Святой праведный артемий веркольский. Икона святого Артемя Веркольского

Немало замечательных святых знает Православная Церковь. Одни прославили Бога мученическим подвигом, пролили свою кровь за веру во Христа; другие много лет провели в суровых подвигах, строго постились и непрестанно молились; третьи обратили к истинной вере целые народы. Но есть и такие угодники Божии, которые при жизни своей не прославились никакими великими деяниями; жившие рядом с ними люди даже не догадывались, что около них находятся святые. Ведь для Бога главное - не дела, а чистота души человека, к великим же внешним подвигам Господь призывает не всех.

Старинное село Веркола. Суровая северная природа, рубленные из круглых брёвен избы, небольшая чистая река Пинега. В шестнадцатом столетии здесь жил маленький мальчик по имени Артемий. Тихий, скромный, послушный отрок ничем не привлекал к себе внимания. С ранних лет помогал родителям дома и в поле, любил ходить в храм, молиться. И никто не знал, что мальчик этот - избранник Божий, в юном возрасте имевший добродетели, которые другие люди приобретают многолетним тяжким трудом. Артемий никогда не гневался, не сердился; гордость и тщеславие были чужды его кроткому сердцу, а о чём-либо нечистом, скверном он даже не помышлял. Таким воспитали Артемия его благочестивые родители Косьма и Аполлинария, таким был он по дару Божию… Но и сам отрок берёг свою чистую душу от зла: много молился, отгонял от себя подкрадывающиеся к сердцу дурные мысли, не позволял себе капризничать и огорчать родителей. Так жил он, тихо и незаметно, радуясь синему небу и нежным зелёным листочкам, распускающимся по весне на трепетных северных берёзках, возрастая с годами и принося тихий свет благодати Божией в родной дом… Казалось, жизнь отрока так и будет течь своим чередом, что мальчик превратится в юношу, затем в зрелого мужа… Но … грянул гром.

Был солнечный июньский день. Крестьянин Косьма с раннего утра вышел в поле - боронить свой надел. Взял с собой и сына. Тянутся за бороной ровные гряды рыхлой чёрной земли, налегает на рукояти отец, ведёт под уздцы пегую лошадку его двенадцатилетний сын. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» - молится про себя отрок, мерно шагая по пашне. Звучат в юной душе святые слова, тянутся тонкой ниточкой кнебесам, к Престолу Божию, заставляют забыть о земном…

- Что-то парит сегодня - тихо произнёс отец, вытирая вспотевший лоб широким рукавом домотканой рубахи, - наверное, гроза будет.

Мальчик не слышал слов родителя - душа его в этот момент была далеко от скромной сельской пашни. А в небе собирались тёмные тучи. «Да, дождя не миновать, - подумал Косьма, - успеть бы доборонить эту сторону…» Всё темнее становится вокруг, воздух делается густым и влажным… Не поют бойкие и радостные в начале лета птицы, не шевелятся листья деревьев - всё замерло в ожидании бури. Только юный молитвенник в поле не замечает ничего вокруг, взывает в своём сердце к Богу.

Вдруг яркая, изломанная в нескольких местах молния прорезала лиловые тучи, и в то же мгновение оглушительный удар грома раздался над самой пашней, прогремел с такой силой, что, кажется, и земля поколебалась.

- Господи, помилуй! - Испуганно встрепенулся Артемий, поднял синие глаза к грозовому небу и …вдруг, как подкошенный упал на рыхлую землю.

- Что с тобой, сынок?! - Бросился к мальчику отец, поднял его на руки… Отрок не дышал. Видно, от неожиданного испуга сердце ребёнка не выдержало и разорвалось, душа мгновенно покинула юное тело.

С горькими рыданиями, неся на руках умершего, вернулся в избу отец.

- Господь забрал к себе нашего милого мальчика, - обратился он к жене и дочери, - да будет на всё воля Божия…

Узнав о случившемся, заволновались, стали судить да рядить соседи.

- Неспроста всё это, ох, неспроста! - Говорил почитавшийся односельчанами сведущим в Законе Божием старик, - Видать, были у Артемия какие-то тайные грехи, вот Господь и наказал его внезапной кончиной!

- Точно, точно! - Закивали головами старушки.

- Да быть того не может! - Попыталась вступиться за почившего молодая женщина, соседка семьи Артемия, - этот мальчик был такой тихий, любил ходить в церковь…

- А ты помалкивай, когда старшие говорят! - Резко оборвал речь женщины старик и нравоучительно поднял палец - я знаю, что говорю! Раз Бог наказал его, значит, было за что…

- А может, это не наказание… - тихо произнесла женщина.

- Да не лезь ты, тебе говорят! - Набросились на неё старушки. - Захар Спиридоныч знает, о чём ведёт речь!

- Да, и таких страшных грешников, умерших без покаяния, нельзя даже отпевать в церкви и хоронить на христианском кладбище. Их вообще нельзя предавать земле. - Тоном, не терпящим возражений закончил свою речь старик. - О чём и надо сказать Косьме, чтобы не смел нести в храм Божий тело наказанного гневом Господним…

Можно только догадываться, что чувствовали отец, мать и все близкие святого отрока, когда односельчане сообщили им о своём жестоком решении. Но, пришлось покориться. Отец сам прочёл молитвы, которые знал на память и отнёс тело сына в лес. Завернул почившего в бересту и положил на усыпанную хвоей землю близ высокой сосны. Сверху накрыл ветвями, а вокруг места, где лежало тело мальчика, выстроил деревянную ограду. Вот и вся могилка - ни креста, ни поминальной надписи… Скорбно молчали мать и сестра, глядя на погребение Артемия. Безжалостно и самоуверенно пересуживали внезапную кончину мальчика оставшиеся в селе веркольцы. А светлый отрок невидимо взирал с небес на любящих и ненавидящих его и с жалостью молился о тех и других…

Прошло тридцать два года. Тихая золотая осень неспешно обрывала листы веркольских деревьев. Ранним прохладным утром старенький дьячок сельской церкви собрался в лес за грибами. Оделся потеплее, взял берестяной туесок и вышел из дома. Несмелая сентябрьская заря робко рассеивала остатки ночной мглы. «Пасмурный день будет сегодня» - подумал, взглянув на небо, дьячок и плотнее укутался в широкий тулуп. Вот и лесная опушка. Грибник огляделся вокруг себя и …вдруг застыл в недоумении. Закрыл глаза, затем широко раскрыл их. …Нет, не померещилось. Недалеко от края леса среди деревьев виднелся яркий столп света, поднимавшийся от земли до неба. Сияние, ярче солнечного, разливалось среди древних сосен, рассеивало сумерки пасмурного утра, светлым столбом поднималось к закрытому облаками небу. Дьячок осенил себя крестным знамением и несмело пошёл к озарённому светом месту. «Да что же это такое… Господи, помилуй!» - тихо шептал он. Всё ближе сияние, всё ярче… Старик робко взглянул на могучую сосну, от корней которой исходил свет, затем опустил глаза к земле… Маленький мальчик в белой рубахе лежал на больших кусках берёзовой коры, покрывавших землю. Глаза отрока были закрыты, тень от густых ресниц падала на бледные щёки… Ребёнок казался спящим.

