История: Министерство обороны Российской Федерации. Протокол о введении в действие положения о главном командовании объединенных вооруженных сил содружества независимых государств Содружество вооруженных сил

Главная Совет министров обороны государств-участников СНГ О Совете История

СОВЕТ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В декабре 1991 года неожиданно распался Советский Союз. Произошел большой развод. Здание по адресу: Ленинградский проспект, 41, в городе Москве, осталось без флагов государств, входивших в Организацию Варшавского договора. И главный, красный флаг Союза Советских Социалистических Республик, распался на новые разноцветные составляющие.

При разводе не только делят имущество, но и выстраивают отношения на перспективу. Началось строительство Содружества Независимых Государств. А через два месяца, в феврале 1992-го, был создан Совет министров обороны СНГ - для координации процесса строительства национальных вооруженных сил и организации их всестороннего взаимодействия.

Поиск общего языка был недолгим. Рабочим языком Совета министров обороны был определен русский; местом постоянного пребывания Секретариата СМО СНГ - Москва, Ленинградский проспект, 41.

8 декабря 1991 года в Вискулях - резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще - руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи приняли Алма-Атинскую Декларацию , подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия (официально вышла из состава Содружества Независимых Государств в августе 2009 года, но сохранила участие в 75 договорах и соглашениях в рамках СНГ).

Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства - члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

СНГ служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую Ассамблею, Исполнительный комитет.

Среди уставных органов Содружества особое место занимает Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств (Совет министров обороны СНГ, СМО СНГ). Он образован как высший коллегиальный орган Совета глав государств СНГ (СГГ СНГ) по вопросам военной политики и военного строительства решением СГГ СНГ от 14 февраля 1992 года.

В настоящее время в работе Совета министров обороны СНГ принимают участие главы военных ведомств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и - в качестве наблюдателей - Республики Молдова, Туркменистана, до 2014 года Украины.

В разное время председателями Совета министров обороны были маршал авиации Евгений Иванович Шапошников , генералы армии Павел Сергеевич Грачев , Игорь Николаевич Родионов , Маршал Российской Федерации Игорь Дмитриевич Сергеев , Сергей Борисович Иванов , Анатолий Эдуардович Сердюков .

11 декабря 2012 года Председателем СМО СНГ избран Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу .

Совет министров обороны рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики, военного строительства государств - участников СНГ и согласовывает усилия министерств обороны стран СНГ по реализации соглашений и других документов Совета глав государств в области обороны и военной безопасности, координирует военное сотрудничество. Он также вырабатывает предложения по предотвращению вооруженных конфликтов на территориях стран Содружества и их внешних границах, подготовке и применению Коллективных миротворческих сил по поддержанию мира в СНГ, сближению нормативно-правовых актов государств - участников СНГ в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, ветеранов и членов их семей.

Первое заседание Совета министров обороны государств - участников СНГ состоялось 26 мая 1992 года. Подписанные его участниками проекты документов по вопросам военного сотрудничества были направлены на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Первыми рабочими органами Совета министров обороны были Главное командование Объединенными Вооруженными Силами СНГ (ОВС СНГ) и Секретариат СМО СНГ . Главнокомандующий ОВС СНГ был одновременно Председателем Совета министров обороны СНГ.

С момента образования до конца 1993 года Совет министров обороны решал задачи обеспечения управления ОВС СНГ в ходе их реорганизации в национальные вооруженные силы, создавал правовую базу сотрудничества в военной области, принимал меры по предотвращению и урегулированию вооруженных конфликтов на территории стран Содружества.

24 сентября 1993 года главы государств - участников СНГ приняли решение о реорганизации Главного командования ОВС СНГ в Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ (Штаб КВС СНГ) - постоянно действующий рабочий орган СМО СНГ. С этого времени главным в деятельности Совета министров обороны стало расширение многостороннего военного сотрудничества, формирование системы коллективной безопасности Содружества в военной сфере, а также - создание системы рабочих органов СМО СНГ.

В разные годы Штаб КВС СНГ возглавляли генералы армии Виктор Николаевич Самсонов , Виктор Алексеевич Прудников и Владимир Николаевич Яковлев .

Решением Совета глав государств СНГ от 26 августа 2005 года Штаб КВС СНГ был упразднен; его функции с 1 января 2006 года переданы Секретариату СМО СНГ.

Основная форма деятельности Совета министров обороны - заседания, которые проходят в Москве, других городах России и стран Содружества. Кроме того, проводятся рабочие встречи, консультации, совещания, обмены мнениями по актуальным вопросам военного сотрудничества. Их организационно-техническим, информационно-аналитическим и консультативным обеспечением занимается основной постоянно действующий рабочий орган СМО СНГ - Секретариат Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств . Его в разное время возглавляли Леонид Григорьевич Ивашов , Василий Петрович Волков , Александр Сергеевич Синайский .

В настоящее время Секретарем Совета министров обороны СНГ является генерал-майор Юрий Алексеевич Дашкин .

Секретариат СМО СНГ наряду с заседаниями Совета министров обороны совместно с рабочими органами, действующими при СМО СНГ на временной основе, проводит заседания профильных координационных комитетов, учебно-методические сборы с командующими войск (сил) ПВО (Воздушно-космических сил, противовоздушной обороной, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороной, Сил воздушной обороны) вооруженных сил государств - участников СНГ (ВС ГУ СНГ) в рамках Объединенной системы противовоздушной обороны ГУ СНГ (ОС ПВО СНГ), руководящим составом различных служб ВС ГУ СНГ, разноплановые инструкторско-методические занятия.

В общей сложности СМО СНГ принял более 1000 документов по различным аспектам военного сотрудничества, наиболее важным вопросам обороны и военного строительства. Более половины из них касаются проблем коллективной безопасности, совершенствования ОС ПВО СНГ, совместной оперативной подготовки войск и военно-технического сотрудничества, социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, подготовки военных кадров, миротворчества. Более 95 процентов всех документов было инициировано и подготовлено рабочими органами СМО СНГ.

В своей деятельности Совет министров обороны активно взаимодействует с органами Содружества Независимых Государств, Межпарламентской ассамблеей СНГ и другими региональными организациями на пространстве Содружества.

ОРГАНЫ ВОЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В соответствии с Положением о Совете министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств для развития и углубления военного сотрудничества по наиболее перспективным направлениям при СМО СНГ создаются рабочие органы (координационные комитеты, советы), действующие на временной основе. В настоящее время при Совете министров обороны работают 15 комитетов.

10 февраля 1995 года главы государств СНГ подписали Соглашение «О создании объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ» . А 19 апреля 1995 года Решением СМО СНГ образован Координационный Комитет по вопросам противовоздушной обороны при СМО СНГ (КК ПВО СНГ).

Решением Совета глав правительств СНГ от 10 февраля 1995 года образован Межгосударственный координационный центр (МКЦ) по увековечению памяти защитников Отечества при Штабе КВС СНГ , предназначенный для координации и информационного обеспечения мероприятий в государствах Содружества, связанных с увековечением памяти о погибших при защите Отечества. В 2005 году Решением Совета глав правительств СНГ МКЦ был упразднен как выполнивший свои задачи. На протяжении десяти лет МКЦ возглавлял генерал-полковник Алексей Николаевич Митюхин .

19 апреля 1995 года был создан Военно-технический комитет при СМО СНГ (ВТК). Во многом благодаря работе Военно-технического комитета - одного из основных рабочих органов СМО СНГ - удалось сохранить сопряженность вооружений, организовать ремонт и модернизацию ВВТ на взаимовыгодных условиях, решить многие важные вопросы многостороннего военно-технического сотрудничества.

