Преступление и наказание портретная характеристика раскольникова. Соционика

Среди ваших знакомых наверняка есть психотип Достоевский - чуткий, ранимый, высоконравственный человек, который всегда придёт на помощь. В соционике этот психотип шифруется как ЭИИ (что значит этико-интуитивный интроверт) и называется гуманистом.

Внешность

Достоевские редко бывают красивыми людьми: чаще всего черты лица размыты и неправильны, но чаще всего эти люди очаровательны и милы:

  • фигура чаще всего непропорциональна;
  • черты лица неправильные;
  • несмотря на недостатки внешности, очень обаятельны, милы и симпатичны;
  • просты и скромны в одежде;
  • могут привнести в одежду какие-то особые черты, проявив индивидуальность (яркий бант, необычная шляпка или невероятно модные туфли);
  • выражение лица часто бывает несколько виноватым и несчастным;
  • всегда приветливо улыбаются.

Не стоит слишком критично относиться к внешности Достоевского: для него гораздо большую значимость имеет его внутренний мир, что отражается в чертах его характера.

Основные черты характера

Главное качество Достоевского - это высокая моральность, чёткие нравственные принципы. Однако он никому их не навязывает, а прежде всего сам поступает в соответствии с ними. Этим и продиктованы все его основные черты характера:

  • миротворец: всегда выступает примирителем двух враждующих сторон;
  • справедливость: руководствуясь высокими моральными принципами, Достоевский никогда никого не обвинит безосновательно; его можно смело выбирать в любое жюри любого конкурса: его не подкупишь никакими взятками;
  • доброта: снимет с себя последнюю рубашку для ближнего, нуждающегося в одежде;
  • терпимость: умеет выслушать до конца и не перейти на повышенные ноты в разговоре, даже если собеседник мечет гром и молнии;
  • невероятное понимание чужих проблем: иногда кажется, что Достоевский может понять и простить убийцу, однако это ошибочно (если человек преступил законы нравственности, Достоевский заклеймит его по заслугам);
  • верность: Достоевский не изменяет ни своим близким, ни своим принципам.

Однако бывают ситуации, когда Достоевский становится просто невыносим и проявляет свои самые отрицательные черты:

  • стрессы могут выбить Достоевского из привычной колеи;
  • плохо переносит конфликты и одиночество;
  • наивен и доверчив;
  • в работе не нужно ждать от Достоевского инициативности и активности: он хорош как исполнитель.

Взаимоотношения с другими психотипами

Для некоторых психотипов Достоевский будет прекрасным мужем, верным другом и хорошим коллегой:

  • никто не поймёт Достоевского лучше , так как это две родственные души, которым всегда будет о чём поговорить;
  • будет зеркалом для Достоевского: особого сближения не будет, но эти люди понимают друг друга с полувзгляда;
  • гармоничные отношения складываются у Достоевского со , который дополняет его и способствует его душевному комфорту;
  • , являясь активатором для Достоевского, помогает ему реализовать свои цели в этой жизни и вполне может составить его счастье в семейном плане.

Однако не все психотипы смогут понять чувствительного Достоевского:

  • как психотип - полная противоположность Достоевского, так что отношения в этой паре обречены на провал;
  • с Достоевским, оказавшись в одном коллективе, ужиться не смогут: Достоевского просто изведут постоянные конфликтные столкновения с этим психотипом;
  • чужд внутренним переживаниям Достоевского и не принимает его ценностей, так что отношения суперэго между ними не позволят им стать близкими людьми;
  • , являясь ревизором по отношению к Достоевскому, будет постоянно придираться к нему и предъявлять ему невыполнимые требования, так что Достоевский-подчинённый вскоре убежит от Наполеона-начальника.

Если Достоевский близок вам по духу, в его лице вы найдёте хорошего помощника в самых разных делах. Если вы несовместимы с ним по психотипу, лучше решать совместные проблемы дистанционно.

Профессиональные качества

Набор определённых психических функций определяет профессиональную пригодность Достоевского. Он отлично проявит себя в таких профессиях, как:

  • педагоги;
  • психологи;
  • судьи;
  • следователи;
  • священники;
  • художники;
  • литераторы.

А вот в торговле, военном деле и актёрском мастерстве Достоевский будет чувствовать себя не на своём месте.

Знаменитые представители

Среди звёздных представителей данного психотипа можно найти таких знаменитостей, как:

  • Фёдор Достоевский , русский писатель XIX века;
  • Тарас Шевченко , украинский поэт;
  • Лесков , русский писатель;
  • Константин Паустовский , советский писатель XX века;
  • Александр Солженицын , советский писатель;
  • Диего Веласкес , испанский художник;
  • Винсент ван Гог , нидерландский художник;
  • Мэрилин Монро , американская актриса;
  • Вивьен Ли , английская актриса;
  • Юрий Соломин , актёр;
  • Андрей Мягков , актёр;
  • Наталья Белохвостикова , актриса;
  • Евгения Симонова , актриса.

Если хотите покорить сердце Достоевского, вам нужно быть человеком высоких моральных качеств. Безупречная нравственность - вот приоритетное понятие для этого психотипа.

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

В этой статье представлен цитатный портрет Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности героя в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы о Раскольникове

Портрет Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности в цитатах

Бедный студент Родион Раскольников — это красивый молодой человек в возрасте 23 лет.

У Раскольникова бледное лицо, прекрасные темные глаза и темно-русые волосы. Он довольно высок и строен. Молодой человек одет настолько бедно, что похож на оборванца или трубочиста.

