Эриксон психолог биография. Биография э

Биография

Судьба Эриксона весьма своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения , с мужчиной датского происхождения (более подробной информации об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель , . Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались еврейской благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих еврейских иммигрантов из России). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма, Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге .

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе - за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Теория личности Эриксона

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом , критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап - от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап - от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап - от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап - соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап - юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап - ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап - поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап - конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

См. также

Труды

Важнейшие труды

  • Детство и общество (Childhood and Society ) ()
  • Молодой Лютер . Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History ) ()
  • Истина Махатмы Ганди : о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi "s Truth: On the Origin of Militant Nonviolence ) ()
  • Взрослый период (Adulthood ) (редактор, )
  • Жизненная вовлечённость в старости (Vital Involvement in Old Age ) (при участии J.M. Erikson и H. Kivnick, )
  • Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed ) (при участии J.M. Erikson, )

Сборники (на англ.яз.)

  • Identity and the Life Cycle. Selected Papers ()
  • A Way of Looking at Things: Selected Papers 1930-1980 (Editor: S.P. Schlien, )
  • The Erik Erikson Reader (Editor: Robert Coles, )

Биографии

  • Identity’s Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999)

Библиография на русском языке

  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, б.г. (1996).
  • Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000.
  • Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон; Пер. с англ. А. М. Каримского. - М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. - 560 с.
  • Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] - М.: Когито-центр, 1996.

Внешние ссылки

  • Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Эриксон Милтон
  • Эрика (род)

Смотреть что такое "Эриксон, Эрик (психолог)" в других словарях:

    Эриксон, Эрик - (психолог) Эриксон, Эрик (дирижёр) … Википедия

    Эриксон Эрик - Эриксон, Эрик (психолог) Эриксон, Эрик (дирижёр) … Википедия

    Эриксон Эрик - (р. 1902) американский психолог, один из основателей эго психологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического… … Психологический словарь

    ЭРИКСОН Эрик - (1902 1994) амер. психолог и психотерапевт, представитель неопсихоанализа. Создатель психоистории, представляющей собой применение фрейдистских принципов для анализа истории через глубинные биографические исследования. Не считал верной… … Философская энциклопедия

    Эриксон Эрик - (р. 1902) американский психолог, основатель эго психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал бисоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством …

    ЭРИКСОН ЭРИК ГОМБУРГЕР - (Erikson, 1902 1994) амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго психологии. В отличие от классического психоанализа, противопоставляющего индивида и общество, Э. на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную… … Большая психологическая энциклопедия

    Эриксон Эрик Хомбергер - (Erikson) (1902 1994), американский психолог и психоаналитик, представитель эгопсихологии. Развил теорию стадиального формирования психосоциальной «групповой идентичности» и параллельно «эгоидентичности» (8 стадий развития личности). Труды по… … Энциклопедический словарь

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».

За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Э. Эриксон

Э. Эриксон . Одной из немногих концепций возрастной периодизации всей жизни человека, а не только детства, является эпигенетическая концепция Эрика Эриксона. Эриксон рассмотрел развитие человека в связи с его отношениями с близкими людьми. Исследуя стили материнского поведения, ученый показал, что они определяются тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. По мнению Эриксона, на каждой стадии возрастного развития общество выдвигает определенные ожидания в отношении человека. Таким образом, каждому возрасту свойственна определенная задача. Однако успешность решения этой задачи зависит как от уровня развития личности, так и от духовной атмосферы общества и условий жизни этого человека (отсюда и название - психосоциальная модель развития личности). Рассматривая развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти, Эриксон считал, что важнейшее значение для психики человека имеет упорядочивание и интегрирование собственного жизненного опыта - синтез эго. Сквозная задача, пронизывающая всю жизнь человека, - обретение идентичности.

Идентичность - это тождественность человека самому себе. Это твердо усвоенный и принимаемый самим человеком целостный образ себя в самых разных жизненных обстоятельствах. Идентичность - это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой связаны с предшествующими стадиями развития. Приобретение идентичности как целостности своего «я» происходит между двумя полюсами развития - позитивным и негативным. Развитие личности - борьба этих крайних возможностей.

В каждом возрасте человек должен делать выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач своего развития. Если побеждает продуктивное направление, тогда у человека развиваются его сильные качества или основная способность самотождественности. Если человек развивается в деструктивном направлении, то возникает патология данного возраста, ослабляющая чувство самоидентичности, человек становится все менее адекватен самому себе. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека и представил свойственные каждой стадии «полюса», между которыми формируется личность.

