Кто такая богиня Мара? Мара — богиня смерти в славянской мифологии.

Символ смычки двух богов, это Дый олицетворяющий мужское начало и Мара, богиня смерти и женского начала. Оберёг соединяющий обоих богов. В писаниях древних славян, значился как соединительный процесс двух миров, что впоследствии произошло соединение двух рун вместе. Сила данного талисмана дарует такую мощь, вряд ли какой оберёг, может сравниться с данным видом. Воспроизвести удалось благодаря историческим фактам, изложенным в виде рисунков и летописей на древнем языке предков. Редкое сочетание в значении оберега.

Богиня смерти и плодородия. Покровительница светлой смерти и хранительница мёртвых душ. Её действия могут воскрешать мёртвых и умертвить живых людей, в том числе и саму природу и всё, что связано с ней. Владыка над двумя мирами Навь и Явь, что в переводе значит мёртвые и живые. Бросалось спокойствие во всём: в делах, разговорах и что самое интересное она никуда не спешила.

Значение имени Мара

Имеет много имён: Чума, мор, Красивая смерть. Ещё одно значение это Водянистая, Морящая. Неоднозначная расшифровка имени. Вселяет страх и ужас при одном упоминании. В разных странах ассоциируется по разным именным значениям. На сегодняшний день в России её называют Марина водянистая.

Образ тёмной богини и её родословная

Богиня со светлой кожей имела чёрные как смоль глаза, проваливающийся взгляд в бездну тёмного царства. Её красота не уступала ни одной мифологической богини. Длинные как шлейф тёмные волосы, расплёскивались волнами по всему грациозному телу высокой девушки. Образ воплощал в себе холодящие тело достоинства. Манящая красота манила к себе многие взоры богов. Нежное и ласковое создание с голосом ангела с одной стороны и с проводами медлительности в иной мир.

Наши дни

Много очевидцев, побывавших в клинических смертях, говорят об образе богини по-другому. Например, что это длинноволосая девушка с тёмными глазами. Ласкова и приветлива в своих поступках и проводи тельных движениях в потусторонний мир. Она как будто бы берёт за руку и ведёт в темноту. Но при этом моменте у всех проходит страх и наступает ровное спокойствие. Голос не командный, но достаточно чётко дающий понять то, что от вас требуется.

Версия мифов гласит, что Мара дочь Чёрного змея, который охраняет Калиновый мост. Это своего рода переход из царства живых в царство мёртвых людей. Второе суждение говорит о том, что родословная упирается корнями в древние поколения Ясуней.

Праздник в честь богини

По древнему календарю совпадал праздник на 12 день весны. Но так как время не стоит, а лишь двигается вперёд учёные подсчитали, что это день Божьей масленицы. Но в России каждый год отмечается в разный, выпавший день, потому что попадают високосные года и происходит постоянный сдвиг. Только при подсчёте узнаётся точная дата.

В народе это праздник Масленица. При сжигании чучела, подразумевалось воплощение из жизни в вечный сон. Этим славяне показывали проводы царицы в иной мир. Этот праздник почитали и чтили, готовились тщательно. Приносили подношения для задабривания богини, чтобы не разгневалась и отпускала с миром души усопших.

Символика богини смерти

Символ несущий негативную, двух значимую энергию. Замёрзшие потоки воды состоящие в спокойном недвигающемся состоянии. Знак потенциальной энергетической материи нескольких миров. Мир смерти, ада переплетается с живительным состоянием огненной стихии. Сплошные и продолжительные зигзаги бесконечностей всех направлений. Представление зимнего время года в покое, который готов проснуться по первому зову.

Использование символики

Только с разрешения Высших сил, можно было использовать символику, оберег, амулет данного вида. Простому человеку, не имеющему дара на уровне магии, стоял запрет. В неумелых руках происходили страшные вещи. Если воровство и присуждение чужих умений через амулет и действовало, то это наказывалось на другом уровне. Ведуны, для возврата амулета просили Мару наказать виновных. И это происходило мгновенно. Воры отдавали сами вещь, которую украли.

Справка! За такие дела платили своей жизнью. С ними происходили нелепые случаи, которые влекли за собой неестественную смерть.

МАРЕНА (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество. Мара-Морена — древняя богиня, связанная с воплощением смерти, с темнотой, болезнями, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, иногда с ритуалами вызывания дождя. Богиня Зимы. Мара относится к .

ИМЯ: Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Имена разные, суть — одна.

ДРУГОЕ ИМЯ: Ледяная Богиня, Темная Божиня

  • Тихий голос волхва разорвал цепи наваждения. Олег встряхнулся, как пес, и проворно отскочил от Ледяной Богини… Болит сердечно, Темная Божиня, слезами кровавыми плачет, тоской лютой исходит. Зачем тогда обошла меня, а его забрала? Позволь мне пригубить питье из чаши. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

ВЛАДЕНИЯ: Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной , разделяющей и , через которую перекинут охраняемый Трехглавым Змеем…

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Уморить, замараться

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь. Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Есть очень интересный взгляд на то, что делает Мара:

  • Прекрасная Мара не приносит смерти, – поднял глаза на богиню Середин. – Мара ее забирает. Впитывает, испивает, принимает в себя, дабы даровать умершим возможность существовать в ином, лучшем мире. В Золотом царстве Мары. Забирает из небытия и отводит куда-то за ледяную стену. А.Прозоров, Воин Мрака (Ведун-18)

Правда, надо учитывать, что так считает человек, по уши в эту Мару влюбленный.

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

ПОДНОШЕНИЯ И ТРЕБЫ: в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

СПОСОБНОСТИ: Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Говорят, именно так она и продлевала долгую жизнь своему сыну , посылая ему с маленькими живыми .

Как и большинство богов Мара - превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Большую часть времени Мара обитает в , но, в отличие от , она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – , хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави.

