Поведение отклоняющееся от общепринятых социальных норм называют. Социальные нормы

Подробное изучение полного спектра социальных девиаций несовершеннолетних, в том числе и крайних форм делинквентного поведения, а так же формирующих ценностей и социокультурных симпатий современной молодежи, позволяет нам утверждать, что система психо- лого-поведенческих особенностей подростков-делинквентов,...
  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ. ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
    Смолчав, усугубляешь преступление. Сир Публилий Никакое преступление не может иметь законного основания. Ливий Тит Понятие отклоняющегося поведения. Отклоняющимся является любое поведение участников правоотношения, которое не соответствует его юридической форме, не...
    (Введение в юридическую профессию)
  • ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. НОРМА ПРАВА
    СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В различных сферах жизни общества действуют самые разнообразные правила, которые призваны обеспечить согласованное взаимодействие людей, социальных групп, их организаций с целью удовлетворения насущных потребностей, упорядочить общественные...
    (Теория государства и права)
  • Социологический анализ устойчивых видов девиантного поведения и социальный контроль
    Кризис во всех сферах общественной жизни - политическая и экономическая нестабильность, идеологический вакуум, распад и рассогласование систем обучения и воспитания, шквал отрицательного информационного воздействия (реклама неприемлемых стандартов, насилия, секса, низкопробной масскультуры и т.п.), недостатки...
    (Основы социологии и политологии)
  • Факторы социального риска в этиологии девиантного поведения
    Анализируя явление девиации поведения несовершеннолетней молодежи, раскрывая основные детерминирующие факторы, определяющие в действиях подростка асоциальные проявления, следует предпринять попытку классифицировать данные факторы с точки зрения их рискогенности и степени сложности принятия превентивных...
    (Девиации поведения несовершеннолетних и молодежи в России)
  • На страже норм (о социальном контроле)
    Всему, что «положено» делать в тех или иных случаях, нас учат с детства, а когда мы делаем то, что «не положено», - наказывают. Представьте, что случится, если люди перестанут следовать нормам и правилам, которые приняты в обществе. Это приведет к ужасному хаосу, возвращению к первобытной дикости: остановились...
    (Психология общения)
  • Основные регуляторы социальной жизни (социальные нормы, социальный контроль, социальный конфликт)
    Социальная норма: понятие и функции В современном обществе регулятором всех форм социального взаимодействия выступает разветвленная система правил, как общих, так и специализированных, одобряющих или вводящих запреты на те или иные действия. Человек, живущий в обществе, понимает, что для эффективной...
    (Обществознание)
  • Отклоняющееся поведение человека – это вариант взаимодействия личности с другими индивидами в процессе социализации, то есть включения в общество. Давайте рассмотрим это понятие подробнее.

    Что такое поведение?

    Поведение – это своеобразная реакция на различные раздражители как внешне, так и внутренние (других людей, информацию). Иногда поведение является осмысленным, а иногда - нет. Осмысленно человек действует, стремясь достичь каких-то целей, инстинктивно – в каких-либо обыденных ситуациях (например, взглядывает в направлении громкого внезапного звука).

    Что такое норма?

    Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

    Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.

    Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся . К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Официально установленные и фактически сложившиеся нормы могут не совпадать. Например, повсеместно в городах игнорируют правила выгула собак только на специальных территориях. Эта норма является официальной, но фактически не сложившейся.

    Иногда бывает, что официально созданная норма оказывает дезорганизующее действие, то есть она является ненормальной. Это возможно в случае, когда имеет место волюнтаризм законодателей. Можно привести в пример антиалкогольную компанию в СССР в 80-е годы, которая привела к созданию массы подпольных предприятий по производству алкогольной продукции.

    Понятие об отклоняющемся поведении

    Как соотносятся социальные нормы и отклоняющееся поведение?

    Любая норма по сути своей консервативна. Однако положение в государстве и обществе меняется, соответственно появляются стихийно сложившиеся отклонения от нормы. Спустя какое-то время это отклонение само становится нормой.

    Девиантное, или отклоняющееся, поведение противоречит общепринятой норме, однако при этом надо иметь в виду, что в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или обычным, вызывать или не вызывать осуждение, а спустя время отклоняющееся поведение может начать восприниматься как нормальное.

