Высокий низкий задания для дошкольников. Конспект занятия в средней группе

ИЗУЧАЕМ ПОНЯТИЯ "ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ"

Занятие 1

Вам понадобятся: две длинные и две короткие ленточки, две мягкие игрушки. Перед разминкой скажите ребёнку: "Сейчас будем умываться!".

Разминка:

Кран, откройся, (Делайте вращательные движения пальцами правой руки, как будто открываете кран.)

Нос, умойся. (Трите нос.)

Мойтесь сразу

Оба глаза (Двумя кулаками одновременно трите глаза.)

Мойтесь, ручки, (Потирайте руки.)

Мойся, шейка. (Потирайте шею.)

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, (Поднимите руки вверх и делайте вид, что опрокидываете ведро воды.)

Обливайся на себя

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Э.Мошковская

Вы вместе с ребёнком сначала "умываетесь" сами, потом, повторяя стихотворение, "умываете" игрушки. После этого вы говорите ребёнку, что зверюшки теперь чистые и нужно их нарядить - повязать им красивые ленточки.

Возьмите сначала короткую ленточку, попытайтесь завязать, посетуйте, что не получается. Дайте ребёнку попробовать, у него тоже не получается, потому что ленточку вы подобрали специально слишком короткую. Скажите: "Нет, эта ленточка слишком короткая, давай возьмём длинную". Повяжите длинную ленточку на шею мишке, помогите ребёнку повязать вторую длинную ленточку на шею другой игрушке.

Занятие 2

Вам понадобятся: длинная и короткая ленточки (лучше - широкие), конфетка или витаминка.

Покажите ребёнку, как сворачивать ленточку, потом дайте ребёнку длинную ленточку, а себе возьмите короткую. Прочтите стихотворение и устройте соревнование.

Кто на свете всех быстрей Тот получит главный приз -

Ленточку свернёт Конфету прямо в рот!

Естественно, что вы свернёте ленточку быстрее, чем ребёнок. Скажите ему: "Вот видишь, я выиграла, потому что у меня ленточка короткая, а у тебя длинная. Давай теперь поменяемся ленточками". Ещё разок прочтите стихотворение и начинайте соревнование заново.

На этот раз ребёнок выиграет соревнование и получит конфету. Предложите ему сыграть ещё раз, причём выбрать себе ленточку малыш должен самостоятельно. Если выбирает короткую, значит, материал усвоен, если выбирает длинную, то покажите ему, что эту ленточку сворачивать дольше.

Занятие 3

Вам понадобятся: две маленькие игрушки и большой лист бумаги, на одном конце которого нарисовано дерево, на другом конце - домик. Между деревом и домиком две дорожки, одна короткая, другая длинная.

Разминка:

Была тишина, (Идите на цыпочках, крадучись.)

Вдруг грохотом грома

Сменилась она. (Громко затопайте ногами.)

И вот уже дождик тихонько,

Ты слышишь (Прислоните палец ко рту.)

Закапал, закапал,

Закапал по крыше. (Идите на цыпочках, частыми, мелкими шагами.)

Наверное, сейчас

Барабанить он станет.

Уже барабанит, (Топайте ногами, с каждым словом всё громче и громче.)

Уже барабанит.

Скажите ребёнку, что зверюшки должны спрятаться в домике, иначе они промокнут под дождём. Игрушка, которая бежит по короткой дорожке, прибегает первой и радуется, что не успела промокнуть. Игрушка, которая бежит по длинной дорожке, громко жалуется, что её намочил дождик.

Устал барабанить дождик.

Опять поиграть нам можно.

Бежим на опушку леса мы.

Там столько всего интересного!

Игрушки бегут обратно, из домика под дерево. Та, которая бежит по короткой дорожке, прибежала первой. Вторая игрушка громко кричит: "Подождите меня, я сейчас, я бегу по длинной дорожке!"

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: http://www.

Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 5-6 лет.

Вашему вниманию предлагается альбом с упражнениями, которые в доступной и увлекательной форме помогут дошкольнику усвоить дочисловые математи­ческие представления.

