Форма государственного устройства саудовской аравии. Население

Первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной, были приняты в марте 1992. Согласно Основам системы власти, Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (шариата).

Высшие органы власти включают главу государства и наследного принца; Совет министров; Консультативный совет; Высший совет правосудия. Однако реальная структура монархической власти в Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся его отношения с религиозными лидерами. Столь же важным для стабильности королевства является поддержка знатных семейств, таких, как ас-Судайри и Ибн Джилюви, а также религиозного семейства Аль аш-Шейх, являющегося побочной ветвью династии Саудидов. Эти семейства остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух столетий.

Центральная исполнительная власть.

Глава государства и религиозный лидер страны (имам) - Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд (с 13 июня 1982), одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. С 1932 страной правит династия Саудидов. Глава государства обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих элементов саудовского общества.

Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992. Наследник престола назначается при жизни самим королем с последующим одобрением улемов. В соответствии с племенными традициями в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роде, наиболее соответствующему для выполнения функций правителя. С 1995, в связи с болезнью монарха, фактическим главой государства является кронпринц и первый вице-премьер Абдалла бен Абдель Азиз Аль-Сауд (единокровный брат монарха, наследник трона с 13 июня 1982, регент с 1 января по 22 февраля 1996). Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти в стране, в начале июня 2000 решением короля Фахда и наследного принца Абдаллы был образован Королевский семейный совет, который включает 18 наиболее влиятельных прямых потомков основателя аравийской монархии Ибн Сауда.

По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом. Кабинет состоит из премьер-министра, первого и второго вице-премьера, 20 министров (в т. ч. министра обороны, который является вторым вице-премьером), а также государственных министров и советников, назначаемых в качестве членов совета министров декретом короля. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помогают королю выполнять его полномочии в соответствии с конституцией и другими законами. Король имеет право в любое время распустить или реорганизовать Совет министров. С 1993 продолжительность работы каждого министра ограничивается четырехлетним сроком.2 августа 1995 королем Фахдом были произведены наиболее значительные за последние десятилетия кадровые изменения в кабинете министров, который покинули 16 из 20 министров действующего правительства.

Законодательная власть.

Законодательного органа нет - король управляет страной посредством указов. С декабря 1993 при монархе действует Консультативный совет (КС, Меджлис аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи и представляющий собой первый в истории Саудовской Аравии общественный форум. КС призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть представлены непосредственно королю и председателю совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить, какой вариант будет принят.

Согласно указу 1993, Консультативный совет состоял из 60 членов и председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 численность КС возросла до 90 членов, а в мае 2001 - до 120. Председатель Совета - Мухаммед бен Джубейр (в 1997 сохранил за собой пост на второй срок). С расширением изменился и состав Совета, в 1997 в него впервые были включены три представителя от шиитского меньшинства; в 1999 на заседаниях КС было разрешено присутствовать женщинам. В последнее время значение Консультативного совета постепенно усиливается. Со стороны умеренной либеральной оппозиции звучат призывы провести всеобщие выборы в КС.

Судебная система.

В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями. В 1993 были приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и гражданские дела; Шариатского или Кассационного Суда; и Верховного Суда, который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи, кади. Члены религиозных судов назначаются королем по рекомендации Высшего Совета Правосудия, состоящего из 12 старших юристов. Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.

Местные органы власти.

В соответствии с королевским указом 1993 Саудовская Аравия была разделена на 13 провинций (эмиратов). Указом 1994 провинции были, в свою очередь, поделены на 103 округа. Власть в провинциях принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемым королем. Во главе наиболее важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы, принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных семейств.

В 1975 власти королевства издали закон о муниципальных выборах, однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы. В 2003 было объявлено о намерении провести первые в истории королевства выборы в муниципальные органы власти. Выборной станет половина мест в 14 региональных советах, вторая половина будет назначаться саудовским правительством. Выборы в советы регионов рассматриваются как шаг к реформам, о которых в мае 2003 заявил король Фахд.

Права человека.

Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав. К числу наиболее очевидных нарушений прав человека в Саудовской Аравии относятся: плохое обращение с заключенными; запреты и ограничения в области свободы слова, прессы, собраний и организаций, религии; систематическая дискриминация женщин, этнических и религиозных меньшинств, а также подавление рабочих прав. В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.

Политические партии и движения.

Несмотря на запрет деятельности политических партий и профсоюзов, в стране существует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций различной ориентации.

Левая оппозиция включает в себя немногочисленные группы националистической и коммунистической ориентации, опирающихся главным образом на иностранных рабочих и национальные меньшинства, среди них: Голос авангарда, Коммунистическая партия Саудовской Аравии, Партия арабского социалистического возрождения, Партия зеленых, Социалистическая партия труда, Социалистический фронт Саудовской Аравии, Союз народов Аравийского полуострова, Фронт освобождения оккупированных зон Персидского залива. В последние годы их активность заметно снизилась, многие группы распались.

Либеральная оппозиция организационно не оформлена. Она представлена в основном бизнесменами, представителями интеллигенции, технократами и выступает за расширение участия различных представителей общества в управлении государством, ускоренную модернизацию страны, политические и судебные реформы, введение институтов западной демократии, уменьшение роли консервативных религиозных кругов и улучшение положения женщин. Число сторонников либеральной оппозиции невелико, но в последнее годы королевский режим, стремящийся сохранить хорошие отношения с Западом, вынужден все больше прислушиваться к её мнению.

Наиболее радикальной оппозиционной силой являются консервативные и религиозно-фундаменталистские исламские круги суннитского и шиитского толка. Исламистское движение возникло еще в 1950-е как конгломерат неформальных групп, но окончательно оформилось только к началу 1990-х. Среди суннитской оппозиции выделяются три течения: умеренное крыло традиционалистского ваххабизма, воинственное течение неоваххабизма и либерально ориентированное течение сторонников исламских реформ.

