Какие модели классового деления общества? Индустриальное общество: описание, развитие, черты и признаки Что такое индустриальное общество.

А теперь посмотрим, что представлял собой человек нового типа, творец индустриального мира и был ли он счастлив. Новое общество, безусловно, дало ему не только материальные блага, но и ощущение себя свободной автономной личностью: он мог выбирать религию, политические взгляды, профессию по своему усмотрению, имел право на собственность, преуспевание и карьеру, независимо от происхождения. И эти многочисленные права были прочно защищены законами и демократическими институтами.

И вместе с тем, как отмечали многие авторитетные авторы, индустриальное общество стремится доминировать над каждым отдельным человеком, который парадоксальным образом становится еще более несвободным, чем раньше, несмотря на демократию. В этом плане не случайно, а скорее закономерно, что тоталитаризм стал одним из горьких плодов индустриальной цивилизации. Он стал возможен в эпоху веры во всемогущество социальной инженерии – плановой, рациональной перестройки общества, когда человек, сам того не замечая, постепенно превращался в деталь производственной и государственной машины, утрачивая способность самостоятельно мыслить и принимать решения. Настоящие тоталитарные режимы, подобные сталинскому режиму в России, считаются современными социологами нежелательными и непродуктивными, но вполне возможными вариантами планируемого массового общества . Однако тоталитаризм в смягченной, завуалированной форме может присутствовать и в самых демократических государствах. На это указывал, в частности, Э. Фромм: «Мы не замечаем, что стали жертвами власти нового рода. Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды… Индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, в котором все и вся инструментализировано; и сам он стал частью машины, созданной его собственными руками. Он знает, каких мыслей, каких чувств, каких желаний ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с этими ожиданиями, утрачивая при этом свое «я»…».

Главным критерием оценки человека в индустриальном обществе является его соответствие требованиям системы, способность выполнять те или иные функции. Все, отклоняющееся от заданных образцов поведения, подавляется. Тотальный надзор и «охват» человека, который для общества предстает, прежде всего, служащим, начинается со школьной скамьи и продолжается дальше, во всех сферах его деятельности, где приходится постоянно доказывать свою пригодность и эффективность. В результате человек регрессирует, его душа «овеществляется», индивидуальность выхолащивается. Так появляется «человек массы», которого Г. Маркузе называл «одномерным», а Д. Рисмэн – «человеком-локатором»: он перестает быть собой, живет и действует в соответствии с общепринятыми стандартами и, что самое печальное, нуждается в навязанных извне стереотипах , т.е., в сущности, незаметно для себя теряет свободу и даже перестает нуждаться в ней. У такого человека нет ничего постоянного: ни традиции, ни культуры, ни религии, ни морали. Цели и ценности постоянно меняются – в зависимости от людей, на которых приходится ориентироваться, ибо главный девиз – «я такой, каким я вам нужен». Постоянна лишь зависимость от других и поиски одобрения общества, а также тревога, неуверенность в себе, стремление одолеть конкурентов, беспокойство и бесконечное одиночество. Все это приводит к кризису идентичности, к отсутствию постоянных привязанностей, устойчивого «Я», к атрофии эмоциональной сферы.

В результате, получив, казалось бы, все возможности для самореализации, развития своих творческих сил, человек оказался в рабской зависимости от своего же собственного эгоизма, воплощенного в обществе, где торжествовало «всеобщее потребление» и «индустрия развлечений».

Подведем итоги анализа индустриализма. Индустриальное общество оптимально соответствовало четвертой стадии развития творения. Оно открыло самые широкие перспективы для реализации всех желаний эгоистического свойства: физических, телесных – за счет технического прогресса; желаний богатства, славы и власти – благодаря демократическим свободам и либеральным ценностям; жажды знаний – за счет бурного развития науки, отношение к которой приобрело характер культа. И, наконец, человек получил на какое-то время возможность почувствовать себя полновластным хозяином, «богом» в том искусственном мирке, который он создавал своими руками, и который рисовало ему эгоистическое восприятие. Этот искусственный технологический универсум ошибочно принимался за мир настоящий, законы, придуманные эгоистическим сознанием, экстраполировались на Природу, хотя в действительности они все больше и больше вступали с ней в противоречие. Общество, построенное на таких непрочных и «неправильных» основаниях, не могло существовать долго. Однако его влияние на окружающий мир достигло огромных масштабов, втягивая в четвертую стадию те страны, в которых коллективистские принципы и религиозные нормы еще продолжали сдерживать развитие эгоизма.

Западная модель общества волнами проникала в самые отдаленные уголки планеты. Большую роль в этом процессе сыграла колониальная политика: ее результатом стало формирование капиталистической мир-системы, в начале ХХ в. охватившей большую часть планеты. К 1914 г. европейцы или бывшие европейские колонии контролировали 84 % поверхности суши. В 1900 г. Британская империя, над которой никогда не заходило солнце, простиралась на 11 миллионов квадратных миль и насчитывала 390 млн. человек

Исследованиями, связанными с большим комплексом проблем, что относятся к социальной структуры общества, социальных групп социальных отношений в ней, призвана заниматься такая социологическая теория, как к теория социальной структуры (или социология социальной структуры.

В настоящее время существуют две влиятельные теории социальной структуры общества, разработаны. К. Марксом и. М. Вебером. Идеи этих исследователей стали большим вкладом в дальнейшее ее развитие

Согласно идей. Карла. Маркса, классы - это большие группы людей, которые имеют прямое отношение к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свою жизнь. Задолго до появления промышленности, средства произ водства непосредственно состояли из земли и инструмента (орудий труда).

В до индустриальном обществе существовало два класса: аристократы и дворяне; рабовладельцы, имевшие землю и рабов; классы, которые активно использовали в производстве землю, но не владели им - рабы и в свободные крестьян.