27 марта 1996 года был образован Комитет начальников штабов вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых государств (КНШ СНГ). В него входят начальники генеральных (главных, Комитета начальников, Объединенного) штабов вооруженных сил государств Содружества.

Совет министров обороны поддержал предложения ряда военных ведомств стран Содружества о необходимости координации деятельности топографических служб вооруженных сил государств - участников СНГ, и 3 октября 1997 года был создан Координационный Комитет топографических служб ВС ГУ СНГ (КК ТС).

30 января 1998 года создан Комитет руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны государств - участников СНГ при Совете министров обороны СНГ (КРОРЛС).

Заинтересованность министерств обороны государств Содружества в дальнейшем совершенствовании сотрудничества в области физической подготовки и спорта привела к образованию Советом министров обороны 25 марта 1999 года Спортивного комитета при СМО СНГ (СК). А 20 мая того же года по предложению КНШ СНГ Совет министров обороны создал на временной основе Координационный Комитет гидрометеорологических служб вооруженных сил государств - участников СНГ (КК ГМС).

21 декабря 2000 года был создан Военно-научный совет (ВНС). Его предназначение - рассматривать и разрабатывать предложения по вопросам развития многостороннего военного сотрудничества государств - участников СНГ в военно-политической, военной и военно-технической областях.

В тот же день Совет министров обороны СНГ принял решение о создании на временной основе Координационного Комитета метрологических служб ВС ГУ СНГ (КК МС).

20 ноября 2002 года был создан Координационный Комитет начальников связи вооруженных сил ГУ СНГ (КК НС).

В рамках координации усилий по увековечению памяти о павших в годы Великой Отечественной и последующих войн руководители оборонных ведомств Содружества по инициативе Министерства обороны Республики Беларусь 15 октября 2008 года на 55-м заседании СМО СНГ в Санкт-Петербурге приняли решение о создании Военно-мемориального комитета при СМО СНГ (ВМК).

14 ноября 2008 года образован Координационный Комитет начальников войск радиационной, химической и биологической защиты (химической защиты) государств - участников СНГ (КК НВ РХБЗ).

Решением Совета министров обороны СНГ от 3 июня 2009 года создан Координационный Комитет по вопросам инженерного обеспечения (КК ВИО).

В 2009 году Министерство обороны Республики Казахстан выступило с инициативой расширения сотрудничества в области обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил государств - участников СНГ, которая была поддержана большинством государств Содружества. Первое заседание рабочей группы по предложению Министерства обороны Украины состоялось 20 - 21апреля 2010 года в г. Николаеве. 6 июля 2011 года на 60-м заседании Совета министров обороны СНГ в г. Сочи принято Решение о создании Координационного Комитета по вопросам обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств (КК ВОБП).

Рабочие органы Совета министров обороны государств - участников СНГ (постоянно действующий - Секретариат СМО СНГ и 15 органов, действующих на временной основе ) успешно решают профильные задачи многостороннего военного сотрудничества.

СИСТЕМЫ СОВМЕСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Совет министров обороны СНГ последовательно переносит основные усилия с создания нормативно-правовой базы военного сотрудничества на ее реализацию. Одним из важнейших направлений этой деятельности СМО СНГ стало формирование и развитие различных совместных (объединенных) систем военного назначения. Так, успешно совершенствуется Объединенная система противовоздушной обороны государств - участников СНГ. В рамках СНГ успешно несет боевое дежурство Единая система государственного радиолокационного опознавания «Пароль», создана система по обмену информацией по безопасности полетов военной авиации государств Содружества, активно ведется сотрудничество в области топогеодезического, гидрометеорологического и метрологического обеспечения деятельности ВС ГУ СНГ.

Совместно с министерствами обороны государств Содружества Секретариат СМО СНГ участвует в работе по созданию объединенных систем. В их числе совместная (объединенная) система связи ВС ГУ СНГ, первый этап создания которой практически завершен, единая геоинформационная система военного назначения для ВС ГУ СНГ, объединенная система контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств Содружества, система инженерного обеспечения, система обеспечения экологической безопасности в ВС ГУ СНГ.

Совет министров обороны государств - участников СНГ предпринимает усилия по совершенствованию порядка организации и проведения ремонта вооружения и военной техники на предприятиях министерств обороны. Развивается также сотрудничество по обеспечению единства измерений и проведению согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации в ВС ГУ СНГ.

Создается система обмена военно-научной информацией между министерствами обороны в области исследования проблем противовоздушной обороны, организуется взаимодействие архивных служб вооруженных сил государств - участников СНГ.

Для консолидации усилий по противодействию терроризму в соответствии с решениями СМО СНГ министерства обороны государств Центральноазиатского региона и России с 1999 года проводят ежегодные совместные командно-штабные учения «Южный щит Содружества».

Совет министров обороны СНГ постоянно выступает с новыми предложениями по обеспечению безопасности государств Содружества. В их числе - Соглашение об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств - участников СНГ при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна и проведение тренировок по действиям дежурных по ПВО сил ГУ СНГ в таких ситуациях, сотрудничество в расследовании авиационных происшествий с государственными воздушными судами в рамках противодействия угрозе воздушного терроризма.

По военным аспектам борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма Секретариат СМО СНГ взаимодействует с различными межгосударственными органами и региональными организациями. Например, с Антитеррористическим центром СНГ, Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности.

В рамках координации усилий по противодействию международному терроризму представители Секретариата СМО СНГ регулярно участвуют в сборах руководящего состава антитеррористических подразделений стран Содружества, совместных оперативно-стратегических командно-штабных учениях.

В ряду важнейших направлений деятельности СМО СНГ - миротворчество и предотвращение новых конфликтов на территории Содружества. Несмотря на трудности и особенности миротворческих операций на территории СНГ сделано главное: удалось погасить вооруженные конфликты и создать предпосылки для поиска путей политического урегулирования.

Несомненным достижением в области военного взаимодействия стала разработка органами Совета министров обороны методологии миротворческой деятельности, которая реализована на практике в ходе операций по поддержанию мира в Таджикистане и Абхазии.

НА ОСНОВЕ ДУХОВНОГО ЕДИНСТВА

Совет министров обороны уделяет внимание формированию духовных основ и гуманитарного компонента военного сотрудничества. В рамках этой работы с 1999 года стал традиционным Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа!» . С 2009 года проводится Международный конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Воин Содружества» .

65-летнему Юбилею нашей общей Победы в Великой Отечественной войне был посвящен смотр-конкурс национальных музеев вооруженных сил государств - участников СНГ .

Ежегодно проводятся смотры военных оркестров и рот почетного караула.

Традицией стало и проведение чемпионатов в рамках спартакиад дружественных армий по военно-прикладным видам спорта. Как правило, в каждой из них участвуют более 300 спортсменов, разыгрывается более 100 наград.

В соответствии с Планом основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 14 февраля 2014 года, СМО СНГ и его рабочими органами проведена Спартакиада дружественных армий государств - участников СНГ (в форме I Военно-спортивных игр государств - участников СНГ) в период с 14 по 20 июля 2015 года, г. Москва; VI Международный конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Воин Содружества» в период с 16 по 23 августа 2015 года на базе Министерства обороны Республики Казахстан; II Международный конкурс на лучшее журналистское произведение в период с апреля по ноябрь 2015 года; Международная научная конференция «Великая Победа: связь времен и поколений» на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации 23 апреля 2015 года в г. Москве; Международный молодежный образовательный сбор военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «Союз - Наследники Победы» (август 2015 года, Республика Армения); Международная олимпиада курсантов образовательных организаций высшего образования по военной истории под девизом «Помним все! Великая победа - одна на всех, одна для всех» в период с 16 по 20 марта 2015 года на базе Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации».