В основу альбома положена система занимательных упражнений для детей 4-6 лет, кото­рая отражает разделы «Величина» и «Ориентировка в пространстве».

Цель данного альбома - сформировать у ребенка-дошкольника дочисловые математи­ческие представления и научить:

    сопоставлять две совокупности (группы) предметов по количеству, используя понятия:

«много - мало», «больше - меньше», «столько же (поровну)»;

    сравнивать два предмета контрастного размера по длине, ширине, высоте, толщине;

    определять пространственное расположение предметов по отношению к себе и к друго­му предмету;

    определять расположение предметов и показывать (называть или изображать) их на плос­кости листа.

Новизна: на основе многолетнего практического опыта автором разработана система зани­мательных

графических упражнений, позволяющая использовать стимулирующее значение фун­кции руки, воздействуя на эмоциональные особенности ребенка и на развитие его психи­ческих процессов.

Работа в предлагаемом альбоме позволит:

    превратить обучение в увлекательную игру;

    расширить речевые возможности посредством введения в активный словарь математических терминов;

    совершенствовать развитие глазомера у ребенка;

    развить мелкую моторику пальцев рук;

    стимулировать развитие операций мышления;

    обеспечить прохождение заданий с учетом индивидуальных особенностей ребенка (каж­дый ребенок в обучении продвигается вперед в своем темпе);

    повысить самостоятельность при выполнении заданий.

Работу в альбоме следует начинать, когда ребенок не занят каким-либо интересным для него делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра -дело добровольное!

Сначала прочтите маленькому ученику сказку о волшебной стране, а затем вместе с Вами он будет «путешествовать» по страницам альбома, выполняя хитрые ловушки-задания зло­го волшебника.

Прочитайте ребенку задание, но не торопите его с ответом - предоставьте возможность подумать, порассуждать. Ребенок должен быть уверен, что он сам справится с заданием.

Если ребенок устал и отвлекается - сделайте перерыв, но уже начатое задание необходи­мо довести до конца, формируя при этом мотивацию к учебной деятельности.

Не забудьте похвалить ребенка за старание!

На скамейках детской площадки сидят малыши-зверята. Покажи, где большая скамейка, а где - маленькая? На какой скамейке сидят кошка с котенком? На какой скамейке играет медвежонок? Раскрась большую скамейку карандашом зеленого цвета, а маленькую - карандашом желтого цвета.

Найди одинаковые игрушки и раскрась каждую пару игрушек цветными карандашами одинаково.

    Понятия «широкий - узкий».

Наступила весна: побежали первые ручейки, реки освободились ото льда. Покажи, где широкая река, а где - узкий ручеёк? По какой реке плывёт боль­шой корабль? По какому ручейку плывёт маленький кораблик? Раскрась корабль, который плывёт по широкой реке, карандашом жёлтого цвета, а кораблик, который плывёт по узкому ручейку, - карандашом красно­го цвета.

    Понятия «высокий - низкий».

Строители построили новые дома. Покажи, какой дом высокий, а какой - низкий? Раскрась высокий дс карандашом голубого цвета, а низкий - карандашом розового цвета.

Зайчата Зай и Чик готовятся к празднику. Покажи, у какого зайчика много шариков, а у какого - мало? Дорисуй шарики так, чтобы у зайчиков их стало поровну.

    Понятия «длинный - короткий».

Маша и Даша живут в одном доме на разных этажах. Покажи, какая лестница длинная, а какая - короткая? По какой лестнице девочка поднимается вверх, а по какой - спускается вниз? Раскрась длинную лестницу карандашом зелёного цвета.

    Понятия «толстый - тонкий».

На лесной полянке выросли два грибочка - боровик и мухомор. Покажи, у какого гриба толстая ножка, а у какого - тонкая? Назови гриб с толстой ножкой. А как называется гриб с тонкой ножкой?