    Варианты отклоняющегося поведения

    Традиционно отклоняющимся поведением считают то, которое представляет определенную опасность и даже угрозу сложившемуся порядку. Но социальные отклонения могут проявляться не только в форме преступности. Отклоняющимся можно считать поведение различных выдающихся людей, например, художников, создающих свои произведения в каком-либо новом стиле или направлении. Отклоняющимся можно считать поведение изобретателя, учёного, завершающего удивительное открытие, или людей, придерживающихся радикальных взглядов.

    Исследователь Гилинский предложил свою классификацию; он выделял два типа: негативное, то есть вредное для общества, и позитивное поведение. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Например, различные формы социального творчества. В чем выражается негативное? Это опасное и асоциальное поведение: нанесение побоев, оскорблений и проч.

    Причины отклоняющегося поведения

    Узнаем, каковы причины отклоняющегося поведения.

    • Возникновение новой социальной системы на обломках старой.
    • Процесс развития новый системы, что может приводить к различным перекосам и диспропорции.
    • Потребности общества (духовные, экономические и т. д.) могут опережать развитие общества, и это вызывает необходимость отклоняющегося поведения.
    • Возможно просто случайное отклонение.

    Нет сомнений, что нарушение даже наиболее важных принятых в обществе норм связано с экономическими отношениями. Эта связь не в прямая, но она совершенно несомненная. В качестве примера можно привести положение в нашей стране в середине 90-х годов прошлого века. Наступившие безработица и безденежье привели к тому, что сформировалось большое количество групп с отклоняющимся поведением: это и преступные группировки, и компании наркоманов, бомжи и т.п.

    Причина другая – это противоречие между слоями населения. Особенно это касается отношения между власть предержащими и обычными людьми. Лицемерное поведение представителей власти приводит к социальной апатии со стороны большинства населения. Сюда же можно отнести социальную несправедливость и сложившиеся в обществе традиции отклоняющегося поведения (конкретным примером является отсутствие морального осуждения мелкого воровства).

    Виды девиантного поведения

    Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи? Можно выделить три вида:

    • отклонения агрессивной направленности ; они проявляются в действиях против личности: преступление (например, убийства), оскорбления, драки и проч.; они вызывают не только моральное осуждение, но и преследование по закону;
    • отклонения корыстной направленности; это такие поступки, которые связаны с желанием незаконно получить имущественную выгоду; сюда можно отнести взятки, воровство, мошенничество и т. д.;
    • социально пассивные отклонения – это различные варианты уклонения от решения личностных и общественных проблем (нежелание учиться, работать, стремление к бродяжничеству, различные виды наркомании и токсикомании; сюда же можно отнести и суицид).

    Поведение детей и подростков

    Детям и подросткам могут быть свойственны формы девиантного поведения всех групп: воровство, драки, попрошайничество, токсикомания и компьютерная зависимость, суицидальные действия и т.д.

    В детском и подростковом возрасте причина такого поведения – это обычно следование групповым ценностям. Существуют и широко используются различные методики диагностики склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению. В основном цель их – выявить склонность к зависимостям.

    На основании данных этих методик применяются различные методы коррекции, призванные защитить детей от возможных последствий склонности к отклоняющемуся поведению, научить взаимодействовать с обществом, привить умение сглаживать конфликты, уважать принятые в обществе нормы поведения.

    Теории

    Существует несколько теорий отклонения индивида от социальных норм. В 11 классе на уроке обществознания достаточно познакомиться с их содержанием кратко.

    Например, биологическая теория гласит, что некоторые личности имеют врождённые изъяны личности, которые и приводят к антиобщественному поведению, мешая социализации. Однако в настоящее время биологическая теория подвергается значительной критике. К тому же, она не может объяснить те преступления и поступки, которые предполагают осознанный выбор.

    Социально-психологическая теория объясняет наличие проявлений отклоняющегося поведения социальными потрясениями, кризисами, безработицей и т. п.