Страны Содружества заинтересованы также в развитии многостороннего сотрудничества военных медиков, экологов, психологов, социологов, ветеранских и молодежных организаций, ДОСААФ СНГ. Эту многогранную деятельность также координирует Секретариат СМО СНГ. В ней используются разнообразные формы совместной работы специалистов - координационные совещания, научно-практические конференции, семинары, «круглые столы» и другие.

Первое совещание представителей военной медицины стран СНГ состоялось в г. Светлогорске Калининградской области в 2009 году. Тогда, по сути, было положено начало конструктивному сотрудничеству, соответствующему общим, региональным интересам и национальным приоритетам медицинских служб вооруженных сил государств - участников СНГ.

Следует отметить, что в настоящее время далеко не все страны СНГ, в частности, по причине финансовых трудностей, могут позволить себе членство в Международном комитете военной медицины, который был создан в 1921 году в Бельгии с целью укрепления международных связей и сотрудничества военных медиков в духе Женевских Конвенций, а также - обеспечения обмена научной информацией по военной медицине. Россия как системообразующее государство Содружества имеет возможность и готова представлять в европейском и мировом масштабе военно-медицинские интересы стран СНГ.

Еще одно важнейшее направление совместных усилий - информационная область многостороннего сотрудничества .

Организовано постоянное информационное обеспечение деятельности СМО СНГ, его рабочих органов и конструктивное взаимодействие с различными средствами массовой информации, проводится работа по подготовке к созданию единого информационного пространства и совместной системы информационного обеспечения деятельности вооруженных сил государств Содружества.

В октябре 2009-го - мае 2010 года проведен Международный конкурс среди редакций органов военной печати государств - участников СНГ на лучшее журналистское произведение, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. , в период с апреля по ноябрь 2015 года II Международный конкурс на лучшее журналистское произведение, посвященное 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Задачами конкурсов были определены активизация работы редакций печатных средств массовой информации министерств обороны государств - участников СНГ по пропаганде роли народов стран Содружества в достижении Великой Победы, исторически сложившейся общности их стратегических интересов, боевого братства ветеранов Великой Отечественной войны, истории и традиций армии, флота, пограничных войск, героики и престижа ратной службы, необходимости тесного взаимодействия дружественных армий.

Международные конкурсы среди редакций военных газет и журналов уже стали традиционными и являются неотъемлемой составной частью информационной работы по освещению многостороннего военного взаимодействия в СНГ.

14 мая 2010 года в г. Москве подписано Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств и Международным союзом ДОСААФ СНГ . Соглашение предусматривает разностороннее взаимодействие по целому ряду направлений. Сегодня благодаря совместным усилиям активно развивается партнерское сотрудничество в сферах военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки специалистов для вооруженных сил государств Содружества, кадров массовых технических профессий, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

Значимым совместным с ДОСААФ СНГ мероприятием стал Международный автомобильный пробег спортсменов-автолюбителей по городам-героям и городам воинской славы Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины «Дорогами славы - дорогами побед», посвященный 66-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Ежегодно колонна автомобилей с военной символикой Содружества Независимых Государств, проезжает по дорогам стран СНГ со святой миссией - почтить память советских солдат, спасших мир от фашизма.

Советом министров обороны СНГ предприняты практические шаги для активизации сотрудничества в области военно-научной деятельности, позволяющие расширить сферу научных интересов, создать задел на будущее. Этой цели служат, например, проведенные в соответствии с Решением СМО СНГ, международные конкурсы военно-научных работ. В том числе, Международный конкурс военно-научных работ, посвященный 20-летию образования Содружества Независимых Государств, а также III Международный конкурс военно-научных работ среди курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений государств - участников Содружества Независимых Государств, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 годов).

Качественному целенаправленному обучению военных и научно-педагогических кадров для дружественных армий, а также исследованиям в различных областях военной науки способствует создание Координационного комитета по вопросам военного образования , а также придание ряду военных образовательных и научно-исследовательских учреждений статуса базовой организации по развитию приоритетных направлений военного сотрудничества государств - участников СНГ .

НОВЫЙ ЭТАП ВОЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Новым этапом развития военного сотрудничества стран Содружества стало принятие главами государств Содружества 16 октября 2015 года Концепции военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года , к реализации которой Совет министров обороны приступил в текущем году.

Основной целью Концепции определено расширение и дальнейшее развитие военного сотрудничества государств Содружества на основе партнерских отношений.

Концепция военного сотрудничества определяет общие взгляды государств - участников СНГ на принципы, основные направления, формы и систему обеспечения развития многостороннего военного сотрудничества через министерства обороны, органы военного управления стран СНГ, а также органы координации и взаимодействия при Совете министров обороны, осуществляющие свою деятельность на постоянной и временной основе.

Дальнейшее интенсивное развитие взаимодействия в военной сфере позволит своевременно и адекватно реагировать на современные и ожидаемые вызовы и угрозы, обеспечивая учет общих, региональных и национальных интересов. Это - стратегическая цель деятельности Совета министров обороны государств - участников СНГ и его рабочих органов.

Участники 9 постоянных участников Заменено на ОДКБ Официальный язык Русский Командующий объединёнными вооружёнными силами стран СНГ Евгений Шапошников (1992-1993) Исторические события Соглашение об ОВС СНГ подписано
21 марта

Объединённые Вооружённые силы Содружества Независимых Государств на переходный период (ОВС СНГ) - орган СНГ созданный 20 марта 1992 года с целью обеспечения безопасности государств-участников, сохранения управления войсками и согласованного реформирования Вооружённых Сил СССР на переходный период.

Состав

Структура

Объединённые Вооружённые Силы Содружества Независимых Государств включали:

Руководящие органы ОВС СНГ

Главнокомандующий ОВС СНГ

  • Февраль 1992 - сентябрь 1993 - Е. И. Шапошников - маршал авиации .

Присяга для военнослужащих ОВС СНГ

«Я (фамилия, имя, отчество), поступая на военную службу, присягаю на верность народу (название государства, гражданином которого является военнослужащий) и клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг. Я обязуюсь беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы, приказы командиров и начальников. Если же я нарушу эту мою Военную присягу, то готов нести установленную законами ответственность».

Напишите отзыв о статье "Объединённые Вооружённые силы Содружества Независимых Государств"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Объединённые Вооружённые силы Содружества Независимых Государств

– Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал.
Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе.
– Куда идет народ то?
– Известно куда, к начальству идет.
– Что ж, али взаправду наша не взяла сила?
– А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит.
Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку.
Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов.
– Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь.
– Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их.
– Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого.
У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу.
– Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу.
Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала.
«Я завтра рано еду к светлейшему князю, – читал он (светлеющему! – торжественно, улыбаясь ртом и хмуря брови, повторил высокий малый), – чтобы с ним переговорить, действовать и помогать войскам истреблять злодеев; станем и мы из них дух… – продолжал чтец и остановился („Видал?“ – победоносно прокричал малый. – Он тебе всю дистанцию развяжет…»)… – искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем».
Последние слова были прочтены чтецом в совершенном молчании. Высокий малый грустно опустил голову. Очевидно было, что никто не понял этих последних слов. В особенности слова: «я приеду завтра к обеду», видимо, даже огорчили и чтеца и слушателей. Понимание народа было настроено на высокий лад, а это было слишком просто и ненужно понятно; это было то самое, что каждый из них мог бы сказать и что поэтому не мог говорить указ, исходящий от высшей власти.
Все стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался.
– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.

Новость, которая способна вызвать легкий шок у специалиста: Грузия приступила к модернизации... боевых самолетов НАТО. Выходит, военные аналитики прозевали появление на постсоветском пространстве новой великой авиационной державы?

