Старинные техники дзю-дзюцу. Дзю-дзюцу Госин-Рю

В переводе с японского дзю-дзюцу означает "искусство мягкости", что указывает на принадлежность этого стиля к так называемым "внутренним" школам. "Дзю" (или, по-китайски, "Чжу") - древний принцип даосской философии - применяется не только в японских системах рукопашного боя, но и в китайских, таких, как тайцзи-цюань, багуа-джан и других. А название одного из корейских стилей борьбы - ю-суль буквально означает "искусство мягкости".

Дзю-дзюцу оформилось в средневековой Японии, сначала как Ерои-куми-ути (борьба в доспехах, но без оружия), а затем и как тай-дзюцу (рукопашный бой). Борьба по принципу "дзю" исключала грубое противоборство сил, а наоборот, предполагала использование энергии противника для проведения приемов. Поэтому большое место в дзю-дзюцу отводится приемам с выведением соперника из равновесия с помощью захватов.

В настоящее время в Японии и во всем мире существует огромное количество школ дзю-дзюцу, среди них такие известные, как дзюдо и айкидо. Активно действует школа Есэйкан, объединяющая традиции дзюдо и айкидо, пользуется уважением древняя школа Дайто-рю, давшая начало айкидо, и Кито-рю, стоявшая у истоков дзюдо. К сожалению, многие школы в ХХ веке отошли от устоев боевых искусств: так дзюдо обратилось в сторону спорта в погоне за олимпийским золотом, а айкидо переродилось в род парных гимнастических упражнений, отстраненных от реальности поединка.

Тем не менее, в основании этих, самых знаменитых ныне, школ лежали истинные принципы Будо. Вот почему многие мастера сейчас обращают взоры к началу ХХ века и стремятся к возрождению боевых искусств в их первоначальном виде. Глубоко уважая традицию и отдавая дань ее усердному изучению, не следует все же останавливаться в развитии. В мире боевых единоборств произошел бурный прогресс за последние несколько десятилетий, и не учитывать его достижений невозможно, если подходит к делу серьезно. Особенно это касается техники нанесения ударов руками и ногами, а также тактики ведения поединка. Именно поэтому современные школы дзю-дзюцу, свято сохраняя основные принципы этого древнего искусства, проводят ревизию технико-тактического арсенала, добиваясь гармонии практической (прикладной), эстетической и духовной сторон единоборства.

Кодокан - школа японского дзю-дзюцу - основан в 1882 году профессором Кано Дзигоро (1860-1938), мастером школ Кито-рю и тенсин Синъе-рю, соединившим технику этих и других направлений, а также приемы традиционного Окинава-тэ в системе Кодокан дзю-дзюцу, позднее получившей название дзюдо.

Современный Кодокан (Кодокан Син-рю) несколько отличается в техническом плане от традиционного, в особенности это касается ударного раздела. Также больше внимания уделяется прикладному разделу, охватывающему приемы самозащиты в нестандартных ситуациях и работу с оружием. Следуя заветам Кано о необходимости гармоничного развития личности и общества в целом, придерживаясь основных технико-тактических принципов ("расшатывания", оптимального приложения сил и т.п.), "новый Кодокан модернизирует и обогащает арсенал старой школы на основе лучших разработок современных видов единоборств.

Техника Кодокан син-рю дзю-дзюцу

Представляют: Таир Нариманов (1 дан дзюдо, 2 дан дзю-дзюцу) и Михаил Когтев (1 кю дзюдо, 2 кю дзю-дзюцу)

Стойки и перемещения.

Основная естественная стойка - шизен-хонтай (или шизентай): ноги расставлены примерно на ширину плеч (чуть больше длины стопы между пятками), носки разведены в стороны под углом 70-90 градусов по отношению друг к другу. На фото 1 показана фронтальная стойка шизентай. Она может быть также левосторонней и правосторонней - в полуоборота к противнику, тогда ее называют камаэ - боевая позиция. (Фото 2).

Широкая защитная стойка - дзиго-хонтай (или дзиготай) применяется в некоторых элементах приемов для понижения центра тяжести и сохранения устойчивости. Дзиготай также может быть фронтальной, вполоборота или боком к противнику. Ступни в этой стойке разведены так, чтобы бедра были почти параллельны полу, а проекция колена совпадала с центром стопы (фото 3). При переносе центра тяжести в сторону передней ноги получается стойка дзэнкуцутай, а в сторону задней - кокуцутай. Другие вспомогательные стойки мы рассмотрим позже. Положение рук в стойках зависит от конкретной ситуации, но различается, в основном, по уровням: верхний (дзедан), средний (тюдан) и нижний (гэдан).

