Реконструкция как форма активизации исторической памяти. Военно-историческая реконструкция великих битв

Народ непомнящий своего прошлого,
не имеет будущего…

С недавних пор я занялся военно-исторической реконструкцией периода Второй Мировой Войны. Будет цикл статей на эту тематику, начиная от идеологии и, последовательно, буду описывать что это такое, как собирать форму, подбирать оружие. Буду делать репортажи с военных фестивалей, соборов и прочих событий.

Почему занялся? Я люблю оружие и его историю. А история оружия - это неотъемлемая часть военной истории. Хочется не просто уметь стрелять, но и знать почему было принято на вооружение то или иное оружие, тот или иной патрон. Мало кто из стрелков IPSC, задумывается почему для пистолетов используется патрон 9х19 Luger и много чего еще…

Почему Великая Отечественная война? Все мы должны помнить эту победу и гордиться ей. Необходимо, чтобы нашим современникам было понятно, что немцев победили не американцы, как часто показывают это в фильмах и компьютерных играх.

Это первый пост, нудный, про идеологию и общие принципы, но без введения никак нельзя.

Что такое военная реконструкция

На сегодняшний день военно-историческая реконструкция (ВИР) является популярным видом хобби среди мужского населения. Этим увлечением «болеют» и взрослые мужчины, у некоторых из которых за плечами настоящая служба в вооруженных силах, и участие в реальных военных конфликтах нашего времени, так и совсем мальчишки, в возрасте от 14 лет. Хотя надо заметить, что женщины так же присутствуют и в немалом количестве, многие из них пошли вслед за мужьями. У некоторых это семейное хобби, которое распространяется так же и на друзей.

Всех этих увлеченных людей объединяет любовь к военной истории, истории оружия и униформистике. Реконструкторы занимаются разными эпохами и армиями. В России и странах СНГ наиболее распространенным является увлечение историей Первой и Второй Мировой войны, в частности события Великой Отечественной Войны.

Многие согласятся, что военно-историческая реконструкция является одной из самых действенных форм изучения военной истории - она позволяет дополнить и укрепить знания, полученные из различных источников. Сразу надо сказать, что политике в реконструкции не место. Нет левых и правых. Реконструировать можно любые войска и интересоваться историей войск фашистской Германии не является чем-то плохим. Это история. И относиться к этому хобби надо как к истории.

Реконструкция - это спектакль, сюжетной линией которого является какое-либо сражение, эпизод военных действий между противоборствовавшими сторонами. Все без исключения участники - актеры, пусть и не профессиональные, но верящие в происходящее. Реконструкторы умеют вживаться в свои роли, что позволяет по настоящему пережить события прошлого. ВИР - это не только форма одежды, предметы снаряжения, вооружение, но и предметы быта, переживания и ощущения участников тех событий - это живая история. Ощущения, которые испытывают участники, по яркости и остроте несравнимы ни с какими другими эмоциями. Мероприятия похожи на машину времени, которая позволяет перенестись на много лет назад, оказаться на поле боя, перевоплотится на некоторое время в воина того времени.

Основной принцип реконструкции, которого придерживаются клубы - это максимальное историческое соответствие эпохе во всем, от бытовых мелочей до тактики действия. Если это правило не соблюдается, то реконструкция превращается плохо театрализованную вечеринку «покемонов». Кружки, зажигалки, перочиные ножи, любая мелочь - не мелочь!

Еще одно важное замечание: военная реконструкция - это не только умение правильно носить форму. Это умение хранить память о подвигах наших предков. Поэтому многие военно-исторические клубы (ВИК) созданы на базе поисковых отрядов (ПО), занимающихся раскопками на полях бывших сражений. Это не “чёрные” копатели, как вы могли подумать. Это официальные сообщества, все делается по белому в рамках закона (а у нас суровые законы за нелегальную археологическую деятельность, скажу я вам). Поисковые отряды находят останки, идентифицируют их, отыскивают родственников и делают перезахоронение с почестями.

Вид на реконструкцию глазами реконструктора. События фестиваля Поле Боя 2013 года.

Самым масштабынм военным фестивалем, посвященным Второй Мировой Войне в России является международный фестиваль “Поле Боя”.