- Господи, помилуй! - Упал на колени поражённый благоговейным ужасом дьячок - Да это же Артемий! Мы дружили с ним в детстве… Он был немного младше меня. Он внезапно скончался во время грозы… Как плакала, как убивалась его мать, когда односельчане не дали отпеть отрока в церкви… Здесь, в лесу, его и похоронили… Но почему же он лежит поверх земли, нетленный, как святые мощи?! Или…

Повеял лёгкий ветерок и дьячок почувствовал тонкий аромат, как бы запах ладана, исходящий от лежащего на земле тела. Старик ещё раз перекрестился и быстро пошёл в село.

В тот же час Верколу облетела новость: в лесу нашли нетленное тело отрока, оставленного без погребения много лет назад.

- И звери дикие его не тронули! - Удивлялись крестьяне.

- Наверное, Артемий всё-таки не был грешником, иначе Бог не сберёг бы его мощей…

Посудили селяне, потолковали, да и разошлись по своим делам: время было рабочее - осенняя страда, пора убирать урожай, некогда от трудов полевых отрываться. Лишь несколько веркольцев пошли в лес вместе со стареньким дьячком Агафоником, взяли гроб с телом мальчика, отнесли в сельский храм. Положили на паперти и снова накрыли берестой, лежавшей на святых мощах и в лесу.

И снова об Артемии все забыли. Но Бог, прославляющий святых своих, не позволил окончательно стереться из памяти людской имени праведного отрока. В том же году, когда селяне обрели в лесу святые мощи, в Архангельской губернии, где находилась и Веркола, разразилась страшная эпидемия злокачественной лихорадки. Десятки и сотни людей, особенно женщины и дети, страдали от жара и боли во всём теле, слабели и даже умирали. Слёг в постель и сын Каллиника - одного из крестьян, переносивших в храм тело святого отрока. «Господи! - Горячо молился отец, глядя, как мечется в бреду его маленький мальчик, - исцели сына моего, Василия! Не дай ему умереть - ведь он ещё такой юный!» Напряжённо вглядывается исстрадавшийся отец в раскрасневшееся от жара лицо ребёнка, тревожно слушает его тяжёлое дыхание. И вдруг мысленному взору Каллиника представилось лицо другого мальчика - бледное, тихое, мертвенно-спокойное и, в то же время, светлое - как лики угодников Божиих на древних образах. «Артемий! - Радостной надеждой забилось в сердце крестьянина, - если он святой, то услышит мою молитву, умолит Бога, чтобы к Васятке вернулось здоровье!» Каллиник осторожно, чтобы скрипом не испугать больного, открыл дверь и быстро вышел на улицу. Подошёл к храму, поднялся по деревянным ступенькам, вошёл в полутёмный притвор. Вот и гроб с телом мальчика. Каллиник опустился на колени. «Господи! - Воззвал он, - молитвами отрока Артемия, исцели младенца Василия!» Благоговейно приложился ко гробу, затем осторожно отломил кусочек покрывавшей мощи бересты и, ещё раз поклонившись телу праведника, пошёл домой. Васятка по-прежнему метался в бреду. Отец осторожно прикрепил принесённый из церкви кусочек бересты на шнурок, на котором висел нательный крестик мальчика. Осенил ребёнка крестным знамением. Прошла минута, две… Малыш стал дышать ровнее. Вскоре сын Каллиника пришёл в себя и попросил есть, а через два дня здоровый ребёнок уже весело бегал по улицам Верколы.

- Чем вы лечили своего Васеньку? - Спрашивали соседи счастливых родителей исцелённого, - все умирают, а ваш сынок выздоровел так быстро…

- Святой отрок Артемий вымолил у Бога здоровье нашему малышу! - Радостно отвечали Каллиник и его жена, и рассказывали односельчанам о произошедшем чуде.

Тут-то и поняли веркольцы, какой великий святой почивает нетленными мощами в притворе их деревянной церкви. Стали усердно молиться, служить панихиды о праведном отроке. И лихорадка отступила. Все больные жители села исцелились, дети, ещё вчера лежавшие в жару, на другой день уже радостно молились в храме, благодарили за своё исцеление Господа и его святого угодника.

Ах, как жаль, что Косьма и Аполлинария не дожили до этих дней… - тихо переговаривались между собой пожилые женщины в притворе храма. - И сестра его не здесь, уже много лет, как в монастырь ушла…

- Да… Святым оказался Артемий, Господь забрал к себе его чистую душу, как Ангела принял отрока, а люди и не поняли, осудили…

- Грех-то какой…

Светлая, благоговейная радость лёгкими крыльями накрыла северное село, тихой благодатью почила на душах его жителей. Много и других чудес сотворил праведный Артемий. Постепенно слава о святом отроке покинула Верколу, разошлась по всей Руси-матушке. И поныне дважды в год совершается в русских храмах память о светлом отроке, о вечно юном святом, который, кротко взирая на нас с древней иконы, словно говорит нам: не судите, и не судимы будете… Иной суд Божий, а иной - человеческий. И ещё: Царствие Божие внутри вас есть…

Святой праведный отроче Артемие, моли Бога о нас!

=============
Святой праведный Артемий Веркольский

Праведный отрок Артемий Веркольский родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей, Артемий был отроком терпеливым, кротким и прилежным ко всем добрым делам. 23 июня 1545 года тринадцатилетний Артемий и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома отрок Артемий упал мертвый. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного Артемия. Перенесенные в храм святые мощи явились источником многих исцелений. Позже в этом селении был основан монастырь, названный Веркольским. Память праведного Артемия совершается еще 23 июня.

Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Среда, 20 октября (ст.ст.) 2 ноября 2011 (нов. ст.)

