Сравнения в литературе про осень. Опнем всем миром

Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи этого материала. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти. Презентацию к этому уроку Вы можете скачать по ссылке:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия уроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

(на материале темы «Лирика начала 20 века» в 5 классе)

Тематическое планирование

Номер

урока

Тема

Вводный урок-концерт «Лирика начала 20 века»

К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»).

3. Пр.

Тайны зимы. Эпитет» (К.Бальмонт «Снежинка»)

И.А.Бунин. Тема детства в лирике поэта. («Детство»)

5.Пр.

Секреты осеннего леса. Сравнение. (И.Бунин «Лес словно терем расписной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника…», «Осень. Сказочный чертог…»)

6.Пр.

Летние чудеса. Метафора. (И.Бунин «Сказка»)

С.Есенин. Поэтический образ Родины.

8.Пр.

Весенняя сказка. Олицетворение. (П.Соловьева «В лесу, где березки столпились гурьбой…», С.Есенин «Черемуха»)

И.Северянин. Тема защиты природы в лирике поэта («В парке плакала девочка…», «Что шепчет парк…»).

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

Цели уроков :

  1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
  2. Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
  3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Знания, умения, навыки и качества:

1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы.

2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,

3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.

4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.

5. Формируются речевая, лингвистическая, исследовательская компетенции

Межпредметные связи : русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Мультимедиа-урок №5

Тема: « Секреты осеннего леса. Сравнение»

Тип: урок-практикум

Задачи:

  1. Сформировать понятие о сравнении как средстве художественной выразительности, научить находить сравнение в поэтических строках.
  2. Развивать навыки анализа стихотворения.
  3. Приобщать к красоте русского пейзажа через различные виды искусства.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.

Оборудование : учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал (тексты стихотворений И.Бунина), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система.

План урока.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

Повторение изученного Литература и другие виды искусства

  1. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

Частичный анализ стихотворения И.Бунина

  1. Практикум. Закрепление изученного. Игра «Осенние дары»
  2. Творческая мастерская.
  3. Подведение итогов урока.

Конспект урока.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

Слайд 2

Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями . Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.

Слайд 3

  1. Музыка.

Вы слушаете музыку уже известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?

Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.

Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)

С помощью каких слов это настроение создается?

Стали дни холоднее , стало грустнее, реже смеется , осень… заплачет спросонья.

Созвучно ли оно музыке Чайковского?

Слайд 4

В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?

Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.

Какие чувства вызывает эта картина?

Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

Сделаем вывод:

Что объединяет все виды искусства?

Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.

Чем поэзия отличается от других видов искусства?

Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.

Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.

II. Повторение изученного.

Слайд 5

На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.

  1. Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют


То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,


И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Какое настроение звучит в этом стихотворении?

Какую картину вы представляете?

  1. Учащиеся делятся впечатлениями.

Примерные ответы:

Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту

Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.

Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

Слайд 6

Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.

  1. Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
  2. Проверка.

Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.

Какие из этих прилагательных - эпитеты? Подчеркните их.

  1. Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.

Вспомните определение эпитета.

Слова какой части речи могут быть эпитетами?

Всякое ли прилагательное – эпитет?

  1. Проверка.

Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?

Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.

Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.

Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.

Слайд 7

  1. Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»

III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

Слайд 8

  1. Составление опорного конспекта.

1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?

Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.

Слайд 9

Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.

  1. Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:

Лес - словно терем расписной

Стоит стеной

Елочки – как вышки

Просветы в небо – что оконца

Осень – вдовой вступает

Слайд 10

Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Слайд 11

2) Открываем секрет 2.

Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)

Слайд 12

Запишите секрет 2:

Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.

Слайд 13

3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?

Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.

А какова роль сравнения осени с вдовой?

Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.

Сформулируйте вывод.

- Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)

  1. Чтение конспекта. Формулировка определения.

Слайд 14

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.

Вывод:

Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще - грусть, с другой стороны.

Слайд 15

  1. Физкультминутка

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

  1. Практикум. Закрепление изученного

Слайд 16

Игра «Осенние дары»

Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.

Слайд 17

  1. Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
  1. Чтение стихотворения.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.

Слайд 18-20

Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.

  1. Самостоятельная работа.
  1. Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
  2. Липы обруч золотой -
    Как венец на новобрачной .
    Лик березы - под фатой
    Подвенечной и прозрачной
  3. Погребенная земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В желтых кленах флигеля,
    Словно в золоченых рамах .

Слайд 21-23

  1. Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?

В чем смысл сравнений поэта?

