Изменение политической карты африки после второй мировой войны. Формирование политической карты мира Формирование политической карты мира африки кратко

Материк занимает 1/5 часть суши земного шара и по размерам уступает . Население - свыше 600 млн чел. В настоящее время на континенте находится более 50 суверенных государств, большинство из которых вплоть до середины XX века были колониями.

Европейская колонизация началась в этом регионе с XVI века. Сеута и Мелилья - богатые города в (на территории ), конечные пункты транссахарского торгового пути - были первыми испанскими колониями. Далее колонизировалось в основном Западное побережье Африки. К началу XX вв. «черный континент» уже был разделен империалистическими державами на десятки колоний (см. атласы Новой и Новейшей истории 9,10,11 кл. средней школы).

Практически все африканские государства отнесены по типологии к группе . Исключение составляет единственное на континете экономически развитое государство - Южно-Африканская Республика.

Успехи борьбы африканских государств за укрепление политической и экономической самостоятельности в очень значительной степени зависят от того, какие политические силы стоят у власти.

В 1963 г. создана Организация африканского единства (ОАЕ). Ее цели - содействовать укреплению единства и сотрудничества государств континента, защищать их суверенитет, бороться против всех форм неоколониализма.

Другой влиятельной организацией является Лига арабских государств (ЛАГ), образованная в 1945 г. В нее входят арабские страны Северной Африки и страны . Лига выступает за укрепление экономического и политического сотрудничества арабских народов.

Большинство стран Африки из эпохи войн за независимость попали в эпоху гражданских войн и межэтнических конфликтов. Во многих государствах Африки за годы независимого развития общим правилом стало привилегированное положение этнической группы, представители которой находились у власти. Отсюда множество межэтнических конфликтов в странах этого региона.

Около 20 лет продолжались гражданские войны в Анголе, и Мозамбике; многие годы царят война, разруха и голод в Сомали. Более 10 лет не прекращается межэтнический межконфессиональный конфликт в Судане (между мусульманским Севером и приверженцами христианства и традиционных верований на юге страны). В 1993 г. произошел военный переворот в Бурунди, идет гражданская война в Бурунди и Руанде. Конфликт перекинулся на соседние государства. Гражданские войны нередки и в (первой из стран «черной Африки», получившей независимость еще в 1847 г.).

Не приживается демократия в - 23 года из 30 с лишним лет после получения независимости страна жила при военном режиме. В июне 1993 г. были проведены демократические выборы и сразу после этого - очередной военный переворот, снова были распущены все демократические институты власти, запрещены политические организации, митинги и собрания.

Примеры борьбы за политическую власть в можно продолжить.

Тем не менее на карте Африки практически не осталось мест, где бы не была решена проблема государственной независимости. Исключение составляет Западная , которая до сих пор не обрела статуса самостоятельного государства, несмотря на 20-летнюю борьбу за освобождение, которую ведет фронт ПОЛИСАРИО. В ближайшем будущем ООН намеревается провести в стране референдум - самостоятельность или присоединение к Марокко?

Отдельно следует рассматривать ситуацию в Южно-Африканской Республике, где происходит переход от «демократии для меньшинства» к нерасовым принципам местного и центрального управления: ликвидации апартеида и созданию единой, демократической и нерасовой Южной Африки. Впервые проведены нерасовые выборы президента. Избран Мандела - первый чернокожий президент ЮАР. Бывший президент - Фредерик де Клерк вошел в состав коалиционного кабинета. ЮАР востановлена (после 20 лет отсутствия) в правах члена ООН.

В заключение отметим, что для многих африканских стран переход к политическому плюрализму и многопартийности стал большим испытанием. Тем не менее именно стабильность политических процессов в странах Африки является главным условием их дальнейшего экономического развития.

ИЗМЕНЕНИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА

Таблица 14. Сдвиги на политической карте мира

количественные качественные
  • присоединение вновь открытых земель (в прошлом);
  • территориальные приобретения или потери вследствие войн;
  • объединение или распад государств;
  • добровольные уступки (или обмен) странами участками суши;
  • отвоевание суши у моря (намыв территории).
  • историческая смена общественно экономических формаций;
  • приобретение страной политического суверенитета;
  • введение новых форм государственного устройства;
  • образование межгосударственных политических союзов и организаций;
  • появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных конфликтных ситуаций;
  • изменение название стран и их столиц.

Таблица 15. Важнейшие изменения на политической карте мира в 90-ых годах ХХ - начале XXI веков.

