При петре 1 оповещение о пожарах проводилось. Из истории пожарного дела в россии

Дальнейшее развитие пожарного дела в XVIII в. связано с именем Петра I, который, по свидетельству современников, сам лично не гнушался работать на пожарах, немало досаждавших царю в Москве, а впоследствии и во вновь обретенной северной столице - Санкт-Петербурге.

Петр I хорошо сознавал, что правительство обязано заботиться и об устройстве пожарной охраны, и устранении возможных причин пожаров. Еще в детстве, потрясенный зрелищем пожаров во время стрелецких бунтов, почти ребенком бежавший из подожженного флигеля Сергиевской лавры, Петр на всю жизнь сохранил в памяти опасность огненной стихии. Поэтому, еще не вступив в самостоятельное управление страной, 21 августа 1686 г. царь Петр Алексеевич «указал прислать к себе в село Коломенское 16 труб медных, водоливных». В Москве, как уже отмечалось ранее, еще при царе Михаиле Федоровиче имелась мануфактура по производству "заливных труб».

Первые Указы Петра в начале царствования свидетельствуют о внимании к пожарному благоустройству России. Он дает серьезный толчок развитию профилактических мер по предупреждению пожаров: вводит новые противопожарные правила, заимствованные из Голландии.

В 1701 г. Указом Петра I велено в городах по всей России «деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам». Повелевает он строго следить за соблюдением противопожарных правил режимного характера, которые содержались в «Наказе» его отца. А всем россиянам он предлагает «исподволь застраиваться камнем».

Особенно большое внимание Петр I уделял каменному строительству. При нем оно стало обязательным. Касалось это, прежде всего, центральной части города, вокруг Кремля, где размещались правительственные, церковные и гражданские учреждения. 17 января 1701 г. Петр издал Указ «О строении в Москве на погорелых местах достаточным людям каменных домов, а недостаточным - мазанки». Невыполнение Указа влекло за собой наказание и «великую пеню» (штраф).

В 1704 г. вышел новый Указ «О строении в Москве, в Кремле и Китай-городе каменных домов, о расположении оных подле улиц и переулков, а не внутри дворов и об обязанности владельцев продавать дворовые места, если они не в силах построить каменные здания». В 1712 г. было запрещено строить деревянные дома и в Белом городе первопрестольной, причем крыть крыши разрешалось только черепицей или дерном. Тем не менее, мероприятия петровского правительства не изменили облика столицы. В течение всего XVIII в. Москва оставалась по преимуществу деревянным городом, и пожары, если они возникали, уничтожали улицу за улицей. По-видимому, это обстоятельство наряду с геополитическими соображениями подтолкнуло Петра I к переносу столицы на устье реки Невы и берега Финского залива.

1. Проблема создания системы безопасности зданий и сооружений в новой столице.

Как известно, история строительства Петербурга тесно связана с ходом Северной войны, которую Петр I повел за возврат русских земель на берегу Балтийского моря, по Неве и по Ладожскому озеру, отошедших Швеции в 1617 г. по условиям мирного договора, подписанного со шведами в селе Столбово.

Стремление к новым порядкам в пожарном деле особенно ярко прослеживается на манере застройки Санкт-Петербурга. Попытка строить город по определенному плану, строжайшая регламентация всего строительства с соблюдением всевозможных мер предосторожности от огня, широко проведенные мероприятия по городскому благоустройству имели целью сделать столицу идеальным городом и придавали Петербургу те новые черты, которые отличали его от других русских городов. В таком городе регламентировалось не только строительство, но и сама жизнь городского населения.

Жители Петербурга должны были селиться только в определенные, отведенные им (в зависимости от социального положения и рода занятий) места, строить и благоустраивать свои жилища по определенным образцам, участвовать в выполнении многочисленных, в том числе и пожарных, повинностей. До 1709 г. город строился по старине. Планировочные мероприятия выражались лишь в том, что при отводе мест под застройку размечались «линии», т.е. направления будущих улиц, но это, видимо, делалось не всегда, и часто постройки возникали стихийно, совсем не в «линиях» а там, где больше нравилось застройщикам. Одна за другой возникали свободы с узкими и подчас кривыми улицами, по сторонам которых стояли крошечные домики. Это был период почти исключительно одного лишь деревянного строительства (вплоть до 1711 г.}, что обусловливалось неисчерпаемыми запасами дешевого леса и высоким мастерством свезенных в город русских плотников, которые в короткие сроки возводили относительно сложные бревенчатые дома и сооружения. На первом этапе застройки города противопожарные мероприятия носили лишь режимный характер. Население предупреждалось об осторожности в обращении с огнем.

Жителям города предписывалось: в ветреную погоду не топить изб и бань; не разводить огонь без крайней надобности; летом не топить печи в домах; для варки пищи строить так называемые поварни на огородах и пустырях; не держать по вечерам в доме огня; кузнецам или ремесленникам, которым нужен огонь, заниматься своим делом вдали от жилых зданий и т.д. Нетрудно увидеть идентичность этих мер обнародованным еще Иваном III в 1504 г. Одним словом, жители нового города должны были соблюдать правила предупреждения пожаров, обязательные для всех и обнародованные еще в прежнюю эпоху, впоследствии закрепленные в «Наказе о городском благочинии» и «Уложении, по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве водится».

В 1709 г. после Полтавской победы над шведской армией Петр получает возможность сосредоточить свое внимание на строительстве будущей столицы. Главное внимание он и его правительство уделяют упорядочению застройки города и повышению его пожарной безопасности за счет строгой регламентации и настойчивого внедрения противопожарных мероприятий, которые определялись специальными царскими Указами.