На первой стадии - младенчество (от рождения до года - полутора лет). По тому, какой уход получает малыш в этом возрасте, он «решает»: заслуживает этот мир доверия или нет. Если развивается доверие (в противовес недоверию), то у младенца рождается первое базисное качество психики - надежда. В противном случае ребенок решает, что жизнь непредсказуема и не заслуживает доверия. Полюса: доверие - недоверие.

Вторая стадия - ранний возраст (от полутора до четырех лет). На этой стадии ребенок решает задачу формирования своей самостоятельности (автономии и независимости). Ребенок учится управлять своим поведением. Негативный вариант развития - либо гиперопека, либо отсутствие поддержки и доверия со стороны взрослых, приводящие ребенка к неуверенности в себе, сомнению в своих действиях. Если близкие взрослые проявляют разумную дозволенность, не торопят ребенка, поддерживают его стремление к самостоятельности, то задача возраста решается положительно. Из противостояния автономности и сомнения рождается воля.

Третья стадия - детство (от четырех до шести лет). На этой стадии решается альтернатива между инициативой и чувством вины. Дети в этом возрасте узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Если их исследовательская активность поощряется взрослыми, то ребенок обретает чувство инициативы. Если взрослые ограничивают возможности ребенка, чрезмерно строго критикуют и наказывают его, то он привыкает чувствовать себя виноватым. Положительным приобретением этого возраста Э. Эриксон называет целенаправленность.

Четвертая стадия - школьный возраст (от шести до одиннадцати лет). Основной вопрос этого периода: могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? В этом возрасте дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. В негативном варианте, если ребенок не получает удовольствия от работы и учебы, не испытывает гордости за то, что хотя бы что - то он умеет делать хорошо, если его усердие не подкрепляется взрослыми, он осознает себя неумелым и бесполезным. Из противостояния трудолюбия и чувства неполноценности должно родиться позитивное приобретение этой ступени - умелость, компетентность.

Пятая стадия - отрочество (от одиннадцати до двадцати лет). До этого возраста человек узнал целый ряд разных ролей - ученика, сына, друга, спортсмена и т. п. В этом возрасте важно разобраться во всем многообразии своих проявлений и интегрировать их все в одну идентичность - кто я? каковы мои взгляды, убеждения, позиции? Для такой интеграции нужно найти некие основания, которые охватили бы все эти роли. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития, и подросток сознательно решает, значимы ли для него предыдущие возраста. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность создают новую целостность личности - идентичность. Принимая идентичность в противовес смешению ролей, человек обретает верность.

Шестая стадия - молодость (от двадцати одного года до двадцати пяти лет). Основные задачи возраста - поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими: могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Уверенный в своей идентичности молодой человек проявляет психологическую интимность, душевную теплоту, понимание, доверие. Человек, не уверенный в своей идентичности, избегает близких отношений, его отношения с другими становятся безликими и стереотипными, он приходит к изоляции. Принимая близость в противовес изоляции, человек обретает любовь.

Седьмая стадия - зрелость (от двадцати пяти до пятидесяти - шестидесяти лет). Этот этап жизни связан с решением противоречия между способностью к развитию и личностным застоем: что я могу предложить будущим поколениям? Поднимаясь над уровнем идентичности, обращая больше внимания на нужды и проблемы других людей, человек позитивно решает свою задачу развития. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов часто приводят к поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои потребности, уберечь свой покой. В этом случае происходит личностное опустошение. В противостоянии творчества и застоя должно родиться положительное качество - забота.

Восьмая стадия - старость (свыше шестидесяти лет). Весь предыдущий жизненный опыт человека ставит перед ним вопрос: доволен ли я прожитой жизнью? Если человек, оглядываясь на прожитую жизнь. осознает глубинный смысл того, что было, он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Из противостояния целостности (интеграции) и разочарования (отчаяния) должна родиться мудрость.

Предложенная Э. Эриксоном схема периодизации названа эпигенетическим ансамблем, в котором одновременно со - присутствуют все возрасты. Переход от одного возраста к другому вызывает кризисы идентичности. Кризисы по Эриксону - это поворотные пункты, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Ни один прожитый человеком возраст не проходит бесследно, поскольку ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно разрешено прижизненно.