О лице и фигуре Раскольникова известно следующее:
«. он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. « » . в тонких чертах молодого человека. « «. Раскольников отвечал. не опуская черных воспаленных глаз своих. « «. какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице. « «. бледное лицо Раскольникова. « О бедной одежде Раскольникова известно следующее:
«Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет. « «. слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка. « «. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. « «. обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья. « «. снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье). « «. так как пальто было очень широкое, настоящий мешок. « «. такой оборванец и не думает стушевываться. « «. трубочист. « О старой шляпе Родиона Раскольникова известно следующее:
«. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. « «. сей пальмерстон (он достал из угла исковерканную круглую шляпу Раскольникова, которую неизвестно почему, назвал пальмерстоном.). « О сапогах Раскольникова известно следующее:
«. старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова. « По мнению Пульхерии Александровны, матери Раскольникова, у него прекрасное лицо и прекрасные глаза. При этом она считает, что Родион даже красивее своей сестры, красавицы Дуни. Конечно, мнение матери нельзя считать до конца объективным, но все-таки ее оценка тоже представляет некоторый интерес:
«. И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное. Он собой даже лучше Дунечки… Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!»
Это был цитатный портрет Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности героя в цитатах.

Характеристика героя Раскольников, Преступление и наказание, Достоевский. Образ персонажа Раскольников

Характеристика героя Раскольников

Раскольников предстает в романе молодым человеком, которого не удовлетворяет ни его жизненная ситуация, ни то, кем является он сам. А хочет он, ни много ни мало, стать «сверхчеловеком». В своей теории он разделил всех людей на два класса: пресмыкающиеся «твари дрожащие» и собственно люди – «право имеющие». Люди из первого из этих классов служат лишь материалом для самовоспроизведения и роль их в этой жизни ничтожна, а мировым прогрессом двигают представители класса «право имеющих», которые ради достижения своих целей могут преступать любые законы.

Родиону хочется думать, что он, все-таки, относится к разряду «высших людей». Но проверить это можно только опытным путем — через совершения конкретного поступка. Как раз на примете есть такое, как ему кажется, «человек-насекомое» — старуха-процентщица Алена Ивановна, которая ничего хорошего делает, а только обирает бедняков. Есть и высшая цель, ради которой можно пожертвовать старухой – имеется в виду помощь несчастной семье Семена Захаровича Мармеладова.

Продумывая убийство Алены Ивановны, Раскольников постоянно размышляет о верности своей теории и даже почти отказывается от нее. Но вихрь, который он закрутил внутри себя, все же затягивает главного героя, и он убивает старуху и ни в чем не повинную сестру ее.

Преступление совершено, но мучения Родиона только усиливаются. Он начинает понимать, что он никакой не «сверхчеловек», раз способен так сильно переживать из-за одного лишь убийства. Общение с такими персонажами, как Лужин и, особенно, Свидригайлов, приводят его выводу, что выбранный им путь ведет в никуда, а миром правит любовь и смирение. За это он должен благодарить Соню, которая не оставила его и поехала с ним в Сибирь.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

«Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»»

Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими порядками, и писатель в своих произведениях показал людей, которые пытаются протестовать против царящего зла. Таков Родион Раскольников - главный герой романа « Преступление и наказание. Страшная бедность повергает Раскольникова в отчаяние, он хорошо понимает, что вокруг него царят волчьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмущают бессердечие и жестокость богачей.

Озлобленный своим бессилием помочь людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей прибыль из людских страданий. « Раскольников видит и чувствует на самом себе, как люди пользуются страданиями своих ближних, как искусно и старательно, как аккуратно и безопасно они высасывают последние соки из бедняка, изнемогающего в непосильной борьбе за жалкое и глупое существование», - так критик Д. И. Писарев подчеркнул социальный смысл поведения Раскольникова, основной протестующий, антикапиталистический пафос романа.Но герой не становится борцом за лучшее будущее. Знакомый с революционными идеями лишь понаслышке, он не верит, что справедливое устройство общества возможно. «Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить… Так доселе велось и так всегда будет!» - с горечью заявляет Раскольников. Но и примириться с жестокой судьбой волевой и гордый герой не хочет. Возомнив себя необыкновенной, выдающейся личностью, человеком, которому позволено все, даже преступление, Раскольников решает убить и ограбить богатую старуху- ростовщицу. После долгих и мучительных колебаний он осуществляет свое страшное намерение. Герой переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Изображая отчаяние и душевные муки своего героя, Достоевский стремился убедить читателей, что такая борьба против несправедливости не только не улучшает жизнь, а, наоборот, делает ее еще мрачнее и ужаснее. Наказание начинается еще до преступления, мысль о котором жжет и терзает Раскольникова: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах…» Наказание усугубляется в момент преступления. Герой чувствует, что жадная старуха-процентщица - все-таки человек, и опустить топор на ее голову невыносимо страшно и мерзко. Лизавета - испуганный до оцепенения беззащитный ребенок: «Она только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее к нему вперед, как бы отстраняя его».

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Раскольников мучается, чувствует страх, отчаяние, отчуждение от всех людей. Ложный путь, избранный героем романа, ведет не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, к духовной смерти. Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения с окружающими людьми. Он вынужден постоянно, на каждом шагу обманывать себя и других, и эта ложь опустошает душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей, но живая натура героя, вопреки убеждениям и доводам рассудка, постоянно тянет его к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи.

Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать у Раскольникова болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его.Ощущение преступности порождает катастрофическую диспропорцию во взаимоотношениях героя с другими людьми, касается это и внутреннего мира Раскольникова: у него возникает болезненное чувство подозрительности к самому себе, появляется постоянная рефлексия, бесконечные сомнения, отсюда и странная тяга героя к следователю Порфирию Петровичу. В «поединке» с Раскольниковым Цорфирий выступает как мнимый антагонист: спор со следователем - отражение и подчас прямое выражение спора Раскольникова с самим собой. Раскольников сердечным инстинктом не принимает идею, продолжающую сохранять власть над его умом. Раскольников теряется в самом себе, хлопотливая болтовня Порфирия раздражает, тревожит, возбуждает героя, и этого достаточно, чтобы он «психологически не убежал» от следователя. Раскольников тщетно пытается рационально проконтролировать свое поведение, «рассчитать» самого себя.

Герой хранит в себе тайну преступления и не может спастись от лжи. За час до явки в полицию Раскольников говорит Дуне: «Преступление? Какое преступление. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Он старается говорить « натурально» со следователем в условиях, исключающих такую натуральность, но «натура» хитрее расчета и сама себя выдает. Раскольникова подводит внутреннее ощущение своей преступности. Свою страшную, мучительную тайну он решает поведать Сонечке Мармеладовой. В его душе нарастает желание признаться по не совсем ясным, подсознательным мотивам: Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности.

В лице Сони он встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: «Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак». «Натура» требовала от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией, к такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.

Достоевский писал, что Раскольников, вопреки убеждениям, предпочел «хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством… замучило его». Но даже на каторге Раскольников не считал себя виноватым в убийстве: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что промах, который со всяким мог случиться». Раскольников был духовно мертв: «Я не старушонку убил, я себя убил ». Настоящий смысл евангельского повествования воскрешении Лазаря открывается Раскольникову только тогда, когда воскресает к новой жизни его собственная душа, когда он раскаивается и понимает, что вся его жизнь « была каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И это была не его жизнь, потому что он теперь другой - обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям и Богу.

Преступление и наказание портретная характеристика раскольникова

Товарищ Родиона Раскольникова, Разумихин, характеризует его следующим образом: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время, а, может быть, гораздо прежде, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

В некоторых сценах «Преступления и наказания» (см. его краткое содержание) читатель видит, как за этой создавшейся от обид, унижений и жизненной горечи, корой сухости и гордости, открывается порой нежное и любящее сердце. Раскольникова тянет преимущественно к «униженным и оскорбленным». Он сближается с несчастным Мармеладовым , выслушивает всю историю жизни его многострадальной семьи, идет в их жилище, отдаст им последние деньги. Он подбирает очутившегося под ногами лошади на мостовой Мармеладова, заботится о нем, и Раскольникову приятна детская восторженная благодарность обнявшей его маленькой сестры Сони.

Именно эти впечатления наполняют его радостным чувством жизни: «Он был полон нового необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение. – «Довольно, – произнес он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил!»»

Момент любви, жалости, сострадания, чувство близости душевной к людям, братства всеобщего, дает ему ощущение полной и радостной жизни. Таким образом, свойства душевной натуры Раскольникова находятся в полном противоречии с его теорией, с его положениями. Достоевский показывает, какой, несмотря на все свои взгляды, нежной, впечатлительной и болезненно чуткой к человеческим страданиям душой обладал Раскольников. Он страдает от всех кошмаров городской жизни, он вызывает нежное и доверчивое отношение к себе детей, он и в прошлом своем пережил историю любви к горбатой девушке, которой хотел скрасить жизнь, так что дальнейший перелом в жизни Раскольникова в достаточной степени объясняется этими чертами его личности.

  • Приказ о счетах бух учета МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 декабря 2010 года N 183н (с изменениями на 31 марта 2018 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: приказом Минфина России от 31 декабря 2015 […]
  • Весенняя охота 2018 в Московской области Постановлением губернатора Московской области № 578-III от 22.12.2017 внесены изменения в Параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области. Сроки весенней охоты 2018 в Московской области Сроки весенней охоты в Подмосковье […]
  • Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Нюрнбергский процесс Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Телефон справочной по обращениямв Генеральную прокуратуруРоссийской Федерации: МАРКЕЛОВ Тимофей Лазаревич Родился 20 сентября 1918 года […]
  • Налоги для фермерских хозяйств в россии Налогообложение и учет в крестьянском (фермерском) хозяйстве Налогообложение и учет в КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект предпринимательской деятельности, является плательщиком налогов. При этом […]

    ОБРАЗ ДОСТОЕВСКОГО ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ И ПОТОМКОВ

    Образ гениальной творческой личности всегда обладает огромной притягательной силой как для современников, так и для потомков. Каким был этот человек в жизни? Как отразилась необыкновенная природная одаренность во внешнем облике гениального человека? Чем отличаются от обычных людей, среди которых они живут, эти избранники? Как связаны характер великого человека и его жизнь с его произведениями? Эти вопросы занимали и будут занимать самых разных людей: от простых неискушенных читателей до ученых, специалистов по психологии творчества, а также художников последующих поколений, испытавших на себе воздействие творчества великого предшественника.

    Творчество Достоевского давно и прочно завоевало огромную аудиторию читателей во всем мире. И чем больше проникаем мы в его грандиозный художественный космос, тем чаще задумываемся о самом создателе гениальных произведений.

