Общественное воспроизводство резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы

В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понима- ется экономическая единица, обладающая единством пове- дения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бух- галтерской отчетности и является юридическим лицом.

Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц - резидентов, к числу которых отно- сятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.

Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящи- еся в стране иностранные дипломатические и иные офици- альные представительства, а также международные органи- зации, их филиалы и представительства.

Различные стороны экономической деятельности в сово- купности институциональных единиц-резидентов представле- ны в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделя- ют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю.

Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в ос- новном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся квазипредприятия, которые производят матери- альные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью.

Домашние хозяйства относятся ко второй категории и со- ставляют самостоятельный сектор. Основная функция этих еди- ниц-резидентов - потребление, хотя здесь имеет место и неко- торая производственная деятельность, организованная в фор- ме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отдельно от домашнего хозяй- ства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хо- зяйств формируются из заработной платы, доходов от собствен- ности, получения наследства, трансфертов других секторов и

продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными пред- приятиями.

Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производи- телей государственных услуг, включает институционные еди- ницы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различа- ют 45 типов администрации, в том числе центральное прави- тельство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).

Сектор финансовых учреждений охватывает институцион- ные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долго- срочные государственные фонды и другие).

Помимо этих четырех внутренних институционных сек- торов французская РСНС выделяет еще два сектора.

Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним хозяйствам (или производителей частных услуг, по терминоло- гии СНС ООН) объединяет частные организации, производя- щие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (на- пример, услуги здравоохранения, образования, культуры и от- дыха и прочие) и функционирующие на бесприбыльной основе.

Сектор страховых учреждений включает все предприя- тия, основная деятельность которых состоит в страховании, превращении индивидуального риска в риск коллективный, с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в слу- чае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складыва- ются из добровольных общественных взносов или платы по страховым договорам.

Кроме внутренних институционных секторов (категорий, агентов) СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир» или заграница. Сюда относятся институционные единицы-ре- зиденты, которые работают за пределами территории страны. Категории агентов или институционных субъектов соот- ветствуют разделению населения, ибо каждый индивид мо-

жет входить в несколько категорий или секторов (например, домашнее хозяйство и финансовые учреждения, если он ра- ботник данных учреждений).

Для целей анализа производства, вместо классификации по институционному признаку используется классификация по степени однородности выпускаемой продукции и услуг. Заведения (или предприятия, выпускающие однородную про- дукцию) объединяются в отрасли, понятие которых соответ- ствует отраслям народного хозяйства по методологии СБНХ.

Национальные счета строятся для каждого сектора и по содержанию делятся на два типа: счета потоков, где регист- рируются итоги сделок экономических агентов, и счета иму- щества, представляющие собой балансы. В активе счета иму- щества отражаются материальные блага, находящиеся во вла- дении отдельной экономической единицы, и кредиты, выдан- ные ею. А в пассив этого счета заносятся долговые обязатель- ства этой единицы. Сальдо между активом и пассивом со- ставляет чистую стоимость имущества или богатства.

Счет институционного сектора состоит из девяти счетов:

1) открывающий баланс (показывает материальные и финансовые активы и пассивы на начало периода и сальдо счета);

2) счет производства, где в ресурсах указывается валовой выпуск продукции, а в использовании - промежуточное по- требление; сальдо же счета характеризует размер добавлен- ной стоимости;

3) счет эксплуатации (счет образования доходов), где в ресурсах отражается добавленная стоимость и полученные субсидии по производству, а использование включает оплату труда работников, налоги на производство (кроме налога на добавленную стоимость, который относится к продукции) и валовую прибыль в виде сальдо счета;

4) счет дохода (счет распределения доходов) показывает в ресурсной части кроме валовой прибыли, оплаты труда работ- ников, также полученные налоги на производство и импорт, проценты и дивиденды (то есть доходы от собственности), стра- ховку по несчастным случаям, прочие текущие трансферты (полученный подоходный налог, социальные выплаты, посо- бия), а использование состоит из выплаченных субсидий на производство, процентов и дивидендов, оплаты страховки и т.д. Сальдо счета показывает валовой располагаемый доход;

5) счет использования дохода показывает, как использу- ется валовой доход (в ресурсной части счета) или величина располагаемого дохода на конечное потребление и валовое сбережение;

6) счет капитала показывает потоки, формирующие на- копление. В ресурсной части отражаются сбережения и полу- ченные трансферты капитала, а в использовании - формиро- вание основного капитала, изменение запасов, покупка зем- ли и нематериальных активов. Сальдо счета характеризует возможность (+) или потребность (-) в финансировании;

7) финансовый счет показывает потоки чистых кредитов и чистых долгов во всех формах;

8) счет изменения стоимости вне производства учитывает изменения чистой стоимости имущества;

9) закрывающий баланс отражает размеры имущества на конец периода.

Для сектора «остальной мир» (заграница) составляются всего два счета: счет нефинансовых операций и счет финансо- вых операций. В ресурсы входит импорт, трансферты заграни- це и чистые долги заграницы, а в использование - экспорт, трансферты от заграницы и чистые кредиты от заграницы.

В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понима- ется экономическая единица, обладающая единством пове- дения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бух- галтерской отчетности и является юридическим лицом.

Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц - резидентов, к числу которых отно- сятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.

Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящи- еся в стране иностранные дипломатические и иные офици- альные представительства, а также международные органи- зации, их филиалы и представительства.

