Как погиб кучум. «свободный человек кучум падишах Хан кучум годы жизни

В XVI веке на огромной территории, простиравшейся между великой сибирской рекой Иртыш и его притоком Тобол, после жестокой, кровопролитной войны установил свою власть хан Кучум. Огнём и мечом он насаждал мусульманскую веру среди местных языческих племён. Так свободные прежде народы и их исконные земли составили мощное Сибирское ханство.


Почувствовав свою силу, Кучум отказался платить дань Ивану Грозному, а также сделал попытку захватить ряд российских городов. И тогда русский царь направил для его усмирения казаков во главе с легендарным Ермаком Тимофеевичем. В истории эти два имени - навсегда рядом.

Ислам против язычества

О детстве и юности Кучума, а также его национальности мало что известно. Считается, что этот по-своему красивый человек с раскосыми глазами родился между 1510-1520 годами на берегу Аральского моря, в улусе, носившем название Алты аул. Некоторые источники утверждают, что он является потомком Чингисхана, однако в летописи «О взятии Сибирской земли», составленной Саввой Есиповым в начале XVII века, говорится, что по национальности он был каракалпаком.
В 1555 году Кучум начал военные действия против хана Едигера, который бесконтрольно хозяйничал в землях, прилегавших к Иртышу. Этим честолюбивым человеком овладела мечта стать повелителем обширного Сибирского края, и он возглавил отряды, состоящие из подвластных ему местных племён. В этом он опирался на помощь своего родственника, бухарского правителя Абдуллы-хана II, который в захвате Сибири видел свои экономические и политические интересы, впрочем, как и сам хан Кучум.
Война против Едигера завершилась в 1563 году победой хана Кучума. Он взял под свой контроль обширные сибирские территории, став повелителем племён барабинцев, чатов и остяков, проживавших по берегам Иртыша.
После взятия столицы, города Кашлыка, Кучум убил хана Едигера вместе с братом. Лишь племяннику Едигера, Сейдяку, он сохранил жизнь, заковав в цепи и отправив в Бухару в качестве подарка Абдулле-хану.
На покорённых территориях хан Кучум огнём и мечом стал насаждать ислам. У таёжных жителей, в большинстве своём язычников, были свои верования - шаман им ближе, чем мулла. Однако Кучум с ними не церемонился. Отрубал головы тем, кто слишком рьяно сопротивлялся, а остальным его слуги делали обрезание - чаще всего насильно.
Насаждение ислама вызвало многочисленные мятежи среди местного населения, и тогда хан Кучум вынужден был обратиться за помощью к своему отцу - Муртазе. Но масштабы восстаний были таковы, что присланного подкрепления не хватало, пришлось вновь обращаться за помощью всё к тому же бухарскому родственнику. Вместе с ним прибыли в Сибирь и исламские проповедники - они обращали в новую веру тех, кто спасся от стали ятаганов. Однако после смерти хана жители Сибири в подавляющем большинстве вернулись к язычеству.

Противостояние

В начале своего правления Кучум, одолев Едигера, подтвердил обязательства перед русским царём, и они даже переписывались одно время. Так, в одном из сохранившихся писем хан Кучум писал Ивану Грозному, что «земли завоевывают все народы, но в мирное время они договариваются. Народы наши жили в мире и злобы не таили, люди жили спокойно и благополучно. Теперь в наше с тобой время чернь враждует друг с другом. Раньше не мог послать тебе ярлык. Потому что воевал тут с одним. Теперь этого врага одолел.
Если хочешь, будем теперь дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать». Так потом и вышло.
Но какое-то время был мир, и хан Кучум платил русскому государству ясак в размере одной тысячи соболей. Конечно, казна хана была способна выдержать это - покорённые народы регулярно выплачивали Кучуму дань в виде ценного меха пушных зверей, и его богатство росло как на дрожжах. Однако гордая ханская душа никак не хотела смириться с подобным положением. И тогда Кучум не только отказался платить России положенную дань, но и решил включить в состав своего ханства часть принадлежащих ей территорий. В 1573 году Кучум направил в Прикамье войска своего племянника Маметкула, после чего предпринял попытки захватить ряд других российских городов.
Наглость хана Кучума в конце концов разгневала Ивана Грозного, и он немедленно направил в Сибирское ханство казаков во главе с легендарным Ермаком Тимофеевичем. О котором известно ещё меньше, чем о Кучуме.
Кто-то считает, что он вначале был разбойником, грабившим суда на Каме, и потом Строгановы взяли его к себе на службу. А согласно исследованиям историка Скрынникова, Ермак являлся профессиональным военным, участвовал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней, успешно воевал с Литвой. Утверждается также, что Ермак в 1578 году уже побывал в Сибири, совершив первый поход в верховья реки Сылва в Пермском крае. Знающий местные условия атаман был для Строгановых человеком, способным отразить набеги Кучума.
Два месяца на реке Чусовой казаки охраняли русские городки от грабительских набегов отрядов Кучума. Однако вскоре Ермак понял, что так победить хана невозможно, нужно нападать, а не защищаться. Тем более что вскоре ему стало понятно: военная мощь Сибирского ханства слишком преувеличена. Поэтому, добившись от Строгановых пополнения снаряжения и боеприпасов, атаман начал поход вглубь Сибирского ханства.
Кучум между тем усиленно готовился к встрече с отрядом Ермака. Мобилизовав все силы, он смог собрать около 10 тысяч воинов. По пути движения казачьих стругов по рекам кучумовцы устраивали засады, осыпая их градом стрел. Поэтому дружинникам приходилось покидать лодки и вступать в рукопашный бой с неприятелем на суше. Казачий отряд, несмотря на свою малочисленность и потери, тем не менее приближался к столице ханства, и Кучуму пришлось перейти к обороне.
Вскоре Ермак беспрепятственно вступил в столицу, сам же Кучум бежал. Постепенно Ермак разбил остатки кучумовских войск, а в 1583 году захватил в плен лучшего военачальника ханства Маметкула.
Менее чем за два года казаки покорили огромное Сибирское ханство, заключив с местными племенами мирные соглашения и наложив на них ясак. Однако Кучум не смирился, продолжив борьбу. Летом 1585 года на Иртыше его отряд напал на ночную стоянку казаков. В этом бою были убиты и прославленный атаман Ермак Тимофеевич, и почти все казаки из его отряда. В летописях говорится о том, что кучумовцы с почестью похоронили потом останки грозного атамана.
После гибели атамана в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной, а позднее с отрядом стрельцов прибыл Данила Чулков.
В 1594 году князь Андрей Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары. Кучум к тому времени поссорился из-за южных земель с ногайскими мурзами и начал войну с Калмыцким ханством. В итоге это полностью подорвало силы ханства.
В 1597 году московские власти предприняли новый поход, перед этим послав Кучуму несколько грамот с предложением мира и перехода на царскую службу. Однако Кучум грамоты не принял и не пожелал переходить под покровительство царя - он слишком высоко ценил свою свободу.
Тогда русские власти предприняли решительное наступление. В августе 1598 года воевода Андрей Воейков с конным отрядом воинов напал на ставку Кучума, перебив его воинов и захватив в плен пятерых сыновей хана. Погибли брат и двое внуков Кучума, большая часть гвардии хана была убита, а сам он сумел бежать за Обь. Осенью того же года Воейков, руководствуясь указаниями нового царя Бориса Годунова, вновь предложил хану перейти на царскую службу. И снова Кучум отказался.