К этому времени у Петра в отношении Петербурга сложился определенный план:
- создать благоустроенный город с прямыми улицами, застроенными каменными домами, поставленными в линии, с большими садами, бульварами и целой системой каналов;
- сделать водные магистрали (Неву, протоки, каналы) главными путями сообщения, а сам город возможно дальше выдвинуть в сторону моря;
- всю застройку в городе подчинить строгой регламентации; - каждой группе населения отвести определенную часть городской территории;
- организовать торгово-промышленное население в производственные объединения и сосредоточить управление городом в руках этой группы.

Этот довольно логичный по своему замыслу план проводился в жизнь со свойственной Петру энергией, благодаря чему город воздвигался со сказочной быстротой. Однако дело было не только в темпах строительства. Не менее существенным явилось и то, что Петербург не просто строился, а строился определенным образом. На манеру застройки и его внешний облик было обращено исключительное внимание. В застройку города вносятся элементы плановости: город строится по локальным планам одновременно в нескольких местах вдоль водных магистралей. Начиная с 1710 г., и особенно с 1714г., царские указы по регламентации строительства города следуют один за другим. Все строительство в новой столице было подчинено целому ряду правил и регламентировалось специальным Указом «О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня». Петр I указал строить здания «в одно жило» (в одну линию), промежутки между ними должны были составлять не менее 13 метров. Из текстов целого ряда указов, особенно начиная с 1715 г., видно, что Петр 1 часто сам намечал направление и ширину улиц, месторасположение мостов, направление каналов, характер застройки той или иной части города и т. д. Это делалось обычно в форме резолюций царя на вопросы, поставленные учреждениями, руководившими застройкой Санкт-Петербурга: канцелярией городовых дел, полицмейстерской канцелярией и др. Так, например, 4 ноября 1715 г. Петром были даны указания о застройке Выборгской стороны, 20 мая и 16 ноября этого же года - о застройке Адмиралтейского острова, в апреле 1716 г.- о застройке Московской стороны.

Данные предписания были направлены, прежде всего, на предотвращение распространения огня в случае пожара, а также обеспечение быстрого прибытия пожарных команд к месту тушения пожара.

Для обеспечения минимума архитектурных требований первый архитектор города Санкт-Петербурга Доменико Трезини не одну неделю просидел над листами бумаги: план застройки Васильевского острова вычерчивал. Начертил на нем квадраты домов, линии будущих каналов. Самый большой канал Доменико Трезини намечал провести от взморья до Стрелки (на месте нынешнего Большого проспекта), чтобы купеческие суда проходили насквозь через весь остров.

Тот же Трезини изобрел три типа зданий: для «именитых» горожан; для «зажиточных»; и для «подлых». Специальный тип дома был разработан для застройки набережных Невы. Однако эта типизация построек нe преследовала цели стандартизации всего строительства, а лишь не допускала возведения новых домов хуже «образцовых». Более того, каждый застройщик имел право строить по своим чертежам, если он «объявил» их архитектору канцелярии городовых дел и получил от него соответствующее разрешение. Как правило, здания не повторяли друг друга.

В 1715 - 1716 гг. был разработан генеральный план Петербурга, на который был нанесен и проект планировки Васильевского острова. Однако этот план не устроил Петра. После очередной поездки по западноевропейским странам и городам он в 1716 г. приглашает в Россию французского архитектора Леблона и, даровав ему чин генерал-архитектора Санкт-Петербурга, поручает создать новый проект планировки всего Петербурга.

По этому проекту, разработанному в 1717 г., предполагалось прорытие каналов в нескольких местах, устройство водоемов и караулен с пожарным инструментом. Этот проект в силу ряда причин не получил полного воплощения в жизнь, но в части противопожарных мероприятий он открывал путь к зарождению профессиональной пожарной охраны города.

20 апреля 1718 г. был опубликован указ Петра I, в котором говорилось следующее:
«Чтобы печи делали с фундаментом, а не на полах.
Чтобы угол, где печь, вырублен был и фута на два кирпичом от конца отрубленных стен до печи, заделаны были.
Чтобы трубы были так широки, чтобы человеку пролезть было мочно.
Кровли чтоб были черепицею, дерном или гонгами крыты, не досками или дранью».

Застройка города, хотя и продолжалась по планам отдельных его частей, но мероприятия по ее урегулированию заложили основы современной планировки этих частей Петербурга и дали городу четкий план. При проведении их Петр никогда не считался ни с затратами государства, ни с интересами петербургских жителей. Так, в 1712 г. сразу же после провозглашения города новой российской столицей, Петр приказал полностью снести многие первоначальные постройки города, которые не удовлетворили архитектурно-планировочным и противопожарным требованиям.

Проведя крупные мероприятия по ускоренной застройке города, Петр не мог не заняться благоустройством столицы. Царские указы настоятельно требовали скорого замощения улиц. По свидетельствам иностранцев в 1716г. улицы во всем Петербурге были уже сплошь вымощены камнем. Не меньшее значение для городского благоустройства имело уличное освещение. Петербург был первым русским городом, в котором было устроено регулярное освещение улиц. Все это облегчало доставку пожарных труб и другого противопожарного инструмента к месту пожара в любое время суток.

Для благоустройства Петербурга важнейшее значение имели также мероприятия по озеленению улиц. Каждый домовладелец обязан был посадить лиственные деревья перед своим домом, или это делала за его счет полиция. В Петербурге петровской эпохи было много садов, которые зелеными островами разделяли строения на своеобразные микрорайоны и отделяли огнеопасные заводы и фабрики от жилых домов. Наряду с улучшением внешнего облика города это способствовало ограничению распространения огня при возникновении пожара. Но все же и в новом граде, строившемся с соблюдением мер пожарной безопасности, пожары скоро дали о себе знать.

