Мусульманская святыня на храмовой горе. Почему гора называется Мория? Археолгические проблемы Храмовой горы

История

Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм , который служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание так называемого Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны . Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешённую зону.

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан . Кроме того, в Новом Завете утверждается, что Иисус является прямым потомком царя Давида (Мф. 1:17), сын которого, Соломон , основал Первый Храм на этой горе.

Тем не менее, среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.

Значение Храмовой горы в исламе

Мечеть Скалы

Иерусалим и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются мусульманами третьими по значению после Мекки и Медины . Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году , Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании . До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача , что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны , в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна , флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.

В г., после подписания соглашений в Осло , управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию и вообще отказываются признавать сам факт существования

Модель Второго Храма

Высота каменной стены в самом высоком месте 45 метров. Общий объём каменной кладки стены порядка двухсот тысяч кубических метров - чуть менее объёма кладки, например, третьей пирамиды (пирамиды Менкаура) на плато Гиза.

Наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама . На территории Храмовой горы находился Первый , а затем и Второй Иерусалимский Храм . Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм . В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы .

История

Период Первого Храма

После этого город длительное время находился в руинах. По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона с которого трубили в трубы провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи «месту трубления…»

Римское владычество

Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения о том, что иудаизм потерял статус богоизбранности, которая теперь перешла к христианству .

Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Алипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии . Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19 мая , строители непосредственно приступили к возведению Храма.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Храмовая гора является местом, избранным Богом, где проявляется Его присутствие.

В Танахе приводятся следующие слова, сказанные Богом: " и избрал Я себе место это домом жертвоприношения... Ныне очи Мои будут открыты и уши Мои внимательны к молитве на месте этом. И ныне избрал Я и посвятил Я этот дом, дабы имя Мое было там навеки; и будут очи Мои и сердце Мое там все дни" .

Значительная доля заповедей, предписанных евреям Торой, может быть выполнена только в Храме, расположенном на этом месте.

Названия Храмовой горы

  • Гора Храма (הר הבית, хар ха-Байт, дословно «гора дома») - это название упоминается в книге пророка : «В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы».
  • Гора Мория (הר המוריה, хар ха-Мория) - упоминается, в частности, в книге : «И начал Соломон строить дом Господа в Иерусалиме, на горе Мория».
Есть несколько толкований значения слова Мория.
Указание, учение (הוראה) - так как отсюда исходит учение для всего мира. Благовоние «Мор» (מור) - так как в Храме воскуряли благовония. Страх (מורא) - так как здесь страшились Бога.
  • Гора Сион (הר ציון, хар Цийон). В настоящее время Сионом называют другую возвышенность , также расположенную в Иерусалиме.

События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе

  • Сотворение первого человека Адама .
  • Адам совершил жертвоприношение Богу.
  • Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
  • Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
  • Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу.
  • Праотец Иаков видит здесь сон.
  • Царь Соломон построил Первый Храм , простоявший 410 лет.
  • Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм , простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Согласно еврейскому закону святость различных участков Храмовой горы не одинакова. Самое сердце Храмовой горы предназначается для здания Храма. Туда имеют право заходить только священники-коэны, исполняющие службу. А в самое внутреннее помещение, называемое Святая Святых , которое должно располагаться возле Камня Основания, вход разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур . Евреям, очистившимся от всех видов ритуальной нечистоты, дозволено заходить на территорию, предназначенную для Храмового двора. Наименее свята наружная часть Храмовой горы. Только туда могут заходить неевреи, а также евреи, очистившиеся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов.

На Храмовую гору разрешено подниматься только ради выполнения заповеди или для молитвы. Еврейский закон запрещает посещение Храмовой горы в непристойном виде и в кожаной обуви.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остается в силе и после разрушения Храма. Поскольку считается, что все евреи ритуально нечисты из-за нечистоты, связанной с мертвым телом, и, в настоящее время невозможно произвести соответствующую процедуру очищения, поэтому никто не может заходить на территорию здания Храма и примыкающих к нему дворов. Вход на остальную часть Храмовой горы может быть разрешён только евреям, прошедшим необходимую процедуру очищения, а также неевреям.