К числу традиционалистов относятся многие улемы, престарелые богословы, а также некогда могущественные шейхи племен. В 1990-е традиционалисты были представлены такими организациями, как "Группа подражания благочестивости предков", "Группа сохранения Корана", "Единобожники", "Призывающие" и др.

Неоваххабиты, по мнению многих экспертов, опираются на безработную молодежь, учителей и студентов-теологов, а также бывших моджахедов, сражавшихся в Афганистане, Алжире, Боснии и Чечне. Они резко критикуют правительство за его действия в период войны в Персидском заливе, иностранное военное присутствие в стране, модернизацию общества по западному образцу и выступают в защиту исламских ценностей. Спецслужбы предполагают, что наиболее воинственные круги неоваххабизма связаны с международными террористическими организациями ("Аль-Каида", "Братья-мусульмане") и могут стоять за рядом нападений, совершенных на иностранцев в 1990-е и начале 2000-х.

Умеренные исламисты представлены "Комитетом по защите законных прав" (образован в мае 1993) и "Движением за исламскую реформу в Аравии" (возникло в марте 1996 в результате раскола Комитета). Обе группы действуют преимущественно в Великобритании и в своих заявлениях сочетают радикальную исламистскую риторику с требованиями проведения реформ в политической, социальной и экономической сфере, расширения свободы слова и собраний, контактов со странами Запада, соблюдения прав человека.

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются "Саудовская Хезболлах" (известная также как "Хезболлах Хиджаза", до 1000 чел) и "Исламский джихад Хиджаза". Более умеренным является "Шиитское движение за реформы", возникшее в начале 1990-х на базе "Организации исламской революции". С 1991 оно издает "Аль-Джазира аль-Арабия" в Лондоне и "Арабиэн монитор" в Вашингтоне.

Внешняя политика.

Саудовская Аравия - член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 - член МВФ и МБРР, с 1960 - член Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации - Исламского банка развития, созданного в 1969.

Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран - экспортеров нефти - облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление "нормальных отношений". Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.

Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт - Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002).

Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением "Талибан", прерванные в 2001. С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.

Территориальные конфликты.

В 1987 была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим.12 июня 2000 было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 и в марте 2001. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом.

Вооруженные силы.

С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП. Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил противовоздушной обороны, Национальной гвардии, Министерства внутренних сил. Верховный главнокомандующий - король, непосредственное руководство вооруженными силами осуществляют Министерство обороны и Генеральный штаб. Все командные должности занимают члены правящей семьи. Общая численность регулярных вооруженных сил составляет около 126,5 тыс. чел. (2001). Сухопутные войска (75 тыс. чел) имеют 9 бронетанковых, 5 механизированных, 1 воздушно-десантную бригады, 1 полк Королевской гвардии, 8 артиллерийских дивизионов.

На вооружении 1055 танков, 3105 БТР, св.1000 единиц артиллерии и ракетных установок. ВВС (20 тыс. чел) имеют на вооружении св.430 боевых самолетов и ок.100 вертолетов. Силы ПВО (16 тыс. чел) включают 33 ракетных дивизиона. ВМС (15,5 тыс. чел) состоят из двух флотилий, имеют на вооружении ок.100 боевых и вспомогательных кораблей. Основные военно-морские базы - Джидда и Эль-Джубайл. В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс). Комплектование вооруженных сил осуществляется по принципу добровольного найма.

Подробности Категория: Страны Западной Азии Опубликовано 26.11.2013 15:22 Просмотров: 5636

Саудовскую Аравию называют «Страной двух мечетей», так как здесь находятся Мекка и Медина – два главных священных города ислама.

Ме́кка – центр паломничества для мусульман. Немусульманам в Мекку въезд запрещён. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире Мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая) с главной святыней ислама Кааба (мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети).

Мечеть Аль-Харам и Кааба

Медина – второй священный город ислама после Мекки. Здесь присутствует святыня пророка Мухаммада у мечети пророка, известная как купол пророка, или «зелёный купол», построенный рядом с домом пророка Мухаммада. В Медине скончался пророк Мухаммад в 632 г.

Мечеть пророка Мухаммада

Королевство Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Оманом и Йеменом. Омывается на северо-востоке Персидским заливом, а на западе – Красным морем.

Это государство всеобщего благосостояния благодаря большим запасам нефти (второе место в мире по добыче и экспорту нефти после России).

Государственная символика

Флаг - утверждён 15 марта 1973 г. Представляет собой прямоугольное зелёное полотнище, с шахадой (мусульманским символом веры): «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммада - посланника Его».
Чтобы надпись читалась с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Меч символизирует победы основателя страны – Абдель-Азиза Ибн-Сауда.

Герб – эмблема Саудовской Аравии. Представляет собой два меча и пальму. Пальма символизирует главное дерево Саудовской Аравии. Мечи символизируют два рода, которые основали современную Саудовскую Аравию: род Аль Сауд и род Аль Шейх.

Государственное устройство современного государства Саудовская Аравия

Форма правления - абсолютная теократическая монархия (форма правления, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. В настоящее время такая форма правления установлена в трёх странах: Святой Престол – город-государство Ватикан, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней).
Глава государства – король.
Глава правительства – премьер-министр.
Столица – Эр-Рияд.

Официальный язык - арабский

Валюта - саудовский риал

Крупнейшие города – Эр-Рияд, Джидда, Мекка, Медина.
Территория – 2 149 000 км².
Население – 26 939 583 чел.
Государственная религия – ислам.
Административное деление – 13 провинций.
Экономика – преимущество экономики составляют огромные запасы нефти и газа и сопутствующая перерабатывающая промышленность. Экспорт – нефть и нефтепродукты. Импорт – промышленное оборудование, продовольствие, химическая продукция, автомобили, текстиль.
Вооружённые силы – сухопутные, ракетные войска, военно-морские силы, королевские военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны.

Военно-морские силы Саудовской Аравии

Спорт – самая популярная игра – футбол, а также волейбол и баскетбол. Среди молодёжи очень популярен дрифтинг – техника вождения автомобиля в управляемом заносе.