территория страны год изменения на политической карте мира
Европа ГДР и ФРГ 1991 объединение Германии
СССР, СНГ 1991 распад СССР и создание СНГ, куда не вошли страны Прибалтики, а Грузия вошла в 1994 г.
Югославия 1991 распад Югославии и образование суверенных государств: Хорватии, Словении, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины. Образование Союзной республики Югославии в составе Сербии и Черногории. Все государства, кроме Македонии, признаны международным сообществом; Сербия исключена из ООН в 1992 г.
Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства; Чешскую Республику и Словацкую республику.
Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства: Чешскую Республику и Словацкую республику.
ЕЭС 1993 преобразование ЕЭС в ЕС, уничтожение государственных границ в рамках ЕС
Андорра 1993 получила статус независимого государства и вступила в 1993 г. в ООН
1995 присоединение к ЕС Швеции, Финляндии, Австрии
Азия Народно-Демократическая Республика Йемен и Йеменская Арабская Республика 1990 объединение республик и провозглашение Йеменской республики
Камбоджа 1993 изменение республиканской формы правления на монархическую
Сянган (Гонконг) 1997 возвращение Китаю ("одна страна, два строя")
Африка Намибия 1990 провозглашение независимости
Эфиопия 1993 отделение и Эритреи от Эфиопии и провозглашение ее независимости
Океания Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва), Республика Маршалловы острова 1991 получили независимость и были приняты в ООН
Республика Палау 1994 вышла из Микронезии, получила независимость
Восточный Тимор 2002 Бывшая колония Индонезии, получившая независимость в 2002 г.

Только в результате распада 1992-1993 гг. число суверенных государств увеличилось с 173 до 193.

Таблица 16. Международные экономические и политические организации и союзы

ЕС НАТО НАФТА АСЕАН ОПЕК ОЭСР МЕРКОСУР
Австрия
Бельгия
Кипр
Чехия
Дания
Эстония
Германия
Греция
Финляндия
Франция
Венгрия
Ирландия
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Польша
Португалия
Словакия
Словения
Испания
Швеция
Нидерланды
Великобритания.
Бельгия
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Исландия
Испания
Италия
Канада
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
США
Турция
Франция
Чешская Республика
Словения
Словакия
Румыния
Литва
Латвия
Эстония
Болгария
Канада
Мексика
США
Бруней
Вьетнам
Индонезия
Малайзия
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Камбоджа
Алжир
Венесуэла
Индонезия
Ирак
Иран
Катар
Кувейт
Ливия
Нигерия
ОАЭ
Саудовская Аравия
Австралия
Австрия
Бельгия
Канада
Чешская республика
Дания
Финляндия
Франция
Германия
Греция
Венгрия
Исландия
Ирландия
Италия
Япония
Корея
Люксембург
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Испания
Швеция
Швейцария
Турция
Соединенное Королевство Великобритании
США
Аргентина
Бразилия
Уругвай
Парагвай
штаб-квартиры:
Брюссель Брюссель Джакарта
Бангкок
Вена Париж
Аббревиатуры:
ЕС - Европейский Союз (бывш. ЕЭС, Общий рынок). Образован в 1958 г. С 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, цель которого - максимальная интеграция стран-участниц
НАТО - Организация Северо-Атлантического договора.
НАФТА - Северо-Американская зона свободной торговли. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координацию внешней политики.
АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти.
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.
МЕРКОСУР - Субрегиональный блок (Общий рынок). Намечалось, что с 1995 г. (но вернее всего, по предложению Бразилии, с 2001 г.) будет действовать зона свободной торговли и единого таможенного союза.
    Отраслевые организации ООН:
  • ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры),
  • ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН),
  • МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетики),
  • МВФ (Международный валютный фонд),
  • МБРР - Международный банк реконструкции и развития.

ВАЖНЕЙШИЕ СДВИГИ В РАССТАНОВКЕ ГЛАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