*
=================

===================
Артемий Веркольский

Праведный Артемий родился в 1532 году на Пинеге, в селе Верколе. Родители его, Косьма и Аполлинария, были простыми крестьянами и кормились земледелием. Оба они были благочестивы и добродетельны.
Таким же благочестивым и добродетельным был и их маленький сын Артемий. Он "удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением, так что казался не по годам умным. Почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией". Отличался тихим нравом, и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде. О его внутреннем мире, переживаниях можно лишь догадываться. Как и о том, что он был одним из тех детей, чьи Ангелы, по слову Спасителя, "на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного" (Мф. 18, 10).
23 июня 1544 года (по другим источникам – 1545 г.), когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего тот "от ужаса скончался". Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах. А самое главное – внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди – без покаяния. И как, по традиционным представлениям, умирают только грешники.
Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении. "Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое".
Спустя 32 года праведный отрок Артемий, безвинно оклеветанный, даже лишенный христианского погребения своими односельчанами, стал почитаться ими же уже как святой. В 1577 г. дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет. Подойдя к месту, откуда он исходил, Агафоник с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Приблизившись, он увидел, что оно "совершенно цело и невредимо". Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.
Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали выздоравливать больные.
"В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия".
Память праведного Артемия Веркольского празднуется 23 июня (по новому стилю – 6 июля) и 20 октября (2 ноября).

http://iconsv.ru/
*
==================

=================
АКАФИСТ святому преподобному Артемию, Веркольскому чудотворцу
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2507

Кондак 1
Избранному праведнику, дивному предстателю пред Богом, пресветлому светильнику северныя страны нашея, боголюбивому и боголюбезному отроку Артемию, благодетельными чудотворении утешающему и наставляющему покланяющихся с верою святей раце твоей, благдарственная восписующе, радостно и торжественно взываем:

Икос 1
Ангелский нрав и душу непорочную имея от святыя купели крещения, избегл еси обычных света сего суетств и соблазнов, чужд был еси претыканий и падений, втайне чистым сердцем моляся к Единому Всеблагому Богу милостиво взирающему на кротких и смиренных. Сего ради единогласно вопием ти:
Радуйся, между человеки дивное явление святыни.
Радуйся, Отцу Небесному возлюбленный.
Радуйся, Сыну Божию вожделенный.
Радуйся, Святому Духу сосуде драгий и чистый.
Радуйся, Царицы Небесныя пламенный почитателю.
Радуйся, святым ангелом истинный друже и единонравниче.
Радуйся, праведником святым всем сликовниче.
Радуйся, Церкве Христовой украшение.
Радуйся, делателю благий, в мале верный, над многим поставленыый.
Радуйся, вшедый в радость Господа твоего.
Радуйся, носяй венец нетления.
Радуйся, прославленный от Господа Бога дарованием исцелений.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 2
Видя чистоту сердца твоего благопромыслитель Бог, призирающий всевидящим оком своим на всю тварь, исполни душу твою благодати Своея от чрева матере. Прославляя убо Его дивное и благое о тебе промышление, поем о тебе хвалебно: Аллилуиа.

