Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по краеведческой работе. Рекомендации по разработке мероприятий по совершенствованию экологического маршрута в с

Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью и совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологически грамотного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по экологической работе

Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью и совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологически грамотного человека.

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Известно, что семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше времени своим детям. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. Чтобы привлечь родителей, лучше узнать и познакомить с ней детей с природой Алексеевского Нижнехоперского парка, мы предложили совместный проект «Маршрут выходного дня». Совместные мероприятия – достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров.

«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех
возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.

Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к природе через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.

Цель может быть реализована через решение следующих задач:

Обобщать и систематизировать знания о родном крае,

Знакомить детей с географическим расположением озер, лесов.

Расширять представление о природном парке «Нижнехоперский».

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;

Алгоритм разработки маршрутов:

  1. Родительское собрание. Рассказ родителям о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ для ознакомления детей с Нижнехоперским природным парком. Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
  2. Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
  3. Прогулка по маршруту. Результат: Фотовыставка, доклад, рисунки, презентации, стенгазеты.
  4. Вернисаж рисунков «Мой выходной день».

При реализации проекта «Маршрут выходного дня» ожидаются следующие результаты: -Мотивация родителей на дальнейшее сотрудничество с детским садом

Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи.

Повышение активности родителей в формирование здорового образа жизни детей.

Расширить детский кругозор о природе родного края.

На территории Алексеевского муниципального района расположены особо охраняемые природные территории, которые входят в состав природного парка «Нижнехоперский». Нами разработаны такие маршруты:

Озеро «Строкальное»;

Урочище «Остров»;

Урочище «Сосновый бор»;

Озеро «Култук»;

Памятник природы «Бабинские озера»;

Озеро «Ларинское»;

Озеро «Ольховский Ерек»

Памятники природы: родник «Серебрянный», «Аржановские родники».

«Маршруты выходного дня».

Озеро «Строкальное»

Озеро расположено в 2,5-3 км северо-западнее х.Ольховского в 0,8км от реки Бузулук. К озеру примыкают с запада кварталы 8, 11, 15, 22 Павловского лесничества Алексеевского лесхоза.

Из редких растений здесь можно встретить валериану лекарственную, кувшинку чисто-белую, рябчик шахматовидный (или малый).

Согласно сохранившейся легенды, озеро является местом захоронения клада предводителя восстания Болотникова и местом обитания ценных видов рыб и животных (лещ, рыбец, бобер, русская выхухоль). В окрестностях озера встречаются такие птицы, как белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлан-белохвост, кулик-сорока, филин. Серый гусь, поручейник, дупель, большой веретенник, копчик, перепел и другие.

Млекопитающие: лось, олень благородный, косуля, кабан, барсук, енотовидная собака, волк, хорь черный, ласка, выдра, ондатра, выхухоль и др.

«Урочище «Остров»

Площадь урочища 238 га включает кварталы 7, 8, 10, 11 Павловского лесничества Алексеевского лесхоза.

Это ценный пойменный лесной массив. Основная часть территории занята древостоем дуба черешчатого. Остальные древесные породы (осина, ольха, клен, тальник и др.) занимают менее 10 части территории. Древостой хорошего состояния и имеет хорошее естественное возобновление. Возраст древостоя от 20 до 70 лет, бонитет 2-3, запас 70-150 м з на 1 га.

Кроме того, урочище «Остров»- место обитания таких животных, как лоси, кабаны, косули, бобры, ондатры, выхухоли и др.; птиц: белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлан-белохвост, кулик-сорока и др.

В период паводковых вод участок отрезается по протокам водой и представляет собой зеленый остров.

Урочище «Сосновый бор» и прибрежная зона реки Бузулук

Общая площадь 25га. Этот охраняемый ландшафт включает в себя территорию лагеря «Сосенка» и выделы 10, 24, 21, 27, 19, 20, 32 квартала 95 Алексеевского лесничества Алексеевского лесхоза, Географические координаты по территории лагеря «Сосенка»

Территория представлена надпойменной песчаной террасой левобережья реки Бузулук и имеет рекреационное значение. Она включает живописные ландшафты. Здесь преобладают древостои, представленные сосной обыкновенной 10- 75 летнего возраста (1-2 бонитета, полнота 0.4-0.7, запас от 60 до 180 м з /га.) и пойменные лиственные леса, в составе которых тополь черный, ива и шелюга.

В травостое доминирует ковыль перистый, овсяница Беккера, житняк Лавриненко, тонконог сизый, а также псамофильное разнообразие: лук шароголовый, осока колхидская, тысячелистник мелкоцветковый,полынь равнинная, василек песчаный, цмин песчаный, наголоватка многостебельная, козелец мечелистный, крестовник днепровский, козлобородник русский и другие.