Последний побег

В течение некоторого времени Кучум кочевал около озера Зайсан, а затем решил вернуться в Ишимские степи, где собирался отыскать свою разбросанную по разным местам семью. Ему это, быть может, и удалось бы, если бы он не разозлил калмыков, приказав угнать у них несколько лошадей: они требовались ему для того, чтобы продолжить путь. Калмыки догнали его на реке Нор-Ишиме у озера Каргальчина и перебили почти всех его людей. Однако Кучуму вновь повезло, и он опять спасся бегством.
Неясно, что происходило с мятежным ханом дальше. В некоторых летописях говорится о том, что Кучум отправился в Казакскую орду, другие указывают на ногайцев или каракалпаков.
Так или иначе, но все источники утверждают о насильственной смерти Кучума в 1601 году среди одного из этих народов. В некоторых источниках высказывается версия, что старый, больной, полуослепший, потерявший почти всех родственников, хан Кучум сам искал гибели среди недругов. И он её нашёл - предположительно в Тенгиз-Кургальджинской впадине (Казахстан).
Со смертью Кучума история Сибирского ханства формально и фактически прекратилась.

28 июня 1895 года. Западная Сибирь, деревня Терехово Тарского уезда. Крестьянка Акулина Полынская, спускаясь со склона в деревню, заметила торчащий из промоины глиняный черепок. Женщина потянула находку на себя. Неожиданно осыпалась земля и открылась полуметровая яма, на дне которой что-то блеснуло.

Как писали Губернские ведомости, Акулина вытащила на свет кроме черепков две серебряные чаши, два серебряных ковша с рельефными изображениями зверей, два слитка серебра и 20 мелких серебряных бухарских монет. Оказалось, что находка крестьянки Акулины — это древние скифские предметы. А монеты говорят о том, что это богатство принадлежало какому-то человеку гораздо позднее. Например Ермаку или кому-то из его окружения. А может быть хану Кучуму или кому-то из знатных татар? По преданиям клады оставили и сам атаман Ермак и его сибирский противник хан Кучум. Судьбы этих двух непримиримых «друзей» тесно переплелись. Каждому из них пришлось расстаться со своими сокровищами.

Что происходило на территории Западной Сибири последние 30 лет 16 века? На троне в Москве царь Иван Грозный. Границы его владений доходят до Урала, а дальше лежит Сибирь в которой с 1563 года правит захвативший здесь власть пришелец из Бухары хан Кучум. Интересно, что до прихода сюда бухарца часть сибирских правителей признавало себя подданными московского царя и исправно платила наложенную на них Иваном IV дань. По сложившейся традиции в первые годы своего праавления Кучум продолжал платить Москве ясак- налог в размере 1000 соболиных шкурок ежегодно. А Иван Грозный в свою очередь не покушался на власть хана в его владениях. Хотя конечно виды на Сибирь русский царь имел. Но считал, что для завоевания такого большого пространства сил пока не хватает. Формально Сибирское ханство от Москвы не зависело и когда Иван Грозный потребовал от Кучума большего повиновения, гордый хан ответил: «Отцы наши — мой и твой — понимали друг друга и торговали. Ибо земля твоя близка к нашей, народы наши жили в мире и злобы не таили. Люди жили спокойно и благополучно. Если хочешь, будем теперь дружить. А коли воевать хочешь — будем воевать». Ответ прозвучал довольно дерзко, но предком Кучума в 13-м колене согласно легенде был сам Чингиз-хан.

Иван Грозный, чьи силы были подорваны затянувшейся Ливонской войной, на открытое противостояние не решился, но к боевым действиям против сибиряков был морально готов. А казацкий атаман Ермак, состоявший с товарищами на охранной службе у уральских заводчиков Строгановых, со своей стороны был не против в любой подходящий момент пересечь Уральский хребет, или Камень как он тогда назывался, чтобы пограбить коренных сибиряков. Но не исключено, что были у Ермака и личные мотивы для борьбы с Кучумом. По другой — татарской — версии сам происходил из знатного сибирского рода Тайбуддинов , который при Кучуме — представителе рода Шейбуниддов — лишился своих привилегий. Если посмотреть на его изображения 17-18 веков, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной. Внешность вполне таки татарская. Ермак поступил на службу к русскому царю, крестился, стал Ермаком, но в душе всегда оставался татарином и мечтал вернуться домой в родную Сибирь и отомстить Кучуму.

Но не подтвердить ни опровергнуть это нельзя. Летописи о событиях конца 16 века создавались значительно позже. Большой пласт информации содержится в фольклоре сибирских народов: хантов, манси, татар. Но и там одни и те же моменты могут подаваться по разному. Значительные разногласия существуют и в ученой среде. Так что все в версиях.