Перемещения производятся чаще всего "челночным" шагом (цуги-аси), когда сначала выставляется вперед передняя нога, как бы растягивая стойку, затем подтягивается задняя. Таким образом совершается перемещение на небольшое расстояние без смены стойки. Аюми-аси ("скользящий" шаг) предполагает смену стойки. Начинает движение задняя нога, скользя строго по прямой до тех пор, пока не окажется впереди на длине стойки. Такой шаг позволяет перемещаться на большую дистанцию одним движением, но он имеет неудобное "открытое" положение в момент смены стойки (когда ноги находятся на одной фронтальной линии). Поэтому очень важно тренироваться в аюми-аси, чтобы выполнять из без малейшей потери равновесия, единым, непрерывным и мощным движением.

Поворот (тэнкан) обычно осуществляется вокруг носка загруженной ноги (на которую перенесен вес тела), когда другая нога описывает дугу в 90 градусов или 180 градусов. Иногда поворот выполняется простым скручиванием бедер и корпуса на носках ног без их перемещения. Такой поворот используется для мгновенного ухода с линии атаки или для выведения противника из равновесия скручиванием.

Технику выполнения атакующих ударов мы рассмотрим отдельно: в кихон-ката (базовой форме). Блоки и другие защитные действия будут описаны в разделе нагэ-вадза (техника бросков).

Броски Кодокан син-рю (нагэ-вадза)

Традиционно броски деляться на 3 основные группы: тэ-вадза (броски руками), тай-вадза (корпусные броски) и аси-вадза (броски с помощью ног). В программе 5 кю (желтый пояс) - 3 броска тэ-вадза, 2 - тай-вадза и 2 - аси-вадза. Мы будем описывать их в порядке, установленном для сдачи экзамена.

1. Котэ-гарами (бросок выкручиванием кисти) .

Выполняется в данном случае как контратака от прямого удара в корпус цки-тюдан. Поставьте предплечье жестко перед собой, чуть отводя атакующую руку внутрь блоком сото-укэ (фото 4, 5). При этом нельзя отводить руку слишком далеко, или уходит с линии атаки, так как в этих случаях трудно будет осуществлять контроль руки противника. Второй рукой перехватите запястье противника и повернитесь на носке передней ноги на 90 градусов, проводя вывод из равновесия в сторону и вниз.

Накройте локтем плечо соперника и контролируйте его руку, зажимая под мышкой приемом ваки-гатамэ (фото 6). Затем перехватите его кулак, разворачивая его ладонью от себя (фото 7), и, сделав шаг вперед, вытяните противника за собой и развернитесь на 180 градусов, подламывая его кисть таким образом, чтобы углы в запястье и локте составили по 90 градусов каждый (фото 8). Соперник при этом должен находиться в неустойчивом и согнутом положении, чтобы не иметь возможности защититься от броска или провести удар. Доворачиваясь еще на 90 градусов в том же направлении и продолжая скручивать кисть от себя и вниз, бросьте соперника (фото 9).

2. Котэ-гатамэ (бросок рычагом кисти) .

Защищаясь от удара ути-кири наотмашь ребром ладони (фото 10), поставьте двойной блок: одна рука блокирует локоть согнутой при замахе руки противника, другая - захватывает запястье (фото 11). При этом необходимо подать корпус вперед, переместив вес тела на переднюю ногу (стойка дзэнкуцу-тай). Затем, вращаясь на этой ноге, выведите соперника из равновесия вперед-вниз, контролируя его руку приемом сото-удэ-гатамэ (рычаг локтя снаружи), как показано на фото 12. Используя сопротивление соперника, сгибающего руку в локте для защиты от болевого приема, захватите его кисть ближней рукой, так, чтобы ваш большой палец уперся в основание большого пальца соперника, а остальные четыре пальца охватывали ребро ладони.

Подломите кисть против естественного сгиба (фото 13) и выведите противника вверх на носки ног, поднимая его предплечье по вертикальной линии. Это движение напоминает взмах мечом над головой (фото 14). Продолжайте поворот и встаньте грудью к противнику. Опустите его руку, выкручивая кисть до предела. Углы в запястье и локте - по 90 градусов, как и в предыдущем приеме, только здесь перегибание и выкручивание проводиться в противоположном направлении (фото 15). Очень важно сохранять контроль кисти соперника до момента его падения (фото 16).

3. Иппо-сэои (бросок через спину захватом одной руки) - относится к корпусным броскам.

Защищаясь от рубящего удара сооку сото-кири (фото 17), поставьте блок ребром предплечья, а другой рукой нанесите хлесткий контрудар кулаком в лицо соперника (фото 18). Это позволит (по крайней мере) отвлечь его внимание и занять на мгновение его руку в защите, что исключит атаку этой рукой, а может быть, и ваш удар и достигнет цели. Захватите атакующую руку противника двумя руками, дерните его к себе и вниз, разворачиваясь к нему боком и понижая стойку до позиции дзиготай (фото 19).