Различные стороны экономической деятельности в сово- купности институциональных единиц-резидентов представле- ны в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделя- ют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю.

Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в ос- новном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся квазипредприятия, которые производят матери- альные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью.

Домашние хозяйства относятся ко второй категории и со- ставляют самостоятельный сектор. Основная функция этих еди- ниц-резидентов - потребление, хотя здесь имеет место и неко- торая производственная деятельность, организованная в фор- ме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отдельно от домашнего хозяй- ства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хо- зяйств формируются из заработной платы, доходов от собствен- ности, получения наследства, трансфертов других секторов и

продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными пред- приятиями.

Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производи- телей государственных услуг, включает институционные еди- ницы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различа- ют 45 типов администрации, в том числе центральное прави- тельство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).

Сектор финансовых учреждений охватывает институцион- ные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долго- срочные государственные фонды и другие).

Помимо этих четырех внутренних институционных сек- торов французская РСНС выделяет еще два сектора.

Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним хозяйствам (или производителей частных услуг, по терминоло- гии СНС ООН) объединяет частные организации, производя- щие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (на- пример, услуги здравоохранения, образования, культуры и от- дыха и прочие) и функционирующие на бесприбыльной основе.

Сектор страховых учреждений включает все предприя- тия, основная деятельность которых состоит в страховании, превращении индивидуального риска в риск коллективный, с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в слу- чае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складыва- ются из добровольных общественных взносов или платы по страховым договорам.

Кроме внутренних институционных секторов (категорий, агентов) СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир» или заграница. Сюда относятся институционные единицы-ре- зиденты, которые работают за пределами территории страны. Категории агентов или институционных субъектов соот- ветствуют разделению населения, ибо каждый индивид мо-

жет входить в несколько категорий или секторов (например, домашнее хозяйство и финансовые учреждения, если он ра- ботник данных учреждений).

Для целей анализа производства, вместо классификации по институционному признаку используется классификация по степени однородности выпускаемой продукции и услуг. Заведения (или предприятия, выпускающие однородную про- дукцию) объединяются в отрасли, понятие которых соответ- ствует отраслям народного хозяйства по методологии СБНХ.

Национальные счета строятся для каждого сектора и по содержанию делятся на два типа: счета потоков, где регист- рируются итоги сделок экономических агентов, и счета иму- щества, представляющие собой балансы. В активе счета иму- щества отражаются материальные блага, находящиеся во вла- дении отдельной экономической единицы, и кредиты, выдан- ные ею. А в пассив этого счета заносятся долговые обязатель- ства этой единицы. Сальдо между активом и пассивом со- ставляет чистую стоимость имущества или богатства.

Счет институционного сектора состоит из девяти счетов:

1) открывающий баланс (показывает материальные и финансовые активы и пассивы на начало периода и сальдо счета);

2) счет производства, где в ресурсах указывается валовой выпуск продукции, а в использовании - промежуточное по- требление; сальдо же счета характеризует размер добавлен- ной стоимости;

3) счет эксплуатации (счет образования доходов), где в ресурсах отражается добавленная стоимость и полученные субсидии по производству, а использование включает оплату труда работников, налоги на производство (кроме налога на добавленную стоимость, который относится к продукции) и валовую прибыль в виде сальдо счета;

4) счет дохода (счет распределения доходов) показывает в ресурсной части кроме валовой прибыли, оплаты труда работ- ников, также полученные налоги на производство и импорт, проценты и дивиденды (то есть доходы от собственности), стра- ховку по несчастным случаям, прочие текущие трансферты (полученный подоходный налог, социальные выплаты, посо- бия), а использование состоит из выплаченных субсидий на производство, процентов и дивидендов, оплаты страховки и т.д. Сальдо счета показывает валовой располагаемый доход;

5) счет использования дохода показывает, как использу- ется валовой доход (в ресурсной части счета) или величина располагаемого дохода на конечное потребление и валовое сбережение;

6) счет капитала показывает потоки, формирующие на- копление. В ресурсной части отражаются сбережения и полу- ченные трансферты капитала, а в использовании - формиро- вание основного капитала, изменение запасов, покупка зем- ли и нематериальных активов. Сальдо счета характеризует возможность (+) или потребность (-) в финансировании;

7) финансовый счет показывает потоки чистых кредитов и чистых долгов во всех формах;

8) счет изменения стоимости вне производства учитывает изменения чистой стоимости имущества;

9) закрывающий баланс отражает размеры имущества на конец периода.

Для сектора «остальной мир» (заграница) составляются всего два счета: счет нефинансовых операций и счет финансо- вых операций. В ресурсы входит импорт, трансферты заграни- це и чистые долги заграницы, а в использование - экспорт, трансферты от заграницы и чистые кредиты от заграницы.

1. Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы

Воспроизводство, осуществляемое на различных уровнях организации хозяйства, представляет собой сложную, циклически организованную систему, охватывающую процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.

Экономика всегда существует в государственных границах и, следовательно, ее ресурсы, возможности, потенциал ограничены не только имеющимися условиями воспроизводства, но и наличием полезных ископаемых, населением, территорией и т.д. Другими словами, общественное воспроизводство, то есть постоянно возобновляемое производство, распределение, обмен и потребление в данной стране осуществляется как национальное воспроизводство .