    Существует и еще одна теория, она называется теорией стигмации, или «наклеивания ярлыков». Суть теории в том, что определенные группы людей изначально вызывают недоверие и осуждение общества; на человека как бы ставят клеймо преступника, и он ведёт себя в соответствии с ожиданиями социума. То есть поведение является вторичным по отношению к оценке, которая изначально не имела под собой оснований.

    Что мы узнали?

    Отклоняющееся поведение не соответствует социальным нормам, принятым в данный момент в данном обществе. Оно может быть позитивным и негативным; негативное отклоняющееся поведение может быть опасно для человека и окружающих.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 93.

    «Социальные взаимодействия»

    С.172, з.3,4.

    ? – Что вы понимаете под словом норма?

    Норма с лат. «руководящее начало, образец, правило».

    Соц.нормы – направляют, контролируют, регулируют и оценивают поведение людей в обществе.

    Классификация соц.норм.

    1. Обычаи и традиции (образцы поведения, свадебный обряд, бытовые праздники и т.д.)
    2. Правовые нормы (законы, где прописываются границы поведения и наказания за их нарушение, обеспечены силой государства)
    3. Моральные нормы (обеспечиваются авторитетом коллективного сознания, а за нарушение осуждается обществом, хорошо - плохо)
    4. Политические нормы (отношения между личностью и властью, между соц.группами, государством)
    5. Эстетические нормы (представления о прекрасном и безобразном)
    6. Религиозные нормы (выступают как нормы морали, права, закрепляют традиции и обычаи, а тот, кто им не следует ждет кара Божья)

    Социальный контроль – механизм регулирования отношений индивида и общества.

    ? – Как работает механизм соц.контроля?

    Механизм социального контроля.

    Д еятельность людей

    Действия (поступки)

    1. Внешний контроль – общество

    Государство

    Церковь

    Организации

    Другие индивиды

    СОБЛЮДЕНИЕ НАРУШЕНИЕ

    (позитивные) (негативные)

    Одобрение САНКЦИИ - замечание

    Поощрение - выговор

    Штраф

    Наказание (суд)

    Формальные Неформальные

    (гос-во) (друзья, соседи)

    1. Внутренний контроль – самоконтроль (совесть – чувство вины, моральные переживания). Важнейшее условие самореализации личности.

    Девиантное (отклоняющиеся) поведение – это негативные отклонения в поведении, которые не соответствуют нормам человеческого общества.

    Они проявляются на уровне:

    Личности;

    Малых соц.групп (раздоры, скандалы);

    - государственных и общественных организаций (бюрократизм, волокита, коррупуция);

    - массового явления (алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, национализм, терроризм – наносят урон всему человечеству)

    Рассмотрим пример с.177 наркомания

    - ? Каковы последствия наркомании для личности, семьи и общества?

    Причины отклоняющегося поведения.

    1. Биологическое объяснение (предрасположенность, ген преступника).
    2. Психологическое объяснение (ценностно-нормативные представления личности, неправильного развития)
    3. Социальное объяснение (тесно связано с экономикой: кризисы, подъёмы, люди теряют ориентацию, что вызывает отклонение в поведении).
    4. Конфликт между господствующей культурой и субкультурой (панки, готы и др.)

    Девиантное поведение.

    Слабые формы Проступки Преступление

    Обман прогулы кражи

    Грубость опоздания убийства

    Оплошность нарушение ПДД,

    Пожарной безопасности

    Преступление – противоправное, виновное, наказуемое деяние, с высшей степенью общественной опасности, запрещено уголовным законом.

    Виды преступлений

    Против личности

    В сфере экономики

    Против общ-й безопасности

    Общественного порядка

    Против гос.власти

    Военной службы

    Против мира и безопасности

    Организованная преступность – организованная группа лиц, на постоянной основе извлекают средства незаконным способом. Представляет опасность для:

    ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА

    С. 180-181

    Борьба с преступностью – социально регулирующая деятельность, направленная для того чтобы граждане не совершали проступков, запрещенных Уголовным кодексом РФ.

    Меры борьбы с преступностью:

    Устранять условия благоприятствующие преступности;

    Развивать правосознание;

    Профилактические действия;

    Применение уголовного законодательства к лицам, совершившим преступления.

    Что мы понимаем под соц.нормами?

    Какие виды соц.норм существуют? Приведите примеры.

