«Ван Гог. С любовью, Винсент»

Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh) – нидерландский художник, заложивший основы направления постимпрессионизма, во многом определивший принципы творчества современных мастеров.

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревеньке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант (Noord-Brabant), граничащей с Бельгией.

Отец Теодор Ван Гог (Theodore Van Gogh) – священнослужитель-протестант. Мать Анна Корнелия Карбентус (Anna Cornelia Carbentus) – из семейства уважаемого книгопродавца и специалиста по переплету книг из города (Den Haag).

Винсент был 2-ым ребенком, но его брат умер сразу после появления на свет, поэтому мальчик оказался старшим, а после него в семье родилось еще пятеро детей:

  • Теодорус (Тео) (Theodorus, Theo);
  • Корнелис (Кор) (Cornelis, Cor);
  • Анна Корнелия (Anna Cornelia);
  • Элизабет (Лиз) (Elizabeth, Liz);
  • Виллемина (Вил) (Willamina, Vil).

Назвали младенца в честь дедушки, служителя протестантизма. Это имя должен был носить первый ребенок, но из-за его ранней смерти досталось Винсенту.

Воспоминания близких рисуют характер Винсента как очень странный, капризный и своенравный, непослушный и способный на неожиданные выходки. Вне дома и семьи он был воспитан, тих, вежлив, скромен, добр, отличался поразительным умным взглядом и полным сочувствия сердцем. Однако сторонился сверстников и не включался в их игры и забавы.

В 7-летнем возрасте отец и мать записали его в школу, но спустя год его и сестричку Анну перевели на домашнее обучение, и с детьми занималась гувернантка.

В 11 лет, в 1864 году, Винсента определили в училище в Зевенбергене (Zevenbergen). Хотя это было всего в 20 км от родных мест, ребенок тяжело переносил разлуку, и эти переживания запомнились навсегда.

В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg). Большие успехи делал подросток в освоении иностранных языков, прекрасно говорил и читал по-французски, по-английски, по-немецки. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию. Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. Воспоминания знаменитого художника о начале жизни были печальными, детская пора ассоциировалась с мраком, холодом и пустотой.

ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ

Бизнес

В 1869 году в Гааге Винсента принимает на службу его дядя, носивший такое же имя, которого будущий художник называл «Дядюшка Сент». Дядюшка был хозяином отделения компании Goupil&Cie, занимавшейся экспертизой, оценкой и продажей арт-объектов. Винсент приобретает профессию дилера и делает значительные успехи, поэтому в 1873 году его отправляют трудиться в Лондон.

Работа с художественными произведениями была очень интересна Винсенту, он научился разбираться в изобразительном искусстве, стал постоянным посетителем музеев, выставочных залов. Его любимыми авторами стали Жан-Франсуа Милле (Jean-françois Millet) и Жюль Бретон (Jules Breton).

К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene); биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Но кем бы ни была возлюбленная, Винсент получил отказ и утратил интерес к жизни, работе, искусству. Он начитает вдумчиво читать Библию. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Возненавидев деятельность дилера, он перестает приносить компании доход, и его увольняют в 1876 году.

Учительство и религия

В марте 1876 года Винсент переезжает в Великобританию, поступает на безвозмездной основе преподавателем в школу в Рэмсгейте. Одновременно задумывается о карьере священнослужителя. В июле 1876 года он переходит в школу в Айзлворте, где дополнительно оказывает помощь священнику. В ноябре 1876 года Винсент читает проповедь и убеждается в предназначении нести истину религиозного учения.

В 1876 году Винсент приезжает на рождественские праздники в родной дом, и мать с отцом упросили его не уезжать. Винсент устроился в лавку, торгующую книгами, в Дордрехте (Dordrecht), но торговля ему не нравится, все время он посвящает переводам библейских текстов и рисованию.

Отец и мать, радуясь его стремлению к религиозному служению, отправляют Винсента в Амстердам (Amsterdam), где он с помощью родственника – Йоганесса Стрикера (Johaness Stricker) подготавливается по теологии для поступления в университет, а проживает у дядюшки – Яна Ван Гога (Jan Van Gogh), имевшего адмиральский чин.

После поступления Ван Гог был студентом-теологом до июля 1878 года, после чего, разочарованный, отказывается от дальнейшего обучения и бежит из Амстердама.