    Современники Достоевского оставили немало воспоминаний о его характере, привычках, внешнем облике от юности и до последних лет жизни. Собранные вместе, эти воспоминания порой поражают своей противоречивостью. Так, А.Е.Ризенкампф вспоминал, что Федор Михайлович "… был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округленным и слегка вздернутым носом". Но А.Я.Панаева, встречавшая Достоевского в те же годы, писала, что он "был худенький, маленький, белокурый". А доктор С.Д.Яновский запомнил его таким: "роста он был ниже среднего, кости имел широкие и в особенности широк был в плечах и в груди…". Трудно объяснить такое расхождение в восприятии одного и того же человека разными людьми. Возможно, на общее впечатление от физического облика Достоевского оказывала влияние его "несветскость", некоторая нервозность, застенчивость, особенно в молодые годы.

    По многим воспоминаниям можно увидеть, что первое впечатление при встрече с Достоевским порой почти разочаровывало: внешность неброская, не аристократичная, в лице было что-то болезненное - эта особенность отмечена почти всеми мемуаристами.

    Такое сложное и не очень отрадное впечатление Достоевский произвел и на Анну Григорьевну Достоевскую (Сниткину), когда она впервые, 4 октября 1866 г., пришла к нему для стенографической работы. Двадцатилетней девушке Достоевский показался старым, больным человеком. Он тут же подтвердил последнее впечатление, сообщив о том, что страдает эпилепсией и что недавно перенес припадок. К тому же он был рассеян, несколько раз переспрашивал свою будущую помощницу, как ее зовут. "Я вышла от Достоевского в очень печальном настроении. Он мне не понравился и оставил тяжелое впечатление," - вспоминала Анна Григорьевна много лет спустя о первом знакомстве со своим мужем.

    Однако как в молодости, так и в зрелые годы Достоевского эти первые впечатления от внешнего облика писателя вытеснялись у его собеседников, когда они от чисто внешнего знакомства переходили к более глубокому общению. Тогда открывалась внутренняя значительность, уникальность личности Достоевского и в новом свете воспринимался и внешний облик писателя. Так, С.Д.Яновский, один из самых преданных друзей юности Достоевского писал: "Его обширный, сравнительно с величиною всей головы, лоб, резко выделявшиеся лобные пазухи и далеко выдавшиеся окраины глазниц, при совершенном отсутствии возвышений в нижней части затылочной кости, делали голову Федора Михайловича похожей на Сократову.

    "Противоречие между внешней "обыкновенностью" и глубокой одухотворенностью облика Достоевского подчеркнуто в воспоминаниях Вс.Соловьева: "Передо мною был человек небольшого роста, худощавый, но довольно широкоплечий, казавшийся гораздо моложе своих пятидесяти двух лет, с негустой русою бородою, высоким лбом, у которого поредели, но не поседели мягкие, тонкие волосы, с маленькими, светлыми карими глазами, с некрасивыми и на первый взгляд простым лицом. Но это было только первое и мгновенное впечатление - это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной, духовной жизни". Это описание согласуется и с портретными зарисовками, оставленными другими мемуаристами (А.Е.Врангелем, Н.Н.Фон-Фохтом, В.В.Тимофеевой-Починковской и др.).

    Современники Достоевского, которым довелось лично знать писателя, напряженно вглядывались в черты его лица, стараясь прочитать тайну личности великого человека. Потомки вглядываются в сохранившиеся фотопортреты, вчитываются в строки воспоминаний, изучают по ним его облик, привычки, манеру говорить, читать стихи, вглядываются в его рукописи, стараясь по черновым наброскам, по особенностям почерка понять тайну творческого процесса.

    При жизни Достоевского были сделаны портреты писателя художниками-современниками: К.Трутовским, В.Перовым, Дмитриевым-Кавказским. Наряду с фотографическими изображениями они дают нам представление о внешнем облике писателя, но в то же время в большей степени приоткрывают его сложный и напряженный внутренний мир.

    Эти прижизненные изображения (фотографии и художественные портреты) наряду с мемуарной литературой всегда служили основой для создания портретов писателя художниками и скульпторами многих поколений вплоть до сегодняшнего дня. Однако эти работы, хотя и называются нередко портретами Достоевского, все-таки по большей части портретами в строгом смысле слова (как например, классический портрет работы В.Перова) не являются. В творчестве многих художников ХХ века образ Достоевского нередко приобретает обобщающее символическое значение.

    Так, в портрете работы В.Фалилеева (1921) подчеркнуто внутреннее напряжение мысли художника, создателя "Братьев Карамазовых", пророка и мыслителя: при внешней узнаваемости, в портрете доминируют те черты, которые не может передать фотография. Такую символизацию образа писателя можно найти и в работах Э.Неизвестного, Г.Гликмана, Ю.Селиверстова, Г.Неменовой и др. Многие портреты Достоевского, выполненные художниками и скульпторами ХХ века, существуют в неразрывной связи с творческим миром писателя, иногда он предстает в окружении своих героев, иногда его образ представлен несколькими персонажами (автолитография В.Мишина). Индивидуальным прочтением судьбы писателя отмечены графический лист Ю.Брусовани, рельеф из дерева И.Князева, бронзовая модель памятника Достоевскому П.Шевченко. В ироническом, "антипафосном" контексте определенного пласта современного искусства прочитываются работа В.Голубева "Достоевский и Гоголь любят русский народ" и серия рисунков Ю.Никитина из книжки "Хармсиада". Сохраняется у художников и желание осмыслить личность писателя сквозь призму традиционных, но не исчерпавших себя формул ("певец униженных и оскорбленных", "самый петербургский писатель"). В этом семантическом поле создано немало самых разных работ, которые выполнены в духе и стиле разных художественных направлений (портреты И.Иванова, Сотникова, Семенова).