Описывая развитие человеческой психики, Э. Эриксон признает неисчерпаемость научными методами этой реальности и потому не придает своей концепции характера жесткого каркаса. Так, он пишет, что последовательность возрастов и порядок их смены не есть непреложный закон развития каждого человека. Во - первых, в каждой точке развития существует возможность возрастного регресса, или «растительного» существования («вечные юноши» и «седовласые младенцы»). Во - вторых, личная биография, заведомо не совпадающая с нормативным представлением о развитии, открывает возможности не только для остановки и регресса развития, но и для трансцендирования собственного возраста, выхода за рамки жизненных представлений о возрасте (поэтому мы говорим иногда об «отроках, мудрых, как старцы», или о «взрослой ответственности иных юношей»). Таким образом каждому возрасту указываются не какие - то определенные, свойственные ему нормы, а высшие возможности достижения для данного возраста.

Последнее обновление: 13/05/2015

«Надежда - самая первая и наиболее базисная добродетель, присущая всему живому. Если жизнь продолжается, надежда должна оставаться - даже тогда, когда пошатнулась уверенность в себе, когда разрушено доверие».

Эрик Эриксон

Наиболее известен Эрик Эриксон за разработанные им этапы психосоциального развития и идею кризиса идентичности. Его теории знаменуют собой важный сдвиг в научной мысли - внимание с тех пор было обращено на личность человека. Вместо того чтобы сосредоточиваться только на событиях раннего детства, его психосоциальная теория изучает влияние социума на личность на протяжении всей жизни человека.

Теория стадий психосоциального развития помогла привлечь интерес ученых и положила начало новым исследованиям в области человеческого развития. Эриксон расширил всем известную психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни - в том числе событий детства, зрелого возраста и старости.

Биография Э. Эриксона

Ранние годы

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте (Германия). «Широко известна версия, согласно которой его мать и отец разошлись ещё до его рождения. Однако бытует мнение, что он появился в результате связи его матери с другим мужчиной. Он никогда не видел ни своего настоящего отца, ни первого мужа матери», - сообщается в некрологе Эриксона, который появился в The New York Times после его смерти в 1994 году. Молодая мать, Карла Абрахамсен, какое-то время растила Эрика сама; позже она вышла замуж за врача - доктора Теодора Хомбергер. То, что Хомбергер не был на самом деле его биологическим отцом, от Эрик скрывали ещё в течение многих лет. Когда он, наконец, узнал правду, он пришёл в замешательство.

Этот ранний опыт поспособствовал развитию у Эрика интереса к процессу формирования личности. Позже он писал, что ещё ребенком он чувствовал смятение насчёт того, кто он такой и как он вписывается в общество.

Его интерес к личности подпитывал и собственный опыт в школе. В еврейской школе, которую он посещал. его дразнили за высокий рост, голубые глаза и светлые волосы - нордическая внешность мальчика выделяла его среди остальных детей. В гимназии же его не принимали из-за еврейского происхождения. Эти ранние переживания оказали сильное влияние на его работу на протяжении всей его жизни.

Карьера и дальнейшая жизнь

Закончив среднюю школу, Эриксон пробовал себя в искусстве и провел некоторое время в путешествиях по всей Европе. По совету своего друга Эриксон начал изучать психоанализ и даже получил свидетельство Венского общества психоаналитиков.

Также он стал преподавать в школе, созданной Дороти Берлингем, подругой . Он работал с Берлингем и Фрейд в течение нескольких лет, познакомился с Зигмундом Фрейдом и даже какое-то время был пациентом Анны. «Тогда еще психоанализ не был столь формален», - вспоминает он. - «Я платил мисс Фрейд $7 в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ дал мне возможность осознать себя, не бояться быть самим собой. Тогда мы не использовали все эти псевдонаучные термины - защитный механизм и т.д. - так что процесс самоосознания, иногда даже весьма болезненный, проходил свободной обстановке».

Он встретил с учительницу танцев по имени Джоан Серсон, которая преподавала в той же школе. Они поженились в 1930 году и воспитали троих детей. Его сын, Кай Т. Эриксон - известный американский социолог.

В 1933 году Эриксон переехал в Соединённые Штаты, где ему была предложена должность преподавателя в медицинской школе при Гарварде. Он изменил своё имя - из Эрика Хомбергера превратился в Эрика Эриксона, - возможно, для того, чтобы создать свою собственную идентичность. В дополнение к должности в Гарварде он открыл частную практику и занялся детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, психоаналитическом институте Сан-Франциско, центре Остин Риггс и центре углубленного изучения поведенческих наук.
Он опубликовал целый ряд книг на основе своих теорий и исследований, в том числе «Детство и общество» (Childhood and Society) и «Жизненный цикл завершён» (The Life Cycle Completed). Его книга «Истина Ганди» (Gandhi’s Truth) была удостоена Пулитцеровской премии и национальной премии.