  • Укрепление международных позиций социалистического Китая. По ВВП Китай уступает лишь США и Японии, хотя пока существенно. Однако, по расчетам международных экспертов, уже в 2015 г. Китай выйдет на первое место в мире по стоимости ВВП. Сейчас Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, цемента, минеральных удобрений, тканей, выпуску телевизоров. В 1996 г. собрано больше всех в мире риса, в 1995 г. произведено больше всего в мире мяса. После вхождения в состав Китая Сянгана возросли вдвое запасы валюты Китая, существенно расширились финансово-инвестиционные возможности страны, возросла доля Китая в мировой торговле.
  • Продолжается падение всех прежде высоких мировых показателей России. По объему ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза, Испании в 1,5 раза и т.д. В 1992-1996 гг. ВВП России упал на 28% (в 1941-1941 гг. - на 21%).
  • Распространение политического и военного диктаторства США. Сферами жизненно важных интересов США объявлены теперь помимо всей Америки (уже более 170 лет действует доктрина Монро "Америка для американцев"), Западной Европы, Японии, Среднего и Ближнего Востока, также вся Восточная Европа, Прибалтика, Украина, Закавказье, государства Центральной (Средней) Азии, да и Россия, Афганистан, Пакистан, Юго-Восточная Азия, Океания.
  • Разносторонняя экономическая, социально-культурная и политическая интеграция государств Западной Европы, прежде всего в рамках ЕС.
  • Расширение блока НАТО на Восток.
  • Возрастание роли, экономического и политического значения Германии в Европе.
  • Укрепление мировых позиций Великобритании с опорой на Содружество. В Содружество "возвратилась" ЮАР, которая стала 51 членом. Наряду с этим Содружеством и Ассоциацией франкоговорящих стран во главе с Францией в 1996 г. сделана попытка создания португалоговорящих стран. В него вошли Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде.
  • Заметное ослабление позиций в мировой экономике и политике очень многих развивающихся стран.
  • Обострение политической и социально-экономической ситуации в Африке, Южной Азии (Пакистан и Индия) и на Ближнем Востоке (Израиль) и т.д.
  • Усиление международной борьбы с терроризмом, после событий 11 сентября 2001 года.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Политическая география - это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на ее стыке с политологией. В качестве самостоятельного научного направления она оформилась в конце XIX - начале XX в. Ныне ее обычно определяют как науку о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

Это означает, что политическая география изучает:

А) формирование политической карты мира и отдельных его регионов,
б) изменения в политических границах,
в) особенности государственного строя,
г) политические партии, группировки и блоки,
д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний (так называемая "электоральная" география).

Все они могут рассматриваться на разных уровнях - глобальном, региональном, страновом, локальном.

Немалый интерес представляет также оценка политико-географического (геополитического) положения стран и районов, т. е. их положения по отношению к политическим союзникам и противникам, очагам разного рода политических конфликтов и др. Политико-географическое положение изменяется во времени и, следовательно, является исторической категорией.

Политико-географическое положение России после распада СССР в 1991 г. очень сильно изменилось, причем в худшую сторону. Потеря ряда прежних территорий и акваторий более всего сказалась на ее западной границе.

Политическая география и геополитика. Составной частью политической географии является также геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними, странами.

В 1897 г. вышел труд Фридриха Ратцеля "Политическая география", где было изложены основные теоретические положения геополитики как теории динамического понимания пространства. Геополитиками начала ХХ в. были выявлены географические факторы, которые играют решающую роль в мировой политике. Это стремление к расширению площади, территориальной монолитности и свободе передвижения. Россия обладала протяженной территорией, территориальной монолитностью, но не "свободой передвижения" так как не имела доступа к теплым морям. Стремление обеспечить выход к судоходным морям объясняются войны, которые вела Россия на протяжении последних столетий на своих южных и западных границах.

В эпоху первой и второй мировых войн, а также "холодной войны" геополитические концепции стремились обосновать территориальные захваты, оккупацию территорий, создание военных баз, политическое и военное вмешательство в дела других государств. В какой-то мере такая направленность остается и поныне, но все же акценты начинают постепенно смещаться в сферу обеспечения международной безопасности.

Существуют разные концепции геополитики: концепция "географической оси истории", создателем которой являлся Хэлфорд Джон Маккиндер, концепция "большого пространства" Карла Хаусхофера и др.

Одной из мощнейших геополитических концепций является концепция евразийства, во главе создания которой стояли Г. В. Вернадский (сын создателя концепции ноосферы), П. Н. Савицкий и Н. С. Трубецкой. Схема П. Савицкого была посвящена долгосрочной стратегии развития России - геополитической и экономической. "Из всех великих цельностей мирового хозяйства Россия есть наиболее "обездоленная" в смысле невозможностей океанического обмена… Не в обезьяньем копировании, но в осознании "континентальности" и в приспособлении к ней - экономическое будущее России". Речь идет не о "вхождении в мировое хозяйство" (Россия была в нем со времен Петра 1), а об учете и использовании взаимотяготения стран Европы и Азии, о нереальности ориентации на широкую внешнюю торговлю. Этой концепции "особого пути" и "быть самим собой" противостоит концепция "универсализма" и "вестернизации" ("быть как все").

Современные геополитические исследования в России связаны, прежде всего, с главными направлениями ее внешней политики, со всей системой ее международных отношений.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ

  1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

    А) уровень экономического развития соседних стран;
    б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;
    в) Стратегическая оценка государственной границы.