Переброска двух десятков штурмовиков Су-25 с авиабазы НАТО "Безмер" (расположена в районе болгарского города Ямбол) в Грузию началась на самом деле. 10-тонные штурмовики советского производства везут на завод в Тбилиси в разобранном виде морем и по воздуху. Там их собирают грузинские техники и передают израильским электронщикам, которые меняют устаревшее радиоэлектронное оборудование на новое, соответствующее стандартам НАТО.

Можно вспомнить и другую сенсацию, связанную с созданием грузинско-израильского "Скорпиона", ставшего даже "звездой" одного международного авиасалона. При более детальном рассмотрении выяснилось, что суперштурмовик - не что иное, как не очень глубокая модернизация Су-25КМ с бортовой электроникой израильского производства, и способностью нести западное вооружение. Самолет штучный. В серию запустить его никак нельзя, поскольку процентов на 90 он состоит из узлов и элементов конструкции, которые производит исключительно Россия.

Вообще же информация о размахе военного строительства стран СНГ достаточно скудная и эпизодическая. Сегодня "РГ" исправляет это недоразумение. Мы попытались наглядно представить военный потенциал армий 12 стран - наследниц Советской армии.

Некоторые комментарии

Общее число боевой техники России - понятие достаточно абстрактное. Лучшее оружие и техника у нас - в европейской части. Но там всего около
5000 танков, до 6000 артиллерийских систем, около 2300 самолетов и 450 вертолетов. А вот тысячи старых танков на базах хранения за Уралом можно и
не воспринимать всерьез. Большинство из них безнадежно устарели и вряд ли смогут пойти в бой.

Не совсем понятно, почему сегодня официально на вооружении Казахстана стоит всего 150 самолетов, около 900 танков и три десятка ударных вертолетов. Пять лет назад эксперты приписывали Казахстану около 5000 танков и более 500 боевых самолетов. Но, как известно, эта страна ни с кем не воевала и не значится в числе крупнейших экспортеров оружия. Можно предположить, что дело в методологии подсчета: раньше учитывалась техника на складах, в том числе и небоеспособная, а теперь армия указывает лишь то оружие и технику, которыми реально располагает.

И уж совсем спорным представляется мобилизационный потенциал туркменского войска. 6 млн. 367 тыс. человек - такова официальная численность населения Туркмении согласно отчету Национального института статистики и информации. По оценкам Статкомитета СНГ, американского Госдепартамента и ЦРУ, реальное население Туркмении значительно меньше - около 5 млн. человек.

Нуждаются в комментариях и доходы военных. В той же Туркмении солдаты лишь номинально получают в месяц по 90 тысяч манатов, то есть 500 российских рублей или 17,6 доллара по курсу ЦБ. Это довольно много, больше в СНГ, как следует из таблицы, получают только грузинские бойцы - до 200 зеленых. Но на самом деле, по сообщениям источников, фактически на руки туркменским эсгерам (новое название солдата в Туркмении) выдают только 10-20 тысяч манат. То есть 1,5-3 доллара. Остальные манаты по разным причинам до бойцов не доходят.

Да и 200 долларов получает далеко не каждый рядовой грузинского войска. А только бойцы элитных подразделений: 111-го и 113-го батальонов легкой пехоты, батальона "Коммандос" и 16-го Сачхерского горно-стрелкового батальона. Платят им американцы. Всего таких счастливчиков в Грузии около 2000, включая офицеров, которым платят по 300 долларов. Остальные 24 тысячи грузинских воинов получают нищенское жалование.

Компетентно

Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа:

Все армии СНГ, будучи наследниками Советской армии, имеют то оружие, которое от нее осталось. Страны Балтии, которые в СНГ не входят, - исключение, потому что они никогда не признавали себя частью СССР и, соответственно, не стали претендовать на советское вооружение. Таким образом, Прибалтийский военный округ достался России. Он был выведен в Калининградскую область.

Остальным странам досталось то, что находилось на их территории к моменту распада. Больше всего повезло Украине и Белоруссии: в их распоряжении оказались мощные округа второго стратегического эшелона (первый эшелон располагался на территории стран Варшавского договора).

Прибалтийский, Белорусский, Прикарпатский, в меньшей степени - Киевский и Одесский округа были вооружены наиболее современным оружием и в достаточно большом количестве.

Закавказский округ был более слабым, потому что турецкое направление не считалось основным. Среднеазиатский и Туркестанский округа оказались еще слабее. Кроме того, часть техники из этих округов смогла изъять Россия силовым методом, особенно в Закавказье.

На распределение вооружения среди закавказских республик очень сильно повлияли войны: карабахская, грузино-абхазская и грузино-южноосетинская. Часть техники была потеряна, а, кроме того, она в ходе боев перераспределилась. Так, грузинская военная техника перешла к непризнанным Абхазии и Южной Осетии, а азербайджанская - к Армении. Или, неформально говоря, к Карабаху, чья армия по силам сравнялась с армянской.

Данные о потерях сильно расходятся. Азербайджан во время войны потерял как минимум тридцать танков, при этом под потерями понимается как полное уничтожение танка, так и захват его противником. Из авиации азербайджанские ВВС потеряли два-три штурмовика Су-25, три МиГ-25, по одному МиГ-21, МиГ-23 и Су-24, три Л-39, не менее пяти вертолетов Ми-24 и два тяжелых Ми-26.

Потери Армении были меньше. Но она располагала и меньшим количеством техники и оружия. Точно известно о потерях двух армянских Ми-24.

Есть своя армия у Приднестровья, но как и по остальным непризнанным территориям, здесь вразумительных данных нет.

Среднеазиатским же странам техники досталось много, но в значительной степени устаревшей. Относительно сильные армии получились лишь у Узбекистана и Туркмении, а Казахстану досталось очень много небоеспособного оружия, которое было вывезено из Европы и оставлено на базах хранения.

У Киргизии и Таджикистана армии чисто символические.

Что касается России, то в советское время на ее территории округа были тыловые. То есть вооруженные достаточно слабо и укомплектованные кадрированными частями. В Россию была выведена значительная часть войск из Восточной Европы, но это происходило очень хаотично, значительная их часть была расформирована или брошена на произвол судьбы. На Дальнем Востоке и в Забайкалье войска хоть и считались первым эшелоном, но были вооружены слабее, чем в Европе, поскольку Китай рассматривался в качестве второстепенного противника.

В целом, Россия получила больше всех стран вместе взятых, но процент нового вооружения оказался достаточно невысоким. Во всяком случае, значительно ниже, чем у Украины и Белоруссии.

За постсоветский период ни у одной из армий обновления вооружения либо не происходило, либо шло микроскопическими темпами.

Сегодня производить оружие способны Россия и отчасти Украина и Белоруссия, но только в кооперации с Россией. Достаточно высокую боеспособность демонстрирует белорусская армия, в которой были произведены интересные структурные реформы. Много внимания своей армии уделяет Армения. Ну и, конечно, российская армия обладает некой боеспособностью, и не только за счет количества.

Все остальные армии малобоеспособны, перспективы их сомнительны.

Хроники

Туркмения: с дубинкой вместо автомата

Служить, по желанию, туркмены имеют право с 17 лет (в 18 призыв обязателен). Теоретически можно дослужиться до маршала - в Туркмении не так давно было введено это звание. Скоро, видимо, встанет вопрос и о звании генералиссимуса.

После распада СССР в Туркмении осталось более 300 боевых самолетов (включая МиГ-29), около 600 танков и 1500 БТР и БМП, из которых более половины - современные. И хотя для нейтральной страны военный потенциал явно избыточен, президент Ниязов объявил о перевооружении армии.

Туркменские летчики проходят обучение на Украине, а штурмовики им ремонтирует Грузия. Кроме того, в счет погашения долгов за газ Киев поставил Ашхабаду современные системы ПВО "Кольчуга", боевые катера "Калкан" (вооружены крупнокалиберными пулеметами) и "Гриф" (пулеметы и 30-миллиметровые пушки, а также легкие торпеды). Еще Туркмения приняла в дар несколько кораблей и катеров от США и Ирана.