Затем, зажав руку между своими, воздействуйте на нее приемом ути-уде-гатамэ (рычаг локтя изнутри), как показано на фото 20, и плотно прижмитесь плечом к противнику, перенося вес тела на переднюю ногу. Болевое ощущение заставит соперника подняться на носки. В этот момент повернитесь вокруг передней ноги к нему спиной и чуть подсядьте, так, чтобы его центр тяжести оказался точно над вашим (фото 21). Наклоном корпуса вперед, сохраняя болевой контроль руки, перебросьте его через себя (фото 22, 23).

4. Уширо-отоси (бросок назад) .

От прямого проникающего удара ногой вперед маэ-кэкоми (фото 24) уйдите с линии атаки, отводя удар внутренней частью предплечья - гэдан-сото-укэ (фото 25). С шагом цуги-аси сократите дистанцию и захватите ближнюю руку противника, нанося одновременно другой рукой удар в плавающие ребра (фото 26).

Скручиваясь бедрами и всем корпусом, выведите соперника из равновесия назад, блокируя его руку (фото 27). Ближней к нему ногой выбейте его одноименную ногу. Ваша нога должна двигаться сверх-вниз, как бы втыкаясь в ковер, а подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб соперника (фото 28). При этом продолжайте толкать его руками назад и вниз и бросьте к своей передней ноге (фото 29).

Возвращаясь к самому началу приема, заметим, что при возможности следует входить в контратаку шагом аюми-аси со сменой стойки, так, чтобы удалось захватить голову соперника. В этом случае (фото 30) вывести его из равновесия гораздо проще, упрощается и работа ног, так как ваша активная нога находится уже в удобном положении позади ноги противника.

5. О-госи (бросок через поясницу) .

Удар сото-кири (фото 31) парируйте ближней рукой из передней стойки: предплечьем в локтевой сгиб - блок агэ-укэ - снизу-вверх (фото 32). Дальней рукой нанесите хлесткий удар в лицо соперника. Опуская предплечье блокировавшей руки подмышку противника, обхватите его за поясницу (фото 33). Развернитесь спиной, перенося вес тела на дальнюю ногу и, плотно прижимая противника к себе, взвалите его на поясницу (фото 35) и перебросьте одним движением (фото 36).


6. Сото-аси-бараи (подсечка снаружи)
.

В данном случае - подсечка сзади. Отведя удар маэ-кэкоми блоком гэдан-сото-укэ как при подготовке броска назад (фото 37), сократите дистанцию подшагом цуги-аси и захватите плечо или воротник соперника (фото 38). Выводя его из равновесия назад-вниз, подсеките ближнюю ногу стопой в голень (фото 39) и бросьте противника, контролируя его ближнюю руку захватом (фото 40).

7. Ката-гатамэ (бросок рычагом плеча) .

Начало защиты сходно с элементами броска котэ-гарами: блокируйте удар ути-кири двумя руками (фото 41) и проведите контроль локтя сото-удэ-гатамэ с поворотом на носке передней ноги (фото 42). Далее - перехват кисти для "взмаха мечом" (фото 43). Однако после взмаха снова опустите и выпрямите руку соперника, вытягивая ее к своему дальнему бедру одновременно с поворотом на 180 градусов (фото 44). Продолжайте поворот вокруг передней ноги и встаньте боком к сопернику в дзиготай. Контролируйте его руку, зажимая плечо подмышкой с обратной стороны и перегибая локоть: ура-ваки-гатамэ (фото 45). Не давая противнику выпрямиться, развернитесь к нему грудью без перемещения стоп и перегибайте его руку в плече. На фото 46 эта позиция показана с обратной стороны, чтобы уяснить детали. Делая шаг аюми-аси прямо на соперника и продолжая толкать его выпрямленную руку вперед-вниз, бросьте его, контролируя захватом запястье или кисть руки (фото 47).

Семь перечисленных бросков составляют программу желтого пояса школы Кодокан Син-рю наряду с рассмотренными выше болевыми приемами: ваки-гатамэ, ура-ваки-гатамэ, ути-удэ-гатамэ, сото-удэ-гатамэ и ката-гатамэ. Также в программу 5 кю входит комплекс ударов кихон-ката.

Дайто-рю дзю-дзюцу (школа Великого Востока) - это стиль, основанный на традиционных для Японии единоборствах. Создал же данную школу поистине легендарный в масштабах Страны восходящего солнца человек - Такэда Сокаку-Минамото-Масаёси (годы жизни 1858— 1943).

Он был известен еще в те времена, когда только начинал свой путь и уже тогда получил имя «последний великий воин старой Японии». Он оказал огромное влияние на боевые искусства, как и многие его ученики. Сразу целый ряд из них в дальнейшем вставали у истоков совершенно новых боевых искусств, о многих из которых вы наверняка знаете. В качестве примера можно привести Уэсибу Морихэй, который является создателем , а это лишний раз говорит о том, что учения великого мастера действительно были весьма и весьма полезны для самых разных людей.