По преданиям столица Сибирского ханства Искер утопала в золоте. Оно было повсюду. Кучум, его жены, дети и родственники в красивой жизни себе не отказывали. Ели и пили исключительно из золотой посуды. Дворец хана был богато украшен золотом, серебром, драгоценными камнями. На фоне всей этой роскоши особенно выделялся огромный золотой трон с львиными лапами. Так это было или нет проверить невозможно. Но можно предположить что при налаженных торговых связях с такими богатейшими городами Средней Азии как Бухара, Хива и Ургенч в Сибирское ханство Кучума золотым потоком шли ювелирные изделия восточных мастеров, драгоценные камни, ковры и так далее в обмен на пушнину.

Искер — в переводе «древняя земля». В 1580-е годы здесь были каменные сооружения, минареты, бухарцы все построили. В это же самое время, перевалив Каменный Пояс, на стругах по рекам приходит в Сибирь отряд казаков под началом атамана Ермака общим числом 1560 человек. Казаки берут небольшой городок городок Чинги-Тура на реке Тура и остаются на зимовку. Сейчас это славный город Тюмень. В районе Чинги-Туры казаки взяли очень много добычи, под тяжестью которой струги сильно просели, и тогда атаман приказал просто все просто выбросить. Но казаки поступили по своему, закопав добычу.

Весной следующего года казацкий отряд идет по сибирским рекам дальше. Поход, начавшийся согласно Ремезовской летописи в мае в 9-й день 1581 года сопровождается постоянными нападениями местных князей с дружинами.

Сравнивая между собой несколько архивных источников, можно получить примерную картину событий, происходивших в те дни. Враги по берегу преследовали караван стругов, устраивали засаду в прибрежных тальниках и осыпали казаков стрелами. Первую крупную засаду татары устроили при впадении реки Туры в Тобол недалеко от селения Тархарские юрты. Против казаков объединились шесть мурз. Ермак маневрировал, высаживался на берег и, обратив нападавших в бегство, занимал один юрт за другим. Потери противников были значительными, а в руки казаков попадала большая добыча. По словам летописи, в обстановке непрерывных боев все с собой на стругах Ермак увезти не мог, и поэтому приказал в какой-то момент избавиться от лишнего имущества, то есть часть ценностей закопать в землю. Но где именно?

Известно, что захватив юрт мурзы Варвары, казаки остались там на несколько дней. Нужно было похоронить погибших, залечить раны, отдохнуть перед следующим переходом. К этому времени в казачьем войске осталось 1066 человек из 1560 изначально выступивших в поход. Вдобавок, понимая, что туземцы и далее будут устраивать засады, казаки в эти дни вели интенсивную разведку. Они устанавливали удобные для засад места, и пытались разузнать какими силами обладает противник. В частности разведка установила, что по ходу движения отряда в районе Караульного Яра река сильно сужается. Здесь во владениях есаула Алышая неприятель обязательно приготовит засаду. Реку предполагалось перегородить цепями, чтобы струги сбились в кучу и остановились. После чего, собранное на высоких берегах татарское войско, градом стрел уничтожило бы казачью дружину. Ермак, зная о предстоящем серьезном бое, скорее всего должен был избавиться от лишнего добра и разгрузить струги заранее. Значит сокровища могли быть спрятаны на 30-километровом отрезке от Улуса Варвары до Березового Яра. А может это было сделано еще на стоянке на другой от Варвары стороне Тобола. Там высокий берег и песок, а значит сухо. Место вполне подходящее для устройства хранилища.

Ермак, зная о перегороженном узком месте, остановил свои струги в нескольких километрах выше по течению, на струги по преданию были посажены чучела в одежде казаков. Струг поплыли, а Ермак, высадившись на берег, напал на кучумцев с тыла. Разгром был полный. Ермак пошел дальше. Теперь к встрече с ним стал готовиться сам правитель Сибири Кучум. Решающее сражение между ними произошло 23 октября 1582 года на Чувашском мысу. 107 казаков погибло, несколько сотен ранено. Казаки одержали победу. Причины поражения Кучума простые. Несмотря на то, что численность татар превосходила в 4 раза дружину Ермака. Причина первая. Лучшие силы Кучума — наемники из Средней Азии в эти дни ушли в набег на Пермь. Поэтому большая часть войска состояла из войск остяцких и вогульских князей, то есть из хантов и манси. А они считали власть Кучума, захватившего Сибирь силой, незаконной. И служить ему коренные сибиряки не хотели. В решающий момент остяки (ханты) и вогулы (манси) просто смылись с поля боя. А вторая причина была в том, что у хана были больные глаза. Он терял зрение и сам руководить боем уже не мог, хотя в молодости прославился как талантливый полководец. Кучум передал полномочия своему воеводе. Интересный момент. Лекарственную мазь для глаз доставляли князю из Московии. Накануне похода Ермака в Сибирь уральские казаки разграбили караван в котором были целебные снадобья для Кучума. И он жаловался в письме к Ивану Грозному на его подданных и просил прислать еще мази.

Еще два дня после победы дружина Ермака приходила в себя. Потом дружина подошла к столице Сибирского ханства Искеру, который неожиданно оказался пуст. Хан Кучум, оставшись без войска, отошел к селению Абалак, где проживала его старшая жена, и оттуда продолжал беспокоить казаков, непрерывно устраивая засады. В декабре под Абалаком произошло еще одно сражение даже еще более кровопролитное чем на Чувашском мысу. После этого хан Кучум ушел в Барабинские степи, а Ермак решил поклониться Сибирью Ивану Грозному и отправил в Москву посольство с дарами.

Многие задавались вопросом — ну и где сокровища Искера? Мог ли правитель за 3 дня подготовить свои ценности к эвакуации? Ведь он точно расчитывал на победу в битве с Ермаком. Отправляться в изгнание не собирался. Ряд источников утверждают, что сокровища Кучума так и остались в занятом казаками Искере. Хан и его приближенные спасли только личные драгоценности и какие-то раритеты, например золотой трон.

