Разделительные и выделительные знаки препинания. Знаки препинания с выделительной функцией Выделяются знаками препинания

§ 1 Знаки препинания

На этом уроке мы рассмотрим основные группы знаков препинания и систематизируем свои знания о них.

Все знаки препинания и правила их постановки в предложениях и текстах изучает особая наука - пунктуация.

Пунктуация является важным средством оформления письменной речи и обладает коммуникативной функцией.

Знаки препинания образуют особую группу всей графической системы русского языка; их назначение - обслуживать те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами.

Знаки препинания служат

rдля того, чтобы способствовать четкости и ясности в передаче мыслей,

rони отделяют одно предложение от другого или одну часть его от другой,

rи выражают ощущения говорящего и его отношение к слушающему.

«Их назначение - указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строя и ритма», - говорится также в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.

В ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений.

Например, можно сравнить постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении:

Молодежь ушла, на вечере стало скучно. (В этом предложении указывается на последовательность событий).

Молодежь ушла - на вечере стало скучно. (Во второй части данного предложения указывается на следствие, результат действия, обозначенного в первой части).

Молодежь ушла: на вечере стало скучно. (Здесь выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части данного бессоюзного сложного предложения).

§ 2 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчиненных выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Так, например, запятая, точка с запятой и тире выполняют разделительную функцию в сложносочиненных и бессоюзных предложениях, эту же разделительную функцию несет и двоеточие, но употребляется между частями только в бессоюзном сложном предложении.

Тире в БСП выполняет разделительную функцию.

А вот выделительная функция свойственна исключительно запятой, которая выделяет придаточное предложение в составе сложноподчиненного предложения.

Например:

Запятые в СПП выполняют выделительную функцию.

§ 3 Особенности русской пунктуации

Необходимо отметить, что правила русской пунктуации обладают большой гибкостью, так как вместе с обязательными нормами существуют указания, не имеющие строгого нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты.

Так, например, авторская пунктуация в сложных предложениях - это такая постановка знаков препинания, которая не предусмотрена правилами, однако допустима, если автор с их помощью передает какой - либо добавочный смысл. К таким знакам чаще всего относятся в сложных предложениях тире, точка с запятой.

Например, К.Г. Паустовский посчитал нужным поставить тире в бессоюзном сложном предложении

хотя нужно было поставить двоеточие.

§ 4 Краткие итоги урока

Подводя итог занятию, можно отметить, что знание пунктуации и функций знаков препинания в сложном предложении крайне необходимо, так как знаки препинания не только указывают на смысловое членение текста и предложений, но и являются важным средством оформления письменной речи.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 399с.
  3. Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.

К выделительным знакам относятся скобки и кавычки, знаки запятая и тире при парном употреблении. При этом неизменно парным употреблением характеризуются скобки и кавычки. Остальные знаки препинания употребляются с обеих сторон выделяемого компонента, если он располагается в середине предложения.

Если же он стоит в начале или в конце предложения, то запятая, тире или (иногда) сочетание запятой и тире используются один раз - после выделяемого оборота или перед ним. Например, употребление запятых, выделяющих в начале и в конце предложения обособленные обороты: Заглядевшись на облака, я вспомнил все последние дни, проведенные на шхуне (Казаков).

Их назначение - выделить в предложении особо значимые части его; такие запятые употребляются при обособлении, при выделении обращений, вводных конструкций, междометий.

Самым употребительным выделительным знаком препинания является запятая - наиболее «нейтральный» Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). - М., 2006. - С.240. среди других знаков, используемых в середине предложения. Выделительные запятые резко расходятся по функции с точкой и точкой с запятой, они в таком случае включаются в иную систему пунктуационных значений, тех, которые свойственны выделительным знакам, в частности парному тире и скобкам. Например:

  • - запятые при обособлении: Я переночевал где-то на окраине, в грошовой гостинице, и рано утром вышел из Севастополя (И.А. Бунин);
  • - запятые при вводных словах и вводных предложениях: Вчера, говорят, мимо нас прошла по большой дороге в отъезжее поле чья-то охота вместе с охотой молодых Толстых (И.А. Бунин);
  • - запятые при обращениях: В самом деле, Петя, скажи-ка ты певчему-то, пусть бы он самовар-то подавал (Горький);
  • - запятые, выделяющие придаточные предложения: Некоторые, кто стоял поближе, нехотя стащили шапки (А.Н. Толстой);