Такэда отметился тем, что на протяжении долгих лет был единственным человеком во всей стране, который преподавал дайто-рю. Он собственно и создал данное искусство, так как ему всегда хотелось сделать нечто на удивление мощное и в тоже время не слишком сложное в освоении.

У великого мастера даже не было своей школы, где бы он мог на постоянной основе работать с учениками. Напротив, он стремился просто ездить по стране и устраивать в разных ее частях 12-дневные семинары. К нему приходили полицейские, чиновники, работники предприятий и многие другие люди, которые хотели постичь особое искусство, которое не имело тогда никаких аналогов. Сам мастер считает, что за время своих семинаров ему удалось обучить более 30 тысяч человек, а это весьма и весьма внушительный показатель, надо признать.

Такэда жил так, как и должен . Он всегда ходил с традиционной японской одежде, а традициям и обычаям страны и вовсе уделял особое внимание. Для него все это было великой святыней. Свободное время мастер тратил на то, чтобы самосовершенствоваться и создавать свой собственный стиль, которому в дальнейшем можно было бы обучить других.

Он продолжал свое дело вплоть до последних дней жизни и тем самым заслужил уважение от многих людей, так или иначе причастных к боевым искусствам. Его ученики всегда с гордостью отзывались о том, что в свое время имели честь заниматься с ним и признавали, что именно Такэда оказал серьезное влияние на их дальнейшую жизнь.

В общий арсенал Дайто-рю входит 118 базовых приемов, ну а общее число приемов боя голыми руками составляет 348, что заметно больше, чем во многих стилях. Практиковались также бои на мечах и даже на ножах. Сейчас школа Дайто-рю дзю-дзюцу по-прежнему процветает и у дела великого мастера появилось множество последователей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что по-настоящему интересное боевое искусство всегда будет жить и его продолжат практиковать и совершенствовать.


На заметку: вы решили зарегистрировать товарный знак, но не знаете, как это сделать и с чего начать? Тогда вам просто необходимо посетить сайт http://www.tm-reg.ru/ . На этом сайте вы найдёте абсолютно всю информацию о регистрации товарного знака, а также сможете воспользоваться услугами компании, которая может сделать всю работу за вас.

Традиционная школа Фусэн Рю берет начало во времена конца периода Эдо. Основателем Фусэн рю дзю-дзюцу был член семьи Такеда по имени Буцугай. Он также известен в мире как Такеда Гэнкоцу Моцуге. Он родился 3 марта 1794 года в Мацуяма и со временем взял себе имя «Фусэн». В возрасте 6 лет родители отправили его в храм Рютайдзи где он жил до 12 лет, после чего он покинул этот храм и переехал в Дэнпукудзи (сото дзэн) в Гэйшу (Хиросима) где к его имени со временем прибавили уважительную форму обращения к монахам «Ошо».

В тоже время он стал тренироваться под предводительством инструктора тай дзюцу - мастера Такахаши Инобеи Мицумаса. Через 7 лет тренировок он достиг мэнкё кайден в Нанба Иппо Рю. С 19 до 30 лет он путешествовал по Японии, изучая буддизм направления «сото дзэн» и в 31 год стал главным священником храма Сайходзи. Наряду с Намба Иппо Рю Моцуге также изучал Йошин Рю, Шибукава Рю, Кито Рю, Такеноучи Рю, Яги Рю и Секигучи Рю, элементы которых также легли в основу созданного им направления дзю-дзюцу. Основатель школы умер в 1867 году и был похоронен в Сайходзи в Хиросиме.

Известен эпизод, когда Буцугай гулял по Киото и наткнулся на зал организации Шинсэнгуми. Он остановился понаблюдать за тренировкой, что очень разозлило руководителя Кондо Исами, и он набросился с копьем (а по другим источникам – с катаной) на Буцугая. В присутствии целой группы свидетелей основатель Фусэн рю быстро и легко отразил атаку известного самурая, будучи «вооружен» лишь двумя чашками.

В мире Буцугай Фусэн также был известен, как Гэнкоцу. Он был знаменит огромной физической силой. Гэнкоцу означает «твердый кулак», и существует несколько историй о том, как он получил это имя. Говорится, что он был 9 наследником лорда Такеда Шинген (1521-1573), который планировал провести существенные изменения в Японии, но заболел и умер, прежде чем осуществить свой план. Его сын, Такеда Кацуёри был уничтожен объединенными силами Нобунага и Иеясу в 1582, что, согласно ряду книг по истории Японии, обозначило конец влиянию клана Такеда. Следующим в линии был Такеда Садахару, после него Танабе Торадзиро и Танабе Матаемон.