Город Искер. Катина братьев Арангуловых (Тобольск)

Искер в 20 километрах от современного Тобольска стоял на высоком берегу Иртыша. Холм и теперь остался. Но раньше он уступом врезался в реку. За много лет река этот уступ срезала. А Тобольск был основан казаками 6 лет спустя в 1587 году. Сейчас по всему искерскому холму можно увидеть ямы. Это черные копатели продолжают искать сокровища Кучума. Начали копать еще тогда и кое что по свидетельствам 18 века находили. Но что именно и в каком количестве неизвестно. От города не осталось и следа. Трудно поверить что здесь некогда была столица огромного ханства. Есть данные, что, покидая свою столицу, Кучум бросил по крайней мере часть своих сокровищ на дно глубокого колодца. Из самого колодка есть выход в подземелья холма. Поэтому люди всегда стремились на Искер. Жители окрестных деревень еще в 17 веке искусственно разрушали берег, надеясь что в холме просто пуды золота. Что-то находили.

Первые научные раскопки на Искере проводил в 1881 году Знаменский. Сокровищ экспедиция не обнаружила, но раскопки дали богатый материал о татарском быте 16-18 веков. Колодец к тому времени уже выглядел как провал в земле вокруг которого было множество ям. Окрестное население пристально следило за ходом раскопок. Тобольские губернские ведомости публиковали легенды, основанные на рассказах местных жителей. Якобы раньше этот провал был выложен каменными плитами, но в 80-е годы 18 века крестьяне растащили эти плиты на печи за что и поплатились. «Да видно у татар был зарок наложен. Все перемерли, которые эти плиты то взяли потому как не приведи Господь богатства Кучума искать». Колодец был раскопан только в 1915 году. Экспедиция тобольского историка Василия Пигнатти. Но клад они не нашли. При раскопке наткнулись на лед. Лед обдолбили, а под ним только вязкая глина и ил. В колодец спускали шест в 4 аршина, он уходил до конца не встречая никакого сопротивления. Работы были оставлены и сделано предположение, что это был обычный колодец для питания городка водой. И не входа в гору не имел. Коллекция находок Пигнатти составила 1412 предметов, но это не сокровища. Найден был нагрудный знак с кольчуги Ермака. Большая часть искерийского холма давно обрушилась в Иртыш.

Любители продолжают копать и поныне. После ухода хана Кучума сибирская столица в течение трех лет служила резиденцией для дружины Ермака. Казаки приводили в подданство русскому царю местное население и переодически участвовали в боях и стычках с непокорившимися местными князьками и татарскими мурзами в том числе и с воинами хана Кучума. Последний следил за Ермаком и ждал случая отомстить за поражение. Казаки провели в Искере три трудных года. Помощь из Москвы поступала недостаточно и медленно. Так в одну из зим Искер оказался в осаде, которую устроил с подачи хана Кучума его визирь Карача. Это значит, что у хана в окрестностях Искера была серьезная инфраструктура — базы, откуда он мог нападать и куда его воины уходили на отдых. Эти базы могли быть устроены заранее. Хан, узнав о проникновении на его территорию большого отряда казаков и понимая, что это может быть серьезной угрозой мог подготовиться. У татар был значительный перевес в живой силе, но вооружены они были в основном луками со стрелами, а казаки огнестрельным оружием.

Известно, что на одном островке среди болот Кучум устроил оружейную мастерскую. Будто бы выходцы из Бухары должны были там производить огнестрельное оружие. Место это сохранилось и называется Золотой рог или Алтын-кыр («Золотая земля» в переводе с татарского). Находится он в крестности сел Ахманай и Подъемка недалеко от Тобольска. Там был будто бы построен целый подземный замок — тайная резиденция хана. Может быть там и были сокровища Кучума? Наружу выходила выложенная кирпичом вентиляционная труба, все остальное скрыто под землей. Сюда хан Кучум вывез свои главные сокровища в том числе знаменитый золотой трон и уникальный алмаз размером как говорили с детскую голову. Но найти пока что никому ничего не удалось. Потому что на клад наложено заклятье. Как только к сокровищам приблизится недостойный, он будет тут же убит ударом копыта некоего волшебного коня, охраняющего сокровища. Так гласит легенда. Местные татары говорят, что у кучумова клада есть хранители, знающие эту тайну и передающие ее из поколения в поколение. Они то и пускают исследователей по ложным ветвям чтобы запутать.

Раскопки на Золотом острове не проводились. Поэтому подтвердить или опровергнуть легенду о подземном кучумовом замке невозможно. Единственный подтвержденный факт, это то что огнестрельного оружия у воинов хана Кучума так и не появилось. Значит оружейная мастерская так и не заработала или ее вовсе не было?

Кроме золотого рога было еще несколько мест для укрытия ценностей. Одно из них — Сузгунская сопка. Здесь жила младшая жена хана красавица Сузгэ.

Когда Ермак пришел в Сибирь, он узнал о красоте этой царицы и отправил казаков захватить ее и привезти ему. Дальше данные разнятся. В фольклоре говорится, что Сузгэ прыгнула с высокого берега в Иртыш и утопилась, в поэме Ершова «Сузгэ» говорится, что она заколола себя кинжалом. Но Сузгэ — как бы точка, связующая этих двух непримиримых «друзей» Кучума и Ермака. В известном фильме тоже выстроена любовная линия о русской возлюбленной Ермака, ставшей женой Кучума. Впоследствии сопку снесли, она оказалась на пути железнодорожной линии. Есть такое предание, что когда строили мост через Иртыш, то ковшом экскаватора подняли с глубины старинный сундучок с сокровищами. Подняли его двое рабочих. И один из них после этого очень быстро уехал в Израиль на историческую родину и зажил там очень богато. (Еврей был рабочим? Все равно что оленеводом. Верится с трудом).

Вообще о хане Кучуме сохранилось множество легенд и преданий и песен в татарском фольклоре. Местному языческому населению насаждали мусульманскую веру. Ханты и манси активно сопротивлялись. А татары приняли ислам довольно легко. Что интересно. Если в России Ермак — это национальный герой, а о Кучуме мало кто знает, то сибирские татары с большим уважением относятся к ним обоим и воспринимают их обоих как важную часть истории своего народа. И очень довольны, что в их краях происходили такие яркие исторические события. «Это наша история, наша судьба! История нашего сибирского народа.» — говорят они.