Петр проявлял заботу о противопожарной защите не только новой столицы. Без его внимания не оставались первопрестольная Москва и другие, особенно создаваемые по его повелению, города и заводы-крепости. Для улучшения противопожарного состояния Москвы 9 июля 1722 г. обер-полицмейстеру Грекову была направлена особая инструкция. В ней перечислялись предупредительные меры против пожаров. Инструкция повелевала наблюдать, чтобы постройка новых зданий и перестройка старых производилась по улицам «линейно». Деревянные дома разрешалось строить вне центральной части города и только «поземные» (одноэтажные), «а потолки были б (а них) с глиною, а не бревенчатые, и крыть черепицею или гонтами». Далее подробно описывалось, как надо устраивать печные трубы. Печи, сделанные не по инструкции, предписывалось ломать. Инструкция обязывала по всем большим улицам иметь заливные ручные трубы с рукавами и другие инструменты.

В 1722 г своим указом Петр I предписал, чтобы в селах и деревнях после пожаров дома строились лишь рядом по два и «в одну жилу», с разрывом между домами в 30 саженей, а гумна и овины строить позади домов и за огородами не ближе 35 саженей от остальных построек, причем все постройки делать по чертежам, изданным в 1721 г.

Указы Петра I о противопожарных мерах полиция оглашала путем их чтения в городе «с барабанным боем». Кроме того, они вывешивались в наиболее людных местах, а некоторые даже сообщались жителям под расписку. И по сию пору остается актуальным один из таких петровских указов: «...и беречь от огня богатства государства Российского...» Для всеобщего сведения по приказу Петра I были изданы планы и рисунки огнестойких крестьянских дворов, изб и других построек. Во все города и села рассылались печатные Указы о противопожарных мерах и соответствующие инструкции. Их также читали в церквах по воскресеньям и праздничным дням, когда собиралось много народа.

Для пропаганды огнестойкого строительства в новом стольном граде лично Петром на Городском острове была построена образцовая мазанка для размещения типографии. Эту первую мазанку должны были по царскому повелению осматривать все жители города и по этому образцу строить вместо деревянных домов только такие здания.

В 1721 г. при Санкт-Петербургской полиции была утверждена должность городского трубочиста и его помощника. На них была возложена обязанность разъяснять населению правила постройки печей, дымоходов и очистки труб. Тем самым можно засвидетельствовать кардинальное изменение отношения власти к пропаганде правил и требований пожарной безопасности.


Издревле пожары на Руси были одним из самых крупных бедствий. В книгах летописцев упоминаются о том, что кроме разрушительного фактора пожары были одним из мощных орудий борьбы с врагами. Такие города как Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород полностью уничтожались пожарами по нескольку раз. Есть свидетельства о разрушительных пожарах в 1194 году в Ладоге и Руссе.

Так было не только на Руси. На заре средневековья практически по всей Европы из-за постоянных войн полыхали пожары. Такое положение дел обуславливалось прежде всего тем, что при строительстве домов применялись легкосгораемые древесина, солома, камыш. Стремительному распространению пожаров способствовала высокая плотность застройки. Историки рассказывают о многих опустошительных пожарах в Москве. Город сгорел полностью в 1238 году, во времена нашествия орды хана Батыя.

Не меньше опасностей таил в себе огонь и при его использовании в быту. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. В таких условиях принятие каких-либо мер по тушению пожара было бы бессмысленно, именно поэтому спасали только детей, имущество. Огонь беспрепятственно распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Простота возведения построек и обилие строительных материалов позволяли оперативно восстанавливать сгоревшее жилье. Развитие крупных городов привело к увеличению их населения и к расширению строительства новых зданий. Увеличились и масштабы пожаров. В 1212 году огонь уничтожил в Новгороде 4300 дворов из 5000. Пожар 1356 года в Москве за два часа уничтожил практически все постройки, включая Кремль и посады. Крупные пожары оставили след в истории многих городов. Город Вормос (Германия) выгорел в 1221 году от пожара, вспыхнувшего в жилом доме. В 1376 и 1380 гг. почти полностью сгорели города Кельн-на-Шпрее и Берлин, Страсбург в XIV веке горел восемь раз. Неоднократно горел город Любек. Низкий уровень общественной организации и технической культуры оказывали негативное влияние на катастрофические последствия возникающих пожаров.

Оценивая такое положение дел власти вели законотворческую деятельность по ужесточению наказания за умышленные поджоги. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием "Русская правда", устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни". Немалый вклад в организацию пожарной службы на Руси внёс великий князь Московский и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.).

Москва уже в то время была крупнейшим городом страны. В общей сложности в ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Малейшее возгорание могло стать началом катастрофы. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз. После этих опустошительных пожаров в начале XVI века издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Ремесленникам предписывалось использовать огонь в своей деятельности исключительно вдали от жилищ. Таким образом, Иван III впервые утвердил нормативные акты противопожарной безопасности на Руси.

Однако было по-прежнему очевидно, что кроме предупреждения возникновения пожаров необходимо создавать условия, при которых было бы возможно с ними непосредственно бороться. К концу средневековья в ряде европейских государств уже был накоплен опыт борьбы с пожарами. Во Франции, например, имелась как королевская стража, в обязанность которой входило тушение пожаров, так и стража, составленная из ремесленников.

Срок повинности граждан в ней составлял 2 месяца. В Англии борьба с пожарами до XIII века целиком возлагалась на жителей, которые в соответствии с законом держали в домах инструменты для борьбы с огнем. Эти и другие системы борьбы с огнем в то время объединяло то, что главная сила этой борьбы была организована для совместных действий.

Так, огнеборцами были, в основном, ремесленники, горожане и цеховые организации. В начале XVI века по указу Ивана III в Москве формируется пожарно-сторожевая охрана, прототип современной пожарной охраны. По концам городских улиц монтируются особые заставы – "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах круглосуточно дежурили решеточные приказчики. Кроме того, один человек из 10 дворов выделялся на заставу в качестве помощника. Главной задачей приказчиков являлось наблюдение за тем, "чтобы бою, грабежу, корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не набросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц". Иностранный дипломат Амвросий Контарини, находившийся с посольством в Москве в 1476 году писал, что "...все городские улицы запираются на рогатки и ходить ночью дозволено по крайней необходимости...".