Восемь этапов психосоциального развития

Эриксон был нео-фрейдистом: он принял многие из основных концепций теории Фрейда, но при этом разработал и собственые. Его теория психосоциального развития основана на эпигенетическом принципе, предлагающем, что все люди в своём развитии проходят серию из восьми этапов. На каждом из этих этапов люди сталкиваются с кризисом, который должен быть успешно преодолён - только тогда возможны условия для формирования психических качеств, занимающих центральное место в тот или иной период развития.

Так же, как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов. Основное отличие его теории заключается в том, что она описывает влияние социального опыта на всю жизнь, а не только на детство: психосексуальное развитие, по сути, заканчивается с наступлением взрослой жизни, психосоциальное же длится всю жизнь - от рождения и до самой смерти.

Эрик Эриксон и кризис идентичности

Вы когда-нибудь чувствовали, что занимаете не своё место в жизни? Сомневались ли в том, что знаете реального себя? Если ваш ответ - «да», то вы испытывали (а может быть, и сейчас испытываете) кризис идентичности. Термин «кризис идентичности» принадлежит именно Эриксону; он считал, что это один из самых важных конфликтов, с которыми сталкиваются люди в процессе развития. По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения.

Вклад в развитие психологии

Эрик Эриксон в течение длительного времени изучал культуру и быт народов сиу (Южная Дакота) и юрок (Северная Калифорния). Он использовал полученные знания о культурных, экологических и социальных факторах для дальнейшего развития психоаналитической теории.

Фрейд был сосредоточен на психосексуальных аспектах развития, идеи Эриксона поспособствовали расширению его психоаналитической теории. Эриксон также внес вклад в наше понимание личности и того, что она формируется и «шлифуется» в течение всей жизни.

Его наблюдения за детьми тоже сыграли определённую роль в его работе. «Вы смотрите, как играет ребёнок», - процитировали его в некрологе. - «И это то же, самое, что вы наблюдали бы за тем, как рисует художник, потому что в игре ребёнок говорит, не произнося ни слова. Вы можете видеть, как он решает свои проблемы. Вы можете видеть также, что происходит не так, как нужно. Маленькие дети обладают особенно огромным творческим потенциалом, и все, что творится у них на душе, поднимается на поверхность в свободной игре».


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Рис. 2.7. Эрик Эриксон (1902-1994)

Э. X. Эриксон - американский психолог и психотерапевт, один из основателей эго-психоло- гии, автор эпигенетической концепции развития человека.

В то время как в классическом психоанализе подростковая, генитальная (пятая) стадия является последней в периодизации развития, Э. Эриксон предложил периодизацию, включающую восемь стадий, охватывающих весь жизненный цикл человека. Приведем две таблицы: первая - из работы 1968 г. Identity : youth and crisis (табл. 2.1), а вторая - из более поздней работы 1982 г. The life cycle completed (табл. 2.2).

Пятая стадия (в терминологии Э. Эриксона - юность), охватывающая примерно возраст от 12 до 21 года, оценивалась им как ключевая для формирования идентичности - чувства обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации.

Сегодня понятие идентичности является едва ли не основным в понимании переходного от детства к взрослости периода, в том числе потому, что в современном обществе обретение идентичности является одной из главных и при этом трудно решаемых жизненных проблем.

Юность Э. Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «...происходит в тот период жизненного цикла , когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд , связанных с предвидимым совершеннолетием , свои главные перспективы и путь , т.е. определенную работающую цельность ; он должен определить значимое сходство между тем , каким он предполагает видеть себя сам , и тем , *//тю по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие » ! .

В юности перед человеком встает задача интегрировать все свои социальные роли, т.е. объединить все, что он знает о себе самом как об ученике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

«Молодой человек должен как акробат на трапеции одним мощным движением отпустить перекладину детства , перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени , полагаясь на надежность тех , кого он должен отпустить , и тех , кто его примет на противоположной стороне. Какое бы сочетание импульсов и защитных реакций , сублимаций и способностей ни возникало в детстве индивидуума , он должен теперь трезво оценить свои конкретные возможности в любви и в работе... Он должен выделить осмысленное сходство того , что видит в себе и чего , как подсказывает ему его собственное сознание , от него ждут» .