Говорят, что у мира Мары есть два входа — один — через , а другие ворота — в горах великан стережет.

СИМВОЛЫ МАРЫ: Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но самый известный символ Мары — это ее чаша из черепа человеческого. И тот, кто пригубит из этой чаши, навсегда в ее царстве останется.

  • Я ведь тогда почти дала испить тебе из моей чаши, протянула… Но ты невежлив оказался, вывернулся. - Она снова доброжелательно засмеялась. - Что за чаша такая? Смех оборвался, губы Мары скривились недобро. - Я покажу тебе, - шепнула она и подняла руку. Над ладонью Мары взвился вихрь, вспыхнул и сложился в легкоразличимые очертания человеческого черепа. Видение наполнялось красками, обретало объем. Олег удивленно моргнул. Нет, он не ошибся. Женщина действительно держала на ладони настоящий человеческий череп, окованный серебристым металлом. Серебро? Хотя почему бы и нет. Она ведь богиня, а не нежить. Однако череп продолжал меняться. Его очертания снова поплыли, как воск под лучами солнца. Верхняя часть провалилась, оставив пустоту, стенки покрылись рельефным узором. И снова Олег не уловил момента, когда трансформация закончилась. Мара держала перед ним небольшую серебряную чашу на короткой ножке. А внутри, вспыхивая рубиновыми искрами, плескалась тягучая жидкость. - Попробуй, ведун. Только пригуби. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

ВНЕШНИЙ ВИД — высокая черноволосая женщина

  • Вдоль стен огненной змеей струилось пламя, ярко освещая высокий камень в центре и хрупкую женскую фигурку…Платье женщины с тихим шорохом колыхнулось, и она обернулась к вошедшему. Высокая, невероятно красивая, с копной пышных смолисто‑черных волос… Олег невольно улыбнулся и сам. - Извини, красавица, но мы не встречались с тобой. - Нет, не смог бы он забыть такую даму, доведись повстречаться им раньше. - Как тебя зовут? Она удивленно изогнула черную бровь. - Люди по‑разному кличут. Кто Марой, кто Мареной, а кто и Погибелью Ледяной. Вот уж не знала, что есть те, которые Мару не узнают. А ведь наши пути уже пересекались. Ах, ведун, сколько раз ты был на краю! Сколько раз я подходила к тебе с чашей. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

КАК КОШМАР. У белорусов существует поверье, что по ночам Мара превращается в злой дух, который является воплощением ночных кошмаров.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Старики говорили, когда-то — очень давно — Морана едва не вокняжилась навек. Не по нраву, вишь, стало ей тёплое лето, весь год игравшее тогда на земле. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян.

(41)Подборка выполнена специально для сайта

Славянская богиня Мара имеет несколько имен: Мара, Кащеевна, Морана, Морена. Мара – богиня смерти и плодородия. По одной из версий Морена (Мара) была дочерью Кащея – властелина нижнего царства Нави. Поэтому её также называли Кащеевна. Но по другой версии Мара была сестрой Лады и Живы (или же Лели), которые являлись дочерями первого поколения богов, появившихся из искр молота Сварога, который бил по священному камню Алатырь.

Богиня Мара покровительствует колдовству и справедливости. По легендам, её красота ничуть не уступала красоте богини Лады, но не смотря на распространенное мнение, она не является её антиподом. Многие также утверждают, что богиня Мара противостоит Живе, но, даже не смотря на то, что она воплощает в себе весь комплекс сил, которые противоположны созидательной энергии жизни, никаких противостояний между богинями нет.

Так кто такая богиня Мара? Если детально изучить славянскую мифологию, то можно придти к выводу, что все три сестры-богини имели абсолютно равноправные права и равнозначно воспринимались как остальными богами, так и людьми.

Мара. Мифология

Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Она была воплощением льда и достоинства.

Все её наряды были в виде платья лазурного цвета, украшенные белыми кружевами. Как гласят легенды, жила Морена в большом дворце, который был сделан из чистого небесного льда, и в подчинении она имела всех духов воды и холода. Считается, что Мара – темная богиня, так как ей была подвластна сама смерть.

Помимо этого она также водила дружбу с женой Велеса – Ягой. Их дружба была не совсем обычной. Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями.

Богиня Мара и Кащей

Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави – Кащеем. По одной из версий она была его дочерью, а по другой версии его женой. Славянская богиня была обольстительной и обладала весьма хитрим и острым умом. Ей удалось буквально напроситься Кащею в жены. Как у неё это получилось? Все оказалось довольно неожиданно. Марена пообещала Кащею, если тот возьмет её в жены, жизни трех Небесных Дев, а также жизни трех Ирийских богатырей. Но Кащей так и не получил эти жизни, так как Мара после замужества сковала его своими чародейскими цепями в казематах кащейского дворца.

После этого хитрая богиня не раз пыталась повторить свою попытку выйти замуж, но уже за бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго. Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала.

Богиня Мара и славяне

Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима. Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его.

Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок.

Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню – светлой или темной. Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить.

Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло». Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно.

Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара – темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней – светлых богов.

Атрибуты богини Мары

Атрибуты славянской богини смерти и правосудия – трен, зима, смерть, холод, разрушение и мрак. Персональный символ Марены – поток замершей воды, который так и называется – «Вода Мары». Данный символ означает недвижимую силу, потенциальную энергию, которая до определенного времени находиться в состоянии покоя.

Ещё одна метафизическая эмблема Мары, которая была широко распространена – это символ Зимы, часть времени года. Комбинированный символ, состоящий из двух треугольников, который называется Мара-Вий, воспринимался нашими предками как очень плохой знак, так как он означал абсолютную гибель.

Богиня Мара.