Надзор над всей этой службой осуществляли должностные лица из дворян, именуемые "объезжие головы". Их задача заключалась в объезде города вместе с конной стражей, надзоре за исполнением царских указов об использовании огня, аресте поджигателей, руководстве тушением пожаров. Назначенные в помощь "объезжим головам" из жителей "десятские, сотские и тысяцкие" поднимали население в случае пожара.

Для тушения пожара применялись обычные бытовые приспособления - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Остро стояла проблема водоснабжения. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы. На Руси самотечные водопроводы появляются в XI - XII вв. (Новгород), в странах Западной Европы - в XII - XII вв. Большое распространение получают и гидротехнические сооружения, с помощью которых вода подавалась в города. Архитектура средневековых столиц европейских государств внешне напоминала большие перенаселенные деревни. Крыши домов обычно покрывались соломой или щепой. Все эти факторы послужили поводом для властей прийти к мысли о возведении зданий из камня.

Из источников известно, то на Руси первые каменные здания начали строить после пожара в Москве в 1382 году. Карательная политика государства по отношению к виновникам пожаров чередовалась с требованиями применять при строительстве камень. В 1493 году по указу Ивана III вокруг Кремля возводят стены, гидротехнические сооружения, копают пруды. А спустя 152 года сносят все деревянные постройки на расстоянии более 200 м от стен Кремля. К концу XV века в Москве улицы расширяют, городские стены возводят из огнестойкого материала.

Модернизация пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действующие до этого времени нормативно-правовые акты носили преимущественно императивный характер. В 1547 году в череде этих мер появился указ Ивана Грозного, обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Эта мера позволяла населению приступать к тушению сразу же, не допуская развития пожара и оперативно ликвидировать небольшие загорания своими силами.

Следующим прогрессивным шагом, имевшим ряд положительных моментов стало издание в 1550 году стрелецкого приказа. По нему на пожары в Москве стали посылаться стрельцы, что имели целый ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дисциплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, т.е. те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод).

На момент создания их численность составляла 3000 человек, что позволяло высылать на пожары достаточное количество стрельцов. Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения. Этим опытом позднее воспользовались в Японии, Франции. В 1582 году правила пожарной безопасности, действующие на территории Москвы, были распространены и за ее пределы.

Первая пожарная команда численностью 100 человек в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. С 1629 года её постоянная численность увеличена до 200 человек, а в пожароопасный летний период доукомплектовывалась ещё сотней человек. У них на вооружении имелись простейшие насосы, луба и другой инвентарь. Финансирование пожарной команды осуществлялось через Земский приказ, который собирал с населения подати. Очевидно, что в связи с малочисленностью команды она не была способна охранять от пожаров всю Москву.

Принятые в 1649 году на Руси два документа, относительно пожарного дела, оказали значительное влияние историю развития технологий пожаротушения. По "Наказу о градском благочинии" все состоятельные люди обязаны ьыли держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям же со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были быть у всех.

Наказ требовал, чтобы в "пожарное время с решеточными приказчиками и со всякими людьми и с водоливным запасом быть готовым". По данному наказу были предусмотрены санкции за неисполнение положений документа. Так "черные и обычные люди" подвергались телесному наказанию и тюремному заключению, а о служивых и "всяких прочих" докладывалось государю. Очередной виток развития дело борьбы с огнем получило при Петре I.

Изначально обязанность по защите от пожаров в Санкт-Петербурге была возложена на городских жителей. Исключение составляли "особы знатные", выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такое положение дел было характерно для всей России. Пожарную повинность несло даже духовенство.

Устанавливая порядок ночного караула, Петр I предписывал: "надлежит для воров какое-нибудь ружье, а для пожаров иметь: ведра, топоры, войлочные щиты, деревянные трубы (насосы), а в некоторых сборных местах крюки и парусы и большие водоливные трубы, и чтоб караульщики по ночам ходили по улицам с трещотками, как обычно в других странах".

Созданные Петром в 1711 году регулярные полки стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров, согласно указу Петра I "О неукоснительном прибытии войск на пожары". Для оснащения гарнизонов были выделены необходимые инструменты. Руководство тушением пожаров возлагалось на воинского начальника.

С 1747 года для предупреждения пожаров над всеми правительственными учреждениями устанавливался пожарный надзор, формировались пожарные посты, на которых несли дежурство солдаты. На вооружение огнеборцам придавались две большие заливные трубы, десять ручных труб, 20 ведер и кадки. В Сенате имелся большой насос с рукавами, большая заливная труба и ведра.

Средства для этого выделялись из Штатс-конторы. Предпринятые действия, безусловно, укрепляли боеготовность пожарных, однако по-прежнему при созданных пожарных обозах не было постоянного и определенного штата служителей. Люди, которые несли службу в качестве пожарного, не обладали профессиональными навыками, кроме того постоянная сменяемость выделяемых людей затрудняли борьбу с огнем.

В 1772 году проходит очередной этап реформирования пожарной охраны Петербурга. Ключевым аспектом этой модернизации стало утверждение штата чинов "при пожарных инструментах" в составе брандмейстера, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В 1790-х вновь идет реорганизация. Согласно "Уставу города Москвы" при обер-полицмейстере формировалась пожарная экспедиция во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек на одну часть. Устанавливалось дежурство в три смены по 25 человек в каждой. При возникновении в подведомственном районе пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства.

В начале XIX века принимается исторический Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах впервые на постоянной основе пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Тем же Указом население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. 31 мая 1804 года первая профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе "Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы".