Правительство страны объявило, что лихачество, которое повлечет в случае ДТП смерть человека, будет рассматриваться как предумышленное убийство и караться отсечением головы.

Образование – к концу XX в. в Саудовской Аравии установилась система, предоставляющая всем гражданам бесплатное образование – от дошкольного до высшего. В стране существует 8 университетов, более 24000 школ и большое количество колледжей и прочих образовательных учреждений. Более четверти государственного годового бюджета тратится на образование. Правительство предоставляет студентам все необходимое для учёбы: литературу и даже медицинское обслуживание. Государство также спонсирует обучение своих граждан в зарубежных университетах, главным образом в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Малайзии.
Климат – крайне засушливый.

Культура

Культура прочно связана с исламом. Пять раз в день муэдзин призывает правоверных мусульман к молитве (намазу). Служение иной религии, распространение прочей религиозной литературы, строительство церквей, буддистских храмов, синагог запрещено.
Ислам запрещает употребление свинины и алкоголя. Традиционная пища: цыплята-гриль, фалафель, шаурма, люля-кебаб, кусса махши (фаршированные кабачки), пресный хлеб (хубз). Практически во все блюда обильно добавляют различные специи и пряности.

Фалафель – жареные во фритюре шарики из измельченного нута (или бобов), иногда с добавлением фасоли, приправленные пряностями

Главные напитки – кофе и чай. Распитие часто носит церемониальный характер. В чай обычно добавляются различные травы. Арабский кофе славится своей традиционной крепостью. Его пьют маленькими чашками, часто с добавлением кардамона. Арабы пьют кофе очень часто.
Одежда: национальные традиции и каноны ислама – мужчины носят длинные рубахи из шерсти либо хлопка (дишдаша́). Традиционный головной убор – гутра. В холодное время поверх дишдаши надевают бишт – накидку из верблюжей шерсти.

Женщины в абайе

Женская традиционная одежда богато украшена племенными знаками, монетами, бисером, нитями. Покидая дом, саудовская женщина обязана прикрыть тело абайей, а голову – хиджабом. Иностранным женщинам также необходимо носить абаю (а под ней – брюки или длинное платье).

Девочка в хиджабе

Общественные театры и кинотеатры запрещены. Домашнее видео весьма популярно. Фильмы западного производства практически не подвергаются цензуре.

Положение женщин в стране

У каждой взрослой женщины должен быть близкий родственник мужского пола в качестве её опекуна. Опекун принимает решения от лица женщины: разрешение путешествовать, заниматься бизнесом, учиться в университете или колледже, работать. Женщина не может получить медицинскую помощь без разрешения мужа или опекуна. Существует специальная электронная система, чтобы мужчина/опекун мог следить за местоположением женщины.
Мужчины пользуются односторонним правилом развода со своими жёнами (талак) без нужды в каком-либо законном основании. Женщина может получить развод только с согласия мужа или если будет юридически доказано, что муж причиняет ей вред. На деле получить законный развод для саудовской женщины очень сложно.
Культурные нормы ограничивают поведение женщины на публике. За их соблюдением следит религиозная полиция (мутава). В ресторанах женщины должны сидеть в отдельных, предназначенных для семей секциях. Женщины должны носить абайю (длинное платье свободного покроя, скрывающее всю фигуру) и закрывать волосы. Женщинам запрещено водить машину. В 2013 г. женщинам разрешили кататься на мотоциклах и велосипедах, но в сопровождении мужчины/опекуна и подальше от мужской толпы, чтобы не «вызывать агрессию» у них.
Мужчины женятся на девушках, когда те достигают десятилетнего возраста.

Природа

Флора

Большая часть страны – обширное пустынное плато. В северной и центральной части страны расположены наиболее крупные песчаные пустыни: Большой Нефуд и Малый Нефуд (Дехна), известные своими красными песками; на юге и юго-востоке – Руб-эль-Хали (араб. «пустая четверть») с барханами и грядами в северной части до 200 м. На песках кое-где произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах –лишайники, на лавовых полях – полыни, астрагалы, по руслам вади – одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах – тамариск; по побережьям и солончакам – галофитные кустарники.

Цветок верблюжьей колючки

Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова. В горах Асира присутствуют участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах – рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.

Миндальное дерево

Фауна

Животный мир Саудовской Аравии разнообразен: здесь обитают антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осёл онагр, заяц.

Каракал – это не рысь. Но из семейства кошачьих

Водится много грызунов: песчанки, суслики, тушканчики и др. Немало пресмыкающихся: змеи, ящерицы, черепахи. Из птиц – орлы, коршуны, грифы, соколы-сапсаны, дрофы, жаворонки, рябки, перепела, голуби. В береговых низменностях размножается саранча.
В Красном море и Персидском заливе наблюдается более 2000 видов кораллов, особенно ценится чёрный коралл. 39,64 % площади страны занимают 128 охраняемые территории. В середине 1980 гг. был организован Национальный парк Асир, где сохраняются такие почти исчезнувшие виды диких животных, как орикс (сернобык) и нубийский горный козёл.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Саудовской Аравии

Мадаин-Салих

Комплекс археологических объектов, который включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. - I век н. э), а также систему гидротехнических сооружений, относящихся к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли.

Эд-Диръия (город)

Дворец Саада ибн-Сауда в Эд-Диръия

Известен тем, что из него происходят Саудиты – правящая династия Саудовской Аравии. С 1744 по 1818 год Эд-Диръия была первой столицей саудитов.

Другие достопримечательности Саудовской Аравии

88 % населения Саудовской Аравии сосредоточено в городах. Крупнейший город и столица королевства, политический, культурный и научный центр – Эр-Рияд .

Современные здания в Эр-Рияде

В городе много небоскрёбов, разрабатываются и другие грандиозные проекты. Высочайшее здание города, а также всего королевства Бурдж аль-Мамляка – 99-этажный небоскрёб. В небоскрёбе размещены магазины, обсерватория на высоте 297 метров, апартаменты, офисы, отель Four Seasons и даже мечеть.