  2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

    А) возможность использования морского речного транспорта;
    б) торговые отношения с соседними странами;
    в) обеспеченность страны сырьем.

  3. Отношение к "горячим точкам" планеты:

    А) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;
    б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;
    в) участиe страны в международной разрядке, разоружении;

  4. Общая оценка политического положения страны.

Задачи и тесты по теме "Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира. Политическая география и геополитика"

  • Заданий: 5 Тестов: 1
  • Интерактивные карты - 1С: Школа

    Уроков: 1

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.

Этапы формирования политической карты мира - это очень сложный и долгий процесс, разбитый на определенные периоды. Он начался уже тогда, когда стали появляться первые государства. Изменения никогда не прекращались. Они будут происходить до тех пор, пока есть человек. Для того чтобы проще ориентироваться, ученые поделили формирование политической карты мира на этапы.

Классификация изменений

Каждому государству свойственны определенные критерии. Они включают в себя политический режим, экономику, историю развития, географическое положение и другое. От многих факторов зависят этапы формирования политической карты мира. В зависимости от этого изменения делятся на 2 типа.

Количественные . В этом случае изменяется территория государства. Такие изменения связаны с различными историческими событиями, войнами, обменами территориями, распадами и объединениями стран. Необычным примером могут служить искусственные острова в Объединенных Арабских Эмиратах.

Качественные . Если предыдущие перемены связаны с увеличением или уменьшением площади, то эти зависят больше от политической ситуации. Качественными изменениями называют случаи, когда страна приобретает или теряет суверенитет, избавляется от внутренних конфликтов (гражданской войны), выходит или входит в какие-либо международные союзы, меняет государственный строй.

Что такое политическая карта

География, как и любая другая наука, делится на много разделов. Для каждого из них нужны свои карты. Политическая география изучает границы всех стран, их государственный строй и внутреннее устройство. Объектом ее внимания являются любые изменения: образования и распады, смена режима и многое другое. На политической карте как раз и отображаются все эти моменты.

Деление на этапы

Из школьного курса каждый знает, что история разбита на определенные периоды. На сегодняшний день ученые выделяют всего 4 этапа формирования политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший.

У каждого из них есть свои особенности. Связаны они с мировым прогрессом. Чем быстрее развивался человек и общество, тем меньше становились промежутки времени между ними.

Древний период

Самый большой в истории человечества. Начинается он с того момента, когда появились первые в мире государства. Конец его приходит на 5 век нашей эры. Но это актуально для европейского мира. У других культур своя классификация. Например, древний этап в Восточной Азии заканчивается еще во 2 веке до нашей эры. В Америке он связан с открытием европейцами континента и началом его освоения.

Самым значительным событием было появление первых великих государств. Они возникли на территории Двуречья, Древнего Египта и Древней Индии. Большинство ученых считают, что они начали формироваться в конце 4 тысячелетия до нашей эры. В Восточной Азии первым государством был Древний Китай. Он возник в конце 3 тысячелетия до нашей эры.

Именно в этот период истории были разработаны основы государства. В те времена они опирались на рабовладельчество. Также период славится своей нестабильностью, так как постоянно велись какие-то войны. Крупные государства захватывали более мелкие, чтобы превратить их в свои провинции.

Одной из самых значительных в тот период была Римская империя. Это единственное государство за все периоды истории, которое владело всем побережьем Средиземного моря. Границы Римской империи простирались от Атлантического океана на западе до Каспийского моря на востоке.

Средневековье

Один из самых темных периодов в истории человечества. Постоянно связан с изменениями на политической карте мира. Началом средневекового периода считается эпоха после распада Западной Римской империи (476 год). Продлился он до 17 века.

В основе средневекового государства лежит феодализм. В эту эпоху процветали такие государства, как Византия, Киевская Русь, Золотая Орда, Арабский халифат. Почти вся современная Европа была поделена между другими странами.

Для Средневековья характерны некоторые процессы. Активно начинают развиваться сельское хозяйство и ремесла. Закладываются основы рыночных отношений. Налицо усиление роли церкви в жизни страны.

Из-за ослабления центральной власти началась феодальная раздробленность. Крупные землевладельцы вели почти автономную жизнь. Они держали у себя в руках все ветви власти. Средневековая политическая карта состояла из отдельных маленьких и крупных территорий, принадлежавших конкретным сеньорам (феодалам). Передавались они по наследству. Традиционно центром был замок или поместье, в котором жил феодал.

Новый период

В 17 веке в обществе начинают укрепляться гуманистические идеи. Изменение мировоззрения привело к эпохе Возрождения. Чтобы показать такие перемены, ученые решили назвать этот период Новым. Центром теперь был не Бог, а человек.