    Как действует механизм соц.контроля? В чем состоит значение самоконтроля?

    Что значит девиантное поведение? Каковы причины девиантного поведения?

    Что такое преступление? В чем социальная опасность преступности?

    С.182 О.С.Осипова.

    С.183, з.3,4

    &16, с.182, з. 1 или 2 - мини сочинение, привести факты из жизни

    Слайд 2

    Цель и план урока

    Цели урока: дать понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции, преступность

    План урока:

    1. Социальные нормы;
    2. Социальный контроль;
    3. Отклоняющееся девиантное поведение;
    4. Тесты на закрепление;
    5. Практические выводы.
  • Слайд 3

    Социальные нормы

    Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

    Функции социальных норм:

    • регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное
    • окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение
  • Слайд 4

    Способы регулирования поведения людей социальными нормами

    • Дозволение – указания на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
    • Предписание – указание на требуемое действие
    • Запрет – указание на действие, которое не следует совершать

    Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения: побуждающие; запрещающие; императивные.

    Слайд 5

    Социальные нормы

    • Обычаи и традиции
    • Моральные нормы
    • Эстетические нормы
    • Нормы этикета
    • Политические нормы
    • Религиозные нормы
    • Правовые нормы
  • Слайд 6

    Характеристики социальных норм

  • Слайд 7

    Слайд 9

    • Внутренний (самоконтроль).
      Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами
    • Внешний.
      Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
  • Слайд 10

    Виды санкций

    Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

    Слайд 11

    Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

    Слайд 12

    • Формальные негативные санкции -наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями(выговор, арест, штраф и т.д.)
    • Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка и т.д.)
  • Слайд 13

    Методы социального контроля

  • Слайд 14

    Отклоняющееся (девиантное поведение)

    Отклоняющееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

    Слайд 15

    • Девиантное. Отклонение, не влекующее уголовного наказания.
    • Делинквентное. Нарушение норм, подпадающих под категорию противоправного действия.
  • Слайд 16

    Причины девиантного поведения

  • Слайд 17

    Типы девиантного поведения

  • Слайд 18

    Слайд 19

    Оценка отклонений

    Негативные, т.е. вредные для общества:

    • Правонарушения
    • Алкоголизм
    • Наркомания
    • Терроризм
    • Коррупция
    • Вандализм
    • Другое

    Позитивные, т.е. полезные для общества:

    • Героизм
    • Инициатива
    • Новаторство талант
    • Самопожертвование
    • Другое

    Нейтральные, не влияющие на общество:

    • Несоблюдение обычаев и традиций
    • Эксцентризм
    • Чудачество
    • Другое
  • Слайд 20

    Преступность

    Преступность - самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Преступление - это посягающее на право порядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом. Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность» Оно вызывает тяжелые последствия для развития общества и eгo членов как ни одно из других негативных явлений общественного развития.

    Слайд 21

    Уголовный кодекс Российской Федерации указывает следующие виды преступлений: против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности. Преступность не только социальное, но и правовое явление, так как преступно лишь то, что закреплено в Уголовном кoдeксе РФ.

    Слайд 22

    Борьба с преступностью включает в себя, во-первых, мероприятия политического, экономического. социального, социально-психологического, управленческого, культурного xapaктeра, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности; вo-втopыx, развитие правосознания граждан; в-третьих, специальную профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение yгoловного законодательства по отношению к лицам, coвepшившим преступление преступления.

  • Слайд 23

    Тесты на закрепление

    К социальным нормам не относится

    1. запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству;
    2. обязанность здороваться, когда человек входит в помещение;
    3. обязанность заботиться о престарелых родителях;
    4. запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

    Установить соответствие между видами санкций и их формами: А) формальные Б) неформальные

    1. правительственная награда, комплимент, ученая степень, аплодисменты, улыбка, лестные отзывы, понижение в должности, клевета.
  • Слайд 24

    Найдите в приведённым списке черты девиантного поведении.