Джидда

Второй по величине город в стране. Население 3 400 000 чел. Одна из достопримечательностей Джидды – могила Евы. Согласно мусульманской традиции, почитается как захоронение Евы. По преданиям, после грехопадения, Ева, упав на Землю, оказалась в районе Джидды или Мекки, а Адам попал на Шри-Ланку и оставил на Адамовой вершине след, почитаемый буддистами как след Будды, а шиваитами как след Шивы.
Место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 г., т.к. паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа.

Могила Евы, фото 1894 г.

В Джидде есть порт на восточном побережье Красного моря, который принимает основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину. Строится метро. В северной части города планируют построить самый высокий в мире небоскреб.

Занимает южную треть Аравийского полуострова, это одна из самых крупных пустынь мира. Песок лежит поверх гравия или гипса, высота дюн достигает 250 м. Песок преимущественно силикатный, от 80 до 90 % составляет кварц, остальное – полевой шпат, крупицы которого, покрытые окисью железа, окрашивают пески в оранжевый и красный цвет.

Чёрный камень

Это восточный краеугольный камень Каабы, древнего каменного здания, которому мусульмане молятся в центре Великой мечети в Мекке. Он почитается мусульманами как исламская реликвия, которая восходит ко времени Адама и Евы.
Камень почитался в Каабе в языческие доисламские времена, за 5 лет до первого откровения пророка Мухаммада. С тех пор он был разбит на ряд фрагментов и теперь закреплён в серебряной оправе. Он отполирован руками миллионов паломников. Исламская традиция считает, что он упал с неба, чтобы показать Адаму и Еве, где строить жертвенник. Хотя учёные описывают его как метеорит.

Мусульманские паломники борются за шанс поцеловать Черный камень

Гора Арафат

Это гранитный холм к востоку от Мекки. Он также известен как гора Милосердия. Согласно исламской традиции, холм является местом, где исламский пророк Мухаммад сказал прощальную Нагорную проповедь к мусульманам, которые сопровождали его на хадж в конце его жизни. Холм высотой 70 м.
Паломники проводят здесь целый день, умоляя Аллаха простить их грехи и молятся о будущем. Они также собирают камни для забрасывания камнями сатану.

Национальный музей Саудовской Аравии

Основан в 1999 г. Экспонаты находятся в восьми выставочных залах, или галереях:
Человек и Вселенная
Арабские королевства
Доисламская эпоха
Миссия Пророка (здесь иллюстрируются жизнь и миссия пророка Мухаммеда. На одной из стен есть большая родословная пророка).
Ислам и Аравийский полуостров
Первые и вторые Саудовские Штаты
Объединения
Хадж и две священные мечети (основным экспонатом в этой галерее является большая модель Мекки и ее окрестностей).

Нассиф Дом

Музей и культурный центр, в котором проводятся специальные выставки и лекции историков.

История

Древняя история

Здесь находится историческая родина арабских племён. Арабы ассимилировали население южной части полуострова – негроидов.
С начала I в. до н. э. на юге полуострова существовали Минейское и Сабейское царства, здесь возникли древнейшие транзитные города Хиджаза – Мекка и Медина. В начале VII в. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать ислам. В 622 г. он переселился в оазис Ясриб (будущую Медину), который стал центром зарождающегося арабского государства.

Мавзолей Мухаммеда

Ислам

Не все местные иудеи сразу приняли ислам, а через какое-то время отношения между арабами и иудеями приняли откровенно враждебный характер.
В 632 г. со столицей в Медине был основан Арабский Халифат, охвативший практически всю территорию Аравийского полуострова. Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все иудеи были изгнаны из Хиджаза. Тогда же возникло правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане. В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский п-ов, острова Средиземного моря).

Средние века

К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров. Арабы начали предпринимать первые попытки строительства собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.

Первое Саудовское государство

Зарождение государства началось в 1744 г. в центральном регионе Аравийского полуострова в результате объединения правителя города Ад-Дирийя Мухаммада ибн Сауда и исламского проповедника Мухаммада Абдуль-Ваххаба. Этот союз положил начало правящей по сей день династии Саудов. Первое Саудовское государство просуществовало 73 года – через некоторое время оно подверглось давлению со стороны Османской империи. В 1817 г. османский султан отправил на Аравийский полуостров войска под командованием Мухаммеда Али-паши, которые разгромили слабую армию Имама Абдаллы.

Второе Саудовское государство

Через 7 лет (в 1824 г.) было основано Второе Саудовское государство со столицей в Эр-Рияде. Оно просуществовало 67 лет и было уничтожено давними врагами Саудов – династией Рашиди родом из Хаиля. Семья Саудов была вынуждена бежать в Кувейт.

Третье Саудовское государство

В 1902 г. 22-летний Абд аль-Азиз из семьи Саудов захватил Эр-Рияд, а в 1904 г. Рашиди обратились за помощью к Османской империи, которая ввела свои войска, но потерпела поражение. В 1912 г. Абдель Азиз захватил весь регион Неджд, а в 1920 г., используя материальную поддержку англичан, окончательно разбил Рашиди. В 1925 г. была захвачена Мекка. 10 января 1926 г. Абдель Азиз аль-Сауд был объявлен королем Хиджаза. Через несколько лет Абдель Азиз захватил практически весь Аравийский полуостров. 23 сентября 1932 г. Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, названное Саудовской Аравией. Абдель Азиз стал королем Саудовской Аравии.

Первый король Саудовской Аравии Абд аль-Азиз ибн Сауд
В 1938 г. в Саудовской Аравии были открыты огромные нефтяные месторождения, но началась Вторая мировая война, и их разработка началась лишь в1946 г., и к 1949 г. нефть стала источником богатства и процветания государства.
Первый король Саудовской Аравии вел достаточно изоляционистскую политику. До своей смерти в 1953 г. он покидал страну лишь 3 раза, хотя в 1945 г. Саудовская Аравия была в числе основателей ООН и Лиги арабских государств.
Преемником Абдель Азиза стал его сын Сауд.