В системе национальных счетов (СНС ) применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики:
– нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг);
– финансовые учреждения;
– государственные учреждения;
– некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
– домашние хозяйства.

Названия институциональных секторов не полностью соответствуют международному стандарту. По завершении работ по внедрению классификатора институциональных секторов экономики в статистическую практику это несоответствие будет устранено.

Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах «остального мира», объединяющих все институциональные единицы-резиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики.

Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.

Если какая-то единица не обладает обеими характеристиками институциональной единицы, то исходя из следующих принципов:
– домашние хозяйства считаются институциональными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами;
– единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;
– единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.
2. ВНП (ВВП). Методы расчёта. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен,понятие дефлятора
Валовой внутренний продукт (ВВП) – это совокупная рыночная стоимость конечной продукции (товаров и услуг), произведенной на экономической территории страны в течение одного года.

Включение в ВВП стоимости только конечной продукции позволяет избежать двойного счета.

Ранее вместо ВВП использовался аналогичный показатель – валовой национальный продукт (ВНП ). Основное отличие ВНП от ВВП в том, что ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.

ВНП рассчитывается как и ВВП, но отличается от него на величину чистых факторных доходов из-за рубежа (ЧФД):

ВНП=ВВП+ЧФД .

Существуют три метода измерения ВВП:

1. Производственный метод (п о добавленной стоимости). ВВП есть сумма валовой добавленной стоимости по отраслям в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

2. Распределительный метод (по доходам). ВВП есть сумма факторных доходов (заработная плата наемных работников с социальными отчислениями, валовая прибыль и смешанный доход) и двух компонентов, не являющихся доходами,  потребление основного капитала и чистые налоги на производство.

3. Метод конечного использования (по расходам). ВВП есть сумма потребительских расходов домохозяйств (С ); инвестиционных расходов фирм и домохозяйств (I), государственных закупок (G ) и чистого экс­порта n ).

Личные потребительские расходы – расходы домашних хозяйств на товары, услуги длительного пользования и текущего потребления. Инвестиционные расходы затраты фирм на по­купку производственного капитала и затраты домохозяйств на продукты длительного пользования (автомобили, дома и др.). Государственные закупки – часть государственных расходов, в обмен на которые общество получает общественные блага (обо­рона, образование и т. д.). Чистый экспорт есть разница между экспортом и импортом.

Итак, ВВП = С + I+G + X n .

При всех методах расчета в ВВП не включаются: непроизводительные сделки : а) чисто финансовые сделки (государственные и частные трансфертные платежи, купля-продажа ценных бумаг); б) продажа подержанных товаров; операции и услуги, которые трудно или невозможно учесть : а) работа домохозяек в своем домашнем хозяйстве; б) работа ученых «на себя»; в) бартерный обмен; г) доходы теневой экономики и т. п.

Номинальный ВВП – это стоимость произведенных товаров и услуг, выраженная в фактических (текущих) рыночных ценах. Цены постоянно меняются, поэтому при определении динамики ВВП за несколько лет трудно понять, произошли его рост (падение) за счет роста (падения) цен или реальных благ. Реальный ВВП устраняет ценовые изменения – это продукт производства, измеренный в постоянных (базовых) ценах. В качестве постоянных цен могут быть взяты любые цены. В реальном ВВП отражается действительный рост (падение) товаров и услуг. Реальный ВВП получается путем деления номинального ВВП на индекс цен, называемый дефлятором ВВП.

Индекс цен (дефлятор ВВП) определяется путем деления стоимости рыночной корзины в ценах исследуемого года к ее стоимости в ценах базового года. Дефлятор ВВП рассчитывается по типу индекса Пааше , где в качестве весов используется набор благ текущего периода:

Где  цены iблага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде;  количество iблага в текущем периоде.

Дефлятор ВВП равен номинальному ВВП, деленному на реальный ВВП.
Пример. Предположим, рыночная корзина состоит из двух благ: 200 кг муки и 400 кг яблок. По сравнению с базовым годом цена муки выросла с 9 до 11 руб. за кг, а цена яблок – с 20 до 25 руб. за кг. Найти индекс рыночных цен (дефлятор ВВП).

Решение:

ИПЦ = (200 *11+400*25)/(200*9 + 400 *20) = 12200/9800 = 1,24.

Таким образом, рыночная корзина подорожала на 24%.

3. Экономический цикл и его фазы. Виды, причины,особенности.

Экономический (деловой) цикл - регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет. Причинами являются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д. Экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты) и безработица (низкий уровень производства и занятости).

Цикл можно разделить на два периода: нисходящий (падение производства) и восходящий (рост производства). Поскольку экономические подъемы и спады, составляющие суть экономического цикла, играют ключевую роль в колебаниях экономической (деловой) активности, экономисты именуют такие циклы деловыми .

Фаза экспансии начинается активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом - периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и процентная ставка очень высоки. В высшей точке цикла, называемой пиком , все названные показатели достигают максимального значения.

Неизбежное следствие бума - поворот в развитии цикла, когда рост производства сменяется его спадом . Это свидетельствует о наступлении фазы кризиса . Возрастание нереализуемых товарных запасов приводит к снижению объемов производства. Сокращаются производственные инвестиции, и, следовательно, падает спрос на рабочую силу. В фазе депрессии падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала.