Одним из немаловажных факторов, которые повлияли на географию Европы, было создание сильных централизованных государств. Примером может послужить Испания. Удержание власти в руках единого монарха позволило добиться стране немалых результатов.

Характерной чертой данного периода являются Великие географические открытия. Они помогли не только развитию мореходства, картографии, но и зарождению нового строя - колониального. Толчком для начала новой эпохи Великих географических открытий стал захват турками Восточной Римской империи. После того как мусульмане перекрыли путь в Индию, европейцам пришлось искать новые способы попасть к богатствам Востока.

1492 год был очень значимым и привел к большим изменениям на политической карте мира. Открыт так называемый Новый Свет. Освоение Америки длилось несколько столетий - от самого открытия континента и вплоть до конца 18 века. За этой время было заполнено немало белых пятен, которые тогда красовались на картах.

Немаловажными были также процессы реформации и контрреформации. Большие религиозные массы выступали против морального разложения церкви. Протестантизм повлиял на многие моменты в жизни общества. Благодаря ему начала быстрее развиваться наука. Оказал он большое влияние и на политику.

Значащим событием для Англии и всей Европы была знаменитая Английская революция 17 века. Она изменила государственный строй этой страны. После ее завершения была установлена конституционная монархия, которая заменила абсолютную. Теперь права короля были более ограниченными. Их регулировал парламент. Это событие послужило основой для начала промышленного переворота и возникновения капиталистических отношений.

Новейший период

Один из самых интересных, так как человечество до сих пор живет именно в нем. Начался этот период в конце Первой мировой войны. Продолжается он и по сей день. 20 век наполнен многими переменами, которые повлияли на политическую карту всего мира. Новейший период можно разделить на 3 этапа.

Первый

Характерной чертой его был крах многовековых империй - Российской и Австро-Венгерской. Благодаря их распаду многие порабощенные до этого времени нации получили шанс на создание собственного государства. Поэтому уже вскоре на картах появились Польша, Эстония, Финляндия, Чехословакия. Украина, Белорусь, Грузия, Армения и Азербайджан провозгласили свою независимость. Но продлилась она недолго, так как коммунисты с помощью военной оккупации установили там свою власть. На обломках старой Российской империи было создано новое государство - СССР.

Второй

Этот этап связан со Второй мировой войной. После поражения Германии ее колониальные владения перешли к другим странам. Пытаясь навязать свое виденье, США и СССР оккупировали некоторые государства. Мир поделился на 2 соперничающих лагеря - коммунистический и капиталистический. Многие колониальные страны провозглашали свою независимость.

Третий

Связан с разрушением коммунистической системы. Германия вновь объединилась, а страны социалистического лагеря распались. Важным шагом стало завершение холодной войны и переход к содружеству.

ТЕМА 3 АФРИКА

По размерам территории (более 30 млн км 2) Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Например, Судан – самая большая из стран региона – занимает 2,5 млн км 2 , ему немного уступает Алжир (около 2,4 млн км 2), за ними следуют Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Эфиопия, ЮАР (от 1 млн до 1,Змлнкм 2), тогда как многие относящиеся к Африке островные государства (Коморские Острова, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Маврикий) – всего от 1000 до 4000 км 2 , а Сейшельские Острова – и того меньше. Таковы же различия между африканскими странами и по численности жителей: от Нигерии со 138 млн до Сан-Томе и Принсипи с 200 тыс. человек. А по географическому положению особую группу образуют 15 стран, не имеющих выхода к морю (табл. 6 в книге I).

Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. И действительно, к началу XX в. она была, по выражению И. А. Витвера, буквально разорвана на части. Они входили в состав колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Испании, Бельгии. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).

В процессе деколонизации Африки различают три последовательных этапа (рис. 142).

На первом этапе, в 1950-е гг., добились независимости более развитые страны Северной Африки – Марокко и Тунис, бывшие до этого французскими владениями, а также итальянская колония Ливия. В результате антифеодальной и антикапиталистической революции от английского контроля окончательно освободился Египет. После этого независимым стал и Судан, формально считавшийся совладением (кондоминиум) Великобритании и Египта. Но деколонизация затронула и Черную Африку, где первыми добились независимости британская колония Золотой Берег, ставшая Ганой, и бывшая французская Гвинея.