В индустриальном обществе появляются два новых класса: те, кто владеют средствами производства - промышленники или капиталисты и те, кто продает свой труд - рабочий класс или, по. Марксу, пролетарии а.

Маркс показал, что отношения между ними строятся на эксплуатации. В феодальном обществе эксплуатация принимает форму прямой зависимости одних людей от других. В капиталистическом обществе источники экспл луатации менее очевидные. Маркс уделяет большое внимание описанию их природы, раскрывая сущность неравенства, которая существует при капитализмезмі.

Кроме двух основных классов - того, кто владеет средствами производства, и того, кто ими не обладает,. Маркс иногда называет крестьянство третьим - промежуточным классом. Этот класс остался от предыдущего типа изде обництва.

Маркс уделяет внимание расслоению внутри классов. Примерами этого расслоения являются:

а) конфликты внутри высшего класса между банкирами-финансистами и промышленниками-капиталистами;

б) разница интересов между представителями малого бизнеса и обладателями крупных корпораций (обе эти группы относятся к классу капиталистов, хотя политика, которую проводят крупные бизнесмены, не всегда соотв знает интересам малого бизнеса)

) внутри рабочего класса существуют различия в условиях жизни большинства рабочих и тех, кто долгое время не имел работы и тд

Марксова концепция классов в своей основе сводилась к объективной структурной экономического неравенства в обществе

Мнения. Макса. Вебера формировались под влиянием теории. К. Маркса, но в подходе к рассмотрению теории классов их взгляды расходятся. Хотя. Вебер соглашался с. Марксом в том, что основой распределения обществ ва на классы есть объективные экономические условия, он рассматривает гораздо больше экономических факторов, влияющих на формирование классов. Согласно. Веберу, деление на классы существует не только за счет овладения человеком собственностью или осуществление полного или частичного контроля за средствами производства, но и за счет экономических различий * не имеющих прямого отношения к собственности. Таковы, например, нави ки и квалификация, которые определяют тип деятельности работника. Квалификация, наличие диплома, умения и навыки работника также являются основаниями деления общества на класскласи.

Макс. Вебер рассматривает также два других основания системы стратификации. Это - статус человека и его партийную принадлежность. Статус раскрывает различие между социальными группами или индивидами по их социал льным престижем в обществе. Различия людей по статусу отличаются от различий по их принадлежности к тому или иному классу. Привилегированные группы по своему статусу включают людей, которые посид ають престижное место в социальной структуртурі.

Владение собственностью ведет, конечно, к более высокого социального статуса человека, однако здесь существуют немало исключений. Если принадлежность человека к классу зависит от объективных факторов, то статус чел ловека зависит от субъективных. К ним относятся: уровень и тип образования, квалификация, специфический стиль жизни индивида или группы и тт.д.

Принадлежность к той или иной статусной группы определяется также принятием соответствующих ценностей и верований, соблюдением обычаев и правил поведения, подчеркивающие отличие данного общества от д других. Классовые же различия зависят от экономических факторов: владение собственностью и заработкау.

Важным аспектом власти, по мнению. Макса. Вебера, выступают в современном обществе партии. Они влияют на социальную стратификацию независимо от классов и статуса человека

Партия представляет собой группу индивидов, имеющая общие цели и интересы и ведет совместную деятельность

По этому вопросу наблюдаются расхождения во взглядах. К. Маркса и. М. Вебера. Маркс пытается объяснить как различия в статусе человека, так и его партийную принадлежность с точки зрения класса, к которому е др. належитить.

Вебер же считает, что партии могут включать людей из разных классов общества, то есть они могут быть основаны, например, на религиозных, националистических и других идеалах

Мнения. М. Вебера на теорию стратификации оказываются чрезвычайно важными в методологическом плане, поскольку они показывают, что помимо классовых различий, влияние на жизнь и деятельность людей имеют другие и виды социальных видминностей.

С определенной долей модификаций идеи. К. Маркса и. М. Вебера используются в социологии и сегодня. У каждого из них есть свои последователи их идеи имеют как определенные точки соприкосновения, так и различия

Американский социолог. Е. Райт, развивая положения. Маркса, обращается также и к теории. Вебера. С точки зрения. Е. Райта, в современном капиталистическом производстве существуют следующие виды контроля над эконо омическими ресурсами, что и дает возможность определять классы: контроль над денежным капиталом, контроль над физическими средствами производства (землей, заводами и тд), контроль над властью рабопраці.

Е. Райт считает, что к классу капиталистов относятся люди, которые осуществляют контроль над всей системой производства. Рабочий же класс, не осуществляет никакого контроля. Между этими двумя классами существует промежуточный клас ас, представители которого способны влиять лишь на некоторые аспекты производства, но лишены права осуществлять контроль над другими сферами производственной деятельности. Например, образ жизни служащих или проф есионалив-управленцев подобный образа жизни людей, занимающихся физическим трудом. В то же время, они осуществляют значительно больший контроль над средствами производства и процессом труда, по сравнению с заработной ичим классом. Это класс, представители которого не являются ни капиталистами, ни работниками физического труда, хотя имеют общие черты, как с теми, так и с другиміншими.

Мнения известного британского социолога. Ф. Паркин более близкие к взглядам. М. Вебера, чем. К. Маркса. Он соглашается, что собственность на средства производства является основным признаком классовой структуры обществ ва. Вместе с тем,. Паркин считает, что собственность выступает лишь одной из форм социальной препятствия, которое он определяет как процесс, в результате которого отдельные социальные группы пытаются получить тотальный контр оль над средствами производства, ограничивая доступ к ним. Кроме собственности, социальная препятствие включает различия в статусе человека, а также этнические, языковые, религиозные различияності.