Икос 2
Вкусив во младости блаженнаго жития твоего сладость Божественныя благодати, чуждый мирския утехи отроков, ты был еси потаенный сердца человек в нетленном украшении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть, по Апостолу, пред Богом многоценно. Приими убо от певцев твоих хвалу сию:
Радуйся, смиреннаго и благодатнаго отрочества Христова подражателю.
Радуйся, благодати Божией хранителю.
Радуйся, родителей твоих почитателю.
Радуйся, в дому отчем образ кротости и послушания.
Радуйся, сверстников твоих пример благонравия.
Радуйся, хранителю чистоты сердца.
Радуйся, сокрушения сердечнаго таинниче.
Радуйся, приятное благоухание духовнаго умиления.
Радуйся, не приимший искуса мирских сластей.
Радуйся, от греховных страстей свободу улучивый.
Радуйся, благоговейное отроча, стяжавшее духа страха Божия.
Радуйся, боголюбезное чадо, паче жизни твоя возлюбившее Христа Бога.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 3
Силою Всесвятаго Духа укрепленный, блаженне Артемие, прияв несокрушимый щит веры, и непобедимое оружие животворящий Крест Христов, знамение страшное для злых духов, сохранил еси себе цела и невредима от злокозненных сих врагов, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея всегда и во всем упование на Бога Промыслителя, и в убогом отчем дому пребывая, в поте лица твоего приобретал еси пропитание; но лишенный земных благ, по воли Божией, явился еси причастником вечных небесных благ, праведне Артемие. Похваляя убо твою нищету, лишения и нужды, приветственно вопием ти:
Радуйся, образе кротости и трудолюбия.
Радуйся, нищету, нас ради обнищавшаго, Христа Бога возлюбивый.
Радуйся, житейских зол непричастный.
Радуйся, грехолюбных корыстей чуждый.
Радуйся, за лишение земное утешенный райскими наслаждении.
Радуйся, за кротость и смирение, наследниче Царствия Небеснаго.
Радуйся, за нужды временныя сподобивыйся изобилия благ вечной нескончаемой радости.
Радуйся, за чистоту сердца удостоивыйся лицезрети Бога вместе со святыми ангелы.
Радуйся, не прилагавый сердца к благом мира сего непостоянным.
Радуйся, искавый небесных нетленных благ в молитве домашней и церковней, и в общении Таин Христовых.
Радуйся, исполненный Божественныя любве.
Радуйся, причастниче безсмертныя трапезы.
Радуйся, стяжавшый смирением высокая и нищетою богатая, по подражанию святителю Николаю.
Радуйся, храма его в жизни твоей молитвенник бывый.
Радуйся, яко мзду многу приемый от Господа Бога на небесех.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 4
Буря страстей и треволнений житейских не постиже тя, имеющаго в сердцы твоем мир Божий, вселивыйся богатно в тя, блаженне Артемие; ветри непостоянных учений, не волновали мирной души твоея. Сего ради являя яко Иосиф, мир братии твоей, провел еси дни живота твоего в мире, тишине и безмолвии, и мир Божий, обитаяй в глубине духа твоего, возбуждал пети тя пепрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слушая от закона Божия словеса жизни вечныя, имея помазание от Святаго Духа, ведал еси благим чувством вся, не требуя, да кто учит тя, но яко то само помазание учаше тя о всем, по слову возлюбленнаго ученика Христова; воскрилився же Божественным дарованием отроча младо, вознеслся еси на высоту христианскаго благочестия и кротости, Богу возлюбленне Артемие. Сего ради дивное о тебе смотрение Божие славяще, со дерзновением вопием ти:
Радуйся, спасительнаго внимания себе дивный нам примере.
Радуйся, молчания образе.
Радуйся, мудрости духовныя светлое зерцало.
Радуйся, источниче исцелений.
Радуйся, чудотворче предивный.
Радуйся, сокровище целомудрия.
Радуйся, цвете чистоты и незлобия.
Радуйся, невинности сосуде.
Радуйся, цвете ангельския праведности.
Радуйся, многоценный каменю райския жизни.
Радуйся, сияние небесных светлостей.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 5
Живоносный ток благодати Христовой восприяв благим и добрым сердцем, праведне Артемие, устремился еси совершенно в след Христа Спасителя нашего, и восхищался богатством благости, премудрости и человеколюбия Божия, явленнаго в искуплении грешнаго человечества, пламенел еси любовию к Спасителю нашему, и во умилении сердца воспевал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше купножители твои преспевающа тя благочестием и разумом, праведне Артемие, прославляху благоволение Божие, утаевающее от премудрых и разумных богатство благодати и ведения ея, по слову Спасителя, и открывающее та младенцем. Темже и мы, радующеся написанию имени твоего на Небесех, с утешением возносим тебе хвалебныя песни:
Радуйся, избранный сосуде Божия благодати.
Радуйся, приятелище даров Духа Святаго.
Радуйся, исполненный дарования чудес исцелений.
Радуйся, вышния премудрости Божия приемниче.
Радуйся, разума духовнаго сокровище.
Радуйся, благий для нас советниче.
Радуйся, исполненный спасительнаго ведения.
Радуйся, пламеню неугасаяй любве.
Радуйся, всесветлая звездо, блистающая на тверди церковней.
Радуйся, отрадо печалным.
Радуйся, немоществующих врачу.
Радуйся, обуреваемых помощниче.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 6
Проповедник первый прославленнаго тела твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, нетленныя мощи твоя, праведне Артемие, чрез тридесять три лета не поврежденныя пременами стихий, и с благодарным чувством преклонь колена, восклицаше к Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси в пустыннем месте дебри лесныя, якоже утренняя звезда после мрака нощнаго, и просветил еси скоро население градов, древния Кевроли, Пинеги, Архангельска, Вологды и далеких стран, сиянием благодетельных чудес твоих. И ныне никтоже умолчит вопити тебе:
Радуйся, великое светило, просвещающее тму неведения.
Радуйся, сокровище духовное, верных богатящее.
Радуйся, чистая струе благодати Божия.
Радуйся, стране твоей северной славо и утверждение.
Радуйся, якоже чистый ангел, пояй песни богокрасныя, и руководяй к тому обитель твою.
Радуйся, чистая птице, в гнезда небесная приятая.
Радуйся, яблоко благовонное, верных душы благоухающее.
Радуйся, прекрасная лилие услаждающая сердца верных.
Радуйся, младая ветве райскаго древа, израстившая сладкий плод духовный Пресвятей Троице.
Радуйся, немерцающая луче православнаго учения.
Радуйся, маслино Церкве Христовы, источающая нам дивный елей милости Божией.
Радуйся, виноградная лозо, напаяющая нас отрадным упованием на спасительная обетования.
Радуйся, смоковнице, сладостию своею греховную горечь отражающая.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 7
Хотящу Всевышнему Мироправителю призвати Своего праведника в небесныя скинии, манием от престола велелепныя Его славы, возшуме над землею буря, страшно возгремели громи, возблиста и разлияся ужасно, яко пламень, молния, и в прикосновении ужаса ко внутренним чувством юнаго отрока, взята ангелы душа праведника, сретаемая безплотными силами, радующимися о друзе своем, и в веселии воспевшими Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Дивно бысть твое призвание в Небесный Иерусалим; от земнаго бо труда на лоно Авраамово, и от малолюднаго места в премирную славу величественно пренесена бысть блаженная душа твоя, праведне Артемие, воздуху шумящу, громом и молниям сверепеющым, и водам от движения ветра, яко руками, плещущым. Темже и мы ликующе, воспоем:
Радуйся, новый о нас к Богу предстателю.
Радуйся, в вечный покров приснодевствующия Царицы вшедый.
Радуйся, ангелом собеседниче.
Радуйся, рая небеснаго жителю.
Радуйся, безстрастия наследниче праведный.
Радуйся, сведетелю нам жизни безсмертныя.
Радуйся, избежавый воздушных истязателей, пораженных стрелами молний при твоем отшествии на небо.
Радуйся, не узревший мерзких демонских зраков.
Радуйся, райская ветве, благоуханием веселящая.
Радуйся, благовонная едемская розо, душы нашя благоухающая.
Радуйся, прекрасный грозде, на трапезе царевой положенный.
Радуйся, теплый наш молитвенниче.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 8
Странно и недоуменно твое воспитание, праведниче; разума бо Божия исполнился еси, святыни духа достигл еси, ни от кого же из человек учивыйся; сокровенно было от современников и для них дивно твое в юных летех благочестие и преставление твое. Но чудная твоя исцеления, и различная чудодействия возносят наша гласы к славословию о тебе Божию, еже непрестанно и радостно пети: Аллилуиа.