Следующий этап исканий был связан с Протестантской миссионерской школой в городе Лакен (Laken) неподалеку от Брюсселя (Brussel). Школой руководил пастор Бокма (Bokma). Винсент в течение трех месяцев набирается опыта в составлении и чтении проповедей, но покидает и это место. Сведения биографов противоречивы: то ли он бросил работу сам, то ли был уволен из-за неаккуратности в одежде и неуравновешенного поведения.

В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). В поселке жили шахтерские семьи, Ван Гог бескорыстно занимался с детьми, посещал дома и рассказывал о Библии, ухаживал за заболевшими. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. Ван Гог проявил себя как подвижник, искренний и неутомимый, в результате ему определили небольшое жалование от Евангелического общества. Он планировал поступать в Евангельскую школу, но обучение было платное, а это, по убеждению Ван Гога, несовместимо с истинной верой, которая не может быть связана с деньгами. Одновременно он подает руководству шахт просьбу улучшить условия трудовой деятельности шахтеров. Ему отказали, лишили права проповедовать, что потрясло его и повлекло очередное разочарование.

Первые шаги

Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.

Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.

Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:

  • «Задворки» (De achtertuin) (1882);
  • «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).

Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.

В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.

После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.

Ранние работы

Период творчества, представляющий первые работы, выполненные в Дренте, отличается реалистичностью, но они выражают ключевые характерные особенности индивидуальной манеры художника. Многие критики считают, что эти особенности объясняются отсутствием элементарного художественного образования: Ван Гог не знал законов изображения человека , поэтому персонажи картин и этюдов кажутся угловатыми, неграциозными, как будто вышедшими из лона природы, подобными скалам, на которые давит небесный свод:

  • «Красные виноградники» (Rode wijngaard) (1888);
  • «Крестьянка» (Boerin) (1885);
  • «Едоки картофеля» (De Aardappeleters) (1885);
  • «Старая церковная башня в Нюэнене» (De Oude Begraafplaats Toren in Nuenen) (1885) и др.

Эти работы отличаются темной палитрой оттенков, передающих тягостную атмосферу окружающей жизни, мучительное положение простых людей, сочувствие, боль и драму автора.

В 1885 году он вынужден покинуть Дренте, так как он вызывал недовольство священника, считавшего рисование распутством и запрещавшего местным жителям позировать для картин.

Парижский период

Ван Гог едет в Антверпен (Antwerpen), берет уроки в Академии художеств и дополнительно в частном учебном заведении, где много трудится над изображением обнаженной натуры.

В 1886 году Винсент переезжает в Париж к Тео, служившему в дилерской конторе, специализировавшейся на сделках по продаже арт-объектов.

В Париже в 1887/88 году Ван Гог берет уроки в частной школе, постигает основы японского искусства, азы импрессионистической манеры письма, творчество Поля Гогена (Pol Gogen). Этот этап в творческой биографии Ваг Гога называют светлым, в работах лейтмотивом проходят нежно-голубые, ярко-желтые, огненные оттенки, манера письма легкая, предающая движение, «струение» жизни:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (Agostina Segatori in het Café «Tamboerijn»);
  • «Мост через Сену» (Brug over de Seine);
  • «Папаша Танги» (Papa Tanguy) и др.

Ван Гог восхищался импрессионистами, познакомился благодаря брату Тео со знаменитостями:

  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  • Анри Тулуз-Лотрек (Anri Tuluz-Lautrec);
  • Поль Гоген;
  • Эмиль Бернар (Emile Bernard) и др.

Ван Гог оказался среди добрых друзей и единомышленников, включился в процесс подготовки экспозиций, которые организовывались в ресторанчиках, барах, театральных холлах. Ван Гога зрители не оценили, признали их ужасными, но он погружается в учение и самосовершенствование, постигает теоретическую базу техники цвета.

В Париже Ван Гог создал порядка 230 произведений: натюрморты, портретная и пейзажная живопись, циклы картин (например, серия «Башмаки» 1887 года) (Schoenen).

Интересно, что человек на холсте приобретает второстепенную роль, а главным является светлый мир природы, его воздушность, сочность цветов, и их тончайшие переходы. Ван Гог открывает новейшее направление – постимпрессионизм.

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Картины

Сколько картин написал Ван Гог точно не известно, но искусствоведы и исследователи его творчества склоняются к цифре порядка 800. Только за последние 70 дней жизни он написал 70 картин – по одной в день! Давайте вспомним самые известные картины с названиями и описанием:

«Едоки картофеля» появились в 1885 году в Нюэнене. Задачу автор описал в послании к Тео: он стремился показать людей тяжелого труда, получивших за свою работу малое вознаграждение. Руки, обрабатывающие поле, принимают его дары.