Однако этот процесс проходил крайне неспешно. Отдельные уезды сформировали профессиональные пожарные команды аж в начале XX века. По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд - 590, добровольных городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2. Численность личного состава в них - 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь.

Кроме столичных городов и Варшавы, команды которых обладали современным снаряжением, все остальные испытывали финансовые трудности. В 1893 году из 687 городов 61 губернии в 63 городах (9,1%) на содержание пожарных средств не выделялось. В 180 городах (26,2%) на ремонт обоза, рукавов, на оплату за доставку воды из казны было выделено около 1000 руб. В 388 городах (56,5%) расходы составили от 1000 до 10 тыс.руб., а в 56 (8,2%) свыше 10 тыс.руб. Во всех городах России в 1916-1917 гг. из общего количества общественных и частных построек каменные составляли 14,8 процента, деревянные - 63,9 процента, смешанные - 3,6%, прочие - 17,7 процента. В отдельных городах процент деревянных построек превышал средний показатель. Например, в Москве деревянных построек было 72 процента. 95,5 процента крестьянских дворов были целиком деревянными и только 2,5 процента -построены из негорючих материалов.

Пожары на Руси всегда были страшным бедствием. В огне ежегодно погибали тысячи людей, причинялся неизмеримый материальный ущерб государству. Особенно страдали сельские жители, которые были совершенно беззащитны перед огненной стихией. Тот факт, что вплоть до XV века пожар считался большим только тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, свидетельствует о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров. О пожарах, которые уничтожали 100 – 200 дворов, летописи даже не упоминали.

Исторические летописи отмечают, что многие русские города не раз подвергались опустошительным пожарам. По несколько раз выгорали города: Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Москва сгорела полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. Историки отмечают, что опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 годах. Московский пожар 1356 г. за два часа уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады.

С ростом городов, развитием средств производства, убытки от пожаров становились все весомее. Все острее ощущалась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров. Необходимо было изменить и отношение населения к проблеме пожарной безопасности. В период становления российской государственности центральной власти приходилось решать, наряду с множеством других проблем, проблему пожаров.

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) три его старших сына – Изяслав, Святослав и Всеволод заключают между собой союз для совместных действий по решению политических и военных задач. Ко времени существования данного союза относится одно из первых упоминаний в официальных сводах законов мер по борьбе с пожарами. Сыновьями Ярослава была составлена так называемая “Правда Ярославичей” – документ, в соответствии с которым определялись наказания за различные преступления. В статье № 32 “Правды Ярославичей”, в частности, говорилось о наказании за поджог княжеской борти.

После неоднократных нашествий на Русь половецких полчищ, полувековой раздробленности государства, распавшегося на феодальные княжества, войн и потрясений, в 1113 г. к власти пришел Владимир Мономах. Во время правления Владимира и его сына Мстислава Киев на несколько лет вновь стал центром большого государства. Законы, устанавливающие наказания за деяния, связанные с пожарами, пополнились несколькими статьями.

При великом князе Московском и всея Руси Иване III (1440 - 1505 гг.) внимание к “пожарной“ проблеме усилилось. Иван III впервые в России придал законодательную силу борьбе с пожарами от бытовых причин, признавая их наиболее распространенными ввиду полной беспечности населения при обращении с огнем. Судебник 1497 г. устанавливал самую суровую кару за поджог (поджигателя, наряду с иными, наиболее опасными преступниками, надлежало казнить “смертной казнью”).

Карательные меры, применяемые к поджигателям, в последующих сводах судебных законов оставались теми же. И в судебнике царя Ивана IV (Грозного) от 1550 г., и в судебнике царя и великого князя Федора Ивановича от 1589 г. наказание за поджог оставалось столь же суровым: “жывота не дати, казнити смертною казнью”.

Длительное время система предупреждения пожаров держалась исключительно на карательных мерах. Первые действенные мероприятия, направленные непосредственно на предупреждение пожаров стали проводиться лишь в государстве Московском. После “Всесвятского” пожара (1365 г.) московский князь Дмитрий Иванович принимает решение защитить город Кремль от врагов и от пожаров новым огнестойким строительным материалом - белым камнем. В результате проведенного строительства длина Кремлевских стен к 1367 г. достигла 2 тысяч метров. С этого времени Москву стали величать “белокаменной”. Однако, основная часть жилых построек по обеим сторонам Кремлевской стены, по-прежнему, была деревянной, и пожары продолжали периодически опустошать столицу.

В 1434 г. великий князь Василий II повелел не только осторожно обращаться с огнем, но и определил условия пользования огнем в наиболее опасных ремеслах и в быту. Когда же пожар все же возникал, а случалось это на Руси, к сожалению, часто, основной действенной силой при тушении пожаров, как и многие века до того, оставался народ, вооруженный баграми, кирками и ведрами.

В 1493 г. Московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам. После этих пожаров от великого князя Московского и всея Руси Ивана III выходит повеление снести все дома, лавки и прочие постройки, находящиеся на расстоянии ближе ста десяти сажен (примерно 235 метров) от кремлевских стен. Впоследствии Кремль окружают глубоким рвом, по которому пускают воду из близлежащих речушек. Этот ров и пустырь вокруг кремлевских стен выполняли как противопожарные, так и оборонительные функции.

Первые противопожарные правила для населения были изданы в 1504 г. Они предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.

В начале XVI в. по указу Ивана III в Москве была организована пожарно-сторожевая охрана. На улицах города устанавливали особые заставы с решетчатыми воротами, которые на ночь закрывались. На заставах осуществлялось круглосуточное дежурство. В качестве сторожей привлекались горожане по одному с каждых десяти дворов, возглавляемые решеточными приказчиками. В обязанности сторожей вменялось наблюдение за тем: “чтобы бою, грабежу, корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц”. Несение службы на заставах контролировали назначенные должностные лица из дворян, так называемые “объезжие головы”. Также в помощь “объезжим головам “ из жителей назначались десятские, сотские и тысяцкие, которые в случае возникновения пожара сгоняли народ для его тушения. Тех же, кто отказывался тушить, били батогами и волокли на пожар силой.