Икос 8
Весь был еси в Бозе богомыслием, и укрепляемый Божией благодатию, неприступен явился еси коварному змию, наблюдающему пяту шествующих тесным путем. Руководи убо и нас непреткновенно ходити путем заповедей Христовых, да благодарно вопием ти:
Радуйся, путеводителю наш дивный.
Радуйся, кроткий наставниче всех спасаемых.
Радуйся, персте Божий, указуяй нам горняя.
Радуйся, гласе небесный, зовый всех на подвиги спасения.
Радуйся, чистая голубице, имущая ветвь райскую.
Радуйся, духовная ластовице, показующая в нетлении весну грядущаго века.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 9
Все естество ангельское, в радостный трепет пришед, воздаде хвалу Богу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, егда невинная и чистая душа твоя, неврежденная от многих страхований бесовских, и перенесенная в премирную жизнь, поклонися Триипостасному Божеству, воспевши Ему со всеми святыми: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многословеснии, не могущии усмотрети оком разума, омраченнаго гордостию и страстьми, премудрости творческия в устроении вселенныя, не могут уразумети прославления мощей святаго угодника Божия. Мы же совершенною верою в простоте сердца возглашаем тебе, прославленный молитвенниче наш:
Радуйся, предавый верным в залог любве нетленныя своя мощи.
Радуйся, уверяя нас в истине Воскресения и жизни вечныя.
Радуйся, исполнивый на себе слово Божие: хранит Господь вся кости праведных.
Радуйся, утвердивый исполнением слово Христа Бога: влас главы вашея не погибнет.
Радуйся, с честию принесенный из дебри в православный храм для общаго чествования и поклонения.
Радуйся, свидетельствуемый от Господа Бога даром чудотворений.
Радуйся, яко чистая рака святых мощей, и ныне привлекает сердца обетных страннолюбцев на поклонение тебе.
Радуйся, явивый истину словес Писания: в память вечную будет праведник, и праведник яко финикс процветет, и яко кедр иже в Ливане умножится.
Радуйся, заграждаяй уста пререкающая.
Радуйся, обуздоваяй язык неверия и хулы.
Радуйся, смиряяй гордыню дерзающым на святыню.
Радуйся, разум кичливый пленяяй в послушание христовой веры.
Радуйся, в дусе блаженныя простоты и незлобия достигнувый неба.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 10
Спасти хотящаго всякаго человека, искренно молил еси наставити тя на путь спасения, и благодатию Божиею озарившею тя, пришел еси в Небесный Иерусалим, идеже узрев лицем к лицу Того, Егоже имя, яко миро излиянное, тамо воспеваеши непрестанно славу Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена тверда и несокрушима ограда обители, святому имени твоему посвященней, суть неусыпныя твоя к Богу молитвы, святый праведный Артемие. Темже живущии в ней благодарно возносят к тебе гласы:
Радуйся, хранителю наш крепкий.
Радуйся, неусыпный защитниче наш.
Радуйся, наставников наших охраняяй от пагубных бедствий.
Радуйся, испущаяй на врагов стрелы страха.
Радуйся, щите твердый паче медянаго.
Радуйся, броне правды, отражающая каменометания адских муринов.
Радуйся, обители монахов и всей стране нашей похвало и утверждение.
Радуйся, труждающихся помоще.
Радуйся, молчаливых и кротких радосте.
Радуйся, больных исцеление.
Радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, унылых бодросте.
Радуйся, скорбящих утешение.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 11
Пение наше хвалебное тебе, живущему во славе Отца светов, ныне возсылаемое, недостойно есть, яко от нечистых устен возносимое; но сам прииди посреде нас, неиждиваемый источниче чистоты и целомудрия, очисти наша сердца и душы помышления, да тебе ради благоприятно будет совокупное наше восклицание Всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светом заповедей Божиих озаренный измлада, скоро возшел еси к Триипостасному свету, пред Нимже ходатайствуеши и о нашем просвещении, о немже умоляюще, с любовию вопием ти:
Радуйся, звездо невечерняго света.
Радуйся, луче света, согревающая нашу хладность.
Радуйся, свеще, просвещающая нашу темноту.
Радуйся, яко огнь вогреваяй нас к любви возлюбившаго нас Христа Бога.
Радуйся, мысленно прикасаяйся, яко угль, хладным сердцем.
Радуйся, златая лампадо, возжженная для умилостивления Праведнаго Судии.
Радуйся, светилниче духовный, освещаяй верным путь спасения.
Радуйся, огненная пещь, пожигающая терние грехов наших.
Радуйся, горнило, курящее молитвенный аромат.
Радуйся, кадило издающее дивное смирения благоухание.
Радуйся, горяяй пламеню, истребляяй нечестие.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 12
Благодать Божественную испроси нам святый угодниче Божий, да присно покрывает нас от врагов видимых и невидимых, да научит ны подражати тебе в чистоте ангельской и незлобии, да направит сердца наша к смирению, покаянию и неослабному исполнению заповедей Христовых; да дарует нам христианскую кончину и безбедно проведет нас чрез воздушный путь, да сподобимся тамо узрети славу Великаго Бога, вечно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще тебе ныне, аще и недостойныя, но усердныя хвалы бренными и нечистыми усты, благоговейно молим тя, святый праведный Артемие: призри на многия наша немощи душевныя и телесныя, и подаждь нам помощь к совершению добрых дел, и ко всегдашнему прославлению святаго твоего имени, вопиющым ти:
Радуйся, воине Царя царствующих.
Радуйся, слуго Господа господствующих.
Радуйся, рабе верный Владеющаго всяким созданием.
Радуйся, венчанный венцем нетления от Самаго нетленнаго Бога.
Радуйся, украшенный нетленною диадимою Царствия Христова.
Радуйся, облеченный в блестящую порфиру за чистоту сердца и незлобие.
Радуйся, приемый от руки Божия перстень сыноположения.
Радуйся, наследниче Небеснаго Царствия.
Радуйся, предстателю мощный, споборствуяй православному правителю нашему на ратующих.
Радуйся, вождю, способствуяй невидимо во бранех нашему воинству.
Радуйся, защищаяй пределы нашего Отечествия твердым щитом твоего покрова.
Радуйся, спасения нашего споспешниче и ходатаю твоими ко Господу Богу о нас грешных молитвами.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 13
О предивный угодниче Божий и прелюбимый чудотворче, Артемие! Ради милости Божия и предстательства Владычицы, молим твою святыню, милостив буди святей обители твоей, и всем призывающым тя с любовию и упованием. По своей чистоте и праведности, испроси у Господа Бога прощение наших прегрешений и ревность к добрым делом, да прочее время живота нашего поживем во всяком благочестии и чистоте, и сподобимся на страшнем суде одесную стати судии, Христа Бога нашего, и во веки веков с тобою пети человеколюбцу Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.
*
=============

============
Молитва

Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя обители, твоим именем украшенной, и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас грешных, и твоим благомощным предстателством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии, и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да подаст и всем людем мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианской кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии, вместе с тобою, вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

*
===========

Св. Артемий. Икона. Россия. XVIII в. 32.7 х 27.8. Coleccion Roger Cabal. Париж.

================
Тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому

Тропарь, глас 3:
Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прощением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим.
Кондак, глас 6:
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемиа: богоданная благодать паки реки изливает, от стоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлющее я, и взывающее: радуйся, Артемие богомудре.
Величание
Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*
============

================
Праведному отроку Артемию Веркольскому

Молитва первая

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, хранителю присный святыя обители, твоим именем украшенныя, и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас грешных и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии и непременяемем благополучии благочестивый народ наш, да подаст державе нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
*

*
Молитва вторая

О великий угодниче Божий, святый праведный Артемие, покровителю святыя обители, твоим именем красующияся, сильный ходатаю о нас ко Господу, великий благодетелю и живущих зде иноков твоея обители и всех с верою и любовию притекающих к раце чудотворных мощей твоих! Призри милостивно на убогую молитву нас, грешных и непотребных рабов, и твоим всемощным предстательством испроси нам у Господа прощение грехов, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней супостата, ищущаго нас погубити. Даруй братству твоея обители, от старших до последних, смирение и кротость, любовь и послушание вседушное, служение и житие благоговейное, святое и во всем верное и благодушное исполнение иноческаго общежития, да, работающе Господеви непостыдно и духом горяще в непрестанней молитве за благотворителей наших живых и усопших, явимся верными рабами Господа, да Церковь Православная всея России, яко вертоград благонасажденный, цветет и плодотворит богато плодами веры и благочестия! Моли Господа, да хранит во здравии, душевнем спасении и благопоспешении во всем православный народ наш. Моли Господа о милости и благодатных щедротах Святейшему Патриарху нашему (имярек) и Святейшему Синоду нашему. Моли Господа, да ходатайством и заступлением преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы все мы и зде мирное и богоугодное житие поживем и по мирней христианстей кончине сподобимся в преславнем царствии милости Царя Неба и земли. Отца и Сына и Святаго Духа, славяще Его ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
*

Москва. 1920-30.