Правда, по скудным сведениям из Ашхабада, боевая подготовка свернута, солдатам вместо автоматов выдали деревянные дубинки. "Полдня солдат должен нести военную службу, а полдня - работать на поле, ухаживать за скотиной", - требует Туркменбаши. По вечерам же - самообразование: 2-3 часа защитнику Туркмении положено изучать "Рухнаму", петь и заниматься музыкой.

По приказу Ниязова в туркменской армии введена новая система воинских званий - в соответствии с национальными традициями звание рядового заменено на "эсгер" (по-туркменски - "воин"). Отделением командует онбаши (десятник), сотней - юзбаши, тысячей - мунбаши. Командующий армией называется гошунбаши.

Казахстан: прапорщика секвестировали

В Казахстане - обратная тенденция, здесь ряд воинских званий упразднен. "Под сокращение" попали прапорщик, мичман, старший прапорщик, старший мичман, старшина, главный корабельный старшина и младший лейтенант. Кроме того, срок службы по призыву сокращен до года.

Беларусь: 41 место в мире

Оригинальная методика, применяемая белорусскими военными, позволяет узнать, сколько воинских частей за год выполняли поставленные задачи без преступлений и происшествий. Так, например, по официальным данным Минобороны, в прошлом году таковых в белорусских ВВС и ПВО насчитывалось 62 процента, а в сухопутных войсках - 54 процента. Белорусская армия может считаться одной из самых спокойных, воспитанных и дисциплинированных на просторах СНГ. После туркменской, разумеется.

При этом она еще и одна из самых боевых. Кроме известного контракта на поставки из России двух дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПС (24 пусковых установок), белорусская армия вполне серьезно рассматривает возможность приобретения ударного вертолета Ми-28Н, истребителя типа Су-30, а вместо военно-транспортных самолетов Ан-26 и Ил-76МД предполагается закупить Ан-74 и Ил-76МФ.

Министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев, со ссылкой на Королевский объединенный институт оборонных исследований, утверждает, что по своему военному потенциалу Белоруссия сегодня занимает 41-е место в мире.

Молдова: пролетая в Тирасполь, поговори с ПВО

Министр обороны Молдавии Валерий Плешка объявил, что в самое ближайшее время военные специалисты США смонтируют на территории его страны очень мощный радар стоимостью 10 миллионов долларов. Министр назвал радар "новым атрибутом национальной армии суверенного государства".

По словам генерала, отныне, "когда в столицу ПМР - Тирасполь будет лететь очередной борт министерства обороны России, наши службы обязательно попросят его доложить, куда и зачем он направляется".

Проблема в том, что любознательность молдавских военных не подкреплена активными средствами ПВО. Расспрашивать о чем угодно пилотов пролетающих над республикой самолетов им, конечно, никто не запретит. Но перехватывать чужие самолеты, увы, молдавские военные пока не в силах. Поскольку единственный доставшийся Молдове истребительный авиаполк расформирован, большую часть МиГ-29 продали в США, и порядка семи - в Йемен.

Украина: подводная лодка не фурычит

Большинство военных новостей из этой страны - бальзам на сердце пацифиста. Украина продолжает разоружаться. Принято решение расстаться с суперсовременным и сверхмощным кораблем "Украина". Этот ракетный крейсер находится на верфях в Николаеве, на 96 процентов он построен. В ходе переговоров министров обороны Украины и РФ выяснилось, что содержать такой корабль Украина не в состоянии, а России он даром не нужен - у нас иные военно-морские приоритеты. Если Китай не приобретет "Украину" для традиционного использования в качестве плавучего аттракциона, то крейсер продадут на металлолом - подобно "Варягу".

Сегодня военно-морской флот Украины имеет лишь два полностью боеспособных корабля: фрегат "Гетьман Сагайдачный" и большой десантный корабль "Константин Ольшанский". Скоро в состав флота войдет корвет "Тернополь" ("ТернопЄль"), который строится уже 13 лет. Плюс несколько ракетных катеров. Техническое состояние единственной подводной лодки не позволяет ей выходить в море.

Кыргызстан: дезертиры, назад!

До 19 ноября вооруженные силы республики принимают назад дезертиров. Официально объявлено, что до указанной даты все военнослужащие, самовольно оставившие части вооруженных сил республики, будут автоматически амнистированы. До объявления амнистии дезертир мог провести в тюрьме до 8 лет.

Всего в бегах сегодня 350 человек. С учетом того, что вся киргизская армия примерно равна развернутой мотострелковой дивизии (около 10 тысяч бойцов), возвращение в казармы беглого батальона заметно укрепит военный потенциал республики. К слову, буквально на днях начата раздача личного оружия в Жогорку Кенеш - так называется парламент Киргизии. Каждый депутат по личному разрешению торага (то есть спикера) получит пистолет в пожизненное пользование. Решение принято из-за непрекращающихся в Бишкеке убийств парламентариев.

Армения: один истребитель на всех

Особенностью местного военного строительства является "приземленность" армии: сухопутные войска здесь - единственный вид вооруженных сил. Впрочем, и ПВО, и самолеты с вертолетами в наличии все же имеются. Например, по числу штурмовых вертолетов (при разделе СССР Армении досталось 14 вполне боеспособных Ми-24, сейчас осталось 9) авиация выглядит вполне достойно. Хуже с самолетами. Боевых всего шесть: пять штурмовиков Су-25 и один истребитель-перехватчик МиГ-25П.

К слову, по такому показателю, как количественный состав истребительной авиации, Армения может претендовать на строчку в книге рекордов. В мире есть страны, где истребителей много, есть - где их вообще нет. Но вот чтобы иметь один-единственный...

Узбекистан: янки, гоу хоум!

Единственная страна на постсоветском пространстве, куда Пентагон пришел и не смог закрепиться. Узбекистан потребовал вывести со своей территории американскую авиабазу, которую США обустроили в октябре 2001 года на бывшем советском аэродроме Карши-Ханабад. На реконструкцию аэродрома американцы затратили 5 млн. долларов, разместив тяжелые транспортные самолеты С-130 и C-17 и 1,3 тыс. военнослужащих.

Таджикистан: надежда - на французских асов

Пока же руку помощи изгоняемым джи-ай протянули таджики. По информации из окружения президента Рахмонова, Таджикистан готов принять часть оборудования и персонала изгоняемой из Узбекистана военной базы США. Ранее таджикские власти разрешили разместиться в аэропорту Душанбе небольшому подразделению ВВС Франции.

Кроме того, в Таджикистане до конца текущего года будут созданы новые войска - мобильные. А президентская гвардия преобразована в национальную.

Азербайджан: гонка вооружений

По причине неурегулированности армяно-азербайджанского конфликта военные расходы неуклонно растут. Не так давно президент страны Ильхам Алиев пообещал: "Если в 2004 году мы затратили на оборону 175 миллионов, а в 2005 году - 300 миллионов долларов, то в 2006 году эта сумма возрастет до 600 миллионов".

Грузия: мобилизация министров

На оборону и правоохранительную деятельность здесь отпущено более 320 миллионов долларов - пятая часть госбюджета Грузии.

Военную реформу курирует лично Михаил Саакашвили. Недавно он потребовал, чтобы каждый министр взял в руки автомат и пробежал десять километров. Когда в стране возник переполох, президент смилостивился: "Кто не сможет - можно и меньше".

Мобилизовав таким образом министров, Саакашвили не оставил своим вниманием и грузинских женщин - их он призвал вступать в ряды резервистов, по аналогии с Израилем.