Из редких и нуждающихся в охране видов растений можно отметить: Плаунок заливаемый, плаунок булавовидный, щитовник шартрский, кочедыжник женский, горечавка легочная, заразиха песчаная, прострел луговой, молодило русское, рябчик русский, лук савранский, ковыль перистый, пальчатокоренник мясокрасный, пальчатокоренник Фукса, ятрышник болотный.

Большое биологическое разнообразие: около 20 видов животных.

Птицы: перепел, серая куропатка, огарь, пеганка, чирок, кряква, чибис и др.

Млекопитающие: лось, олень, кабан, косуля, енотовидная собака, хорь черный, выдра ондатра, выхухоль и др.

Земноводные: жаба, чесночница обыкновенная.

Пресмыкающиеся: черепаха болотная, ящерица прыткая, ящерица быстрая, гадюка и др.

Озеро «Култук»

Озеро Култук расположено на левом берегу реки Хопер, в 2 км южнее х.Красинский. К озеру с юго-запада примыкают леса ГЛФ, 73 и 74 квартал Усть-Бузулукого лесничества Алексеевского лесхоза. Сейчас эта территория «природная достопримечательность» местного значения. Площадь 9,2 га. Озеро находится на левом берегу реки Хопер в 1,2 км от реки и в 2-х километрах на юг от х. Красинский. К озеру с юго-запада примыкают леса кварталов 73 и 74 Усть-Бузулукского лесничества Алексеевского лесхоза.

Это живописное озеро, место обитания и воспроизводства птиц и рыбы. В период паводка соединяется с рекой Хопер и является местом нерестилища рыбы. Озеро используется населением в рекреационных целях.

Озеро «Бабинское»

Этот памятник природы объединяет 2 озера: Малое Бабинское и Больше Бабинское, которые с северо-восточной стороны примыкают к хутору Большой Бабинский. Площадь 226 га. Озеро Больше Бабинское интересно тем, что на водной его поверхности находятся плавающие острова. Острова представляют сплетения древесно-кустарниковой и травянистой растительности. В ветреную погоду острова перемещаются по поверхности озера от одного берега к другому. В озерах взяты под охрану обитающие там ондатра, выхухоль, бобры. Озеро используется населением в рекреационных целях – проводится любительский лов рыбы.

Редкие и нуждающиеся в охране виды растений: валериана лекарственная, рябчик шахматовидный.

Насекомые: жук-олень, кипучий краснотел, гладкая бронзовка, дозорник-император, пятнистая сколия и др.

Птицы: белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлик-белохвост, кулик-сорока, филин, серый гусь, дупель и др.

Озеро «Ларинское»

Озеро Ларинское расположено на юго-западной окраине хутора Ларинский. В настоящее время это озеро охраняемая природная достопримечательность местного значения. Его площадь 43,6 га. Это озеро – место воспроизводства рыб и водоплавающих птиц. Зеркало озера окаймлено слабо пологими песчаными барханами. Цель организации особо охраняемой природной территории – сохранение и восстановление экологической системы озер.

Живописное озеро. Место отдыха населения.

Редкие и нуждающиеся в охране виды животных:

Насекомые: жук-олень, дозорник-император, пчела-плотник, серый рафидоидес, петрый аскалаф, медведица-гери и др.

Птицы: белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлан-белохвост, кулик-сорока, филин, серый гусь, дупель, перепел.

Млекопитающие: русская выхухоль.

Озеро «Ольховский Ерек»

Озеро расположено в 3-х км на юго-запад от х. Яминский. Площадь 11,2га. Очень живописное глубоководное (до 16м глубина) озеро, благоприятное для отдыха населения и любительской рыбалки. Изобилует зимовальными ямами для рыбы, родниками, которые пополняют реку Хопер. Является местом нерестилища рыбы. Особенно примечательны 2 родника. Один выходит на северо-западной части озера (местное название «Кочки»), где произрастают заросли осоки. Родник выходит на поверхность в 1,5-2 метрах от озера и впадает в него ручьем шириной 20-30 см. Родник обустроен. Сделан каркас родника и навес. Вода используется отдыхающими и населением на питьевые нужды.

Второй родник расположен на западном берегу озера ниже (южнее) первого родника на расстоянии 150-200 метров и аналогичен первому. Сток воды в озеро, но родник не обустроен. Во время весеннего разлива Хопра озеро соединяется с рекой и происходит обмен рыбными запасами.

Озеро – место воспроизводства рыб и водоплавающих птиц. Цель организации особо охраняемой природной территории – сохранение и восстановление экологической системы озер.

Перечень основных редких и нуждающихся в охране видов растений: валериана лекарственная, горечавка легочная, кувшинка чисто-белая, рябчик шахматовидный и др. Редкие и нуждающиеся в охране виды животных:

Насекомые: жук-олень, пахучий красотел, дозорщик-император, пестрый аскалаф, пятнистая сколия и др.