Большинство этих стран пришло к независимости относительно мирным путем, без вооруженной борьбы. В условиях, когда Организация Объединенных Наций уже приняла общее решение о деколонизации, страны-метрополии не могли вести себя в Африке по-старому. Но тем не менее они всячески старались хотя бы как-то замедлить этот процесс. В качестве примера можно привести попытку Франции организовать так называемое Французское Сообщество, в которое на правах автономий вошли почти все бывшие колонии, а также подопечные территории (до Первой мировой войны они были колониями Германии, потом стали подмандатными территориями Лиги Наций, а после Второй мировой войны – подопечными территориями ООН). Но это Сообщество оказалось недолговечным.



Вторым этапом стал 1960 год, который в литературе получил название Года Африки. В течение одного только этого года стали независимыми 17 бывших колоний, преимущественно французских. Можно сказать, что с этого времени процесс деколонизации в Африке стал уже необратимым.

На третьем этапе, после 1960 г., этот процесс был фактически завершен. В 1960-е гг. после восьмилетней войны с Францией добился независимости Алжир. Получили ее и почти все британские колонии, последние колонии Бельгии и Испании. В 1970-е гг. главным событием стало крушение колониальной империи Португалии, которое произошло после демократической революции в этой стране в 1974 г. В результате стали независимыми Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова. Обрели независимость еще некоторые бывшие владения Великобритании и Франции. В 1980-х гг. к этому перечню добавились английская Южная Родезия (Зимбабве), а в 1990-х гг. – Юго-Западная Африка (Намибия) и Эритрея.

Рис. 142. Деколонизация Африки после Второй мировой войны (указаны годы обретения независимости)

В результате на огромном Африканском материке теперь колоний уже нет. А что касается некоторых островов, еще остающихся в колониальной зависимости, то их доля в площади и населении Африки измеряется сотыми долями процента.

Однако все это не означает, что ход деколонизации на третьем этапе был только мирным и обоюдно согласованным. Достаточно сказать, что в Зимбабве национально-освободительная борьба местного населения против расистского режима, установленного здесь белым меньшинством, продолжалась в общей сложности 15 лет. В Намибии, которая после Второй мировой войны была фактически незаконно присоединена к ЮАР, национально-освободительная борьба, в том числе и вооруженная, продолжалась 20 лет и закончилась только в 1990 г. Еще один пример такого рода – Эритрея. Эта бывшая итальянская колония, после войны находившаяся под контролем Великобритании, затем была включена в состав Эфиопии. Народный фронт освобождения Эритреи боролся за ее независимость более 30 лет, и только в 1993 г. она была наконец провозглашена. Правда, спустя пять лет разгорелась еще одна эфиопо-эритрейская война.

В начале XXI в. в Африке остается, пожалуй, только одна страна, политический статус которой до сих пор окончательно не определен. Это Западная Сахара, которая до 1976 г. была владением Испании. После того как Испания вывела оттуда свои войска, территорию Западной Сахары оккупировали претендующие на нее соседние страны: на севере – Марокко, а на юге – Мавритания. В ответ на такие действия Народный фронт за освобождение этой страны провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), которую признали уже десятки стран мира. Ныне он продолжает вооруженную борьбу с остающимися еще в стране марокканскими войсками. Конфликт вокруг САДР можно рассматривать как один из наиболее ярких примеров территориальных споров, которых так много в Африке.

Вполне закономерно, что в процессе деколонизации очень большие изменения произошли и в государственном строе африканских стран.

По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте очень мало. Монархий в Африке и раньше было сравнительно немного, но все-таки к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь же монархий осталось всего три – Марокко на севере Африки, Лесото и Свазиленд – на юге; все они являются королевствами. Но при этом нужно иметь в виду, что и за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные, причем часто сменяющиеся, или даже откровенно диктаторские, авторитарные режимы. В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы имели место в 38! Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью, низким культурным уровнем населения, трайбализмом. Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем. Одна из них стремилась закрепить в молодых освободившихся странах капиталистические порядки и западные ценности, а другая – социалистические. Нельзя забывать о том, что в 1960– 1980-е гг. довольно многие страны континента провозгласили курс на социалистическую ориентацию, отказ от которой произошел только в 1990-х гг.

Примером авторитарного может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя эта страна еще в 1977 г. была переименована им в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т. е. «государство масс»). Другой пример – Заир во время длительного правления (1965–1997) основателя правящей партии маршала Мобуту, в итоге свергнутого со своего поста. Третий пример – Центральноафриканская Республика, которой в 1966–1980 гг. руководил президент Ж. Б. Бокасса, затем провозгласивший себя императором, а страну – Центральноафриканской империей; он также был свергнут. Нередко к числу стран со сменяющими друг друга военными режимами относят также Нигерию, Либерию и некоторые другие государства Африки.