В действительности Ермак и Кучум никогда не встречались. Личность Кучума недостаточно исследована. А он объединил разномастные территории и создал довольно мощное ханство — государство. Но оно не имело собственной монеты и законов. Но была система, объединение. И оно просуществовало 20 лет. Эти две яркие личности проходят через осевое время для Сибири. Причем оба — не сибиряки по рождению. Но оба очень много сделали. После завоеваний Ермака, что главное, прекратились насильственные разбои и набеги кучумовцев причем не только на русских на Урал, но и на малые сибирские народы. Установилась власть.

Кучум, потерпев ряд серьезных поражений жаждал реванша. Люди хана отслеживали все перемещения казаков по сибирским рекам. В одной из таких экспедиций Ермак сделал еще один крупный клад, который не найден до сих пор. Но сопровождалась эта закладка событиями трагическими.

Последний поход Ермака из Искера вверх по Иртышу закончился гибелью атамана. Хотя поначалу все складывалось удачно. Около Бигишевского озера казаки вступили в бой с хозяином этих мест князем Бигишем. Победа осталась за русскими. И Ермак тогда захватил множество богатства, которое до своего возвращения приказал закопать в землю. Отдохнув после боя, казаки вновь погрузились в струги и двинулись в путь.

Бигишево расположено на правом берегу Иртыша. Пройдя по реке казаки причалили к левому берегу, там где в Иртыш впадает река Вагай. Здесь на островке в устье реки Вагай казаки остановились на ночлег. Ночью на них напали. Спал Ермак видимо в полном боевом снаряжении. Когда под градом, осыпавших их стрел, казаки стали забираться на струги, атаман подскользнулся на сходнях и упал в воду и под тяжестью двух кольчуг ушел на дно. В горячке боя этого сразу не заметили, а потом спасать атамана уже было поздно. Казаки вернулись в Искер.

Никаких данных в русских источниках были ли извлечены те клады нет. Мог был он закопан на том самом островке? Татары ведь следили за казаками. И может клад вернулся обратно к Бегишу. Казаки дошли в том походе до устья Ишима. Там селение Ташатхам что в переводе «каменная стрела».

За несколько лет до прихода Ермака в Сибирь на берегу местного озера, которое русские впоследствии прозвали «Кучумова тюрьма», упал метеорит. Упал он в июле месяце в самую жару. И после этого в верховья Иртыша пришли холода, повалил снег. Местные жители прозвали этот камень Повелитель погоды. И возможно, что Ермак хотел этот камень вывезти. Потому что есть описание в летописи, что он находился около камня и по размеру он был с воз багрово-красного цвета. Получается что килограмм 250. С помощью этого камня Ермак возможно предполагал подвести всю Сибирь под руку белого царя. Но в устье Вагая на стругах никаких сокровищ уже не было и самого камня тоже. Хотя в преданиях вагайских рыбаков говорится, что в один год сильно спала вода и они увидели на дне большой кроваво красный камень. Но достать его не могли.

После гибели атамана казаков оставалось уже очень мало и они из Сибири ушли. Но восстановить свою власть хан Кучум так и не сумел. А через два года из Московии пришли новые отряды с новыми воеводами. Был основан город Тобольск в 20 км от Искера. Россия окончательно приросла Сибирью.

Большинство сибирских князей перешло на службу к русскому царю. Даже дети Кучума. И сам хан, который слонялся в разных местах, неоднократно получал такие предложения. Но гордо отвечал, что он вольный человек и вольным умрет. Принцип у него был. Хан пережил Ермака на 14 лет. Умер на Алтае, похоронен в кургане, рядом были зарыты его сокровища. Точное место не известно. Но сибирские клады — это особая тема. Чего здесь только не пропало.

Где-то в Тобольске были спрятаны сокровища петровского вельможи князя Матвея Гагарина, по указанию которого в начале 18 века активно раскапывались скифскиее курганы. Сибирские вельможи сотнями килограммов скупали у копателей сокровища и для себя и для подношений вышестоящим особам. Из таких предметов состоит сибирская коллекция Петра Первого которую преподнес как раз Гагарин. Но большую часть золота он оставил себе. На предложение Петра сдать все, Гагарин ответил отказом за что и был повешен в Петербурге. А сокровища князя остались в Тобольске и не найдены до сих пор.

В ХХ веке в Сибири золото Колчака, сокровища царской семьи, церковная утварь… Кладоискательство в Сибири стало народным хобби. Находят бивни мамонтов, монеты, наонечники стрел… Крупные клады так и остаются в тайне.

В Крапивинском музее можно вглядеться в черты лица Кучума... Фото: Ларисы Максименко.

Терентий Ермолаевич Смердин, кузнец из села Поперечного Крапивинского района, как оказалось, прапра… внук хана Кучума — царя всея земли Сибирской, потомок Чингисхана — властелина мира, установил кузбасский мужской рекорд долголетия.

Терентий дожил до 108 лет! К тому же он незадолго до смерти успел рассказать историкам сенсационную правду о последних днях ближнего предка – хана Кучума.

И указать сетку географических координат, в какой же части тайги искать могилу великого Кучума, побежденного, отдавшего с тяжелыми боями «свою» Сибирь много веков назад России. И все-таки не покоренного ни русским царем, ни старостью, ни болезнями, ни ранами тела и особо – души. И ушедшего свободным — в вечность, воспетую в последнюю минуту среди наших сосен под вечный шум нашей речки его самым верным вечным другом-шаманом …

Так Терентий одним только фактом родства подтвердил старинные легенды о Кучуме, ходившие окрест. И указал точку на карте Евразии, где «спит» хан Кучум. До этого же где только её не искали (с XVII века!) – в Средней Азии, на Урале, в Барабинских степях среди солончаков. И не могли найти в растрескавшейся земле. Как до сих пор (с XIII века!) не могут найти и не знают в мире, где могила Чингисхана.

Мало того, Терентий, передав информацию историкам, оставил её жить в своем роду.