Школа дзю дзюцу Фусэн рю стала широко известной благодаря 4-му Соке Танабе Матаемону, который одержал победу над представителями Кодокан дзюдо, поборов их в партере. Танабе Матаемон родился в префектуре Окаяма в 1869, вскоре после Революции Мейдзи и установления власти императора. В 9 лет он начал изучать дзю-дзюцу у своего деда, Такеда Садахару, и к 17 (по иным источникам, к 22 годам) годам получил полную передачу (мэнкё кайдэн). Со своим отцом, Танабе Торадзиро, он преподавал дзю-дзюцу в различных областях префектуры.

Танабе Матаемон умер в возрасте 73 лет в 1942 году в Осаке. Его школа дзю-дзюцу была основана на классической идее «Дзю ёку го сэйсуру» (податливость победит силу), и по воспоминаниям очевидцев, на тренировках он и его ученики делали акцент на практике «гьяку вадза» - болевых воздействий на суставы.

С 1890 года, когда Танабе переехал в Токио и стал инструктором полицейского управления, начался цикл его матчей против представителей дзюдо начиная с Тобари Такисабуро, также инструктора полицейского управления, который был опрокинут и побежден в положении лёжа.

Есть интересная информация об этом, описанная в сентябрьском сборнике Дзюдо Ревью 1952 года (под редакцией Генри Пли) Кайнаном Синомурой (8 дан дзюдо). Точнее сказать, материал был представлен в статье Грэхема Нобля со ссылкой на К.Синомуру.

«Столкновения между преподавателями государственных учреждений были исключением. Однако общественное мнение сделало это возможным и в январе 1891 был проведен бой, в котором Тобари Такисабуро (тогда 3-й дан Кодокан дзюдо, а впоследствии 8-ой дан), противостоял Танабе Матаемону, эксперту школы Фусэн рю дзю-дзюцу. Не стоит совершать ошибку, рассматривая древнее дзю-дзюцу, как являющееся априори низшим к современному дзюдо.

Танабе сразу же попытался перевести бой на землю, но Тобари старался устоять. После жестокой борьбы Танабе удалось затянуть его вниз и успешно провести удушение, завоевав победу. Тобари, горько разочарованный поражением, начал лихорадочно изучать технику борьбы лежа. Через год после этого он снова бросил вызов Танабе. На сей раз это сразу же было сражением в борьбе лёжа, и снова победителем оказался Танабе. Он был уже известен и от имени древних школ бросал вызовы членам Кодокан дзюдо. Даже Исогай подвергался опасности борясь с ним лежа! Кодокан тогда пришел в выводу, что действительно компетентный дзюдоист должен обладать не только хорошей техникой борьбы в стойке но и хорошей техникой борьбы лежа. Это происхождение знаменитого «нэ вадза» области Кансай. В заключении ко всему этому можно сказать, что Танабе Матаемон способствовал совершенствованию дзюдо Кодокан».

«Я уважаю Тобари и других, таких как он. Даже после того, как они проиграли, они возвратились. Многие другие, проиграв, не имеют мужества вернуться для повторного поединка» - слова самого Танабе Матаемона, произнесенные им после второй схватки с Тобари Такисабуро.

Известно, что Танабе не всегда выигрывал схватки. К примеру, он дважды боролся с Исогаем Хадзимэ в Фукуоке и Киото и оба раза в ничью. Но тогда Кодокан получил подкрепление в лице Самура Кайчо, старшего сына мастера Такеучи Санто Рю Дзю-Дзюцу. Считается, что он изучил дзю-дзюцу у своего отца. «Нэ вадза» Самуры была «ни с чем не сравнимой» в Кодокане. Он присоединился к Кодокану в июле 1898, был аттестован на шодан в октябре 1898, и на нидан в октябре 1899 по случаю его отправки к Бутокукай в Киото. Там он стал помощником главы отделения дзюдо, в котором Исогай был руководителем. Несмотря на то, что он был на 9 лет старше, Исогай практиковал нэ-вадза с Самурой с первого дня, стремясь узнать, как противостоять подобным методам из корю дзю-дзюцу.

В книге Кудо Райсуке "Japanese Judo: Hidden Records" вышедшей в 1972 есть информация о схватке между Исогаем и Танабе. Там сказано, что в конце 1899 года, в Окаяме были организованы выступления по боевым искусствам. Они прошли в мае 1900. Исогай представлял Бутокукай, а Танабе должен был представить Фусэн рю. Пользуясь случаем, Танабе предложил организовать бой между ним и Исогаем.