Король Сауд

Внутренняя политика его не была достаточно продуманной. Это привело к тому, что в стране произошёл государственный переворот, Сауд бежал в Европу, власть перешла в руки его брата Фейсала.

Фейсал, будучи радикальным политиком, внес огромный вклад в развитие страны. При нём возрос объём нефтедобычи, был проведён ряд социальных реформ в стране, создана современная инфраструктура. Но в 1973 г. он спровоцировал на Западе энергетический кризис, потребовав возвращение Иерусалима и сняв саудовскую нефть со всех торговых площадок.
Но через 2 года его застрелил собственный племянник. При короле Халиде внешняя политика Саудовской Аравии стала более умеренной. После Халида трон унаследовал его брат Фахд, а в 2005 г. – Абдалла.
4 октября 2011 г. произошли волнения в Восточной провинции, населенной в основном шиитами. Саудовские власти считают, что напряженность нагнетается из-за рубежа, в основном Ираном.

Саудовская Аравия

Королевство Саудовская Аравия было создано в 20-е годы сектой ваххабитов и опиравшейся на нее армией, возглавляемой Королем Ибн Саудом, который еще в колониальную эпоху сумел образовать крупное независимое государство, а в 1932 г. стал первым Королем Саудовской Аравии .

Это обусловило сохраняющийся до сих пор чрезвычайно высокий авторитет саудовской династии в широких слоях населения. Фактически в сложилась не столько абсолютная власть самого монарха, сколько абсолютная власть клана, который исторически выделился в правящий. Король здесь выступает персонифицированным носителем власти клана, признанного господствующим племенем. К тому же в условиях отсутствия оппозиционных партий и организаций, которые могли бы угрожать внутриполитической стабильности, и
значительного роста благосостояния населения, прямо связанного с доходами от нефти, формирование капиталистических отношений проходило более спокойно и не вызывало резких перемен в сфере власти и управления.

Король Саудовской Аравии является не только главой государства, но и духовным главой (возглавляет секту ваххабитов), а также выполняет функции премьер-министра, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Правительство формируется из членов королевской семьи, назначаемых Королем.

Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Основным законом Королевства, носящим название Основной низам правления Саудовской Аравии, который был принят в 1992 году. Согласно ему, Саудовская Аравия является , управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата. Западные специалисты чаще всего склонны признавать этот основной закон реальной конституцией.

В соответствии с феодально-патриархальным принципом "шуры" (совета), издавна провозглашенным одной из основ исламского правления, в королевстве действуют Совещательный совет при монархе в составе 40 представителей правящей и знатных аристократических семейств, Юридический совет из 20 улемов, особо почитаемых знатоков Корана, а также советы при губернаторах, действующие по типу традиционных советов племен при шейхе.

Из всего вышесказанного становится ясно, что парламент и конституция в монархии Персидского залива имеют скорее декоративный, орнаментальный характер. Хотя, конечно, системы власти, государственные и политические институты представлены в полной мере. К примеру, совет министров, где чаще всего премьером является правящий монарх, а братья его занимают самые крупные посты, особенно силовых министров. Королю подчинены все ветви власти. Наследник престола назначается королём после избрания его «Советом Преданности», учреждённым в соответствии с законом 2006 года, при этом наследование престола происходит от брата к брату (среди сыновей короля Абд аль-Азиза), а лишь после того, как не останется ни одного из них, к старшему из следующего поколения. Женская линия в престолонаследовании не учитывается.

Важно упомянуть, что принципы престолонаследия нигде не закреплены законодательно. Они основаны на племенных обычаях и традициях.

Монархиям не обязательно «умирать». Мы это видим и на Западе, и на Востоке. Они могут трансформироваться, что они и пытаются делать сейчас. Вопрос: с каким успехом? Рассматриваемая страна делает это с единственной целью — сохранение правящего режима.

Новые прогрессивные по отношению к традиционному населению социальные слои и политические силы чувствуют себя крайне некомфортно в условиях монархического пресса, жестких религиозно-средневековых регламентаций, требуют справедливого распределения общественных богатств. Но таких людей - абсолютное меньшинство. Главный каркас саудовской монархии в наши дни - это некое подобие негласного общественного договора, в соответствии с которым население отказывается от значительной части политически прав в обмен на щедрое государственное перераспределение доходов от , широкие государственные программы по поддержке местного населения в сферах экономики, образования.
Т.е. власть королевской династии базируется на следующих столпах:

  • Авторитет монарха среди населения
  • Власть в стране базируется на принципах кланового управления, а не на монархической традиции в чистом виде (более архаичная форма)
  • Незыблемый авторитет короля в религиозных делах за счет его статуса духовного главы государства
  • Законы базируются исключительно на шариате
  • Все ветви власти в руках монарха
  • Слабое знакомство населения с демократическими принципами и тенденциями и его аморфность, вызванная безбедным существованием в рамках правящего режима

Стратегия заключается в широком спонсировании населения «нефтяными» деньгами, жестким аппаратом подавления, постоянными отсылками к религии и значению правящей династии в истории королевства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Институт экономики и предпринимательства

Реферат по дисциплине: «Основы государственного и муниципального управления»

На тему: «Государственное устройство Саудовской Аравии»

Руководитель: Пчелинцев В.А,

Ковалева М.И

Курс 4 , группа 743-1к

Н. Новгород 2016

Королевство Саудовская Аравия. Государство в Юго-Западной Азии.

Территория - около 2240 тыс. кв.км. Столица - г. Эр-Рияд.

Население - 21,5 млн. чел. (1999 г.), в основном арабы.

Официальный язык - арабский.

Государственная религия - ислам ваххабитского толка.

