Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь. Ярослав мудрый Выступление Ярослава против отца

Князь Ярослав Мудрый

Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее.

Платон

Князь Ярослав Мудрый родился в 978 году. Его отцом был князь Владимир, который посадил своего молодого сына на княжеский престол города Новгорода, которым тот правил вплоть до 1019 года. После кончины князя Владимира, киевский престол захватил Святополк, который ослепленный жаждой власти, убил трех своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Желая наказать своего брата, Ярослав собирает войско для похода на Киев. Всего войско состояло из сорока тысяч славян и тысячи наемных варяг. Поход сей был начат в 1016 году. Противостояние со Святополком продолжалось до 1019 года, и закончилось убийством последнего.


Начало правления

Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным. Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году . В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть. Ярослав отказался.

Раздел и объединение страны

Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр. Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем. Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.


1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.

Завершение правления

В историю князь Ярослав вошел под именем Мудрый. Так его назвал народ Киевский, ведь именно при нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен первый письменный свод законов – «Русская правда».

Последние годы своей жизни этот правитель направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями. Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяслав, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году , оставив своим сыновьям великую страну, которая после продолжительного периода спокойствия, заявила о себе, как о сильной державе.

Ярослав Владимирович, в историографической традиции Ярослав Мудрый. Родился ок. 978 года - умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Князь ростовский (987-1010), князь новгородский (1010-1034), князь киевский (1016-1018, 1019-1054).

Ярослав Мудрый родился около 978 года. Сын крестителя Руси князя (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны .

При крещении был наречён Георгием.

Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод.

Год рождения Ярослава Мудрого

В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет (по древнерусскому счету лет, то есть прожил 75 лет и умер на 76-том году жизни). Соответственно, согласно летописным известиям, родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является наиболее употребительной в литературе.

Однако существует мнение, что данный год является ошибочным. В летописной статье под 1016 (6524) годом говорится о вокняжении Ярослава в Киеве. Если верить этому известию, то Ярослав должен был родиться в 988 или 989 году. Объясняется это по-разному. Татищев считает, что имела место ошибка и должно быть не 28, а 38 лет. В несохранившихся до нашего времени летописях, бывших у него в распоряжении (Раскольничья, Голицынская и Хрущёвская летописи), было 3 варианта - 23, 28 и 34 года, а согласно Оренбургскому манускрипту дату рождения Ярослава следовало отнести к 972 году.

При этом в некоторых поздних летописях читается не 28 лет, а 18 (Софийская первая летопись, Архангелогородский летописец, Ипатьевский список Ипатьевской летописи). А в Лаврентьевской летописи было указано, что «И бы тогда Ярослав Новегороде лет 28», что дало основание С. М. Соловьёву предположить, что известие относится к продолжительности новгородского княжения Ярослава: если принять правильным 18 лет - то с 998 года, а если 28 лет - то совокупное правление в Ростове и Новгороде с 988 года. Соловьёв также сомневался в правильности известий о том, что Ярославу в год смерти было 76 лет.

С учётом того, что брак между Владимиром и Рогнедой по устоявшемуся сейчас мнению был заключён в 978 году, а также того, что Ярослав был третьим сыном Рогнеды, он не мог родиться в 978 году. По мнению историков датировка в 76 лет появилась для того, чтобы представить Ярослава старше . Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. Косвенным свидетельством этому могут служить слова Бориса, которые он сказал своей дружине, не желая занимать Киев, поскольку именно Святополк является старшим: "Онъ же рѣче · Не буди мнѣ възнѧти рук на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто".

В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение.

Если же принимать традиционную дату рождения и старшинство Святополка, то это ведёт к пересмотру летописного рассказа о борьбе Владимира и Ярополка за киевский престол, и отнесению захвата Полоцка и женитьбы Владимира на Рогнеде к 976 или к началу 977 года, до его ухода за море.

Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939-1940 годах. Д.Г. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В.В. Гинзбург - 60-70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами.

Кроме того, некоторые историки вслед за Н.И. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам.

Ярослав Мудрый (документальный фильм)

Ярослав в Ростове

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года.

В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.

Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль.

Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. А. Ленивцевым в 1827 году.

Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.

В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает.

В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой.

Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав.

Ярослав в Новгороде

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира Святославовича считался Святополк. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.

Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года.

До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.

Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым.

Выступление Ярослава против отца

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах».

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 года.

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Ярослав в Киеве

15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: «И отпусти их всех домой, - и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите».