Здесь наблюдается новая градация: запятые, тире, скобки (запятые выделяют части предложения менее значительные и сложные; тире - части более значительные и распространенные; скобки - особенно резко выключают части из состава предложения). Например, употребление выделительных запятых и скобок, запятых и тире, тире и скобок:

  • 1) Нижняя часть лица несколько выдавалась вперед, обнаруживая пылкость страстной натуры, но бродяга (по некоторым характерным, хотя трудно уловимым признакам я сразу предположил в моем госте бродягу) давно уже привык сдерживать эту пылкость (В.Г. Короленко);
  • 2) Нигде во всей России, - а я порядочно ее изъездил по всем направлениям, - нигде я не слушал такой глубокой, полной, совершенной тишины, как в Балаклаве (К.Г. Паустовский);
  • 3) Он стал печален, неразговорчив, а внешние следы бакинской жизни - преждевременная старость - остались у Грина навсегда (К.Г. Паустовский).

Особенно ярко обнаруживается выделительная роль таких знаков при возможности их взаимозаменяемости. Например: Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве-Займище) так же, как он слушал Денисова (Л.Н. Толстой). - Кутузов слушал доклад дежурного генерала, главным предметом которого была критика позиции при Цареве-Займище, так же…

То, что скобки являются наиболее сильным выключающим знаком в сравнении с запятыми и даже тире, подтверждается возможностью употребления их не только внутри предложения, но и абзацев. Как выделительный знак они используются в синтаксических единицах, больших, чем предложение. Например: Восемь без пяти. Готовы все юнкера, наряженные на бал. («Что за глупое слово, - думает Александров, - «наряженные». Точно нас нарядили в испанские костюмы».) Перчатки вымыты, высушены у камина (А.И. Куприн).

Кавычки также служат выделению. Кавычкам выделяют:

  • - цитаты;
  • - прямая речь. Например: Его [Чердакова] спрашивали: «Валька, правда, говорят, в шестнадцатом году ты сбил немецкого аса, на другой день слетал в Германию и сбросил ему на могилу розы?» Он отвечал писклявым голосом: «Ну, а что?» (А.Н. Толстой). Причем, если в форме прямой речи даются размышления персонажа, то кавычки - единственно возможный знак. Например, Сдерживая вздохи, думал: «Вот, встречаешь человека и проходишь мимо рассеянно, а он перед тобой, как целое царство в дымящихся развалинах…» (А.Н. Толстой)
  • - слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т.п. Например: У нас, как я уже говорил, ещё и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим «табель о рангах » и боимся говорить вслух правду о «высоких персонах » (В.Г. Белинский);
  • - названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, пароходов и т.п., являющиеся условными наименованиями. Например: Как сейчас помню, первое, что было прочитано: «Помпадуры и помпадурши» (А. Караваева).

Выделительные знаки различаются не только степенью передаваемого ими выделения, но и функционально. В последнем смысле однозначными являются только скобки - они выделяют только вставки, т.е. дополнительные сообщения. Что же касается запятых и тире, то их функции шире и разнообразнее: они могут передавать различные смысловые, интонационные и акцентные тонкости (особенно тире). Например: У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой - смотришь - и сидит заяц (Пауст.); Все это лето я узнавал наново - на ощупь, на вкус, на запах - много новых слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми (Пауст.); Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы "зарят хлеб", - освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее (Пауст.); Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок - от червонного золота до бирюзы - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь (Пауст.).

Выделительным знаком являются и кавычки. Общая функциональная однозначность кавычек (выделительная) не мешает им иметь разнообразные частные значения.

Прежде всего кавычки выделяют в тексте чужую речь - отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь. Например: Мальчик сказал "смотреть грома", и я вспомнил слова из "Божественной комедии" Данте о том, что "солнца луч умолк" (Пауст.); О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет" (Пауст.).