*
Молитва третья

О великославный угодниче Божий, о великий чудотворче, святый и праведный Артемие, херувиме земный, человече небесный, ангелов собеседниче, небесный жителю! Призри с высоты небесныя светлым оком твоим, и ниспосли нам лучы Божия благодати. Светильниче Боговозжженный, твоими святыми молитвами разжени мрак грехов наших, упроси у Отца светов свет благодати душам нашим, всех правоверных скорый быв помощник и заступник. Всяк бо, с верою под кров защищения твоего молитвенно притекаяй и заступления Твоего у Господа просяй, абие пособствуем бывает, Божию же милость обретает и желания сердца своего не лишается, но просит благодати и приемлет дар на пользу прошения. Ты еси, праведный Артемие, вертоград Богом насажденный, в немже цвет здравотворный, процвете, еже исцелитися многим от зельнаго трясавичнаго недуга. О коль мнози твоею чудесною помощию слепии прозреша, глусии слух прияша, хромии возскочиша и ходяша, немощнии действо рук прияша, безумнии воумишася, разслаблении в жилах укрепишася, сляченнии исправишася и имущии вреды исцелеша! Еще же и сквернии демони молитвою твоею отгнашася, и инии неисцельнии недузи разрешишася. Тако, святый и праведный Артемие, всем всегда милостив являешися. Убо и о нас неисповедимую Божию благость умоли, да оставит нам Господь долги наша, и да хранит государство Российское в мире и благоденствии, в крепости и обилии, и веру православную да укрепит, церковныя же расколы да утолит, и вся православныя христианы да спасет. Мы же твою память святую от рода в род честно праздновати будем, славяще прославльшаго тя Христа Господа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно, и в безконечныя веки веков.
Аминь.
*
Тропарь, глас 1
Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
*
=======================


«Житие святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чудотворца» (1532, с. Веркола (совр. Пинежский р-н Архангельской обл.) - 23 июня 1545), прав. (пам. 23 июня, 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). известно в большом числе списков XVII-XIX вв., отражающих 3 основные редакции.
1-я редакция жития, составленная ок. 1619 г. по повелению Новгородского митр. Макария, содержит описание 53 чудес, совершившихся по молитвам к Святому праведному отроку Артемию Веркольскому , последнее чудо относится к 1618 г. В основе этой редакции, по предположению В. О. Ключевского, лежит первоначальный рассказ об Св. отроке Артемии , возникший сразу после перенесения мощей святого в 1577 г. и содержавший описание 19 чудес. 2-я и 3-я редакции дополняют 1-ю более поздними чудесами. По мнению исследователей, 2-я редакция жития, описывающая 72 чуда, была составлена в 1649 г., 3-я редакция была создана в Артемиевом Веркольском мон-ре при настоятеле Антонии (Попове; 1693-1729), в ней отражены 85 чудес, последнее датируется 1700 г.

Св. отрок Артемий родился в крестьянской семье. Родители - Косма по прозвищу Малый и Аполлинария - воспитали сына в страхе Божием и благочестии. По преданию, у Св. отрока Артемия была сестра - прав. отроковица Параскева Пириминская, прославившаяся посмертными чудотворениями. Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и Святой праведный отрок Артемий Веркольский ( далее А. В. ) упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело непогребенным в лесу, называвшемся Сосония. В 1577 г. диакон местной ц. во имя свт. Николая Чудотворца Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки А. В. , и обрел нетленное тело праведного отрока. Крестьяне перенесли св. мощи на паперть Никольской ц. в Верколе.

В 1583 г., во время распространившейся в окрестностях Верколы эпидемии, у некоего человека по имени Каллиник тяжело заболел сын. Каллиник молился о его исцелении, потом приложил мальчика ко гробу А. В. и, взяв бересту, в к-рую было завернуто тело святого, положил ее на плечи и на «гайтан» (нательный крест) ребенка, к-рый тотчас выздоровел. О свершившемся чуде Каллиник рассказал жителям Верколы, собравшимся в церкви; был отслужен молебен, и мор прекратился. Житие сообщает, что с этого времени стала праздноваться память А. В. (РГБ. Унд. № 378. Л. 100-101). В 1584 г. у гроба А. В. исцелился др. житель Верколы - Павел, голова к-рого была обращена назад. После этого чуда к Никольской ц. был пристроен придел во имя вмч. Артемия, мощи св. отрока переложили в новый гроб и торжественно перенесли в придел. На досках от прежнего гроба священники Иоанн и Фома повелели написать образы А. В. , к-рые почитались чудотворными. В 1601 г. некий Панкратий привез один из образов в Вел. Устюг, и неск. жителей Устюга получили от него исцеления. Почитались чудотворными также стружки от гроба А. В. , к-рые благочестивые паломники прикрепляли к своим нательным крестам. У мощей А. В. продолжали совершаться исцеления: прп. Трифон Вятский († 1612), шедший в родное с. Малнемнюжское (близ Верколы), исцелился от «расслабления руки»; вновь обрел зрение веркольский житель Иоанн по прозвищу Растегай, страдавший слепотой более 2 лет.

В марте 1635 г. кеврольским и мезенским воеводой был назначен А. Ф. Пашков (позднее сопровождавший в ссылку Аввакума Петрова). Будучи проездом в Верколе, Пашков не захотел почтить мощи А. В. и уехал в Кевролу, где тяжело заболел его сын Иеремия. Поняв, что болезнь сына является наказанием за неверие, Пашков отправился в Верколу, чтобы поклониться мощам А. В. В Никольской ц. в Верколе был отслужен молебен, потом Иеремию приложили к образу и мощам А. В. , а грудь обернули берестой, в к-рую было завернуто тело святого. Мальчик выздоровел, и Пашков дал обет создать ц. во имя вмч. Артемия. В 1645 г. на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, на средства Пашкова построили ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского с приделом во имя А. В. (освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон, имевший в своей библиотеке житие А. В.


Св. прав. Артемий Веркольский.
Икона. XVIII в. (АМИИ)

21 апр. 1695 г. во время пожара церкви во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В. , сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В. , впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч. Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В. , на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне - часовня). С 1888 г. ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский , почитавший А. В. , неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св. Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв. Богородицы. Св. Иоанн Кронштадтский является автором акафиста А. В.