Виды циклов

Выделяют различные виды циклов по продолжительности:

 столетние циклы, длящиеся сто и более лет;

 «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50-70 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры» (Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая Депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов);

 классические циклы (первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми), которые длятся 10-12 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала, т.е. оборудования (в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов в современных условиях сократилась);

 циклы Китчина продолжительностью 2-3 года.

Выделение разных видов экономических циклов основано на продолжительности функционирования различных видов физического капитала в экономике. Так, столетние циклы связаны с появлением научных открытий и изобретений, которые производят настоящий переворот в технологии производства (вспомним, «век пара» сменился «веком электричества», а затем «веком электроники и автоматики»). В основе длинноволновых циклов Кондратьева лежит продолжительность срока службы промышленных и непромышленных зданий и сооружений (пассивной части физического капитала). Примерно через 10-12 лет происходит физический износ оборудования (активной части физического капитала), что объясняет продолжительность «классических» циклов. В современных условиях первостепенное значение для замены оборудования имеет не физический, а его моральный износ, происходящий в связи с появлением более производительного, более совершенного оборудования, а поскольку принципиально новые технические и технологические решения появляются с периодичностью 4-6 лет, то продолжительность циклов становится меньше. Кроме того, многие экономисты связывают продолжительность циклов с массовым обновлением потребителями товаров длительного пользования (некоторые экономисты даже предлагают причислять их к инвестиционным товарам, закупаемым домохозяйствами), происходящим с периодичностью 2-3 года.


  1. Безработица, ее виды и измерение. Закон Оукена. регулирование уровня безработицы.
Безработный взрослый человек (старше 16 лет) , который не является наемным работником или предпринимателем, а также ищет работу и готов приступить к ней.

Рабочая сила (экономически активное население) – совокуп­ность работающих и безработных. Уровень участия (УУ) – это доля рабочей силы во взрослом населении. УУ является косвенным измерителем общественного благосостояния.

Уровень безработицы (УБ) – доля безработных в рабочей силе. Чем ниже уровень безработицы, тем выше доходы, тем ниже социальная напряженность. Доля безработных во взрослом населении (ДБ) равна произведению уровня безработицы и уровня участия. С улучшением общей социально-экономической ситуации в обществе данный показатель уменьшается.

Виды безработицы:

1) фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы. Она существует даже тогда, когда количество и структура вакансий совпадают с количеством и структурой безработных;

2) структурная безработица связана с научно-техническим прогрессом, в результате которого спрос на одни профессии воз­растает, а на другие – убывает (например, программисты и грузчики);

3) циклическая безработица связана со спадом общественного производства, в период которого число вакансий меньше числа безработных.

Полная занятость есть ситуация, когда циклическая безра­ботица отсутствует, то есть имеются наиболее благоприятные условия занятости. Естественный уровень безработицы равен уровню безработицы при полной занятости.

Потенциальный ВВП есть ВВП при полной занятости, обычно он больше фактического ВВП. Разность между потенциальным и фактическим ВВП называют отставанием ВВП, а отношение этой разности и потенциального ВВП – процентным отставанием ВВП. Закон Оукена : если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то процентное отставание ВВП составляет приблизительно 2,5%. Кривая Оукена отражает зависимость фактического ВВП от уровня безработицы.

Кривая Оукена
5. Инфляция: сущность, виды, измерение уровня инфляции. Причины и механизм инфляции. Источники инфляции: инфляция спроса и предложения. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

Инфляция – макроэкономический рост уровня цен. В сущности, инфляция означает уменьшение масштаба цен, обесценивание денежных знаков.

Инфляция ведет к перераспределению собственности и производственных ресурсов, разрушает долгосрочный кредит, подрывает условия для реализации инвестиционных проектов, тормозит технические нововведения и, в конечном счете, тормозит экономическое развитие.

Инфляция различается по следующим основным критериям:

1) в зависимости от размеров государственного регулирования :

открытая инфляция – присуща для стран с рыночной экономикой, характеризуется нарушением равновесия между совокупным спросом и предложением, постоянным повышением цен, действие механизма адаптивных инфляционных ожиданий;

подавленная инфляция – присуща для стран с командно-административной экономикой, характеризуется установлением жесткого контроля над ценами и доходами, временным замораживанием цен и доходов, постоянным дефицитом товаров и услуг.

Подавленная инфляция более опасна: если открытая деформирует рынок, то подавленная разрушает его.

2) в зависимости от уровня темпа роста цен :

умеренная инфляция , когда цены растут менее, чем на 10% в год, покупательная стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов;

галопирующая инфляция – среднегодовой темп роста цен 10% - 100%; деньги теряют свою ценность; опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер, предсказуема, но не управляемая;

гиперинфляция – цены растут быстро (более 100% в год, расхождение цен и зарплаты становится катастрофическим, разрушается народное хозяйство, падает уровень благосостояния, недоверие к деньгам, вследствие чего происходит переход к бартерному обмену. Вести бизнес невозможно;

3) в зависимости от степени сбалансированности роста цен :

сбалансированная инфляция – цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными; не страшна для бизнеса;

несбалансированная цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

4) в зависимости от степени предсказуемости :

ожидаемая – предсказывается и прогнозируется заранее, что позволяет предотвратить или уменьшить потери;

неожидаемая – приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и перераспределению дохода между кредиторами и заемщиками;

Состояние экономики, которое характеризуется одновременным ростом цен и сокращением производства, называется стагфляцией ;

5) в зависимости от факторов, порождающих инфляцию :

инфляция спроса – когда «слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров»;

инфляция предложения – рост цен, спровоцированный ростом издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) – отношение стоимости потребительской корзины в ценах иссле­дуемого года к ее стоимости в ценах базового года. Базовым может быть выбран любой год. Итак, ИПЦ рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем году к стоимости потребительской корзины в базовом году.

ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса

Уровень (темп) инфляции – это относительное изменение дефлятора ВВП, измеряемое в десятичных дробях или процентах:

,

Где D 1, D 2 – старое и новое значения дефлятора соответственно.

Если даны два следующих друг за другом промежутка времени, то уровень инфляции на общем промежутке времени равен:

RI=(RI 1 +1)*(RI 2 +1) –1,

Где RI 1, RI 2 – уровень инфляции, выраженный десятичной дробью на 1м и 2м промежутке соответственно.

Если число промежутков равно n , а уровень инфляции на каждом из них равен RI 1 , то уровень инфляции на общем промежутке времени равен:

RI= (RI 1 +1) n –1.

Если величина RI 1 мала, то приближенно уровень инфляции равен RI 1 =n*RI 1 .

«Правило величины 70» позволяет приблизительно определить число лет, необходимых для удвоения уровня цен при постоянном небольшом уровне годовой инфляции:

Однако, если годовой уровень инфляции превышает 30%, то этот метод дает существенную погрешность.

Реальная ставка процента (r ) есть процентный прирост за год покупательской способности суммы, лежащей на срочном вкладе. Она зависит от ставки процента, которую в этом случае называют номинальной (i), и годового уровня инфляции (RI ):

Если уровень инфляции незначителен, то реальная ставка процента приближенно равна разности номинальной ставки процента и уровня инфляции: r = i RI .

Если уровень инфляции превышает номинальную ставку процента, то покупательная способность снятой со срочного вклада в конце года суммы меньше, чем покупательная способность вложенной суммы, при этом реальная ставка процента отрицательна.

Кривая Филлипса - графическое отображение обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы .

Названа по имени английского экономиста Олбана Филлипса , который на основе эмпирических данных по Англии за 1861 -1957 годы вывел корреляционную зависимость между уровнем безработицы и изменением прироста денежной заработной платы .

Зависимость первоначально показывала связь безработицы с изменениями зарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен , и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствии была преобразована в зависимость между ценами и безработицей.

В долгосрочном периоде представляет собой вертикальную прямую, иначе говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

 ? - уровень инфляции ,

 ? e - ожидаемый уровень инфляции,

 (U ? U e ) - отклонение безработицы от естественного уровня - циклическая безработица ,

b > 0 - коэффициент,

v - Шоки предложения.

6. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика.
Рассматривая социально-экономические последствия мер по экономии государственных средств, нельзя не отметить, что ожидаемый экономический эффект от их внедрения не превышает 1,7% расходной части федерального бюджета. В то же время механическое уменьшение количества учреждений бюджетной сферы, сопровождаемое высвобождением значительного числа государственных служащих, влечет за собой несопоставимо более высокие издержки, включая необходимость трудоустройства и социальной защиты сокращаемых работников госсектора, а также серьёзные проблемы с обеспечением должного качества государственного управления, образования и здравоохранения. Повышение служебной нагрузки на каждого из работников, остающихся на содержании федерального бюджета, не будет сопровождаться увеличением фондов оплаты их труда, в результате чего продолжится отток наиболее квалифицированных кадров, занятых в госсекторе, в сферу предпринимательства. В долгосрочном плане этот процесс неизбежно приведёт к дальнейшей деградации среднего и высшего образования, ухудшению качества массового медицинского обслуживания, разрушению сложившихся научных школ и коллективов, общему снижению культурно-интеллектуального потенциала общества.
Антиинфляционная программа правительства включает сокращение дефицита бюджета, уменьшение расходов на оборону, избирательное субсидирование предприятий, стабилизацию курса рубля. С целью ограждения российской экономики от массового притока денежных средств из бывших союзных республик в июле 1993г. была проведена денежная реформа. Приватизация и демополизация необходима как средство повышения роли конкуренции, которая ограничивает способность монополистов вздувать цены


  1. Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупное предложение и факторы его определяющие. Макроэкономическое равновесие АD-АS Эффект храповика.
Совокупный спрос (АD) – это реальный объем ВВП, который при данном уровне цен готовы купить домохозяйства, фирмы, государство и экспортеры, т.е. AD=C+I+G+X n . Отрицательный наклон кривой AD определяется ценовыми факторами :

1) эффектом процентной ставки – с ростом уровня цен повышаются и процентные ставки, а они приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта: P  i  I , С объем ВВП ;

2) эффектом богатства , или реальных кассовых остатков – с ростом уровня цен реальная стоимость материальных ценностей (напр., деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население будет сокращать свои потребительские расходы: P  C объем ВВП ;

3) эффектом импортных закупок – рост уровня цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги) и к сокращению экспорта: P  Exp  Xn  объем ВВП .

Сдвиги кривой AD происходят под воздействием неценовых факторов : а) изменения в потребительских расходах: рост доходов, ожидания потребителя, задолженность потребителя, подоходный налог; б) изменения в инвестиционных расходах: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, уровень налогов, технический уровень производства, уровень использования производственных мощностей; в) изменения в госрасходах вызываются преимущественно политическим решением правительства страны; г) изменения в чистом экспорте: динамика и уровень доходов в стране, изменение валютного курса, политические решения.