Проблема заключается в том, что библейские и талмудические источники не позволяют с точностью идентифицировать границы зон. Однако, известно, что на территории, идущей по периметру Храмовой горы, не располагались храмовые дворы. Обход Храмовой горы по периметру , в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций , в частности, и организацией Место встречи .

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан .

Кроме того, по христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Событие Введения во Храм не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних текстов (Протоевангелия Иакова (гл. 7.2-3), вторая половина II в.), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Её Богу. Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. Получив откровение, Захария ввел Богородицу во Святая Святых, куда сам первосвященник мог входить только раз в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7). При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Значение Храмовой горы в исламе

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. На ранних стадиях ислама Мухаммад учил своих последователей стоять лицом к горе во время молитвы [ ] .

В XIII веке Ибн Таймийи утверждал: «Аль-Масджид аль-Акса - это имя для всего места отправления культа, построенного Соломоном …», который, согласно западной традиции, представляет «… место поклонения» и известен как Храм Соломона (по мусульманской традиции названный Храмом Сулеймана, считающегося пророком в исламе). Ибн Таймийа также выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с исламскими святынями - двумя самыми святыми мечетями - Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Мусульманские интерпретаторы Корана соглашаются, что гора является местом для Храма, разрушенного впоследствии.

Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамлюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ , так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

Полиция Израиля запрещает евреям вносить на Храмовую гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин , талит и религиозную литературу. Кроме того, на Храмовой горе евреям запрещено молиться и кланяться в сторону Святая Святых . Полиция мотивирует этот запрет опасением нарушения порядка со стороны мусульман.

Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.

Примечание

  1. 1Пар.
  2. Храм - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Седер Зманим, стр.131 (иврит)
  4. Седер Зманим, стр.188 (иврит)
  5. Седер Зманим, стр.200 (иврит)
  6. Езд.
  7. (иврит)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Тайна древней цивилизации – Храмовая гора в Иерусалиме. Стена Плача.

    ✪ Пинхас Полонский. Храмовая Гора

    ✪ Купол скалы и Мечеть Аль-Акса. Храмовая гора. Иерусалим. Израиль

    ✪ Храмовая гора

    ✪ Потеряный Храм

    Субтитры

История

Стена

Период Первого Храма

После этого город длительное время находился в руинах. По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона с которого трубили в трубы провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи «месту трубления…»

Римское владычество

Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения о том, что иудаизм потерял статус богоизбранности, которая теперь перешла к христианству .

Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Алипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии . Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19 мая , строители непосредственно приступили к возведению Храма.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Названия Храмовой горы

  • Гора Храма (הר הבית, хар ха-Байт, дословно «гора дома») - это название упоминается в книге пророка : «В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы».
  • Гора Мория (הר המוריה, хар ха-Мория) - упоминается, в частности, в книге : «И начал Соломон строить дом Господа в Иерусалиме, на горе Мория».
Есть несколько толкований значения слова Мория.
Указание, учение (הוראה) - так как отсюда исходит учение для всего мира. Благовоние «Мор» (מור) - так как в Храме воскуряли благовония. Страх (מורא) - так как здесь страшились Бога.
  • Гора Сион (הר ציון, хар Цийон). В настоящее время Сионом называют другую возвышенность , также расположенную в Иерусалиме.

События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе

  • Сотворение первого человека Адама .
  • Адам совершил жертвоприношение Богу.
  • Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
  • Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
  • Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу.
  • Праотец Иаков видит здесь сон.
  • Царь Соломон построил Первый Храм , простоявший 410 лет.
  • Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм , простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая Святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур . Неевреям, а также тем, кто был ритуально нечист из-за , связанной с мертвым телом, запрещалось входить на обнесенную заграждением территорию, окружавшую здание Храма и прилегающие к нему дворы. Не очистившимся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов, запрещалось вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Поскольку считается, что все евреи ритуально нечисты из-за нечистоты, связанной с мертвым телом, и, в настоящее время невозможно произвести соответствующую процедуру очищения, поэтому никто не может заходить на территорию, окружавшую Храм. Вход на остальную часть Храмовой горы может быть разрешет только неевреям и евреям, очистившимся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов.

Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать границы зон. Однако, известно, что на территории, идущей по периметру Храмовой горы, не располагалась территория, окружавшая Храм. Обход Храмовой горы по периметру , в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций , в частности, и организацией Место встречи .

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан .

Кроме того, по христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Событие Введения во Храм не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних текстов (Протоевангелия Иакова (гл. 7.2-3), вторая половина II в.), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Её Богу. Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. Получив откровение, Захария ввел Богородицу во Святая Святых, куда сам первосвященник мог входить только раз в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7). При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Значение Храмовой горы в исламе

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. На ранних стадиях ислама Мухаммад учил своих последователей стоять лицом к горе во время молитвы [ ] .

В 13-ом веке Ибн Таймийи утверждал: «Аль-Масджид аль-Акса - это имя для всего места отправления культа, построенного Соломоном …», который, согласно западной традиции, представляет «… место поклонения» и известен как Храм Соломона (по мусульманской традиции названный Храмом Сулеймана, считающегося пророком в исламе). Ибн Таймийа также выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с исламскими святынями - двумя самыми святыми мечетями - Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Мусульманские интерпретаторы Корана соглашаются, что гора является местом для Храма, разрушенного впоследствии.

Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамлюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ , так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

Полиция Израиля запрещает евреям вносить на Храмовую гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин , талит и религиозную литературу. Кроме того, на Храмовой горе евреям запрещено молиться и кланяться в сторону Святая Святых . Полиция мотивирует этот запрет опасением нарушения порядка со стороны мусульман.

Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.

В сентябре г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза , в 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Глава ООП и Палестинской автономии (ПА) Ясир Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых полиция ПА впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача . В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.

В г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.

С начала так называемой «Второй интифады » («Интифада аль-Аксы») в сентябре г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращён вплоть до середины г., когда положение несколько нормализовалось. В эти годы израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.

Зимой 2004 года сильные снегопады и небольшое землетрясение вызвали разрушение части старого моста Муграби , который одновременно выполнял роль стенки-ограждения южной части женской половины у Стены Плача . Представитель ХАМАС сделал заявление, что мост обрушился из-за желания израильской стороны разрушить мечеть Аль-Акса и пообещал отомстить. В свою очередь израильская сторона выдвинула предположение, что причиной аварии стали проводимые ВАКФом подземные работы на Храмовой горе. Обрушение 2004 года вызвало опасение, что это только начало обвалов на Храмовой горе . Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить новый пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство моста, начатое в феврале 2007 года , было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могут быть нанесены повреждения мечети Аль-Акса.

Таким образом, в настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и иудеями, и одной из причин

История Храмовой горы

Храмовую гору, которая возвышается над Иерусалимом к юго-востоку от Старого города, венчает прямоугольная площадь, окруженная неприступной каменной стеной. Над площадью сияет золотой купол. Это мечеть, которую видно со всех иерусалимских гор. Являясь центром святого города, соединившего три религии, храмовая гора священна для иудеев, мусульман и христиан.

Где бы ни находился еврей, читающий молитву, его лицо обращено в ту сторону, в которое находится Храмовая гора. Своим исключительным статусом это место обязано возведению здесь Храма. Мудрый Соломон построил Первый Храм, где Ковчегу Завета - символу присутствия Бога - было отведено центральное место. Первый Храм стал главным и единственным культовым домом на Земле Израиля.

Разрушение первого храма

Разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором подтвердило пророчества о том, что еврейский народ будет наказан и пленен за несоблюдение им заповедей. После 70-летнего пленения колена Израилевы начали восстановление Храма, отстраивая его заново.

Первая Иудейская война стала причиной того, что после этой реконструкции, которая была затеяна Царем Иродом, храм просуществовал недолго. Белокаменную святыню, отделанную серебром и золотом, разграбили и сожгли римляне. Сегодня мы видим последнее, что уцелело от нее - Западную стену или Стену Плача - символ иудаизма и традиционное место, откуда возносятся молитвы.