Веркольский монастырь. Конец XIX века



В 1919 г. Веркольский мон-рь был закрыт, в 1920 г. мощи А. В. были спрятаны братией; по нек-рым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории мон-ря. Богослужения в ц. во имя А. В. возобновились в 1990 г., в этом же году в церковь была перенесена рака, где ранее почивали мощи святого (в 20-80-х гг. XX в. рака находилась в часовне, построенной на месте гибели А. В. ), в 1991 г. в стенах обители была возобновлена монашеская жизнь.

История канонизации А. В. излагается в источниках противоречиво. В одном из поздних списков жития сказано, что веркольцы, видя множество чудес, совершавшихся по молитвам к праведному отроку, собрались на совет и написали письмо Новгородскому митр. Макарию, к-рый повелел боярскому сыну Дружине Малгину, игум. Красногорского мон-ря Макарию и кеврольским священникам освидетельствовать мощи А. В. ; после чего митр. Макарий повелел написать житие и службу святого, создать в честь него храм и там положить его мощи. 6 дек. 1610 г. мощи А. В. по указу митрополита были перенесены из придела в Никольскую ц. (РНБ. Q. I. 990, кон. XVIII - нач. XIX в.). Однако в 1610 г. Новгородскую кафедру занимал митр. Исидор, красногорский же игум. Макарий действительно подвизался при митр. Макарии. Источник, известный Н. П. Барсукову, сообщает, что в 1639 г. Новгородский митр. Киприан († 17 дек. 1634) послал в Верколу повеление освидетельствовать мощи «тутошними и окольными игумены, и попы, и диаконы». Получив роспись исцелений, митрополит в 1640 г. установил местное празднование памяти А. В. , тогда же составили службу - «полный праздник: стихиры, и славники, и литею, и стиховны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен, и хвалитны, и розпев под знаменем». Поскольку и это сообщение содержит хронологическое противоречие, можно предположить, что канонизация святого совершилась тогда же, когда было составлено житие,- ок. 1619 г. Память «святаго и преподобного Артемия Веркополского, иж в Кевроле» (без указания дня) внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 335об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1685 г. краткое житие святого опубликовано под 20 окт. в Прологе, что говорит об общерус. почитании А. В. , память А. В. отмечена также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1701 г. в Москве в храме во имя вмч. Параскевы на Пятницкой у. был освящен придел во имя А. В. , здесь хранился его чудотворный образ с частицей мощей, написанный на доске от гроба святого.

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см.Знаки праздников месяцеслова), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому.

Большое распространение получили иконы А. В. в молении Спасителю (в облачном сегменте), на фоне деревянного Веркольского мон-ря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с округлым ликом и короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами. Панорама мон-ря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм вмч. Артемия Антиохийского, шатровую ц. во имя свт. Николая, трапезную, колокольню, ограду со Св. вратами и др. деревянные постройки; рядом или вдали - пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, к-рому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), прорись с иконы XVIII в. северных писем (Маркелов. Т. 1. С. 133), прорись с иконы XVIII в. (ГРМ) - без вида мон-ря. На иконе 1-й пол. XIX в. (АМИИ) представлен каменный храм во имя А. В. , на образе нач. XIX в. (АМИИ) в композицию включено изображение службы монахов в храме у мощей святого. Иногда рядом с фигурой молящегося А. В. представлен только рассказ о его смерти (из неск. сюжетов), без вида мон-ря, напр. на иконах XVIII в. (ГЭ; АМИИ), прориси с иконы XVIII в. (ГРМ); иногда встречается надпись: «Артеми[й] громом убиен бысть». На прориси с иконы XVII в. дважды изображен лежащий отрок, над ним клеймо с образом Успения прав. Анны (Маркелов. Т. 1. С. 131).

Сохранился ряд житийных икон А. В. : кон. XVII в. (ГРМ); кон. XVII - нач. XVIII в. (СГИАПМЗ) - в среднике праведный отрок изображен вместе со свт. Николаем Чудотворцем, вокруг 2 ряда клейм жития А. В.; XVIII в. (АМИИ); сер. XIX в. (ЦМиАР). В составе клейм последней иконы: рождество и убиение громом святого, 10 посмертных чудес, в т. ч. исцеление сухорукого младенца, Андрея от «болезни очес», Авраама от зубной болезни, чудо о Ермолае, «одержимом духом нечистым», об Иоанне, «иже посмеялся чюдесем с[вя]таго и ослепе и бысть здрав по молитве», а также перенесение мощей А. В. в церковь, ему посвященную. Деяния А. В. представлены также на гравюре М. Нехорошевского 1-й пол. XVIII в. (РНБ), на ксилографии 1882 г. (РГБ). Образ А. В. входил в состав композиции Собора Новгородских святых и помещался вверху, как на прориси с иконы XVIII в.; также в состав Собора Карельских святых, как на иконе 1876 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио, Финляндия); в число 189 рус. святых - на прориси с иконы 1814 г. (Маркелов. Т. 1. С. 399, 461). Изображение праведного отрока нач. XX в. помещено на юго-зап. столпе в храме апостолов Петра и Павла в Петергофе (1895-1905), вероятно, потому, что император Александр III Александрович скончался в день памяти Святого праведного отрока Артемия Веркольского .

Икона Артемия Веркольского написана в честь святого православного юноши, поистине верующего в Господа. Его обретенные мощи и святой образ сотворили немало чудес, помогая верующим в исцелении души и тела.

Икона благочестивого Артемия Веркольского пользуется огромной популярностью среди верующих людей. Мощи чудотворца, как и Его святыня, исцеляют самые страшные и , а житие православного юноши не оставляет никого равнодушным и по сей день. Следует отметить, что Артемий не входит в число святых мучеников Божьих. Значимость и почитание пророка православной церковью имеет особенный характер и заключается в необычайной истории.

История жизни Артемия Веркольского

Артемий Веркольский родился в России, в селе Верколе. Его родители были обыкновенными крестьянами, живущими в праведности и благочестии. Воспитывался юноша по христианским традициям, с детства отличаясь кротостью, послушанием и святостью. Он всегда помогал отцу в работе по дому и хозяйству. Летом 1545 года Артемий работал в поле вместе со своим отцом. Вдруг они услышали громкий раскат грома, а следом показалось яркое сверкание молнии. В ту же минуту юноша, которому на тот момент было всего 12 лет от роду, упал на землю замертво. Местные жители испугались столь внезапной смерти мальчика, причислив это событие к гневу Божьему и Его наказанию. Именно по этой причине безжизненное тело Артемия не было упокоено по всем православным традициям. Его оставили в лесу, накрыв ветвями деревьев и слегка засыпав землей.