— Я, прямой потомок Терентия Смердина, узнала, что еще и потомок Кучума, два года назад от двоюродного брата, а ему его отец, отцу – дед, деду – прадед про хана рассказывал, — подтвердила кемеровчанка Лидия Смердина.

— У Терентия слово всегда было твердое, сила в руках большая, до 108 лет в колхозе работал, грабли делал, и я ему – по мужу – далёкая родня, — подтвердила и Валентина Минина из Поперечного. – Да наш край деревни так и назывался – Смердины. Все – родня.

Все — кровь и кость Кучумовская, значит! И корреспондент «Кузбасса» отправился в край Кучумовичей, чтобы выяснить, с чего всё начиналось.

Кто есть кто

Но сначала я долго изучала черты хана Кучума, лицо которого воссоздано художником и «встречает» каждого в Крапивинском краеведческом музее. Высокие скулы, впалые щеки, удлиненные глаза. Умён, независим, надёжен, упрям…

Не похож на предка – Чингисхана. Но забегая вперед, скажу: на него похожи сухие мужики и красивые скуластые женщины в Поперечном, и в других старых сёлах района, и в столице Кузбасса.

Наука давно «раскопала», что род Кучума в тринадцатом колене соединился с родом Чингисхана: «Сыном Чингисхана был Джучи хан, его сын — Шайбан хан, его сын — Махмудек, его сын — Апак хан… Сыном Махмудек хана был Муртаза хан, а его сыном был Кучум хан».

— А одна из дочерей хана Кучума и стала прапра…бабушкой Терентия Ермолаевича Смердина, родство с Кучумом, по его словам, идет по материнской линии, — объясняет мне Анна Тарасова, главный хранитель Крапивинского музея, давно ведущая «кучумовскую» тему. – Рассказ Терентия Ермолаевича записал историк, директор Крапивинской школы Николай Конев с ребятами из исторического кружка в 1957-м. Терентию было тогда 97 лет. Он вспоминал, как ему мать и бабушка когда-то рассказывали, что случилось с ханом Кучумом, где его похоронили, почему одна из его дочерей осталась в наших краях. Точное имя той дочери хана неизвестно, но мы предполагаем, её прозвали позже Кучуманда.

— Выходит, прапрапра… внучка Кучуманды и вышла замуж за одного из потомков казака Дмитрия Смердина, пришлого с Дона в Сибирь. Вышла за Ермолая. И Терентий – старший из их троих сыновей, родившийся в 60-х годах XIX века! — выстроилась окончательно в моей голове кузбасская «ветка» с ханского древа.

Последняя ночь Кучума

А ведь ничто, казалось, не предвещало большой беды. Про хана Кучума шла по «его» Сибири молва как о жестком, образованном, сильном правителе. Имел, по легендам, в своей столице золотой трон, тайный (на крайний случай) подземный дворец, 11 жен, 17 сыновей, 9 дочерей, наложниц и пленниц – несчетно…

Но 1 октября 1581-го хан Кучум отбил натиск русских казаков из отряда Ермака. А 26 октября Кучум был разбит. Отступил. И не раз еще выигрывал бои. Пока 20 августа 1598-го не проиграл Ирменское сражение. И бежал за Обь.

«… потерял ханство, столицу Искер, двух сыновей, и последний свет из глаз выкатился у хана Кучума, — пересказывал писатель Мамин-Сибиряк когда-то сказания о Кучуме. – Но чем больше была беда, тем сильнее становился старый хан Кучум, и слепой он нагонял страх на казаков и ногаев…»

— Примерно в 1598-м хан Кучум после поражения и прошел через наши места, — продолжает главный хранитель Анна Тарасова. – По словам Терентия Смердина, «…Кучум с телохранителями спасался на лодке, пробирался вверх по Томи, ему нужно было к границам Монголии. На Тайдоне, притоке Томи, Кучум заболел и умер. Его похоронили в кургане у трех сосен, в 15 верстах от устья Тайдона. По обычаю, с ханом должны были «уйти» жёны и слуги. Но с ним были только дочери. Похоронили заживо младшую. А старшая, как мы её называем Кучумандой, стремясь уцелеть, вперед убежала. Воспользовалась непогодой и темнотой ночи, с собой прихватила суму с золотом.

Долго пробиралась беглянка верхом по таежным тропам и наконец выехала на правый берег Томи, туда, где в нее впадает речка Луговушка. Стремясь поскорее уйти от преследования, сходу направила коня в бурлящую весеннюю реку. При грозовом раскате грома и всполохах молнии, успокаивая вздрагивающего коня, дала обещание: там, где ее вынесет к берегу, построить часовню в честь русского бога Николая Чудотворца».

Есть данные (продолжает Анна Тарасова), что когда позже казаки выбирали на Томи место для Мунгатского острога, они заметили на высоком берегу часовню. Удивились ей. Осмотрелись. И там и заложили очередной тогда русский форпост.

— Получается, дочь хана Кучума, бежав и прося помощи уже у русских святых защитников, чудом выжив в бешеной реке, обещание то своё выполнила?!

— И мы считаем, история Крапивино и района началась именно с истории дочери хана, — горячо говорит Анна Тарасова. – Она не погибла и не пропала, она много знала, умела, была образованной, возможно, знала даже английский язык. Не потому ли потомки прозвали ее, по словам Терентия Смердина, англичанкой…

Смердин Терентий Ермолаевич, по материнской линии — потомок хана Кучума и, значит, уходя еще дальше в прошлое, потомок Чингисхана.

«Ген первых»

Место, выбранное спасшейся дочкой хана Кучума для жизни, где встало со временем село Поперечное, красивое и сейчас — очень тихое, медовое, пенсионно-дачное, оно в получасе езды от Крапивино.

Неизвестно, как жило поселение в первые века — с первыми потомками дочери хана.

А почти сто лет назад оно было в пекле Гражданской войны. И потомки хана Кучума были героями.