Существуют пророчества в иудаизме, а также и в христианстве, о приходе Мессии (Машиах) - Идеальный царь, посланник Бога и спаситель всех народов, в представлении иудеев и христиан, возвестит о начале строительства Третьего Иерусалимского Храма - духовного центра для народа Израиля и всего человечества.

Мусульмане, объясняя святость Храмовой горы в Иерусалиме, ссылаются на то, что на Храмовой площади находится Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, которые они возвеличивают не менее, чем Мекку или Медину. Здание Купол Скалы - центральное сооружение.

По преданию оно стоит на незыблемом краеугольном камне мироздания, - это именно то место, где возвышалась святыня иудейского Храма.

Храмовая площадь сосредоточила множество памятников архитектуры - зданий, построенных во времена, когда эта земля находилась под властью мамлюков и Османской империи, а также останки сооружений, построенных римлянами. Исламские святыни в районе Храмовой горы находятся в ведении и под наблюдением ВАКФ, организации, известной со времен Британского мандата. Начиная с 1993 года это учреждение находится в подчинении Палестинской автономии.

Запрет на посещение Горы

На оккупированной Иорданией в 49 - 67-м годах прошлого века территории Восточного Иерусалима действовал запрет на проведение молитв и посещение Храмовой Горы. Кроме этого, большей части зданий в еврейском квартале с его древними синагогами и библейскими и талмудическими гробницами, был нанесен разрушительный ущерб.

В июне 1967 года главная еврейская святыня и мессианская надежда, Храмовая Гора в Иерусалиме, была освобождена воздушно-десантными войсками, которыми командовал генерал израильской армии Узи Наркис.

В 1967 году израильские власти разрешили посещать святое место всем желающим, но неурегулированность положения и негативная позиция ВАКФ по отношению к израильским службам послужили причиной ограничения посещений. Было установлено специальное расписание, которое действует и в настоящее время. По поверью, пришедшего сюда, не коснется кара господня.

Тайны Храмовой горы

К многочисленным загадкам и тайнам, относящимся к Храмовой горе, можно причислить вопрос о подлинном расположении Храма, по поводу которого существует множество догадок и разногласий, которые касаются восхождений на гору и запрета на осквернение этого святого места.

Вызывает вопрос также и местонахождение тех богатств и священных реликвий, которыми славился этот величественный Храм. Храм подвергался неоднократным разграблениям, в результате чего ценности не были обнаружены. Такие иудейские реликвии Первого Храма, как Ковчег Завета и золотая Менора, исчезли бесследно.

Цельнокованную менору, как указано в Танахе, украшал золотой декор, а вес ее был не менее 30 кг. Из Первого Храма вавилоняне вывезли не только Менору Моисея, но и золотые светильники. Вавилоняне также вывезли и другую Золотую Менору, украшавшую Второй Храм. Известно, что и множество других менор Храма претерпели реконструкцию и восстановление.

Один такой золотой семисвечник захватили римские воины, что засвидетельствовано в летописях. Но легенда утверждает, что Менора, которая была спрятана еврейскими священниками, исчезла в суматохе событий. Сегодня этим древнейшим символом иудейской религии украшен герб Израиля.

Во внутреннюю часть Храма, так называемую, Святую Святых, имел доступ только первосвященник. Считается, что Святая Святых было местом явления Господа, а сам Ковчег Завета был хранилищем Скрижалей, преподнесенных Богом народу Израиля.

Загадочное исчезновение ковчега также относится к периоду Первого Храма. Однако, никогда не упоминалось, что ковчег был трофеем. Но его не нашли и во Втором Храме. По некоторым версиям, ковчег прятали под глыбой краеугольного камня мироздания. На поиски Ковчега и ответа на эти вопросы направлены усилия многих известных современных археологов.

Следы, оставившие события далекого прошлого, свидетельствуют о присутствии на Земле Израиля посланцев древних высокоразвитых цивилизаций, которые по определению наших предков были "божественными существами". Это доказано легендами и преданиями, а также архитектурой памятников и некоторыми иудейскими религиозными ритуалами.