Класс - понятие, употребляемое в социологии в нескольких знамениях:

для обозначения социальных страт, составляющих особую,"открытой"системы социальной стратификации, характерной для индустриального общества. Для нее, в отличие от"закрытых"кастовой и сословной с систем стратификации, характерен преимущественно достижимый статус,"открытые"социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);

как теоретическое (аналитическое) понятие, что лежит в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии есть две влиятельные классовые теории - марксистская и веберовская

В марксизме класс используется как самое общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием вид деление классов считается собственность на средства производстваа.

Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов - эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим действующей ником социальных смиін.

Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия"класс в себе"- это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и"класс для себ бе"- класс, произвел классовое самосознаниеь.

Таким образом, в марксизме классы - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее ча ас остается одной из самых влиятельныхх.

веберовской теории класса альтернативная марксистской. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяемые в экономической иерархической структуре, т.е. как и у. Маркса, классы у. Вебера - это"экономические классы"Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позицияях.

В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значения - только в су участниками индустриальном обществе, прежде капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества.

Постиндустриальное общество часто определяют как"посткласове", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социально й мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиватьсяя.

Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по. Веберу, есть категория людей, разделяющих похожие"возможности жизни", прежде всего перспективы соци иально мобильности, возможности выдвижения на более высокие статуси.

Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому. Вебер выделял четыре"экономические классы"- класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно. Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и ка-листе. Кроме эконом ичних факторов. Вебер выделял и другие факторы, что ведут к социальному неравенству частности, как важнейшие он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо"экономических классов"и классовой структуры возможно иснув. Ання в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и тп) и социальных групп, выделяемых в этих иерархических структурауктурах.

Существует тесная взаимосвязь между жизненными возможностями и социальным классом. Люди делятся на группы в соответствии с тем социального положения, которое они занимают в обществе

Существуют определенные вещи, которые некоторые люди не могут делать только потому, что им это не разрешено из-за их социальное положение; другим людям, напротив, это может быть посильным, поскольку они занимают более выгодные не положение в общественной иерархи.

Социальное неравенство приводит различные жизненные возможности. Социальное неравенство - это структурированный и систематический феномен, который влияет на людей из разных социальных классов в течение всей жизни социальными на стратификация как закреплена в обществе неравенство обусловливает жизненные возможности людией.

Итак, жизненные возможности - это определенные благоприятные возможности, которые индивиды имеют (или которых они не имеют) для участия в определенной общественной деятельности, для достижения определенных целей и реализации своих интересе ей и потребностей. Например, некоторые люди рождаются в очень обеспеченных семьях и поэтому имеют возможность учиться в самых лучших частных школах. Другие дети с такими же же интеллектуальными способностями, которые на родились в бедных семьях, не имеют возможности учиться в таких школах, поскольку их родители не в состоянии платить за обучениеня.

Интеллектуальные способности первых развиваются в полной мере, тогда как способности последних, возможно, не будут иметь развития из-за низкого уровня качества обучения тех школ, в которых они учатся. Ребенок с обеспеченной семьи имеет, таким образом, большие возможности, чем ребенок из бедной семьи, хотя они и имеют одинаковые природные данные. Они начинают жизнь с разными жизненными шансами только потому, что их семьи занимают различные позиции в социальной структуре общества. Итак, разные жизненные возможности некоторые исследователи склонны рассматривать как следствие социальной стратификацийції.

Социальный класс составляют люди, которые имеют примерно одинаковые условия жизни, жизненные шансы и возможности. Американский социолог. Л. Уорнер приводит, например, следующие признаки класса: род занятий, источник и размер прибыли, район проживания, тип жизненнотя.

Существуют различные модели классового деления общества. Наиболее часто используют трех или девьятикласни модели. Трьохкласна модель делит общество на высший, средний и низший классы

По мнению большинства социологов, средний класс имеет сложную структуру, поскольку объединяет и бизнесменов, и людей наемного труда (интеллигенцию, управленцев и тд), это может быть три четверти всего населе ения. Рост среднего класса наиболее часто связывают с развитием образования. При этом, традиционно рост среднего класса рассматривается как источник стабильности и расцвета общества. В девьятиклас ней модели каждый основной класс, в свою очередь, делится на три подкласса: высший, средний и низший. Трьохкласна модель общества более ярко, чем девьятикласна, показывает социальное неравенство между людьми мы, основанная на разных жизненных возможностях; в то же время, девьятикласна модель имеет преимущество в обнаружении нюансов в положении, которое занимают люди определенного социального класса. Например, в. США отличные во в прибылях человека, которая относится к низшему подклассу среднего класса, и человека, входит в высший подкласс того же класса, может составлять 50 тысяч долларов в ре на рік.

В трьохкласний модели они могут быть отнесены к категории людей, которые входят к среднему классу. Но человек, имеет дополнительные 50 тысяч долларов ежегодно, имеет большие возможности удовлетворять свои потребности еби и интересы, чем первый человек. Девьятикласна модель общества способна обнаруживать такое различие в возможностях людей и рассматривать их потенциальную значимостьть.

Каковы основные признаки социальной стратификации?

Социальная стратификация определяется с помощью многих признаков, каждая из которых может влиять на положение человека в обществе, что делает его выгодным или невыгодным по сравнению с другими

Такое положение не является следствием изменения какой-то одной признаки, полностью определяет позицию человека в социальной иерархии, скорее, это индивидуальное объединения факторов, их особая комбинация в каждом к конкретном случае, что обусловливает социальное положение человека, его принадлежность к определенному социальному класс.

Некоторые черты, характеризующие нас, находятся под нашим контролем, над другими мы гораздо меньше власти или не должны ее совсем. Первый тип чертам относят достигнутым рис, второй называют чертами внесенными.

Основные приписаны социальные стратификаторы: пол, раса или этническая группа (происхождения), возраст

Пол. Мы не можем решать, кем родиться, не можем выбирать мужскую или женскую пол по собственному желанию, хотя этот фактор будет существенно влиять на нашу жизнь сравнению с че-ловикамы, женщины в ба агатьох отношениях находятся в менее выгодном положении в обществе, чем человек. В среднем женщины зарабатывают меньше, чем мужчины. Уровень безработицы также почти всегда более высок среди жінок.