За окном метель лютует. Холод до костей пробирает, и несчастен тот, кто в час столь поздний не нашёл тёплый очаг. Зима не пощадит никого, кто в лапы ей попадётся, и старец, и молодец уснут сном беспробудным. Видать гневается в дворце своём хрустальном, Тёмная Мара, и гнев её всеми ветрами северными свистит в трещинах стен деревянных изб. Жмутся в темноте к своим матерям дети напуганные, словно спасти их это может. Мужчины точат ножи да топоры свои, и хмурятся. Страшно всем, ибо перед владычицей зимней не устоять никому, коль решила она кого извести со света белого. Молчат смертные только, да в душе всем богам молятся, чтобы они гнев Мары уняли и уберегли людей от холодов её. А Мара, знай сидит в дворце своём, что прозрачен как лёд, и усмехается думам своим тяжёлым. Не ведают смертные, что нынче метель и вьюга, что подруги неразлучные, по просторам гуляют без её ведома. Коль

судьбой предписано кому сгинуть в снегах белых, даже воля её не спасёт бедолагу, ибо смерть неумолима в праве своём, как и жизнь. А люди её тёмной да злой кличут, а весной прогоняют, словно гостью незваную и чучело её сжигают. И ведь не ведают глупцы, что Мара покрывалом своим белым Матушку Землю, как дитя малое, кутает бережно до самой весны, чтобы не погибла она и всё что в ней произрастает. Не ведают многие, что вьюга — это колыбель Мары, чтобы спали леса и горы сном безмятежным. Не ведают люди, что смерть, которую они Маре в подруги вечные навязывают, это не конец, а начало, и весной вместо одного замёрзшего в лесу охотника, в деревне родится двое, а то и трое крепких мальчуганов. Не ведают, не любят и бранят попусту, и не видят, как плачет украдкой богиня. Только одна отрада у Мары-дети, что непохожими на других растут. Они видят и ведают сокрытое от остальных, улыбаются ей, стоит им только увидеть её сквозь пушистые еловые ветви. И дети эти растут ей на радость, любят они её и не страшатся, сами тянутся к ней душами своими. И кто из них вырастет великим воеводой, кто знахарем, а кто и ведуньей. И пути у всех детей таких, самой Марой благословлён, и не берёт таких ни одна хворь, и зима не холодит, потому что они любовью богини согреты. И кто любит её в ответ, тот не предан будет ею вовек.

Древние славяне Мару называли тёмной богиней. С чего бы это?! Давайте разберёмся по порядку. Начнём с родословной. Согласно первому убеждению, богиня Мара была дочерью бога Кощея. Существует второе утверждение, что Мара вместе Живой и Ладой, была богиней первого поколения Ясуней, рождённых от искр, высеченных Сварогом на камне Алатыре. По сути мощь и обязанности всех троих богинь равны друг-другу.
Временем Мары было принято считать зиму. В эту пору, Мара безраздельно властвовала нам миром Яви, и своими холодами сковывала Матушку Землю до самой весны. Поэтому немудрено, что богиню отождествляли с самой смертью. Ничего приятного согласитесь, но стоит вспомнить, что древним славянам несвойственно было разделять мир чётко на доброе и злое. Всё было в славянском представлении взаимосвязано. Зима воспринималась, как смерть, но за ней всегда следовала весна, то есть возрождение. Поэтому смерть в данном аспекте рассматривалась лишь, как очередная ступень в круговороте бытия. Поэтому считать богиню Мару исключительно негативным персонажем славянского пантеона богов, в корне неправильная позиция.

Образ богини Мары и этимология имени.

Богиня Мара известна под многими именами. Её кличут и Мораной, и Мареной. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится приблизительно, как Мармуриена, а вот на чешском языке эту богиню нередко называют Смертка, правда без гласных букв что-то вроде «Smrtka» от слова смерть. Столько разных вариаций имени одной богини, сплошное разнообразие, но ведь очень интересно откуда взялся сам корень, из которого после выросло всё это поклонение этой богине?!


Платформой для образования имени богини приводится корень «Mǒr», которое кстати имеет праславянское происхождение. Родственными к данному корню выступают древнерусское «морь», украинское «мор», болгарское «морът» и так далее. Всё это в совокупности означает увядание, умерщвление, и отсюда понятным становится, почему именно имя богини, простите за каламбур, намертво связано с самой смертью. Изначальный корень претерпевает со временем частое чередование с корнем «merti», что значит у-мер-еть. Родственными словами со вторым корнем выступают слова «mãras», что на литовском значит «мор и чума», и «marakas», что с древнеиндийского значит «смерть». Если честно, то это не особо позитивная подборка, но что уж тут поделать, как есть.
Итак, имя богини Мары неразрывно связано со смертью, мором, чумой. От её имени происходят так же такие слова, как морок, марево, хмарно, морочить, марить, моросить, маракосить. В этих словах скрыто два главных смысловых направления, которые являются характерными для образа богини «морить», то есть истязать, мучить и «морочить», то есть вводить в заблуждение. Кстати, существует утверждение, что у богини в подчинении есть злобные маленькие духи — мары, которые в отличии от домовых, которые помогают по хозяйству, наоборот портят вещи, воруют и наводят полный бедлам в доме. Вот эти мары и выступают в роли наваждений, которые очень часто заставляют людей увидеть кошмары. Одним словом, морочат голову.
Так или иначе, наши предки представляли Мару, как богиню тёмную. В соответствии со своим божественным профилем, данная богиня представлялась древним славянам весьма в экзотичном образе: черноокая красавица, со смольными волосами, высокая и с удивительно бледной кожей. Веровали, что носила она платья лазурного цвета с белоснежным кружевом и росписью. Жила эта красавица в огромных, ледяных чертогах. Что-то очень Снежной Королевой повеяло, вам так не кажется?! Так вот, такой прекрасной богиня Мара, по мнению древних славян была осенью, так как зима только вступала в свои права и обретала полную мощь. С приближением весны, красавица Мара превращалась в ужасную и ворчливую старуху в лохмотьях, которая не хотела уступать своё место светлым богиням Ладе, Леле и Живе.