Обратный пример – победы демократического строя – являет собой Южно-Африканская Республика. Сначала эта страна была британским доминионом, в 1961 г. стала республикой и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией. В стране господствовал расистский режим белого меньшинства. Но национально-освободительная борьба, которой руководил Африканский национальный конгресс, привела к победе этой организации на выборах в парламент страны в 1994 г. После этого ЮАР снова вернулась в мировое сообщество, а также в состав Содружества.

По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство стран Африки относятся к унитарным государствам. Федеративных государств здесь всего четыре. Это ЮАР, состоящая из девяти провинций, Нигерия, включающая в себя 30 штатов, Коморские Острова, в состав которых входят четыре округа-острова, и ставшая федерацией только в 1994 г. Эфиопия (состоит из девяти штатов).

Однако при этом нужно учитывать, что африканские федерации существенно отличаются, скажем, от европейских. В. А. Колосов выделяет даже особый, нигерийский тип федераций, к которому в Африке относит Нигерию и Эфиопию, называя их молодыми высокоцентрализованными федерациями с неустойчивыми авторитарными режимами. Для них характерно слабое местное самоуправление и вмешательство центра «сверху» во многие дела регионов. Иногда в литературе можно также встретить утверждение, что ЮАР фактически является унитарной республикой с элементами федерализма.

Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2002 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках АС уже созданы Ассамблея глав государств и правительств, Комиссия АС, Африканский парламент, намечается создание Суда и введение единой валюты (афро). Цели АС – поддержание мира и ускорение экономического развития.

92. Политическая карта Африки

По размерам территории (более 30 млн км 2) Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Например, Судан – самая большая из стран региона – занимает 2,5 млн км 2 , ему немного уступает Алжир (около 2,4 млн км 2), за ними следуют Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Эфиопия, ЮАР (от 1 млн до 1,Змлнкм 2), тогда как многие относящиеся к Африке островные государства (Коморские Острова, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Маврикий) – всего от 1000 до 4000 км 2 , а Сейшельские Острова – и того меньше. Таковы же различия между африканскими странами и по численности жителей: от Нигерии со 138 млн до Сан-Томе и Принсипи с 200 тыс. человек. А по географическому положению особую группу образуют 15 стран, не имеющих выхода к морю (табл. 6 в книге I).

Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. И действительно, к началу XX в. она была, по выражению И. А. Витвера, буквально разорвана на части. Они входили в состав колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Испании, Бельгии. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).

В процессе деколонизации Африки различают три последовательных этапа (рис. 142).

На первом этапе, в 1950-е гг., добились независимости более развитые страны Северной Африки – Марокко и Тунис, бывшие до этого французскими владениями, а также итальянская колония Ливия. В результате антифеодальной и антикапиталистической революции от английского контроля окончательно освободился Египет. После этого независимым стал и Судан, формально считавшийся совладением (кондоминиум) Великобритании и Египта. Но деколонизация затронула и Черную Африку, где первыми добились независимости британская колония Золотой Берег, ставшая Ганой, и бывшая французская Гвинея.

Большинство этих стран пришло к независимости относительно мирным путем, без вооруженной борьбы. В условиях, когда Организация Объединенных Наций уже приняла общее решение о деколонизации, страны-метрополии не могли вести себя в Африке по-старому. Но тем не менее они всячески старались хотя бы как-то замедлить этот процесс. В качестве примера можно привести попытку Франции организовать так называемое Французское Сообщество, в которое на правах автономий вошли почти все бывшие колонии, а также подопечные территории (до Первой мировой войны они были колониями Германии, потом стали подмандатными территориями Лиги Наций, а после Второй мировой войны – подопечными территориями ООН). Но это Сообщество оказалось недолговечным.

Вторым этапом стал 1960 год, который в литературе получил название Года Африки. В течение одного только этого года стали независимыми 17 бывших колоний, преимущественно французских. Можно сказать, что с этого времени процесс деколонизации в Африке стал уже необратимым.

На третьем этапе, после 1960 г., этот процесс был фактически завершен. В 1960-е гг. после восьмилетней войны с Францией добился независимости Алжир. Получили ее и почти все британские колонии, последние колонии Бельгии и Испании. В 1970-е гг. главным событием стало крушение колониальной империи Португалии, которое произошло после демократической революции в этой стране в 1974 г. В результате стали независимыми Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова. Обрели независимость еще некоторые бывшие владения Великобритании и Франции. В 1980-х гг. к этому перечню добавились английская Южная Родезия (Зимбабве), а в 1990-х гг. – Юго-Западная Африка (Намибия) и Эритрея.


Рис. 142. Деколонизация Африки после Второй мировой войны (указаны годы обретения независимости)


В результате на огромном Африканском материке теперь колоний уже нет. А что касается некоторых островов, еще остающихся в колониальной зависимости, то их доля в площади и населении Африки измеряется сотыми долями процента.