Раскрась шляпку гриба с толстой ножкой карандашом коричневого цвета, а с тонкой ножкой - карандашом красного цвета. А каким цветом ты раскрасишь листочек и травку? Раскрась их.

    Понятия «глубоко - мелко».

Дети купаются в пруду. Покажи, какой мальчик купается там, где глубоко? Раскрась его шапочку карандашом красного цвета. А какой мальчик купается там, где мелко? Раскрась его шапочку карандашом жёлтого цвета.

    Понятия «прямой - кривой».

На полянке выросли цветы - мак и колокольчик. Покажи, у какого цветка прямой стебель, а у какого - кривой? Назови цветок с прямым стеблем. А как называется цветок с кривым стеблем? Раскрась цветок с прямым стеблем карандашом голубого цвета, а с кривым - карандашом красного цвета. А каким цветом ты раскрасишь стебли и листья? Раскрась их.

    Понятия «впереди - сзади».

Кот в сапогах и мышонок идут в замок короля. Покажи, кто идет впереди, а кто - сзади? Раскрась Кота в сапогах и мышонка цветными карандашами.

Грузовые машины едут по дорогам. Покажи, какая машина нарисована дальше от тебя, а какая ближе к тебе? Раскрась ту машину, которая дальше, карандашом синего цвета, а ту машину, которая ближе, - карандашом красного цвета.

    Понятия «слева - справа»

На Новый год в детский сад принесли две ёлки: большую и маленькую. " Назови, какая по размеру ёлка стоит слева от тебя, а какая справа от тебя? Раскрась шары на большой ёлке карандашом оранжевого цвета, а шары на маленькой - карандашом голубого цвета. А каким цветом ты раскрасишь иголки на ёлках? Раскрась их.

    на плоскости листа.

- Рассмотри рисунок и скажи, из какой сказки эти герои? Кто нарисован посередине? А кто - в правом верхнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу; в левом нижнем углу? Раскрась героев сказки цветными карандашами.

Нарисуй над зонтиком яблоко, под зонтиком цветочек, справа - флажок, слева - воздушный ша­рик; в правом верхнем углу - солнышко, в левом верхнем углу - домик; в левом нижнем углу - грибок, в правом нижнем углу - ёлочку. Раскрась рисунки цветными карандашами.

Здравствуй, дружок!

Меня зовут клоун Цветик.

Я люблю рассматривать разные рисунки и раскрашивать их.

А ты любишь рисовать? Тогда тебе повез­ ло, потому что как раз сегодня я принес свой волшебный карандаш. Вот он.


А еще я люблю путешествовать и при­ глашаю тебя в сказочную страну. Ты рад, что скоро попадешь в сказку?

Тогда послушай, что я тебе расскажу.

Мне очень нравилось бывать в волшебной сказочной стране. Каждый день жители этой страны радовались теплому солнышку, зеленой травке и любовались прекрасными цветами всех цветов радуги.

Но однажды холодный ветер, который дул с Севера, принес злого волшеб­ ника. Он очень рассердился, когда увидел, что все жители сказочной страны веселые и добрые. И тогда он произнес страшное заклинание, и тут же все предметы потеряли свой цвет.

Вот какое несчастье произошло в сказочной стране. А ты готов помочь его жителям? Тогда в путь! Я дарю тебе коробку цветных волшебных карандашей.

В сказочной стране, на каждой улице-странице злой волшебник расставил свои хитрые ловушки-задания. Послушай внимательно задания, выполни их правильно, и тогда ты сможешь расколдовать сказочную страну и вернуть предметам их цвет.

Успехов тебе!

Понятия «большой - маленький».


Понятия «одинаковый - разный».


Понятия «широкий - узкий».


Понятия «высокий - низкий».


Понятия «много - мало - поровну».


Понятия «длинный - короткий»


Понятия «толстый - тонкий».

Понятия «глубоко - мелко».

Понятия «прямой - кривой».

Понятия «впереди - сзади».

Понятия «слева - справа»

Определение расположения предметов на плоскости листа.