"Любой враг, который решит с агрессией пойти на страну, - сказал президент, - должен знать, что встретится с пятимиллионной армией".

Проблема в том, что свою пятимиллионную армию Грузия не сможет послать навстречу врагу даже в том случае, если раздаст винтовки старикам и детям. Поскольку население страны меньше четырех с половиной миллионов человек.

Состав государств-участников

  • Азербайджан
  • Армения
  • Белоруссия
  • Молдавия
  • Россия
  • Узбекистан

Государства-участники СНГ, не подписавшие документы о создании ОВС СНГ

Республики бывшего СССР, не пожелавшие вступить в СНГ

Структура

Объединённые Вооружённые Силы Содружества Независимых Государств должны были включать:

История образования и упразднения ОВС СНГ

Фактический распад единых Вооруженных Сил Союза ССР начался осенью 1991 года. В период формирования СНГ последний министр обороны СССР Шапошников Е. И. предложил Концепцию трансформации советских Вооружённых Сил в Объединенные вооружённые силы (ОВС) СНГ, в соответствии с которой предполагалось в течение 5 последующих лет сохранить под единым командованием общие структуры и системы управления обороной , а государствам СНГ предлагалось пока что воздержаться от создания самостоятельных ВС до завершения трансформации единых вооруженных сил.

Предполагалось, что на переходный период вопросы обороны стран-участниц СНГ будут возложены на Объединенные ВС СНГ, руководство которыми будет осуществлять Главное командование ОВС СНГ, в основе которых сохранение единого военного пространства на территории бывшего СССР предполагалось обеспечить за счёт создания совместных Сил общего назначения. Вопросы охраны ранее единой государственной границы и морской экономической зоны государств-участников СНГ должны были обеспечивать единые Пограничные войска СНГ. РВСН СССР , преобразованные в Стратегические силы Содружества, фактически переходили под управление Российской Федерации. Основная часть документов, регламентировавших вопросы военного сотрудничества, была подписана 14 февраля 1992 года в Минске. Решением Совета глав государств СНГ Главнокомандующим ОВС СНГ был назначен маршал авиации Шапошников Е. И..

Решение об ОВС СНГ было принято руководством Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана. Однако Туркмения и Украина, а также не входившая в СНГ Грузия не согласились с принципом создания ОВС и не подписали документы о стратегических и общих силах. В свою очередь, Латвия, Литва и Эстония полностью отказались от участия в разделе Вооружённых Сил бывшего СССР, заявив, что не собираются вступать в СНГ, а будут формировать свои национальные вооруженные силы самостоятельно.

При этом, начавшееся уже весной 1992 года формирование отдельными государствами национальных вооружённых сил, заключавшееся в правовом оформлении передачи под национальную юрисдикцию той части группировки войск Советской Армии и Военно-Морского Флота, которые практически дислоцировались на территории той или иной советской республики, фактически изначально подорвало саму Концепцию сил общего назначения. К этому времени изменились и функции Главного Командования ОВС СНГ - он теперь руководил лишь фактическим разделом бывшей Советской Армии и ВМФ, который в основном завершился в 1993 году.

Окончательный распад единой военной системы бывшего СССР сопровождался кризисом военного сотрудничества стран СНГ.

Так, в августе 1993 года на заседании Совета министров обороны государств - участников СНГ были наконец согласованы рекомендации относительно реорганизации Главкомата СНГ в Штаб по координации военного сотрудничества. Тогда же была согласована Концепция формирования временных коалиционных сил обороны. Обсуждение более глубоких форм военного сотрудничества откладывалось на более поздний период.

Юридически же распад единой военной структуры бывшего СССР и формируемых на их основе ОВС СНГ был оформлен подписанием 15 мая 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), вступившего в силу 20 апреля 1994 года сроком на пять лет. В апреле 1999 года действие данного договора было продлено. В 1995 году он был зарегистрирован в ООН .

Руководящие органы ОВС СНГ

21 декабря 1991 года главами 11 союзных советских республик - учредителей СНГ был подписан протокол о возложении командования Вооружёнными Силами СССР «до их реформирования» на Министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова Евгения Ивановича . 14 февраля 1992 года Совет глав государств СНГ назначил Шапошникова Главнокомандующим Объединенными Вооружёнными Силами (ОВС) СНГ . 20 марта того же года на базе Министерства обороны СССР создано Главное командование (Главкомат) ОВС СНГ . 24 декабря 1993 Главкомат реорганизован в Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ , а с 1 января 2006 упразднён и Штаб, его функции переданы Секретариату Совета министров обороны государств - участников СНГ.

Непосредственное руководство ОВС СНГ осуществлялось Главнокомандующим ОВС СНГ .

Командующие ОВС СНГ

Главнокомандующий Объединенными Вооружёнными Силами СНГ -

Заместители Главнокомандующего Объединенными Вооружёнными Силами СНГ:

Присяга для военнослужащих ОВС СНГ

Общая присяга для ОВС утверждена соглашением об воинской присяге от 16 января 1992 года.

«Я (фамилия, имя, отчество), поступая на военную службу, присягаю на верность народу (название государства, гражданином которого является военнослужащий) и клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг. Я обязуюсь беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы, приказы командиров и начальников. Если же я нарушу эту мою Военную присягу, то готов нести установленную законами ответственность».

Примечания

  1. образованные в соответствии с Соглашением по Стратегическим силам
  2. образованные в соответствии с Соглашением о Силах общего назначения
  3. http://laws-russia.narodru.org/fed1992/data02/tex13768.htm
  4. Минобороны. Министерство обороны РФ
  5. Реорганизовано в штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ 24 декабря 1993 года в связи с подписанием решения о реорганизации Главного командования Объединённых Вооружённых Сил Содружества Независимых Государств.
  6. О Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых
  7. Соглашение об организации деятельности Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств на переходный период (прекратило действие), Междун...
  8. Решение о реорганизации ОГК ВС СНГ
  9. Решение о государств-участников снг о главном командовании овс снг (киев

Ссылки

  • Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств .
Военная форма Российской Федерации

Военная форма (военная форма одежды, форма) Вооружённых Сил Российской Федерации - конкретные предметы форменной одежды и снаряжения военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России), а также правила их ношения, в период с начала 90-х годов XX века по настоящее время, установленные высшими правительственными органами для личного состава ВС России.

Традиционно подразделяется на парадную, повседневную и полевую, а каждая из них, кроме того, на летнюю и зимнюю. Военную форму одежды носят строго в соответствии с Правилами ношения военной формы одежды военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации, которые утверждаются приказом Министра обороны Российской Федерации. Эти Правила распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу в ВС России, воспитанников суворовских военных, военно-музыкальных и нахимовских военно-морских училищ, кадетских и кадетских морских корпусов, а также граждан, уволенных с действительной военной службы в запас или в отставку с правом ношения военной формы одежды.

В современной российской военной форме существует определённая преемственность с военной формой ВС Российской империи и Советского Союза.

В частности, с некоторыми оговорками, сохраняется традиционное разделение базового цвета формы по видам ВС для военно-морского флота, сухопутных войск и авиации, соответственно, чёрного / зелёного / синего цвета, аналогично форме, которую носили в различные периоды военнослужащие Российской империи и Советского Союза, хотя, строго говоря, подобное разделение справедливо, прежде всего, для цвета парадных мундиров (да и то не всегда).