Праздник в честь богини Мары.

С приходом весны, силы богини Мары уходят на убыль, ибо грядёт время рождения и жизни, где нет места ни её приспешнице смерти, ни её холоду. Поэтому превратившуюся в безобразную старуху богиню Мару, древние славяне торжественно прогоняли, сжигая её чучело, что означало смену времени года. Обычно праздновался это праздник первого марта.
Кстати в простонародье прекрасную богиню называли одноглазой кикиморой. Конечно это не очень лестное прозвище, но скорее всего оно говорит, о том, что силы зимы иссякли, и ей пора покидать землю. Сохранилось поверье, что одноглазой по весне Мара стала из-за того, что её на своих вилах вздёрнул бог Ярило. Звучит, однако, это довольно двояко учитывая огненный темперамент солнечного бога. Кто знает, быть может в этой на первый взгляд, совершенно просто народной присказке, скрыто великое таинство смены времён года, как соитие зимнего холода и огненного солнца, рождает новую жизнь. Очищение льдом и пламенем, так сказать.
В день богини Мары, веровали древние славяне, что богиня проведёт их по Калинову мосту, что мир Явий и Навий соединяет, и между двух берегов бежит река Смородина. И переправа через этот мост, знаменовало переход от зимы к весне, от смерти к жизни.
Существовали и народные поверья в связи с праздником богини. Если в полдень выглядывало солнце, то значит весна будет ранней, а если в этот день была метель, то первая половина марта месяца не обещала потепления. Люди радовались обильному снегопаду, так как верили, что чем больше снега выпадет весной, тем больше урожай у них будет осенью. А если в весенний мороз потели окна, то это означало скорое
потепление.

С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой. Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы.

Родословная богини Мары и её мужья.

Разобраться в хитросплетениях родственных связей славянских богов вообще кажется нереальным. Но всё же давайте попытаемся немного разгрести завалы из доводов и убеждений.
Итак, миф первый — Мара дочь Кощея бессмертного. Ну не страшно, подумаешь папа некромант и вообще очень тёмный тип, так и дочурка не лыком шита, вообще богиней смерти заделалась. Продолжает семейное дело, так сказать. А если учитывать, что Кощея отождествляют чаще с Чернобогом, то Мара у нас выходит по батюшке Чернобоговной.
Итак, миф второй — богиня Мара дочь Сварога и приходится любимой сестрой громовержцу Перуну. Ну во всяком случае, то что Мара относится к первому поколению Ясуней бесспорно. Да и Мара Свароговна, звучит как-то более солидно, нежели Мара Кощеевна.


Только тогда непонятным становится с какой это вдруг радости, дочь самого светлого бога, выбрала тёмную стезю для себя. Сомневаюсь, что её подначивал Дарт Вейдар перейти на тёмную сторону, ну да ладно. Кстати у этого мифа аж две вариации. В одной, Мара приходится дочерью не только Сварогу, но и Ладе. Согласно второму варианту, богиня Мара приходится сестрой Ладе, и была подобно ей, рождена от первых искр, которые от Алатыря камня полетели после ударов молота Сварожьего.
Итак, миф третий — Мару не рожал никто, ибо она тьма, а тьма вечная и из неё была рождена вселенная. Тут мы имеем дело с наседкой Золотого Яйца мироздания, из которого вышел Великий Род. Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего. Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня. В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини. Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра. Судите сами.
Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно.
Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно. Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире. Согласно легенде, дело было так: похитил однажды Кощей Бессмертный трёх прекрасных царевн (ну видать скучно было ему в царстве своём тёмном). Так вот ринулись в тот же час спасать прекрасных дев три удалых молодца богатыря: Зорька, Вечорка и Полуночка. И вышел к ним на бой ужасный Горын, да брат его Кощей. Бились богатыри отважно, да только силы неравны были. И тогда решил вмешаться светлый Даждьбог и ринулся он в Ирийские сады, просить помощи у Мары, что ведуньей великой была. Обещал бог красавице богине любое желание исполнить, если поможет она врага окаянного одолеть. Смолчала в ответ Мара и пошла прочь от садов цветущих. Спустилась она в мир Яви да в лес дремучий вошла, к подруге своей сердечной — Ягине в гости. И не знал никто, что дружбу водили две богини-ведуньи. В доме Ягини был тайный ход в Навий мир, которым богиня Мара и воспользовалась. Спустилась она в мир подземный, и бойню остановила. Предложила она Кощею себя вместо заточённых царевен и богатырей изнеможённых. Согласился Кощей Бессмертный, слишком люба ему тёмная дочь Сварога оказалась. И вот ушли богатыри с царевнами прочь, а Мара говорит Кощею, что ведает она секрет смерти его, что в яйце спрятана. Взмолился Кощей, не рассказывать некому эту тайну, а Мара знай хитро очами своими щурится. Возьми тогда меня в жёны, сказала она Кощею, и решил тот, что царицы для царства своего ему лучше не сыскать. Принёс он две чары, до краёв полные вином, да только украдкой подсыпала Мара в вино хмельные травы. Выпил Кощей вино, заговорённое и замелел, а Мара в темницу его поволокла и сковала двенадцатью цепями.
Выбралась из Навьего мира Мара, и заставила Даждьбога женится на себе, да только не долго семейное счастье продлилось. Разбежались по разным углам боги. Существует утверждение будто бы, сначала Мара была женой Даждьбога, а после сбежала вместе с Кощеем в мир Нави. Одним слово всё сложно и запутано. В конечном итоге богиня Мара осталась одна, хотя находятся и те, кто приписывает ей отношения с самим Чернобогом. Так что, чёрт во всей этой истории, ногу уже сломал и до сих пор прихрамывает.
Богине Маре приписывают материнство сразу тринадцати уродливых дочерей и это: Ломея,Пухнея, Сухея, Глухея,Желтея, Огнея, Ледея,Трясея, Грынуша, Гнетея, Коркуша, Невея- Плясавица и Глядея. Выглядит, как выписка из медицинского справочника болезней. Якобы родила богинь своих «красавиц» от тайной связи с Змеем, видимо тут речь о Чернобоге, ибо слыл он, как Великий Змей.