В VII в. на территории современной Саудовской Аравии возник ислам и образовался Арабский халифат. В XII в. Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств. В 1264 г. страна была завоевана Египтом, в 1517 г. вошла в состав Османской империи. В XVIII в. клан Саудитов в союзе с Мухаммадом ибн Абдель Ваххабом и его последователями начал движение за объединение Саудовской Аравии под единой властью, которое завершилось в 1902 г. установлением господства Саудитов над Эр-Риядом - нынешней столицей Саудовской Аравии. В 1932 г. процесс объединения страны был официально завершен провозглашением Королевства Саудовская Аравия. В 1952 г. было отменено рабство в стране.

Государственное устройство . Саудовская Аравия - унитарное государство. Административное деление13 административных округов (провинций).

Саудовская Аравия - абсолютная теократическая монархия. Король выступает олицетворением власти семейства Саудитов, которому исторически принадлежит лидирующая роль в политической жизни страны.

Особое положение семейства Саудитов закреплено Основным низамом о власти 1992 г. - актом конституционного характера. В соответствии с ним власть в стране принадлежит потомкам Короля - основателя Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Рейсала Аль Сауда по мужской линии.

Глава государства - Король, одновременно являющийся председателем Совета министров, верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он вправе объявлять войну, чрезвычайное положение и всеобщую мобилизацию, назначать на все ответственные гражданские, военные и дипломатические должности.

Совет министров рассматривается в качестве органа исполнительной и регламентарной власти. Он формируется Королем, перед которым несет ответственность. Совет министров совместно с Королем фактически осуществляет законодательные функции: одобренные им низамы (регламенты) вводятся в действие королевскими декретами. Организация и деятельность Совета министров регулируется специальным низамом 1958 г.

Консультативный совет, организация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленным Советом министров. Он назначается Королем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консультативный совет также высказывает свое мнение по проектам планов социально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения.

Деятельность политических партий и профсоюзов официально запрещена.

Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы.

Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения.

Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна быть выявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыре основных источника права: Коран - священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение), сунна пророка (воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках), иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной, а также - кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии.

В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины.

Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман.

В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны.

С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.).

В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти.

Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. Этот же принцип прослеживается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о власти государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия.

В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы.

Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например, интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран.

В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низамам, не противоречащим положениям шариата.

Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам. Этот запрет, однако, обходится на практике (например, представлением кредитору имущества, дающего доход). Возмещение вреда, причиненного личности, основано на общем принципе "выкупа за кровь".

По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях.

В коммерческой сфере принят и действует ряд низамов, использующих зарубежный опыт с учетом основополагающих принципов мусульманского права. Так, действует низам о торговом суде 1930 г., по существу торговый кодекс, основу которого составляет османский Торговый кодекс 1850 г., в свою очередь базирующийся на французском торговом кодексе. Единственное существенное отличие саудовского низама от османского кодекса состоит в запрете взимания ссудного процента. Кроме того, в сфере торгового права действуют низамы о компаниях и о коммерческих бумагах. Вексельное законодательство основано на Женевском Единообразном вексельном законе. В 1996 г. был принят низам о банкротстве. Отношения интеллектуальной собственности регулируют низамы о патентах, об авторских правах, о торговых марках. В 1994 г. королевство присоединилось ко Всемирной конвенции об авторском праве.

Низам об иностранных инвестициях был принят в 1978 г. Иностранные и местные предприниматели имеют право свободно создавать частные предприятия и заниматься любой не запрещенной или не подлежащей специальному разрешению хозяйственной деятельностью. Национальный режим не распространяется на иностранных инвесторов в ряде сфер деятельности (общественное питание, производство электроэнергии, торговля, транспорт и предприятия, связанные с национальной безопасностью). Несаудовцы не имеют права приобретать недвижимость в Саудовской Аравии, исключая крайне редкие случаи. В целом саудовское правительство поощряет иностранные инвестиции, особенно создание совместных предприятий. Саудовский партнер должен иметь в таких предприятиях не менее 25% капитала.

По мере развития внешнеэкономических связей в Саудовской Аравии постепенно возникают современные формы хозяйственной жизни. В 1985 г. в королевстве появился собственный фондовый рынок. С 1997 г. на него стали допускаться иностранцы.

Саудовское трудовое право запрещает профсоюзы, забастовки и коллективные соглашения. Низам о труде и рабочих 1969 г. (фактически - трудовой кодекс) в ст.48 провозглашает право на труд только для мужчин. Однако в целом предусмотренные законом условия труда достаточно благоприятны для работников (запрещен принудительный труд, сверхурочный труд оплачивается по повышенному тарифу). Минимальный возраст для найма14 лет. Саудовская Аравия не присоединилась к конвенции МОТ об охране трудовых прав.

Так же как и другие отрасли права, трудовое право базируется на нормах шариата. Например, в случае причинения рабочему увечья на производстве суд устанавливает размер компенсации в виде соответствующей доли от суммы выкупа за кровь.

Государственное управление в области трудовых отношений осуществляет Министерство труда и социальных дел. Одним из основных направлений трудовой политики является приоритетное обеспечение занятости коренных саудовцев, на которых приходится лишь 1/4 часть всей рабочей силы в стране.

Уголовное право в Саудовской Аравии остается в целом некодифицированным и применяется преимущественно в форме традиционной мусульманско-правовой доктрины. Наряду с ней действуют также принятые государственными органами нормативные акты.

Мусульманские правоведы разработали классификацию правонарушений, в основу которой положены два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. С учетом этого все правонарушения подразделяются на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на "права Аллаха" (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией - хадд (мн. число худуд). Вторая объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью группу составляют все иные правонарушения - тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как "права Аллаха" (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы.

К категории хадд относятся такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений.