Красные виноградники в Арле

Знаменитое полотно датируется 1888 годом. Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео. На полотне художник передает поразившие его насыщенные цвета: густо-красные виноградные листья, пронзительно-зеленое небо, ярко-фиолетовая умытая дожем дорога с золотыми бликами от лучей заходящего солнца. Краски как будто перетекают одна в другую, передают тревожное настроение автора, его напряженность, глубину философские раздумий о мире. Такой сюжет будет повторяться в творчестве Ван Гога, символизируя вечно обновляющуюся в труде жизнь.

Ночное кафе

«Ночное кафе» появилось в Арле и представило раздумья автора о человеке, который самостоятельно разрушает собственную жизнь. Идею саморазрушения и неуклонного движения к безумию выражает контраст кроваво-бордового и зеленого цветов. Чтобы попытаться проникнуть в тайны сумеречной жизни, автор работал над картиной по ночам. Экспрессионистическая манера письма передает наполненность страстями, тревожность, болезненность жизни.

В наследии Ван Гога есть две серии работ, изображающих подсолнухи. В первом цикле – разложенные на столе цветы, они написаны в парижский период в 1887 году и вскоре приобретены Гогеном. Вторая серия появилась в 1888/89 годы в Арле, на каждом холсте – цветы подсолнечника в вазе.

Этот цветок символизирует любовь и верность, дружбу и тепло человеческих взаимоотношений, благодеяние и благодарность. Художник выражает в подсолнухах глубины своего миропонимания, ассоциируя себя с этим солнечным цветком.

«Звездная ночь» создается в 1889 году в Сен-Реми, она изображает звезды и луну в динамике в обрамлении безграничного неба, вечно существующей и несущейся в бесконечности Вселенной. Расположенные на переднем плане кипарисы стремятся достигнуть звезд, а поселок в долине статичен, неподвижен и лишен стремлений к новому и бесконечному. Экспрессия цветовых подходов и использование разных типов мазков передает многомерность пространства, его изменчивость и глубину.

Этот знаменитый автопортрет создан в Арле в январе 1889 года. Интересная особенность – диалог красно-оранжевого и сине-фиолетового цветов, на фоне которого происходит погружение в пучину искаженного сознания человека. Внимание приковывает лицо и глаза, как будто смотрящие вглубь личности. Автопортреты – это беседа живописца с собой и с мирозданием.

«Цветущие ветки миндаля» (Amandelbloesem) создаются в Сен-Реми в 1890 году. Весеннее цветение миндальных деревьев – символ обновления, зародившейся и крепнущей жизни. Необычность холста – в том, что ветки парят, не имея под собой основания, они самодостаточны и прекрасны.

Этот портрет написан в 1890 году. Яркие краски передают значимость каждого мгновения, работа кистью создает динамичный образ человека и природы, которые связаны между собой неразрывно. Образ героя картины болезненный и нервный: мы всматриваемся в образ печального старика, погруженного в свои мысли, как будто впитавшего тягостный опыт лет.

«Пшеничное поле с воронами» создано в июле 1890 года и выражает ощущение приближения гибели, безысходную трагичность бытия. Картина наполнена символикой: небо перед грозой, приближающиеся черные птицы, дороги, ведущие в неведомое, но недоступные.

Музей

(Van Gogh Museum) открылся в Амстердаме в 1973 году и представляет не только самое фундаментальное собрание его творений, но и работы импрессионистов. Это первый по популярности выставочный центр в Нидерландах.

Цитаты

  1. Среди священнослужителей, как и среди мастеров кисти, царит деспотичный академизм, унылый и полный предрассудков;
  2. Задумываясь о будущих лишениях и невзгодах, я не смог бы творить;
  3. Живопись – моя радость и успокоение, дающая возможность отвлечься от жизненных неприятностей;
  4. Мне хочется выразить в своих картинах все, что скрывается в сердце ничтожного человека.

Ещё ни один художник не появлялся на большом экране чаще, чем Винсент Ван Гог. Это неудивительно, ведь биография эпатажного голландца тянет на готовый сценарий. Ван Гога всю жизнь преследовало чувство одиночества. Он осознанно жил в полной нищете, а потом необъяснимо и внезапно умер, оставив ценителей творчества биться над загадкой своей смерти.

А возможно, причина в том, что живопись Ван Гога - признанного виртуоза цвета - невероятно кинематографична. Сейчас, когда его картины входят в число самых дорогих в мире, кажется страшной несправедливостью, что художнику суждено было прожить всего 37 лет.