Большинство женщин работает в тех сферах общественной деятельности, которые не достаточно хорошо оплачиваются, имеют небольшие возможности для карьеры; немногие женщины имеют такую??работу, на-дает хороший заработок, пр рестиж, социальную защиту и возможности для карьер.

Расовое и этническое происхождение. Этот фактор также находится за пределами контроля со стороны индивидов, хотя расовом происхождении играет большую роль в их жизни и социальном положении

Границы социальных классов (в значительной мере) проводятся на основании расовой признаки. Например, в. США уровень образования среди афроамериканцев в среднем гораздо ниже, чем среди белых. Уровень безработицы также больше среди чернокожих американцев; сравнению с белыми они имеют меньший заработок и, соответственно, более низкий жизненный уровеньнь.

Возраст. Мы не можем контролировать свой возраст, поскольку это биологический процесс, не зависящий от человека, но он также значительно влияет на жизнь человека. Как правило, некоторое преимущество имеют люди зрелого возраста (30-40 г лет). Люди, что не достигших 30 лет, во многих обществах пользуются меньшим уважением и доверием именно в силу своего возраста, то есть из-за того, что им не хватает жизненного опыта и уверенности в своих силалах.

Во многих случаях для молодежи и подростков это означает, что они должны работать с максимальной отдачей для того, чтобы достичь общественного признания. В то же время, общество ставит в более сложные ум речи людей среднего или пожилого возраста (примерно 45 года и старше). Хотя мы и не менее ценим людей среднего возраста на основании их компетентности, но очень часто говорим, что"их время прошлов".

Явным тенденцией к дискриминации по возрасту является отношение к людям старшего возраста (65 лет и старше). Очень часто их опыт, знания и умения не признаются более молодыми людьми

достигнутых стратификаторамы называют признаки, которые, во-первых влияют на положение в социальной иерархии, во-вторых, над которыми мы имеем определенный контроль. Существует много таких признаков, но выделяют три осно овне, которые считаются важными в жизни людей: образование, семейное положение, судимостьь.

Образование. Не все люди имеют одинаковые возможности в получении образования, прежде всего - высшего, но этот фактор в значительной степени возможно контролировать почти каждому из нас. Например, каждый из нас может самост будут постоянно решать, посещать занятия или нет, сколько уделять времени самостоятельной работе, выполнению задач и т.п. (а все эти факторы влияют на уровень полученной нами образования). Исследование указывают на то что образование тесно связана с будущей трудовой деятельностью и доходами, которые люди смогут получать. Полученное образование, таким образом, становится источником социальной стратификацийації.

Семейное положение. Стратификация довольно часто является следствием наклеивания"ярлыков"на основании семейного положения. В некоторых общественных кругах считается недопустимым или нежелательным быть неженатым

Считается, что семейные люди более ответственны, чем неженатые. Например, в. США в некоторых современных корпорациях также считается, что все перспективные работники должны быть в браке

Уголовный опыт. Его наличие или отсутствие также достигнутым стратификатором. Факт судимости очень часто придается значение, которое социологи называют основным статусом. Основной статус - это"ярл лик", который включает такой активный подтекст, он начинает преобладать над другими качествами человека и влияет на отношение людей к нему. Человек, получивший такой ярлык преступника, воспринимается именно как с лочинець, которому нельзя доверятьряти.

Социальный престиж - общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе

Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, проявляющий оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профес сиї.

Если в период индустриального развития престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас - банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем м социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Вебер рассмотрение ав престиж как показатель социальной репутации,"ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группупи.

В современной социологии. П. Бурдье выразил эту проблему в идее"символического капитала", который вместе с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе

Согласно теории социальной стратификации (Е. Дюркгейм,. М. Вебер,. Т. Парсонс), высший класс определяется своим доминирующим положением относительно распределения богатства, власти и престижа

Различие между высшим классом, с одной стороны, и средним и рабочим классом - с другой, может быть проведена на основе таких критериев как состояние, сплоченность, доступ к ресурсам власти

Реальную власть высший класс может получить благодаря значительному количеству различных взаимосвязанных факторов, влияющих на позиции элиты. Те, кто занимает руководящие посты в бизнесе, политике, социальной служ жби, церкви и армии, как правило, имеют разностороннее образование, которое обеспечивает нужный мировоззрение и интенсивность личных контактев.

Средний класс - слой в системе социальной стратификации, который размещен между высшим и низшим (или рабочим) классом. Понятие используется как описательное для обозначения положения системе иерархических отл минностей.

Что касается теоретического определения среднего класса, то общая позиция не выработана и используются различные критерии его выделения и определения

Самый экономический критерий - средний для данного общества уровень текущей прибыли, а также накопленного богатства ("стандартный"имущественный набор в виде дома или квартиры, машины, пред дуете длительного пользования и тп), который в совокупности определяет уровень общей материальной обеспеченноститі.

Как показывают опросы населения, именно этот критерий используется как основание же отнесения к среднему классу. В развитых странах основная масса населения (60-70%) имеет общий уровень материал ной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелике.

Для Украины характерна другая схема - глубокая поляризация общества по уровню дохода и материальной обеспеченности в целом. Однако субъективно более 40% украинских относят себя к среднему классу, оценивая свое материальное положение как среднестатистическийй.

С точки зрения классовых критериев (отношение к средствам производства и характер и содержание труда) - к среднему классу относятся обладатели мелкой собственности на средства производства - мелкие и средние предпр риемци, торговцы, ремесленники и тп. Это так называемый"старый средний класс"К нему же относятся и люди, занятые умственным трудом, в иерархии статусов признавалась более престижной и обеспечивала отн осно благоприятную рыночную позицию для"белых воротничковів".