Исогай посчитал это неразумным, т.к. Окаяма, префектура Хёго - сердце Фусэн рю, Такеучи рю и Кито рю дзю-дзюцу. Последователей корю дзю-дзюцу тут было много и Исогай знал, что Танабе будет в этом районе особенно жестким конкурентом. Для схватки Исогай провел несколько месяцев интенсивных тренировок с Самурой, сосредотачиваясь на нэ вадза. Он знал, что Танабе не станет пытаться победить бросками, а уподобится змее, пожирающей лягушку: сначала захватит ногу, потом тело, потом вымотает противника и, когда тот устанет, проведет свой прием. Он был очень компетентен в болевых и удушающих приемах. Поэтому, в этом матче (который судил Имаи Котаро из Такеучи рю) Исогай контролировал руки и ноги и прижимался к Танабе, не давая ему провести удушение или залом. Толпа поклонников Танабе кричала судье о том, что таким образом тянется время, но тот продолжал поединок. Для того чтобы разорвать схватку и начать снова Танабе попытался вытянуть Исогая за границу татами, но зная его стратегию Исогай не позволил этому случиться, всем телом вытолкнув их обратно. К этому моменту время схватки истекло.

Существует также отчет о матче 1900 г, который посетил сам Император. Отчет был напечатан в ежемесячнике Кодокана Дзюдо Мэгэзин или Дзюдо Интернейшнл (французско -японский проект). Известно, что на этих соревнованиях были разрешены болевые приемы на руки и ноги и представитель Кодокана попался на выкручивание ноги «ашигарами». Одним из участников был Танабэ Матаэмон и известно, что он одержал множество побед приемами нэ вадза.

Танабэ Матаемон был титулован и принят на службу как в Бутокукай так и Кейшихо и преподавал там вплоть до поздних лет жизни.

Имаи Котаро, Исогай Хадзимэ и Танабе Матаемон участвовали в первом комитете дзю-дзюцу сэйтэй гата в Бутокукайi в 1906. Считается, что эта встреча оказала большое влияние на программу Кодокан дзюдо.

В книге Оимацу «Пятьдесят лет дзюдо» есть информация о последователях Танабе Матаемоне и Фусэн рю. Оимацу был не только Генеральным Менеджером Кодокана на протяжении нескольких лет, но также профессором Токийского университета. В своей книге он пишет: «Тани был учеником Танабе Матаемона в Кобе, под его руководством он и освоил Фусэн рю дзю дзюцу. Перед началом японо-русской войны 1904-5 гг. он отправился в Америку, а после вместе с Мицуё Маэда, Шинширо Сатаке, Акитаро Оно и Таро Мияке объехал Европу, собирая лучших боксеров и борцов». Неизвестно, владел ли еще кто-либо из этой группы, кроме Юкио Тани Фусен рю. Известно, что Маэда и Сатаке путешествовали по Южной Америке, где вероятно, обучали основателей бразильского дзю-дзюцу».

Надо заметить что в интервью 1906 года, известный борец Уениши упоминает, что вместе с Юкио Тани тренировался в Осаке в додзе мастера Хандо, которые активно контактировал с Танабе Матаемоном и додзе которого, по некоторым данным посещали многие дзюдоки того времени.

Юкио Тани (1881 - 1950) стал, вероятно, наиболее известным бойцом Англии, а возможно, и Европы, прославившимся проведением сотен, если не тысяч схваток с противниками любого веса и размера. Многие его последователи стали известными мастерами дзю-дзюцу и дзюдо.

Один из его друзей и учеников, Отани Мацуру стал руководителем Британского Союза Дзюдо. Таким образом, многие элементы техники и тактики Фусэн рю попали в Джукошин рю, школу Брайана Чика, одного из ближайших учеников Отани сэнсэя.

Сейчас школа фусэн рю существует в нескольких регионах Японии и её центр находится в провинции Окаяма. Надо сказать, что раздел спортивной борьбы лежа там практически не представлен. Это странно, и по этому поводу есть следующее мнение: некоторые специалисты считают, что раздел «нэ вадза» был разработан Танабе Матаемоном специально для борьбы с дзюдоками и, хотя и был основан на идеях его школы, но не являлся её непосредственной частью. Поэтому он передавал его только спортсменам, среди которых впоследствии было много дзюдока. Позже этот раздел превратился в то, что сейчас иногда называют «косэн дзюдо». Таким образом, последователи Соке Танабе сейчас просто передают классическое направление корю дзю-дзюцу, а нэ вадза изучается лишь теми, кто тренируется в косэн дзюдо. Однако ряд приемов, выполняемых на коленях есть в современной программе фусэн рю, а также есть группа воздействий на суставы, которые оканчиваются в положении лежа.

Приведенный ниже рассказ была напечатан в Дай-Ниппон Дзюдо-ши (История Японского дзюдо) в 1939 году. Он озаглавлен «Танабе Матаемон о Фусен рю дзю дзюцу».

«Гэнкоцу Ошо (Моцуге Цендзи) был лоялистом (по отношению к императору). Он преуспел в восемнадцати боевых искусствах, тядо (чайной церемонии), поэзии хайку, каллиграфии и увлекался старинными реликвиями. Он был очень сильным человеком, о чем повествуют множество историй. Его умственная сила, полученная в результате практики дзэн объединялась с силой физической, и говорили, что ему никогда не приходилось использовать всю ее мощь против кого бы то ни было. Вероятно, наиболее известная история о чикара курабе (тестирование силы) связана с огромным борцом сумо в храме Саиходзи в Онимичи. В знак победы Гэнкоцу Ошо оставил отпечаток костяшек на деревянном столбе храма. Если вы спросите местных, они подтвердят, что отметины от костяшек бережно хранятся по сегодняшний день.