Математические задачи для детей от 3 до 4 лет. Упражнения на сравнение предметов
(Раздел профессора А.В. Белошистой)
Вернуться в начало >>>>

Занятие 15.

Цель занятия: Обучение детей сравнению предметов по длине приемом приложения. Сравнение множеств способом взаимно - однозначного соответствия.

Упражнение 1.

Цель упражнения: обучить сравнивать длины приемом приложения.

Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный.

Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.

Покажи мне все длинные ленты.

Покажи все короткие ленты.

Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:

Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?

Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие:

На этом этапе выложить ленты можно любым образом: так, как изображено выше, и так, как изображено ниже:

Главное - должна быть явной разница в длинах.

Упражнение 2.

Цель упражнения: применение умения сравнивать количества установлением взаимно-однозначного соответствия.

Просим ребенка определить, у какой куклы лент больше. Это можно сделать любым способом: сосчитать, если ребенок уже может сделать это самостоятельно, или выложить ленты парами: длинная - короткая. Если ребенок пользовался счетом, все равно попросите его показать, каких лент больше, способом образования пар. (Кукла Маша не умеет считать. Разложи ленты так, чтобы ей было видно, каких больше.)

На основе этого предметного действия в дальнейшем ребенок будет знакомиться с отношениями "столько же" и "больше на /меньше на".


Упражнение 3. "Кто это?"

Цель упражнения: развитие внимания и воссоздающего воображения. Развитие анализа и синтеза.

Игра с разрезными картинками. Можно использовать готовые игры, где картинка разрезана так:

Но в этот набор надо добавить варианты:

Изготовить карточки для игры можно из любой открытки с ясным и четким рисунком или, наклеив на картон картинку из старого журнала. Не используйте открытки с букетами цветов, когда они разрезаны, в них трудно разобраться. Лучше, чтобы на картинках были дети, звери, птицы, машины, сюжеты сказок и т.п. Каждая картинка дается ребенку отдельно, т. е. он собирает один предмет из частей. Если ребенок хорошо справляется с этим, можно смешать части двух картинок.

Если ребенку трудно выделить предмет из фона, надо либо взять его изображение без фона, либо вырезать предмет по контуру и в таком виде наклеить на карточку, которую уже затем разрезать нужным образом.

Упражнение 4.

Цель упражнения: применение умения сравнивать длины предметов приложением.

В большой коробке (8-10 карандашей) просим ребенка положить карандаши "по росту", "красиво". Карандаши должны быть соответствующим образом заранее подготовлены к такому упражнению (его называют сериация), чтобы ребенок мог его выполнить.

Обсуждая результат, задаем вопросы:

Какой карандаш самый короткий? (Красный.)
- Самый длинный? (Черный.)
- Покажи синий карандаш. Где он стоит? (В середине.)
- Между какими карандашами стоит синий карандаш? (Между зеленым и голубым.)

Затем разрешаем ребенку порисовать этими карандашами, если ему хочется.

Вариант: Предлагаем ребенку рисунок "забор" и просим раскрасить так, как он разложил карандаши в коробке: самый длинный столбик - самым длинным карандашом и т. д.

Помогайте ребенку не сбиться в выборе соответствующих карандашей. Затем снова сложите карандаши в коробке "по росту" и сравните их порядок с раскраской забора. Если есть ошибки, помогите ребенку найти их.

Понятие "маленький-большой"

Для того чтобы ребенок понял, какие предметы называют - маленькими, а какие - большими, необходимо показывать ребенку примеры. Например, поиграйте с ребенком в кубики. Попросите из кубиков построить башенку. Рядом постройте еще оду башенку, но меньшую по размеру. Попросите показать, какая башенка больше, а какая меньше, если малыш затрудняется в ответе – помогите ему.
Попросите слепить из пластилина маленький и большой шарик и т.д.
Как только кроха поймет, какие предметы большие, а какие маленькие можно приступать к следующему этапу – обучать понятиям высокий - низкий, короткий – длинный и т.д.