Капища и требы для богини Мары.

Кто-то утверждает, что капищ богине Маре отдельно не строили, её помнили и просто боялись. Если хотели ей помолиться, то ставили на землю в просторном месте статую богини и совершали служение. Довольно скомканные данные для полного раскрытия самого вопроса, как раньше наши предки поклонялись этой богине. Зато на просторах всемирной сети можно найти довольно красочные описания того, как поклоняются богине Маре неоязычники сегодня. Заранее прошу прощения у чрезмерно впечатлительных читателей. Вы можете просто пропустить этот раздел.
Итак, основное описание берётся из книги, которая называется «Чёрной книгой Мары». Авторство этой книги принадлежит некоему волхву Велеславу, который, впрочем, не один корпел над этим трактатом, а в соавторстве с ещё шестью основателями нового направления. В основе книги лежит разделение родноверов на последователей Шуйного пути и пути Десницы. Путь Десницы — это путь правой и праведной руки, то есть следующие этому пути поклоняются светлым богам: Сварогу, Ладе, Живе и так далее. Шуйный путь — это путь левой руки (а мы все знаем, что левая рука та ещё блудница). Так вот, последователи этого самого лево-руко-блудного пути, поклоняются исключительно тёмным богам, таким как, Чернобог, Велес и Мара. В основном всё внимание получают именно эти два божества.
Последователей богини Мары теперь принято называть радарями Мары — это те, кто исполняют радения богине. Занимаются они в основном загробными делами, в смысле отпевают усопших у родноверов, ведь не доверят же столь важное дело православным священникам?! Так вот, если в древности похороны знаменовались десницей богини Кары и её сестры Жели, то сегодня видимо богиня Мара решила потеснить их.
Итак, поклонение любимой богине радари начинают со сношений, и не с кем-нибудь, а с самой богиней (как они это проделывают вообще тайна за семью печатями, не спрашивайте автора, он и сам недоумевает). До ритуального сношения следует очиститься. Нужно воздерживаться от еды в течении суток, советуется избегать душ и элементарные нормы гигиены в течении хотя бы трёх дней. И видимо последователи этого новоявленного культа решили, что их богиня фетиширует от нечёсаных волос, так что расчёсывать волосы тоже не стоит в течение трёх дней, если вы всё же надеетесь сойтись с богиней. Кстати в данной книге, указывается, что последователь может взять с собой женщину, которая согласится пройти путь очищения (ага, непричёсанная, не мытая и голодная женщина вообще горячая штучка) и может совокупиться с ней. Тогда женщина эта становится подобно богине Маре. В книге так же присутствуют детальные описания, какая поза для чего предназначена. Всё просто, как сама табуретка, ибо это вам не Камасутра.
Не знаю, как вам мои дорогие читатели представляется сей процесс поклонения богине, но все эти лишённые всякой цензуры описания вызывают в авторе данной статьи, желание вспомнить, что же было съедено им на обед в течении всей прошлой недели.

Символика богини Мары.

Первым и самым важным атрибутом богини смерти Мары является серп. Срезает она этим серпом нити человеческих жизней, словно траву в поле косит. Урожай свой смертный собирает. Кстати именно в связи с подобным описанием жатвы богини, не раз упоминалось, что Мара, любила прогуливаться по полям сражений и забирать души самых отважных воинов. Верили, что Мара сама по золотому мосту такие души провожала. Насколько это соответствует правде неизвестно, ведь вестницами смерти у славян в древности выступали Желя и Кара. Кстати проводят параллель между Марой и римским богом войны Марсом, который первоначально имел аграрные функции. Мара — богиня войны?! Звучит заманчиво, однако прямых подтверждений этому нет, впрочем, как и опровергающих доказательств.
Так же символом богини Мары называют разбитые черепа, чёрного лебедя или ворона. Не позитивный нынче набор, ну да что поделать, тёмная богиня на то и тёмная, чтобы мрачностью пугать.





Символом богини Мары так же выступает знак волны, который говорит о том, что стихия воды подвластна этой богине. Принято считать, что владения богини Мары находились за чёрными водами реки Смородины (кстати С-мор-одина, само название реки заставляет задуматься о его родстве с именем богини). Так вот, волнисто образная линия это и есть символ царства богини Мары. Этот знак так же называют водами Мары и это так же символ застывшей воды, льда, если хотите.
Знаком богини Мары так же называют знак Зимы. Его ещё называют Мара-Вий, и представляет он собой два треугольника, которые вершинами стремятся к друг-другу. Этот знак считался крайне негативным, так как несёт в себе погибель для всего.
Существует так же оберег богини Мары. Он весьма своеобразен с виду и в его основе лежит крест. Каждое ответвление креста — это две соединившиеся дуги. Это говорит о двух началах, у которых один конец и это символ равновесия, которое соблюдает богиня Мара. Данный оберег призван защищать человека от воздействия посторонних, негативных факторов и помогать в сохранении внутреннего баланса.

Существо не из нашего мира

«Божество смерти у древних славян было женского рода и носило разные имена. Самые употребляемые: Марена, Мара, Морена, Моровая Дева, Маара, Морена Кащеевна. Людям она представала в разных обличьях, то в виде страшной горбатой старухи с длинными черными волосами, то в образе очень красивой молодой девушки, опять же темноволосой. Одевалась в яркие красные или же белые одежды и непременно имела с собой клубок ниток. Клубок был непростым, и рукоделием Морена занималась вовсе не из любви к искусству. Каждая ниточка в пряже означала чью-то судьбу. Ниточки переплетались с другими, что означало повороты, изменения в жизни человека. Иногда нити рвались, или же их рвала сама Морена, и тогда ее подопечный умирал».