Корни военной реконструкции

Движение «Ожившей Истории» зародилось в первой половине двадцатого века в Британии. Задачей реконструкторов было изучение истории какого либо периода не в кабинете историка, а непосредственно, в действии. Почувствовать вес старинного снаряжения, понять расстояние можно в нем преодолеть, испробовать, как оно себя вело в походе и в бою, пожить в военном лагере того времени, поесть пищи, приготовленной по рецептам того времени… Историки и ученые получали ответы на разнообразные вопросы - какой протяженности марш могли совершать армии в том или ином снаряжении, как ведёт себя техника на дорогах в разном состоянии, у чьей армии было более совершенное вооружение и снаряжение, чьи мундиры более функциональны и так далее… Подобные «мелочи» влияли на ход компаний, и реконструкция позволила намного лучше изучить причину исторического события.

Проявилась еще одна сторона исторической реконструкции - заработала своеобразная “машина времени”, позволившая каждому участнику своими глазами увидеть картину, близкую к событиям минувших дней и пережить, связанные с увиденным, эмоции и впечатления. Любители истории потянулись в движение. На сегодняшний день историческая реконструкция объединяет тысячи людей во многих странах мира. Трудно найти то историческое событие, которое еще не реконструируют. Каждый найдет для себя свою эпоху.

Каким образом реконструкторы делятся на «своих» и «немцев»?

Все реконструкторы универсальные солдаты. На первом этапе увлечения реконструкцией многие начинают воссоздавать юойцов РККА (Рабоче Крестьянской Красной Армии). Во-первых из чисто патриотических соображений, во вторых - это дешевле, чем реконструировать армии других стран. Советская форма имеется почти у всех, вне зависимости от того, войска какой страны реконструируются. На любой реконструкции немцев всегда меньше по определению - дело не только в принципах, но и стоимости формы. Собрать советскую форму стоит около 30 тысяч рублей. Немецкую форму собрать стоит значительно дороже - от 60 т. р.. Так что немцы, в основном, люди взрослые, обеспеченные и не первый год занимающиеся военной реконструкцией.

Что дает это хобби?

Используя снаряжение и оружие образцов войны, можно досконально изучить его, найти для себя ответы на интересующие вопросы, понять для чего предназначалась каждая деталь аммуниции. Можно научиться разбирать, чистить и собирать личное оружие. Вам будет тяжело на переходах и маршах, жарко под палящим солнцем, мокро и сыро под плащ-палаткой в дождливую погоду, снаряжение будет мешать вам, а тяжелая винтовка или пулемет и боеприпасы будут тяготить вас. Вы поймете, что такое выкопать окоп, траншею, блиндаж, что такое переночевать в полевых условиях и простоять несколько часов в сыром окопе в любую погоду. Вы услышите грохот артподготовки, увидите столбы земли, поднимающиеся в небо. В нарастающем гуле стрельбы и взрывов, видя впереди вспышки винтовок и пулеметов противника, осознаете насколько ничтожно коротка могла быть жизнь солдата на Поле Боя. Это возможность пообщаться с интересными людьми и единомышленниками.

Представляете, в детстве вы ходили по музеям, видели экспонаты но не могли их трогать. ВИР - это возможность не только собрать у себя дома музей, частичку истории, но и трогать эти вещи и пользоваться ими.

С чего начать?

Начните с поиска подходящего клуба реконструкторов. Найдите клуб, который находится в вашем городе или близ-лижащем. Познакомтесь. Вам обязательно нужно будет встретиться с участниками клуба и, в частности, с командиром. Так как ВИК - по своей организации приближены к военным, то и порядки там как у военных. Будте готовы к выполнению приказов и выполнению внутреннего устава. После того как нашли клуб нужно начинать собирать форму. Одежад и снаряжение - это отдельная большая тема, которую я буду разбирать по частям, начиная с головных уборов.

Ну и, конечно же, читайте книги по истории. Не верьте всему, что пишут в Википедии и не стройте свою базу знаний на художественных фильмах.

Заключение

Ну и на последок приведу циатату Маршал Советского Союза Жуков Г. К.:
Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Очень нужно изучать военный опыт, собирать документы, создавать музеи и сооружать монументы, не забывать памятные даты и славные имена. Но особенно важно помнить: среди вас живут бывшие солдаты. Относитесь к ним бережно.

Фильм о фестивале "War and peace show"

Последние тридцать лет шоу «Война и мир» позволяет зрителям не только познакомиться с военной техникой разных стран, но и увидеть реконструкцию целого ряда сражений, некогда переломивших ход истории.