Однако сейчас позиции различных групп работников умственного труда существенно дифференцировались, и"белые воротнички"без высшего образования теряют престиж на рынке труда (их теперь обозначают как"нижний средний класс"))"Высший средний класс"составляют преимущественно представители так называемого"нового среднего класса", который растет быстрыми темпами и в западных странах достигает 20-25%.

Главным критерием его выделения является уровень образования и квалификация. К нему относят специалистов с высшим образованием - профессионалов. Иногда группы профессионалов объединяют с менеджерами и административными рабо работников ("сервис-класс")"Новый средний класс"связан со становлением постиндустриального, информационного общества, новыми технологиями. Поэтому по совокупности рыночных, трудовых и статусных позиции и, по уровню престижа он занимает устойчивое"среднее"положение в обществе - отличное от элитных, но также и от нижних слоеарів.

С точки зрения социально-политических характеристик, средний класс обычно рассматривается как гарант стабильности в обществе, носитель центристских политических взглядов, опора эволюционного развития общества ьство.

Все слышали о таких понятиях, как индустриальная эпоха и индустриализация, но мало кто может их лаконично охарактеризовать. Что же, попробуем разобраться.

Индустриальное общество: какое оно

Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность способна обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом.

Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском прошлом.

Предпосылки индустриального общества

Вступление европейского общества на путь прогресса - это постепенный процесс, характеризующийся сменой феодальных отношений на капиталистические.

(эпохой индустриализации) считается период с 16 по 19 (начало 20) вв. За эти три столетия европейское общество проделало большой путь развития, охватывший все сферы жизни человека:

  • Экономическую.
  • Политическую.
  • Социальную.
  • Технологическую.
  • Духовную.

Процесс постепенных новаций получил название модернизация.

Переход к индустриальному обществу характеризуется:

  1. Разделением труда. Именно это вызвало увеличение производимой продукции, а также - образование двух экономических классов: пролетариата (наемных рабочих) и буржуазии (капиталистов). Итогом разделения труда стало становление нового экономического строя - капитализма.
  2. Колониализмом - господством развитых европейских стран над экономически отсталыми государствами Востока. Понятно, что колонизатор эксплуатирует человеческие и природные ресурсы зависимой страны.
  3. Достижения науки и инженерные изобретения изменили жизнь людей.

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами

  • Урбанизацией.
  • Переходом к капитализму.
  • Появлением общества потребления.
  • Образованием глобального рынка.
  • Снижением влияния церкви на жизнь человека.
  • Формированием массовой культуры.
  • Огромным влиянием науки на жизнь людей.
  • Появлением двух новых классов - буржуазии и пролетариата.
  • Уменьшением численности крестьян.
  • Индустриализацией.
  • Изменением мировоззрения людей (индивидуальность человека - высшая ценность).

Промышленная революция в европейских странах

Как говорилось ранее, индустриальное общество характеризуется индустриализацией. Перечислим поочередно страны Старого Света, в которых проходил этот процесс:

1. Англия - первая европейская страна, ставшая на путь прогресса. Уже в 16 веке был изобретен летучий челнок и паровая машина. 17 век можно вообще назвать веком изобретений: первый паровоз проделал свой путь из Манчестера в Ливерпуль. В 1837 году ученые Кук и Уинстон создали электромагнитный телеграф.

2. Франция немного "проигрывала" в индустриализации Англии из-за крепких феодальных порядков. Впрочем, прошедшая революция 1789-1794 годов изменила положение вещей: появились машины, и стало активно развиваться ткацкое дело. 18 век примечателен развитием текстильной и керамической промышленности. Заключительный этап французской индустриализации - это зарождение машиностроения. Подытожив, можно сказать, что Франция стала второй страной, избравшей капиталистический путь развития.

3. Германия значительно отставала от темпов модернизации своих предшественниц. Немецкий индустриальный тип общества характеризуется появлением в середине 19 века паровой машины. В итоге темпы промышленного развития Германии набрали внушительные обороты, и страна стала лидером по производству в Европе.

Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Одинаковые черты имеются у этих двух принципиально разных укладов жизни. Традиционное и индустриальное общество характеризуются:

  • наличием экономической и политической сферы;
  • аппаратом власти;
  • - наблюдается при любом типе общественных отношений, поскольку все люди разные, вне зависимости от эпохи.

Экономика индустриального общества

По сравнению с аграрными отношениями средних веков, экономика нового времени была более производительной.

Как характеризуется экономика индустриального общества, что ее отличает?

  • Массовое производство.
  • Развитие банковского сектора..
  • Возникновение кредита.
  • Появление глобального рынка.
  • Цикличные кризисы (например, перепроизводства).
  • Классовая борьба пролетариата с буржуазией.

Предпосылкой для серьезных экономических изменений стало разделение труда, способствовавшее росту производительности.

Прекрасно описал это английский экономист Адам Смит. Он привел пример с производством булавок, на котором можно наглядно понять, что такое "разделение труда".

Опытный мастер производит всего 20 булавок за день. Если же разделить производственный процесс на простые операции, каждую из которых будет выполнять отдельный рабочий, производительность труда возрастет во много раз. В итоге получится, что команда из 10 человек производит на свет около 48 тысяч булавок!

Социальная структура

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами, изменившими повседневную жизнь людей:

  • демографическим взрывом;
  • увеличением продолжительности жизни;
  • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
  • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
  • появлением партнерской семьи вместо традиционной - состоит из родителей и детей;
  • усложненной социальной структурой;
  • социальным неравенством между людьми.

Массовая культура

Что характеризует индустриальное общество, помимо капитализма и индустриализации? она является его неотъемлемой частью.

Шла в ногу с Появились технологии звукозаписи, кинематограф, радио и прочие средства массовой информации - они объединили вкусы и предпочтения большинства людей.

Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель - вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также - на развлечение людей.

Приведем примеры массовой культуры:

  • Женские романы.
  • Глянцевые журналы.
  • Комиксы.
  • Сериалы.
  • Детективы и фантастика.

Жанры литературы, указанные в последнем пункте, традиционно причисляют к массовой культуре. Но некоторые обществоведы не разделяют эту точку зрения. Например, «Приключения Шерлока Холмса» - это серия детективов, написанных художественным языком и имеющих много смыслов. А вот книги Александры Марининой можно смело отнести к массовой культуре - они легко читаемы и имеют понятный сюжет.

В каком обществе живем мы

Западные социологи ввели такое понятие, как информационное (постиндустриальное) общество. Его ценностями являются знания, развитие информационных технологий, безопасность людей и забота о нашем большом доме - чудесной зеленой Земле.

Действительно, в нашей жизни все большую роль играют знания, а информационные технологии коснулись практически любого человека.

Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля - это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

Поэтому название сегодняшней эпохи «постиндустриальная» - это красивая абстракция. Логичней именовать наше общество индустриальным с чертами информационного.

Индустриальное общество характеризуется множеством полезных открытий и посещением человеком Космоса.

Накопленный на сегодня багаж знаний огромен; другое дело, что он может как пойти на благо человечеству, так и нанести вред. Мы надеемся, что человеку хватит разумности применить накопленный потенциал знаний в правильном направлении.

Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века.

Цель: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.

Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

Основные понятия: многоукладная экономика, монополистический капитализм, синдикат, трест, картель.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

А) кроссворд . По горизонтали: 2. Большая группа людей в индустриальном обществе, отличающаяся друг от друга по роду занятий, величине дохода, власти и влиянию в обществе. 5. Вид городского транспорта в крупных городах. 6. Он нес службу на окраинах государства, но и занимался земледелием. 7. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. 8. Социально - правовые группы, каждая из которых отличалась своим положением, определенными правами и обязанностями и обязанностями в обществе. 9. Пилот аэроплана. 10. Процесс создания крупной, основанной на машинном труде промышленности. По вертикали: 1. В его руках была сосредоточена вся высшая власть в российской империи. 3. Право, имевшееся у Финляндии, самостоятельно осуществлять государственную власть. 4. Усиление влияния и роли городов в экономической и культурной жизни как близлежащей округи, так и в целом в государстве.

Ответы. По горизонтали: 2. Класс. 5. Трамвай, 6. Казак. 7. Модернизация. 8. Сословие. 9. Авиатор. 10. Индустриализация. По вертикали: 1. Император. 3. Автономия. 4.Урбанизация.

Б) тест.

Тестовое задание . Продолжите предложения.

1. Совещательный орган при царе назывался... (Государственным советом).

2. Царские регалии состояли из... (короны, скипетра и державы).

3. Государственные символы состояли из... (государственных герба, знамени, гимна).

4. Самым многочисленным сословием Российской империи было... (крестьянство).

5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется... (меценатством).

6. К привилегированным сословиям относились... (дворянство и духовенство).

7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в... (крестьянском малоземелье).

8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Комитет министров и министерства).

9. За правильным функционированием судебных органов следил... (Се нат).

10. Дайте определение. Буржуазия - это... (социальный слой России-империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками).

В) фронтальный опрос.

Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

III. Изучение нового материала.

План:

  1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
  2. Роль государства в экономике России.
  3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
  4. Образование монополий в России.
  5. Сельское хозяйство.

Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

1. Работа по карте. Внимательно рассмотри легенду карты и ответь на вопросы.

Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?

Назовите центры развития пищевой промышленности.

Какие города были центрами развития текстильной промышленности?

Какие полезные ископаемые добывались в России?

Как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?

Кто владел железными дорогами?

О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?

1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.

Как повлияла на развитие России реформа 1861 года?

Какие последствия она имела?

С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны сохраняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.

Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер. С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.

К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.

Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

2. Роль государства в экономике России.

Работа с учебником – страница 13 – 14.

Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.

Чем отличаются государственные предприятия от частных?

Какие государства находились в собственности государства?

Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?

Какова роль государства в экономике России в начале века?

Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.

3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.

Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»

Чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?

В какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?

Почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?

Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, металлообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.

Работа по вариантам:

1 вариант – положительные последствия;

2 вариант – отрицательные последствия.

Роль иностранного капитала была неоднозначной:

Инвестиции помогали развивать русскую промышленность;

Приносили огромные прибыли;

Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского капитала

Свертывались возможности свободной конкуренции

Закрепилась технико – экономическая отсталость страны

Ужесточался налоговый гнет

Усиливалась эксплуатация рабочих.

Последствия:

Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:

Сокращался рабочий день

Создавалась система пенсионного обеспечения.

1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.

2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.

Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов

4. Образование монополий в России.

Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования монополий.

Определение – страница 17.

Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого – либо сырья.

В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:

1) в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;

Определение – страница 17.

Запись в тетрадь.

2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.

Определение – страница 18.

Запись в тетрадь.

Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны

Определение – страница 18.

Запись в тетрадь.

Но в России основной формой монополий стали синдикаты.

5. Сельское хозяйство.

Практическая работа. Проанализировать данные таблиц и ответить на вопросы.

Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

IV. Закрепление.

Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

Сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

Особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.

Недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.

Протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.

Многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.

Отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.

Сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

Острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.

V. Подведение итогов.

Согласны ли вы с тезисом, что «для России начала 20 века была предопределена постоянная нестабильность»?

На рубеже 19 – 20 вв. в России существовали элементы традиционных общинно - патриархальных отношений и новейшие формы капитализма, полуазиатская деспотичная власть царя и развивающееся социально – демократическое движение, неграмотность, невежество основной части населения и подлинный расцвет культуры. Как могли ужиться эти противоположные явления в одном обществе?