V. Творческая мастерская.

Слайд 24

Соревнование с поэтом.

Слайд 25

У поэта С.Орлова есть такие строки:

За окном ветерок веселится,

То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,

Словно…

Завершите строку, используя сравнение.

  1. Учащиеся читают свои варианты
  2. Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
  1. Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта
  1. Подведение итогов урока.

Слайд 26

Н. Сладков писал:

«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»

Как вы понимаете эти слова?

Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.

Слайд 27

Рефлексия

Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?

Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.

Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?

Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.

Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?

Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!

Слайд 28

Домашнее задание (на выбор)

  1. выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
  2. написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
  3. Сочинить стихотворение об осени.

Но всё же, как поётся в песне, вместе будем до весны. Да, ещё будет зима, весна, лето, а сегодня - последний месяц этого удивительного времени года. На что похожа осень? Такой вопрос мы задали слушателям областной школы журналистики на первом занятии. И вот их ответы.

И это прекрасно!

Первый месяц осени - сентябрь - напоминает позднее лето. Ещё тепло, но птицы уже прощаются и улетают в дальние страны. Листья желтеют.
Октябрь похож на сказочный лес, ярким разноцветным ковром устилают землю листья. От буйства красок пестрит в глазах. В лужицах, словно корабли, плавают сухие листочки.
Ноябрь - конец тепла и начало холодов. Тучи закрывают небо, и темнота окутывает землю.
Каждый месяц осени не похож на другой, и это прекрасно!

Анастасия Васюкова, ученица Сатинской школы Сампурского района

Подвести итоги или… всё начать сначала

Для меня осень в первую очередь ассоциируется с началом учебного года. А ещё это красивые пейзажи, тёплые бесформенные свитера, так долго пролежавшие в шкафах. Осень может быть началом чего-то нового или, наоборот, временем подведения итогов.
Это время года представляется мне в образе маленького ребёнка, постоянно меняющего настроение. Согласитесь, осенняя погода переменчива - то солнце, то дождь, а то и снег. В то же время образ жизни становится размеренным: приятно сидеть дома в уютном кресле, укутавшись пледом, с чашкой ароматного горячего чая и интересной книгой. Наверное, этим и прекрасна осенняя пора.

Алина Швецова, ученица 9-го класса лицея № 6 г. Тамбова

Все на бал!

На центральной площади нашего посёлка в это время года проходит мероприятие под названием «Осенний бал». Школьники готовят концертную программу, люди веселятся, общаются, участвуют в конкурсах, делятся хорошим настроением. Завершает праздник красочный салют. Вот такое яркое событие ассоциируется у меня с осенью.

Ирина Гуськова, ученица 8-го класса Ржаксинской школы

Как альбом с красками

Осень - прекрасное время года. Можно сделать много интересных, ярких фотографий - себя, друзей, красивые пейзажи.
В это время года я родилась. У меня всегда хорошее настроение в этот день, и я рада, что мой день рождения осенью. Я делаю фотографии на память (я называю этот день днём селфи).
А вообще осень похожа на альбом с яркими красками, искусно расплескавшимися по страницам. Например, когда выходим на улицу утром, у нас может быть плохое настроение. Но стоит посмотреть на разноцветные деревья, и становится легче, жизнь наполняется позитивом и добром.

Полина Игнатушина, ученица 7-Б класса Сатинской школы Сампурского района

Как можно не любить?

Осень… Красивое слово. Сразу представляется прохладная, может быть, немного дождливая погода, шуршащие под ногами листья. А вот на что похожа осень? У каждого возникают свои образы. Мне кажется, что это время года можно сравнить с сумерками - ти-хими, по-своему красивыми, завораживающими. Природа осенью - как наш шумный, бурлящий, очень разный мир, жизнь в котором готовится к отдыху после тяжёлой интересной работы. Вот так же и к человеку приходит осенью состояние умиротворённости, спокойствия…
Не понимаю, как можно не любить осень.

Анастасия Панфёрова, ученица 9-В класса школы № 11 г. Тамбова

Лучше её нет!

Какое же это всё-таки красивое время года! Кажется, будто невидимый художник разрисовывает всё вокруг. В это время года я люблю бродить по паркам, собирая разноцветные листья в букет; наблюдать, как они, кружась, падают с деревьев. Вспоминают свои стихи:
Как люблю я осень, жёлтый листопад,
Яркие листочки падают, кружат,
Соберу листочки в яркий я букет.
Как прекрасна осень! Лучше её нет!