1. Жажда жизни

Lust for Life

  • США, 1956 год.
  • Биографический фильм, драма.
  • Длительность: 122 минуты.
  • IMDb: 7,4.

Биографическая драма режиссёра Винсента Миннелли по одноимённому роману Ирвинга Стоуна. Фильм методично знакомит зрителя с историей жизни Ван Гога и его творчеством, которое не нашло признания при жизни.

Самая сильная сторона фильма - тщательность, с которой он следует литературному первоисточнику. А вот стерильная до неправдоподобности картинка совершенно не соответствует как историческим реалиям, так и образу жизни, который вёл настоящий Ван Гог.

Образ Ван Гога воплотил знаменитый Кирк Дуглас, получивший за эту роль «Золотой глобус» и номинацию на « ».

2. Винсент

Vincent: The Life and Death of Vincent Van Gogh

  • Австралия, Бельгия, 1987 год.
  • Длительность: 105 минут.
  • IMDb: 7,3.

Фильм-размышление, целиком посвящённый последним годам жизни художника. В главных ролях здесь - неторопливо сменяющие друг друга полотна Ван Гога и закадровый голос легендарного актёра Джона Хёрта, зачитывающий переписку Винсента и Тео.

Австралийский режиссёр Пол Кокс создал поистине созерцательную документальную картину, требующую вдумчивого просмотра. В конце зритель получает подробный срез личности Ван Гога - как художника и как человека.

3. Винсент и Тео

Vincent & Theo

  • Германия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Италия, 1990 год.
  • Биографический фильм, драма.
  • Длительность: 194 минуты.
  • IMDb: 7,0.

Драма режиссёра Роберта Олтмена рассматривает жизнь художника сквозь призму его отношений с младшим братом Теодорусом (больше известным как Тео). Пока Винсент живёт в нищете и полностью отдаёт себя работе над картинами, Тео, наоборот, ведёт подчёркнуто светский образ жизни. Однако любовь к искусству и друг к другу связывает братьев до конца их дней.

Образ Ван Гога воплотил Тим Рот - один из любимых актёров («Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Четыре комнаты», «Омерзительная восьмёрка»).

4. Ван Гог

Van Gogh

  • Франция, 1991 год.
  • Биографический фильм, драма.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 7,2.

Лента рассказывает о заключительных днях жизни Ван Гога в городке Овер-сюр-Уаз и о том, как были написаны его последние картины. По версии фильма, на их создание художника вдохновила юная дочь Поля Гаше, неравнодушного к искусству врача.

Французский режиссёр Морис Пиала поздно начал свой творческий путь и успел снять не так много кинолент, но практически все они признаны выдающимися. «Ван Гог» не стал исключением, причём его можно назвать одним из самых необычных биографических очерков в истории кино. Пиала рассказывает о жизни гениального художника честно и без прикрас: безумие на фоне зависимости, походы в бордель.

За роль Винсента Ван Гога певец и актёр Жак Дютрон был удостоен премии «Сезар» (а в общей сложности фильм был выдвинут в 12 номинациях).

5. Жёлтый дом

The Yellow House

  • Великобритания, 2007 год.
  • Биографический фильм, драма.
  • Длительность: 73 минуты.
  • IMDb: 7,1.

Ван Гог мечтает создать творческое сообщество, где художники могли бы жить и работать в атмосфере полного взаимопонимания. Для этого он арендует старую усадьбу в Арле, которую называет Жёлтым домом, и приглашает туда своего друга Поля Гогена.

Однако не всё идёт гладко. Уверенный в себе Гоген не может ужиться с недисциплинированным и беспокойным Ван Гогом, и отношения между приятелями начинают стремительно портиться.

Фильм стоит посмотреть, чтобы во всех подробностях узнать историю Жёлтого дома на площади Ла-Мартин, который Ван Гог изобразил на знаменитом одноимённом полотне.

Хотя британец Джон Симм в роли Ван Гога имеет очень отдалённое сходство с великим художником, создателям фильма удалось передать главное - контраст между пламенной самоотдачей Ван Гога и прагматичностью Гогена.

6. Ван Гог: портрет, написанный словами

Van Gogh: Painted with Words

  • Великобритания, 2010 год.
  • Документальный фильм, биографический фильм, драма.
  • Длительность: 80 минут.
  • IMDb: 8,0.

Созданная кинематографистами канала BBC One драма, основанная на письмах Ван Гога к любимому брату Тео. Действие начинается в психиатрической больнице Арля после происшествия с отрезанным ухом в 1988 году. Затем фильм переносит зрителя в 1872 год, когда Ван Гог отправляет брату самое первое письмо.