Э. Эриксон считает, что в период отрочества (юности) в поиске своей идентичности некоторые подростки должны заново попытаться разрешить кризисы предшествующих стадий. Эти кризисы как бы вновь оживают на пятой стадии, что хорошо видно на приведенных ниже таблицах.

Если по тем или иным причинам молодой человек не смог обрести идентичность, возникает то, что Э. Эриксон называет «спутанной идентичностью», или «диффузией идентичности». Часто спутанная идентичность бывает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т.е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы «надеть» их родители, друзья и др. По мнению Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности подростку лучше даже идентифицировать себя с хиппи, малолетним преступником, даже с наркоманом, чем, не идентифицируясь ни с кем, вообще не обрести своего «Я», своей идентичности.

Восемь стадий развития идентичности по Э. Эриксону

Таблица 2.1

II ИТЕРАТИВНОСТЬ - БЕЗЫСХОДНОСТЬ

ГЕНЕРАТИВ- НОСТЬ - СТАГНАЦИЯ

ИНТИМНОСТЬ - ИЗОЛЯЦИЯ

Временная перспектива - временная спутанность

Уверенность в себе - самосознание

Ролевое экспериментирование - ролевая фиксация

Ученичество - неспособность работать

ИДЕНТИЧНОСТЬ - СПУТАННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Сексуальная поляризация - бисексуальная спутанность

Идеологическая определенность - спутанность ценностей

СОЗИДАНИЕ - ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Деловая идентификация - чувство бесполезности

ИНИЦИАТИВА - ЧУВСТВО ВИНЫ

Антиципация ролей - подавление ролевого экспериментирования

АВТОНОМИЯ - СТЫД, СОМНЕНИЕ

Стремление к самоутверждению - неуверенность в себе

ДОВЕРИЕ - НЕДОВЕРИЕ

Взаимное признание - аутич- ная изоляция

Восемь стадий человеческого развития

Таблица 2.2

Психосоциальный кризис

значимых

взаимоотношений

Принципы

социального

Ритуал иза- ции

Ритуализм

1. Младенчество

Орально-респираторный, сенсорно- кинестетически й (инкорпоративные методы)

Базисное доверие против базисного недоверия

Личность

Замкнутость

Космический порядок

Мистическая

Идолопоклонство

И. Раннее детство

Анально-уретральный, мышечный (методы удержания и отъединения)

Автономия или стыд и сомнение

Родители

Принуждение

Закон и порядок

Рассудочная

III. Дошкольный возраст

Инфантильногенитальный, двигательный (методы вторжения и включения)

И н и I щ ати в ность или чувства вины

Намерение

Торможение

Идеальные

прототипы

Драматическая

Морализм

IV. Школьный возраст

Латентность

Трудолюбие или неполноценность

Компетентность

Технологический

Формальная

(техническая)

Формализм

Психосексуальные стадии и методы действий

Психосоциальный кризис

значимых

взаимоотношений

Существенные патологии: базовые антипатии

Принципы

социального

Ритуал иза- ции

Ритуализм

V. Отрочество

Половое созревание

Идентичность или спутанность идентичности

Группа сверстников и другие модели лидерства

Верность

Отрицание

Идеологическое мировоззрение

Идеологическая

Тоталитаризм

VI. Ранняя зрелость

Генитальность

Интимность или изоляция

Партнеры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничество

Исключительность

Модели сотрудничества и конкуренции

Принадлежность к группе

Элитарность

VII. Зрелость

Воспроизводство

Генеративность против стагнации

Разделение труда и ведения домашнего характера

Неприятие

окружающей

Культурные и образовательные процессы

Принадлежность к поколению

VIII. Старость

Генерализация чувственных методов

Интеграция или отчаяние

Человечество, «свой круг»

Мудрость

Пренебрежение

Мудрость

Философская

Догматизм

Важнейшую роль в процессе поиска и обретения идентичности играют подростковые группы. Тот дискомфорт, который переживают подростки на этапе жизни, когда происходит резкий рост организма, когда «созревание половой системы наводняет тело и воображение всевозможными импульсами», они преодолевают, «формируя группы и стереотипизируя самих себя, свои идеалы и своих врагов» . Однако такое отождествление себя с группой не должно заменить собой процесса трудного поиска персональной идентичности, «автономию в форме независимости и инициативу в форме конструктивной работы» .

Подчеркнем, что именно с поиском идентичности, а не с половым созреванием, Э. Эриксон, в первую очередь, связывает и те отношения, которые возникают в отрочестве между представителями разных полов. «На этой стадии, - пишет он, - даже “влюбленность” не есть полностью или даже в первую очередь проблема секса. До определенной степени подростковая любовь - это попытка прийти к определению собственной идентичности через проекцию своего диффузного образа “я” на другого и возможность таким образом увидеть этот образ отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему во многом юношеская любовь - это беседа, разговор» .

Для каждой стадии жизненного цикла Э. Эриксон выделяет тот социальный институт (институты), который является ключевым, определяющим и поддерживающим эту стадию. Таким социальным институтом для стадии юности, «отвечающим за идентичность», служит идеология. Идеология не только определяет нормы и ценности, ориентируясь на которые, юноши и девушки выстраивают свою идентичность, но и сама трансформируется за счет импульсов, которые исходят от молодых людей. Э. Эриксон имеет в виду в данном случае лучшую часть юношества, оказывающуюся «на волне общей технологической, экономической и идеологической тенденции, как бы обещающей все то, что только может запросить юношеская витальность» .

«Чтобы со временем не пополнить ряды так называемых “потерянных”, молодые люди должны как-то убедить себя в том, что в предвосхищаемом ими взрослом мире те, кто преуспевают, одновременно и взваливают па свои плечи обязательства быть лучшими. Именно через их идеологию социальные системы проникают в характер следующего поколения и стремятся “растворить в его крови”живительную силу молодости. Таким образом, отрочество - это жизненный регенератор в процессе социальной эволюции, поскольку молодежь может предложить свою лояльность и энергию как сохранению того, что продолжает казаться истинным, так и революционному изменению того, что утратило свою обновляющую значимость » .

Эпигенетическая теория Э. Эриксона, предложенная им в середине прошлого века, является и по настоящее время одной из наиболее востребованных в возрастной психологии вообще и в области изучения психологии подростка в частности. Эта теория вызвала к жизни целый ряд направлений исследований, в которых отдельные ее положения и идеи нашли дальнейшее развитие и конкретизацию. Одно из таких направлений, имеющее непосредственное отношение к психологии отрочества, - исследования статусов идентичности, инициированные канадским психологом Дж. Марат.

Джеймс Марсиа понимает идентичность как динамическую структуру потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории. Уровень развития этой структуры определяет степень осознания человеком собственной целостности, своих возможностей, сходства и различия с другими людьми. От этого, в свою очередь, зависит то, каким образом он решает основные жизненные задачи, как он выбирает профессию, ценности: сравнивает, пробует, анализирует, бездумно принимает чужую точку зрения или вообще об этом не задумывается, а также то, насколько он готов нести ответственность за свой выбор. По мнению Дж. Марсиа, чем более осознанно, самостоятельно, взвешенно делаются такие выводы, тем более высоким является уровень развития идентичности. В соответствии с этим Дж. Марсиа выделил два критерия определения уровня развития идентичности: наличие процесса выбора и то, что получилось в результате. При этом процесс выбора Дж. Марсиа отождествляет с кризисом идентичности.

Исследователем были выделены четыре статуса идентичности: 1) диффузная идентичность как самый низкий уровень ее развития; 2) предрешенная (заимствованная) идентичность; 3) статус моратория (период совершения выбора) и 4) достигнутая идентичность - самый высокий статус.

В основу своей теории Дж. Марсиа положил исследования, проведенные в университете, в котором работал. В 50-60-е гг. XX в. в этом университете обучались только юноши. Соответственно в качестве сфер исследования были взяты выбор профессии, ориентация и переоценка религиозных взглядов, а также определение политических убеждений. Затем, когда в университет стали принимать девушек, была добавлена сфера, связанная с полоролевым поведением, свиданиями, добрачным сексом. Другие авторы добавляли и выделяли самые разные сферы, значимые, с их точки зрения, для самоопределения человека в социуме (например, семья, родительство, жизненные планы и др.).

Представим характеристики статусов идентичности по Дж. Марсиа.

Достигнутая идентичность характеризует молодого человека, который сравнивал различные возможности, искал ответы на наиболее значимые, существенные жизненные вопросы и в результате принял самостоятельное, осознанное решение, готов его осуществлять. Например, выбирая профессию, юноша или девушка рассматривали и сравнивали разные варианты, оценивали свои способности, интересы, возможности самореализации в той или иной профессиональной сфере и в результате сделали самостоятельный выбор, который часто может даже не соответствовать ожиданиям окружающих (есть и процесс выбора, и решение).

Мораторий характеризует молодого человека, находящегося в процессе выбора, оценки возможностей, предоставляемых социумом, и собственных интересов и способностей, экспериментирующего, примеряющего на себя разные социальные роли. Например, в сфере профессионального выбора это проявляется в том, что в центре внимания находится сам выбор, который нередко становится поиском компромисса между собственными стремлениями и желаниями, с одной стороны, и ожиданиями окружающих, прежде всего родителей, - с другой (процесс выбора есть, решения нет).

Предрешенная идентичность. Юноши и девушки с таким статусом идентичности твердо знают, кем они хотят быть, четко и определенно формулируют свои религиозные, идеологические и другие взгляды и ценности. Однако эти решения приняты ими без выбора, без поиска. Они по сути заимствованы либо у родителей, либо у друзей, либо у каких-то других референтных лиц. Дж. Марсиа писал по поводу обладателей этого статуса, что они становятся такими, какими их хотят видеть родители и другие значимые взрослые (процесса выбора нет, решение есть).

Статус диффузной идентичности неоднороден. В нем выделяются несколько подтипов, из которых наиболее распространенными являются два: первый - предкритическая диффузная идентичность, когда человек еще не осуществлял никакого выбора, даже не задумывался о нем и соответственно не пришел ни к какому решению. Такой статус рассматривается как нормативный для младшего подросткового возраста (нет ни процесса выбора, ни решения). Второй подтип - посткритическая диффузная идентичность : индивид пытался найти себя, сделать выбор, принять решение о своем профессиональном и личностном пути, но потерпел неудачу. Такой статус идентичности оценивается как показатель неблагоприятного варианта развития, отражающего «спутанность» идентичности в старшем подростковом, юношеском возрастах и даже в молодости (процесс выбора был, решения нет).

Статусы идентичности, таким образом, свидетельствуют о степени достижения идентичности: показателями высокого уровня являются статусы достигнутой идентичности и моратория, низкого - статусы предрешенной и диффузной идентичности.

Схематично статусы идентичности, по Дж. Марсиа, могут быть представлены следующим образом (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Четыре статуса эго-идентичности по Дж. Марсиа 1

Первоначально статусы рассматривались как некоторые, достаточно устойчивые образования, однако затем, в результате лонгитюдных исследований, было показано, что они подвижны, изменчивы. Человек в про-

цессе жизни многократно принимает решения по самым важным, фундаментальным, жизненным проблемам, пересматривает уже принятые решения. Дж. Марсиа подчеркивал, что для определения статуса важны, прежде всего, субъективная уверенность индивида в принятых решениях и то, каким образом решение осуществлялось.

Дж. Марсиа и его сотрудниками был проведен ряд исследований с целью проследить возрастную динамику развития идентичности. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что примерно в 12 лет у человека впервые возникает чувство идентичности, которое непрерывно растет до юношеского возраста (18-21 год) и становится субъективно все более значимым. В интервале от 12 до 18 лет преобладают статусы предкритической диффузной идентичности или предрешения. Для периода юности характерны статусы моратория и достигнутой идентичности, а после 21 года большинство молодых людей находятся в статусе достигнутой идентичности. Такая возрастная динамика, как справедливо считают авторы исследований, подтверждает идеи Э. Эриксона о подростково-юношеском периоде как наиболее значимом для становления идентичности.

В исследованиях, проведенных как самим Дж. Марсиа, так и другими психологами, были также выявлены личностные характеристики и особенности поведения, характерные для подростков и юношей, имеющих разные статусы идентичности. Приведем обобщенные списки этих характеристик .

Статус достигнутой идентичности:

  • - популярность среди сверстников;
  • - относительная независимость от суждений и мнений сверстников;
  • - умение разрешать и предупреждать конфликты;
  • - высокий уровень эмпатии, умение сочувствовать другим людям, испытывать сострадание;
  • - высокая самооценка, оптимальное расхождение между Я-идеальным и Я-реальным;
  • - уверенность в себе;
  • - ориентированность временной перспективы на будущее;
  • - развитая рефлексия;
  • - интернальный локус контроля;
  • - креативность;
  • - преобладание стадии формальных операций и умеренная когнитивная сложность;
  • - эмоциональная стабильность;
  • - склонность выбирать сложные предметы, задания;
  • - относительно высокая успеваемость;
  • - способность справляться с внезапными переменами в жизни.