Позвоночные животные: желтобрюхий полоз.

Птицы: белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлан-белохвост, кулик-сорока, филин, серый гусь, дупель, перепел и др.

Млекопитающие: русская выхухоль.

«Родник «Серебряный»

Родник расположен на северо-западе озера Серебряное на расстоянии около 4 метров от кромки воды. Озеро покрыто зарослями кувшинки белой, кубышки и находится в окружении пойменного леса. Родник и озеро расположены против хутора Титовский по левому берегу реки Хопер. Родник обустроен - обложен камнем. Считается источником с водой хорошего питьевого качества. Вода холодная, чистая. Предполагается большое содержание серебра. Родник пользуется большой известностью у населения.

«Аржановские родники»

Это охраняемая природная достопримечательность общей площадью 0,75га.

Родник «Капошный» расположен в овраге Капошный под кроной лиственного леса. Расстояние от ст. Аржановской 8-9 км. Абсолютная высота на опушке леса 175м., и в овраге у родника – 165м.

Древостой представлен дубом, кленом остролистным, ясенем и кустами бересклета бородавчатого. В травяном покрове господствует ландыш.

Родник «Явленный» находится на склоне балки близ бывшего х. Водянов, на расстоянии 4-5 км от ст. Зотовской. В воде родника отмечается большое содержание серебра. По преданию, у родника наблюдали явление иконы.

Родник «Аржановский» находится в 300-х метрах восточнее ст. Аржановской на плато меловой горы. Родник оформлен в виде колодца. Все родники обладают водой хорошего питьевого качества и используются населением. Самоизливающиеся водные источники – родники.

  • Автор-составитель М.С. Горбатова «Оздоровительная работа в ДОУ», Издательство «Учитель» г. Волгоград.
  • Автор-составитель: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений», Издательство «Аркти» Москва 2003.
  • О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Мацер «Работа с родителями в детском саду», Творческий центр «Сфера» Москва 2005.
  • А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», Творческий центр «Сфера» Москва 2004.
  • Н.В. Елжова «Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении», Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2009.
  • М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим», Творческий центр «Сфера» Москва 2004.
  • Н. И. Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста», Издательство «Аркти» Москва 2002.
  • В. А. Доскин, Л. Г. Голубева «Растём здоровыми», Издательство «Просвещение» Москва 2002.
  • М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях», Издательство «Аркти» Москва 2002.
  • Л. Е. Осипова «Работа детского сада с семьёй», Издательство «Скрипторий 2003» 2008.
  • О. Л. Зверева, Т.В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» , Творческий центр «Сфера» Москва 2005.
  • HTTP://CONTEST.MIROZNAI.RU/?P=5&MID=2341&ITEM=RABOTA

Литература:

  1. Абдуллина, Л.Э. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «Мир открытий» (от рождения до 7 лет) / Л.Э.Абдуллина.: Академия, 2011 г. – 65 с.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: Элизе Трейдинг, 2004 г. – 246 с.
  3. Бучилова,И.А. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях // Современные научные исследования. Концепт, 2013 г.
  4. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д.Маханева // Управление дошкольным учреждением, 2005 г. – 55-67 с.

Дарья Берёзкина
Образовательный маршрут выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

Семья – это базовая ячейка, которая дает ребенку ощущение психологической защищенности, социальную поддержку. Именно в этом и есть значение семьи для человека , а для ребёнка особенно.

Семья это место , где ребёнок получает свой первый социальный опыт, опыт общественного поведения. На примере близких формируются нравственные и духовные качества ребёнка. Чтобы воспитать духовно - нравственное поколение нам необходимо действовать сообща, совместными усилиями : детский сад, семья , общественность. В современном обществе наблюдается снижение внимания к воспитанию детей со стороны родителей, их самоустранение от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Именно поэтому появилась и начала внедряться новая теория совместной работы семьи и ДОУ , в основе которой лежит идея о том, что воспитание детей - это обязанность и ответственность родителей, а все социальные институты должны помогать и дополнять их воспитательную работу.

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников . Детский сад это не только учреждение, осуществляющее образовательные услуги , процессы воспитания, развития детей, но и культурно – развивающий, досуговый центр для дошкольников. Поэтому наряду с традиционными формами работы ДОУ и семьи (конференции, тематические выставки, «круглый стол» , консультации, общие и групповые собрания родителей , дни открытых дверей, клубы по интересам) педагоги используют нетрадиционные формы и методы работы с семьями для создания и укрепления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников . Современный детский сад должен быть таким, чтобы каждая семья нашла помощь и поддержку в воспитании детей.