    Нередко можно слышать, что тот или иной портрет Достоевского больше говорит нам о художнике, нежели о предмете его изображения. Сам по себе этот факт достаточно значим: ведь только то, что оставляет сильный и глубокий след в творческом сознании, может побудить художника к самовыражению.

    Живописные, графические, скульптурные портреты Достоевского, собранные вместе, дают возможность по-новому взглянуть на то, как многообразно восприятие Достоевского в художественном сознании на протяжении более ста лет.

    1. Достоевский считал себя некрасивым, похожим на квазимодо, его такие черты характера, как вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, ревность мешали ему в налаживании хороших отношений с женщинами. Ему нужна была такая, которая никогда бы ни в чем ему не перечила, говорила “хорошо”, “да, милый”, “ты всегда прав, любимый”, “ты самый замечательный”, то есть должна боготворить его, несмотря на его странности, грубости.
    Несмотря на все это Достоевский не был девственником. Он как-то писал: “Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки, и нервы больные. Минушки, Кларушки, Марианны и т.п. похорошели донельзя, но стоят страшных денег”.

    2. Родившись в 1821 году, он первый раз женился только в 36 лет на Марии Дмитриевной Исаевой, которая была вдовой его знакомого чиновника из Семипалатинска. Мария – из семьи французского эмигранта, получила хорошее образование, была веселой, умной, доброй, хорошенькой. Достоевский встречался с ней еще тогда, когда она была замужем(её муж был хорошим человеком, но безпробудным пьяницей). Достоевский и Исаева обвенчались 6 февраля 1857 года в Одигитриевской церкви города Кузнецка. Многие исследователи биографии Достоевского утверждают, что жизнь у них не удалась. С одной стороны, Фёдор Михайлович изменял часто жене, а с другой - он же очень ревновал свою жену. А поводом для ревности был Вергунов, к которому и бегала жена Федора Михайловича. Достоевский писал о своём браке с Марией Исаевой: “Живем кое-как”. Позже Мария заболела чахоткой и в 1864 году скончалась. Достоевский до конца своих дней заботился о её сыне Паше Исаеве.

    3. Еще до её смерти Достоевский завёл роман с 23- летней Аполлинарией Сусловой, которая сама ему написала письмо с объяснением в любви.
    Достоевский в то время был очень популярным писателем, и она решила влюбить его в себя, ей было лестно, что в неё влюбилась знаменитость. Через некоторое время Апполинария уехала в Париж, а когда через три месяца к ней приехал Достоевский, то узнал, что она ему изменила со студентом. И опять ему изменила женщина. Несмотря на это Достоевский делает предложение Апполинарии, но она со смехом ему отказала.

    4. В 1845 году Достоевский нанимает себе в помощники стенографисткой девятнадцатилетнюю Анну Григорьевну Сниткину. Она оказалась ему настоящим подарком, так как в отличии от неуравновешенного, вспыльчивого Достоевского, Анна Григорьевна была спокойной, милой, доброй. Достоевский делает предложение Сниткиной, и к его радости она дает согласие. Впервые в жизни Достоевский чувствует себя спокойно и счастливо.

    Молоденькая Анна Григорьевна должна была пройти через многое: исступленные, безумные припадки ревности, рождение и смерть детей, страшные приступы эпилепсии, убийственную страсть к рулетке. Она сумела вылечить его. Жена горячо любила Достоевского как мужчину и человека смешанной любовью жены и любовницы, матери и дочери. А он любил ее и по-отцовски, и как девочку, молоденькую и невинную. Смешение всех элементов придавало его объятиям некий налет греховности. Может быть, именно поэтому Федор Михайлович никогда более не посмотрел ни на одну женщину и никогда не изменял Анне Григорьевне даже в мыслях.

    5. Вторая жена Достоевского спасла его от пучины разврата, она была для него ангелом-спасителем. Под её влиянием писатель преобразился. Ему было 45 лет, а ей – 20, но семейная жизнь их удалась. Анна писала: ” Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях”. Они были идеальной парой. Он, реализовав наконец все свои сексуальные фантазии и желания, излечился не только от комплексов уродца и грешника, но и от эпилепсии, терзавшей его много лет. Из письма Достоевского своей жене:”Каждую ночь ты мне снишься… Целую тебя всю, ручки, ножки обнимаю… Себя береги, для меня береги, слышишь, Анька, для одного меня… Целую тебя поминутно в мечтах моих всю, поминутно взасос. Особенно люблю то, про что сказано: “И предметом сим прелестным – восхищен и упоен он”. Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь”. Более того, при ее поддержке и помощи смог написать лучшие свои произведения. Она рядом с ним смогла испытать яркое, насыщенное и подлинное счастье жены, любовницы, матери.

    6. Анна Григорьевна сохранила верность мужу до своего конца. В год его смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченной и посвятила себя служению его имени. Она издала полное собрание его сочинений, собрала его письма и заметки, заставила друзей написать его биографию, основала школу Достоевского в Старой Руссе, сама написала воспоминания. Все свободное время она отдавала организации его литературного наследства.

    7. Достоевский был невероятно ревнив. Приступы ревности охватывали его внезапно, возникая подчас на ровном месте. Он мог неожиданно вернуться в час домой - и начать обшаривать шкафы и заглядывать под все кровати! Или ни с того ни с сего приревнует к соседу - немощному старику.
    Поводом для вспышки ревности мог послужить любой пустяк. Например: если жена слишком долго смотрела на такого-то, или - слишком широко улыбнулась такому-то!
    Достоевский выработает для второй жены Анны Сниткиной ряд правил, которых она, по его просьбе, станет придерживаться впредь: не ходить в облегающих платьях, не улыбаться мужчинам, не смеяться в разговоре с ними, не красить губы, не подводить глаз... И вправду, с этих пор Анна Григорьевна будет вести себя с мужчинами предельно сдержанно и сухо.