Понятия "высокий - низкий"

Попытайтесь научить ребенка в нужном контексте употреблять слова "высокий - низкий". Ведь, если употреблять слова "маленький - большой" относительно человека - можно легко запутаться (не понятно, что подразумевается под этими словами – рост или возраст).
Прежде всего, подумайте, о чем или о ком мы говорим – "низкий - высокий". Конечно, прежде всего о людях, о домах, о стульях и т.д. О чем мы говорим маленький – большой? О фруктах, овощах и т.д.
В ходе игры показывайте ребенку окружающие предметы. Описывать предметы можно и дома и на улице. Например, во время прогулки покажите ребенку дерево и кустик. Скажите: «Что выше дерево или куст?» Можно попросить ребенка определить, кто выше из деток и т.д.
Посмотрите с ребенком на небо. Расскажите - как высоко над вами расположено солнышко. Посмотрите на птичку, сидящую на дереве. Скажите малышу, что птичка сидит высоко на дереве.
Понаблюдайте над высоко летящим самолетом и т.д.
Старайтесь в обыденной речи употреблять данные понятия. Постепенно малыш поймет, что они обозначают.

Понятие "широкий - узкий"

Что касается понятий "широкий – узкий", то и здесь обстоит дело также. На примере показывайте ребеночку, что значит широкий и узкий. Вместо этих понятий малыши часто употребляют слова – "большой - маленький". В ходе игры покажите ребенку, например, узкий шарфик и широкий, вначале самостоятельно покажите где из них широкой, а где узкий. Можно на улице показать малышу узкую тропинку и широкую дорогу и т.д.

Понятия "длинный - короткий"

Покажите ребенку длинную веревочку и короткую. Попросите определить какая из них больше. После этого скажите: «Та ниточка которая больше – она длинная, а та, которая поменьше – короткая".
Можно показать на картинке зайчика и медвежонка. Попросите определить, у кого длиннее ушки.
На прогулке попросите кроху найти длинную палочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА). ОБУЧАЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

В данной консультации можно найти материал о том, как младшего дошкольника заинтересовать математикой....

Конструирование из бумаги как средство формирования представлений у детей о размере, количестве, числе, части и целом.

В математической деятельности предусмотрено развитие логической мыслительной деятельности и математических представлений посредством создания познавательной игровой ситуации. Одной из задач воспитания...

Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Один, два, три, четыре, пять». Причем он делает это совершенно серьезно и с увлечением. В этом возрасте его интересуют предметы и их качеств...

Рассмотрим работу над формированием представлений о признаках, характеризующих размеры предметов, на примере формирования представлений длинный - короткий, равные по длине .

Учащиеся коррекционной школы, сравнивая предметы по длине, редко употребляют такой существенный признак, как длинный - короткий , чаще всего они, заменяют его более общим признаком -большой - маленький . Учитель вводит в словарь учащихся терминдлинный - короткий и направляет усилия на то, чтобы они употребляли их в соответствующих случаях в своей речи.

На занятии, целью которого является уточнение и формирование признаков длинный - короткий , учитель создаёт определенную жизненную ситуацию, ставя учащихся перед решением бытовой задачи:

- «Нужно наклеить цветную полоску на крышки двух коробок. (Учитель показывает одну коробку длинную, другую короткую.) Какие полоски вы выберете для каждой коробки (полос разной длины: одна длинная, другая короткая)? Почему вы выбрали полоски?»

Это практическое задание показывает детям, в жизненной ситуации приходится учитывать длину предмета при выполнении определённой работы. Для уточнения представлений длинный - короткий и для сравнения предметов по длине используется специальный дидактический материал: полоски бумаги, бруски, палочки, а также такие предметы, как лента, кусок шнура, проволока, тесьма и т. д. Эти пособия отличаются только одним признаком - длиной, но одинаковы по другим признакам: ширине, толщине.

Сначала детям показывают две полоски, значительно отличающиеся по длине: одна - 1 см, другая - 10 см.