Замечание:а) В военно-морском флоте существует большое разнообразие комплектов формы одежды, имеющих другие, но также традиционные для российского флота, цвета, в частности, тёмно-синий (например, фланелевка, костюм флотский (рабочее платье)) и белый цвет (например, летняя парадная и парадно-выходная форма одежды офицеров для ношения при высоких значениях температуры воздуха, а также форменка).б) Так называемый, «зелёный» цвет формы сухопутных войск, на самом деле, может подразумевать:Цвет морской волны парадного мундира офицеров СВ ВС РФ, восстановленный с 2010 года (также действовавший до 1994 года), имеющий преемственность с цветом парадного мундира офицеров СВ ВС СССР, а также с цветом мундира офицеров пехотных и артиллерийских частей Российской империи XIX - начала XX в.Оливковый цвет парадной и повседневной формы одежды солдат и офицеров СВ ВС РФ в период с 1994 по 2010 год, который, хотя и близок по цветовой гамме, но всё же отличается от цвета хаки (который, строго говоря, сложно назвать зелёным) повседневной и полевой (а также, парадной - для солдат) формы солдат и офицеров СВ ВС СССР и полевой формы солдат и офицеров СВ Российской империи (после 1907 года). С 2010 года оливковый цвет формы парадной и повседневной формы одежды солдат и повседневной формы офицеров СВ ВС РФ приобрёл ещё более яркий зелёный оттенок, так что цветовые различия стали ещё сильнее.в) Преемственность синего цвета справедлива для парадного мундира офицеров ВВС, ВДВ и ВКС РФ и СССР. Синий цвет повседневной формы одежды офицеров данных видов и родов войск не всегда был таким - в СССР повседневная форма офицеров долгое время была цвета хаки, как парадная и повседневная форма солдат; целиком синей была только форма комсостава ВВС в период 20−30-х гг. (с перерывами).Также в ВС РФ существует ряд форменных принадлежностей, которые использовались в СССР и Российской империи.

Например, общий вид поясов и аксельбантов парадных расчетов и подразделений почётного караула в особо торжественных случаях, таких как на парады на Красной площади и в других городах по случаю государственных и военных праздников, встреча руководителей государств и правительственных делегаций, торжественные церемонии и отдание воинских почестей.

Сохраняют, в целом, историческую преемственность и такие знаки различия, как общий вид геральдического знака ВС РФ, погоны и петличные знаки принадлежности к тому или иному роду войск (службе). В частности, сохраняется общий вид, цвет, форма и рисунок погон (в том числе, плетение офицерских и генеральских), а также знаки и обозначения на них (лычки, просветы, звёздочки). Со времён Российской империи остались, практически без изменений, эмблемы принадлежности к тому или иному роду войск/службе (петличные и для размещения на погонах) артиллерии, авиации, войск и служб связи, военно-медицинской службы, а также, со времён СССР, танковых войск (изменился лишь тип танка на эмблеме).

Государственный строй Казахстана

Казахстан - согласно конституции - демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления.

Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в неё были внесены поправки. По новой конституции Казахстан - демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Президент, не относится ни к одной из трёх ветвей власти, и избирается на пять лет из граждан Казахстана не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 15 лет и свободно говорящих на государственном (то есть казахском) языке.(Раздел III Конституции). Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое образуется Президентом в порядке предусмотренной Конституцией.(Раздел V Конституции). Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат - 47 депутатов и Мажилис - 107 депутатов), судебную власть - система судов посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе.(Раздел VII Конституции). Конституционный Совет осуществляет функции Конституционного суда не относясь к судебной власти. (Раздел VI Конституции). Прокуратура наделена функциями надзорного органа государственной власти не относясь ни к одной из трёх ветвей власти. (статья 83 Конституции).

РЕШЕНИЕ

Решение прекратило свое действие с момента вступления в силу Решения о прекращении решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 1 декабря 2000 г. < N 90000105> ■

║ ___________________________________________________________

Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств реорганизовано в Штаб по координации военного сотрудничества государств– участников Содружества Независимых Государств Решением от 24 сентября 1993 г. < N 99300053>.

[Изменения и дополнения:

Протокол "О введении в действие Положения о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств" от 9 октября 1992 г. < N 79200120>.]

Государства – участники Содружества Независимых Государств,

руководствуясь стремлением сохранять и поддерживать общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием,

принимая во внимание Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 декабря 1991 года,

решили:

1. Создать Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств.

2. Утратил силу.

___________________________________________________________

2. Утвердить Положение о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств (прилагается).

Совершено в городе Киеве 20 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее решение, его заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику

За Российскую Федерацию

Б.Ельцин

За Республику Армения

За Республику Таджикистан

Л.Тер-Петросян

Р.Набиев

За Республику Беларусь

За Туркменистан

Председатель Верховного Совета

С.Мурадов

За Республику Казахстан

За Республику Узбекистан

Н.Назарбаев

И.Каримов

За Республику Кыргызстан

А . Акаев


Приложение


к Решению о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил

Содружества Независимых Государств

ПОЛОЖЕНИЕ
о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств

___________________________________________________________

Положение утратило силу Протоколом от 9 октября 1992 г. Для всех государств-участников решения "О Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил СНГ" за исключением Туркменистана, в отношении которого применяется пункт 4 " b " статьи 30 Венской Конвенции "О праве международных договоров" 1969 г.

I . Общие положения

1. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств (в дальнейшем – Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества) предназначено для обеспечения устойчивого управления Объединенными Вооруженными Силами Содружества, сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения и обычных средств поражения.

Оно создано в соответствии с Соглашением между государствами – участниками Содружества по Стратегическим силам и Соглашением глав государств – участников Содружества о Вооруженных Силах и Пограничных войсках.

2. Полномочия Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества в объеме, определяемом настоящим Положением, распространяются на Стратегические силы и Силы общего назначения.

3. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества руководствуется в своей деятельности соглашениями, заключенными между государствами – участниками Содружества по оборонным вопросам, и решениями Совета глав государств– участников Содружества и других полномочных органов Содружества, а также нормативными актами бывшего Союза ССР, если они не противоречат указанным соглашениям и решениям.

4. На Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества возлагается:

общее руководство Объединенными Вооруженными Силами Содружества;

разработка предложений по военно-политическим проблемам обеспечения безопасности государств – участников Содружества;

разработка проекта плана развития Объединенных Вооруженных Сил Содружества, мобилизационного плана, плана применения Объединенных Вооруженных Сил, предложений об ассигнованиях на нужды обороны Содружества, программ обеспечения Объединенных Вооруженных Сил Содружества вооружением, военной техникой, продовольствием, горючим и другими материально-техническими средствами;

поддержание Объединенных Вооруженных Сил Содружества в постоянной боевой готовности;

охрана границ Содружества в воздушном пространстве;

руководство оперативной, боевой, мобилизационной подготовкой и воинскими перевозками Объединенных Вооруженных Сил Содружества;

организация военной службы и воспитания личного состава Объединенных Вооруженных Сил Содружества, поддержание воинской дисциплины и правопорядка в войсках (на флотах), социальная защита военнослужащих, рабочих и служащих Объединенных Вооруженных Сил Содружества и членов их семей;

расквартирование войск (сил), строительство военных объектов, жилых домов и объектов социально-культурного и бытового назначения

для Объединенных Вооруженных Сил Содружества в пределах установленных лимитов по согласованию с государствами пребывания;

подготовка, подбор и расстановка кадров в Вооруженных Силах Содружества по согласованию с государствами пребывания;

подготовка предложений по совершенствованию нормативных актов по вопросам обороны, прохождения службы, социальной защиты личного состава;

осуществление в интересах обеспечения коллективной обороны взаимодействия с вооруженными силами государств – участников Содружества.

5. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества возглавляет Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества, который назначается по предложению Совета министров обороны государств – участников Содружества Советом глав государств– участников Содружества и подотчетен ему.

В Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества создается его коллегия (положение о которой утверждает Совет министров обороны государств– участников Содружества – мнение Республики Армения и Республики Узбекистан).

6. В состав Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества входят:

Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества;

командование Стратегических сил;

командование Сил общего назначения (на переходный период).