Фильм тщательно исследует жизнь Ван Гога, но при этом не превращается в сухую документалистику. Скорее, это увлекательное путешествие, которое позволяет сблизиться с художником благодаря погружению в его письма. В них Ван Гог, образ которого воплотил Бенедикт Камбербэтч, предстаёт трудолюбивым, эмоциональным и чутким.

7. Ван Гог. С любовью, Винсент

Loving Vincent

  • Великобритания, Польша, США, 2017 год.
  • Биографический фильм, драма.
  • Длительность: 94 минуты.
  • IMDb: 7,8.

Арман Рулен, сын почтмейстера, отправляется на поиски адресата последнего письма Ван Гога. Постепенно главный герой понимает, что обстоятельства смерти художника крайне неоднозначны.

8. Ван Гог. На пороге вечности

At Eternity’s Gate

  • Великобритания, Франция, США, 2018 год.
  • Биографический фильм, драма.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 6,9.

Фильм режиссёра Джулиана Шнабеля повествует о заключительном и самом плодотворном периоде жизни Ван Гога, проведённом на юге Франции.

Шнабель рассказывал The Inside Man , что его режиссёрские работы во многом определяются его видением как художника. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что Джулиан уже не в первый раз экранизирует творческих людей.

Фильмография режиссёра включает картины о художнике («Баския»), поэте («Пока не наступит ночь») и писателе («Скафандр и бабочка»). Интересно, что затронутая в последней тема взаимоотношений творца и смерти в новом фильме Шнабеля раскрывается под совершенно другим углом.

С точки зрения исторической достоверности фильм не совсем однозначен. Считается, что Ван Гог умер от огнестрельной раны в сердце, которую он нанёс себе сам. Однако в 2011 году американские искусствоведы Стивен Найфе и Грегори Уайт Смит выдвинули NCIS: Provence: The Van Gogh Mystery альтернативную теорию.

Согласно ей Винсент Ван Гог не покончил жизнь самоубийством, а был убит 16-летним французским подростком Рене Секретаном. И именно эту версию, которая уже была отчасти затронута создателями фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент», развивает культовый сценарист Жан-Клод Карьер.

Как бы там ни было, вопрос о том, как всё-таки умер Ван Гог, хочется оставить культурологам, чтобы просто насладиться искренним и неподдельным образом художника, созданным призёром Венецианского кинофестиваля Уиллемом Дефо.

9 ноября в российский прокат вышел фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». В своей традиционной рубрике Синемафия рассказывает 11 интересных фактов о фильме.

Что мы знаем о Ван Гоге? Он нарисовал подсолнухи и отрезал себе ухо. Что знают о Ван Гоге люди, которые читали его письма? Намного, намного больше. Польский режиссер Дорота Кобела и ее британский коллега Хью Велчман делятся своими знаниями. Возможно, рассказанная ими история ставит перед нами больше вопросов о личности и судьбе художника, но и кое-какие ответы, несомненно, дает. У процесса создания необычной картины-из-картин было множество любопытных особенностей. Рассмотрим некоторые из них.

1. Изначально «Ван Гог» задумывался как короткометражка

Ведущий режиссер проекта, Дорота Кобела, по образованию художник. А еще она большая поклонница Ван Гога. Фильм она задумала как короткометражный и очень личный. Рисовать собиралась сама. Но в ходе работы осознала, насколько большим может быть общественный резонанс этой истории — Винсента любят во всем мире, его выставки собирают не меньше посетителей, чем концерты актуальных звезд. Собралась команда, было решено замахнуться на полный метр и тем самым стать пионерами полнометражной анимированной живописи.

Переписать сценарий под новый формат было непросто, у Дороты и Хью Велчмана, который стал ее соавтором, было множество вариантов, но самой живой оказалась история о смерти.


Дорота, Хью и сценарий

2. «Винсент» — копродукция со сложной историей финансирования

Потенциальные инвесторы отнеслись к фильму с большой осторожностью и часто задавали создателям вопросы, ответов на которые у тех быть не могло, потому что задуманный проект аналогов не имел. В результате финансирование собиралось по кусочкам. Первый взнос поступил от Польского института кино в виде гранта. Затем фильм поддержали администрация Вроцлава, Фонд кино Нижней Силезии, швейцарская компания SilverReel Entertainment, британская компания Trademark Films, агентство недвижимости Unibail-Rodamco и даже Институт кино в Дохе (Катар). Кроме этого, фильм провел успешную кампанию на Kickstarter, собрав средства на обучение художников. Самым щедрым инвесторам в качестве благодарности за взнос создатели предлагали сделать для них 20-секундный фильм в технике анимированной живописи.