    1. ориентировано на проведение свободного времени, досуга
    2. отклоняется от принятых моральных норм
    3. поиск подростками иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования
    4. подвергается социальному осуждению
    5. отклоняется от принятых правовых норм
    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
    • Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство.
  • Слайд 25

    Практические выводы

    1. Знание социальных норм необходимо для повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современное общество.
    2. Поведение отвечающее общепринятым социальным нормам обеспечит вам комфортное самочувствие в обществе.
    3. Так как нормы, возникающие в малых неформальных группах, иногда противоречат существующим в обществе, каждому, кто входит в такие группы, следует cдeлать самостоятельный выбор и впоследствии нести отвeтственность за нeгo.
    4. Сделки с совестью, т. е. самооправдание поступков, идущих вразрез с собственными убеждениями, ослабляют самоконтроль и, повторяясь, мoгут открыть путь к отклоняющемуся поведению, наносящему ущерб личности и обществу.
  • Посмотреть все слайды

    Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

    Цели и задачи урока :

    1.Образовательная: раскрыть сущность таких явлений, как социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль, показать их взаимосвязь, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения; выяснить разницу между девиантным и делинквентным поведением; показать опасность такого проявления девиации, как преступность.

    2.Развивающая: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

    3.Воспитательная: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения.

    Тип урока: комбинированный (форма урока - практикум).

    Основные понятия : отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, организованная преступность.
    Оборудование : проектор, компьютер, компьютерные динамики.

    Раздаточный материал : На столах у учащихся находятся материалы с дополнительной информацией, технологические карты.

    На уроке применяются следующие виды деятельности:индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Проверка готовности учащихся к уроку, проверка наличия учебников, конспектов, дневников, ручек и т.п.

    2. Проверка изученного материала.

    Эпиграф к уроку : «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» (Ф.М. Достоевский).

    Ход урока:

    1 .Организационный момент. Актуализация.

    Учитель: Добрый день. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Социальные нормы. и отклоняющееся поведение».

    Цели нашего урока:

    1.Закрепить знания о таких явлениях, как социальные нормы и отклоняющееся поведение, социальный контроль. Показать их взаимосвязь, последствия, причины.

    2. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

    3.Формирование навыков социального поведения.

    Наш урок проведём в виде практикума.

    Урок будет проведён по плану , который у нас в учебнике, а именно:

      Социальные нормы.

      Отклоняющееся поведение

      Преступность

      Алкоголизм и наркомания.

    Наш урок будет проведён в виде практикума, т.к. нашей задачей является постепенная подготовка к ЕГЭ.

    Вопрос №1 Социальные нормы . Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые сопровождают человека всю жизнь.

    Ещё с детского сада вы помните строки:

    Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,

    Что такое хорошо и что такое плохо?... – моральная норма

    У меня секретов нет, слушайте детишки.

    Папы этого ответ помещаю в книжке.

    Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, - правовая норма

    Я такого не хочу даже вставить в книжку.

    Если мальчик чистит зубы…… - норма гигиены, норма культуры

    Этот мальчик очень милый поступает хорошо.

    Что такое социальная норма?

    О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Что такое социальная норма?

    Какие другие социальные нормы вам известны?(Ответ – эстетическая, религиозная, политическая, этическая, обычаи, традиции)

    Что такое социальная норма?

    Социальная норма – это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей. С помощью норм к людям предъявляют требования, которым должно соответствовать их поведение.


    ? Какую роль в жизни общества и человека играют социальные нормы?

    ! Д еятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил. Нормы, которым мы следуем, придают социальному миру регулярность и предсказуемость, они указывают что можно а что нельзя. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

    Ни в одном обществе невозможно провести линию и разделить людей на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству людей случалось нарушать общепринятые правила. Например: припаркованный на пешеходной дорожке автомобиль, пешеход, идущий на красный свет светофора.

    Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей. Слайд № 10

    Прочтите . Какие заповеди на ваш взгляд важны , какие не существенны? Какие из них стали законами ?

    Древний свод нравственных заповедей

    Подарок молодым” (перевод с китайского) Что такое глупость?