    8. Федор Михайлович, имея плохую наследственность и при наличии целого букета психических комплексов, имел все шансы закончить свои дни в сумасшедшем доме. Но это действительно редкий случай, когда, четыре года, проведенные на каторге, и «лечение трудом», как проповедовал Л.Толстой, оздоровили психику Достоевского, и в результате появились хорошие произведения. Отец Достоевского, из духовного сословия, был убит собственными крестьянами за садизм, но суд оправдал этих крестьян. Сам Федор Михайлович страдал от эпилепсии, и глаза у него были разного цвета. Первая дочь Достоевского, София, умерла через три месяца после рождения, выжила лишь вторая дочь, Любовь. Также, еще в младенческом возрасте умерли два его сына. Доктор Г.М.Давидсон в статье «Достоевский и вечная драма человека» упоминает о «тенденциях гомосексуального порядка в жизни Достоевского». Сюда же добавлен садомазохизм и болезненная фиксация на несовершеннолетних девочек.

    9. Достоевский не мог работать без крепкого чая. Когда ночами Достоевский писал свои романы, на его письменном столе всегда стоял стакан чая, а в столовой всегда держали горячим самовар.

    10. В жизни Ф.М. Достоевского были мистические случаи. С Достоевским интересная история случилась на каторге. Об этом написал Токаржевский, который был там вместе с ним. Достоевский прикормил пса, и пёс этот к нему очень привязался. И однажды, когда Достоевский заболел воспалением лёгких и оказался в больничке, ему прислали 3 рубля. По тем временам это были большие деньги (для сравнения: каторжников кормили на 30 копеек в месяц). Какой-то мужик-уголовник, сговорившись с фельдшером, решил отравить Достоевского, а эти деньги украсть. Они подсыпали яд Достоевскому в молоко. Но в тот момент, когда Ф.М. уже собрался молоко пить, вбежал пёс, полез к нему, перевернул чашку с молоком, а то, что осталось, вылакал. Ну и сдох, естественно. А один из каторжан потом сказал: "Видите, господа, как чудесное провидение свыше, посредством немой твари, избавило от смерти правдивого человека". Этот случай можно истолковать так, что высшие силы вмешались и не дали погибнуть Ф.М. Если бы не этот пёс, то никакого бы "Преступления и наказания", "Идиота" и других романов не было бы.

    11. Рулетка В течение 10 лет при каждом выезде за границу продолжалась у Федора Михайловича эта в буквальном смысле слова роковая страсть. Влекла ли его возможность крупного выигрыша, который позволит разом расплатиться с многотысячными долгами покойного брата? И ведь выигрывал за один раз столько, что хватило бы на несколько месяцев жизни за границей – и тут же спускал. Или, подойдя к рулетке, он просто впадал в очередной «игровой запой»? Ответа нет, да это уже и неважно. Проигрывая, он либо писал Анне унизительные для них обоих письма с просьбой заложить что угодно (и она закладывала – сервизы, сережки и пальто) и выслать денег. Либо, если она находилась в том же городе, валился перед женой на колени, рыдал и опять же просил денег. Но и в том и в другом случае снова проигрывал.
    И вдруг – как отрезало. По семейному преданию, это произошло, когда Федор Михайлович вдруг понял, что в холодное время года он оставил свою беременную жену без теплой одежды. И из-за его пагубной страсти может погибнуть ребенок.

    Http://auto-cad.at.ua/publ/interesnye_fakty/f_m_dostoevskij/1-1-0-43
    http://www.kabanik.ru/page/15-facts-about-dostoevsky

    Лицо Достоевского

    В. С. Соловьев:

    Это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной духовной жизни. Замечалось в нем и много болезненного - кожа была тонкая, бледная, будто восковая. Лица, производящие подобное впечатление, мне приходилось видеть в тюрьмах - это были вынесшие долгое одиночное заключение фанатики-сектанты.

    Можно в конце

    Что мы знаем о человеке, который рассказал о себе - все? Кто он? Каким он был? "Этот человек, проживший так открыто, так напоказ, так на виду, оказался самым скрытым, самым невидимым и унес свою тайну в могилу".

    Все жизнеописания, как, впрочем, и все исповеди, - лживы: это не портреты поэтов, а характеры пишущих, дерзающих созерцать себя в биографиях титанов; и в исповедях-самообличениях неискоренимо желание, даже уничижая себя, себя возвеличить, оправдать.

    Глазами Фрейда

    Вся действительность не исчерпывается насущным, ибо огромностью своей частию заключается в ней в виде еще подспудного, невысказанного будущего Слова. Ф. М. Достоевский

    Фрейд считал, что в основе художественного творчества лежит механизм вытеснения, и само оно есть выплескивание скрытого, бессознательного. Произведение искусства отражает не столько внешнюю, сколько внутреннюю действительность, глубинный личный опыт художника. Сильное настоящее переживание пробуждает в художнике психический опыт прошлого, часто относящийся к детскому возрасту, вытесненные побуждения, страхи и страсти. Искусство - катарсис, очищение гения от внутреннего порока. Образы искусства - "отчужденные пороки", "трагические ритмы гордости и унижения". Они ведут нас к "слабому свету самопознания", к открытию негативных сторон собственного "Я".

    Как бы ни относиться к фрейдистским истолкованиям личности и творчества Достоевского, я не сомневаюсь, что последнее (то есть творчество) представляло собой также и психотерапию. У Достоевского был огромный личный опыт психологических страданий, он вечно считал себя униженным и его действительно часто унижали.