Мила Тарасевич, студентка-филолог третьего курса Ленинградского университета (образца 1964 года) отложила в сторону книгу и задумалась. Читать про Мару ей было неинтересно, она готовила курсовую по поэзии современных ленинградских поэтов, в частности про Иосифа Бродского, но ее научный руководитель писать про Бродского не посоветовал. Оказалось, что молодой поэт – тунеядец, и его собираются за это привлечь. Вот тут-то и возникла новая тема, про славянские давно всеми забытые мифические существа.

  • Жертвы в честь Марены

    Мила вздохнула и продолжила чтение.

    «Некоторые исследователи утверждают, что в честь богини смерти славяне изредка устраивали жертвоприношения. Сооружали из веток и соломы огромные чучела, похожие на фигуру девы, и пустые в середине, готовили .

    Обкладывали их хворостом, дровами, а внутрь заводили преступников, приговоренных к смерти. Иногда находились сумасшедшие добровольцы, решившие принести себя в жертву божеству из загробного мира, и сами шли на костер, залезая в эти муляжи.


    Марена, Мара, Морена

    Мара-Маруха

    — Неужели, вера была такой сильной, что заставляла нормальных людей заканчивать свою жизнь таким мучительным способом, — подумала Мила, — и пошла на кухню, заваривать чай. – Не было никакой Мары-Марухи, было невежество и дикость наших предков. И какой смысл изучать сегодня их варварские обычаи?

    В дверь позвонили. С утра Милка никого не ждала, родители были на работе, подружки — на учебе. Открыла. На пороге стояла молодая красивая и высокая девушка с черными распущенными волосами. Одета она была в красный брючный костюм, на ногах туфли под цвет ансамблю.

    — Вы Людмила Александровна Тарасевич, — спросила она, — сверившись с записью в блокноте.

    — Да, — Мила решила, что по ее душу пожаловала сотрудница деканата, и в памяти завертелись проступки, за которые мог последовать этот визит.

    — Не волнуйтесь, — произнесла девушка, — я не из деканата, я от вашего научного руководителя Семена Марковича. Он просил передать некоторые записи по теме вашей курсовой. А я тут рядом живу, вот и взялась занести.


    — Ой,- обрадовалась Мила, — проходите, чай будете, я только заварила?

    Та приветливо кивнула, улыбнулась и прошла на кухню.

    — Меня Людмила зовут, — прощебетала студентка, но все называют просто Милкой, а вас?

    — А я – Мария, но для друзей – Мара.

    — Ма-ра, — протянула Милка,- а я как раз про Мару курсовую пишу, Марену — .

    — Я знаю, — девушка показала на пакет, который держала в руках, и вынула оттуда картонную папку, озаглавленную «Богиня смерти — Мара», – это вам от Семена Марковича.

    — Ну конечно, — Мила понятливо кивнула, — вы с его кафедры, я что-то вас раньше не видела.

    — Недавно перевелась из Москвы, я аспирантка.

    За чаем они разговорились, и беседа получилась любопытной. Речь опять зашла о Марене, Морене, Моровой Деве.


    — А что вы про нее думаете, — спросила аспирантка Милу?

    — Да особо ничего, дали тему я и пишу.

    — Напрасно, возразила Маша, чрезвычайно интересная была девушка или старуха, уж кому как нравилось ее представлять.

    — Вот именно, представлять, — возразила Милка, — не было ее на самом деле.

    — Почему вы так решили, Людмила, — Мария взглянула не нее очень внимательно?

    — Как это почему? Сказки, легенды?

    — А вы слышали, о том, что наши мысли творят окружающую действительность?

    — Как это, — не поняла Мила?

    — Грубо говоря, все, о чем человек думает, становится явью.

    — Вы хотите сказать, что если я пишу и думаю о Морене, тем самым взываю ее к жизни?

    — Довольно упрощенно, но в целом правильно.

    Мила задумалась, а Мария стала собираться.

    – Извините, мне пора.

    Она взяла пакет, из которого неожиданно выкатился клубок разноцветных ниток.

    — Вяжете, — поинтересовалась Милка?

    — Пытаюсь, плохо пока получается. Рвутся постоянно, наверное, нитки плохие, вот смотрите.

    Она вытянула из клубка синюю тонкую ниточку и легко порвала ее на две части.

    У порога они распрощались и Мария вдруг, неожиданно обернувшись, произнесла: «Зря вы назвали ее Марухой, это нехорошее слово , Мара может обидеться, а она злопамятна»!

    Когда дверь за незнакомкой захлопнулась, Милка постояла некоторое время в растерянности: «И как она узнала, что я Мару Марухой обозвала?»

    Но думала недолго, надо было делать курсовую. Людмила присела за стол, развязала тесёмки папки Семена Марковича, открыла и начала читать.

    ВИДЕО: Боги славян: Мара — богиня смерти

    Боги смерти в культуре разных народов

    «Темный мир смерти всегда присутствовал в фольклоре всех народов. Среди мистических и божественных существ представители загробного царства занимали одно из главенствующих мест.


    Это и понятно. Могила всегда пугала и до сих пор пугает людей. Мы и про жизнь-то мало что знаем, а уж про смерть — тем более.

    Небытие приводило наших предков в ужас, что там за горизонтом? А там, возможно, творится страшное.

    Именно поэтому к царству мертвых древние относились с уважением, боялись и почитали существ так или иначе причастных к нему.

    И уж, конечно, уход из жизни воспринимался не как естественный акт, а как проявление божественной воли.