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море».

Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», - на что Ярослав дал своё согласие: «Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Конунгом Бурислейфом, ни порицать кого-либо, если он будет убит».

В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве приданого от отца Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.

В 1023 году брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны: «Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона».

В 1025 году сын Болеслава Храброго Мешко II стал королём Польши, а два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны и нашли убежище у Ярослава.

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (года смерти Мстислава).

В 1028 году норвежский король Олаф (впоследствии прозванный Святым), был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол.

В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр.

В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый, король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету.

В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу (поруб). Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 - Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.

В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник.

Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.

В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году.

В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.

В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.

В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.

В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны.

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира.

В надписи (граффити) на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен(и)е ц(а)ря наш(е)го в в(оскресенье) в (н)еде(лю) (му)ч Феодора».

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Историк А. Карпов считает, что князь мог умереть 19 (по летописи), а похоронили его 20-го.

Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В. К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования.

Внешность Ярослава Мудрого

По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя.

Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок.

Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Исчезновение останков Ярослава Мудрого

В XX веке Саркофаг Ярослава Мудрого вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.

В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом.

Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений.

Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди.

На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году.

По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

Ярослав Мудрый - Памятник «1000-летие России»

Личная жизнь Ярослава Мудрого:

Первая жена (до 1019) - предположительно, норвежка по имени Анна . Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу.

Вторая жена (с 1019) - Ингегерда (в крещении Ирина, в иночестве, возможно, Анна); дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе.

Сыновья Ярослава Мудрого:

Илья (до 1018 -?) - возможный сын Ярослава Мудрого от первой жены, увезённой в Польшу. Гипотетический князь Новгорода.

Владимир (1020-1052) - князь новгородский.

(Дмитрий) (1025-1078) - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде. Великий князь киевский (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078).

(Николай) (1027-1076) - князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.

Всеволод (Андрей) (1030-1093) - женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.

Вячеслав (1033-1057) - князь смоленский.

Игорь (1036-1060) - князь волынский. Некоторые историки отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира («Повесть временных лет»).

Дочери Ярослава Мудрого:

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового.

Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник.

Вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник.

Святые родственники Ярослава Мудрого:

Будущий православный святой благоверный князь Ярослав (конунг Ярицлейв) был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого - они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре - Астрид.

До того у обоих святых была одна невеста - принцесса Ингигерд Шведская (на Руси благоверная княгиня Ирина), которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава (свадьба состоялась в 1019).

Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже».

В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису (стихотворение) об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой 1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности, излечил тяжело больного девятилетнего сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного святого Владимира (Вальдемара). После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. стольном граде Ярослава, была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «варяжской».

Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.

Также Ярослав Мудрый - брат православных, первых прославленных на Руси святых - князей Бориса и Глеба, отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа.

Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза, что у него была жена - Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья - «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.

Происхождение жены одного из сыновей - германской принцессы Оды, дочери Леопольда, - является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов (правителям Северной марки) или к Бабенбергам (правителям Австрии до Габсбургов). Спорным является и то, чьей женой была Ода - Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов.

Ярослав Мудрый в культуре

Ярослав - традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра - Житие Бориса и Глеба. Сам факт убиения служит для древних летописцев излюбленной темой для отдельных сказаний. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, из которых старейшие и наиболее полные приписываются преподобному Нестору и черноризцу Иакову Мниху.

Там говорится, например, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса... И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». А сестра Ярослава Предслава предупреждает, что их брат Святополк собирается устранить и его.

Также Ярослав упомянут в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона и в «Памяти и Похвале князю Русскому Владимиру» Иакова Мниха.

Поскольку Ярослав был женат на Ингегерде - дочери шведского короля Олафа Шётконунга и устраивал династические браки своих дочерей, в том числе Елизаветы (Эллисив) - с королём Норвегии Харальдом Суровым, он сам и его имя неоднократно упоминаются в скандинавских сагах, где он фигурирует под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда», то есть Новгорода.

В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса - «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то что по летописям Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве.

Однако, гипотеза Сенковского, основанная исключительно на данных «Саги об Эймунде», активным сторонником которой в настоящее время является историк-источниковед И. Н. Данилевский, доказывает возможную «причастность» Ярослава только к убийству Бориса («Бурицлейва»), но никак не Глеба, который в саге не упоминается вовсе.

В то же время, известно, что после смерти князя Владимира лишь два брата - Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.