В 1547 г. после опустошительного пожара в Москве, Иван IV (Грозный) издает указ, запрещающий москвичам топить летом печи в домах. Чтобы никто этого закона не нарушал, на печи накладывались восковые печати. Этот же указ обязывал жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это позволяло жителям в короткие сроки самостоятельно ликвидировать пожар в начальной стадии, не тратя времени на доставку воды от ближайшего колодца.

В 1550 г. в России учреждается стрелецкое войско. Согласно царскому указу, стрельцы обязаны были являться на пожары и принимать участие в тушении. Это, несомненно, было шагом вперед в деле предупреждения и тушения пожаров. Подчиняющихся строгой воинской дисциплине стрельцов значительно быстрее можно было организовать для тушения пожара, чем разношерстное городское население, да и пользы от них при тушении было больше. Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские формирования.

После упразднения в 1698 г. стрелецкого войска и создания регулярных полков, войска по-прежнему привлекались к тушению пожаров. В 1711 г. Петр I издает указ “О неукоснительном прибытии войск на пожары”, название которого говорило само за себя. Однако, наряду с войсками, к надзору за противопожарным состоянием города и тушению возникающих пожаров все так же привлекалось городское население.

Вследствие слабого развития технических средств тушения пожаров одним из важнейших методов борьбы с огнем оставалось недопущение возникновения пожаров.

В 1649 г. выходят два документа, имеющие отношение к мерам по предупреждению пожаров. Первый документ - ”Соборное уложение”, вводил уголовную ответственность не только за поджог, как было прежде, но и за неосторожное обращение с огнем, повлекшее за собой значительные убытки. Закон устанавливал особую ответственность и за кражу собственности во время пожара. В апреле 1649 г. выходит второй документ - “Наказ о градском благочинии”, который в основном повторял принятые ранее правила обращения с огнем в быту: предписывал иметь всем жителям в домах ведра и запас воды, соблюдать правила пользования печами. Наряду с этим, Наказ впервые устанавливал ответственность должностных лиц за выполнение правил пожарной безопасности.

Следует отметить, что большая часть предпринимаемых усилий по борьбе с “пожарностью” в России не имела особого положительного эффекта. Для изменения подхода к данному вопросу необходимо было создание профессиональной пожарной охраны. И это должны были быть не просто организованные и подчиняющиеся строгой дисциплине люди, а хорошо обученные тушению пожаров профессионалы, объединенные в специальные, постоянно действующие подразделения - пожарные команды. И надо заметить, что попытки организовать подобные команды не раз предпринимались в Москве и Санкт-Петербурге на протяжении XVI - XVII веков.

В 1624 г. в Москве при Земском дворе была организована первая пожарная команда. Она имела в своем составе 100 человек из “ярыжных” (полицейских служащих низших чинов), перешедших на содержание государства. К 1629 г. численность этой команды составляла уже 200 человек, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. Команда была оснащена бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми, щитами и прочим имуществом, выделяемым казной. При Земском дворе постоянно дежурило 20 извозчиков при конном обозе, готовых по первому набатному звону доставить огнеборцев с их инструментами к месту пожара. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ собирал на содержание команды с населения подати.

Начало XVIII века характеризовалось для России подъемом во всех областях государственного строительства, сближением с передовыми державами, активным стремлением участвовать в процессе “большой европейской политики”. В данной ситуации нельзя было больше терпеть бессилие властей и народа перед неизбежностью возникновения больших пожаров, которые, как и много веков назад, продолжали практически беспрепятственно бушевать по всей России.

Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. Он прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и об устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 г. вышел указ, в котором повелевалось во всех городах России “деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам”. Постепенно каменное строительство стало обязательным. Невыполнение требований пожарной безопасности влекло за собой наказание и штрафные санкции. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 г. устанавливались следующие штрафы: «Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги”, с незнатных – в два раза меньше».

В Санкт-Петербурге строительство деревянных домов было запрещено с 1712 г. Кроме каменных разрешалось строить только глинобитные дома. Здания велено было возводить в один ряд, и расстояния между постройками должны были составлять не менее 13 м. Во избежание пожаров все деревянные постройки вблизи важных и пожароопасных объектов сносились.

Требования пожарной безопасности в строительстве постоянно дополнялись. В 1736 г. были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров). Изданы указы, направленные на защиту от пожаров лесов, а также предписания, касающиеся строительства в селах и деревнях.

После смерти Петра I внимание к вопросам предупреждения пожаров ослабло. Отдельные указы и постановления, принятые в этот период, лишь дублировали нормативные акты, разработанные при Петре. Вместе с тем все большее внимание начинает уделяться формированию сил и средств пожаротушения.

В 1722 г. при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге была создана специализированная пожарная команда из рабочих. В 1741 г. организованы пожарные команды для охраны Зимнего дворца и летних резиденций в Царском селе.

В 1763 г. в Санкт-Петербурге и Москве в составе полиции были учреждены ”пожарные конторы”, а также определен штат чинов при пожарных инструментах. Однако, по-прежнему, для тушения пожаров, в порядке пожарной повинности, привлекалось необученное городское население. Обязательные пожарные дежурства отвлекали от основных занятий, поэтому горожане, определяемые для дежурства, как могли, уклонялись от обременительной повинности.