Затем предлагаются различные по длине предметы, но одинаковые по другим признакам: толщине, высоте. Например, длинный и короткий шарф; длинная и короткая лента, длинный и короткий брусок и т. д. Дети должны охарактеризовать по длине каждый предмет. «Это длинный шарф, а это короткий» и т. д.

Затем детям предлагаются рисунки с изображением длинных и коротких предметов: длинный и короткий пояс, шнурок, карандаш, линейка и т. д. Ребята должны показать предметы по указанному признаку, отобрать влево карточки с изображением длинных предметов, вправо - коротких.

На занятиях дети выполняют практические работы. Например, раскрашивают длинную и короткую полоску бумаги разными цветами.

На прогулке представления детей о длине отрезков закрепляются. Ребята наблюдают длинные и короткие дорожки, отмечают, что дорога и тротуар имеют одинаковую длину, рассматривают длинную сеть проводов, короткий отрезок провода между двумя ближайшими столбами.

На следующих занятиях детям предлагается выделить признак длины в предметах, которые имеют и другие признаки. Например, толстая и тонкая иголка, тонкая и короткая иголка, длинная толстая, длинная тонкая иголка (то же с кусками провода) . Учитель просит отобрать все длинные иголки, куски провода, шнура.

Дети знакомятся с приёмами сравнения предметов по путем наложения одного предмета на другой или приложения. При этом обращается внимание на то, что при сравнении левый или правый концы сравниваемых предметов должны совпадать. Если совпадают при наложении оба конца, то предметы равны по длине.

Разницу в длине необходимо научить показывать: на столько-то длиннее (короче).

Сначала дети сравнивают два предмета, определяя длинный, короткий или равные по длине предметы. Количество предметов для сравнения необходимо постепенно увеличивать. Например, построить лесенку из полосок или брусочков, располагая их друг под другом от самой длинной к самой короткой.

Детям предлагается сравнить по длине и неоднородные предметы: «Что длиннее: карандаш или линейка?», «Что короче: парта или классная доска?», «Что длиннее: пальто или платье?»

Затем ребята сравнивают по длине предметы по представлению, т. е. не видя их в данный момент. Например, коридор длиннее комнаты, а комната короче коридора, грядка под помидорами длиннее, чем грядка под огурцами, а грядка под огурцами короче грядки под помидорами, дорога и тротуар нашей улицы равны по длине и т. д.

При закреплении понятий, характеризующих размеры предметов, необходимо создавать жизненные ситуации, предлагать практические задания, для разрешения которых были бы необходимы полученные знания. Например, нужно постелить дорожку в коридор и в спальню (указать конкретные помещения): «Какая дорожка длиннее? Какая дорожка короче? Почему?»

У детей надо формировать понятие об относительности величины, например длины отрезков. При сравнении отрезков с этой целью необходимо ставить два вопроса: «Какой отрезок длиннее? Какой отрезок короче?» Следует подчеркнуть, что протяжённость одного и того же отрезка (длинный или короткий) может быть оценена по-разному. Это зависит от того, с каким отрезком он сравнивается.

Отношения парности этих признаков, их взаимообусловленность (если один отрезок длиннее, то другой короче) усваивается учащимися 1-го класса медленно, требуют систематической работы на уроках математики не только в пропедевтический период, но и на протяжении всего года. Ученики рассматривают два предмета, сравнивают их длину, ширину, высоту, толщину, составляют новые пары, устанавливают, что если об одном предмете можно сказать, что он длинный по отношению к другому, то о другом можно сказать, что он короткий по отношению к первому.

Для закрепления признаков длинный - короткий ученики вычерчивают сначала от руки, а потом и по линейке длинные и короткие отрезки, отрезают длинные и короткие полоски и т. д.

Аналогичные требования предъявляются к подбору наглядных пособий и дидактического материала, а также к методике проведения уроков при знакомстве с такими признаками, как высокий - низкий, равные по высоте, широкий - узкий, равные по ширине, глубокий - мелкий, равные по глубине , и сравнении пособий по этим признакам.