Также историки, начиная с С. М. Соловьёва предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Древнейший из портретов киевского князя был выполнен при его жизни на известной фреске в соборе святой Софьи. К сожалению, часть фрески с портретами Ярослава и его жены Ингегерды утрачена. Сохранилась лишь копия А. ван Вестерфельда, придворного живописца литовского гетмана А. Радзивила, сделанная в 1651 году с ещё целой фрески.

Известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов осуществил реконструкцию лица Ярослава по его черепу. Скульптурный образ Ярослава был создан М. О. Микешиным и И. Н. Шредером в памятнике «Тысячелетие России» в 1862 году в Новгороде.

В художественной литературе: является второстепенным героем исторических романов Валентина Иванова «Русь Великая» (1961), Антонина Ладинского «Анна Ярославна - королева Франции» (1973), в исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда», а также в повести Бориса Акунина «Огненный перст» (2014).

В кинематографе:

- «Ярославна, королева Франции» (1978; СССР) режиссёр Игорь Масленников, в роли князя Ярослава Кирилл Лавров;
- «Ярослав Мудрый» (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Ярослава Юрий Муравицкий, Ярослав в детстве Марк Гресь;
- «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010; Россия) режиссёр Дмитрий Коробкин, в роли Ярослава Александр Ивашкевич.


Ярослав Владимирович Мудрый (978-1054) - ростовский и новгородский князь, великий князь Киевский, сын крестителя Руси. После многочисленных сражений со своими братьями он смог обезопасить южные и западные границы государства. Также во время правления Ярослава были установлены династические связи с европейскими странами. Именно при нём составили «Русскую правду». Кроме того, при этом государственном деятеле были сооружены Золотые вороты, Печерский монастырь и Софийский собор в Киеве. Чтобы смягчить зависимость русской православной церкви от Византии, правитель направил в храм своего митрополита Иллариона.

Родственные связи

Среди историков ведутся дискуссии насчёт лет жизни Ярослава, однако большинство из них придерживается версии о 978 годе рождения. Он появился на свет в семье князя Владимира Святославовича, окрестившего Киевскую Русь. Матерью государственного деятеля была Рогнеда Рогволодовна.

Уже в 987 г. он получил титул Ростовского князя. Именно в этом году был основан город под названием Ярославль. Поскольку мальчик был совсем юным, к нему приставили кормильца и воеводу Буды. Тот помогал правителю освоиться, впоследствии он стал ближайшим соратником Ярослава.

После смерти Вышеслава в 1010 г. Ярослава признали князем Новгорода. В 1014 г. он впервые отказался выплачивать дань Киеву, что привело к разногласиям с отцом Владимиром, на тот момент стоявшим во главе государства. Тот рассвирепел, начал готовить поход, чтобы наказать сына. Однако позже он заболел и скоропостижно скончался.

Задачу по усмирению брата взяли на себя другие сыновья Владимира. С 1015 г. начались конфликты Ярослава со Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским. Они длились несколько лет. За это время границы государства несколько раз перемещались.

Конфликты с братьями

Когда Владимир погиб, его место занял Святополк. Ему пришлось уничтожить троих братьев, чтобы сохранить власть. От рук наёмных убийц правителя умерли Борис, Святослав и Глеб. Эта судьба ожидала и младшего брата, но тому удалось победить в битве под Любичем. В 1016 г. Святополк сбежал к своему тестю Болеславу, спустя два года они вместе попробовали напасть на Ярослава. Битва произошла на Волыни, на берегу Буга. На время Болеславу удалось завладеть Киевом, но позже он рассорился с зятем и уехал. В это время Мудрый снова нападает вместе со своими варягами и выигрывает.

В 1019 г. Ярославу удалось стать киевским князем. Своей главной целью он видел защиту родной земли от печенегов и других завоевателей. Под своей властью правитель объединил практически все древнерусские территории. Но для полноценного управления мужчине потребовалось разобраться с другими родственниками.

В 1021 г. он изгнал своего племянника Брячислава Полоцкого, после этого разделив по Днепру государство с братом Мстиславом. В 1036 г. тот умирает, и Ярослав снова становится единственным князем. В это же время он отправляет своего сына Владимира на пост новгородского государя.

Мудрый предпочитал решать все вопросы с помощью дипломатии, прибегая к насилию только в крайнем случае. Исследования его останков показали, что у государственного деятеля была практически полностью перерублена нога. Он не мог обходиться без посторонней помощи, поскольку сильно хромал.