В 1798 - 1799 гг. “пожарные конторы” переименовываются в “пожарные экспедиции”. Однако, это никак не повлияло на улучшение дела по организации пожаротушения. Назрела необходимость коренным образом изменить подход к решению вопроса борьбы с пожарами. Необходимо было отменить пожарную повинность городского населения, не отвечавшую поставленным перед ней задачам, и приступить к организации по-настоящему профессиональной пожарной службы. Поворотным этапом в решении этого наболевшего вопроса стало начало XIX века.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано Министерство внутренних дел. В состав Министерства вошли “Управы благочиния”, которыми руководили обер-полицмейстеры, стоявшие во главе полиции в Петербурге и Москве. Подобные управы были организованы и в губернских городах. В задачу управ входило централизованное управление пожарной охраной в городах, и их можно считать прообразом сегодняшних органов управления пожарной охраной в стране.

29 ноября 1802 года издается Указ Александра I “Об учреждении при полиции особенной пожарной команды”: “В облегчение обывателей здешней Столицы от поставки пожарных работников натурою, приказал Я учредить при Полиции особенную для исправления сей повинности, так как и для содержания ночной стражи команду, из 1602 человек состоящую, составив оную из солдат неспособных к фронтовой службе...”.

Почти сразу после того, как данная пожарная команда начала работать, Указом Александра I от 24 июня 1803 г. население столицы было освобождено от несения пожарной повинности: выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Отныне содержание пожарных команд полностью брало на себя государство.

31 мая 1804 года аналогичная пожарная команда была создана в Москве, а позже, и в других городах России.

Впоследствии порядок несения службы в пожарных командах стал определяться в соответствии с «Уставом пожарным», принятым в 1832 году.

Очередным значительным шагом в развитии пожарной охраны было утверждение 17 марта 1853 г. “Нормальной табели составу пожарной части в городах”. Согласно этому документу, в целях создания упорядоченной структуры пожарной охраны, все города России, кроме столичных, были разделены на семь групп по числу жителей. Для каждой группы предусматривался штатный состав, количество пожарного инвентаря и отпускаемые средства на их ремонт. К первому разряду относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов утверждались Министерством внутренних дел.

Новой страницей в деле предупреждения пожаров и борьбе с ними можно считать появление в России в середине XIX в. добровольных пожарных команд, которые организовывали сами жители городов и других селений. Потребность в добровольных командах возникла в связи с тем, что профессиональные пожарные были не в состоянии полностью контролировать положение с пожарами в государстве. Добровольных пожарных не нужно было призывать к осторожному обращению с огнем. Они сами стояли на страже имущества и жизни своих близких и являлись лучшими пропагандистами мер пожарной безопасности.

В 1892 г. было образовано Российское пожарное общества, которое объединило вокруг себя практически все добровольные пожарные силы в стране.

После Октябрьской революции 1917 г. по представлению Совета Всероссийского пожарного общества Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Этот документ стал основой принятого СНК 17 апреля 1918 г. декрета "Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России.

Для охраны достояния Республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем был учрежден Пожарный совет. В состав совета вошли 23 человека из различных комиссариатов, что дало возможность Совету оперативно решать организационные вопросы.

12 июля 1920 г. Совет Народных Комиссаров своим постановлением передал пожарную охрану в ведение Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД).

Несмотря на острую нехватку техники, пожарные героически боролись с огнем, спасая людей и народное имущество. За мужество и самоотверженность пожарные команды Борисоглебска, Краснодара и Москвы в 1923 - 1925 гг. были награждены орденами Труда Российской Федерации (орденом Трудового Красного Знамени - высшей правительственной наградой того времени).

Утверждение в июле 1924 г. устава добровольных пожарных организаций позволило на правовой основе развернуть строительство добровольных пожарных команд.

10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).

Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. "Положения о Государственном пожарном надзоре". В профилактической работе упор был сделан на привлечение населения. В цехах, на предприятиях, жилом секторе создаются специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними.

В 1940 г. был введен в действие "Боевой устав пожарной охраны", "Устав внутренней службы" и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. В конце 1940 г. ГУПО организует проведение обучения населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными бомбами.

В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась кадрами, необходимой техникой. Вся боевая и профилактическая работа строилась по единым уставам и наставлениям.

В годы Великой Отечественной войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД вошли в систему местной противопожарной обороны (МПВО), но оперативно были подчинены ГУПО. При ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров они действовали самостоятельно. Именно военизированные и профессиональные пожарные команды НКВД гг. Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани, Туапсе, Ростова-на-Дону, Ярославля и других городов, находящихся в зоне действия вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения пожаров, возникавших в результате варварских бомбардировок.

В послевоенные годы усилия ГУПО были направлены на совершенствование боевой подготовки органов управления и подразделений пожарной охраны, восстановление и развитие их материально-технической базы.

В 1956 г. в крупных городах страны была осуществлена реорганизация пожарной охраны. Функции предупреждения и тушения пожаров были объединены в одном подразделении.

В 1956 г. заметно оживилось и международное сотрудничество в области пожарной охраны. В СССР побывали делегации пожарной охраны Болгарии, Венгрии. Делегация советских пожарных посетила Чехословакию. В сентябре 1957 г. в Варшаве проходил международный конгресс под эгидой Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ) в котором советские пожарные приняли участие в качестве наблюдателей. А год спустя на очередном конгрессе советская пожарная охрана была представлена как полноценный член КТИФ.

Работа передовых добровольных пожарных команд в эти годы показала, что эти подразделения успешно охраняют не только населенные пункты сельской местности, но и города. Развитие добровольчества сдерживала раздробленность, отсутствие единого руководства. 14 июля 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР № 1074 было организовано Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). С созданием ВДПО эти проблемы были решены.

1966 г. ознаменовал новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.

Большая и ответственная задача стояла перед пожарной охраной в период подготовки и проведения XXII Олимпийских Игр в Москве. В результате предпринятых органами пожарной охраны профилактических мер в местах, связанных с проведением «Олимпиады - 80» и культурной программы, пожаров удалось избежать.