Создание других органов военного управления Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляется по решению Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества, который определяет их структуру, штатную численность и полномочия по согласованию с Советом министров обороны.

II . Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества

7. Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества. Он осуществляет свои полномочия, соблюдая интересы государств – участников Содружества в области обороны.

8. Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами Содружества подчиняются Стратегические силы и Силы общего назначения Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

9. Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества:

представляет Совету глав государств– участников Содружества на утверждение план применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества, мобилизационный план, а также предложения по строительству Объединенных Вооруженных Сил Содружества;

представляет Совету глав правительств – участников Содружества предложения об ассигнованиях на нужды обороны Содружества и является главным распорядителем кредитов, программы обеспечения Вооруженных Сил вооружением, военной техникой, продовольствием, горючим и другими материально-техническими средствами;

утверждает оперативные планы Стратегических сил и Сил общего назначения;

по согласованию с Советом министров обороны утверждает организационную структуру и численность личного состава объединений, соединений и органов военного управления в пределах установленного лимита численности личного состава Объединенных Вооруженных Сил Содружества;

издает приказы об увольнении военнослужащих срочной службы, выслуживших установленные сроки службы, по согласованию с Советом министров обороны;

принимает на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) новые и модернизированные образцы вооружения, боеприпасов и военной техники, а также снимает с вооружения (снабжения, эксплуатации) устаревшие образцы;

утверждает общевоинские уставы Объединенных Вооруженных Сил Содружества;

во взаимодействии с министрами обороны государств – участников Содружества осуществляет руководство работой с кадрами офицерского состава, назначает на должности лиц офицерского состава, присваивает воинские звания в соответствии с положением о прохождении военной службы в Объединенных Вооруженных Силах и законодательством государств-участников;

утверждает временные нормы снабжения вещевым имуществом и продовольствием отдельных категорий личного состава Объединенных Вооруженных Сил;

утверждает распределение объемов заказов основных видов вооружения, военной техники, капитальных вложений и других материально-технических средств по видам Объединенных Вооруженных Сил и непосредственно подчиненным ему родам войск, специальным войскам, главным и центральным управлениям;

осуществляет сотрудничество Объединенных Вооруженных Сил с вооруженными силами иностранных государств;

осуществляет руководство хозяйственной и финансовой деятельности Объединенных Вооруженных Сил Содружества;

издает приказы и директивы по Объединенным Вооруженным Силам Содружества.

III . Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества

10. Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества является органом Главнокомандующего по оперативному руководству Объединенными Вооруженными Силами Содружества. Генеральный штаб возглавляет начальник Генерального штаба – первый заместитель Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества, назначаемый Советом глав государств– участников Содружества по предложению Совета министров обороны государств– участников Содружества.

11. Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил Содружества несет личную ответственность за стратегическое и оперативное планирование, боевую и мобилизационную готовность Объединенных Вооруженных Сил Содружества и управление ими, оперативную и боевую подготовку, за выполнение задач и обязанностей, возложенных на Генеральный штаб настоящим Положением. Он имеет право подписывать приказы Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества, а также приказы, директивы и указания в соответствии с возложенными на него задачами, организует контроль за их выполнением.

12. Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил Содружества по указанию Главнокомандующего приводит Объединенные Вооруженные Силы Содружества в соответствующие степени боевой готовности и вводит в действие план применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества и мобилизационный план Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

13. На Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества возлагается:

анализ военно-политической обстановки в мире и подготовка соответствующих предложений по военно-политическим вопросам, а также проблемам международной и региональной безопасности, в том числе и на перспективу;

разработка предложений по основным положениям военной доктрины и военного строительства, вопросам подготовки Содружества к обороне, плана применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества, мобилизационного плана и представление их Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами Содружества;

планирование и организация мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности Объединенных Вооруженных Сил Содружества; обеспечение управления Объединенными Вооруженными Силами Содружества, руководство развитием системы управления и связи в Объединенных Вооруженных Силах Содружества;

разработка плана оперативного оборудования территории государств – участников Содружества по согласованию с этими государствами;

определение оперативно-стратегических требований к составу и боевым возможностям группировок Стратегических сил и разработка предложений по их рациональному базированию;

разработка совместно с командованием Стратегических сил основ ядерной стратегии Содружества, осуществление планирования боевого применения Стратегических сил;

боевое управление Стратегическими ядерными силами в соответствии с приказами Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества;

руководство оперативной, боевой и мобилизационной подготовкой, научной работой в Объединенных Вооруженных Силах Содружества, а также мобилизационной работой по согласованию с министрами обороны государств – участников Содружества;

планирование, организация и ведение военной разведки;

руководство работой по вопросам внешних сношений Объединенных Вооруженных Сил Содружества;

разработка и организация мероприятий по предотвращению несанкционированных действий с ядерным оружием в Объединенных Вооруженных Силах Содружества, а также контроль за их выполнением;

разработка мероприятий по организации радиоэлектронной борьбы, оперативно-стратегической маскировки, противодействия иностранным техническим разведкам, а также плана организации и контроля безопасности связи в Объединенных Вооруженных Силах Содружества и других мер оперативного обеспечения;

определение по согласованию с государствами– участниками Содружества дислокации войск (сил), утверждение штатов и табелей;

подготовка предложений по призыву граждан на военную службу, комплектование Объединенных Вооруженных Сил Содружества солдатами, матросами, сержантами и старшинами, разработка плана подготовки и накопления военно-обученных резервов;

определение потребностей Объединенных Вооруженных Сил Содружества в вооружении, боеприпасах, военной технике и других материально-технических средствах, планирование обеспечения этими средствами мобилизационного развертывания Объединенных Вооруженных Сил Содружества, накопления и размещения оперативных и стратегических запасов этих материальных средств, а также решение других задач в пределах его компетенции.

IV . Командование Стратегических сил

14. Командование Стратегических сил:

разрабатывает планы боевого применения объединений, соединений и частей Стратегических сил;

организует боевое дежурство (боевую службу), планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, выполняет другие мероприятия по поддержанию Стратегических сил в необходимой боевой готовности;

осуществляет непосредственное боевое управление объединениями, соединениями и частями Стратегических сил; организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности ядерного оружия в районах его базирования и на маршрутах перемещения, гражданского населения и охране окружающей среды;

выполняет предписанные им функции в общей системе мер по исключению несанкционированных действий с ядерным оружием;

размещает на договорной основе в научных и промышленных организациях государств – участников Содружества заказы на разработку и поставку Стратегическим силам вооружения и военной техники в соответствии с утвержденными программами вооружения, осуществляет финансирование выполняемых работ в пределах выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований;

осуществляет меры по соблюдению международных договоров по ядерному оружию и другим видам оружия массового уничтожения.

V . Командование Сил общего назначения

15. В целях координации управления Силами общего назначения создается командование Сил общего назначения на переходный период. На командование Сил общего назначения возлагается руководство оперативной, боевой и мобилизационной подготовкой подчиненных войск, планирование их применения, а также осуществление согласованных мер по их сокращению в соответствии с заключенными международными договорами.

16. Статус Сил общего назначения и порядок прохождения службы в них определяется соглашением между государствами – участниками Содружества.

VI . Заключительные положения

17. Положения о Генеральном штабе Объединенных Вооруженных Сил Содружества, командованиях Стратегических сил, Сил общего назначения утверждается Советом глав государств, а о других органах военного управления Главного командования Вооруженных Сил Содружества – Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами Содружества по согласованию с Советом министров обороны государств – участников Содружества.

18. Главнокомандующий, Генеральный штаб и другие органы управления Объединенных Вооруженных Сил Содружества имеют соответствующие печати и штампы, образцы которых утверждает Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества.