Личность как субъект и объект социологии. Личность как объект и субъект общественных отношений

Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность есть индивидуальный сгусток (узел, связь, структура, тождество или какая-нибудь единичная закономерность) природных, общественных или исторических отношений.

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности “не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество”.

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.

В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека.

Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости...

Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психологический стержень человека. “Только в характере индивид приобретает свою постоянную определенность” - Гегель.

Особым компонентом личности является ее нравственность Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого человека проявляется уже на биологическом уровне. Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним дух миром. В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями среды в которой она выращивается.

Индивидуальность не есть абсолют. Она изменняется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества человека есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.

Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и общество- часть природы. Тезис “общество – часть природы” отражает тот факт, что: человек, а следовательно и общество происходит из природы; человек – существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие “природа” используется как не весь реальный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое, принципиальное, особое явление с присутствующими только ему социальными качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которого обусловлено включённостью человека в систему общественных отношений. Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек – существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.

Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д. Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального обучения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.

Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества

В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

Немаловажную роль в процессе социализации играет свобода воли, свобода выбора.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личность является в одно и то же время объектом и субъектом.

Личность как объект. Находится под влиянием различных отношений (экономических, трудовых), складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Находится также в сфере политических отношений. Находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология формирует психологию личности, ее мировоззренческие взгляды, социальные установки. На психологию личности также влияет психология социальной группы, в которую входит личность. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения, воспитания, СМИ.

Личность как субъект. Личность – деятельность общественного развития. Вступая в различные общественные отношения личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости. Историческая необходимость личности не исключает ни самобытности личности. Ни ее ответственности за сове поведение перед обществом.

5 .Религиозная картина мира

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного.Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, буддистскую и др. картины мира.Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Высшей целью, к которой должен стремиться человек, является нирвана – вечный блаженный покой, когда он отказывается от желаний, порождающих страдание. Христианство рассматривает бытие человека трагическим и разорванным. Человек грешен и несет на себе печать первородного греха. Всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Одни обретут вечное блаженство, другие – вечные муки. Наиболее серьезные изменения в религиозно-философском мышлении произошли в конце 19 - середине 20 века, когда в европейской культуре утвердилась диалектическая картина мироздания, в которой господствующими принципами являются идея единства мира и его саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы можем обнаружить в направлениях богословской мысли. В русской православной философии и богословии они нашли свое наиболее яркое выражение в работах Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в протестантской теологии – в концепции «диполярного Бога» А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, в католической философско-теологической мысли в концепции «эволюционно-космического христианства» П. Тейяра де Шардена. Данная концепция наиболее полно отражает современную религиозно-идеалистическую картину мироздания. Концепция «эволюционно-космического христианства» Тейяра де Шардена базируется на принципах религиозно-идеологического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог – это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой божественную среду. по Тейяру, все материальные образования имеют духовную компоненту, которую он называет «радиальной энергией». По его мнению, радиальная энергия обусловливает развитие материи.



6. Общество и природа: этапы их взаимодействия.

Общество – в широком смысле слова – совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;

– в узком смысле слова – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Природа – в широком смысле слова – все сущее, весь мир во всем многообразии его форм;

– в узком смысле слова – результат предшествующего развития неживой природы и составляет тонкую оболочку земли, где протекает жизнь.

Общественных отношений

Наиболее четко личность как субъект общественных отношений предстает в ролевой теории (Р. Мертон, Р. Дарендорф). Из отечественных социологов ролевую тео­рию развивает И.С. Кон.

Автор теории ролей Т. Парсонс проводит четкое раз­личие между личностью как психологической структурой и субъектом социального действия . Ролевая теория лич­ности выводит социологов не только на понятие «роль» – образец ожидаемого поведения индивида , но и на поня­тие «статус» личности – место, занимаемой ею в данной системе, сопряженное с совокупностью прав и обязанно­стей, реализация которых и формирует роль. Понятие ста­туса применимо не только к личности, но и к различным социальным группам, слоям. Иногда понятие «статус» за­меняется терминами «позиция», «социальная позиция».

Личность в ролевой теории – это определенный на­бор социальных ролей, которые выполняет человек: сту­дентка, мать, жена, молодая женщина; преподаватель, уче­ный, отец семейства, заядлый рыбак – в одном лице. Сис­тематизация ролей была сделана также Т. Парсонсом, ко­торый считал, что роль описывается следующими характе­ристиками: а) эмоциональной – отношение к роли, сдер­жанное или раскованное; б) способом получения – одни роли предписаны человеку (наследный принц), другие за­воевываются; в) масштабом – президент, академик, сле­сарь, учитель, банкир; здесь имеет значение то, что часть ролей в обществе строго ограничена социальными ресур­сами или структурой общества, другая – размыта; г) фор­мализацией – действие в строго установленных рамках или относительно произвольное; д) мотивацией – для чего, с какой целью выполняется та или иная роль.

Взаимодействие между субъектами в обществе – это взаимодействие их социальных ролей. Но роль – это не просто то или иное социальное действие. Роль – это нор­мативное понятие. Что это означает?

1. Это определенный тип поведения, соответствую­щий роли. Так, например, студент не может во время лек­ции взять в руку мячик и запрыгать по аудитории, но это может сделать трехлетний ребенок.

2. Роль – это требования к поведению, определенные предписания; так, каждая профессиональная, обществен­ная роль предполагает выполнение человеком определен­ных, например, должностных обязанностей.

3. Как нормативное понятие, роль определенным об­разом оценивается окружающими, ожидаемая роль со­держит в себе оценочный момент.

4.Санкция – социальные, правовые или моральные последствия невыполнения предписанной роли. За невы­полнение должностных обязанностей человек может под­вергнуться и моральному осуждению, и юридическим санкциям.



Личность как субъект действия характеризуется ожи­даемыми от нее ролями (студента, преподавателя, декана, ректора, уборщицы), роли могут быть как предписанными, приемлемыми, неприемлемыми, так и случайными, но са­мое главное, что через различные социальные роли проис­ходит развитие сущностных сил личности .

Что касается роли статуса личности, то это понятие институциализированное, то есть определяется тем соци­альным институтом, в котором действует человек, и зави­сит от его конкретной деятельности и ее видов. Например, вы­сокопоставленный чиновник может быть плохим отцом или сыном. Но его социальный статус в обществе все же будет определяться его должностью, образованием, пре­стижем профессии, властью и т.д., а не взаимоотноше­ниями в семье. Для того чтобы конкретизировать понятие «статус», вво­дится понятие «неформального статуса» . Так, статус ли­дера студенческой компании отличается от статуса ректора института, а статус мужа – от статуса ми­нистра или главы правительства. Статус – это социальное ранжирование . Здесь с личностью могут возникать раз­личные драматиче­ские ситуации, когда статус личности ни в коей мере не со­ответствует ее представлениям о себе, месту, которое она занимает в обществе. Так, в советское время многие талант­ливые художники, поэты, писатели, творчество которых не вписывалось в «социалистический реализм», рабо­тали дворниками, грузчиками, истопниками. В годы пере­стройки часть представителей интеллигенции (врачей, учителей, ма­тематиков, «физиков и лириков») стала мел­кими торгов­цами, «челноками», где прошлый уровень об­разования и культуры не имеет решающего значения.

Статус можно приобрести от рождения (националь­ность, социальное происхождение, место рождения), дру­гие статусы достигаются.



Особую роль играет генеральный статус человека – с его правами и обязанностями гражданина той или иной страны, члена общества.

В рамках ролевой теории развиваются идеи ролевого конфликта . Он может быть внутренним, в рамках набора ролей (студент – молодой отец), такой конфликт называ­ется межролевым; чаще всего возникают конфликты ме­жду формальными и неформальными ролями. Более серь­езные ролевые конфликты – это конфликты, связанные с невыполнением предписанных общественных ролей, кон­фликт между личностью и обществом .

Как субъект общественных отношений личность ха­рактеризуется способностями, потребностями, установ­ками, мотивами поведения, ценностными ориентациями и интересами. Все это может быть реализовано через дея­тельность. Личность индивидуальна и автономна. Она ха­рактеризуется определенной степенью независимости. Личная независимость во многом связана с развитием са­мосозна­ния личности, ее культурой, волей, способностями к само­анализу, самоконтролю. Ясно, что чем более высо­кий уро­вень культуры у человека, чем более развитым яв­ляется его самосознание, тем более он независим и свобо­ден от окружающей среды. С этой точки зрения личностью явля­ется человек, определивший свое отношение к соци­альной среде, духовным, нравственным, эстетическим ценностям общества.

Но личность – это и объект общественных отноше­ний. Она может развиваться только в обществе, под воз­действием общества. Воздействие социальной среды начи­нается со становления деятельного индивида (развития сознания, усвоения языка, усвоения культуры, умения об­щаться). Личность становится объектом воздействия фак­торов макросреды и микросреды: всего общества в целом и ближайшего окружения (семьи, родственников, друзей, коллектива). Личность застает общество на том или ином этапе его развития, экономического и культурного, с опре­деленной социальной структурой, образом жизни, систе­мой воспитания – все это воздействует на личность через различные факторы объективного порядка: школа, вуз, средства мас­совой информации, сложившаяся в обществе система вос­питания и др. Не менее сильное воздействие на личность оказывают и факторы субъективного порядка – нефор­мальные группы, субкультура этих групп, межлич­ностное общение. Диалектика объективного и субъектив­ного в личности заключается в ее избирательности. На оп­реде­ленном этапе развития личность сама «творит» себя в со­ответствии с теми ценностями, которые она выбирает, с тем поиском варианта, который позволил бы ей лучше са­мореализоваться. Личность чаще всего сама создает свое будущее, свою жизнь. Переплетение социального и инди­видуального, объективного и субъективного выражается в простом, всем известном понятии «судьба ».

Социализация личности

Социализацию личности социология рассматри­вает как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена об­щества.

Социализация включает как социально контроли­руе­мые процессы, связанные с целенаправленным воздей­ст­вием на личность, так и стихийные, спонтанные, влияю­щие на ее формирование. Об объективных факторах уже упоминалось – это воспитание, образование, культура и др.

Социализация – это сложный процесс диалектиче­ского взаимодействия среды и наследственности. В ре­зультате социализации индивид становится личностью, то есть носителем системы взглядов, оценок, убеждений, привычек поведения. В современной западной социологи­ческой и психологической литературе вопрос о первичной социализации детально разработан. Наибольшей известно­стью пользуются теории социализации З. Фрейда, амери­канских социопсихологов Ч. Кули, Э. Эриксона, Дж. Мида, В. Мак­гвайра, и др.

По З. Фрейду социализация личности начинается с сек­суально-ролевой социализации. Главная роль предназна­чена человеку природой, считает Фрейд. Это роль жен­щины или мужчины. Половая специализация идет с рож­дения и проходит несколько стадий: оральную, когда ре­бенок усваивает навыки сосания и глотания; анальную (1-3 года) – в этот период ребенок учится «туалету», эле­мен­тарному уходу за собой, учится владеть своим телом; фи­зическую (4-5 лет) – в этот период ребенок удовлетво­ряет свое любопытство, познавая разницу между полами; ла­тентную (с 5 лет до подросткового возраста) – здесь вни­мание ребенка сосредоточено на окружающем мире, бы­стро идет процесс интеллектуального развития, сексуаль­ное развитие замедляется; генитальную – это период по­лового созревания, когда особенно остры эмоциональные переживания, истинная зрелость связана с усвоением со­циальных норм поведения.

Американский психолог Эрик Эриксон рассматри­вает социализацию как процесс развития индивидуально­сти . Он формулирует две основополагающие идеи социа­лизации: 1) личность развивается по мере готовности ее двигаться вперед и расширять «радиус» своих социальных ролей; 2) общество, социальная среда могут как содейство­вать этому продвижению, так и тормозить его. Стадии раз­вития личности он формулирует через конфликт, форми­рование противоположных качеств: доверие – недоверие (до 1 года); автономия и уверенность (2-3 года); стыд – со­мнение; инициатива – виноватость; деловитость – непол­ноценность (эти качества формируются в 6-11 лет); юность (самоутверждение – неопределенность); молодость (дружба – любовь или изоляция); средний возраст (вос­производство или самопотребление); пожилой возраст (ин­тегрированность или одиночество и отчаяние, оценка жиз­ненного пути как неудавшегося). Так, по Эриксону, дове­рие – недоверие формируется в зависимости от того, удов­летворяются ли нужды ре­бенка, автономия, уверенность, инициатива, виноватость – от того, как окружающие спо­собствуют его познанию ок­ружающего мира, стимулируют его или постоянно одерги­вают ребенка, говорят ему: «от­стань», «не задавай глупых вопросов» – в этом случае у ребенка подспудно формиру­ется чувство вины, неуверен­ности, он становится безыни­циативным.

С точки зрения Дж. Мида , «Я» – это продукт опыта социального взаимодействия (об этом уже шла речь ранее). Поэтому и социализация – это определенный тип взаимо­действия, игры. Первый этап социализации – подготови­тельный или этап имитации детьми поведения других. Второй этап – собственно игровой, освоение социальных ролей ребенком идет через игру в той или иной последова­тельности. Третий этап – этап системной игры , когда «исполнение» социальных ролей идет уже осознанно. Иначе эти стадии можно назвать «имитация, подражание, научение». Основой для понимания между личностью и обществом Мид считает существование двух «Я»: а) сти­хийные, внутренние тенденции, заложенные в человеке; б) социализированное «Я» – усвоение социальных позиций других, общих для группы, общества в целом.

Бихевиористские тенденции прослеживаются здесь в том, что Мид рассматривает поведение человека как серию «инициатив» моего «Я» и коррекцию этих инициатив об­ществом.

Известный психолог Жан Пиаже в качестве веду­щего фактора социализации рассматривает интеллектуаль­ное развитие личности, которое он неразрывно связывает с со­циальной средой. Согласно операциональной концеп­ции интеллекта Пиаже , функционирование и развитие пси­хики совершается в рамках адаптации к среде: сенсомо­торная стадия, способность сохранять в памяти образы предметов; предоперационная стадия – дети учатся раз­ли­чать сами предметы и их символы, например, они уже не отождествляют домик из песка с настоящим домиком; ста­дия конкретных операций; стадия формальных операций (или абстрактное мышление). Ребенок в про­цессе социали­зации ассимилирует материал, который он получает извне, а затем последовательно «приспосабли­вает» (у Пиаже это называется аккомодацией) его к кон­кретным ситуациям. Высшая форма такой аккомодации – проявление у инди­вида операционных структур, то есть определенных сис­тематизированных предметных дейст­вий. Развитие при этом абстрактного мышления, по Пиаже, это мерило ин­теллектуального развития.

В самом широком социологическом аспекте социали­зация – это процесс филогенетический (формирование ро­довых свойств человека) и онтогенетический (формирова­ние конкретного типа личности). При этом процесс спе­циализации не сводится к непосредственному взаимодей­ствию индивидов, а включает в «снятом» виде всю сово­купность общественных отношений. Результатом социали­зации является развитие индивидуальности. Социализация – не механическое наложение на индивида готовой «соци­альной формы», а результат его активного взаимодействия с этой «формой». Процесс социализации идет и продолжа­ется всю сознательную жизнь личности. Поэтому в социо­логии присутствует и понятие ресоциализации – «усвое­ние новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, не­достаточно усвоенных или устаревших» . Ресо­циализация охватывает многие виды деятельности чело­века – от исправления дефектов речи до профессиональной переподготовки, усвоения новых видов деятельности, адаптации к новым социальным условиям. Необходимо заме­тить, что помимо социализации и ресоциализации су­щест­вует и процесс, который можно назвать десоциализа­цией – это утрата человеком уже имеющихся социальных ка­честв, навыков, свойств, чаще всего его связывают с де­градацией личности или маргинализацией. В любом слу­чае, это «социализация наоборот».

В последние годы в нашем обществе идет процесс роста «десоциализированных» слоев, людей, утративших свой прежний социальный статус, опустившихся мо­рально, физически и интеллектуально. Это бомжи, прости­тутки, алкоголики, наркоманы, некоторая часть безработ­ных и др. Так что процесс социализации неизбежно имеет и свои издержки – дефектологические школы и десоциали­зированные слои населения.

Немаловажную роль в процессе социализации имеет система «агентов» социализации и показателей социализа­ции. Так, агентами социализации являются родители, вос­питатели, друзья, учителя, наставники. Чтобы человек пра­вильно и гармонично развивался, ему необходимо внима­ние, забота и любовь. Отсутствие родительской заботы выражается в социологии термином депривация . Дети, выросшие в условиях депривации, как правило, отстают от своих сверстников не только в эмоциональном развитии, но и в интеллектуальном, крайней степенью депривации является госпитализм, или изоляция. В условиях изоляции воспитываются дети в детских домах, домах ребенка, ин­тернатах. Здесь они полностью лишены родительской ласки и любви.

Сегодня имеют огромное значение такие средства или агенты социализации, как средства массовой инфор­мации и школа. Пожалуй, именно эти два фактора оказы­ваются наиболее сильными по интенсивности и длитель­ности воздействия.

Что касается показателей социализации, то ими яв­ляются технико-экономические показатели, например, ма­териально-техническая база образования, наличие средств для проведения досуга, наличие материальных возможно­стей для тех или иных видов деятельности, реализации по­требностей личности.

В заключение необходимо сказать, что социализация – процесс, играющий огромную роль в жизни как лично­сти, так и общества. Социализация обеспечиваетсамово­зобновляемость общественной жизни, а с точки зрения личностной – это реализация способностей, задатков чело­века, усвоение культуры.

Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. - Питер - 1997., С. 24. большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

* В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка-чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбина-ции дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изуче-ния индивидуальных различий.

* В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетиче-ской структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное не-посредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность -- абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

* В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лич-ности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся об-стоятельства окружающей среды.

* В большинстве определений личность представлена теми характеристика-ми, которые “отвечают” за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружа-ющей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения лично-сти у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич-ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна-чимые для людей поступки.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, на-ряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “инди-вид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова упот-ребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхожде-ние с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единич-ный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, пот-ребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае упот-ребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологи-ческих факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-ис-торической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “инди-вид” используют и понятие личность. Индивид в данном случае рас-сматривается как отправной момент для формирования личности от ис-ходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А.Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 2000, С. 67..

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, от-личающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъ-екта деятельности, познания и творчества. Психология изучает лич-ность в качестве устойчивой целостности психических процессов. свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не-разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.:Центр, 1997 с.72..

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего харак-теризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная незави-симость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю Там же. - с.74..

В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, ко-торый как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?

Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его “при-рода” не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по своему.

Итак, понятие “личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность -- целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

В социологии личность определяется как:

Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Понятие “личность” показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.

1.2.Особенности взаимоотношения личности и общества

0

1. Понятие личности в социологии.

2. Ролевые теории личности.

3. Социализация личности.

1. В социальном и гуманитарном знании проблемы сущности человеческой личности, возможности ее формирования в необходимом для конкретного общества направлении всегда были очень актуальными. Ведь основным элементом и необходимым условием существования общества и является человеческая личность. Но что включает в себя это понятие? Философия больше оперирует понятием «человек», которое включает в себя и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Психология больше обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, особенности поведения. Социология, опираясь на философский и психологический анализ личности, рассматривает личность как определенную совокупность социальных качеств, которые формируются у человека в процессе совместного существования с другими людьми. На уровне обыденного сознания мы часто отождествляем понятия «человек», «индивид» и «личность». Но социология их четко разграничивает.

Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем представителям этого биологического вида свойств и качеств.

Индивид - это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивид рассматривается как единство биологического, психологического и социального начал. Но это скорее количественная характеристика, чем качественная. Качественной характеристикой человека (индивида) выступают понятия «индивидуальность» и «личность». Но «индивидуальность» указывает на психофизиологические особенности человека (индивида), а «личность» - на социальные.

Каждый человек обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, которые составляют структуру его личности. В этой структуре иерархически выстроены биологические и социальные качества человека. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову) выглядит следующим образом:

Краткое название подструктуры

Компоненты

подструктуры

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биологический уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В социологии личность - это устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Социально значимые черты и качества индивида формируются и реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты и общности. Личность выступает здесь не только как объект внешних воздействий, но и как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, устремления, интересы, способный оказывать обратное воздействие на социальную среду.

Понимание личности как субъекта социальной деятельности включает исследование его потребностей, интересов, ценностей, целей, мотивов и стимулов деятельности. Потребности - это исходный источник деятельности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. В свою очередь, интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют мотивы и цели деятельности. Мотивы - это внутренние побудители деятельности, а внешними побудителями являются стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию (социальную установку) личности - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Таким образом, личность - это интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой активности личности, преобразования условий жизни и, следовательно, развития общества в целом.

Когда мы говорим о социальном типе личности, прежде всего обращаем внимание на то, что он отражает устойчивые черты характера, сформированные под влиянием историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей в конкретной общественной системе.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальный - это усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный - это тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего.

В современной социологии существуют и другие типологии, выстроенные по различным основаниям (например, по ценностным ориентациям, устойчивым поведенческим стереотипам и др.).