Расписанная художником проекта тряпичная кукла — одна из «плюшек» для инвесторов

3. Снимали две недели, рисовали два года

Съемочный процесс не занял много времени — две недели, и все готово. Последующая отрисовка кадров продолжалась два года. Из-за жесткого графика режиссерам пришлось привлечь в проект дополнительных художников, изначально работали 20 человек, к концу — в шесть с четвертью раз больше.


Арман Рулен: Дуглас Бут в образе, Арман на картине Ван Гога и в результате отрисовки

4. Кадры стали картинами

В фильме использовали 65 000 сфотографированных кадров, и оригиналы — около 1000 картин, изображающих последний кадр каждой сцены — остались у создателей. Многие впоследствии были розданы, но некоторые остались невостребованными, и их было решено продать. Последний кадр сцены не обязательно самый интересный, но все же, желающие могут приобрести частичку искусства на официальном сайте проекта. Стоимость варьируется от тысячи до девяти тысяч евро.


Например, такая обойдется в 1250 евро

5. Иногда подлинники приходилось переделывать

Живописный фильм — результат усердных попыток дизайнеров привести работы Ван Гога, написанные в разной технике, разными красками и на холстах разного размера, к некоему визуальному общему знаменателю. Главный герой, Арман, иногда «входил» в картины, которые отличались от его собственного образа — приходилось гармонизировать: менять технику штриха, время года или суток. В целях такой гармонизации было создано 377 картин «по мотивам».

6. Для фильма были созданы специальные рабочие станции

С учетом выбранной техники, съемки «Винсента» могли растянуться надолго, и создатели старались сделать все возможное, чтобы ускорить производство. В результате появились PAWS — Painted Animation Work Stations.

Они позволяют равномерно подсвечивать рабочее пространство, проецировать отснятые кадры на рабочую поверхность (или демонстрировать на мониторе над ней), делать снимки законченных кадров, а также контролировать производственный процесс, не отвлекая художников.


Художники студии за работой

7. Доктором Гаше стал Бронн

Джером Флинн в этой роли очень органичен!

8. В фильме есть нецветные вставки

Создатели сразу решили, что флэшбеков в фильме будет много, и что они обязательно будут отличаться по технике от основных событий. Их сделали черно-белыми, опираясь на фотографии времен Ван Гога. Это потребовалось, во-первых, для того, чтобы у зрителя была возможность отдохнуть от насыщенных красок фильма, а во-вторых, чтобы не рисовать места, которых не было на картинах мастера, в его технике. Создатели сочли, что это было бы слишком решительное отступление от мира, созданного художником.


Осталось недолго. Раненый Винсент возвращается в гостиницу.

9. Хью Велчман любит Прокофьева

Второй режиссер «Винсента» давно и успешно работает с анимацией, в частности, он продюсировал короткометражку по симфонической сказке Прокофьева «Петя и волк», которая в 2008 году была удостоена Оскара за лучший анимационный короткометражный фильм. На тот момент это был самый длинный (32 минуты) короткометражный фильм, когда-либо получавший эту награду.


Волк. Бедный Петя.

10. Саундтрек писал Клинт Мэнселл

11. Режиссеры — муж и жена

Их служебный роман начался, когда «Винсент» был только в проекте: Дорота работала над концепт-артами для мультфильма «Волшебное фортепиано» студии Хью. Они заинтересовались друг другом, а полюбив Дороту, Хью полюбил и ее фильм. Внутреннее родство с Ван Гогом, которое Дорота всегда чувствовала, стало душой проекта. Дорота показала Хью письма Винсента, которые очень вдохновляли ее с юности, и заразила своим энтузиазмом. «Ван Гог. С любовью, Винсент» — дитя любви.


Хью и Дорота с призом зрительских симпатий фестиваля в Анси

В 1891 году, через год после смерти художника Винсента Ван Гога, французский почтмейстер Рулен, который был хорошим знакомым живописца, находит неотправленное письмо Винсента к его младшему брату Тео. Из уважения к Ван Гогам почтмейстер просит своего непутевого сына Армана (Дуглас Бут) найти Тео и передать ему письмо. Арман начинает поиски в Париже и узнает, что младший Ван Гог скончался через несколько месяцев после Винсента и что его вдова уехала из Франции. Решив, что должен вернуть женщине письмо ее родственников, Рулен отправляется в городок Овер-сюр-Уаз, где Винсент прожил свои последние дни. Арман надеется, что доктор Поль Гаше, лечивший художника, знает, как найти его невестку.