— Сам Терентий Ермолаевич был за «красных», в партизанском отряде, вместе с сыном Федором, — рассказывает Валентина Минина. – Зимой, в бою с белогвардейской бандой Олиферова («белые» пробивались с севера Томской губернии – в Монголию, бой был 6 января 1921-го. – Ред .) сын Терентия погиб. Терентий привез его домой на санях, похоронил под окном.

Позже, еще одного героя из родни Смердиных – Ивана Буданова, расстрелянного на мысу «белыми», похоронили рядом. И сделали братскую могилу с памятником со звездой.

…Вообще, «ген первых» у всех кузбасских потомков Кучума – в крови в бешеной концентрации, сужу я по родовым разросшимся «веткам» и слушая рассказ правнучки Терентия Лидии Николаевны Смердиной, известного в стране (!) врача, доктора медицинских наук, профессора КемГМУ, действительного члена Российской Академии Естествознания…

«Наши» потомки хана были учителями, руководящими работниками областного уровня, сейчас среди потомков — много врачей, исследователей, программистов.

— Смелость, очень сильный математический расчет, высокая интуиция (иногда даже на уровне… предсказания событий), — перечисляет Лидия Смердина родовые черты, считая их от времени прадеда – Терентия, которого видела в последний раз на его 100-летие – бодрым и сильным..

— Любовь к жизни. Спокойствие даже перед лицом смерти, — добавляет Валентина Минина. — Терентий Смердин домовины две (выдолбенные в кедре гробы), себе и жене, заранее, помню, сделал. Их в амбаре хранил. Мы тогда детьми залезли в них раз. Гладенькие стенки, ровные… Жену, как умерла, он в той домовине схоронил. А потом Терентий на девятом десятке снова женился.

И, как помнят в Поперечном, Терентий три «своих» домовины «износил», пережил. Кедр времени ожидания не выдерживал, разваливался, а потомок Кучума жил себе дальше и оставался крепок до последнего дня. В первую очередь, духом. О предках и потомках, о земляках, товарищах и о себе оставил написанные «в стол» строчки (и старый листок, найденный недавно, хранится в библиотеке села Поперечного) внук Терентия Никандр, которого звали Николаем. В них – дух рода, ханского и русского, казачьего, ставшего давным-давно уже духом России:

— Кто скажет мне в моей стране, чтоб мы опять рабами стали, я крикну… «НЕТ!»

Лидия Смердина, известный в России доктор, академик, узнала про свой древний род хана Кучума — Чингисхана лишь два года назад. Фото: из личного архива.

Как погиб Сибирский хан Кучум (история) Кучум, которого мы потеряли Просматривая намедни новый телепроект Леонида Парфенова "Хребет России", посвященный Уралу, ваш покорный слуга в очередной раз испытал чувство обиды за отечественное краеведение. Потому что в очередной раз повествователь, рассказывая историю последнего сибир-ского царя Кучума, безобразно скомкал финал этой выдающейся трагедии: уморил, дескать, покорителя Сибири Ермака да и отбыл к ногайцам, где и был убит. В то время, как между двумя этими, безусловно, яркими эпизодами кучумовой биографии имело место, как минимум, одно не менее драматическое событие, развернувшееся неподалеку от тех мест, где века спустя возникла столица Казахстана - Астана. Надо сказать, что образ хана Кучума изрядно закошмарен российскими, а затем и советскими историками. Словно вторя народным былинам и казачьим песням, исследователи раз за разом создавали образ коварного, кровожадного правителя. Хотя Кучум был не коварнее любого другого своего коллеги тех лет. А уж по части кровожадности его и вовсе далеко обставили жившие тогда европейские монархи, уничтожавшие собственных соотечественников планомерно и партиями не меньше, чем по несколько тысяч за раз. Ну а ближайшим конкурентом в деле подчинения земель своей воле у Кучума и вовсе был московский государь Иван IV "прозванный за жестокий нрав Васильевичем" (как о том на полном серьезе говорится в одном западном исследовании). Кучум, разумеется, прекрасно понимал реалии своей эпохи. "Историкам", спекулирующим на нажористой теме покорения Сибири, неплохо было бы почаще обращаться к документам, в которых эти реалии разъясняются со всей их жесткой прямотой. Быть может, Кучум был суров (как и всякий правитель того времени), быть может, ему было свойственно коварство (что свойственно вообще всем полководцам со времен китайца Сунь-цзы, сказавшего: "Война - это путь обмана"). Но Кучум не был лицемерен. Ведь он, бухарский принц из династии Шибанидов, тоже попал на сибирский трон через большую кровь. "С очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли Сибирской", - сообщается в летописи Саввы Есипова. "Земли завоевывают все народы, - говорит Кучум в своем письме Ивану Грозному. - Но в мирное время они договариваются: Народы наши жили в мире и злобы не таили. Люди жили спокойно и благополучно. Теперь в наше с тобой время чернь враждует друг с другом. Раньше не мог послать тебе ярлык. Потому что воевал тут с одним. Теперь этого врага одолел. Если хочешь, будем теперь дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать". Определенно, присутствует такт. Так в наши дни один корпоративный лидер мог бы написать другому: "Как профессионал, глубоко понимаю ваши намерения и устремления, но, тем не менее, вынужден заявить о решительном неодобрении ваших действий, оставляя за собой право принятия адекватных мер:" - и так далее. Примерно таким же, видимо, было и отношение Кучума к эмиссару конкурирующей организации - к главе сибирского филиала Москвы Ермаку Тимофеевичу. В современных боевиках герои, оказавшись в подобной ситуации, мягко говорят друг другу: "Ничего личного, приятель, это просто бизнес": После чего непременно начинается пальба. Сибирский дефолт Пальба, конечно же, началась. Правда, палили все больше с одной стороны - стабилизационный фонд одной из противоборствующих корпораций включал в себя такие устойчивые активы, как порох и пушки. Но неверно было бы говорить, что только они решили исход конфликта интересов. Дело в том (и об этом исследователи сибирской истории тоже часто забывают), что конфликтов интересов там присутствовало множество. По своим масштабам царство Кучума равнялось Франции, однако, характер заселенности там был такой, что вся Европа до сих пор нервно курит в стороне. Не то чтобы там жило фантастически много людей, но там жило множество людей категорически разных. Разных по языку, по культуре, по вере, по образу жизни. Междоусобицы, благодаря одной из которых Кучум стал ханом, не прекратились и после его воцарения. И с появлением в Сибири новой силы он стал терять подданных. В итоге сибирская столица - Искер - была оставлена Кучумом. Да, с Ермаком он в итоге расквитался - и это, конечно же, был ощутимый удар по московским конкурентам, ведь он лишил их ведущего регионального топ-менеджера. Кстати, гибель казачьего атамана отчего-то принято переводить в формат вселенской трагедии. Но уж Ермак-то Тимофеевич хорошо понимал, чем он занимается и чем такие занятия обычно заканчиваются. Так что едва ли он сам стал бы драматизировать по поводу непредвиденного завершения своей карьеры. Погибнуть в результате внезапного нападения? С превосходящими силами противника? Ну что же. "Ничего личного, приятель, просто бизнес": Южный рубеж кучумовых владений проходил по Ишиму. И именно здесь, в приишимских степях, кочевал (если не сказать - скитался) Кучум, стремительно теряющий свою страну. Отсюда он нападал на московские укрепления в Сибири, которые становились все больше и все опаснее. Интересно, что все три московских царя, пришедшиеся на кучумов век, предлагали ему возвращение Сибирского царства на условиях вассальной зависимости от них. Кучум колебался, но неизменно выбирал свободу. И расплачивался за нее новыми потерями, так как присланные Москвой воеводы совершали рейд за рейдом, стремясь захватить номинального правителя Сибири. Кучум от них уходил, но всякий раз терял и земли, и людей. В августе 1598 года, когда Кучум был уже глубоким больным старцем, а его войско составляло не более полутысячи человек, воевода Андрей Воейков предпринял очередной поход, в котором разгромил последних воинов хана. Произошло это у места впадения речки Ирмень в Обь (в настоящее время окрестности села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области). В бою погибли брат и двое внуков Кучума, шесть его князей, пятнадцать мурз и около 300 воинов. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жен из его гарема, 150 воинов. Однако самому хану с полусотней людей удалось прорваться. Пятьдесят человек - это все, что осталось у Кучума от некогда богатейшего царства: Воейков послал передать ему, чтоб он ехал к государю (Борису Годунову) - тот-де "его пожалует, жен и детей велит отдать". Через некоего Толмухаммеда Кучум ответил на это: "Не поехал я к государю, по государевой грамоте, своею волею в ту пору, когда я был совсем цел; а теперь за саблею мне к государю ехать не по что, теперь я стал глух и слеп, и нет у меня ничего. Взяли у меня промышленника, сына моего Асманака-царевича; хотя бы у меня всех детей побрали, а один остался Асманак, то я бы с ним еще прожил; а теперь сам иду в Ногаи, а сына посылаю в Бухары". И вот на этом-то месте и заканчивается обыкновенно трагическая история сибирского царя Кучума. "Ногайцы его убили", - качает головой рассказчик, многозначительно потрясая пальцем. Но дело в том, что был еще один акт трагедии, упоминаемый лишь в одном источнике - и его исследователи почему-то небрежно обходят. Выбор свободного человека С пятьюдесятью воинами Кучум направился отнюдь не к ногайцам. Вот что сообщает нам "История Сибирская" тобольского летописца Семена Ремезова: "Кучюм же житию своему скитаяся и места не обрете, яко обнажен всего дома своего, имения и скота и жителей лишен от живущих сибирян, и не со многими людми yбежа в Канскую землю к вершинам Иртышу реки на озеро Зайсан-Нор. И похитил у калмыков коней многое число, и побежа на ино место со своими. Калмыки же гнаша вослед ево и достигоша на Нор-Ишиме у озера Кургальчина, и ту многих кучюмлян побиша, и коней, свои стада, отъяша, и досталное имение его пограбиша. Кучюм же yбежа от них с малыми людми в Нагайскую землю жити и кормитца нищетою". Без сомнения, попытка похитить у калмыков, обитавших на Зайсане, стада - это был акт отчаянья. Можно сказать - самоубийственное предприятие. Но кошмар для Кучума заключался в том, что ему вновь удалось остаться в живых. Последние его воины были побиты калмыками на пологом берегу озера Коргалжын - но сам он, старый, больной и нищий - выжил: Зачем? Для чего? Быть может, задав себе этот вопрос он и принял решение направиться к своим прежним противникам - ногайцам. Вряд ли рассчитывал он на сочувствие с их стороны. Наоборот - он рассчитывал на то, что уж они-то, "старые верные враги" - не подведут: И они не подвели. "Егда же Кучюм со своими к нагаям приходом явился, тогда нагаи нимало потерпеша, собрався с роды своими, убиша Кучюма и протчее имение отъяша, а людей его похолопиша, глаголаше ему: Ведомой ты и славной вор, Муртазелеев сын, и отец твой нам многa зла соделал, и ты, хотя и нищ, то же и нам yчиниш, что и протчие твои люди, от тебя же yбиты напрасно и озлоблены". Где именно это произошло - сказать трудно. Ногайская орда занимала обширную территорию - южное Приуралье, низовья Волги и значительную часть центрального Казахстана - вплоть до Иртыша. Однако главные ставки находились в районе современных Уфы и Оренбурга. Может быть, Кучум был убит где-то там. Однако есть и альтернативная версия эпилога. Хивинский историк (и, по совместительству - хан) Абульгази сообщает, что Кучум "затерялся среди племени мангутов", обитавшего вблизи Бухары. А исконные родовые кочевья Кучума якобы проходили по западному берегу Каспия - и Кучум мог бы вернуться туда: Конечно, при таком-то сюжете всякий хэппи-энд будет сомнительным. Но все же оказавшись в приишимской степи или на берегу Коргалжынского озера, расположенного всего-то в 130 километрах от Астаны, подумайте о том, что эти места связаны с самыми трагическими периодами жизни последнего сибирского хана. А если альтернативная версия его кончины верна - то он и вовсе может быть похоронен где-то в казахстанской земле. Шпаков: Как погиб Сибирский хан Кучум (история)