Некоторые историки утверждают, что травма была получена во время междоусобиц с братьями. Другие учёные считают, что Ярослав хромал с детства. В летописях находятся подтверждения второй версии, якобы ещё в юности правитель перенёс паралич ног. Но это не умалило его физической силы.

Управление Киевской Русью

Мудрый управлял Киевом с 1019 по 1054 год, за это время Русь стала сильнейшей страной в Европе. Территория была обведена каменной стеной, а главные ворота города назвали «Золотыми». Над ними возвышалась церковь Благовещения. Благодаря этому государственному деятелю на Руси был издан первый полноценный свод законов «Русская правда». Для укрепления защиты государства было вырублено несколько крепостей по реке Рось.

Также он основал несколько монастырей, в их числе Юрьев и Киево-Печерский, а также собор Святой Софии. Фундамент для последнего из них был заложен на месте фееричной победы над кочевниками. Даже сейчас храм поражает своим великолепием горожан, фрески и мозаика отлично сохранились. Для отделки государственный деятель приглашал лучших мастеров из Греции. Неподалёку от собора находятся монастыри святого Георгия и святой Ирины.

Особое внимание государь уделял церкви и развитию письменности. Он собрал многочисленных переводчиков и книгописцев, чтобы расширить библиотеку Киевской Руси. По всей земле дети обучались грамоте благодаря открытому в Новгороде училищу для мальчиков. Ярослав и сам тратил много времени на чтение. Нанятые им специалисты переводили книги на древнерусский и церковнославянский языки.

В 1054 году князь ощущает приближение кончины, поэтому делит все свои земли между сыновьями, завещая им жить в мире. Киевский престол достался князю Изяславу. Скончался государственный деятель 20 февраля 1054 года. Его похоронили в мраморном гробу, церемония проходила в церкви Святой Софии.

Династические браки

Ярослав Владимирович за свою жизнь был женат только один раз, однако в летописях упоминается два имени супруги - Ирина и Анна. Жену государственного деятеля звали Ингигерде, она была дочерью шведского конунга Олава. Как утверждают историки, при крещении девушка получила имя Ирина, после пострига в монахини её стали называть Анной.

Для укрепления своей власти Ярослав выдал всех дочерей за королей других стран. Елизавета стала супругой норвежца Гаральда, Анастасия вышла замуж за венгерского правителя Андрея. Историки уделили много времени изучению судьбы Анны Ярославны, ставшей женой французского короля Генриха I.

Сына Всеволода князь женил на греческой царевне, ещё двое отпрысков связали себя узами брака с немецкими княжнами. Изяслав взял в жёны сестру польского князя Казимира, который, в свою очередь, женился на сестре Мудрого. Её звали Доброгнева. Ярослав Владимирович стремился построить политику на любви и дипломатии, избегая использования оружия. Он надеялся, что сыновья продолжат его дело, однако смерть государя стала толчком к началу феодальной раздробленности.

За свою жизнь государственный деятель успел сделать больше, чем многие другие правители. Он имел твёрдый характер, постоянно стремился к просвещению, за что и был прозван Мудрым. Русская православная церковь помнит и ежегодно чествует память своего князя. В високосный год эта дата выпадает на 4 марта, во всё остальное время - на 5 число.

(978-1054) было 6 сыновей: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав. Старший сын Владимир умер при жизни отца в 1052 году. У него остался сын Ростислав. Казалось бы, он и должен был унаследовать княжеский престол в городе Киеве. Но по закону или ряду Ярослава Мудрого после смерти великого князя наследником становился не его сын, а следующий по старшинству брат. Если поколение братьев прекращалось, то престол наследовал сын старшего брата. А после его смерти – сын следующего брата, и так далее.

Сыновья Ярослава Мудрого прощаются с умирающим отцом

Поэтому в 1054 году, когда Ярослав Мудрый умер, княжеский престол в стольном граде Киеве достался второму сыну Изяславу (1024-1078). Следует заметить, что он не пользовался любовью киевлян. Но те терпели нелюбимого правителя вплоть до 1068 года.

В указанный год половцы двинулись в поход на Киевскую Русь. Сыновья Ярослава Мудрого (Изяслав, Святослав, Всеволод) выставили против захватчиков свои дружины. На реке Альте произошло сражение, в котором русское войско потерпело поражение.

Изяслав вернулся в Киев, где жители потребовали у него оружие и коней, чтобы вновь сразиться с половцами. Однако князь, зная свою непопулярность, не решился раздать народу оружие. Тогда киевляне восстали, а великий князь, забрав с собой сына Мстислава, бежал в Польшу.

В это время в киевском порубе томился князь Полоцкий Всеслав. Поруб представлял собой уходящий в землю сруб без окон и дверей. Узника туда опускали на верёвках. Таким же способом подавали ему пищу и воду. Заключение в порубе считалось суровым наказанием. В чём же провинился князь Всеслав?

Он приходился внуком Изяславу Владимировичу, сыну Владимира Крестителя. Сидел на княжении в Полоцке и возглавил оппозицию Ярославичам. В 1067 году он захватил и разграбил Новгород, но на реке Немиге был разбит сыновьями Ярослава Мудрого. Неосмотрительно встретился с победителями, полагаясь на «крёстное целование», но был схвачен и посажен в поруб.

Когда Изяслав бежал из Киева, горожане разнесли поруб, освободили Всеслава и провозгласили его киевским князем, так как полагали, что правнук Владимира имеет все права на киевский престол.

А бежавшие из Киева Изяслав и его сын Мстислав заручились поддержкой польского короля. В 1069 году польское войско, которое возглавил Мстислав Изяславович, двинулось на Киев. Провозглашённый киевским князем Всеслав не имел большой дружины, поэтому он не стал бороться с регулярным польским войском. Бросив Киев на произвол судьбы, князь бежал в родной Полоцк.

Мстислав вошёл в Киев и учинил жестокую расправу над жителями города. Пытки и казни заставили киевлян обратиться к другим сыновьям Ярослава Мудрого – Святославу и Всеволоду. Те потребовали, чтобы Мстислава прекратил кровопролитие. После этого казни прекратились, а поляков начали вырезать по ночам. Те покинули русскую землю и ушли на родину, а киевский престол опять занял князь Изяслав.

Однако в 1073 году нелюбимого князя киевляне вновь изгнали, заключив в этот раз союз с его братьями Святославом и Всеволодом. Изяслав вновь вынужден был бежать в Польшу. Там его ограбили и лишили всех средств. Но за опального князя заступился папа римский, и тому вернули княжеские драгоценности.

После изгнания Изяслава в Киеве на престол воссел третий сын Ярослава Мудрого черниговский князь Святослав (1027-1076). Его полностью поддерживал четвёртый сын Всеволод (1030-1093). Следует заметить, что Святослава современники характеризовали как человека умного, волевого и талантливого в военном деле. Он стремился наладить хорошие отношения с половцами, а вот страны Запада игнорировал. Негативно новый киевский князь относился и к Византии. В результате этого он не установил настоящего крепкого мира с половцами и окончательно испортил отношения с Византийской империей.

Старшие сыновья Ярослава Мудрого оставили заметный след в истории Киевской Руси. Этого нельзя сказать о двух младших братьях Игоре и Вячеславе. Князь Игорь (1034-1060) последние 3 года свой жизни сидел на княжении в Смоленске. Умер в возрасте 24 лет. Князь Вячеслав (1036-1057) тоже княжил в Смоленске до князя Игоря. Умер совсем молодым человеком в возрасте 20 лет.

Киевский князь со своей дружиной

После этого небольшого отступления вернёмся к старшим сыновьям Ярослава Мудрого. Их дальнейшее правление характеризуется тем, что часть населения Киевской Руси начало возвращаться к язычеству. Славяне верили в духов покойников и духов природы. В то время такие взгляды не считали религиозным культом, а называли двоеверием. Впоследствии начали называть суеверием, что сути не изменило.

Однако подобные мировоззрения стали базой для вспышки языческого фанатизма. Он отмечен в летописи 1071 годом. На русских землях появились волхвы. Это были настоящие фанатики-изуверы, и их движение захватывало всё новые и новые области. Воинствующие язычники на Белоозере вступили в противостояние с воеводой Святослава Яном. Тот оказался человеком решительным и беспощадным. Со своей дружиной он разогнал мятежников, а волхов-зачинщиков взял в плен. На следующее утро их повесили на деревьях. Следующей ночью трупы изгрыз медведь, счищающийся для язычников зверем уважаемым.