Осень - это холода, тёплые свитера, горячий чай, книги и дождик, мелодично стучащий по стеклу. В это время хочется писать стихи, я становлюсь какой-то… задумчивой что ли.
У каждого осень своя, в разных красках и образах. Но всё же для большинства людей, думаю, это волшебное и неповторимое время года.

Алёна Белоглазова, ученица 9-го класса Оборонинской школы Мордовского района

Воспоминания согревают

Осень - это пора, когда каждый человек окунается в ностальгию и размышления о жизни. Я частенько по вечерам укутываюсь в тёплый плед, беру чашку горячего шоколада, наушники - и я счастлива! Предаюсь воспоминаниям, смотрю фотографии и думаю о будущем. В эти моменты я спокойна и расслаблена. Для меня осень - время успокоения души, когда я превращаюсь из весёлой бунтарки в меланхолика. Думаю, у каждого случаются такие минуты в осенние дни. Холод, ветер, дождь загоняют людей в тёплые уютные дома, где каждый на время может забыть себя настоящего и представить в другой роли. Вспомнить лучшие моменты жизни всегда здорово. Хорошие воспоминания и мысли согревают и поднимают настроение в осенние будни…

Анастасия Максимова, ученица Бондарской школы

Главное - быть кому-то нужным

Пожалуй, это самая романтичная пора. Парки окутаны яркими листьями деревьев, а когда поднимается ветер, они будто кружатся в вальсе. Осенью меняется состояние души: не хочется летнего веселья, и всё, что надо, это тёплый плед, горячий чай, плачущая за окном погода и, главное, ощущение, что ты кому-то нужен.

Алина Ускова, ученица 8-Е класса лицея им. А.И. Данилова г. Уварово

Упавший лист осенний…

Люблю осень. Лес преображается, одевается в самые яркие и пёстрые краски. Погода в это время года разная. Бывает ощущение, что осень, как малое дитя, её капризы воздействуют на природу. Подует тёплый осенний ветерок, и листья превращаются в маленькие самолётики. Туча пролетит, ветер затихнет, листья опускаются на воду и становятся похожи на кораблики. А другие оставшиеся листья упадут на землю и покроют её разноцветным ковром. В небе стая птиц улетает на юг, прощаясь с нами до будущей осени...

Алина Загумённова, ученица 7-го класса Сатинской школы Сампурского района

Грусть, печаль и немного тепла

У каждого человека осень вызывает свои ассоциации. Чтобы выяснить, что думают об этом времени года мои ровесники, я провела небольшой опрос.
Моя одноклассница Александра считает ужасным это время года: печаль, грусть и слякоть. Вика поделилась интересным мнением: осень у неё ассоциируется с холодом снаружи и ощущением внутренней теплоты. Юля сразу же представила чаепитие. Алину осень заставляет задуматься о жизненных целях и планах. Удивительно, но у некоторых людей это время года не вызывает никаких особенных эмоций - как, например, у Насти.
Но, может быть, тем и интересна осень, что она такая разная…

Екатерина Беркетова, ученица школы № 1 г. Мичуринска

Узнаю твои черты…

Осень - самое яркое время года. Буйство красок разбрызгано по полям, лугам и лесам: зелёные, жёлтые, золотые, багровые. В осени я узнаю черты своей лучшей подруги Софьи Чадаевой. Как похожи они! Жёлто-багровое убранство лесов напоминает мне золотистые волосы подруги. А рыжие грибочки в лесу напоминают веснушки на её щеках. Птицы в это время становятся шумными и крикливыми - проявляется забота о подрастающем потомстве и слышны призывы к полёту. Речь Сони тоже бывает и тихая, и громкая. По её интонации можно понять настроение. Если голос звучит, как осенний дождь, - она задумчива, что-то волнует её. Как только слышим тихий шёпот, как шум падающих листьев, - жди новых идей!
Почему все черты осени я нашла в свое подруге? Может, потому, что это пора чудес и волшебства, которая влечёт красотой и яркостью цветов.

Ксения Корабельникова, ученица Умётской школы

А зима лучше

Унылая пора. Всё вокруг становится мрачным, тёмным. Деревья напоминают большой красивый букет. Листочки из последних сил еле удерживаются на ветках. А когда наступает сезон дождей, тяжёлые капли сбивают листья, и деревья становятся голыми, серыми.
Я больше люблю зиму с её крещенскими морозами и снегом.