Одной из нетрадиционных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников является организация воскресного досуга для детей и родителей.

В выходные дни родители могут больше времени посвятить занятиям со своими детьми. В каждой семье существуют свои формы проведения выходных дней . Реализуя свою тему по самообразованию «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством приобщения к истории и культуре родного края», чтобы привлечь родителей к более глубокому познанию истории родного города и познакомить с ней детей, а также привлечь их к совместной активной деятельности в физкультурно-оздоровительной работе, мы предложили совместный проект «» . Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации, как досуга дошкольников, так и их образования . Через прохождение «образовательных маршрутов » наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые знания об истории, культуре, географии родного края, города. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора.

Важно, чтобы ребёнок извлёк из походов как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.

Дети должны получать знания о своем городе, активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями, педагогами.

Разработка «» – является инновационным и эффективным способом организации сотрудничества и взаимодействия с родителями , вовлечения .

Целью разработки «Образовательных маршрутов выходного дня » является повышение интереса к изучению родного края : его культуры, истории, людей; воспитание любви, уважения, чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; укрепление здоровья детей через сотрудничество педагогов с семьями .

Цель предусматривает решение некоторых задач :

Создать условия для физического и эмоционального развития ребёнка в ДОУ и семье .

Формировать активную деятельность родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.

Гармонизировать отношения родителей и детей с помощью организации совместных мероприятий.

Обобщать и систематизировать знания о родном крае.

Расширять детский кругозор.

Формировать представления о достопримечательностях города.

Знакомить детей с географическим расположением города.

Воспитывать любовь и чувство гордости за город, в котором живем.

«Образовательный маршрут выходного дня » может использоваться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет направленность маршрута . Младшие дети еще с трудом представляют себе город. Поэтому целесообразнее начинать с экскурсий по ближним улицам. У старших дошкольников знаний о родном городе намного больше. Значит начинаем знакомить их с историей города и его достопримечательностями, рассказываем об известных людях, имеющих отношение к нашему городу, внесших вклад в его развитие или культуру. Разработка «» проходит несколько этапов :

1. Организуется родительское собрание , на котором родителям рассказывается о мероприятиях, проводимых в ДОУ для ознакомления детей с родным городом, краем. Этим мы мотивируем родителей на совместную работу.

2. Собираются сведения о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города : подбор книг, иллюстраций, брошюр, видеоматериалов. Результатом может стать оформление фотоальбомов.

3. Разрабатывается маршрут , где указываются основные достопримечательности, на которые стоит обратить особое внимание ребенка.

4. Непосредственно экскурсия по маршруту , результатом которой могут стать : фотовыставки, доклады, рисунки, презентации, стенгазеты.

5. Презентация. (Заслушивание докладов, просмотр презентаций, альбомов, стенгазет.)

6. Выставка рисунков «Мой выходной день » .

При реализации «Образовательного маршрута выходного дня » можно отметить следующие результаты :

Повысилась активность родителей в сотрудничестве с детским садом, педагогом.

Происходит осознанность родителями важности совместных семейных мероприятий.

Расширяются представления детей о родном городе, его истории и культуре.

У детей наблюдается обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Пополнение и обогащение предметно-пространственной среды материалами краеведения : альбомами, фотовыставками, рисунками, оформленными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае.

Приобретаются знания детей о разнообразии семейного отдыха в родном городе.

Увеличивается познавательный интерес к изучению истории, культуры, наследия родного города.

Создание «Семейного туристического маршрута выходного дня по Шуе ».

В процессе реализации «Образовательного маршрута выходного дня » созданы :

Серия памяток для родителей «Маршрут выходного дня »

Анкеты для родителей «Мини-блиц опрос» .

Продуктом «Образовательного маршрута выходного дня » являются :

Папки с фотографиями с экскурсий.

Тетрадь «Чем занять ребёнка дома?» с советами, фотографиями и отзывами родителей.

Оформлена выставка экспонатов.

Разработка «Образовательных маршрутов выходного дня » - является эффективным способом взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников , вовлечения семьи в единый образовательный процесс . Он оказал позитивное влияние на совместную работу педагогов и родителей. Общение в непринуждённой эмоционально - насыщенной обстановке способствует сближению педагогов и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность обогащает отношения родителей и детей, учит взаимопониманию , делает их настоящими партнёрами.

На основе предложенного алгоритма разработки «Образовательных маршрутов выходного дня » педагоги смогут создать свои маршруты и применять их в работе с родителями.