Кавычки служат средством выделения различных названий - орденов и медалей, литературных произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производственных изделий, марок машин; сортов растений и т.д. Например: Все созданное Пришвиным: и первые его вещи - "В краю непуганых птиц" и "Колобок" и последующие - "Календарь природы", "Кладовая солнца", многочисленные его рассказы и, наконец, тончайший, как бы сотканный из утреннего света, ключевой воды и тихо говорящих листьев "Жень-шень" - все это полно прекрасной сущностью жизни (Пауст.); Он печатался под псевдонимом "Мультатули". По-латыни это означает "Многострадальный" (Пауст.).

Общие функции знаков препинания, а также более частные, реализуемые в семантико-грамматических условиях конкретных текстов, создают почву для индивидуального использования знаков пунктуационной системы. Такие знаки связаны с авторским осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие "слога писателя". Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова - свидетельство богатства ее стилистических возможностей.

Главный принцип индивидуального осмысления знаков препинания заключается не в забвении их функциональной значимости, а в применении знаков в новых, необычных для них (с точки зрения нормативных правил) контекстуальных условиях. Например, тире у М. Горького в позициях, где правилами предусмотрена запятая или отсутствие знака (тире после обращения; тире между подлежащим и сказуемым - личным глаголом, при выделении сравнительных оборотов и т.д.); тире у А. Блока (после частиц, наречных слов с обобщенным обстоятельственным значением) также расширяет сферу своего применения; особой изощренности при употреблении тире достигает М. Цветаева: оно помогает ей "развести" слова при чрезмерной смысловой сжатости, спрессованности ее строки - как поэтической, так и прозаической. Известно также пристрастие И. Бабеля к точке, А. Толстого - к тире и т.д. То есть знаки "авторские" - это знаки излюбленные, отражающие своеобразие ритмики и интонации текста, применение таких знаков препинания включается в авторскую систему литературно-художественных приемов.

Основные правила пунктуации имеют нормативный характер, они относительно устойчивы в практике печати и одинаковы для разных видов письменной речи. Однако сама письменная речь в функциональном отношении разнородна: это речь научная, официально-деловая, публицистическая, художественная. В синтаксическом отношении каждая из этих разновидностей письменной речи обладает спецификой, более или менее ярко выраженной. А поскольку пунктуация прежде всего фиксирует синтаксическое членение речи, то вполне естественно, что она различна в разных по характеру текстах. В лингвистической литературе неоднократно подчеркивалась мысль, что пунктуация не одинакова для различных текстов.

Так, синтаксис научной литературы довольно четок, отличается последовательной связанностью отдельных построений, их завершенностью и полнотой. В научной речи преобладают сложные синтаксические конструкции, с очень развернутой и упорядоченной логической связью между компонентами. В ней преобладают многочленные сложноподчиненные предложения с причинно-следственной и определительно-изъяснительной зависимостью. Научный стиль "тяготеет к речевым средствам, лишенным эмоциональной нагрузки и экспрессивных красок", поэтому в синтаксисе научных произведений, рассчитанных отнюдь не на эмоциональное восприятие, обычно отсутствуют конструкции, передающие экспрессивные качества речи. Для научного стиля не характерны эмоционально окрашенные предложения, умалчивания, недоговоренность, семантико-стилистические тонкости и т.д. Такой синтаксис, естественно, не требует пунктуационной сложности. Пунктуация такого вида литературы стандартизирована и лишена индивидуальной осмысленности. Преобладают знаки, имеющие логико-грамматическое основание: это знаки, членящие текст на отдельные предложения и части предложения, составляющие его структурные элементы (главные и придаточные; однородные члены; среди обособлений - только обязательные, т.е. вызванные структурными показателями).

Пример научного текста: Сложные условия эксплуатации офсетных форм в процессе печатания выдвигают многообразные требования к увлажняющим растворам. Увлажняющий раствор не должен обладать агрессивными свойствами к лаковой пленке, лежащей на цинковой или алюминиевой поверхности, а также пленке ксантата меди на биметаллических формах. Состав увлажняющего раствора должен гарантировать максимальную сохранность коллоидной пленки на поверхности металла, сообщать ей оптимальную степень гидратации, чтобы не нарушать ее структурно-механических свойств и устойчивости при печатании.