По мнению ученых-исследователей в Израиле можно обнаружить артефакты, которые своими особенностями обязаны высоким технологиям, присущим этой древней "божественной" цивилизации.

Храмовая гора в наши дни

Библейские историки в основном заняты исследованием непосредственно храмов Храмовой горы. Но окружавшая храмы стена также является кладезем тайн. Своей архитектурой она выделяется на фоне несовершенных построек, а современные исследователи находят сходство с ней десятков загадочных и совершенных конструкций в разных уголках мира.

Это доказывает то, что конструкция стены, окружавшей Храмовую гору, была спроектирована задолго до исторически зафиксированной даты, а своим созданием она, возможно, обязана внеземной "божественной" цивилизации.

Экскурсии на Храмовую гору выходят из практически всех городов Израиля: из Тель-Авива, Хайфы, Хадеры, Нетании и многих других. Отдыхая в или на Мертвом море обязательно выберите один день и посетите это святое место.

Которая находится в Иерусалиме, видна со всех иерусалимских гор, поскольку в самом ее центре сияет золотой купол.

Знаменитая и священная впервые упоминалась со времен Тайной Вечери.

Величайший относится к семи чудесам света, а его строительство началось в 10 веке до нашей эры.

Что входит в план обычной обзорной экскурсии по Иерусалиму (Израиль)? Храмовая гора, Стена Плача, дорога на Голгофу… Остановимся на первой достопримечательности. Туристы, побывавшие в Иерусалиме, не перестают удивляться, что некоторые места Старого Города являются святынями сразу для трех мировых религий - христианства, иудаизма и ислама. Не исключение и Храмовая гора. Можно сказать, что христиане чтут Ветхий Завет, а мусульмане считают Иисуса Христа пророком Исой. Но здесь - другая история. Гора, прозванная Храмовой, если верить Устной Торе, является основой всего мироздания. Это некий краеугольный камень, с которого Бог начал создавать землю и небо. Стоит ли побывать в таком месте? "Конечно!" - уверяют туристы. Даже если вы не являетесь сторонником ни одной из трех религий. По крайней мере, у вас останутся незабываемые впечатления и красочные фотографии.

Иудейская святыня

В древности Храмовая гора носила название Мориа, что означает «Господь видит». Кроме того, что с нее началось сотворение мира, иудеи верят, что именно здесь Бог создал Адама. После изгнания людей из рая Каин и Авель приносили жертву Всевышнему на первом алтаре на Храмовой горе. И после Потопа праведник Ной также остановился здесь, а не у Арарата. На Храмовой горе он построил новый жертвенник. Но более всего известна эта достопримечательность тем, что здесь Авраам из любви к Богу готов был принести в жертву своего сына Исаака. Поэтому и было дано название горе Мориа, поскольку Яхве, видя помыслы пророка, послал ангела, который остановил руку с занесенным ножом. Обо всем этом рассказывают экскурсоводы туристам, и от этих историй кровь холодеет в жилах даже у неверующих. Ведь это, как-никак, "прикосновение к сакруму".

Первый Храм

А еще на этом месте царь Давид видел ангела с мечом и понял, что моровая язва, поразившая население Иерусалима, является выражением гнева Господня. Он принес Богу богатые жертвы, после чего эпидемия прекратилась. А сын Давида - Мудрый Соломон, построил в конце Х века до нашей эры на вершине горы первый иерусалимский храм. Над строительством трудились тридцать тысяч израильтян и впятеро большее количество пленных финикийцев. После того как Дом Господень был освящен, его наполнило облако шехина - свидетельство присутствия Бога. С тех пор Мориа получила иное название - Храмовая гора. Иерусалим не знал большей святыни, ведь там находился то есть ларь с каменными скрижалями, которые Бог вручил Моисею. Но этого сооружения уже не увидят туристы, поскольку в 587 г. до н. э. его разрушили вавилоняне.