Друзья, давайте поговорим на тему военных рекоснсрукций. Один мой приятель, давно занимается этим увлечением. Различные мероприятиях ко дню победы, военные фестивали, съемки в фильмах и передачах - список с их участием весьма обширный. Подобное увлечение весьма увлекательное и познавательное занятие. По моей просьбе, он скинул мне интересную статью, которая приоткрывает занавес и позволяет изнутри взглянуть на данное увлечение. Товарищ представляет бойца Вермахта, в связи с чем, большинство фотографий будет с вражеской стороны))
*все фото взяты из личного альбома.

Группы военно-исторической реконструкции - это объединения любителей военной истории, поставивших своей целью исторически достоверное воссоздание подразделений армий минувших эпох, изучаемых членами объединения. При этом воссоздаются не только предметы обмундирования, снаряжения и макетов вооружения, но также строевые приемы, воинская иерархия, традиции, способы лагерного размещения, марши, эпизоды сражений...

Подобная реконструкция служит, с одной стороны, практическому изучению и наглядной демонстрации сцен из жизни армий прошлого, с другой, представляет возможность для членов групп прочувствовать с определенной степенью достоверности жизнь воинов той или иной эпохи. Реализация целей реконструкции через вышеуказанные методы невозможна без соблюдения определенных правил, вне которых исключается достижение положительного эффекта как для самих членов групп исторической реконструкции, так и для зрителей воссоздаваемых сцен. Структура, дисциплина, чинопроизводство. Группой военно-исторической реконструкции считается объединение, насчитывающее в своих рядах не менее 5 человек, обмундированных и экипированных на одну эпоху.Группы военно-исторической реконструкции не могут реализовать цели движения без поддержания строгой дисциплины. Прежде всего именно дисциплина отличает избравших военно-историческую реконструкцию от так называемых "отдыхающих на фоне исторических памятников" граждан. В связи с этим необходимо безусловное подчинение всех членов групп реконструкции своим начальникам, а частных командиров - командующему.

Естественным образом из вопроса дисциплины вытекает вопрос чинопроизводства. Право носить офицерские погоны может быть признано лишь за теми, кто сумел организовать, возглавить и в течение продолжительного времени руководить деятельностью объединения в 25 - 30 человек. В группах исторической реконструкции следует иметь соотношение младшего офицерского состава к рядовым не более чем 1 к 10; в старшие офицеры следует производить людей только в особых случаях. Правила ношения формы. Военный мундир, носимый всеми членами групп военно-исторической реконструкции, в точности должен соответствовать тому, который носился в реконструируемой армии в соответствующую эпоху. Исключается смешение элементов исторической униформы с современным военным и гражданским костюмом, как дискредитирующее по своей сути движение реконструкции. Также исключается ношение каких-либо знаков и значков, не имеющих отношения к реконструируемой униформе. Равным образом запрещается ношение боевых орденов и наград, кроме исключительных случаев, когда награда фактически является принадлежностью униформы.

Реконструкция боевых действий. Реконструкция боя является сложным элементом в деятельности военно-исторических групп. В ходе реконструкции боя, как формы театрального действия, недопустимы какие-либо попытки нанесения физического, материального и морального ущерба "противнику". Абсолютно неприемлемы намеренное повреждение обмундирования и снаряжения, захват знамен и штандартов (если это не было оговорено обеими сторонами). Подобные "трофеи" говорят не о доблести их захвативших, а скорее наоборот. Ведь, то, что является подвигом в настоящей войне, в реконструкции, когда перед тобой коллеги по увлечению, превращается в элементарное хамство. Из понятия реконструкции боя как некой формы театрального действия естественным образом вытекает и отношение к появлению на поле боя посторонних лиц. Категорически запрещается фото и телесъемка самими участниками военно-исторического действия. Присутствие на поле боя фотокорреспондентов и телеоператоров возможно только с разрешения организаторов мероприятия и в том количестве, которое будет сочтено возможным для каждого конкретного случая. Всем прочим представителем средств массовой информации разрешается производить съемку только с мест, специально отведенных для прессы. Наконец, любительская съемка без ограничений возможна лишь со зрительских мест.