Кузнецова Екатерина Викторовна,

воспитатель 1 младшей группы,

ЦРР МДОУ№20 п. Рощино, Челябинской области

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых-родителей, педагогов.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» . Конвенция о правах ребенка признает «право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях» (ст.31,п.1).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства российской Федерации с учетом конвенции ООН о правах ребенка, в основе которого заложены принципы. Одним, из которых является «Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства», а также «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» .
Основные принципы ФГОС направлены на: полноценное проживание всех этапов детства, обогащение детского развития; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество детского сада с семьей; приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Одной из задач ФГОС является «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических, качеств. Инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
Для успешной реализации Программы ФГОС должны быть обеспечены ряд психолого-педагогических условий, одним из которых является «Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность». Для того чтобы педагогический коллектив ДОУ мог реально помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем педагогов с родителями.
Педагог – главное действующее лицо. Осуществляет работу по повышению правовой, психолого-педагогической культуры родителей: вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках, совместных спортивных мероприятиях, изготовлении газет, походах, экскурсиях и т.д.
Как отмечает Т.Н. Доронова «На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность младшего школьника» .
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с родителями:
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование родителей.
Информирование о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, и праздники, создание памяток, сайтов детского сада, переписка по электронной почте.
Образование родителей организация «школы для родителей», «семейного клуба» (лекции, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, концертов, семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музеи, библиотек и т.д.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
План совместной работы с родителями
В нашем Центре Развития Ребенка №20 п.Рощино, уже с 1 младшей группы родителей привлекают к совместной деятельности. Организуют совместные физкультурные, музыкальные занятия, эстафеты, фотовыставки, выставки поделок, праздники. А также маршруты выходного дня: выезды педагогов, детей и родителей в театр, на выставки, экскурсии в аквариумы, зоопарки, на праздники поселения и т.п.
В этом году мы уже начали выполнять план по совместной работе с родителями [таблица №1]. Провели собрания, фотовыставки и выставки поделок, а также совершили маршруты выходного дня.
«Маршрут выходного дня» в ДОУ.
Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с родителями. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников.
Одним из эффективных способов работы является разработка «маршрутов выходного дня». «Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута. Целью разработки «маршрутов выходного дня» является: Воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями .
Маршрут выходного дня "Аквариум"
8 ноября 2015 года, малыши и родители нашей группы вместе поехали в парк "Металлург" на ЧМЗ, там нас ждал "ДомАквариум". А в нем три зала с различной живностью: рыбами, насекомыми, рептилиями. После ремонта все преобразилось, аквариумы и террариумы в обновленном интерьере, заиграли новыми красками. Дети, мамы и папы, бабушки и дедушки, с большим интересом рассматривали экзотические виды растений и животных. Особенно впечатлили кораллы, крокодилы, пауки, змеи и вараны. Также малыши полакомились пирожным в кафе и сфотографировались с пиратами, старинными кораблями и даже покрутили штурвал. Поездка получилась познавательной и принесла море впечатлений!!!
Маршрут выходного дня - кукольный театр.
27 сентября 2015 года дети и родители нашей группы вместе ездили в кукольный театр, на сказку "Машенька и медведь". Для малышей кукольный театр открыл свои двери впервые. Мы любовались его красотами, коллекцией кукол, трогательными персонажами из сказки, кидали монетки в фонтан...
Получение обратной связи: Организация утреннего сбора в группе в понедельник, обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения. Выслушивание мини-сообщений детей о месте посещения с опорой на модель. Оформление результатов посещения в виде фотоотчетов, выставок, презентаций. Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом. Расширение представлений детей о родном городе и крае. Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи. Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями и фильмами о городе и крае, записи впечатлений в «Книге странствий».
В настоящее время усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития дошкольников. В связи с этим педагогами ДОУ ведется постоянный поиск наиболее эффективных форм работы с семьей. Разработка "маршрутов выходного дня" - один из эффективных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Таблица №1. План совместной работы с родителями

Месяц

Совместная деятельность с родителями

сентябрь

1.Физкультурное занятие «Веселые цыплята».

2.Групповая фотовыставка «Давайте познакомимся!».

3.Групповая выставка поделок из природных материалов «Осень золотая!».

4.Выставка поделок из овощей и фруктов «Чудо-овощь».

октябрь

1.Поездка в кукольный театр, на спектакль «Машенька и медведь».

2.Общее родительское собрание. 3. Групповое родительское собрание.

ноябрь

1.Поездка в «Дом Аквариум». 2. Конкурс «Кормушка для птиц».

декабрь

1.«День открытых дверей!».

2. Конкурс детского сада «Новогодняя игрушка».

3.Новогодний утренник.

январь

1. Физкультурное занятие « Вместе с мамой, вместе с папой».

февраль

1. Утренник, посвященный дню защитников отечества.

март

1.Утренник, посвященный женскому дню.

апрель

1.Физкультурное занятие «Ай, да, заиньки!». 2. Выставка «Веселые скорлупки».