Нетрудно заметить, что в тексте нет чисто интонационных и смысловых знаков, которые обычно связываются с индивидуально-авторской манерой изложения. Здесь нет вообще экспрессивных элементов синтаксиса. Случаи употребления знаков абсолютно нормативны: запятые, отделяющие придаточные части от главных; запятые между однородными членами; запятые, отделяющие постпозитивные причастные обороты; точки в конце предложений.

Ряд работ и исследований, так или иначе затрагивающих вопросы стилей, и, в частности, научного, подтверждают этот общий вывод (в качестве особенностей синтаксиса научного стиля приводятся примерно одни и те же черты: насыщенность сложными предложениями с союзной связью; обилие причастных оборотов; отсутствие показателей экспрессивности и эмоциональности; большая средняя длина предложения; слабо выраженный модальный план и т.д.).

В документах официально-деловых (докладах, приказах, отчетах, программах, протоколах, инструкциях, заявлениях и т.д.) синтаксическая структура еще более стандартна (сравнительно с научными произведениями). В таких текстах нет прямой речи, нет сравнительных оборотов; нет уточняющих и разъясняющих конструкций и эмоционально окрашенных синтаксических построений; нет различного рода эллиптических предложений. Общепринятые (подчас единственно возможные) формы изложения и расположения материала приводят к сравнительной "легкости" пользования знаками препинания, их единообразию.

Однако в пунктуационном оформлении и деловых бумаг есть свои особенности. К ним относится, например, выделение частей предложения (каждая часть начинается с абзаца и заканчивается точкой с запятой; иногда, помимо абзаца, ставится еще и тире); нумерация или буквенные обозначения. Таково, например, пунктуационное оформление правительственных и юридических документов, международных договоров и соглашений и т.д.

Итак, стилистический, выразительный диапазон современный русской пунктуации чрезвычайно широк. Однако в основных своих значениях и употреблениях знаки препинания едины в разных литературных текстах. Это единство придает правилам пунктуации необходимую стабильность. Основа этой стабильности - опора на синтаксис.

Выделяющими знаками препинания называются такие знаки препинания, цель которых в предложении – выделение особо значимых его частей. Выделяющими знаками препинания являются знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения со значением добавочного сказуемого и др.

К выделяющим знакам препинания относятся запятые, тире, скобки, кавычки, запятая и тире , а также двоеточие .

Запятые наиболее часто используются при обособленных членах со значением добавочного сказуемого, представленного:

1) обособленным определением (причастный оборот, согласованное определение и др.)

Трава, сгибаемая ударами ветра , ложилась на землю (М. Горький);

Дождь, нудный и бесконечный , все еще лил и лил (Ю. Казаков);

2) обособленным приложением: Орлы, спутники войск , поднялись над горой (А. Пушкин);

3) обособленным обстоятельством (деепричастие, деепричастный оборот, сравнительный оборот и т.д.)

Путешественники, не торопясь , принялись за свой скромный обед (Е. Новов);

Вот ветер, тучи нагоняя , вздохнул… (А. Пушкин);

Пруд местами, как сталь , сверкал на солнце (И. Тургенев);

4) обращением

Дай, Джим , на счастье лапу мне (С. Есенин);

Шуми, шуми, послушное ветрило , волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин);

5) вводным словом или сочетанием слов

А туда, поди , верст пять будет… (Г. Семенов);

В этот день на улице, как говорится , царило большое оживление (Н. Носов);

6) придаточной частью сложноподчиненного предложения: И все, о чем каждый мечтал сам с собой , другой угадал вдохновенной душой (В. Брюсов).

Тире как выделяющий знак используется при вводных предложениях и вставных конструкциях:

Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей (И. Тургенев);

Группы – по три-четрые человека – разбрелись по огромному полю (В. Солоухин);

И необычный – смутный и зловещий – гул доносился от этой страшной, густой, сжатой на узком пространстве человеческой массы (А. Куприн).

Отметим, что в редких случаях тире мы можем встретить и при вводных словах и сочетаниях слов, но это происходит крайне редко и не является правилом. Вводное предложение выделяется тире в силу того, что является самостоятельной конструкцией внутри предложения, но может также – в редких случаях – выделяться и запятыми .