    Не потому ли у него столько униженных и оскорбленных? Достоевский часто не владел собой в обществе, боялся стать посмешищем, болезненно реагировал на уколы. Некрасов видел в нем героя подполья еще до написания Записок из подполья. Не исключено, что Достоевский много писал из мести - из мести своим унизителям. Не исключено, что унижение - одна из его точек зрения на мир. Униженный человек лучше видит мир. Ум и злость обостряются унижением. Друзья и враги, унижая Достоевского, лишь обостряли его перо...

    Основополагающая идея Фрейда: изучите детство интересующего вас человека - и вы поймете все. Прекрасно, но где взять материал?

    "Перед нами возникла картина маленького мальчика, немного пренебрегаемого матерью и строго муштруемого отцом. Одинокий в отцовском доме и в школе, полный сильных вытесняемых влечений, неисполнимых желаний и мыслей о богатстве, могуществе и силе, спасается он из действительности в мир фантазии, мечты, где могут быть исполнены все его неудовлетворенные желания. Из этих мечтаний возникли его произведения: их основание - эротическое влечение, их предмет - бессознательное инцестуозное желание. Жизнь и творчество Достоевского, его дела и чувства, его судьба, - все возникает из комплекса Эдипа..."

    Перед нами фрейдовский Достоевский: не бунтарь, не провидец, не гений, а обыкновенный человек, всю жизнь терзаемый страстями греховной души, неудовлетворенным честолюбием, стремлением к самоутверждению, вожделениями и обостренным чувством раскаяния, - Достоевский, вся сила которого - в мощи подсознательных инстинктов художника, Достоевский, задолго до Фрейда вскрывший силы бесконтрольного "я".

    Фрейд считал эпилепсию Достоевского результатом "комплекса отцеубийства", которым страдал Достоевский, а Смердякова - эманацией темных глубин личности его творца, одной из проекций его внутреннего мира. Смердяков - результат переживаний Достоевского, связанных с вынесенными им унижениями и тайным желанием смерти унизителя. Смердяковым он как бы освобождался от спрятанного в глубинах подсознания желания отомстить отцу.

    Что глубоко прятали другие, то выставлял на общее обозрение Достоевский. О чем все молчали, о том он кричал.

    Много сказано об амбивалентности Достоевского: любовь и ненависть. Но ведь двойничество, идеал Мадонны и идеал содомский, преступление и наказание - лишь крайности, экстремумы, полюса. А между ними - большая кантовская карта человеческой души, где освещены лишь немногие пункты, а все остальное - ночь, мрак. Этот-то мрак и хотел он развеять...

    Его интересовали глубины подсознания, где зарождались, копошились, клокотали и властно требовали выхода не просто взаимоисключающие душевные порывы, но происходила вся наша душевная жизнь. Вся, а не диалектические да-нет, можно-нельзя, вперед-назад. Творчество Достоевского - прорыв в подсознательное, незнаемое, несказанное, невыразимое словом, но одновременно - непреодолимое, непредвиденное, алогичное, иррациональное.

    Так же, как Фрейд несводим к либидо, обречены попытки втиснуть Достоевского (слишком велик) в комплекс Эдипа. Да, творчество поглощало значительную часть его низших желаний. Да, он истерик. Но сводить гениальность к гипертрофированной сексуальности, связывать эпилепсию с воздержанием или приписывать ему мазохизм страстотерпца - значит поступать, как Прокруст. Это же относится к интерпретации взаимоотношения братьев Карамазовых с отцом и самого Достоевского с царем (батюшкой!) с помощью комплекса Эдипа. Будучи почитателем Достоевского, отводя ему место в одном ряду с Шекспиром, называя Братьев Карамазовых "величайшим романом из всех, когда-либо написанных, а Легенду о Великом Инквизиторе - высочайшим достижением мировой культуры, Фрейд посвятил Федору Михайловичу большую работу Достоевский и отцеубийство, главные мотивы которой - "очищение художника" и "отчуждение порока".

    В Братьях Карамазовых имеются ключевые моменты, раскрывающие истинный смысл произведения. Это, по Фрейду, речь защитника на суде и "разгадка" старцем "готовности Дмитрия к отцеубийству". Речь на суде - ирония над психологией: "она, мол, палка о двух концах". В ней надо было "все перевернуть", и тогда будет вскрыта сущность восприятия Достоевского, так как насмешки заслуживает не психология, но судебный процесс дознания. Ведь важно не то, кто физически совершил отцеубийство, но "кто его в своем сердце желал и кто его совершение приветствовал". В данном случае это не только все братья Карамазовы, включая Алешу, но... их творец.

    Трагедия самого Достоевского, считает Фрейд, - это ранняя ненависть к отцу, бессознательное желание ему смерти. Реализация вытесненного желания (смерть отца) рождает комплекс вины. Ключевым в романе является разговор старца Зосимы с Дмитрием: старец постигает, что Дмитрий внутренне готов к отцеубийству, и бросается перед ним на колени. Тем самым святой преодолевает грех презрения к убийце или суда над ним. Святому приличествует смирение и прощение. Тем самым Достоевский выражает свою симпатию к грешнику, который для него "почти спаситель, взявший на себя вину". Преступник как бы освобождает другого от убийства, убивать больше не надо, надо благодарить того, кто взял твой грех на себя.