    Иногда в царстве мертвых главенствовало одно существо, а иногда эту должность делили сразу несколько, как в Древнем Египте. Там правили Анубис, Селкет, Меритсекерт и еще несколько других, помельче.

    В Древней Греции пригляд за усопшими осуществлялся Аидом и его любимой женой Персефоной (Прозерпиной) – повелительницей душ умерших.

    В индуизме мертвых стерегла богиня Кали, одна из ипостасей Великой богини матери-Деви.

    Смерть – женского пола?

    Среди богов темных, злых, заведующих царством, где обитают души умерших, присутствуют представители обоих полов.

    У немцев, например, смерть – мужского рода, жизнь – среднего.

    Но чаще всего . Почему так происходит – вопрос, но старуха с косой – символ понятный всем.


    Хотя этот образ не уникален.

    Иногда смерть является в виде прекрасной девушки, а умереть в её объятиях, куда как приятнее, чем в волосатых руках мужика с грязными ногтями.

    К тому же «костлявая», хотя и выполняет свои непосредственные обязанности, но уходящим может и посочувствовать.

    У богини смерти нет в планах истребить под корень все сущее вокруг себя. Она исполняет волю верховного божества и в назначенный час забирает души для другой жизни.

    Богиня Мара

    Могила всегда пугала и до сих пор пугает людей. Мы и про жизнь-то мало что знаем, а уж про смерть — тем более

    Славяне не стали исключением, и богиня смерти у них тоже была женщиной и носила красивое имя Мара или Марена.

    Хотя если вслушаться в звучание, то мы уловим родственное слово «Мор», синоним – эпидемия.

    Кстати «mara» на санскрите — «убивающая».

    Не удивительно, что славянская царица Мара управляла ещё и периодами воскрешения и умирания природы.

    Мара – невеста, сестра, жена, мать, дочка, внучка

        1. Генеалогия у богини смерти такая запутанная, что сам Сварог не разберет. Вот несколько версий ее семейных связей.
        2. Мара, подательница смерти, принадлежит к первому поколению славянских богов.
        3. Морена – дочь Черного Змея. Это чудовище охраняет Калинов мост, по которому можно перебраться из Яви в Навь.
        4. Моровая Дева — внучка Ящера, творца вселенского зла и владыки подземного мира.
        5. Маара – жена Кощея, он же по отцу её родной брат.
        6. От мужа-брата Кощея Морена родила дочерей: Снежану, Ледяницу, Замору, Немочу, Водяницу и ещё нескольких, которые были связаны с мором скота, умиранием, неурожаем, разрухой, голодом.
        7. Позже Мара Кащея обманула, сковала чародейскими цепями в казематах его дворца.
        8. Затем коварная Морена соблазнила Дажьбога и женила его на себе. . Бедная Мара так и не нашла семейного счастья и осталась одна со своей силой.
        9. Следующая версия: Мара не жена Кащея, а его дочь, которая заправляла в царстве мёртвых.
        10. Еще один распространенный вариант – Морена, Жива и Лада – три богини, которые родились из искр молота Сварога, которые он высек из священного камня Алатырь.

    Образ Марены

    Как и в случае с генеалогией образ Мары двоится, троится и десятерится.

    Никогда не угадаешь, какой из них носящий, а может, настоящие все, просто богиня меняла личины, в зависимости от настроения, времени года, времени суток и так далее.


        1. Мара, богиня смерти у славян – прекрасна, замечательна той красотой, которую можно назвать волшебной. У обычных земных девушек такой вы не найдете.
        2. Это — молодая девушка с очень белой кожей и длинными черными волосами, свободно падающими на хрупкие плечи. Такой образ был характерен для молодой богини в начале зимы.
        3. Одета богиня Марена в красные или ослепительно белые одежды и в таком виде часто появлялась среди зреющих хлебов.
        4. Удивительно красивой девушкой в славянских поверьях была и богиня Лада, но, по некоторым свидетельствам, Моровая Дева ничуть не уступала ей в красоте и привлекательности.
        5. Следующий образ прямо противоположен, нарисованным выше. Мара – прямое воплощение ночного кошмара: уродливая сгорбленная старуха очень высокого роста со спутанными длинными волосами.
        6. Иногда Мара появлялась в старой изношенной одежде с косой в руках.
        7. Перед простыми смертными она могла предстать и в образе скелета с белыми костями.
        8. И вновь Морена принимала вид красавицы в платье лазурного цвета, отороченного белыми кружевами.
        9. Считалось, что живет она в большом дворце из прозрачного льда.

    Божество смерти у древних славян

    В представлении древних славян Мара была выше понятий добра или зла, она выполняла ту работу, на которую ее обрек верховный Бог славян Сварог.

    Богиня смерти властвовала в царстве теней, именно там были ее владения, но иногда Мара посещала мир людей.

    Богиня Мара

    Мара, богиня смерти прекрасна той красотой, которую можно назвать волшебной. У обычных земных девушек такой красоты вы не найдете

    Являлась к человеку , во время, предначертанное судьбой, и забирала его в свое царство. Иногда приходила предупредить о грядущих события — приятных или же трагических, чтобы человек смог к ним подготовиться.

    Кроме ее ледяного дворца Мару можно было встретить в других довольно мрачных и темных местах: гротах, сырых пещерах.

    Существовали заклинания, вызывающие Мару, но специально искать встречи с богиней смерти было очень опасно. Попав в объятья темной девы, из них не всегда можно было вырваться. Мара не любила, чтобы ее запомнили в том или ином обличье.


    Еще несколько качеств характеризовали прекрасную богиню. Она была принципиальна и строга, никогда не прощала измены, оскорблений и людей, не сдержавших слово.

    Способности и сила Мары

    Мара – это волшебница, которая в состоянии изменить мир до неузнаваемости, правда, лишь на короткое время.

    К тому же ей был подвластен ход времени, как в глобальных масштабах, так и локально.

    Любимое занятие – рукоделие.