Второй Храм

Он был воздвигнут после освобождения от вавилонян в 536 г. до н. э. Храм стал символом единства еврейского народа, поэтому на его украшение и расширение не жалели ни сил, ни средств. Царь Ирод - тот самый! - расширил святыню, построил вокруг нее мощные стены, которые возвышались на тридцать метров над улицами города. Храмовая гора стала неприступной по тем временам цитаделью. И тут туристы христианского вероисповедания осознают, что они стоят на том самом месте, на котором ученики Иисусовы говорили своему учителю: «Посмотри на сии великие здания, на то, как они украшены!» На что Сын Человеческий ответствовал: «Придут дни, когда не останется здесь камня на камне». Христос оказался неточен: от второго храма все же что-то сохранилось. Это - Стена Плача, бывший западный фасад здания.

Мусульманская святыня

В 691 году арабские завоеватели построили на Храмовой горе две мечети. Первая - Куббат ас-Сахра - отмечает то место, на которое приземлился пророк Магомед в своем чудесном мгновенном перемещении из Мекки. На крылатом скакуне и окруженный ангелами, он сошел на гору, оставив для почитания потомкам след своей стопы и три волоска из бороды. Также мусульмане поклоняются "основанию мира" - небольшой скале под золотым куполом, с которой Господь начал сотворение всего сущего. Вторая мечеть на Храмовой горе - Аль-Акса. Несмотря на свои более скромные размеры и свинцовый купол, это сакральное сооружение имеет для мусульман огромное значение (третье после Мекки с Мединой). Поскольку на этом месте Магомет - как верховный имам - совершил ночную молитву вместе со всеми пророками, мечеть Аль-Акса долгое время являлась киблой. Все мусульмане во время намаза обращались лицом к этому ориентиру. И только позже кибла переместилась в Мекку.

Христианская святыня

Помимо того что о говорил Иисус, предрекая его разрушение, Храмовая гора имеет и более важное значение для тех, кто верит в Согласно учению Церкви (которое основывается на Книге Иезекииля), именно сюда придет во славе и с воинством небесным Сын Божий, чтобы совершить Последний Суд над миром. Со звуком трубы все мертвые выйдут из могил. И в таком месте, - говорят отзывы туристов, - невольно задумываешься о своих неправедных делах.

Эзотерическая святыня

Поскольку все три религии считают темную скалу на вершине горы местом, с которого Господь создавал землю, это верование нашло свое отражение в разного рода идеях сциентизма. Эзотерики считают, что через Мориа проходит теллургическая ось, на которой зиждется все мирозданье. Во времена недолгого правления христианских крестоносцев в Иерусалиме в мечети Аль-Акса располагалась главная резиденция ордена тамплиеров. Именно из-за этого конгрегация рыцарей-монахов получила свое второе название - храмовники. Существует множество (не подтвержденных историками) идей, будто тамплиеры пользовались какими-то тайными текстами и апокрифами, совершали гностические культы и тому подобное. Поэтому в этом месте можно встретить толпы эзотериков, которых привлекает тайна Храмовой горы. На самом деле в подвалах мечети в XII веке располагались обычные конюшни.

Находится эта достопримечательность на юго-востоке Старого города. Золотой купол мечети Куббат-ас-Сахра виден издалека. Сам комплекс представляет собой большую прямоугольную, обнесенную стенами площадь. В ее центре стоит Купол Скалы, а с краю - мечеть Аль-Акса. Хоть Храмовая гора, фото которой является «визитной карточкой» Иерусалима, кажется такой высокой, взойти на нее даже летом не составляет особого труда. Гораздо сложнее, как уверяют туристы, попасть в сам комплекс. Дело в том, что из-за которые то и дело вспыхивают у святынь (фанатиков хватает в любой религии), полиция с целью наведения порядка перекрывает доступ к площади. Лучше всего, как советуют бывалые путешественники, прийти пораньше. Только к КПП придется выстоять час в очереди. Следует помнить, что для женщин (почему-то в любой из упомянутых религий придираются именно к прекрасному полу) обязательны длинные юбки и прикрытые плечи. При этом всем не разрешается проносить на территорию Храмовой горы никаких предметов культа, если вы проходите по деревянному мосту через специальный КПП для туристов.