май

июнь

1. Поездка в театр песочной живописи «Скарабей», спектакль «Остроушко. Приключение лисички-плутовки.»

июль

1. Поездка в «Первый театр» интерактивный театр, постановка «Вода».

август

1. Поездка в «Дом Сказки в парке Пушкина», интерактивный театр-музей.

Список литературы:

1. Доронова Т.Н.. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений» - М., 2002.
2. Романова Наталья Александровна. Педпортал, 26 Мая 2015.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.

Поход выходного дня – простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов. Урбанизация, передвижение людей в пределах ограниченного пространства, недостаток межличностного общения и непосредственного контакта с природной средой все это ведет к замкнутости человека в собственном мире. Одним из возможных вариантов решения этой острейшей проблемы современности могут быть походы выходного дня .

Такая форма проведения свободного времени особенно важна для детей, т.к. в процессе похода у них появляется возможность общения, познания, подготовки к труду, они приобретают социальный опыт. В таких походах дети будут учиться самообслуживанию, коллективизму, дисциплинированности, ответственности.

Еще одной отличительной особенностью походов выходного дня является повышенная степень свободы действий ребенка в коллективе и непосредственный контакт с природной средой, которая хранит в себе кладезь знаний и незабываемых ощущений. На каждом шагу его ждет что-то новое, неведомое ранее, то, что учит и воспитывает.

Поход выходного дня включает в себя: подготовительный этап, непосредственное проведение и подведение его итогов. Все это составляет цикл туристкой деятельности.

Первая часть цикла состоит из подготовительной работы:

    Выбор района и разработка маршрута. Составление плана-графика похода.

    Комплектование группы. Распределение обязанностей.

    Расчет сметы похода. Составление меню.

    Подготовка документации похода.

    Подготовка группового и личного снаряжения. Приобретение продуктов питания.

Вторая часть цикла включает в себя:

    Преодоление намеченного маршрута.

    Соблюдение походного режима жизни.

    Самообслуживание участников похода.

    Сбор познавательно-краеведческого материала (фото, видео и пр.)

В третью часть цикла входит:

    Обработка собранного познавательно-краеведческого материала.

    Составление письменных отчетов, оформление фотогазет и пр.

    Обсуждение итогов похода.

Подготовка к любому походу начинается с определения его цели.И хотя главной целью похода выходного дня является активный отдых в условиях природной среды, тем не менее, целью маршрута для участников должно быть что-то интересное, особенное с точки зрения познания окружающего мира или получение эстетических впечатлений от красоты посещаемых мест.

Цель похода выходного дня зависит от состава группы и туристических возможностей родного края, познание которого необходимо каждому, независимо от возраста и профессии. Посещение исторических или природных памятников, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, наблюдений за растительным и животным миром, в сочетании с играми, соревнованиями, конкурсами сделают поход выходного дня содержательным и запоминающимся.

При разработке маршрута похода выходного дня необходимо учесть следующие важные принципы:

1. Поход должен соответствовать подготовленности руководителя и подготовленности группы к прохождению запланированного маршрута. Не следует торопиться с включением в маршрут сложных препятствий представляющих физическую и психологическую трудность для путешественников (крупные подъемы, водные преграды, заболоченные или труднопреодолимые участки и пр.).

2. Маршрут должен проходить по максимально красивым местам. Присутствие интересных туристских объектов будет способствовать возникновению позитивному эмоциональному возбуждению, которое в свою очередь снимет накопившуюся усталость. Трудный же маршрут по непривлекательным местам не будет способствовать развитию у детей интереса к туризму.

3. Маршрут похода должен учить и воспитывать. Поэтому, разрабатывая маршрут похода необходимо предусмотреть все, что способствовало бы пополнению знаний детей, их воспитанию (разнообразие растительного и животного мира, места боевой и трудовой славы, места жизни и деятельности выдающихся людей), развитию навыков самообслуживания и самообеспечения при выполнении бивачных работ, сборе дров, работе у костра.

4. Маршрут похода должен быть разработан так, чтобы его конечная точка была максимально близко расположена к транспортным коммуникациям. Возвращение домой после похода, утомившихся путешественников должно быть коротким, чтобы не испортились позитивные впечатления от похода.

В походы выходного дня с ночевками можно выходить, когда участники имеют опыт загородных прогулок и продолжительных по преодолимому расстоянию походов выходного дня без ночевки.

В подготовке похода выходного дня с ночевкой участники должны принимать самое активное участие: готовить к походу групповое и личное снаряжения, приобретать продукты, обеспечивать их сохранность и транспортировку.

Выбор района похода выходного дня проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. С этой точки зрения наиболее оптимальными районами для проведения похода являются территории, имеющие наибольший рекреационный потенциал.

Это должны быть не загрязненные хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые боры, широколиственные леса), живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками, гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха).

В районе похода должны быть удобные, с точки зрения подъезда и отъезда группы на общественном или заказном транспорте, пункты начала и окончания путешествия. Район должен содержать набор удобных, не утомительных для движения пешком лесных или полевых дорог и троп.

С точки зрения сохранности окружающей среды и максимального комфорта для участников похода выходного дня преимуществом обладает тот район, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские стоянки устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды.

Немаловажным фактором при выборе района похода выходного дня является объем свободного времени, которым обладают участники и их потенциальные материальные затраты. Район похода расположенный максимально близко к месту жительства сократит время и финансовые расходы на проезд.

Лучше всего указанным выше критериям для выбора района проведения походов выходного дня соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий – национальные парки. Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские биваки и места обеденных привалов и т.д.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута). Нитка маршрута, нанесенная на топографическую карту района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша.

При разработке маршрута похода выполняется следующая творческая работа:

    определяется необходимая протяженность маршрута и продолжительность похода (с учетом состава группы, намеченных целей похода);

    из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно–познавательные объекты посещения («изюминки» путешествия);

    определяются удобные для достижения намеченных рекреационно–познавательных объектов посещения пункты приезда и отъезда группы с маршрута;

    определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно–познавательных задач;

    определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения);

    определяются пути достижения намеченных главных рекреационно–познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (маршрут движения группы);

    маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности;

    на дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Как было указано выше, протяженность маршрута определяется составом группы. На маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (биваков). Определив в районе похода пункты биваков, нитка маршрута автоматически разобьется на ряд дневных переходов, которые должны быть посильными для участников и не вызывать у них чрезмерного физического и психического утомления.

Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения).

Линейный маршрут не замкнут, и имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша.

В случае кольцевого (замкнутого) маршрута – предполагается единый пункт старта и финиша.

В походах часто используется комбинированная схема маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути. Применение радиального движения на маршруте позволяет туристам эффективно провести осмотр достопримечательностей, полнее насладится уникальными природными объектами, так как они не обременены походным грузом и могут преодолевать значительные расстояния.

При выборе оптимального пути движения к местам расположения биваков и целевым объектам на маршруте по карте намечают лесные, полевые дороги (рекомендуется отказаться от передвижения по шоссейным и автомобильным дорогам), идущие в нужных направлениях, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек и т.д.). Следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью. Преодоление препятствий – не цель похода выходного дня. Таким образом, на карте определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода.

В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и соблюдения намеченной нитки маршрута. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрестки дорог, отдельные здания, мосты и пр.); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и т.д.); площадные (населенные пункты, озера, небольшие лесные массивы).

В заключение следует оценить намеченный маршрут в целом: удаленность точек начала и окончания маршрута от транспортных магистралей, привлекательность выбранных рекреационных и познавательных объектов, удобство и надежность выбранных путей движения к ним, логичность выбранной тактической схемы маршрута, мест организации биваков и т.д.

Исходя из масштаба карты, необходимо еще раз тщательно (строго по линии предполагаемого движения) измерить протяженность всех намеченных дневных переходов; определить общую протяженность маршрута и сравнить ее с намеченными параметрами для конкретной группы туристов. При необходимости в намеченный маршрут вносятся необходимые коррективы.

Следующим этапом подготовки к походу выходного дня является сбор группового снаряжения. К нему относятся: продукты питания, полиэтиленовая пленка, топор, пила, ведра или котелки, половник, спички, компас, карта маршрута, медицинская аптечка и спортивный инвентарь. Все групповое снаряжение распределяется среди участников похода. Спички и карту во время похода следует хранить в полиэтиленовом мешке.

Такой набор снаряжения необходим, если планируется приготовление горячей пищи на костре, а если планируется «шведский стол» из продуктов захваченных всеми участниками похода из дома, то необходимость в этом отпадает. Но романтика путешествий предполагает дым, костер и горячий чай. Кроме того, в походах могут возникать самые различные ситуации, в том числе и экстремальные: то дождь пошел, то ногу натер или руку обжег участник, а то и вовсе заблудились в незнакомой местности…

При выборе личного снаряжения следует выполнять следующие рекомендации.

В походы выходного дня выходят с учетом сезона: в удобной одежде (спортивные или брючные костюмы) и свободной обуви (кроссовки, кеды, туристские ботинки). Обувь обязательно должна быть ношенной, иначе неизбежны потертости и мозоли на ногах. Также обязательно необходимо иметь шерстяные и хлопчатобумажные носки. Носки из синтетических ниток для походов неприемлемы, т. к. они не обеспечивают должного тепло– и воздухообмена при ходьбе. Ноги быстро потеют и возможно образование мозолей.