2. Организационно-регулирующим механизмом социализации является система статусов и ролей. Общее понимание социального статуса и социальной роли показано в теме «Социальная структура».

Зная социальный статус конкретного человека, мы можем ожидать от него типичного набора действий, т. е. выполнения соответствующей статусу социальной роли.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма (1858-1917), М. Вебера (1864-1920), а затем оно разрабатывалась в работах Дж. Мида (1863-1930), Т. Парсонса (1902-1979), Р. Линтона (1893-1953), Я. Морено (1892-1974) и др.

Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие ролевых ожиданий со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Линтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых ожиданий и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Парсонс одним из первых попытался систематизировать социальные роли. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

1) эмоциональной - одни требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом - часть сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

4) формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5) мотивацией - на личную прибыль, на общее благо и т. д.

Морено в своей книге «Кто должен выжить? » классифицирует социальные роли следующим образом:

Психосоматические роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой;

Психодраматические роли, когда поведение личности определяется в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

Социальные роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Но любая роль не является чистой моделью поведения. Как правильно отмечает в своей работе В. Харчева, процесс реализации ролей зависит от следующих факторов:

Биопсихологических возможностей человека, способствующих выполнению той или иной социальной роли или тормозящих его;

Личностного образа, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, ожидаемых от человека;

Характера роли, принятой в группе, и способа социального контроля за выполнением ролевого поведения;

Структуры группы, сплоченности и степени идентификации индивида с ней.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого поведения. Между ними никогда не бывает полного совпадения, но каждый имеет большое значение в поведении личности. Роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом личности. Если ожидания не оправдываются, возникает конфликт между личностью и обществом.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют четыре элемента:

1) описания типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей практически одновременно, может возникнуть конфликт. Ситуация, когда человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух и более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Но ролевой конфликт может происходить не только между ролями, но и в пределах одной роли. Подобный конфликт может быть разрешен посредством рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация роли - это неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человек как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия.

Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.

Первые два вида действий являются неосознанными защитными механизмами, третий в основном используется осознанно и рационально.

3. Социализация - это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация - это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «Я-концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т. е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и определению своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной). Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества тех групп, принадлежность к которым он осознает. Можно сказать, что действия людей во многом определяются их самооценкой и групповой принадлежностью.

Социализация включает ряд этапов, имеющих свою специфику и по-разному трактуемых социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность, и поэтому выделяют три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: первичная социализация (от рождения до формирования личности) и вторичная (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее активно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети осваивают будущие социальные роли.

В процессе вторичной социализации личности очень значимым может быть ресоциализация, потребность в которой возникает при серьезных изменениях в жизни человека и всего общества, когда ранее приобретенные знания, ценности, роли и навыки теряют свое определяющее значение. Ресоциализация - это процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни знаний, ценностей, ролей и навыков.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, заинтересованных в том, чтобы человек усваивал определенные социальные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это - агенты и институты социализации. Среди них можно выделить:

Отдельные личности - агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (родители, учитель и другие);

Учреждения - институты социализации, которые направляют и контролируют ее протекание (школа, вуз);

Средства массовой информации (особенно телевидение), обеспечивающие усвоение ценностей и стандартов поведения.

Существует множество теорий социализации, но мы обратим внимание на наиболее известные теории Ч. Кули (1864-1929) и Дж. Мида.

Кули выдвинул теорию «зеркального Я», согласно которой человеческое «Я» открывается через реакцию других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Он включает:

Представление о том, каким я кажусь другому человеку;

Представление о том, как этот другой оценивает мой образ;

Вытекающее из этого специфическое чувство гордости или унижения (самоуважение).

По мнению Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если он будет общаться с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, одновременно будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса он обозначает «Я» (I) и «Меня» (me), где «Я» отражает субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности, а «Меня» - объективный.

Мид утверждает, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Мы одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем и оцениваем самих себя. По мнению Мида, «обобщенный другой» - это средство связи каждого из нас с обществом. С помощью «обобщенного другого» мы впитываем в себя (интериализуем) организованную систему взглядов нашей группы и(или) всего общества так, что социальный контроль превращается в самоконтроль.

Используемая литература: Социология. Курс лекций: учеб. пособие / И.А. Акимова,
Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,
И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева;
под ред И.А. Акимовой - М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана.
2010. - 95. |2|.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.