Допустимо участие детей полка в подготовительных мероприятиях, маневрах и походной жизни, ибо это приобщает их к истории. Однако малолетним детям, не достигшим 14 лет, категорически запрещается участие в боевых действиях. Подростки, от 14 лет до 18 лет, могут участвовать в реконструкции боевых эпизодов лишь при письменном согласии родителей и под полную ответственность руководителей соответствующих групп.
Военный элемент военно-исторической реконструкции должен выражаться в беспрекословном подчинении всех командиров старшему начальству во всех действиях. При их проведении необходимы не только дисциплина и порядок, но и строгое соблюдение мер безопасности в обращении с макетами оружия. Нужен строжайший контроль за правильным использованием пиротехнических средств. Не допускается применение пиротехнических средств в непосредственной близости от людей и лошадей. Недопустима стрельба с короткого расстояния. Должны быть исключены удары острием макетов холодного оружия. Руководители групп несут персональную ответственность за соблюдение мер безопасности членами их объединений.
Категорически исключается участие в боевых эпизодах лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за это также несут ответственность командиры означенных групп.
Немаловажным элементом деятельности групп военно-исторической реконструкции, который связан именно в их воинской составляющей, является лагерное расположение, которое сопутствует проведению многих мероприятий.


Здесь очень четко проявляется отличие групп военно-исторической реконструкции от обычных коллективов, занимающихся деятельностью, связанной с театрализацией. В последнем случае актеры или иные лица, выполняющие схожие с ними функции, выступают лишь на сценическом пространстве во время представлений. Напротив, члены военно-исторических формирований выполняют свои роли и вне этого пространства, оставаясь солдатами и офицерами на протяжении всего мероприятия. Именно поэтому в лагере групп военно-исторической реконструкции должен поддерживаться строгий воинский порядок и обязательно наряжаться караул, по возможности в соответствии с уставом реконструируемой армии. Данный караул должен нести охрану лагеря, где порой хранятся немалые материальные ценности, так и поддерживать порядок в самом лагере.
Игровой элемент военно-исторической реконструкции подразумевает собой организацию боевых действий таким образом, чтобы у ее участников оставалась возможность проявить инициативу в рамках заданной схемы боя. Для этого его сценарий должен быть максимально прост, и состоять по возможности из ряда отдельных четко читаемых актов, с ясно очерченными начальными и конечными условиями. В таком случае при соблюдении общей идеи хода боя и при его достаточно динамичной картине внутри каждого акта солдаты и частные командиры получат возможность проявить инициативу и почувствовать себя в определенной степени участниками не просто постановки, но и увлекательной игры.

Исторические события, как правило,давно прошли. Но благодаря энтузиастам, которые участвуют в реконструкциях этих событий, ощутить сопричастность к этим событиям может каждый.

Актёры воссоздают события венгерской революции 1849 года. Битва у города Isaszeg. Венгрия. На снимке: венгерский гусар-гонвед.

Сражение мальтийцев и наполеоновской армии под Валлеттой. На снимке: солдат мальтийской гвардии стреляет из мушкета.

Мужчина в костюме воина-самурая, во время реконструкции битвы Каванакадзима, которая произошла в середине 16 века, в Fuefuki префектуры Яманаси северо-востоку от Токио, Япония.

Та же реконструкция.

Актёр стреляет из огнестрельного оружия в реконструкции битвы Каванакадзима.

Реконструкция римских игр в Ниме на юге Франции. В этом городе, во времена Рима существовал амфитеатр, на котором происходили гладиаторские бои и сражения людей с дикими животными.

Группа людей в костюмах древних римлян празднует праздник рождения Рима.

Средневековый рыцарский турнир, воссоздают актёры в дворце Eltham 16 июня 2013 года в Eltham, Англия.

Реконструкция событий, перехода армии Вашингтона через реку Делавэр, покрытую ледяными полями, чтобы совершить нападение на лагерь англичан в ночь с 25 на 26 декабря 1776 года.

Гоминьдановский самолёт взрывается во время реконструкции обороны Яньань в северо-западной провинции Шэньси в Китае, где проходила вооружённая борьба между войсками Мао и войскам Гоминьдана. Китай.

Реконструкция Китайско-Японской войны, в рамках которой, японский солдат издевается над китайским крестьянином. В провинции Шаньси, Китай.

События венгерской революции 1849 года. Битва у города Isaszeg. Венгрия.

Актеры в масках скачут на лошадях, на фестивале «Cavalhadas», Бразилия. Этот фестиваль был впервые проведён, в 1800-х годах португальским священником и с тех пор стал ежегодной традицией. Он посвящен победе рыцарей над маврами.

Перед началом реконструкции битвы за Берлин.

Во время реконструкции знаменитой битвы Наполеона под Аустерлицем вблизи южно-моравского городка Славков, Чехия.

Актеры принимают участие в реконструкции битвы при Аустерлице, чтобы отметить свое 207-ю годовщину её проведения, недалеко от города Брно, Чешская Республика, 1 декабря 2012 года.

Праздник Прибытия в Тринидад и Тобаго.