Исходя из такого подхода в Саудовской Аравии принят ряд низамов, которые рассматриваются в качестве актов, фиксирующих наказание тазир за те преступления, в отношении которых шариат предусматривает точные неизменные меры ответственности. К таким низамам можно отнести акты об ответственности за гомосексуализм, подделку документов, фальшивомонетничество, коммерческие злоупотребления и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. В 1961 г. в стране вступил в силу акт о наказании за покушение на жизнь Короля и членов его семьи смертной казнью или лишением свободы на срок до 25 лет. Эти низамы вместе с применяемыми положениями шариата за преступления категорий хадд и кисас реализуют нормы Основного низама о власти, в соответствии с которыми наказание носит личный характер, а преступление и наказание определяются только на основе исламского шариата и предписаний низамов.

Основанное на шариате уголовное право Саудовской Аравии распространяется и на немусульман, в том числе иностранцев (известно немало случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и кисас).

Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.

Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями (за внебрачные половые отношения). Смертная казнь за умышленное убийство применяется по требованию родственников потерпевшего, которые могут заменить это наказание на "выкуп за кровь" (дийя). Право на такой выбор имеют только мужчины - наследники убитого. В 1934 г. размер полного "выкупа за кровь" в случае умышленного убийства был установлен в 1 тыс. риалов, а в настоящее время он составляет 45 тыс. риалов. За телесные повреждения различной тяжести предусмотрена выплата потерпевшему определенной части данной суммы. Этот принцип закреплен также трудовым и транспортным законодательством Саудовской Аравии.

Телесные наказания применяются за некоторые преступления категории хадд (например, за употребление алкоголя или наркотиков предусмотрено наказание в виде 80 палочных ударов), а также за ряд преступлений категории тазир в соответствии с положениями соответствующих низамов.

Помимо обычных (болезненных), применяются и членовредительские наказания. Так, кража, отвечающая всем установленным мусульманско-правовой доктриной критериям, наказывается отсечением руки. В 1960-1980 гг. такая мера применялась достаточно редко, однако в 1990-х гг. случаи отсечения руки участились.

Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах мусульманского права, закрепленных низамами. Вслед за шариатом эти акты не проводят четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Именно на таком принципе построен низам о суде 1975 г., низам о шариатском процессе 1989 г. и некоторые другие акты, которые устанавливают ряд принципов, совпадающих с общепризнанными демократическими основами судопроизводства (формальное равенство всех перед законом и презумпция невиновности, возложение бремени доказывания на истца). Однако характерной чертой применяемых в Саудовской Аравии правил уголовного процесса является сохранение системы формальных доказательств и частно-искового обвинения по ряду тяжких преступлений (например, по убийству). В качестве доказательств приоритет отдается свидетельским показаниям и признанию обвиняемого.

Обвинение (исковое требование) должно быть подтверждено двумя свидетелями-мужчинами, предпочтительно мусульманами, или одним мужчиной и двумя женщинами. Особенно строгие требования шариат формулирует для доказательства внебрачных половых сношений - необходимы показания четырех свидетелей-мужчин. Виновность в таком преступлении может быть доказана и признанием обвиняемого.

По делам о доказанных преступлениях категории хадд помилование невозможно. Однако поскольку признания обвиняемого достаточно даже при отсутствии свидетелей и других доказательств, отказ от признания на любой стадии судебного процесса может привести и к отказу от наказания хадд.

Дела о преступлениях, за которые в качестве санкции допускается смертная казнь, забивание камнями либо отсечение руки или ноги, рассматриваются по первой инстанции общими судами. Приговоры по таким делам выносятся тремя судьями и могут быть обжалованы в апелляционный суд, который рассматривает жалобу в составе пяти судей. Апелляционный суд вправе утвердить приговор либо потребовать от общего суда его пересмотра. Окончательный смертный приговор передается на утверждение Высшего судебного совета и вступает в силу после издания соответствующего королевского декрета.

Судебная система. Органы контроля. В Саудовской Аравии до середины 1970-х гг. система мусульманских судов имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали два апелляционных суда, юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также разбор споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов назначался в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривал один судья (суд в полном составе слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль верховной апелляционной инстанции.

В настоящее время в Саудовской Аравии действует несколько иная судебная система, введенная низамом о судах 1975 г. Она включает суды первой инстанции из одного кади, решающего брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры; так называемые общие суды, рассматривающие в составе трех кади уголовные преступления; апелляционный суд, имеющий палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам, а также Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам. Высший судебный совет состоит из 11 членов, отобранных из ведущих улемов. Судьи назначаются Королем из числа лиц, имеющих высшее религиозно-правовое образование. саудовский право уголовный хадд

К судебным органам относится и Ведомство жалоб, которое выполняет роль административного суда, а также рассматривает любые споры, одной из сторон в которых выступает государство. В стране также действуют специализированные суды - торговые и по рассмотрению трудовых споров.

Всю систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 г.) и Высший судебный совет.

Литература

1. Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 305-327.

2. Ballantyne W. M. Legal Development in Arabia. L., 1980.

3. Lerrick A. and Mian J. Saudi Business and Labor Law. L., 1982.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие мусульманского права, история его происхождения и развития. Основные виды источников мусульманского права, особенности их соотношения с прочими источниками права мусульманских государств трех типов на примере Саудовской Аравии, Йемена и Туниса.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2017

    Анализ изменений в исламском праве в динамике (с исторической точки зрения), роли традиций и инновационных тенденций в его развитии и возможных перспектив. Реформы Танзимата и их влияние на развитие исламского права. Правовая система Саудовской Аравии.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Характеристика особенностей уголовного, гражданского процессуального права и судебной системы США. Рассмотрение содержания Уголовного кодекса и выделение основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая, административная) в Германии.