Благодаря обильной переписке Винсента Ван Гога и множеству воспоминаний о его жизни мы знаем о великом голландце куда больше, чем о многих знаменитостях XIX века. Однако Ван Гог остается притягательной, завораживающей загадкой. Почему он отрезал себе ухо? Почему выстрелил себе в живот из пистолета? В какой степени его уникальная живопись отражала его психическое состояние? Легко списать все на душевную болезнь, которой Ван Гог страдал. Но он был слишком вменяемым, чтобы действовать произвольно. В его поступках, житейских и художественных, была определенная логика. И исследователи и поклонники Ван Гога вот уже более ста лет пытаются выявить эту логику и разгадать тайны жизни и смерти мастера.

Англо-польская картина «Ван Гог. С любовью, Винсент» раскрывает эту тему в жанре старомодного детектива. Отправившись на поиски Тео Ван Гога и его жены, Арман Рулен - реальный человек и один из натурщиков Ван Гога - ведет себя как сыщик-любитель. Он встречается с теми, кто, как и он сам, был знаком с Винсентом, и пытается разобраться, почему художник, который неплохо чувствовал себя незадолго до смерти и был полон планов на будущее, покончил с собой - причем весьма необычным и исключительно болезненным способом (как замечает один из героев фильма, самоубийцы стреляют себе в голову или в сердце, а не в живот).

Винсент Ван Гог сдружился с почтмейстером Руленом и его семьей, потому что почти ежедневно писал и отправлял письма. Значительная их часть сохранилась

Поначалу Арман почтительно выслушивает свидетелей, но по мере того как информации становится все больше, он пытается поймать «допрашиваемых» на противоречиях и докопаться до правды. Правда, ни к каким определенным выводам Рулен в итоге не приходит, поскольку он все-таки не Шерлок Холмс и не Эркюль Пуаро. Картина в лице Армана предлагает несколько версий случившегося и просит зрителей сделать свои собственные умозаключения. Тем не менее это интереснейший экскурс для тех, кого занимает Винсент Ван Гог и кто хочет окунуться в атмосферу жизни, которая породила и погубила мэтра.

Чтобы погружение в мир Ван Гога стало полным, лента была создана уникальным способом. Сперва постановщики ленты Дорота Кобела и Хью Уэлчмен сняли «Ван Гога» как обычное историческое кино, а затем более сотни художников масляными красками перерисовали каждый кадр либо в стиле полотен Ван Гога (основное повествование), либо в черно-белом фотореалистичном стиле (флешбэки с участием Винсента в исполнении польского актера Роберта Гулачика).

Хорошо известно, что Винсент Ван Гог за свою жизнь продал всего одну картину. Менее известно, что это полотно под названием «Красные виноградники в Арле» находится в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Выглядит это потрясающе. Фильм одновременно проводит зрителей по жизни Ван Гога и по его творчеству. Многие полотна мастера - прежде всего портреты и пейзажи - прямо включены в картину как ключевые кадры или как фрагменты кадров. Чем лучше вы знаете картины Ван Гога, тем большее удовольствие вы получите от того, как они обыграны в кино. Работа над лентой заняла более пяти лет, но оно того стоило. Это ошеломляющее признание в любви к Ван Гогу. Или, если хотите, служба у алтаря художника, в которой каждый зритель может принять участие.

Другое дело, что для тех, кто без особого восторга относится к Ван Гогу, в картине слишком много месье Винсента и слишком мало «обычных» киноразвлечений. Это не драма, не комедия, не экшен-феерия - фильм ближе к суховатым документальным постановкам с игровыми вставками, чем к тем байопикам, которые всеми силами стараются увлечь зрителей неизвестной историей об известном человеке. «Ван Гог. С любовью, Винсент» снят и нарисован для уже увлеченных. Он целится в маленькую мишень, но зато попадает точно в яблочко.

«С любовью, Винсент» называют первым в истории фильмом, написанным маслом, но даже это описание в полной мере не передает всей скрупулезности и техничности работы, которую проделали авторы, чтобы создать эту уникальную картину. Режиссеры Дорота Кобелла и Хью Велчман вспомнили, как в течение семи лет они создавали фильм, который рассказывает о жизни Ван Гога через его картины.