Однако все это не означает, что ход деколонизации на третьем этапе был только мирным и обоюдно согласованным. Достаточно сказать, что в Зимбабве национально-освободительная борьба местного населения против расистского режима, установленного здесь белым меньшинством, продолжалась в общей сложности 15 лет. В Намибии, которая после Второй мировой войны была фактически незаконно присоединена к ЮАР, национально-освободительная борьба, в том числе и вооруженная, продолжалась 20 лет и закончилась только в 1990 г. Еще один пример такого рода – Эритрея. Эта бывшая итальянская колония, после войны находившаяся под контролем Великобритании, затем была включена в состав Эфиопии. Народный фронт освобождения Эритреи боролся за ее независимость более 30 лет, и только в 1993 г. она была наконец провозглашена. Правда, спустя пять лет разгорелась еще одна эфиопо-эритрейская война.

В начале XXI в. в Африке остается, пожалуй, только одна страна, политический статус которой до сих пор окончательно не определен. Это Западная Сахара, которая до 1976 г. была владением Испании. После того как Испания вывела оттуда свои войска, территорию Западной Сахары оккупировали претендующие на нее соседние страны: на севере – Марокко, а на юге – Мавритания. В ответ на такие действия Народный фронт за освобождение этой страны провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), которую признали уже десятки стран мира. Ныне он продолжает вооруженную борьбу с остающимися еще в стране марокканскими войсками. Конфликт вокруг САДР можно рассматривать как один из наиболее ярких примеров территориальных споров, которых так много в Африке.

Вполне закономерно, что в процессе деколонизации очень большие изменения произошли и в государственном строе африканских стран.

По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте очень мало. Монархий в Африке и раньше было сравнительно немного, но все-таки к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь же монархий осталось всего три – Марокко на севере Африки, Лесото и Свазиленд – на юге; все они являются королевствами. Но при этом нужно иметь в виду, что и за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные, причем часто сменяющиеся, или даже откровенно диктаторские, авторитарные режимы. В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы имели место в 38! Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью, низким культурным уровнем населения, трайбализмом. Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем. Одна из них стремилась закрепить в молодых освободившихся странах капиталистические порядки и западные ценности, а другая – социалистические. Нельзя забывать о том, что в 1960– 1980-е гг. довольно многие страны континента провозгласили курс на социалистическую ориентацию, отказ от которой произошел только в 1990-х гг.

Примером авторитарного может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя эта страна еще в 1977 г. была переименована им в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т. е. «государство масс»). Другой пример – Заир во время длительного правления (1965–1997) основателя правящей партии маршала Мобуту, в итоге свергнутого со своего поста. Третий пример – Центральноафриканская Республика, которой в 1966–1980 гг. руководил президент Ж. Б. Бокасса, затем провозгласивший себя императором, а страну – Центральноафриканской империей; он также был свергнут. Нередко к числу стран со сменяющими друг друга военными режимами относят также Нигерию, Либерию и некоторые другие государства Африки.

Обратный пример – победы демократического строя – являет собой Южно-Африканская Республика. Сначала эта страна была британским доминионом, в 1961 г. стала республикой и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией. В стране господствовал расистский режим белого меньшинства. Но национально-освободительная борьба, которой руководил Африканский национальный конгресс, привела к победе этой организации на выборах в парламент страны в 1994 г. После этого ЮАР снова вернулась в мировое сообщество, а также в состав Содружества.

По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство стран Африки относятся к унитарным государствам. Федеративных государств здесь всего четыре. Это ЮАР, состоящая из девяти провинций, Нигерия, включающая в себя 30 штатов, Коморские Острова, в состав которых входят четыре округа-острова, и ставшая федерацией только в 1994 г. Эфиопия (состоит из девяти штатов).

Однако при этом нужно учитывать, что африканские федерации существенно отличаются, скажем, от европейских. В. А. Колосов выделяет даже особый, нигерийский тип федераций, к которому в Африке относит Нигерию и Эфиопию, называя их молодыми высокоцентрализованными федерациями с неустойчивыми авторитарными режимами. Для них характерно слабое местное самоуправление и вмешательство центра «сверху» во многие дела регионов. Иногда в литературе можно также встретить утверждение, что ЮАР фактически является унитарной республикой с элементами федерализма.

Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2002 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках АС уже созданы Ассамблея глав государств и правительств, Комиссия АС, Африканский парламент, намечается создание Суда и введение единой валюты (афро). Цели АС – поддержание мира и ускорение экономического развития.