Совокупное предложение (AS) – реальный объем ВВП, который может быть произведен при данном уровне цен. Кривая AS имеет положительный наклон. Она состоит из трех отрезков:


  1. горизонтального (кейнсианского) , когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным;

  2. вертикального (классического) , когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться;

  3. промежуточного , когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.
На характер кривой AS влияют ценовые и неценовые факторы. Ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения (движение вдоль кривой AS ), неценовые приводят к сдвигу кривой AS .

Неценовые факторы AS : а) уровень технологии производства; б) изменение цен на ресурсы; в) производительность труда; г) изменение условий бизнеса; д ) изменение в структуре рынка.

Условие макроэкономического равновесия : АD = АS АD =Y , где Y – доход общества. В точке Е – макроэкономическое равновесие, с равновесным уровнем цен (Р Е) и равновесным объемом ВВП (Q E). Виды макроэкономического равновесия (рис. 5.1).

Виды макроэкономического равновесия:

а - на промежуточном отрезке AS ; б - на кейнсианском отрезке AS ;

в - на классическом отрезке AS
Эффект храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому рост АD повышает уровень цен, но при снижении АD в течение короткого периода времени нельзя ожидать падения уровня цен. Эффект храповика приводит к смещению кривой AS вверх.
8. Функция потребления и сбережения домашних хозяйств. Инвестиционные расходы фирм. Равновесие товарного рынка по Кейнсу. Модели мультипликатора. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости. Акселератор. Инфляционный и дефляционный разрыв.

Товарный рынок страны (рынок товаров и услуг) является центральным звеном макроэкономики.

Дж. М. Кейнс выделил идеальную и реальную функции потребления домашних хозяйств.

Идеальная : С = Y (редко используется на практике).

В реальной жизни население тратит только часть своего дохода на текущие нужды. Поэтому реальную функцию потребления записывают в двух формах:

Долгосрочная: С = МРС*Y ;

Краткосрочная: С =С 0 + МРС*Y ,

Где С 0 автономное потребление , не зависящее от дохода, характеризует минимальный уровень потребления, необходимый людям. В случае отсутствия дохода люди будут брать в долг или сокращать размер имущества.

МРС предельная склонность к потреблению показывает, на сколько возрастут потребительские расходы домохозяйств при увеличении дохода на одну денежную единицу: , причем 0
Сбережение (S) – доход домохозяйств за вычетом потребления:

S = Y–C.

Функции сбережения:


  1. краткосрочная: S= -C 0 +MPS*Y ;

  2. долгосрочная: S= MPS* Y ,
где МРS предельная склонность к сбережению показывает, на сколько возрастут сбережения домашних хозяйств при увеличении дохода на 1 денежную единицу: , причем 0МРС+МРS=1.

Рассмотрим предположения простейшей кейнсианской модели.

1. Государство и внешний мир отсутствуют, тогда совокупные расходы (Е) состоят лишь из потребления и инвестиций (Е=C+I ).

2. Инвестиции автономны, т.е. не зависят от дохода (I 0 ).

3. Потребление есть линейная функция располагаемого дохода, т.е. МРС=const : С=С 0 + МРС *Y ,

Условие равновесия по Кейнсу состоит в равенстве дохода совокупным расходам (Y=E): Y=C+I, т.е. Y=С 0 +МРС*Y +I 0 . Решая это уравнение относительно Y, получим равновесный доход:

Где – простой мультипликатор, причем >1,

А 0 = I 0 0 – автономные расходы.

Равновесный доход равен произведению простого мультипликатора и автономных расходов.

Мультипликатор автономных расходов (простой мультипликатор) – это численный коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный национальный доход (или ВВП) при увеличении автономных расходов.

Если произойдет прирост объема инвестиций, то равновесный доход увеличится на величину, которая в раз больше, чем прирост инвестиций, т.е. Y= * I .

На рис. 5.2 первоначальное равновесие изображено точкой пересечения биссектрисы и графика функции совокупных расходов (точка А). Такое представление макроэкономического равновесия называют «кейнсианским крестом». С ростом инвестиционных расходов равновесие сместилось в точку В. Чем богаче страна, тем меньше потребляемая доля дополнительного рубля дохода (MPC), тем ближе прирост дохода к приросту инвестиций, тем слабее эффект мультипликации.

Простейшая кейнсианская модель
Из простейшей кейнсианской модели следует, что для вывода экономики из состояния спада следует стимулировать увеличение инвестиционных расходов.

Чем больше МРС, тем больше мультипликатор. Чем больше МРS, тем меньше мультипликатор. Чем больше сберегаем, тем хуже для экономки. В этом состоит парадокс бережливости.

Парадокс бережливости заключается в том, что увеличение сбережений домохозяйств приводит к сокращению личного потребления и равновесного дохода общества. Преодолеть его можно, инвестируя сбережения в национальную экономику.

Акселератор (V) характеризует способность экономики к развитию (сколько из прироста дохода экономика может направить на расширение).

.

– сложный мультипликатор,

Прирост равновесного дохода превосходит вызвавший его прирост инвестиций (или государственных закупок, или того и другого вместе), причем отношение этих приростов равно сложному мультипликатору .

