Презентация к уроку "Сочинение по картине А. Пластова "Летом"

Тема урока:

Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом».

Цели урока:

  • 1) обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»; 2) научиться точному, полному описанию изображенного на картине; 3) пополнить словарный запас по теме «Лето»; 4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 5) воспитывать любовь к родной природе.
  • 1) обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»; 2) научиться точному, полному описанию изображенного на картине; 3) пополнить словарный запас по теме «Лето»; 4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 5) воспитывать любовь к родной природе.
  • 1) обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»; 2) научиться точному, полному описанию изображенного на картине; 3) пополнить словарный запас по теме «Лето»; 4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 5) воспитывать любовь к родной природе.
  • 1) обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;
  • 2) научиться точному, полному описанию изображенного на картине;
  • 3) пополнить словарный запас по теме «Лето»;
  • 4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
  • 5) воспитывать любовь к родной природе.

Аркадий Александрович Пластов-

  • выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы. «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать». А. А. Пластов.

Аркадий Александрович Пластов - страницы жизни и творчества. (1893-1972)

  • В 1893 году родился в селе Прислониха Ульяновской области и прожил здесь всю жизнь. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского.
  • Москва. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства- художником.

  • В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин.
  • Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне.








Описание -

  • это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение


Цвета в живописи

  • Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают (жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники). Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение.
  • Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды (синий, тёмно-голубой, фиолетовый).
  • При смешивании холодного цвета с теплым он изменит свой цветовой тон и станет теплее.

Изобразительные средства

Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения с другим.

сверкают, подобно дорогим изумрудам ; лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг

Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. Почувствовать отношение автора к нему.

ослепительный луч солнца; яркие краски лета; свежая, яркая, чистая зелень

Олицетворе́ние-приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

солнечные зайчики играют в траве


I . Вступление.

Тема и основная мысль картины А. А. Пластова.

II . Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.

2. Пейзаж.

3. Настроение, вызванное картиной.

III . Заключение.

Мастерство художника.


Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины.

  • Тема-это предмет изображения.
  • Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме.

Тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом»

  • Тема картины- красота летней природы.
  • Основная мысль- желание автора показать богатство и щедрость родной земли.

погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь. Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу. Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать. В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.

Cлайд 1

Cлайд 2

Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдём и сядем над корнями Дерев, поимых родником, - Там, где обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит в вышины… Ф.И. Тютчев

Cлайд 3

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа. Описание – изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

Cлайд 4

Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Cлайд 5

Cлайд 6

Изобразительные средства Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения с другим. - сверкают, подобно дорогим изумрудам; - лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг.

Cлайд 7

Изобразительные средства Сравнение – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. Почувствовать отношение автора к нему. - ослепительный луч солнца; - яркие краски лета; - свежая, яркая, чистая зелень.

Cлайд 8

Изобразительные средства Сравнение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Часто олицетворение применяется при изображении природы. - солнечные зайчики играют в траве.

Cлайд 9

I. Вступление. Тема и основная мысль картины А. Пластова. II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом». 1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины. 2. Пейзаж. 3. Настроение, вызванное картиной. III. Заключение. Мастерство художника. План

Cлайд 10

Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины. Тема - это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме. Красота летней природы. Желание автора показать богатство и щедрость родной земли.

Cлайд 11

Cлайд 12

Подберите определения, характеризующие данные предметы. Лес Поляна Воздух Солнце Берёзы Девочка еловый, красивый, зеленый желто-зеленая, цветущая, земляничная, благоухающая свежий, легко дышать ослепительное, золотистое стройные, белоствольные, гибкие, создают тень уставшая, задумчивая, в красном платке и белом платье

Cлайд 13

Вставьте пропущенные слова. Летний ____________ день. Лесная __________. Солнце светит на полянку. От солнца трава ___________. Растут две __________, луг осыпан цветами, цветут голубенькие ____________, белые ___________. __________ – ярко-зеленая, расцвечена желтыми _____________; лиловыми колокольчиками. солнечный желтая колокольчики ромашки березы полянка Трава цветами

Cлайд 14

Выпишите сначала словосочетания, характеризующие женщину, а затем те, которые относятся к девочке. В красном платке Мозолистые руки женщина девочка Рядом с собакой В синем платке и платье Коса из-под косынки Она задремала С босыми ногами Много трудится Обирает ягодки Прикрылась рукой

Cлайд 15

1. Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Спишите, обозначьте грамматическую основу предложений. 2. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. 3. Ослепительное солнце озаряет всю поляну т окрашивает ее в желтоватый цвет.

Cлайд 16

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь. Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу. Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать. В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ» Урок русского языка в 5 классе Цели урока:1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А. Пластова;2. продолжить знакомство с типом речи «описание»;3. активизировать лексику учащихся по теме «Лето»;4. закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;5. воспитывать любовь к родной природе. Смотри, как роща зеленеет,Палящим солнцем облита,А в ней какою негой веетОт каждой ветки и листа! Войдём и сядем над корнями Дерев, поимых родником, - Там, где обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом.Над нами бредят их вершины,В полдневный зной погружены,И лишь порою крик орлиныйДо нас доходит в вышины… Ф.И. Тютчев Пейзаж – жанр изобразительногоискусства, в котором предметом изображения является природа. Описание – тип речи. Задача описания как типа речи – сообщение об одновременных или постоянных действиях,признаках предметов или явлений. Аркадий АлександровичПластов (1893 – 1972)-выдающийся русский живописец, народный художник СССР,лауреат Ленинской и Государственной премий. Прислониха – родина художника в Ульяновской области «Сенокос» В 1945 году Пластов написал замечательную, полнуюжизнеутверждающей энергии,картину «Сенокос» - естественностьбытия победить невозможно: солнце продолжает светить, травы - расти, а люди все также занимаются повседневными делами. «Ужинтракториста» «Деревенский март» «Витя – подпасок» Аркадий Александрович создалогромное количество новыхвеликолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера. «Партизаны» «Фашист пролетел» Он раскрыл всю глубину трагедиинарода, когда происходит посягательство на все, что касается естественности бытия, его священных законов, и показал несокрушимость этих законов, крепость народного жизненногоначала. «Крестьянская Россия» «Юность» «Берёзы» В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими,сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особеннопривлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил. В картине «Летом»А. А. Пластов показал богатство и щедростьродной земли, отдых простых людей, утомленных сборомгрибов и ягод. Что прежде всего привлекло ваше внимание?Кого изобразил художник?Опишите каждого героя более подробно.Как вы думаете,почему художник такотчётливо изобразилруки женщины? Какие они? Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета?Что в наряде девочки особенно бросается в глаза?Что можно сказать о лице девочки? Что вы можете сказать о собаке?Где расположилисьгрибники?Почему они выбрали это место?Как художник показывает, что стоит солнечныйдень?Тихий день? Какие цвета использовалхудожник для изображениялетнего солнечного дня?Какие краски преобладаютв картине?Какое впечатление на васпроизводит картинаА.А. Пластова «Летом»? В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета,но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничнымсочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета(красная косынка и белое платье девочки,синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости. Возможный план1. Слово о художнике.2. Описание картины: а) люди и собака; б) корзины, кувшин; в) поляна.3. Мое впечатление от картины. Мы познакомились на уроке с замечательнымрусским художникомАркадием АлександровичемПластовым. 12 мая 1972 года насвоей малой родине А. А. Пластов скончался. Там же в 1988 году был открыт Народный Музей имени художника Спасибо за работу на уроке!