Предыстория

Режиссер Дорота Кобела работала художником в анимации и была крайне недовольна, что ей постоянно приходилось заниматься чужими проектами. Собравшись создать что-то свое, она решила соединить свои главные увлечения: живопись и кино. В студенческие годы она изучала взаимодействие искусства и психологии и защитила дипломную работу на тему писем Ван Гога. Именно она натолкнула ее на идею семиминутной короткометражки о последних днях жизни художника.

Во время успешной краудфандинговой кампании Кобела познакомилась с продюсером Хью Велчманом, которого заинтриговал ее проект.

«У всего этого есть еще и деловая сторона, - рассказал Велчман. - Я как-то пошел на выставку, где показывали только письма Ван Гога и две его картины, и туда была очередь на три с половиной часа. Я задумался: "Если люди выстраиваются в очередь, чтобы увидеть эти письма, значит, нам нужно снять об этом полный метр"».


Кобела поделилась текстом писем с Велчманом, который быстро понял, что именно ее привлекло в истории художника.

«Как только он познакомился с его личностью, он просто помешался, - рассказывает Кобела. - Он подходил ко всему с большим энтузиазмом и полностью погрузился в проект».

У Кобелы с Велчманом завязался роман, и вместе они приступили семилетнему путешествию, целью которого был этот фильм.

Концепция и игровой фильм

Основой для фильма стала небольшая цитата из письма Ван Гога - «Мы не можем говорить иначе, как нашими картинами».

«Я восприняла ее буквально, - вспоминает Кобела. - Я подумала, что было бы прекрасно так и сделать - заставить картины говорить и рассказывать историю».


Режиссеры использовали 94 картины художника в качестве локаций для фильма, а также «оживили» их реальных героев - друзей и знакомых Ван Гога - чтобы разгадать тайну его последних дней.



Поскольку Ван Гог старался запечатлеть саму суть героев своих картин, режиссеры понимали, что им нужны хорошие актеры, чтобы перенести все это на экран. Кобела и Велчман сняли 95-минутную игровую полнометражку с актерами в течение двух недель. Известные исполнители, включая Сиршу Ронан и Криса О’Дауда - играли свои роли преимущественно на фоне хромакея. Еще две недели заняли съемки фонов и дублеров в Польше - все это требовалось, чтобы закончить игровую версию фильма. Производство было похоже на любое другое - в нем участвовала постоянная съемочная группа, включая операторов Лукаша Зала («Ида») и Тристана Оливера («Бесподобный мистер Фокс»), - за исключением общей спешки из-за ограниченности ресурсов.

Затем режиссеры прибегли к композингу, чтобы соединить игровой материал с картинами Ван Гога, а также использовали компьютерную анимацию, чтобы придать статичным задникам трехмерный реализм. Как только был готов финальный монтаж, авторы приступили к живописи.

65 тысяч масляных картин


«Чтобы написать 65 тысяч картин шириной около 75 см и высотой примерно в 45 см требуется безумное количество труда, - говорит Велчман. - Так что нам пришлось провести множество тестов, чтобы убедиться, что это вообще возможно».

Небольшая часть фильма состоит из черно-белых сцен, которые не разворачиваются на фоне картин Ван Гога, а созданы при помощи техники ротоскопирования. Тем не менее в абсолютном большинстве эпизодов режиссеры хотели увидеть настоящие мазки, сделанные вручную, которые бы передавали стиль художника. Компьютерная анимация была бы здесь абсолютно неприемлема.

«В мазках картин Винсента есть свой ритм, который нельзя скопировать при помощи ротоскопирования. Для этого нужна творческая анимация. Нужно было контролировать каждый кадр и анимировать каждый мазок», - вспоминает Кобела.



Первым делом было необходимо взять изображения актеров - которых выбрали на основе их физического сходства с реальными людьми, после чего полностью одели и загримировали для съемок - и соотнести их с героями портретов Ван Гога. Художники-специалисты создали 377 картин на холстах размером 26″ x 19′, на которых они соединили между собой живопись Ван Гога и актеров.


Съемочная группа создала 97 рабочих станций для анимации, где трудилась большая группа художников, которые стекались со всей Европы и оседали в одной из трех студий, расположенных в двух странах. Рабочие станции были созданы таким образом, чтобы каждый мог видеть изначальный материал, не волнуясь о технологии и освещении.

Всего художники создали для фильма 65 тысяч картин, которые затем сняли на цифровые фотокамеры Canon D20 в разрешении 6K. И хотя на постпродакшне в фильм внесли кое-какие изменения, он полностью состоит из этих кадров.