VI. Домашнее задание. Параграф. 2.


Индустриальное общество - это общество, в основе своей содержащее общий язык и культуру, сосредоточенную на умножении материальных благ, путем урбанизации, распространения грамотности, расширения избирательных прав населения, применения достижений науки во всех сферах общественной жизни. Это общество, в котором действует развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации.

Период поздней Античности и Средние века знаменовались становлением и развитием христианства. Это время процветания традиционного доиндустриального общества. В этом обществе, где природные процессы, такие как смена времен года, календарные сельскохозяйственные мероприятия: возделывание земли, сеяние семян, высадка саженцев и многое другое, ориентировали человека рассматривать мир сквозь призму живых образов, окружающей его природы Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 12..

Религиозная жизнь и участие в ней посредством церковного круга богослужений гармонично ассоциировала человеческое существование как часть этих природных процессов, которые, в конечном счете, давали и церковным проповедникам повод находить в возделывании земли, сеянии семян и росте всяких растений конкретные параллели единения человека с Богом. Наблюдение за природными процессами, непосредственное соприкосновение с землей и ее "дарами", контролирование агрокультурных процессов раскрывали перед человеком видение себя как части природных процессов, над которыми промышляет Бог. М. Хайдеггер заметил, что патриархальный крестьянский быт имеет "особый опыт пространства, который осуществляется в игре четырех начал: божественного и смертного, земного и небесного. Вместилищем такого пространства является дом, храм, поле" Цит по: Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 112.. Такое представление гармонично вписывалось в христианское представление о провиденциальности, характерное как для православия, так и для католицизма. С той разницей, что католицизм провиденциализм рассматривал сквозь призму богословского юридизма, а православие - через органическое соединение с Абсолютом.

С развитием индустриального общества усиливался кризис, связанный с отрывом человека от ценностей традиционного общества. Стереотипы мышления менялись. Человек постепенно отошел от возделывания земли и вошел в индустриальное пространство, где встретил станки, заготовки, материалы и прочие атрибуты машинного производства.

На заводе процесс производства зависел от человека. Если печи не будут потухать, и материалы производства будут поставляться своевременно, то с конвейера будет выходить ничем не отличающийся по виду и качеству продукт. Человек заступает на место Творца. Он стал видеть во всем лишь самого себя, "размахнулся до фигуры "господина земли". В подобном ощущении "Бог теряет все святое и высокое и унижается до роли простой причины" Там же. - С. 113..

В индустриальном обществе человек воспринимает окружающий мир не как часть своего бытия, не как гармоничное и мирное лоно своего рождения и возрастания, а как не принадлежащий ему склад материальных ценностей. Н. Бердяев это явление называл природой, прошедшей через акт человека, подчиненной его целям и превращенной, благодаря этому, из организма в организацию. Машины стали, своего рода, изолитами между окружающим миром и человеком. При этом, преподнеся дары природы человеку, индустриализация затмила собой и развенчала природные явления.

Для Н. Бердяева, вследствие развития производительных материальных сил, произошло "порабощение человеческой личности природой и общественной средой". Вещь стала выше человека, так как человек сделался орудием производства продуктов. "Можно установить три стадии в истории человечества - природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную. Этому соответствует различное отношение духа к природе - погруженность духа в природу; выделение духа из природы и образование особой сферы духовности; активное овладение духом природы, господство над ней". Благодаря технике, произошел процесс разрушения старых тел и создания новых, совсем не похожих на тела органические, создались "тела организованные" Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 114..

С.Н. Булгаков утверждал, что в окружающем его обществе наблюдалось как "организмом" "побеждается механизм, причем этим он не упраздняется как причинность. Можно сказать, что весь мировой и исторический процесс вытекает из противоречия между механизмом, или вещностью, и организмом, или жизнью, и из стремления природы преодолеть в себе механизм как начало необходимости, с тем, чтобы преобразоваться в организм как начало космической свободы, торжество жизни, панзоизм". Здесь его рассуждения расходятся с мнением Н. Бердяева. Речь идет о порабощении "общественного человеческого организма" "машинами". Для С.Н. Булгакова наука не способна устроить рай на земле, т.к. она получает только некоторый привкус хозяйственности Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А.М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 22..

В начальной фазе развития индустриального общества произошла Реформация, в ходе которой значительная часть европейского человечества критически пересмотрела свои религиозные традиции, обнаружив в них плевелы казенной религии или, по слову протопресвитера А. Шмемана, "социально-политического тотема". Поэтому, "начиная с Возрождения, все то, что определяло собой историю, что вдохновляло, взрывало, меняло человеческую судьбу, уже не было христианским, а на глубине было восстанием против него. И еще на большей глубине - восстанием против измены христианства самому себе".

Протестантизм гармоничным образом сочетал свое мировоззрение с индустриальными приобретениями. Образ искусственной вещи, "мертвой природы", механизма противопоставлялся протестантизмом XVII века явлениям живой природы как выражение высшей духовности в противоположность ветхой "душевности".

Протестантская "этика" благоговела и благословляла технический прогресс. Для протестантизма свойственно было утверждать, что спасение человека предопределено Богом и совершается личной верой. Проверить предопределенность к спасению проще всего материальным благосостоянием. Богат - предопределен, беден - не предопределен. Индивидуализм протестантизма был противопоставлен общинности и соборности католицизма, где всем социальным слоям горожан находилось место Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 114..