    Такова человеческая психология, таков механизм нашего участия к другому человеку. И эта психология наиболее ярко выражена в "чрезвычайном случае обремененного сознания своей вины писателя". По мнению Фрейда, Достоевский принадлежал к интеллектуалам, тщательно скрывающим именно те негативные человеческие качества, которые его больше всего мучили и интересовали. Он не мог скрыть свой интерес к преступнику и преступлению, поэтому выставлял напоказ преступника вообще, политического и религиозного преступника в частности, но не "первопреступника" - отцеубийцу. Тем не менее в образе Карамазова-отцеубийцы он фактически "сделал свое поэтическое признание".

    Вина требует наказания. И представители этого типа людей всегда "ищут наказания" или "самонаказания". Фрейд считает, что Ф. М. Достоевский легко смирился с каторгой, с годами бедствий и унижений, увидев в этом наказании батюшки-царя реальную возможность расплатиться за свой грех по отношению к реальному отцу. Угрызения совести - самое сильное переживание Ф. М. Достоевского, и попыткой избавиться от них, по Фрейду, выступает игра в карты, "доведение себя до крайне бедственного положения", самоунижения себя как "странного грешника" в глазах молодой жены, - все это формы "патологического удовлетворения", формы "разгрузки совести".

    Речь идет не о соблазне причислить Ф. М. Достоевского к преступникам, даже не о его нездоровых страстях, в частности пристрастии к азартным играм, но о все том же вытеснении, об одержимости чувством греховности, о мотиве жестоко обиженной девочки, "одном из давних и устойчивых замыслов" писателя. Конечно, можно интерпретировать явное пристрастие Достоевского к ситуациям, в которых проявляется "предельная греховность", страстным желанием привести человека к Богу, покаяться перед ним, зародить "благодатную просветленность". Самый "великий грешник" не утрачивает способности, дойдя до последних пределов, предстать пред Богом с покаянием (мысль, очень типичная для русского сознания и в этом ключе интерпретируемая русской критикой: "Интерес Достоевского к этой сюжетной схеме вызывался и поддерживался не какими-либо автобиографическими реминисценциями, а стремлением художника найти в сюжете адекватную выразительность своему религиозному постижению мира").

    Но, как мне представляется, страстность - куда более дьявольское, чем божественное начало: трудно создать гениальное произведение без сотрудничества с бесом, дуэнде. Фрейд имел все основания видеть в явных литературных пристрастиях Достоевского-художника мотивы личного "вытеснения", отнюдь не обязательно предполагающие "биографические реминисценции", если таковыми считать действия, а не "больную совесть".

    Достоевский - глубокий, но не раскованный писатель. Если хотите, он пуританин, и в этом отношении весь в своем веке. Сонечка Мармеладова - не проститутка, а бестелесная святая, тогда как Настасья Филипповна инфернальная женщина. Погружаясь в глубь духа, Достоевский бежал тела. Тело для него - табу. В этом смысле он мало отличался от Прудона, то есть был ханжой. Вообще до Арцыбашева все русские писатели, кроме Пушкина, были ханжами. Это можно назвать гиперморализмом, но на самом деле эта "моральность" нанесла России непоправимый урон, приучив ее к лицемерному отказу от жизненных правд. Нация, у которой даже духовные отцы прячут тело, а народ юродствует в сквернословье, открыта для бесчеловечности. Будь у нас свои маркизы де Сады и Казановы, возможно, не было бы сифилитиков-вождей и сексуальных гангстеров-жандармов, хватающих женщин на улицах. Когда тщательно прячут низ, деградирует верх - Фрейд называл это вытеснением, ведущим к разрушению.

    Конечно, творчество Достоевского можно назвать хрестоматией фрейдизма: В Подростке - вытеснение инцестуальных влечений; любовь Неточки Незвановой к отцу - женский вариант комплекса Эдипа; у самого Достоевского - отец был пьяницей, склонным к садизму, злобным, подозрительным, алчным. "А разрушительные импульсы сильны в подсознании людей, с которыми плохо обращались в детстве". Вполне даже возможно, что эпилепсия Достоевского или истерические припадки могли быть связаны с сексуальной травмой. Но сколько нас - с отягощенной пьянством наследственностью, темным мраком "светлого детства", свидетелей черт знает чего, о чем в веке XIX не могло быть и речи, - так и не ставших ни гениями, ни даже писателями средней руки, ни, на худой конец, распутниками?..

    Вытеснение вытеснением, но у людей такого аналитического ума интеллект, самоосознание, совесть не менее сильны, чем инстинкт. Унижение человека, растление чистоты страшно волнуют его, заставляя раз за разом возвращаться к этому страшному мотиву, понуждая Ивана Карамазова коллекционировать факты жестокости в отношении ребенка. "Слезинке ребенка" предшествует целая вереница зверств. Разин режет детей из удовольствия, Ставрогин из звериного сладострастия растлевает девочку и тем самым доводит ее до самоубийства, Тоцкий - еще один растлитель. Тот же грех, судя по всему, лежит и на совести Свидригайлова, жертва которого является ему в ночь перед самоубийством. Раскольников тоже убивает еще не родившегося ребенка Лизаветы. Насилие над ребенком - idee fixe Достоевского, настолько им переживаемая, что он не останавливается перед этим дьявольским самооговором.

    Почему в романах Достоевского так много снов? Не претендуя на единственность или универсальность ответа, я связываю сны Достоевского со снами Фрейда: сны - подсознание, сны - говорящая совесть человека. Человек бодрствует, совесть спит, человек засыпает, просыпается совесть.

    Сны у Достоевского - подсознание у Фрейда, даже слова уже почти те же:

    Али есть закон природы такой, которого не знаем мы и который кричит в нас? Сон.