Изложения по теме связанные корни. Изложение связанные корни

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах теленок, жеребенок кории связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- [тигр"-онок], слон- [слои"-оиок], волк- [волч"-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, иет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому иет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.
Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).
С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-. В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н--вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор].

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 08.11.2017

Класс: 6

Урок № 49

Тема урока: Ко н тро л ь н ая работа 4. Изложен и е у ч е бн о а у ч ного т ек с та « С вязан н ые корн и » и ее анализ

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель: формировать умение излаг а ть бл и зко к тексту н а у ч ное р а с с у ж д ен и е

Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных):

Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста

Выделяют микротемы текста, делят его на абзацы

Знают композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка)

Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи

ХОД УРОКА

Приветственное слово учителя, организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.

Приветствие учащихся. Готовят к уроку рабочее место, слушают учителя.

Запись числа. Классная работа.

Регулятивные:

выявление готовности к уроку

Личностные:

эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний, проверка Д/З

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Что можно сказать об этой синтаксической конструкции?

Какие типы можно выделить? (с1)

Расскажите об этих типах. (с2-4)

Рассмотрим композицию рассуждения (с5)

Текст

Основные понятия: тема текста, основная мысль, микротема, абзац, план, заголовок

Описание, повествование, рассуждение

Тезис - аргументы-вывод

Личностные:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные:

оценивают результаты по эталону;

адекватное восприятие оценки учителя и товарища

Познавательные:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:

развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

умение полно и точно выражать свои мысли.

3. Постановка темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня мы будем писать изложение по тексту типа рассуждения

(запись темы)

Какую цель поставим перед собой

Какую задачу поставим перед собой

Изложение «Связанные корни»

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.

Личностные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей

Коммуникативные:

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала

Познавательные:

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

4. Первичное усвоение новых знаний

Определите композицию

Сколько рассуждений в этом тексте

Творческое задание состоит в том, чтобы преобразовать второе рассуждение по типу первого: тезис – аргумент – пример

Для этого следует изменить форму последнего предложения, и поставить его сразу после тезиса

«Но так бывает не всегда. В русском языке есть корни, которые…..; их называют…»

Корень - это главная, обязательная часть слова. (тезис) Именно корень выражает основное значение слова . (аргумент) Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие). (пример)
Но так бывает не всегда . (тезис)
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. (пример) Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней. (вывод)

Личностные:

Регулятивные:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения слушать и понимать других;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

Познавательные:

5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция

Чтение текста 2 раза

Запись текста

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

Делят текст на смысловые части, осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание

Познавательные:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Достигли ли мы цели, которую ставили перед собой?

Что нам в этом помогло?

Что получилось на уроке?

Возникали ли трудности, в чем?

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

7. Домашнее задание

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом‑ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при‑бежать . (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть . На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об‑ (вариант приставки о ) и раз‑ (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть ), показатель инфинитива ‑ть . Где же корень? Корень ‑ у‑ . Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.

В словах теленок , жеребенок корни связаны суффиксом ‑онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр - [тигр"‑онок], слон - [слон"‑онок], волк - [волч"‑онок]).

Нередко в семантике целого слова значение связанного корня является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть , имеющих связанный корень ‑ у‑ . Вот еще примеры: отнять - отнимать , поднять - поднимать , снять - снимать , принять - принимать . В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (‑ня‑ в сов. в., ‑ним‑ в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.

Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами , имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во‑нз‑и‑ть , про‑нз‑и‑ть (сравним: во‑ткнуть , проткнуть ), добав‑и‑ть , от‑бав‑и-ть (сравним: до‑ли‑ть , отли‑ть ); от‑верг‑ну‑ть , в‑верг‑ну‑ть (от‑кинуть , от‑бросить , в‑ставить ). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).

С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:

1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями ‑ верг‑ и ‑ ня‑ . В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять, поднять, разнять и др.; ‑н‑ - вставной звук между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.

2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: эго‑изм, эго‑ист; туризм, тур‑ист; изол‑ирова‑ть, изол‑яци‑я , [изол‑атор ].

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах теленок, жеребенок кории связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- [тигр"-онок], слон- [слои"-оиок], волк- [волч"-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, иет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому иет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.
Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).
С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-. В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н--вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор].

Нетесова Ольга Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Козьмодемьяновская СОШ
Населённый пункт: Амурская область с. Козьмодемьяновка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: : Обучающее изложение научного стиля речи «связанные корни».
Дата публикации: 24.10.2018
Раздел: среднее образование

Тип урока: развитие речи.

Тема урока: Обучающее изложение научного стиля речи «связанные корни».

Цель урока: Подготовка к изложению.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать культуры речи обучающихся.

Обучающая: повторить и закрепить представление о научном стиле речи, его целях, особенностях и сферах употребления.

Развивающая: развивать связную и письменную речь учащихся.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

Ход урока

Этапы, время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.Оргмомент

(2 минуты)

(Сигнал презентации: знак щелчка - Слайд *)

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний

урок принесет нам всем радость общения. Сегодня

на уроке, ребята, вас ожидает много интересных

заданий, новых открытий, а помощниками вам

будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли

готово к уроку?

На предыдущем уроке вы все были поделены на

группы, Обратите внимание: я раздала вам файлы с

рабочими материалами для урока.

Приветствуют учителя и

друг друга.

Проверяют готовность к

Личностные, регулятивные:

Умение мобилизовать свои личностные

качества и ученические способности к

обучению в ситуации «начало

деятельности»;

2. Введение в тему,

целеполагание и

мотивация.

Актуализация

(фронтальная и

индивидуальная

работа, частично-

поисковый метод

обучения).

Запишите в план – карту тему урока. «Обучающее

изложение научного текста «Связанные корни».

Перед вами таблица в плане – карте урока.

Сформулируйте задачи нашего урока, сопоставив

цели с результатом деятельности.

Проверим.

Формулирование темы и

задач урока.

Личностные, регулятивные:

Установление целевых приоритетов;

Самостоятельный анализ условий

достижения цели на основе учета

выделенных учителем ориентиров

действия в новом учебном материале.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели;

Формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Умение обосновывать и доказывать

собственное мнение;

Слушать и вступать в диалог;

Участвовать в обсуждении проблем;

Содействовать тем, от кого зависит

достижение целей.

Запись числа и темы.

3. Углубление

Сравнение двух

текстов, работа с

таблицей

(фронтальная

работа, работа в

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

методы обучения).

Слайд Работа в парах.

Сравните два текста:

Жила – была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто

её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели.

Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе.

Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь

белка никуда от них не уходила.

Белка обыкновенная – типично древесное животное.

Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с

дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост

она использует в качестве руля при прыжке.

Назовите сходство и различие этих двух текстов.

Текст № 1

Текст № 2

Показать, как

рождения бельчат

Рассказать о белке, как древесном

животном

Художественный

Как вы догадались, что второй текст научного стиля?

Докажите что второй текст научного стиля.

Найти сходства и различия

Личностно-регулятивные:

Готовность к самообразованию;

Определение последовательности

промежуточных целей с учётом

конечного результата. Познавательные:

Умение структурировать текст;

Выбор вида чтения в зависимости от

поставленной цели;

Определение основной и

второстепенной информации;

Уяснение сущности исследовательской

работы как показателя успешности

учебной деятельности.

Для чего мы с вами вспомнили признаки научного

стиля речи?

Физминутка

Технология

Здоровьесбережен

(1 минута)

Для того чтобы настроиться на плодотворную

работу, надо зарядиться положительной энергией – в

этом поможет нам физминутка.

Распределяемся на группы. Берем все свои

материалы рабочие.

Выполняют движения под

музыку на слайдах

6. Применение

знаний и умений

проверка

уровня их

усвоения

(групповая работа

(20 минут= 10 мин.

(групповая работа)

10мин. (отчет о

работе в групах))

А теперь приступим к работе над изложением.

Изложение – это….

Познакомьтесь с памяткой написания изложения.

Работа над текстом изложения.

У вас у каждого в карте – плане есть таблица,

которую в ходе работы вы должны заполнить.,

ответив на вопросы. Вопросы в приложении №2

Учитель читает текст. Текст у вас есть в

приложении № 1.

Общий вопрос для всех: определите тему текста,

запишите в план работы.

Сколько микротем в этом тексте? Определите их.

Запишите в план – карту.

Работа в группах.

1 группа: определить стиль текста.

2 группа: определить функцию речи.

3 группа: определить, кому адресован текст.

Общие вопросы всем:

Сообщается ли читателям, кто совершает действие.

Определите тип речи.

Составление плана текста. Работают вместе все.

План.

1 .Корень – обязательная часть слова.

2. Так бывает не всегда.

Работают в группах по

предложенным заданиям,

используя памятку

«Подготовка к свободному

изложению?».

От каждой группы

ответственный читает

получившуюся часть

Личностно-регулятивные:

Умение составлять алгоритмы решения

практической задачи;

Закрепление навыков работы по

алгоритмам;

Формирование умений редактировать

текст ответа;

Умение осуществлять рефлексию

своей деятельности и своего поведения

в процессе учебного занятия и

корректировать их. Коммуникативные:

Установление рабочих отношений,

эффективного сотрудничества;

Интеграция в группу (пару)

сверстников и построение

продуктивного взаимодействия со

сверстниками и взрослым в условиях

решения предметной задачи.

3. Глаголы обуть и разуть

Запишите в план – карту.

Работа над ключевыми словами.

Задание по группам.

Работают по группам.

1группа:

1 часть: корень, основное значение,

сравним дом и домик;

2 группа

2 часть: бывает не всегда;

3 группа

3 часть: глаголы обуть и разуть,

приставки, показатель инфинитива,

остаток после вычленения, не

употребляется, связанные корни.

Запишите в план – карту.

Чтение и пересказ текста по частям. Всему

классу.

Работа над написанием чернового

варианта в плане – карте.

7.Информация

о домашнем

Дома напишите свободное изложение.

Уточняют и записывают

домашнее задание.

Личностно-регулятивные:

Умение самостоятельного

контролировать свое время и управлять

Формирование умения самоанализа

результатов и самооценки готовности к

выполнению заданий разного уровня

сложности

Познавательные:

Создавать и преобразовывать

предметной задачи (написания

свободного изложения,

составления плана, оформления

результатов исследования по типу

речи рассуждение).

Коммуникативные:

В процессе коммуникации точно,

последовательно и полно

передавать партнеру необходимую

информацию как ориентир для

построения действия.

8. Рефлексия

- Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Каждая группа заполняет

карты-самооценки.

Отвечают на вопросы.

Сигналят

Личностно-регулятивные:

Формировать программу личных

достижений, преодоления проблемных

зон в знаниях и способах деятельности