Скобки , как и тире, сопровождают вводные или вставные предложения: Казак был молод (лет двадцать можно было дать ему по виду ), тороплив в движении и особенно в речи (К. Федин).

Чтобы не запутаться со знаками препинания, полезно знать отличия вводного предложения от вставной конструкции . Вводное предложение (как и вводные слова и словосочетания) несет на себе «эмоциональную» оценку сообщаемого: пишущий может указывать на источник сообщения, на свое отношение, на последовательность и прочее. Вставная конструкция вводит в предложение добавочную информацию, которая конкретизирует более общее суждение. Иными словами, вставная конструкция является более самостоятельной единицей.

Кавычки выделяют прямую речь, а также цитаты: «Кубрак, Дубов, спешиться!» – тихо скомандовал Левинсон (А. Фадеев).

Запятая и тире как единый знак используются при выделении слов автора внутри прямой речи: «Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудесный день сегодня!» (И. Тургенев).

Двоеточие и тире как выделяющие знаки препинания применяются в случаях выделения группы однородных членов при обобщающем слове: двоеточие – после обобщающего слова перед однородными членами; тире – после однородных членов, если ими не заканчивается предложение.

Вся природа: и лес, и вода, и песчаные холмы – горит точно багровым заревом (И. Гончаров).

Остались вопросы? Не знаете о выделяющих знаках препинания?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Разделительные и выделительные знаки препинания

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

В сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.

К выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой

Выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.

Задание #2

Вопрос:

Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются...

1) двоеточие

3) запятая

4) точка с запятой

Задание #3

Вопрос:

Выберите предложение с выделительными знаками препинания.

1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.

2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.

3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.

4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложения с разделительными знаками препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.

2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.

3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы.

4) Алевтина сунула голову в шкаф, однако и там никто не прятался.

Задание #5

Вопрос:

Выберите предложение с выделительным союзом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Охотник спустил курок − птица вскрикнула и забила крыльями в воздухе.

2) Тяжелые холодные капли медленно падали со свинцового неба, барабаня по листьям; в отдалении нервно взрыкивал гром.

3) Олег не раздумывал долго: он прыгнул в реку за тонущей девочкой.

4) Когда приходит пора взрослеть, мы с недоумением оглядываемся в свое детство.

Задание #6

Вопрос:

Проявите смекалку. Выберите союзы или союзные слова, перед которыми может стоять разделительный знак препинания.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

4) не только, но и

Задание #7

Вопрос:

В каком случае вы поставите выделительный знак препинания в сложном предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) в предложении нет союзов

2) в предложении есть подчинительный союз

3) в предложении есть сочинительный союз

4) выделительные знаки в сложном предложении вообще не ставятся

Задание #8

Вопрос:

В трех предложениях части разделяются запятыми. И только в одном часть выделяется запятой. Найдите это предложение.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Мой друг хотел идти направо, меня же тянуло налево.

2) Никто не понял, как ему удалось поставить этот рекорд.

3) Я не решил простейший пример, какой же я после этого отличник!

4) Клоун тщательно наносил грим на лицо, а дрессировщик рассеянно щелкал кнутом.

Задание #9

Вопрос:

Вы уже знаете, что в сложноподчинённых предложениях между частями иногда может стоять тире. Прочитайте предложение.

Как быть в такой ситуации ‒ мне решительно непонятно.

Каким знаком в данном случае является тире? Выберите верное высказывание.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Тире является выделительным знаком. Все же это предложение - сложноподчиненное, а значит, его части выделяются знаками препинания.

2) Это сложносочиненное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

3) Это бессоюзное сложное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

4) Тире является разделительным знаком препинания, потому что оно всегда разделяет элементы в тексте и никогда не выделяет их.

Задание #10

Вопрос:

Посмотрите на предложение.

Когда мыслей в голове не стало совсем, поэт выглянул в окно: заснеженный двор выглядел волшебно, и вдохновение пришло само собой.

Сколько и каких знаков препинания вы видите в этом предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) один выделительный, два разделительных

2) два выделительных, один разделительный

3) три выделительных

4) три разделительных

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы:

2) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (3 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (3 б.) Верные ответы: 4; 5;

7) (2 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

10) (3 б.) Верные ответы: 1;