Одну историю о том, как Гэнкоцу посетил дом моего дедушки Садахару, я слышал от родителей. Когда они беседовали и пили чай, Гэнкоцу сказал: «Я забыл привезти тебе подарок». После чего он поднял чашку с чаем и прижал ее к деревянному столбу. Другой рукой он прижал ее с обратной стороны. После, с выкриком, он крепко сдавил их - дом вздрогнул. На чашке остались опечатки трех костяшек; она до сих пор находится в семейном хранилище.

В последние годы мой отец Танабе Торадзиро служил клану Мацудайра, и по рекомендации Моцуге Цендзи я преподавал в известной школе каллиграфии в Киото.

Жесткая тренировка Маита Наши (не сдаваться)

Я (Танабе Матаэмон) впервые получил наставления в дзю-дзюцу от своего отца - Танабе Торадзиро, когда мне было 9 лет. Я взял старомодное имя Матаэмон, потому что хотел стать лучшим мастером дзю-дзюцу в Японии, и к тому же мой отец был похож на знаменитого мастера меча Араки Матаэмона. Несмотря на то, что отец довольно трепетно относился ко мне, во время тренировок дзю-дзюцу, поблажек он не делал. Неважно, кого он тренировал - он был безжалостен. Такие тренировки для меня, как для ребенка, были очень жестокими, и, возможно, поэтому я плохо рос. Поначалу мне не очень нравилось дзю-дзюцу, но однажды, надев тренировочное ги, я не захотел проигрывать и начал стараться изо всех сил - так, сам того не осознавая, я стал постепенно продвигаться.

Когда мне исполнилось 14 лет, мы с отцом отправились путешествовать по различным додзё. Почти все мои противники были больше меня, но я не видел смысла сражаться со слабыми. Так как я постоянно тренировался с взрослыми, мне пришлось смириться с травмами. В результате, несопоставимость силы моих рук с силой противников, и тот факт, что я должен тренироваться с такими людьми, сыграли мне на руку.

Первый опыт соревнования я получил, когда мне было 14. Произошло это в маленькой деревушке в префектуре Окаяма, куда мы отправились с отцом. Взрослые соперники не хотели сражаться со мной из-за моего малого веса и роста, но, в конце концов, согласились. Первой проблемой, с которой мы столкнулись, был выбор подходящего соперника. Я сам выбрал сидящего напротив меня силача. Я подумал, что если мне все равно, выиграю или проиграю, можно взять самого сильного. Он оказался местным учеником Нагаёши, тренировался в сумо и немного владел дзю-дзюцу. Отец разволновался и сказал, что различие в физической силе огромно, и с моей стороны неразумно получить травму, мне следовало выбрать кого-то другого. Но я настоял на своем.

Мы начали поединок с традиционного тачиай (сумо). Я потянул его к себе, но не давал подойти слишком близко. Потом, наклонившись довольно низко, мне удалось схватить его за оба бедра и закрутить, не сокращая дистанцию. Хотя я был гораздо меньше и моложе, поединок закончился вничью. По окончанию поединка прозвучали громкие аплодисменты, чем отец был очень доволен. До сих пор помню его похвалу.

Тренируясь с учениками отца, я никогда не допускал проведения удушения или залома. В 15 лет я-таки попался на залом, вследствие чего локоть вылетел с громким хрустом. Моя тактика заключалась в выжидании удобного момента для освобождения - когда противник устанет. То же касалось и удушений. Эта способность выдерживать заломы и удушения открывала широкий стратегический спектр. Вскоре меня стали называть «Нэ вадза Танабе».

В 17 лет я участвовал в смешанных соревнованиях по сумо и дзю-дзюцу, состоящих из десяти схваток за неделю. Все мои противники в сумо в среднем весили 250 фунтов; я победил всех, кроме одного, по имени Кандагава, который был настолько толстый, что я нигде не мог обхватить его.

Мое мастерство дзю-дзюцу во многом зависело не только от хороших учителей, хотя я действительно освоил множество приемов от отца. Я всегда выбирал сильных соперников и никогда не сдавался, невзирая на травмы или слабость. Именно так оттачивалось мое дзю-дзюцу. Это заставило меня разработать различные способы использования силы противников. Например, я пришел к тому, что назвал Унаги но Осаеката (удержание угря). Как вы знаете, если прижать угря рукой - он уползет, но если вы аккуратно положите руку - его можно поймать. Позже последовала техника змеи и лягушки - эта техника борьбы в партере, поражающая соперников подобно тому, как змея медленно заглатывает лягушку.

