-деепричастия» - Огромная туча. Лексическое значение. Лес. Промчался дождь. Лес зеленый. Осень. Лексическая работа. Вечер догорает, горы золотя. Аргументы. Озимь. Что-то шепчет камыш. Пейзажи Е. Волкова. Крепыши-маслята. Камыш. Октябрь. Художник. Пословицы. Воспоминания о Волкове. Немного погодя. Молодые березки. Ветер. Деепричастие. Темно-синий свет. Тихо вечер догорает.
«Употребление союзов в предложениях» - Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Синтаксическая разминка. Пирует Петр. Что я знаю. Закрепительные упражнения. Диагностика усвоения. Как вы себя чувствуете. Применение знаний. Стихотворение по алгоритму. Исследование языкового материала. Пришла весна.
Включить эффекты
1 из 11
Отключить эффекты
Смотреть похожие
Код для вставки
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
С помощью этой работы по русскому языку ученики узнают о такой самостоятельной части речи, как слова категории состояния. Также им предстоит узнать кто первый ввел этот термин в лингвистику и понять для чего нужно было такое выделение.
- Изучаем слова категории состояния
- Щерба Л.В. - создатель термина
- Морфологические признаки
- Синтаксическая роль
- Обучающие таблицы
- Задание для самостоятельной работы
Для проведения урока учителем
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
Шестакова С. А.
Аудитория
Слова
Конспект
Присутствует
Предназначение
С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ»
Слайд 2
Сравните предложения
- Его лицо было грустно.
- Он грустно улыбнулся.
- Мне грустно.
Слайд 3
- Знакомиться со словами категории состояния: морфологическими признаками и синтаксической ролью.
- Учиться отличать слова категории состояния от других частей речи.
- Употреблять слова категории состояния в речи в составе предложений.
Слайд 4
Из истории части речи
в статье «О частях речи в русском языке»
Слайд 5
Определение части речи
Слайд 6
Заполните таблицу «Различение частей речи»
Слайд 7
Слайд 8
Состояние природы и состояние человека
Слайд 9
Домашнее задание
На выбор:
Слайд 10
Критерии оценивания
«5» - материал усвоен, могу объяснить другим.
«4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.
«3» - материал усвоен, но есть вопросы.
Слайд 11
Источники
Посмотреть все слайды
Конспект
Анонс урока
Учитель:
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Программа:
Учебник:
Тема урока:
Тип урока:
Цели:
Задачи:
-
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют :
Оборудование, наглядность:
Проектор, презентация.
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока | Примечание |
Мотивационный момент урока: Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся. Мне грустно. (Дети определяют цели) Работаем с новым материалом: Льва Владимировича Щербу . морфологические признаки слова категории состояния: Н.ф. (т.к. в тексте) наречия , вторая СКС - (Дети выполняют упр. 182) - (Ответы детей). На выбор: Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния. Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год». (Дети оцениваю себя сами) Мне было на уроке… трудно, душно, утомительно… Спасибо за урок! Литература: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. |
Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
Приложение 1
Приложение 1
Таблица «Различение частей речи»
Приложение 2
В минуту душевной невзгоды... �Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? �А годы проходят - все лучшие годы!.. �
М. Ю. Лермонтов - «Отчего»
_________________________________________________________
Шумит Арагва предо мною.
Печаль моя полна тобою…
__________________________________________________________
С. А. Есенин «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Раскричались на лугу.
__________________________________________________________
Приложение 3
Домашнее задание:
Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).
На выбор:
Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
________________________________________________________________
Приложение 3
Домашнее задание:
Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).
На выбор:
Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
________________________________________________________________
Приложение 3
Домашнее задание:
Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).
На выбор:
Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
Приложение 4
ВЕСЕЛО |
НЕМНОГО |
ИЗДАЛИ |
ВДАЛЕКЕ |
БОЛЬНО |
УЮТНО |
ЗАВТРА |
ВСЕГДА |
МОРОЗНО |
ХОЛОДНО |
НАРЕЧИЕ |
СОСТОЯНИЯ |
�PAGE � �PAGE �11�
Анонс урока
Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Программа: Под редакцией М. М. Разумовской
Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
Тема урока:
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Формирование навыка определенияслов категории состояния как самостоятельной части речи.
Задачи:
- Познакомить со значением категории состояния, её морфологическими признаками и синтаксической ролью.
Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
Уметь определять, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют :
Оборудование, наглядность:
Проектор, презентация.
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока | Примечание |
Организационный момент: Приветственное слово учителя. Мотивационный момент урока: Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно») Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся. Мне грустно. Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи. Какое предложение вызвало затруднение? Почему? Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели) Работаем с новым материалом: Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника) Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу . Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать: А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния: Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково? Н.ф. (т.к. в тексте) Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи. Синтаксическая роль: (сказуемое) Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия , вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание. Продолжаем работать с новым материалом: А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1) - Проверяем, что у нас получилось. Применяем полученные знания на практике: Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182) Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.) - А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.) Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения) Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей). Домашнее задание: (Приложение 3) Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания). На выбор: Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния. Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год». Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами) Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке… , используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно… Спасибо за урок! Литература: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/670/74670889_483364511.jpg http://www.linzik.com/uploads/posts/pics/Vneseni_izmeneniya_v_normi_russkogo_yazika.jpg |
Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
Приложение 1
Таблица «Различение частей речи»
________________________________________________________________
Приложение 1
Таблица «Различение частей речи»
Приложение 2
М. Ю. Лермонтов - «И скучно и грустно»
И скучно и грустно! - и некому руку подать
М. Ю. Лермонтов - «Отчего»
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
_________________________________________________________
А. А. Фет - «Ель рукавом мне тропинку завесила»
Ель рукавом мне тропинку завесила.�Ветер. В лесу одному�Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -�Я ничего не пойму…
А. С. Пушкин - «На холмах Грузии»
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
__________________________________________________________
С. А. Есенин «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.�Словно серые вороны
Раскричались на лугу.
__________________________________________________________
Приложение 3
Домашнее задание:
Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).
На выбор:
Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
________________________________________________________________
Приложение 3
Домашнее задание:
Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).
На выбор:
Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
________________________________________________________________
Приложение 3
Домашнее задание:
Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).
На выбор:
Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
Приложение 4
ВЕСЕЛО |
НЕМНОГО |
ИЗДАЛИ |
ВДАЛЕКЕ |
БОЛЬНО |
УЮТНО |
ЗАВТРА |
ВСЕГДА |
МОРОЗНО |
ХОЛОДНО |
НАРЕЧИЕ |
СОСТОЯНИЯ |