Сложный мультипликатор меньше простого, т.е. введение налогов ослабляет эффект мультипликации. Это отображается уменьшением угла наклона кривой совокупных расходов с увеличением налоговой ставки.

Мультипликатор сбалансированного бюджета равен отношению прироста дохода к вызвавшему его равному приросту государственных закупок и налоговых поступлений. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Где х простой мультипликатор внешней торговли .
Прирост равновесного дохода превосходит вызвавший его прирост инвестиций (или экспорта, или того и другого вместе), причем отношение этих приростов равно простому мультипликатору внешней торговли .

Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I > S, то есть инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций нет, размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.

Дефляционный разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровни полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, так как население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.

Эффекты инфляционного и дефляционного разрывов


  1. Сущность и функции финансов. Бюджетная система РФ. Государственный бюджет РФ и его структура. Проблема сбалансированности бюджета. Бюджетный дефицит, государственный долг, способы его погашения.
Государственный бюджет представляет собой структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке. Государственные доходы состоят из налоговых и неналоговых доходов, государственных займов и поступлений из внебюджетных (целевых) фондов. Государственные расходы состоят из расходов на социальную политику, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, образование, промышленность, энергетику, здравоохранение и физическую культуру, фундаментальные исследования и содействие НТП, сельское хозяйство и рыболовство, международную деятельность и прочие.

Госбюджет любой страны должен быть сбалансирован: доходы государства должны равняться расходам. В реальной жизни сбалансированность бюджета достигается редко. В период экономических спадов расходы государства превышают доходы (дефицит бюджета ), в период подъема доходы превышают расходы (профицит бюджета ).

Виды бюджетного дефицита:


  1. первичный дефицит – разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по долгу;

  2. структурный дефицит – превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости;

  3. циклический дефицит – разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом.
Накопленный дефицит госбюджета в течение нескольких лет называется государственным долгом . Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренним государственным долгом являются долговые обязательства правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Внешний государственный долг – долг иностранным государствам, организациям, отдельным лицам.

Способы финансирования госдолга внутри страны:


  1. монетизация (эмиссия новых денег);

  2. государственные займы (выпуск и продажа государственных ценных бумаг).
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия денег, но и они имеют негативное воздействие на экономику станы. Вопервых, правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг; вовторых, государственные займы, мобилизируя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита для мелких и средних фирм (поскольку растет ставка процента по кредитам).

Способы погашения государственного долга:


  1. за счет золотовалютных резервов Центрального банка;

  2. консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос платежей на более поздний срок. Для этого создаются специальные клубы: Лондонский клуб (объединение банков кредиторов), Парижский клуб (объединение стран кредиторов);

  3. конверсия внешнего долга – превращение задолженности в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале, права;

  4. обращение к международным банкам (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития) для получения чрезвычайного (льготного) финансирования.

Этапы развития и структура системы национальных счетов

Лекция 2. Система национального счетоводства

Система национальных счетов (СНС) представляет собой комплексную систему взаимосвязанных показателей, с помощью которых возможен анализ основных аспектов и фаз экономического процесса, всех операций экономических субъектов, в которые они вступают, всех видов финансовых и нефинансовых активов. Упорядочение этой информации на счетах позволяет обеспечить описание процессов производства товаров и услуг, распределения и перераспределения доходов, использования их на потребление и сбережение, а также накопление капитала, операции с финансовыми активами и др.

Главная задача СНС состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязанное описание экономического процесса на макроуровне в единстве его основных аспектов, систематизировать и обобщить наиболее важные показатели, чтобы государство на их основе принимало решения по вопросам формирования экономической политики, предприниматели могли оценивать общее состояние макроэкономической среды, в которой они функционируют и принимают решения, учреждения науки использовали показатели СНС для анализа макроэкономических проблем, разработки экономических моделей описания и прогнозирования экономического процесса.

Современная система национального счетоводства представляет собой международный стандарт оценки основных экономических показателей страны.

Ее составные части - показатели макродинамики:

Валовой национальный продукт;

Валовой внутренний продукт;

Чистый национальный продукт;

Личный доход;

Располагаемый доход.

Принципы СНС

1. Балансирование доходов и расходов по методу двойной записи.

2. Стоимостная оценка всех товаров и услуг.

3. Раздельный учет на специальных счетах финансовых и перераспределительных потоков.

В основе СНС лежит теория факторов производства, согласно которой в производстве продукта принимают участие не только труд, но и земля, и предпринимательская деятельность. Поэтому СНС охватывает все стороны экономики - материальное и нематериальное производство, финансовые потоки и движение ресурсов.

Центральное место в СНС занимает показатель «валовой национальный продукт (ВНП), который по натуральной форме представлен совокупностью конечных товаров и услуг, произведенных в обществе за год, а в стоимостной форме отражает их совокупную рыночную стоимость.

В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понимается экономическая единица, обладающая единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом.


Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц - резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.

Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц-резидентов представлены в виде институционных секторов. Обычно в СИС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю.

Первую составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж.

Домашние хозяйства составляют второй сектор. Основная функция этих единиц-резидентов - потребление. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов.

Третий сектор – сектор государственных учреждений, а по терминологии СИС ООН сектор производителей государственных услуг, включает институционные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства.

Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).