Когда мне было 22, я отправился в Токио. В том же 1890-м году полиция Токио (Кейшихо) назначила меня мастером боевых искусств (шиханом), и я провел несколько лет преподавая дзюдо/дзю-дзюцу в различных школах. В 1906 я стал дзюдо Киёши (учителем). Я оставил работу мастера дзю-дзюцу/дзюдо в 1922, когда мне было 53 года. В 1927 Бутокукай присвоил мне титул Ханши (мастер) в дзюдо».

Интересно описание тактики змеи и лягушки, данное Танабэ Матаемоном: «Змея не может сразу же проглотить лягушку. Поэтому она сначала захватывает одну ее ногу, потом вторую, затем затягивает тело и таким образом медленно и неизбежно поглощает её. Не важно, что делает лягушка, она не в состоянии вырваться. Для победы или поражения принцип удержания угря и змеи поедающей лягушку очень важны».

Линия приемственности: Моцугай Фусэн - Такеда Садахару Йошитака - Танабе Торадзиро Йошисада – Танабе Йошиширо Йошимицу (Матаемон) – Накаяма Эйзабуро Йошиюки – Накаяма Каза – Иноуэ Казутоши Йошицугу. Также мэнкй кайдэн получил Масумото Такасама возглавивший «Бункей» в Осаке.

1 938

Термин дзю-дзюцу (джиу-джицу) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя включающие в себя технику защиты и нападения без оружия, а также с различными видами оружия. Он состоит из двух слов: «дзю», что значит «мягкий», «гибкий», «податливый», «уступчивый», и «дзюцу» — «техника», «способ». Получается, что дзю-дзюцу в буквально переводе означает «мягкая, податливая техника».

Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к образу упругой ивы, которая под грузом снега сгибается и сбрасывает его с себя, в отличие от могучего дуба, который терпит до последнего и с треском ломается под тяжестью нагрузки.

Дзю-дзюцу — искусство рукопашного боя самураев

Техника современного дзю-дзюцу на 55−65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35−45% составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые подручные предметы. В частности, «классическими» его видами считаются, катана (самурайский меч), вакидзаси (короткий меч), нагината (секира), яри (копьё), дзё (дубинка длиной от 100 до 130см), явара (палочка длиной от 15 до 30,5 см), бо (шест длиной в 1,8- 2,5 метра), а также ходзю (веревка или пояс) и танто (обычный нож).

Первую школу рукопашного боя близкую к технике дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноути Хисамори на острове Кюсю. Согласно легенде, ему во сне явился монах-отшельник, раскрывший секреты боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах.

Вторая версия связывает распространение дзю-дзюцу в Японии с именем китайского эмигранта Чэнь Юаньбина, нашедшего пристанище в буддийском храме Секоку-дзи в городе Эдо (нынешний Токио). Будучи мастером циньна, китайского искусства заломов и захватов, он открыл в 1558 году школу при храме, где обучал своей технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. Трое учеников Чэнь Юаньбина впоследствии основали собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю и Исогаи-рю.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Он отправился в Китай для расширения своих познаний в боевых искусствах и познакомился там с рядом местных единоборств, в частности, тайцзи-туйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько тысяч приемов рукопашного боя, которые и составили основу дзю-дзюцу. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу — «поддаться, чтобы победить».

К 1650 году уже насчитывалось более четырехсот, преподающих дзю-дзюцу по всей Японии. Техника стала включать в себя большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам, этот раздел техники получил название «атэми-вадза».

На протяжении более трехсот лет дзю-дзюцу культивировалось исключительно в семейных школах самурайского происхождения. Наиболее известными из них были Арагаки-рю, Кито-рю, Косин-рю, Есин-рю, Реи синто-рю, Синсин-рю и некоторые другие. В первой половине XIX века мастер Исо Мутаэмон в Эдо основал школу Тэнсин Синъе-рю, основу техники которой составили удары по уязвимым местам тела (атэми) и приемы, позволяющие выворачивать суставы. Перед тем как основать собственную школу, Исо отправился в путешествие по различным додзэ в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить необходимые науки.

До реставрации Мэйдзи простолюдинам категорически запрещалось изучать технику дзю-дзюцу, но после 1868 года положение изменилось. Более того, в начале ХХ века несколько японских наставников открыли свои школы в Европе и Америке. Сегодня существует около пятидесяти семейных школ японского происхождения, филиалы которых разбросаны по всему миру. Крупнейшая из низ — школа Хакко-рю.

Современным школам дзю-дзюцу разрешено включать в свою программу те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны, поэтому в арсенале дзю-дзюцу в наши дни можно встретить все известные приемы боя, соответствующие принципу «уступания», ложной податливости. В каждой школе могут преобладать либо болевые приемы, либо броски через бедро или корпус, либо тычковые или рубящие удары по болевым точкам тела противника.