Статус моратория:

  • - умение устанавливать близкие, тесные отношения с другими людьми;
  • - умение учитывать мнения других людей;
  • - мечтательность;
  • - склонность к рефлексии;
  • - активность в познании нового;
  • - высокая эмоциональная нестабильность, тревожность, неуверенность, боязнь неуспеха;
  • - слабость психологических защит;
  • - склонность к рискованному экспериментированию (сексуальному, наркотическому и т.п.);
  • - стремление соотносить свои мысли, переживания, поступки с представлениями о должном, нормативном.

Статус предрешенной идентичности:

  • - ригидность;
  • - ориентация на социальные стереотипы;
  • - экстернальный локус контроля;
  • - склонность к морализаторству;
  • - низкий уровень рефлексии;
  • - доминирование стереотипных способов мышления;
  • - авторитарность: подчинение авторитетам, с одной стороны, и стремление подчинять себе тех, кто слабее, - с другой; у девушек это проявляется преимущественно в склонности манипулировать другими людьми, у юношей - в высокой конфликтности;
  • - стремление ответить социальным ожиданиям значимых лиц (родителей, пастырей, учителей);
  • - низкий уровень тревожности;
  • - преобладание субмиссивной мотивации.

Статус диффузной идентичности:

  • 1) предкритический вариант. По поводу этого статуса авторы ограничиваются лишь ссылкой на то, что, как отмечалось, он является нормативным для младших подростков;
  • 2) посткритический вариант :
    • - низкий уровень принятия сверстниками;
    • - субмиссивность;
    • - выраженный экстернальный локус контроля;
    • - низкая / защитно высокая самооценка;
    • - ориентированность временной перспективы на настоящее;
    • - низкая сила эго;
    • - отсутствие рефлексии;
    • - чрезмерно высокая когнитивная сложность;
    • - импульсивность;
    • - высокий уровень тревожности, пессимизма, депрессии, скуки, апатии;
    • - самый низкий уровень эмпатии, неспособность вступать в дружеские, интимно-личностные отношения с другими людьми;
    • - отказ от усилия, выбор только легких задач, предметов и т.п.;
    • - низкая академическая успеваемость.

Выше мы уже говорили о том, что посткритический вариант статуса диффузной идентичности расценивается как самый неблагоприятный. Приведенные выше характеристики конкретизируют это положение.

У представителей этого статуса отмечаются выраженные личностные и поведенческие проблемы, делинквентность, употребление наркотиков, суицидальные наклонности.

Еще одним последователем Э. Эриксона, к работам которого часто обращаются исследователи отрочества, является американский психолог Джон Хилл . Рассматривая проблему задач развития, он выделил два уровня происходящих в подростковом возрасте изменений, которые побуждают подростка к решению этих задач. Первый уровень - изменения, не зависящие от принадлежности подростка к той или иной культуре, а второй уровень - изменения, определяемые социокультурным контекстом. На основе изменений первого уровня развиваются изменения второго уровня, отражающие глубинные процессы собственно психического развития.

К изменениям первого уровня Дж. Хилл относит:

  • биологическое созревание как единственный фактор, общий для подростков всех времен, народов и культур;
  • когнитивное развитие, характеристики которого задаются требованиями к мышлению взрослого человека в той или иной культуре (для современных подростков из развитых стран это достижение уровня формальных операций);
  • социальные изменения, в значительной степени связанные с половым созреванием;
  • изменение системы отношений с родителями;
  • изменение системы отношений со сверстниками.

На втором уровне происходят изменения:

  • привязанности (детская привязанность к родителям постепенно переходит в отношения, характерные в определенной культуре для отношений родителей и взрослых детей);
  • независимости (подросток постепенно становится все более самостоятельным и инициативным, расширяет круг ситуаций, на которые это распространяется);
  • сексуальности (гендерная и социальная идентичность, социальные роли обогащаются за счет включения сексуального компонента);
  • близких отношений (возникают подлинно дружеские отношения, основанные на взаимной откровенности, привязанности, альтруистическом отношении к друзьям);
  • характера притязаний (достижения и притязания соотносятся с представлениями о будущем, перспективами);
  • осознания собственной личности (образ «Я» трансформируется, развивается определенное представление о себе, связанное с ощущением собственной уникальности).

Выделенные Дж. Хиллом области изменений на первом и втором уровнях позволяют конкретизировать задачи развития в каждой из них. Такой подход к подростковому возрасту, как было сказано в гл. 1 учебника, является сегодня одним из наиболее востребованных в том числе и потому, что позволяет практически напрямую связать теоретические построения с педагогической и воспитательной практикой.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. С. 144.