Четвертый сектор - сектор финансовых учреждений, охватывает институционные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).

Кроме внутренних секторов СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир» или заграница. Сюда относятся единицы-резиденты, которые работают за пределами территории страны.

Национальные счета строятся для каждого сектора и по содержанию делятся на два типа: счета потоков, где регистрируются итоги сделок экономических агентов, и счета имущества, представляющие собой балансы. В активе счета имущества отражаются материальные блага, находящиеся во владении отдельной экономической единицы, и кредиты, выданные ею. А в пассив этого счета заносятся долговые обязательства этой единицы. Сальдо между активом и пассивом составляет чистую стоимость имущества или богатства.

1.1. Понятие институциональной единицы.. 4

1.2. Разделение институциональных единиц на резидентные и нерезидентные: основные признаки 5

2. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы в российской экономике. 10

2.1.Особенности правового регулирования функционирования резидентных и нерезидентных институциональных единиц в российской экономике. 10

Заключение. 21

Список литературы.. 23


Введение

Большинство стран облагает налогом своих граждан и юридических лиц по их доходам, извлекаемым внутри этих стран. Соединенные Штаты Америки взимают со своих налогоплательщиков, в том числе и юридических лиц, налог в соответствии с их всемирными доходами на основании гражданства (резидентности).

Динамично развивающееся правовое регулирование в оффшорных зонах в течение последнего времени привело к появлению значительной неопределенности понятий «резидента» и «нерезидента», которые может получить оффшорный субъект.

Наличие значительного числа исключений, реализующихся в специальных «промежуточных» налоговых статусах позволяет скорее говорить об отсутствии указанного правила, чем о его наличии. Именно поэтому в нашем определении мы не употребляли термин «запрет деятельности», заменив его на «специальный статус в отношении режима деятельности».


В чем же заключаются особенности такого тройственного и неизвестного системе разделения субъектов по принципу резидентности. Важным, в этой связи, представляется исследование целевой направленности воли создателя оффшорного субъекта, поскольку именно целевая составляющая позволяет установить объект того или иного правоотношения, а значит выявить соответствующий ему правовой режим.

Дело в том, что все более возрастающее значение в так называемом «налоговом планировании» - то есть в применении законодательно разрешенных способов снижения налогового бремени (где часто используются оффшорные компании) в последнее время приобретают межгосударственные соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения. Целью указанных соглашений является устранение механизмов двойного налогообложения прибыли иностранного инвестора при налогообложении в стране инвестирования и в родном государстве при перемещении доходов.

Таким образом, актуальность и практическая значимость темы работы обусловлена необходимостью изучения особенностей статуса и роли резидентных и нерезидентных институциональных единиц в условиях усиления глобализационных процессов в современном мире и развития так называемых оффшорных зон.

Целью работы является изучение особенностей резидентных и нерезидентных институциональных единиц в экономике.

1. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы как объект статистического учета и экономического анализа

1.1. Понятие институциональной единицы

Система национальных счетов позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины, по которым производство находится именно на этом уровне. Сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, можно проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики : рост, стабильное воспроизводство, застой или спад. Информация, которую содержат национальные счета, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики: без такой системы учета экономическая политика базировалась бы на интуиции. Национальные счета позволяют систематически следить за экономическим состоянием общества и определять политику, которая бы способствовала поддержанию и улучшению этого экономического состояния.

Институциональная единица - это хозяйственная единица , которая ведет полный набор бухгалтерских счетов , может самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства

На практике существуют два основных типа институциональных единиц: домашние хозяйства и корпорации (юридические лица), чье существование и чьи права признаются независимо от людей или других юридических лиц, которые ими владеют.

Домашние хозяйства обычно состоят из нескольких человек, которые при этом не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Это может быть семья, или просто несколько человек, которые живут совместно, совместно же владеют имуществом и имеют общий бюджет. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность.

В качестве юридических лиц выступают корпорации (то есть предприятия, принадлежащие нескольким владельцам), некоммерческие организации или государственные единицы. Предприятия или организации, как правило, самостоятельно принимают экономические решения, хотя самостоятельность может быть ограничена их владельцами, например, корпорации в конечном счете контролируются акционерами.

Помимо корпораций, бывают еще некорпорированные предприятия. Некорпорированные предприятия принадлежат одному лицу или одной корпорации.

Совокупность институциональных единиц, объединенных по однотипному экономическому поведению , составляет институциональный сектор. Выделяются пять секторов для внутренней экономики и сектор "Остальной мир". Внутреннюю экономику составляют следующие секторы:


Нефинансовых корпораций;

Финансовых корпораций;

Частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

Государственных учреждений;

Домашних хозяйств.

В соответствии с СНС все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты , квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица
, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовать услуги, от своего имени заключать сделки с другими лицами.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица , реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т. е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниками международных экономических союзов.

1.2. Разделение институциональных единиц на резидентные и нерезидентные: основные признаки

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Институциональная единица является резидентом страны, или, точнее, экономики, если центр ее экономических интересов расположен на экономической территории данной страны. Считается, что единица имеет где-либо центр экономического интереса, если она владеет на данной территории землей или недвижимостью, продолжительное время участвует или намерена продолжительное время участвовать в экономической деятельности.

Все члены домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйство, хотя они могут проводить какое-то время за рубежом. Если они работают

Шпаковская статистика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. С. 31.