Благодаря деятелям реформации Промысел Божий оказался под сомнением. На этом фоне провиденциализм получил себе "оппонента" в виде деизма. Деистические интуиции, проникнув в европейскую культуру, внесли в нее ощущение того, что полноправный хозяин Вселенной - человек, а Бог отстранился, стал "праздным". Деистическое богословие нашло себе поддержку в виднейших мыслителях своего времени, таких как: Г ерберт Чербери, Дэвид Юм, Мари-Франсуа, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жан Лерон, Д"Аламбер, Лейбниц и др. Однако "как предмет религиозного поклонения, Бог деистов был всего лишь призраком живого Бога <...> Как предмет чистой философской спекуляции, Он был чуть больше мифа, смертный приговор которому бесповоротно вынес Спиноза. Позабыв "Того, Кто есть", а вместе с Ним и истинный смысл проблемы существования, Фонтенель, Вольтер, Руссо, а вслед за ними и многие другие естественным образом вернулись к самой поверхностной интерпретации проблемы конечных причин. В результате Бог превратился в "часовщика" Фонтенеля и Вольтера, в верховного конструктора огромной машины, которой является этот мир. Короче говоря, Бог снова стал тем, кем Он уже был в "Тимее" Платона: Демиургом, с той лишь разницей, что на сей раз, прежде чем упорядочить свой мир, этот Демиург посоветовался с Ньютоном" Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 115..

Лозунг Френсиса Бэкона: "Знание-Сила" начал входить в свой апогей. "Ибо люди, восхищаясь ложными силами духа и прославляя их, обходят и теряют истинные его силы". Богословские проблемы на время покинули доминирующие философские позиции. На их место пришел секулярный научный поиск.

Если Средние века ограничивали мир в сравнении с Творцом, то эта традиция в эпоху гуманизма подвергается ревизии. Сначала с позиций: Бог бесконечен актуально, а мир в возможности (потенциально); потом потенциальность мира превратилась в актуальную бесконечность. Наделив природу актуальной бесконечностью, её поместили на место Творца. Появилась логическая модель: живой бесконечный Бог, живая бесконечная Природа. Если Бог и природа бесконечны, значит между ними нет разницы. Значит или все существующее Бог (пантеизм) или все - природа (материализм). Ни в одной из названных концепций не оставили места средневековой идее о том, что человек создан по образу Божию, что "ведет не только к мысли о равенстве Бога и человека или даже к мысли о независимости от Бога; из нее вытекает и то центральное для гуманизма убеждение, что в каждом человеке заключается все человечество" Фролов С. Общая социология. - М.: Проспект, 2010. - С. 187..

Таким образом, творческие способности интеллектуалов постепенно начали переключаться со средневековых богословских ориентиров на новые предметы, далекие от религиозных исканий. Сэнсуализм и эмперизм объявляются доминантой познания.

Новое время выбрало новое направление исследований: происхождение самого знания. И вот эпоха Просвещения, ища знания, нашло веру, веру в то, что силами человеческого знания можно совершенствовать человеческое общество. Прогресс - это продукт человеческих исканий и стремлений. Если человек сам творит научно-технический прогресс, мораль, культуру и т.д., то это его заслуга, а не Божественных сил. Также, детерминированность, предопределенность и другие виды несвободы представились абсурдными. У человека есть разум и человек свободен. И Божественное, и детерминированное отбрасываются, так как блекнут перед человеческой свободой и разумом. "Разум" предшественников Э. Канта подвергся критике.

Теологические проекции человеческого сознания долгое время находились на высоком пьедестале человеческой истории. Теологию на "месте святом" стали притеснять разнообразные тенденции. Как было показано выше, солипсизм, эмпиризм, деизм, пантеизм, атеизм последовательно сменяли друг друга. Это был естественный процесс, в котором религиозные тенденции и максимы мыслителями просто отсекались Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А.М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 49..

Если в Средние века слово Бог писали с большой буквы, а человек - с маленькой, то с эпохи Возрождения, с которой и совпадают индустриальные революции, и до эпохи Просвещения все чаще понятия Бог и человек уравниваются, а в некоторых местах понятие Бог изымается из смысловой матрицы европейской культуры и трансформируется в простые "проекции свойств человека и природы, превращенные в самостоятельные существа". Культурные ценности, порожденные христианством, переходят в область сомнительных ценностей, т.к. способствуют ослаблению инстинкта, отказу от влечений, без чего невозможно помыслить современное общество и государство.

В традиционном обществе человек ощущал мир в концентрической перспективе, в которой вся жизнь располагается вокруг общины, где время как бы замирало внутри агрокультурных циклов, наперекор индустриальному-линейному, где бытие не воспринимается как конкретное место и время проживания, где индивид является центром.

Пространство-время означает "открытость, просвечивающую во взаимном протяжении наступающего, осуществившегося и настоящего". С прошлого, минуя настоящее, бытие реализуется в будущем. Человек может быть человеком только тогда, когда встал внутри этого "троякого протяжения и выстоял определяющую это протяжение отклоняющее-отказывающую близость". Для такой схемы настоящее не имеет ценности. В традиционном обществе бытие созидается вокруг очага, в индустриальном - в будущем, минуя настоящее. Но это будущее - бытие в смерти. На место физического мира приходит "метафизический мир".

Итак, сначала обесценивание теологии потом природы, а после и наступила своего рода "антропологическая энтропия" или разчеловечивание человека, превращение его в индустриальный механизм. И "индустриальная психология" работала именно на такое решение вопроса.

Новые материалы, технологии, коммуникационные системы, строительство больших многоквартирных домов позволили перераспределить время, некогда отводимое на обслуживание социальных нужд у населения городов. Возникла проблема досуга горожан или, в определении Д. Рисмона, "общества досуга". Для средних обывателей смыслом жизни стало строительство комфортного существования: квартира, обстановка, машина, развлечения и т.д. Для другого, более состоятельного круга людей, сам досуг стал смыслом жизни Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 32..

Окружающий мир все больше стал связываться с научно-техническим прогрессом и отрываться от религиозных традиций.

Кризис индустриального общества порождает реакцию, в которой главным процессом может стать как отторжение политических, экономических, социокультурных и прочих общественных доминант, так и интеграция индустриальной и традиционной культур.