    В мифологии более известны римские богини судьбы — Парки (Клото, Лахесис, Атропос). Клото начинала прясть нить человеческой судьбы, Лахесис – пряла и распутывала, Атропос ее перерезала и человек умирал.

    «…Не слышен моря шум и звезды ярки,

    И ветер северный срывает пар из уст,

    И вечный мир, как этот берег пуст,

    И нити ткут невидимые Парки».

    Морена занималась этим в одиночку. И пряла, и распутывала, и обрезала. Древние славяне верили, что в ее пряже спрятаны нити судьбы, нити жизни и смерть всех людей на земле. Как нити окажутся вплетены в узор, так и сложится жизнь живого существа.

    Богиня Мара

    Перед простыми смертными она могла предстать и в образе скелета с обнаженными костями


    Легенды гласят, что Мара владела колдовством, магией и, благодаря этим способностям, в ее руках оказывались жизни не только людей, но и самих богов.

    Марена также дружила с всесильной женой Велеса Ягой. Она дарила Яге души людей, а та разрешала прекрасной брюнетке посещать Навий мир, куда по Сварожьим законам ход был закрыт и богам и людям.

    Через картины сновидений, которые Мара посылала людям, они получали предупреждение о скорой смерти.

    Признаком близкого конца у славян считалось — встреть своего двойника или с женщину с длинными черными волосами. Со стороны богини эти знаки были жестами доброй воли, которые позволяли завершить достойно земные дела и подготовиться к переходу в мир иной.

    Говорят также, что могущество Марены распространялось до такой степени, что она могла не только забрать жизнь, но воскресить человека и даровать ему жизнь вечную.

    Существовали у богини Мары и свои приспешницы, которые помогали ей, выполняли поручения. Смертные люди видели их в образе черноволосых красавиц.


    Атрибуты Мары

    Атрибутов Мары, с которыми славяне связывали ее существование – великое множество. Большинство из них олицетворяют смерть, что для этой богини естественно.

    Вот некоторые из них:

        • Черный лебедь;
        • Серп, с помощью которого она прекращала земное существование человека, перерезав им нить судьбы;
        • Черная луна;
        • Грифон;
        • И, конечно же, ворон, птица, связанная с миром мертвых, предвестник несчастий и беды.

    Атрибутами Мары выступали также – зима, холод, смерть, мрак, тлен, разрушение.


    Ее личный символ, так называемые, «Воды Мары» – застывший поток воды, заключающий в себе замороженную до поры до времени энергию, указывал еще и на то, что стихия воды этой богине также подвластна.

    Следующий знак-символ великой богини Мары – знак Зимы или Мара-Вий. Два треугольника соединенные вершинами символизировали беду, гибель всего живого. Крайне негативный знак.

    Амулет, оберег Мары — защитные свойства

    Оберегом красавицы богини выступал необычный крест, так называемый крест Мары. Символ, который защищал, помогал добиться гармонии в жизни и в мыслях.

    Амулет – это крест с равными сторонами и еще одним мини крестом на каждой вершине.

    Символика такая: 4 времени года 4 стороны света, 4 стихии. Перекос одного из символов мог привести к серьезным последствиям.

    Богиня из иного мира

    Физическим проявлением Мары, безусловно, является зима. Холодными безнадежными зимними ночами она безраздельно властвовала над природой, над всей русской землей и заполняла Навь новыми душами крестьян, погибшими от зимних стуж.

    Богиня Мара

    Через картины сновидений, которые Мара посылала людям, они получали предупреждения о скорой смерти

    И сказаниям она не была жестока безраздельно и беспричинно, напротив, вместе с правдой считалась также богиней справедливости.


    Мара — Богиня из иного мира

    Реальные действия и поступки Марены были непонятны и недоступны разуму людскому. Почему она действует так или иначе не знал никто. Ведь Морена много раз губила мир, но неоднократно его и спасала. Мара – богиня, существующая в ином пласте реальности, как бы в ином измерении, где такие понятия как «добро» и «зло» совсем неоднозначны.

    Особенности культа Мары

    Как поклонялись богине смерти

    В честь Марены на Руси было построено немало алтарей и храмов, но почести ей можно было воздавать везде. Изображения черноволосой девы вырезали из дерева, изготавливали из соломы. Выбирали место для ритуала, обкладывали его камнями. Самый крупный камень ставили перед изображением, это было что-то вроде алтаря.

    Когда обряд заканчивался, все атрибуты священнодействия убирали.

    Иногда при сильных морах и эпидемиях в жертву богине смерти приносили животных, иногда людей, но очень редко.

    Богиня Мара

    Зимними ночами она безраздельно властвовала над природой, над всей русской землей, и заполняла Навь новыми душами

    К тому же жертвы — были добровольцы, которые сознательно сгорали в гигантских куклах-муляжах из соломы.


    Месть Мары

    Студентка третьего курса филологического факультета Ленинградского университета Мила Тарасевич сдала реферат через три дня. На следующей неделе Семён Маркович похвалил студентку.

    — Это благодаря вашим материалам из той папки, которые Мария принесла, — с благодарностью сказала Людмила.

    — Папки? Какой папки, — удивился научный руководитель? — Но тут его отвлекли и разговор прервался.

    Людмила пожала плечами, сложила тетрадки в сумку и направилась к выходу.

    На следующий день Людмила Александровна Тарасевич умерла в своей постели от оторвавшегося тромба.

    На похороны собралось много близких, были однокурсники и представители университета.

    Чуть поодаль стояла ослепительно красивая молодая девушка, с черными распущенными волосами.

    Из сумки на боку у нее торчал клубок ниток с небрежно воткнутыми в него блестящими на солнце спицами.

    Богиня Мара

    Мара – богиня, существующая в ином пласте реальности в ином измерении, где такие понятия как «добро» и «зло» совсем неоднозначны