Волхвы-фанатики появились и в Новгороде. Здесь им противостоял сын Святослава князь Глеб. Спрятав под плащом топор, он поинтересовался у главного кудесника, знает ли тот будущее. На это кудесник гордо ответил: «Знаю всё». Тогда Глеб спросил: «Знаешь ли ты, что с тобою будет сегодня?» Волхв согласно кивнул головой и молвил: «Чудеса сотворю великие!» Тогда князь вытащил топор и зарубил главного волхва, доказав всем, что тот был никудышным пророком. После этого толпа разошлась, повествует летописец. Так энергично и беспощадно власть подавила восстание язычников.

Но в декабре 1076 года умер киевский князь Святослав, не дожив до 50 лет. Его неожиданная кончина нарушила то политическое равновесие, которое стало складываться в Киевской Руси.

У Святослава Ярославича осталось 5 сыновей. И сразу же возник вопрос: считать почившего Святослава законным великим киевским князем или узурпатором, захватившим престол при жизни старшего брата Изяслава? От решения данного вопроса зависела судьба сыновей, так как в Киевской Руси существовал очень жестокий обычай.

В чём-либо провинившихся людей «изгоняли из жизни». Их не убивали, а лишали права заниматься тем делом, которое кормило их семью, то есть делали изгоями. Всего насчитывалось 3 категории таких людей. Это поповские сыновья, не сумевшие освоить грамоту. Задолжавшие купцы и крестьяне или смерды, отклонившиеся от общины.

Была на Руси и 4-я категория изгоев. К ней относились князья. То есть князь, осиротевший раньше, чем его отец смог занять княжеский стол, навечно лишался всех прав владения престолом. А поэтому сыновьям Святослава грозила судьба князей-изгоев.

Точку в этом щепетильном деле поставил четвёртый сын Ярослава Мудрого Всеволод. Он пригласил на княжение в Киев опального Изяслава. Мотивировал он это защитой русских земель от поляков. Изяслав в 1077 году вернулся в стольный град Киев, а княжение Святослава было признано незаконным. Таким образом, его сыновья стали князьями-изгоями. Сам же Всеволод сел на княжение в Чернигове.

Князья-изгои Олег и Роман Святославичи бежали в Тмутаракань. Здесь они объединились с таким же изгоем Борисом Вячеславичем и двинулись на Русь, чтобы силой добыть себе удельные города. Против них выступили их дядья Изяслав и Всеволод. Большое сражение произошло в 1078 году на Нежатиной Ниве возле Чернигова. В этой страшной рубке погибли князь Изяслав и юноша Борис Вячеславич. Великим киевским князем стал последний из оставшихся в живых шести братьев Всеволод .

Княжил он в стольном граде Киеве с 1078 по 1093 годы, то есть до своей кончины. Всеволод приходился отцом Владимиру Мономаху и Евпраксии, которую выдал замуж за императора Священной Римской империи Генриха IV.

При новом великом киевском князе Русь на короткое время объединилась. При этом ухудшились отношения с Византией и улучшились с Западной Европой. Что же касается степных соседей, то здесь политическая ситуация была чрезвычайно сложной. В степи жили два кочевых народа: половцы и тюрки. Они враждовали друг с другом, и если русичи заключали союз с тюрками, то становились врагами половцев, и наоборот.

Ситуация в целом была сложной, и стареющий Всеволод передал инициативу и фактическую власть в руки своего сына Владимира Мономаха, сидевшего на княжении в Чернигове. Сам великий князь испытал под конец жизни «печаль большую» и скончался в 1093 году.

Так на Руси закончилась историческая эпоха, главную скрипку в которой играли сыновья Ярослава Мудрого. А киевский престол и титул «князь всея Руси», введённый Всеволодом, получил в соответствии с лествичным порядком престолонаследия Святополк II Изяславич. Приходился он сыном Изяславу, а княжил до этого в городе Турове .

Алексей Стариков

Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого (Крестителя). Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой».

А ещё он – отец, дядя и дед многих европейских правителей. При крещении Ярослав получил имя Георгий (или Юрий). Русская православная церковь почитает его как благоверного и даже внесла в святцы день его памяти. В високосный год это 4 марта, а в обычный – 5-ое.

Детство и юность

О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.

Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна . Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.


Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.

Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды). Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.

Правление

Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.


Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру. Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины. Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.

Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.


Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.

Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.

Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.


Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.

Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.

Внутренняя и внешняя политика

Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.


Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.

Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.

Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.


В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.

Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.

Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки .


Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.

А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.

Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.


В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.

Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).


Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.

Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.

Основание городов

Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.


Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.

Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.

Личная жизнь

Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году был построен Санкт-Петербург.

В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.


Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.

Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.


Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.

Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу. Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.


Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.

Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.

Смерть

Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.


Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.

После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.


Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.

Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.