Актёр в костюме самурая стреляет из лука на демонстрации боевых искусств в парке Сумида в Токио, Япония.

Человек в костюме солдата Австро-Венгерской армии на реконструкции посвящённой Первой мировой войне. Деревня Фундата. Румыния.

Участники отдыхают перед реконструкцией битвы при Аустерлице. Близ Брно, Чехия.

Дети принимают участие в макете военного парада в парке развлечений в Пхеньяне, Северная Корея, по случаю Международного дня защиты детей.

Реконструкция вторжения союзных войск на Мальту 3 июля 1943 года. Захват Мальты имел стратегическое значение для вторжения в Италию 3 сентября 1943 года.

Актеры принимают участие в реконструкции Крестного пути, в память о распятии Иисуса Христа, во время Страстной пятницы во время торжества Православной Церкви в Бухаресте, Румыния. 3 мая 2013 года.

Изображая сатану, заключенный Сезар Ривера Агилар участвует в реконструкции Страстей Христовых в Страстную пятницу в тюрьме Reclusorio Oriente в Мехико, Мексика.

Реконструкция распятия в Страстную пятницу в деревне Сан-Хуан, города Сан-Фернандо, к северу от Манилы, Филиппины.

Выстрел огромной пушки Армстронга в форте Ринелла, Валлетта, Мальта.

Военно-историческая реконструкция Битвы при Кербеле, во время фестиваля Ашура в шиитском районе Садр-Сити в Багдаде, Ирак, 30 ноября 2012 года. Фестиваль Ашура в память о мученической смерти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда в битве при Кербеле, Ирак, в 680 году.

Реконструкция Войны за независимость США. На снимке: британские солдаты. Нью-Джерси, США.

Реконструкция зверств и издевательств, которые проводили в 70-х годах прошлого века «красные кхмеры». Ежегодно в Камбодже проводится «День Гнева», в рамках которого вспоминают зверства этого режима и посещают места массовых захоронений его жертв.

Люди, одетые в историческую форму императорской русской и французской армии принимают участие в инсценировке сражения 1812 года на Березине, в ознаменование 200-летия битвы, недалеко от деревни Bryli, около 115 км (71 милях) к востоку от Минска, 24 ноября 2012 года. Сражение между атакующей русской армии и отступающей армии Наполеона закончилась победой России и тяжелыми потерями для французов.

Инсценировка битвы за Берлин.

Историческая реконструкция битвы при Гастингсе, между саксонами и норманнами, Англия в 1066 года.

Актёры в костюмах норманнских солдат, в реконструкции битвы при Гастингсе.

Обязательный атрибут исторических реконструкций: переносные туалеты. Страшно представить, чем бы закончился сбор такого множества народа не будь их.

Историческая реконструкция

Группа реконструкторов (территория нынешней Украины, XVII век), 2005

Историческая реконструкция - довольно молодой вид хобби . В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей , романтическим духом средневековья и искусством . В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В России существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы за границей).

  • Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.
  • Историческая реконструкция - это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

  1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также - его (восстановления) результат.
  2. Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Историческая реконструкция в странах СНГ

Историческая реконструкция как хобби появилась в странах СНГ (тогда ещё - СССР) в конце 1980-х годов . Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма , доспеха , оружия и бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

Направления исторической реконструкции

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:

  • живая история;
  • турниры (бугурты) - в наполеоновской реконструкции не присутствует.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т.д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т.д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример - фильм «Александр. Невская битва »). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР - «Сам Себе Реконструктор»).

Фотогалерея

    Реконструкторы изображают французских артиллеристов на историческом поле (битва под Аустерлицем), 2005

    Реконструкция битвы при Бородино, 2011

См. также

Литература

  • Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. (рус.) . Монография об исторической реконструкции с привлечением методов точных наук. . Проверено 16 сентября 2010.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Историческая реконструкция" в других словарях:

    Реконструкция: Реконструкция процесс изменение объектов настоящего с целью придания новых свойств в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования. Реконструкция воспроизведение процессов,… … Википедия

    Реконструкция: Реконструкция переделка, коренная перестройка чего либо, организация по совершенно новым принципам. Реконструкция (фильм, 2003) датский кинофильм режиссёра Кристофера Боэ. Реконструкция Юга период в истории США… … Википедия

    - (нем. Historisches Rathaus Münster) здание городского управления города Мюнстер (федеральная земля Северный Рейн Вестфалия). Наряду с собором Святого Павла ратуша является одним из самых значительным памятников архитектуры… … Википедия