    реферат , добавлен 26.04.2010

    Изучение обстоятельств и условий становления концепции мусульманского права и его основных источников. Систематизация мусульманского права, начиная с первой крупномасштабной кодификации норм гражданского права Маджаллы. Этимология и структура Корана.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Соотношение системы права и системы законодательства. Понятие нормы права, ее структура и виды. Изучение совокупности действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям. Назначение простой или абсолютно-определенной санкций.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Изучение понятия и сущности источников права. Определение и характеристика системы источников современного права в Российской Федерации. Исследование особенностей закона, подзаконных нормативных актов, судебного правотворчества федерального уровня.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2015

    Соотношение мусульманского права с религиозной системой. Коран, сунна, иджма, кияс. Структура умозаключения по аналогии. Специфика мусульманского уголовного права, три категории правонарушений. Краткая характеристика особенностей судебного процесса.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2016

    Анализ понятия уголовного права, употребляющегося в двух значениях: отрасли законодательства и отрасли права. Изучение методики уголовного права - системы приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий.

    реферат , добавлен 12.05.2010

    Институт права собственности в комплексе норм различных отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного, уголовного. Исследование сущности права собственности в целом и особенностей, разновидностей данного права в частности.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2009

    Ознакомление с общими основаниями и ходом производства формулярного процесса. Характеристика преторских формул и actiones praetoriae. Рассмотрение интердиктов, stipulationes praetoriaes и missio in possessionem как особенных форм судебной защиты.

12 февраля 2015

"Страна двух мечетей" (Мекки и Медины) - так по-другому часто называется Саудовская Аравия. Форма правления этого государства - абсолютная монархия. Географическая справка, краткая история и сведения о политическом устройстве Саудовской Аравии помогут составить общее представление об этой стране.

Общие сведения

Саудовская Аравия - крупнейшее государство на Аравийском полуострове. На севере она граничит с Ираком, Кувейтом и Иорданией, на востоке - с ОАЭ и Катаром, на юго-востоке - с Оманом, а на юге - с Йеменом. Ей принадлежит более 80 процентов территории полуострова, а также несколько островов в акватории Персидского залива и Красного моря.

Более половины территории страны занято пустыней Руб-эль-Хали. Кроме того, на севере находится часть Сирийской пустыни, а на юге располагается Ан-Нафуд - ещё одна большая пустыня. Плато в центре страны пересекают несколько рек, как правило, пересыхающих в жаркий период.

Саудовская Аравия исключительно богата нефтью. Прибыль от продажи "чёрного золота" правительство частично вкладывает в развитие страны, частично инвестирует в промышленно развитые государства и использует для предоставления кредитов другим арабским державам.

Форма правления Саудовской Аравии - абсолютная монархия. Ислам признан государственной религией. Арабский язык является официальным.

Название стране дала правящая в ней династия - Саудиды. Столицей её является город Эр-Рияд. Население страны составляет 22,7 миллиона человек, преимущественно арабов.

Ранняя история Аравии

В первом тысячелетии до нашей эры на берегу Красного моря находилось Минейское королевство. На восточном побережье располагался Дилмун, считавшийся политико-культурной федерацией в данном регионе.

В 570 году произошло событие, определившее дальнейшую судьбу Аравийского полуострова - в Мекке появился на свет Мухаммед, будущий пророк. Его учение в буквальном смысле перевернуло историю этих земель, впоследствии повлияло на особенности формы правления Саудовской Аравии и культуры страны.

Последователи пророка, известные как халифы (калифы), завоевали почти все территории Ближнего Востока, неся ислам. Однако с появлением халифата, столицей которого стал сначала Дамаск, позже - Багдад, значение родины пророка понемногу утрачивало важность. В конце XIII века территория Саудовской Аравии практически целиком была под властью Египта, а ещё через два с половиной столетия эти земли отошли к Оттоманской Порте.

Возникновение Саудовской Аравии

В середине XVII века появилось государство Нажд, которому удалось добиться от Порты независимости. В середине XIX столетия столицей его стал Эр-Рияд. Но гражданская война, вспыхнувшая через несколько лет, привела к тому, что ослабленную страну разделили между собой соседние державы.

В 1902 году сын шейха оазиса Дирайях, Абдул-Азиз ибн Сауд, сумел взять Эр-Рияд. Спустя четыре года под его контролем оказался почти весь Нажд. В 1932 году, подчёркивая особое значение королевского дома в истории, он официально дал стране название Саудовская Аравия. Форма правления государства позволила Саудидам добиться абсолютной власти на его территории.

С середины прошлого столетия это государство стало основным союзником и стратегическим партнёром США в ближневосточном регионе.

Саудовская Аравия: форма правления

Конституцией этого государства официально провозглашены Коран и Сунна пророка Мухаммеда. Однако государственный строй Саудовской Аравии, форма правления и общие принципы власти определяются Основным низамом (законом), вступившим в силу в 1992 году.

Этот акт содержит положение о том, что Саудовская Аравия - суверенное исламское государство, система власти в котором - монархическая. Государственное устройство страны основывается на шариате.

Король из правящего рода Саудидов является также религиозным лидером и высшей инстанцией в отношении всех видов власти. Одновременно он занимает пост верховного главнокомандующего армией, имеет право производить назначения на все важные гражданские и военные посты, объявлять войну и чрезвычайное положение в стране. Он также наблюдает за тем, чтобы общая политическая направленность отвечала нормам ислама и контролирует исполнение принципов шариата.

Органы государственной власти

Исполнительную власть в государстве осуществляет Совет министров. Король занимает пост его председателя, именно он занимается его формированием и реорганизацией. Низамы, одобренные Советом министров, вводят в действие королевские декреты. Министры возглавляют соответствующие министерства и ведомства, за деятельность которых они несут ответственность перед королём.

Законодательная власть также осуществляется королём, при котором действует Консультативный совет с совещательными правами. Члены этого совета высказывают своё мнение по проектам низамов, принятых министрами. Председателя Консультативного совета и шестьдесят его членов также назначает король (на четыре года).

Во главе судебной власти находится Высший судебный совет. По представлению этого совета король назначает и снимает с должности судей.

Саудовская Аравия, форма правления и государственное устройство которой основываются на практически абсолютной власти короля и почитании исламской религии, официально не имеет ни профсоюзов, ни политических партий. Служение иной религии, кроме ислама, здесь также запрещено.