Тело Артемия Веркольского 32 года оставалось нетронутым и находилось брошенным в том самом месте. В 1577 году церковнослужитель по имени Агафоник заметил свет, исходящий из леса. Когда дьякон приблизился к необычайному свечению, он обнаружил, что луч указывает на останки покойного юноши. После обретения нетленных мощей отрока Артемия жители села расположили их у внешнего притвора местного храма. Вскоре мощи умершего юноши обрели особую святую силу. Чудесные явления и исцеления начали происходить с жителями поселения. Сказания о чудодейственных деяниях мощей Артемия Веркольского вмиг разлетелись по всему миру. В скором времени иконописцы начали писать иконы с ликом святого Артемия. Существует множество неопровержимых доказательств, подтверждающих чудотворные деяния нетленных мощей и иконы святого Артемия.

Где находится икона и мощи Артемия Веркольского

На месте обретения мощей Артемия был построен монастырь, куда были помещены нетленные останки святого. Веркольский монастырь существует и по сей день. В стенах его и находится главная икона Артемия Веркольского, а вместе с ней и Его мощи.

Описание чудотворной иконы

На иконе изображен образ праведника Артемия. Святой изображен по пояс, его тело покрывает лишь скромная повседневная рубашка. В левой руке он держит манускрипт в развернутом виде, с написанным на нем акафистом. В правой руке у отрока крест, символ православия , служащий в качестве напоминания о страданиях Христа, которые Он взял на себя, чтобы спасти человечество от наказания за грехи.

В чем помогает чудотворный образ

В иконе праведника Артемия заключена неимоверная сила. Она славится своими невообразимыми чудесами. Православные верующие обращаются в молитвах к чудотворному образу об исцелении от тяжких, невыносимых заболеваний. Святыня способна подарить выздоровление даже смертельно больным. Но за что святой образ получил такую известность, так это за многочисленные исцеления от заболеваний, связанных с глазами. Было много случаев, когда полностью ослепшие люди вновь обретали зрение.

Дни празднования

Официальный день, когда возносятся почести святому Артемию Веркольскому, принятый Русской Православной Церковью, приходится на 2 ноября .

Молитва перед иконой Артемия Веркольского

«О, святой чудотворец! Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа! Услышь молитвы наши! Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния! Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов! Стань заступником нашим! Убереги от зла и болезней разных! Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному! Не забудем мы никогда имя Твое святое! И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий! Да будет на все воля Божия! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Чтобы неприятности и печали оставили вас, начинайте свой день правильно — с молитв, обращенных к святым. Святые угодники Божьи призваны помогать и оберегать жизнь верующих людей. И Артемий Веркольский — не исключение. Мы желаем вам крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

03.11.2017 05:16

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий...

Память святого праведного Артемия Веркольского празднуется в Русской Православной Церкви 6 июля и 2 ноября по новому стилю.

Житие Артемия Веркольского
В числе людей, угодивших Богу своей верой и благочестием и прославленных в лике святых, есть не только зрелые люди, прожившие долгую жизнь, но также и отроки и даже дети. Примером того, что духовное развитие не зависит от обычного человеческого возраста, является праведный Артемий Веркольский, сумевший за тринадцать лет своей жизни достичь того высокого духовного уровня, которого не достигают многие, прожив долгие годы.
Первое житие праведного Артемия Веркольского было составлено в XVII веке, и из него мы узнаем, что святой родился на севере Руси около 1532 года. Его родителями были благочестивые крестьяне Косьма и Аполлинария, проживавшие в селе Веркола недалеко от Архангельска. С ранних лет Артемий отличался особой кротостью характера, незлобивостью и послушанием. Родители сумели привить сыну глубокую веру, и его любовь к Богу отразилась в том, что мальчик уже с пяти лет охотнее проводил время в молитве, чем в играх со сверстниками, а также стремился помогать родителям в их нелегком крестьянском труде.
Согласно житию, отрок Артемий трудился однажды с отцом в поле, когда неожиданно разразилась гроза и молния убила мальчика, которому в ту пору было всего тринадцать лет. Жители селения посчитали, что в этой страшной смерти проявилась кара Божия отроку за какие-то тайные грехи, и решили не погребать Артемия. Возможно, в этом сказались языческие пережитки, поскольку по верованию древних славян, убитый молнией человек являлся страшным преступником и грешником. Таким образом, тело отрока осталось лежать в лесу без погребения и отпевания.

Обретение мощей праведного Артемия и его прославление
Спустя двадцать восемь лет после трагической гибели отрока Артемия, один из церковнослужителей сельского храма, нашел в лесу тело мальчика, которое было полностью нетленным. Пораженный увиденным, человек сообщил об этом односельчанам, после чего мощи Артемия были привезены в церковь для отпевания. Однако и это явное свидетельство святости отрока не вразумило жителей селения, и он был погребен без почести, а его могила оставалась еще какое-то время в небрежении.
Но Господь не попустил того, чтобы Его угодник был забыт людьми. В том же году в тех краях возникла эпидемия лихорадки и жители окрестных земель, вспомнив об отроке Артемии и осознав его святость, поспешили к могиле, чтобы просить у праведного его молитв перед Богом и исцеления от болезни. Вскоре после этого многие заболевшие лихорадкой получили выздоровление, а сама эпидемия прекратилась.
Вначале праведный Артемий Веркольский считался местночтимым святым, однако со временем слава о чудесах, совершавшихся у мощей отрока, разошлась далеко за пределы северной Руси. Его нетленные останки были перенесены в специальную раку, а в 1619 году народное почитание святого получило благословение новгородского митрополита Макария.
Во время правления царя Алексея Михайловича в селении Веркола был основан Свято-Артемьев монастырь, который со временем разросся, и из небольшой обители стал достаточно крупным северорусским монастырем. Поток паломников и богомольцев не прекращался, и на средства верующих для мощей отрока Артемия была сделана серебряная рака. Позже праведный Иоанн Кронштадский пожертвовал деньги для устроения позолоченного балдахина над ракой. Ежегодно возле обители устраивался крестный ход с мощами святого Артемия, которые выносили из храма и обносили возле стен обители.
Вскоре после революции 1917 года Свято-Артемьев Веркольский монастырь был закрыт, а мощи праведного отрока утеряны. Существует предположение, что братия монастыря успела спрятать святыню, однако в настоящее время местонахождение мощей неизвестно.

Тропарь, глас 1:
Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8:
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия; Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я и взывающе: радуйся, Артемие Богомудре.

Величание:
Величаем тя, /страстотерпче Христов, Артемие, /и чтим святую память твою, /ты бо молиши за нас /Христа Бога нашего.

Молитва:
Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.