Андрей Климов, ученик 9-А класса школы № 11 г. Тамбова

Золотой сентябрь

Многие поэты характеризуют осень словом «золотая». Так действительно можно сказать, особенно о её начале. Сентябрь - это время, когда опадает листва с деревьев, и это действо похоже на золотой листопад. Выглядит завораживающе: листья, опадая, покрывают зем-лю, словно пушистым золотым одеялом.
Осень можно сравнить с чудесной волшебницей из детских сказок. Она приходит, неся с собой богатый урожай, раскрашенные в яркие краски леса, чудесные закаты.
В моём представлении осень всё же ассоциируется с грустью и печалью. Поздняя осень - это пора дождей, гроз и холодов. Именно из-за плохой погоды меняется настроение, чувствуешь себя уныло. Но тем не менее это время года - одно из моих любимых.

Кристина Князева, ученица Умётской школы


1.Голубева Елена Альбертовна, МОУ Заволжский лицей, учитель русского языка и литературы.
2. Урок + : "Секреты осеннего леса.Сравнение"
3. Литература
4. 5 класс
5. Конспект урока.
I. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
Слайд 2
- Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.

Слайд 3
Музыка.
Вы слушаете музыку известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?
- Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.
- Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
- Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)
- С помощью каких слов это настроение создается?

Слайд 4
-Стали дни холоднее, стало грустнее, реже смеется, осень…заплачет спросонья.
- Созвучно ли оно музыке Чайковского?

Слайд 5
- В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?
- Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
- Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
- Сделаем вывод:
- Что объединяет все виды искусства?
- Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.
- Чем поэзия отличается от других видов искусства?
- Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.
- Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.

II. Повторение изученного.
Слайд 6
- На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.
(Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Какую картину вы представляете?
Учащиеся делятся впечатлениями.
Примерные ответы:
- Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту
- Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
- Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

Слайд 7
- Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.
Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
Проверка.
- Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.
- Какие из этих прилагательных - эпитеты? Подчеркните их.
Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.
- Вспомните определение эпитета.
- Слова какой части речи могут быть эпитетами?
- Всякое ли прилагательное – эпитет?
Проверка.

Слайд 8
- Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?
- Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.
- Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.
- Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.

Слайд 9
Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»

III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
Слайд 10
Составление опорного конспекта.
1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?
- Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.

Слайд 11
Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.
Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:
Лес - словно терем расписной
- стоит стеной
Елочки – как вышки
Просветы в небо – что оконца
Осень – вдовой вступает

Слайд 12
Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Слайд 13
2) Открываем секрет 2.
- Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)

Слайд 14
- Запишите секрет 2:
Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.

Слайд 15
3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?
- Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
- А какова роль сравнения осени с вдовой?
- Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.
- Сформулируйте вывод.
- Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)
Чтение конспекта. Формулировка определения.

Слайд 16
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
Вывод:
- Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще - грусть, с другой стороны.
Слайд 17
Физкультминутка
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

IV. Практикум. Закрепление изученного
Слайд 18
Игра «Осенние дары»
Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.

Слайд 19
1) Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
Чтение стихотворения.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
- Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.

Слайд 20 - 22
Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.
Самостоятельная работа.
1. Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
2. Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной
3. Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Слайд 23-25
Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?
- В чем смысл сравнений поэта?

V. Творческая мастерская.
Слайд 26
Соревнование с поэтом.
Слайд 27
У поэта С.Орлова есть такие строки:
За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно…
- Завершите строку, используя сравнение.
Учащиеся читают свои варианты
Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта

VI. Подведение итогов урока.
Слайд 28
- Н. Сладков писал:
«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»
- Как вы понимаете эти слова?
- Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.

Слайд 29
- Рефлексия
Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?
- Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.
Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?
- Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.
- Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?
- Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!

Слайд 30
Домашнее задание (на выбор)
1) выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
2) написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
3) Сочинить стихотворение об осени.


Полный текст материала Урок+презентация по литературе

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация - 12 частей, 11 из которых - октавы, 1 - моностих.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты «чахоточная дева» , «пышное увяданье», красота блистающая» .

Сравнения «как поля, мы страждем от засухи».

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор не дописал.

Тема

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима - совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут вдохновителями к созданию прекрасного.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подает монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: мужчина не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же - вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать теплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: « жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом ». Блины в этих строках символизирую Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Мужчина твердо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотическом порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.

Жанр

Жанр стихотворения - послание, так как лирический герой обращается к читателю. Стихотворный размер - шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры : «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят» . Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов : «чахоточная дева» , «пышное увяданье» . Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 17.