Головной убор из синтетической ткани также нежелателен, как и меховые шапки для лыжных прогулок и походов. Головной убор для летних походов должен быть из простой ткани светлых тонов, для осенне-зимних походов – из шерстяной ткани разной толщины. В зависимости от времени года и погоды берутся с собой шерстяные свитера, ветрозащитные костюмы и запасные хлопчатобумажные футболки, хотя опытные туристы никогда не рассчитывают на милость природы, а рассчитывают только на себя.

Обязательным атрибутом личного снаряжения является рюкзак. Использование спортивных сумок не желательно, так как конструкция рюкзака наиболее оптимально распределить груз вдоль тела, что позволяет комфортно преодолевать маршрут.

Аннотация

Данная статья содержит опыт работы по краеведческой работе. Представлены темы маршрутов выходного дня и алгоритм разработки. Теоретический и практический материал помогает организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей, формированию интереса к истории, культуре и географии города Арзамаса, привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка.

Статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Abstract This article describes the experience of the work. Weekend routes presents the theme and algorithm development. Theoretical and practical material helps to organize the education of patriotism in children, promoting interest in the history, culture and geography of the city of Arzamas, attracting parents to actively participate in their child"s life.

The article is addressed to teachers of preschool institutions, parents.

Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Современный детский сад должен стать детско-родительским центром, в котором каждая семья найдет помощь и поддержку в воспитании детей.

Известно, что семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше времени своим детям. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. Чтобы привлечь родителей, лучше узнать историю Арзамаса и познакомить с ней детей, мы предложили совместный проект «Маршрут выходного дня». Совместные мероприятия – достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров. Так же это одна из эффективных форм организации, как досуга воспитанников, так и их образования. Через прогулку доступно изучение истории, культуры и географии родного края.

Интерес к истории и искусству у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно. Важно, чтобы ребёнок извлёк из походов максимум пользы. Для этого требуется специальная подготовка и направляющее внимание со стороны родителей.

Дети должны не только получать знания о своем городе, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями.

Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями. Цель может быть реализована через решение следующих задач:

Обобщать и систематизировать знания о родном крае,

Расширять детский кругозор,

Формировать представления о достопримечательностях города;

Знакомить детей с географическим расположением города,

Воспитывать любовь и чувство гордости за город, в котором живем.

Успеха в воспитании чувства патриотизма у дошкольников можно достигнуть только тогда, когда воспитатель сам будет знать историю своего города, своей страны. Прежде чем давать знания детям, необходимо учиться самому. Важно суметь преподнести материал понятно и доходчиво. От этого зависит, воспримет ли ребенок полученные знания и появится ли у него желание узнать что-то новое.

«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута. В младшем дошкольном возрасте дети еще трудно представляют себе город. Знакомство с ним следует начинать с экскурсий по близлежащим улицам. В старшем дошкольном возрасте объем знаний о родном городе увеличивается. Знакомим детей с историей города Арзамаса и его достопримечательностями, знаменитыми людьми. Алгоритм разработки маршрутов:

  1. Родительское собрание. Рассказ родителям о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ для ознакомления детей с родным городом. Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
  2. Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города. (Подбор иллюстраций о городе, книг, вырезок из газет, журналов, видеофильмов о городе.) Результат: Оформление альбомов, фотоальбомов.
  3. Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
  4. Прогулка по маршруту. Результат: Фотовыставка, доклад, рисунки, презентации, стенгазеты.
  5. Презентация проекта. (Заслушивание докладов, просмотр презентаций, альбомов, стенгазет.)
  6. Вернисаж рисунков «Мой выходной день».

При реализации проекта «Маршрут выходного дня» ожидаются следующие результаты: Мотивация родителей на дальнейшее сотрудничество с детским садом. Расширение представлений детей об Арзамасе, его истории и культуре. Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи. Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями и фильмами о городе и крае.

Нами разработаны такие маршруты:

«Золотые купола Арзамаса», «Славные люди земли русской», «К 110-летию А.П.Гайдара», «Будем ближе к природе», «По пушкинским местам», «Водоемы Арзамаса», «Центр ремесел Арзамасского района», «Кружева деревянные», «Каменное зодчество 18-19 вв.». В результате взаимодействия педагогов и семей, родители стали надежным партнёрами для собственных детей.

Литература:

  1. Абдуллина, Л.Э. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «Мир открытий» (от рождения до 7 лет) / Л.Э.Абдуллина.: Академия, 2011 г. – 65 с.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: Элизе Трейдинг, 2004 г. – 246 с.
  3. Бучилова,И.А. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях // Современные научные исследования. Концепт, 2013 г.
  4. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д.Маханева // Управление дошкольным учреждением, 2005 г. – 55-67 с.