В ночь 26 апреля 1986 г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Прибывшие по тревоге пожарные свой долг выполнили до конца. Их было 28 - первых, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора.

В начале 90-х годов в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места.

23 августа 1993 г. Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ.

21 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон "О пожарной безопасности". Проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. Согласно закону обеспечение пожарной безопасности - это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России (с 2002 г. ГПС МЧС России) как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.

История пожарного дела в России имеет не только государственные вехи. Она наполнена подвигами, славными делами, энтузиазмом и незаметной внешне работой не одного поколения огнеборцев. Во многих городах, населенных пунктах помнят своих героев. О развитии пожарной охраны в вашем городе (регионе) можно узнать при посещении местных пожарных частей, из бесед с ветеранами пожарной охраны, а также в Центрах противопожарной пропаганды и общественных связей, которые имеются во всех Управлениях и Отделах ГПС субъектов России.

С развитием общества, его научно-техническим прогрессом проблема пожарной безопасности становиться все более острой. Рост численности городского населения, увеличение размеров городов, этажности зданий, интенсивное развитие производства и пожароопасных предприятий — все это требовало принятия новых решений в области борьбы с пожарами.

Российское Государство нуждалось в прогрессивных преобразованиях. Обладая необыкновенным потенциалом творческих способностей народа и имея богатые природные ресурсы, Россия, тем не менее, в XVII веке отставала в общественном развитии от других западных стран. Объективными причинами этого явились многолетние междоусобные войны, монголо-татарское иго и старообрядческие традиции. Но к концу XVII века, освободившись от поработителей и завоевав значительные территории, Российское Государство было готово к этапу нового социально-экономического развития.

Задачи, стоявшие перед государством, хорошо понимал Петр I (1682 – 1725). При его правлении Российская империя стала одним из самых мощных государств в мире.

Преобразовательная деятельность Петра I коснулась и пожарного дела. «Традиция» воочию убедиться в необузданном и все уничтожающем действии огненной стихии при вступлении на престол царских особ не обошла и будущего императора.

Еще в детстве, столкнувшись с ужасным зрелищем пожаров во время стрелецких бунтов и чуть не став жертвой одного из них при поджоге флигеля Сергиевской лавры, Петр I на всю жизнь сохранил впечатления об уничтожающей все «живое и неживое» силе пожаров. Так царь, еще не вступив самодержавное правление страной, пожелал иметь в своем селе Коломенском шестнадцать труб медных заливных.

В 1701 году выходит указ о строительстве в городах каменных зданий. В 1704 году этот указ повторяется для Москвы. С 1702 года к тушению пожаров привлекаются регулярные войска, которые оснащаются всем необходимым для пожаротушения инвентарем. Это решение поддерживало дисциплину при ликвидации пожаров. Позднее появились организованные действия, положившие начало пожарной тактике: пребывающие на пожар силы функционально разделялись на группы по тушению, водоснабжению и защите от огня соседних зданий.

Самое свое любимое творение – Санкт-Петербург – Петр I всячески оберегал от огненного уничтожения. Вот лишь некоторые сведения об организации мер пожарной безопасности в городе.

С самого начала строительства планировка города устраивалась по правилам пожарной безопасности: дома строились с противопожарными разрывами, улицы располагались прямолинейно и «просторно», что позволяло беспрепятственно вести пожаротушение, на Васильевском острове планировалось соорудить каналы, оборудованные противопожарным инструментом.

С 1712 года в городе запрещалось строить деревянные дома. Указ от 1718 года устанавливал противопожарные требования к печам, к расстоянию между домами. Было запрещено возведение деревянных крыш. Примечательно, что в требованиях пожарной безопасности значилось отделение печей от стен двумя кирпичами (это требование записано и в современной нормативной литературе). Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях. В войсках назначались пожарные офицеры и выделялись специальные подразделения для тушения пожаров, которые оснащались пожарным инструментом, включая пожарные трубы.

В 1722 году при Адмиралтействе была организована первая объектовая пожарная команда, расположенная в специальном депо. Службу несли горожане. В дальнейшем(1737) стали привлекать войсковые подразделения, которые специально обучались действию с пожарным инструментом.

Трудно судить о том, как рождались первые осмысленные правила пожарной безопасности и организации пожаротушения, но скорее всего они» зарабатывались кровью» предыдущих поколений, то есть создавались на основании приобретенного людьми многовекового опыта борьбы с

Петр хорошо сознавал необходимость постоянного контроля за мерами обеспечения пожарной безопасности со стороны государственных чиновников. Эту работу он возлагал сначала на генерал-губернатора А.Д. Меньшикова, а затем на канцелярию городовых дел. После учреждения главной полицейской канцелярии, за строгим исполнением петровских указов, и в том числе в области пожарной безопасности, следил генерал-полицмейстер, подчинявшийся только царю. Непосредственный надзор за выполнением противопожарных мероприятий возлагался на конкретных государственных лиц.

Мудрость выдающегося государственного деятеля заключалась в том, что он своими указами пожары предупреждал, а не ограничивался реагированием на уже случившиеся бедствия.

Благодаря противопожарным мерам, а также жестокому контролю за их соблюдением, привлечением к тушению пожаров высокоорганизованных войск, вооруженных по тем временам современным пожарным инструментом, за 20 лет существования Санкт-Петербурга произошло лишь 9 крупных пожаров.

Император не оставлял без внимания и другие города России, но все новшества, в том числе и противопожарные, сначала внедрялись в Петербурге, а затем распространялись повсеместно.

Преждевременная смерть Петра I в 1725 году не позволила довести реформы пожарного дела до логического завершения – создания пожарной охраны. Этот важный этап развития пожарной охраны отодвинулся почти на сто лет.