    Глупо:

      иметь деньги и не отдавать долги; ЗАКОН

      знать за собой недостаток и не исправлять его;

      то и дело бранить чужие сочинения;

    Неумно:

      за спиной человека говорить о его недостатках;

      забросить семью и предаваться пьянству; ЗАКОН

      и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;

      обидеть и надеяться, что тебя простят; ЗАКОН

    Бестактно:

      входить без стука к людям; ЗАКОН

      раскрывать чужие письма и документы; ЗАКОН

      любоваться огнем на пожаре;

      глазеть на утопающего. ЗАКОН

    Вопрос.

    Сходства:

    1) И то, и другое - это правила поведения;

    2) За нарушение как норм права, так и норм морали существует ответственность

    Различия:

    1) Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные - обществом;

    2) За нарушение норм права существует юридическая ответственность со стороны государства, а за нарушение норм морали - лишь санкции со стороны общества (презрение, неодобрение);

    3) Нормы права закреплены письменно в различных правовых актах и формально определенны, организованы, а нормы морали «передаются» устно и закреплены лишь в сознании людей;

    Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?

    Ответ . Назначение социальных норм: направляет поведение, позволяет его контролировать, регулировать и оценивать.

    !

    Законопослушное поведение называется конформистским.

    Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются.

    Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.

    Вопрос№2 Отклоняющееся поведение.

    Что мы называем отклоняющимся поведением?

    Что значит отклоняющееся поведение?

    Отклоняющееся пов едение – это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество.


    ? Ребята как вы думаете «Отклонения – естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений?

    ? В чем причины отклоняющегося поведения? Ребята предлагают варианты ответов, совместно выводим следующие причины отклонений и приводим примеры:

    Каковы причины отклоняющегося поведения?

    Во-первых, это наследственная предрасположенность. До 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать алкоголиками.

    Во-вторых, это социальные факторы. Одни из них связаны с семьей, другие – с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склоки были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровостью родителей.

    В- третьих, человек живет сегодняшним днем, в состоянии беззаботности, легкости, которое ему приносят алкоголь, наркотики или табак.

    Ответ . Отклонения являются естественной частью социальной жизни, в жизни общества бывают особые периоды глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Многие прежние ценности теряют свое значение, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях чаще проявляется отклоняющееся поведение.

    По отношению к лицам, допускающим негативные отклонения от норм, общество применяет социальные санкции

    Перед вами лежат технологические карты. Дальнейшую работу мы продолжим заполняя материалы находящиеся у вас на партах. Чтобы успешно справиться с заданиями будьте внимательны, принимайте решения сообща.

    Задание I .

    Человек совершает ежедневно множество действий. Распределите предложенный перечень на колонки, на общественно опасные и неопасные.

    Общественно неопасное

    Общественно опасное

    Покраска волос

    Экстравагантная внешность

    Содержание в квартире животных в большом количестве

    Чудачество

    Новаторская инициатива

    Религиозныя фанатизм

    Алкоголизм

    Терроризм

    Переходим к следующему заданию.

    Задание II .Необходимо отметить негативные отклонения от социальных норм на уровнях:

    Личности

    Преступления, правонарушения, аморальные поступки

    Малых социальных групп

    Деформация, раздоры, скандалы,

    Государство и общественные организации

    Бюрократизм, волокита, коррупция.

    ЗаданиеIII .

    Позитивный характер

    Негативный характер

    Проявление инициативы

    Новаторство

    Самопожертвование

    Сверхтрудолюбие

    Героизм

    Обострённое чувствожалости

    Вред

    Ущерб

    Религиозный фанатизм

    Терроризм

    Расовая нетерпимость

    .

    Задание IV – конструктор:Из предложенного набора слов составить определение понятия, и назвать само понятие.Правильный вариант:

    Девиантное поведение - это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения.

    Делинквентное пове дение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках.

    Задание VII :Из предложенного списка выберите основные признаки делинквентного поведения.

    Задание VIII Найти среди данных примеров ситуации делинквентного поведения.

    Учащиеся должны отметить, что девиантное поведение в узком смысле означает - не вызывающее уголовного наказания. Оно относительно по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы. Делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам.

      Итак. Каждый человек должен освоить социальные нормы и культурные ценности общества, в котором он живёт. То есть включиться в процесс социализации.

    Социализация - освоение индивидуумом социальных норм и культурных ценностей общества.


    ? Возможны ли сбои, неудачи в процессе социализации .

    Ответ. ДА.

    Вопрос №3 ПРЕСТУПНОСТЬ .. Просмотр кадров связанных с преступностью.

    Задание: На основе просмотренного видеофильма и дополнительной информации укажите:

      Что такое преступность?

      В чём состоит опасность отклоняющегося поведения?

      Какие меры принимает общество для борьбы с данными отклонениями? Предложите свои варианты.

    Назовите известные виды преступлений. Приведите примеры следующих преступлений: корыстных, агрессивных, экономических.

    1. Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: «Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец». Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой? Какие признаки профессиональной преступности вы можете назвать?

    Учащиеся работают с учебником стр. 49-50 в течение 5 минут. Затем группы предлагают свои варианты, идет обсуждение.

    Задание № X в технологичекой карте.. Найдите областьдевиантного поведения, делинквентного поведения, криминального поведения


    - девиантное поведение

    - делинквентное поведение

    -криминальное поведение

    В ходе обсуждения и выполнения заданий учащиеся делают вывод: Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Есть такие формы отклоняющегося поведения, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Но во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм выделяют: алкоголизм, курение, наркоманию, коррупцию, религиозный фанатизм, расовую нетерпимость, терроризм.

    Вопрос №IV Алкоголизм и наркомания.

    1.Каковы последствия алкоголизма для

    -личности

    - семьи

    -общества

    Кстати…

    В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

    Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как и сами спиртные напитки. В Афинах правитель Солон ввел закон, согласно которому должностные лица наказывались за пьянство: первый раз – крупный штраф, а при повторении – смертной казнью.

    Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство».

    4. Социальный контроль и самоконтроль(работа организуется со всем классом, учитываются индивидуальные ответы учащихся).

    Учитель: Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно, ужесточая ответственность за это, что является проявлением социального контроля.

    Учащимся предлагается объяснить понятие «Социальный контроль» исходя из собственного опыта. Далее вводится само понятие:

    Социальный контроль это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе

    Просим учащихся привести примеры. Совместно в ходе беседы выделяем:

    • признаки социального контроля (упорядоченность, категоричность и формализованность, связь с санкциями, коллективное осуществление контроля.

      функции социального контроля (регулятивная, охранительная, стабилизирующая.

      виды социального контроля (формальный контроль посредством правовых норм, неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов, социальный контроль в профессиональной деятельности, социальный контроль в семье и частной жизни, неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью).

    Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции. Санкции бывают формальные и неформальные. Задание: Из данного набора слов (действия, законами, общественного, органами, публичное, наказания) , выбрать нужное и вставить в пропуски.

    Учитель: Роль социального контроля конечно очень велика, но человек должен сам сделать свой выбор: совершать преступление или нет, употреблять алкоголь или наркотики.Самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Учащимся предлагаем привести примеры.

    ВЫВОД ПО УРОКУ. Отклонения – естественная часть социальной жизни. Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Общество осуществляет социальный контроль. Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество от отклонений невозможно полностью избавить. Но с опасными проявлениями отклонений необходимо бороться. В этом процессе очень важен самоконтроль.

    6. Домашнее задание.

    Сегодня на уроке мы с вами говорили об отклоняющемся поведении в обществе, о негативном девиантном поведении человека.

    ? Как вы относитесь к проблемам, затронутым на уроке?

    Вывод по эпиграфу . Отклоняющееся поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Однако, с такими отрицательными явлениями как криминальное поведение, сексуальные отклонения, коррупция, алкоголизм, курение и наркомания необходимо бороться, т. к. они не могут привести к процветанию общества.

    Домашнее задание: §6, написать эссе по высказываниям

    1. Ф.М. Достоевского «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

    2. «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих»

    3.«И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её с собой до старости» И.Гёте

    4. «Ты рождён человеком, но человеком надо стать» В.А.Сухомлинский

    Сравните мораль и право. Укажите общие и отличительные признаки.

    Общие черты :

    а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

    б) являются основными регуляторами поведения;

    в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

    г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

    д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

    Различия :

    1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

    2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

    3.Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

    4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

    5.Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы пра­вового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

    6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

    7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлин­но моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

    Право и мораль взаимодействуют . Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное по­ведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.